Вопрос к учителям математики и к тем, кто в теме
Замечала неоднократно, и когда сама училась, и сейчас.
Почему учебники математики, алгебры не дают определений какого-то основополагающего понятия в разделе? А действуют по одной и той же схеме.
На примере что-то покажут. Потом написано - вот эта фигня, которую мы сейчас рассмотрели, называется так-то. А далее уже про варианты "фигни" и ее свойства нормальным математическим языком пишут.
При этом в разделе, где вопросы и задания по теме, вполне может первым пунктом идти вопрос "Дайте определение "фигни" или "Что называется "Фигней"?
И не потому, что определения "фигни" нет в природе, оно есть и не одно. Можно найти в матсправочнике, в интернете, где угодно. Можно даже самостоятельно сформулировать.
В этом какой-то великий педагогический смысл?
Из свежих примеров понятия "математическое выражение" и "алгебраическое выражение". Учебник Колягина - в принципе, очень хороший учебник.
Но такие вещи я наблюдаю в каждом классе.
Понятие "алгебраическое выражение" уж точно к базовым не относится
Не сможете доказать - значит, ваше утверждение неверно.
Давайте, вы не будете тратить мое время. Вопрос был к учителям, знающим методики преподавания.
2+/8
34-а3(64)
29/(х+у(18=В
Нравится? Если да, то можете и дальше считать то, что написано в википедии, определением.
И изучать математику по ней дальше. Там ведь даже определение точки и множества можно найти.
Больше своё время на вас тратить не буду. Удачи!
В учебниках для совсем математиков, наверное, есть нужная точность и четкость. Но это мат.факультеты вузов, думаю.
в том же учебнике есть задание типа "используя распределительный закон умножения, выполните преобразование алгебраического выражения" - то есть предполагается, что человек в состоянии осмыслить эту фразу полностью, значит, знаком с теорией.
И разве в профильном ЕГЭ не бывает задач, рассчитанных на знание теории (я не в курсе еще, но вроде этот ЕГЭ равнозначен поступлению на матфакультет)
"используя распределительный закон умножения, выполните преобразование алгебраического выражения" - вот здесь уже много всякого содержательного написано. Во первых "распределительный закон умножения". Если вы сейчас станете утверждать, что этого закона тоже нет в вашем учебнике, то я вам не поверю.
Преобразование же также относится к понятиям базовым, понятным интуитивно. Преобразовать - "изменить образ", записать по другому. Эту "фигню" можно постичь только на примерах, прорешать решебник страниц в 100.
В профильном ЕГЭ все задачи будут на знания теории и на умение применять её на практике.
Трудно учиться вместе с ребёнком алгебре, да?
К чему последняя фраза?
В профильном ЕГЭ определений, насколько я помню, нет. Но используют понятия, с которыми ученик познакомился. То есть фраза "произведите такое-то действие с алгебраическим выражением" там может встретиться. А вот задания "определите, какое выражение тут алгебраическое, а какое нет" - не будет.
А так можно бесконечно разговаривать, но это меня не приблизит к ответу.
Если есть в учебнике № 38 "Что называется алгебраическим выражением?", значит, должно быть внятное определение. Мне кажется, что так.
Тем не менее, поскольку учебники достаточно свежие, подобные моменты в них не всегда дочищаются. Но вы можете помочь этому процессу, направив свои замечания автору. В следующем издании книги замечание будет отработано и определение дадут (или переформулируют задание).
На мой взгляд, разумно размещать все определения не из -за конкретного задания, а для того, чтобы от простого к сложному постигать раздел. А если все базируется на понятии, которое в учебнике описано на примере, то чего ждать от детей?
Как практикующих учителей, так и составителей учебников.
Меня эта тема когда-то интересовала.
Кроме того, я имею опыт объяснения детям разных понятий. И поверьте, то, о чем говорите вы, будет понятно лишь небольшому количеству школьников. А школа у нас обще-образовательная. Большое количество определений просто не будет ими усвоено. От простого к сложному это прекрасно. Но математически-строгое определение это сложное, а не простое. И математический язык тоже сложный, а не простой. И математическая строгость требует серьезного развития логического мышления, на уровне, которого у большинства людей нет, и им это не нужно.
И даже тем, кто сдает профильную математику, в большинстве случаев это не понадобится, потому что 99,9% этих людей не станет математиками.
за какой класс вы открыли учебник с данным заданием, что вам даже определения понадобились.
вы конкретный пример приведите той "фигни", определение которой надо дать.
в вашем случае все определения были даны с 1 по 6 класс. и если ребёнок их не помнит=не знает, то это вопрос не к учебнику.:)
Девочки, не отнимайте свое и мое время. Я подожду ответа профессионального педагога. В крайнем случае спрошу в реале у кого-нибудь.
Уверена, есть простое объяснение этому явлению.
что такое алгебраическое выражение? алгебраическое выражение-это выражение, содержащее алгебраические действия.
1+1 это тоже алгебраическое выражение.
тот же распределительный закон умножения проходился в 3м! классе
Согласно учебнику, о котором речь, 1+1 - не алгебраическое выражение.
Мне не нужно объяснять математику, я 20 лет преподаю ее на разные лады. Но не в школе. Мне нужен ответ действующего грамотного учителя или методиста.
Алгебраическое выражение - это ряд чисел и переменных, объединенных математическими операциями (сложением, вычитанием, умножением и т.д.)
a+1, a+b и тд. это всё проходилось ранее.
Вам дан чёткий ответ: если определения нет в учебнике, то его дали ранее.
смысла с вами общаться далее не вижу.
вы препожаете в школе, а видимо в вузе. не сравнивайте! в вышке без определения далеко не уедешь
алгебра 7го класса это практически повторение пройденного с 1 по 6 класс, за исключением ФСУ, графиков линейной функции и систем уравнений. Это новое, остальное всё основывается на пройденном ранее
То что вы варитесь в математической среде видно за километр. Опуститься до уровня среднего школьника вам очень тяжело.
До уровня мотивированного школьника, желающего учиться, и опускаться не нужно.
Вопрос в общем не про конкретный учебник и я об этом писала выше.
В более младших классах , например, если не знаешь как оперировать с отрицательными числами, можно правило выучить и применять. Аналогично операции с дробями.
Они все же в учебнике даны для чего-то.
Особенно сотрицательными цислами и дробями, просто надо практиковаться и донести до ребенка смысл, а не определение.
Не просто должны, а будут обязательно.
Вы все же посмотрели бы учебники и то как учат в топовых школах хорошие учителя, никого не заставляют в них учить теоремы и аксиомы и темболее определения наизусть:)
Выпускник мат.школы.
Решали себе задачки и всё. Зачем для этого какие-то формулировки знать и свойства помнить, право слово... А на вопрос: "Почему здесь у вас так получается ?" наверное отвечали "Да мы всегда так решаем." Правильно?
Вы определитесь, что вас интересует. Понятие "алгебраическое выражение" в доказательствах не участвует, так что его строгость ни для чего не нужна.
Формулировки теорем, необходимых для доказательств, которые встречались в программе, естественно изучались и запоминались. Без них не докажешь ничего. И понятие биссектрисы на уровне "поскольку она делит угол пополам" я тоже знала. Для применения в доказательстве этого факта достаточно.
Меня интересуют мамы, которые очень смело пишут о том, что помнить математические определения, аксиомы и теоремы наизусть не надо. Де не нужны они в современных "топ-школах". Там как-то так хитро теперь учат, что все всё классно решают, а определений не знают. Типа всё понимают, но не знают. Про этих мам мне кажется, что они сами не очень чего понимают :).
Вот и вы постом выше писали, что матшколу закончили, но только задачи решали. А не теоремы учили. Но теперь вроде вы на попятный, да? Т.е. теоремы вы в школе всё-таки знали? И определение биссектрисы у вас в голове до сих пор смутно но живо?
А в матанализе, где задач почти нет, а доказательств навалом, там без правильного знания аксиом теорему не докажешь. Только мат.анализ это продвинутый вуз, а не школа. И стереометрия это задачки повышенной трудности. Решение такой задачки на экзамене мне обеспечило моментальную пятерку, при том что остальные задачки я решила не все. Причем опять-таки на экзаменах задач на доказательство по стереометрии, скорее всего, самый минимум. У меня на экзамене была задачка на посчитать. Соответственно мне не важно помнить теоремы, мне важно было помнить многоэтажные формулы. И общие свойства.
И вы точно учили матан? Я, например, весь первый курс просто спала в обнимку с Демидовичем, и решала, решала, решала задачи: пределы считала, производные брала, ряды суммировала, интегрировала (просто, двойно, по контуру, по поверхности).
"Докажите, что параметрическая система уравнений не имеет корней при всех значения параметра а>0.5"."
И что, тут нужно прямо доказывать словами с ссылкой на теоремы, а не писать цепочку каких-то выкладок с вечным значком => ?
"И что, тут нужно прямо доказывать словами с ссылкой на теоремы" - ну например то, что что-то там не имеет каких-то там корней. Конечно это надо доказывать написанием "выкладок". Но чтобы что-то выкладывать недурственно ЗНАТЬ и уметь применять те самые теоремы, содержащие свойства тех или иных функций, ну чисто например Виета. Причем написав очередной "значок >=" очень недурственно прокомментировать ПОЧЕМУ это так. Проверяльщики олимпиад это дело ценят.
Вуз технический топ. Но матан я на нем проспала. Для меня это школьный материал.
"Проверяльщики олимпиад это дело ценят" - может быть. Но вы обсуждаете учебник для олимпиадников? Или для обычной школы? Что-то мне подсказывает,что в обычной школе ребенка, способного правильно написать несколько последовательных =>, уже ни о чем больше не спросят. Ему и так поставят 10 по пятибальной системе.
Ответ на него я получила интегрально такой: нафиг нам и нашим детям не сдались определения и теоремы. Мы сами с усами, учимся в топ школах, там важно решать и понимать, знать для этого ничего не надо. Знают пусть те, кто плохо соображает, наши соображают хорошо. Как-то так :).
Я же написала выше, что иногда я формулировки теорем выводила из доказательств. Потому что если упустишь одно слово в формулировке, без него доказательство не сойдется. Упустишь одно слово в формулировке опредеелния - и тоже не выйдет. И когда это происходит, то дополняешь определение нужным словом и приходишь к правильному. Если понятие используется часто, то эти нюансы впечатываются в память и долго там держатся. Сами, без зубрежки, именно на основании соображалки и понималки.
А тем, кто соображает плохо, определения и вообще не важны, потому что им строгость не нужна, им на пальцах.
Тем, кто плохо соображает, в математике вообще делать нечего.
А "математика на пальцах" - это миф для мам учеников младшей школы.
Представьте, что начинаете доказывать теорему что "сумма углов равна 180 градусам". Строите доказательство, и в середине понимаете, что если это будет не треугольник, а четырехугольник, то дальше доказательство пойдет не туда, и 180 градусов никак не получится. Что чтобы сошлось, в условии должен был быть именно треугольник. Дописываете его в условие и строите доказательство дальше.
Понятно, что для этого метода надо хотя бы примерно представлять условие теоремы. Что речь идет о фигуре, об углах, и что это 180... Если не знать вообще ничего, то не ясно, что доказывать )) Но какие-то моменты условия могут быть восстановлены по ходу доказательства. При условии, что материалом в целом владеешь хорошо и огромным. А с мат.анализом у меня было именно так.
Те кто плохо соображают, в математику и не пойдут. Но школьный курс математики они должны как-то осилить и сдать. И им именно математика на пальцах. Наглядным, напальцевым, методом, отличался учебник по геометрии Киселева, который использовали года до 70-80. И который был заменен более строгим, но менее понятным для среднего ребенка, учебником Погорелова. С той поры уровень понимания геометрии у среднего ребенка сильно просел.
Погорелов в школе, Киселев дома на каникулах перед соответствующим классом школы.
Вот пример. Доказательство теоремы Пифагора у Погорелова, через косинусы.
http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/506143/
А вот тут посмотрите доказательство теоремы Пифагора у Киселева. Доказательство Евклида, через площади. Почувствуйте разницу.
https://books.google.ru/books?id=Tt53CwAAQBAJ&pg=PA202&lpg=PA202&dq=%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B0+%D0%BF%D0%B8%D1%84%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B0+%D0%9A%D0%B8%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B2&source=bl&ots=s5cFLYsZZn&sig=6Yah6IbI55P73k6XbRYS8E9Xx_A&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwiFzOX-9-HWAhVnMJoKHRSZAosQ6AEIPzAG#v=onepage&q=%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B0%20%D0%BF%D0%B8%D1%84%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B0%20%D0%9A%D0%B8%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B2&f=false
Нам исключительно не жаль, можете учит наизусть и даже найти кому это отвечать что угодно, но не стоит считать что вы знаете что лучше о тех, кто вас сейчас пишет:)
Знание теорем и определений наизусть вовсе не предполагает, что их читают на уроках нараспев, как псалмы. Но что формулировки должны быть "в голове" и четкие - несомненно.
Теперь, допустим, решаем задачу про круг. Ставим точку A внутри круга, рисуем отрезок, соединяющий её с центром. Записываем неравенство AO <= R. Как мы это можем обосновать? Как ответить на вопрос учителя Почему? Откуда это ты взял? Ответ простой: потому что ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ расстояние от любой точки круга до его центра меньше или равно радиуса. А если "всё абсолютно понимаю, но сказать не могу" - то это про собаку, а не про математика.
>Как ответить на вопрос учителя Почему?
В обычной школе учитель этот вопрос не задаст.
А 99% конечно могут не забивать себе головы всей этой строгой чушью, она им ни к чему.
Тогда не буду спорить.
Но честно говоря, не помню ни одной теоремы или определения из алгебры, которое было бы мне для чего-то значимо.. стереометрию помню. Не определения и теоремы, а сам факт того, что на них нужно было ссылаться при доказательствах. Матан помню. А алгебру школьную - пустота. Хотя может забыла напрочь. Но что мы ничего не зубрили никогда, это совершенно точно. Вот русский помню, как правила зубрили до последней точки. А математика как-то так, само. Как вы(?) справедливо заметили, если понимать что такое круг, то там не слишком много вариантов определения... то есть ребенок-олимпиадник это определение даст и без зазубривания, просто на понимании его озвучит. Но определение круга у него на олимпиаде и не спросят, согласитесь. Вопросы будут "несколько" более сложные...
А тема-то началась с понятия... с того, что нет четкой формулировки, хотя есть примеры и есть свойства.
Если учительница, которая вам эту глупость вложила в голову, идиотка, не значит, что все такие.
Не думаю, что хоть в какой-нибудь из серьезных школ заморачиваться такой фигней. Там не определения учат, а задачи устно сдают. Разницу понимаете?
Ну и грамотная математическая речь - вещь не лишняя.
Приличный технический вуз за плечами. Но работаю я не математиком. Зачем мне Фалес?
Прочитала сейчас, что это теорема про секущие. И мне она была нужна в школе (если была нужна) на уровне произнесения фразы "согласно теореме Фалеса, эти отрезки пропорциональны".. Зубрить ее точно не заставляли.
Из головы можно выкидывать всё ненужное.
Но тут вроде рубятся мамы "математических олимпийцев" для которых как раз все эти Фалесы и Виеты очень пока нужные.
И всё пытаюсь понять, как же теперь учат математику без строгих формулировок? Те, кому она действительно нужна, а не по "упрощенной схеме".
Наверное, этот подход не подойдет для математиков, у которых наука станет профессией. Но даже из нашего сильнейшего мат.класса таких насчитали человек трех, кто именно в математику пошел. И еще несколько человек ее преподает. Остальные кто где, но для нас, остальных, математика лишь средство
Стереометрию я знала на уровне "разбуди-отвечу". Только это касалось не определений. Это касалось формул какой-нибудь одной линии через углы и другие линии. Когда их решаешь по 20 штук в день в течение пары лет, от зубов отскакивает. И на экзамене решается в темпе записи. А определения - зачем? Нет, я помню, что медиана делит сторону пополам, а биссектриса угол. Но за точное определение это не сойдет, скорее всего.
Могу еще рассказать, как я выгребала из мат.анализа без знания теорем. Я их формулировки выводила из доказательств. Это уже институт, как вы понимаете. А стереометрия мне после школы ни разу не понадобилась.
Если выучить понятия, связанные с дробями, решению жто не поможет никак. Кому нужна математическая речь, если понимания нет?
Мой ребенок занимается с учениками - формулировки знают!!! А применить - упс. Не могут, не понимают. Поэтому посыл ваш неверный, сначала понимание, а понятная формулировка сама запомнится. А у большинства наоборот- выучили как болванчики и все.
Из знания формулировок еще не вытекает непонимание. Знание формулировок способствует пониманию, я бы так сказала.
Математической речи не будет без понимания, вы даже не понимаете, что пишете. Сорри.
.
О каком правиле вы говорите? О переворачивании числителя и знаменателя или о чем-то ином? Если да, то в чем ваше утверждение расходится с моим, что это правило - это более легкий и понятный способ для многих детей, но он не претендует ни на какую строгость, в то время как определение, чаще всего, наоборот: обеспечивает строгость усложняя жизнь.
Тем более, по ФГОСам необходима прикладная часть , практическая, а наука всегда была для студентов.