олимпиадная математика
Скажите, если заниматься этим плотно количество переходит в качество или если сразу не пошло, то и не будет? :-)
В школе никаких олимпиад не было в началке. Совсем. Сейчас пятый класс. Решили попробовать позаниматься математикой в кружках. Записались сразу в два. Один - задачи списком и сиди решай. Второй наоборот - все разжевывают. Где разжевывают - не нравится. Там он самый младший, говорит, даже не успеваю подумать, уже ответ сказали. Там где все сам - нравится, но в лучшем случае решает 3-4 задачи из 10. А рядом сидят дети, которые с ходу весь десяток щелкают и добавки просят. )
Поучаствовал сейчас в Осеннем Олимпе - одна задача только правильно. Вчера на школьный этап всеросса пошел, говорит, даже условия половину не понял, не то что решать. ))
В общем, бывает ли такое, что после занятий в кружках все-таки наступает просветление и потом эти навыки получается применить? Нам из нашей школы надо ноги сделать в 7-м классе. А там, куда хотим и куда уже пробовали в 5-й, как раз были олимпиадные задачи в работе.
При такой нагрузке уже через полгода такое "просветление наступит", что в психушке лечить ребенка придется[-X
Всерос он вчера принес домой. Я решила с ходу только пятую задачу с геометрической фигурой. Действительно просто. Остальные не решила. :ups3 Во второй задаче у него упала та самая "шторка" при виде цифры, которой по условиям задачи там быть не может. Ступил, признал сам. Четвертую можно было сформулировать без лирики и она бы была приятней, а то какое-то неуместное сю-сю-сю получилось. :-)
Поэтому просто примите как должное, что математических способностей у вашего ребенка нет, а позаниматься в кружках ради тренировки мозгов - никому не помешает.
У меня условно неолимпиадный ребенок, только с другими нюансами:-).Еще и памяти нет, то есть может три раза решать одну и ту же задачу и всегда разными способами, часто неправильно, но с фантазией, не натаскивается на алгоритмы.
Школьная программа, ускоренно-углубленная,- да, - без затруднений, на уроке послушал, на перемене дз сделал, свои 5-4 получил. Вступительные экзамены/зачеты/прочее, если они устные, - нивапрос, выше середины рейтинга.
Если олимпиада письменная - паника, ступор, пустой лист.
Откуда это - мы вспомнить не смогли. Полагаю - из неудачной началки. Что делать - не знаю. Вернее, знаю: к ЕГЭ готовиться, параллельно внушая, что задачи части Ц - это не олимпиадные, а просто уровень со звездочкой. Ну, или, время еще есть, - заставить выиграть в первый раз, чтобы блок снять. ИМХО.
Тоже будем внушать, что часть "С" - это задачи со "звездочкой", а то ведь тоже в ступор впадет, при том, что если "со звездочкой", то вполне может вспомнить подходящий алгоритм и решить.
Жаль только очень, что такие как мы, только и могут, что рассчитывать на ЕГЭ, мимо олимпиад пролетаем со свистом. :-(
Так что с ребенком автора еще не все ясно, способности могут еще проявиться, пусть занимается.
А ведь лобная доля как раз позволяет нам выйти за рамки поиска стандартных решений. Так что...
А алгоритмам школьника, конечно, можно научить, но в этом возрасте это не говорит ни разу о математических способностях, да и о никаких способностях не говорит. Это говорит лишь о том, что ребенок без нарушений, не уо итд, а также это говорит о том, что ему попросту интересно,а кому-то скучно, и это тоже нормально.
Кстати, есть еще интересный факт, что математическое мышление, ну или способности, блокируется чувством страха, многие дети боятся задач, олимпиад, их пугает обстановка на олимпиаде. Многие родители еще прививают некое чувство ответственности, долга, что вот он должен, чтобы не расстроить маму, всё это тоже играет не очень хорошую роль в определении этих самых способностей.
Формулировка-то какая "вырастить олимпиадника"...
Мой сын сейчас в 11, говорит что те занятия ему хорошо помогли, стал "шире мыслить", его слова.
И вот я, например, это могу. С детства могу, меня постоянно увлекали все эти задачи, хотя родители меня на них не натаскивали, просто покупали головоломки и книги типа "занимательная математика". Я сама их хотела и сразу в них впивалась и читала-решала до посинения, и днем и ночью, до победного конца, пока не решу.
А вот сын мой все это не может делать и не хочет. Это прям с детства видно, не интересует его это (я-то прям в детском саду начала, по собственному желанию). При этом стандартная физика его очень увлекает. И по школьной программе интересно, и на даче часто с дедом решают какие-то физические задачи просто так (дед, мой отец, тоже физик). А меня вот это не увлекало совсем, никогда. Поэтому дед теперь отрывается. Называется, дорвался, наконец, до ребенка, этим интересующегося:-D
В моем классе был мальчик, который 2 варианта контрольной делал, пока все один решали. Вот он поступтл в мгу на мехмат. У меня была 5 по математике и я окончила технический вуз, но до него мне далеко.
У меня девочка. Большая уже девочка. Учится на одном вполне математическом факультете одного очень приличного вуза. Учится на отлично уже несколько лет.
Я её до 8-ого класса растила как истинного гуманитария :). Много книг, немного рисования и живописи, музыкальная школа, английский и бассейн. Математика - держали руку на пульсе, что она и как усваивает по обычной школьной программе (мы с мужем со специфическим физико-математическим образованием). Понятно было, что школьную программу она усваивает легко и хорошо, ну и в задачах про "рыцарей и лжецов" хорошо понимает условия и рассуждает вполне логично :). В 8 класс поступила девочка в приличную школу с сильной математикой. В 10-11 "углублялась" в неё в том числе. Прекрасно сдала егэ и даже взяла пару вполне приличных олимпиад. Без кружков, репетиторов и прочей фанаберии, коей больны нынче многие родители :).
А "гуманитарный" профиль нашей с ней началки очень помог ей иметь на сегодняшний день гораздо более широкий взгляд на мир, чем даже у многих из её довольно головастых однокурсников :).
А учится он как раз ненапряжно, в смысле долго, конечно, и меня эта отсидка в школе до половины третьего каждый день - 6 уроков, включая три физ-ры, изо, музыку и технологию - бесит, но уроков пока немного задают. не знаю, радоваться или огорчаться. и дома его еще мурыжить математикой у меня сил как раз нет.
В первый класс в среднестатистическую школу по прописке вас придет около 100 пар родителей с испуганными, нарядными детками. Это будут умные, уникальные, все по-своему талантливые дети. Почти все дети будут уметь читать, считать до десяти и писать печатными буквами. Каждый пятый ребенок будет уже играть на музыкальном инструменте, каждый пятый - неплохо рисовать, каждый третий заниматься спортом или танцами, каждый четвертый будет уже немножко изучать иностранный язык. Когда учительница спросит первого сентября, зачем нужно учиться, то детишки радостно поделятся своими соображениями: "Чтобы путешествовать", "чтобы интересно жить", "чтобы не обсчитали в магазине", и, наконец, обязательно найдется ребенок, который передаст главную мысль, которую сейчас внушают во многих семьях детям, начавшим только-только что-то понимать: "Образование нужно, чтобы выжить". Как вы думаете, что случится дальше с этой сотней способных детишек? Два-три ребенка уйдет в спортивную или танцевальную школу после четвертого класса. Столько же поступит в кадетский корпус. Один-два самых разумных в 4-8 классах сдадут экзамены в топовый физмат лицей. К седьмому классу обнаружится, что больше половины детей еле-еле тянут программу. И после девятого класса эти дети пойдут в колледжи, как правило, весьма посредственные, и в дальнейшем пополнят ряды безработных или низкооплачиваемых специалистов. Половина пройдет в 10 класс. Из половины поступивших в 10 класс половина (примерно 25 детей!) получит достаточные знания, чтобы рискнуть сдать профильную математику. И средний балл всех этих детей будет порядка 55 баллов. Только один (!!), да-да, один из сотни умненьких и любопытных первоклашек, сдаст профильную математику на 78-80 баллов, осилит около 60-70 баллов по физике, и пройдет на далеко не самую престижную специальность в технический вуз. И этого ребенка, как светило, будут совать во внутришкольную отчетность. Это будет умница, отличник, медалист, самый лучший ученик на параллели. Выше 80 баллов в обычных школах за математику и физику не получают. Выше 80 баллов способен получить только ученик спецшколы. У остальных детей ни малейших шансов на хороший вуз не будет, даже у крепких хорошистов, победителей местечковых олимпиад и конкурсов, которыми всю школьную дорогу гордятся родители. Для таких детей останутся "заборостроительные" вузы и платные отделения. Без вариантов. Итого в сухом остатке. Только один ребенок из пришедших в первый класс малышей (реже 2-3) получит образование. Благодаря чему? Родителям? Репетиторам? Кружкам? Не суть. Суть в том, что по статистике шансов получить хорошее образование в школе у вашего ребенка не будет. И окунувшиеся в школьную жизнь родители это понимают. Некоторые раньше, некоторые позже. Поэтому они натаскивают ребенка на олимпиады, таскают по кружкам и рвутся в топовые школы. Чтобы просто дать своим детям ШАНС. И Вы, мама дошкольника, тоже это поймете. И поймете быстро, поскольку Вам не наплевать на вашего ребенка. И да, будьте уверены, что вы правы в том, что такое "таскание" по кружкам пойдет в ущерб свободному развитию, прогулкам и даже спорту. Но без этого ваш самый-самый замечательный ребенок пойдет работать в Макдональдс или экспресс-доставку пиццы и пирожков. Или пополнит армию безработных. Мы живем в капиталистическом обществе, оно жестокое, увы. Я написала вам правду, а дальше думайте сами. И про хорошую погоду, и про судьбу Вашего ребенка.
Это я не к тому, что родители на своего ребёнка должны плюнуть с детства и растить как траву. А только к тому, что "не математикой единой".
Если вы сможете ответить сейчас внятно и конкретно, КАКИЕ знания математических кружков младшей и средней школы помогли бы сейчас вашей девочке, в 9 классе специализированной математической школы, изучать какие-либо темы не с нуля, то тогда ваш крик души имеет право на жизнь. Иначе - это просто крик души мамы, которая видит как непросто учиться ребёнку в школе.
"И почему учебу, а именно поиск знания ради самого знания, превратили в спорт?
В общем-то, первоначальная цель обучения довольно-таки благородная: путем рефлексии прийти к какой-то истине, привнести что-то новое в мир и попросту получить удовольствие от мыслительного процесса. Звучит пафосно, реализуется плохо, что, впрочем, для любой благородной цели свойственно.
На деле же учеба есть сумасшедшая гонка за высшим баллом. Здесь ты победил (пусть даже нечестным путем), и здесь ты заслужил уважение, и здесь ты вырос в своих же глазах. Впоследствии благодаря высшему баллу тебя не отчислят из учебного учреждения, ты получишь профессию, у тебя будет жилище, еда, горячая вода из-под крана, электричество по щелчку и даже (если очень повезет) социум вокруг. И ты, простой человек из плоти и крови, забившись в свой теплый угол, почувствуешь себя в безопасности.
Даже школьник интуитивно понимает: каждая маленькая победа приближает его к этому чувству защищенности. Каждая маленькая победа - надежда на смерть в глубокой старости, в тепле, достатке и любви окружающих. И это очень естественно. Настолько естественно, что простительно.
...но все это в совокупности дико извращает исходную идею. А самое омерзительное в этой ситуации то, что человек, приходящий за знаниями во имя какой-то высокой идеи, вынужден быстро от неё отказаться. Потому что на практике выясняется, что работать нужно именно на оценки, а не на реальный результат. А хорошая оценка - это цель, которая оправдывает все средства: шпаргалки, ложь, эксплуатацию чужого интеллектуального труда, доведение своего организма до изнеможения бессонными ночами и тревогами о предстоящем.
Одна сплошная борьба. Спорт. Зависимость.
Понятно, почему это так. но очень грустно констатировать факт".
а теперь еще подставьте вместо "учеба" слово "работа", а вместо "оценки" и "баллы" - "зарплата" и "доход"
а в принципе так всегда и было. не без исключений, конечно, но они и сейчас встречаются.
Из личного: все думала - и чего так народ рвется в нашу школу, правдами-неправдами-взятками? Но если учесть процент учеников и в 9-11х классах, учащихся без списывания и прочего мухлежа, и при этом без репетиторов или курсов, то становится понятнее разница в обучении.
Почвы для выживания нет. Никто детей в рейтинги не строит. Взаимопомощь есть. Мой ребенок это тоже изнутри видит.
Да, из нашей школы детей исключают. А как можно добиваться топовых результатов без системы отсева по вашему? Это не совсем вопрос выживания, все-таки дети остаются живы и здоровы и продолжают обучение в обычной школе, но дети хотят остаться в топе, большинство, по крайней мере.
Взаимопомощь есть, дети хорошие и дружные. Учителя тоже хорошие. Вопрос не в этом. Вопрос в том, что остаются и до выпуска доходят далеко не все. Поэтому мухлюют, хоть это и очень жестко наказывается.
Зачеты и прочие проверочно-контрольные работы постоянно бывают по практически всем предметам, тоже подзабыла, но это все как-то мимо проходит, узнаю обычно сильно потом (тут просто повезло с ребенком, хорошо учится, поэтому и не приходится особо вникать).
Насколько знаю, у нас все же детей с проблемами по учебе до ОГЭ дотягивают, но с условием, что они потом все равно документы забирают и идут куда хотят, в эту школу в 10-й их не возьмут.
После 9 у нас только 1 человек ушел, переехал в другой город. А так- все на месте. И троечники в том числе.
Если не секрет, что за школа, которая творит такое беззаконие?
А уж выгонять перед огэ - нонсенс. Зачем? все равно они огэ сдадут, он элементарный.
С одной двойкой в году перевести могут в следующий класс только условно, с академической задолженностью, с условием пересдачи осенью. И в нашей школе тоже так просто не выгонят, по профильным предметам дают аж три попытки пересдать экзамены. Потом только переводят в другие школы на выбор.
У нас все по закону. Разница только в том, что в обычной школе двойка у ребенка, который хоть как-то учится, это нонсенс. Хотя бы трояк обязательно поставят. А в спецшколе никто натягивать не будет. Если выходит двойка, поставят двойку, в том числе и умному, и трудолюбивому, и талантливому. Если ты сдал предмет на два, то тебе два. За старание, красивые глазки, прошлые заслуги и успехи в других предметах никто тройку ставить не будет.
Теперь вопрос "зачем?" А зачем держать в спецшколе, где конкурс 20 человек на место, ребенка, который не тянет программу? Возьмут того, кто будет тянуть, и кто будет счастлив там учиться.
Как при таком конкурсе ( хотя мне кажется, что вы слегка преувеличили, так, самую малость) умудряются набрать детей, которые не справляются со школьной программой, пусть даже с усиленной. Вопрос, как таких детей туда набрали? Разве не странно?
Что-то странное в вашей консерватории - и конкурс 20 человек на место и отсев, да еще в течение учебного года. Странно, не находите?
Я не знаю, что за супершкола у Цикады, где 20 человек на место конкурс и при этом ТАК отобранные дети сидят в двойках...
20 человек на место, это, пожалуй, не до конца правда. 20 человек на место - это конкурс в 5 класс, в 8,9 и 10 классы конкурс поменьше.
Никакого форс-мажора в том, что дети уходят из школы, нет. Уходят до 30% детей. Если ребенка исключают по успеваемости, то сразу ставят в известность комитет по образованию, и ребенку и родителям предлагают тут же на выбор несколько школ, где ребенок может прямо сейчас без проблем продолжить образование, сдать все экзамены и получить аттестат. Схема простая, согласованная с комитетом образования, отработанная, закрепленная в Уставе и внутренних нормативных актах. Да, есть родители, которые пытаются скандалить. Не знаю, честно говоря, как решает этот вопрос школа, наверно, каждый конкретный случай разбирается по-своему. К счастью, пока не сталкивалась и очень надеюсь никогда не столкнуться.
Детей набирают хороших, очень мотивированных. Учиться могут не все. Это факт. Трудно. Очень трудно. Дети реально пашут, а не просто ходят в школу. Что не так в нашей "консерватории"? Не знаю. "Консерватория" старая, в этом году 120 лет отмечает. Мне кажется, все так.
Именно в отчисление ребенка по неуспеваемости - не верю. В убеждение родителей - верю. а именно в отчисление - нет. Ссылку на устав, где написано, что можно отчислить за неуспеваемость можно?
Форс-мажор не уход ребенка, а недопуск к ОГЭ.
Не так, если с таким отбором набранных детей не могут учить. а номер, тем все равно постеснялись сказать
http://www.school30.spb.ru/page/info/polozhenie_o_promezhutochnoi_attestatsii_2015.pdf
В Уставе закреплено право лицея устанавливать формы промежуточной аттестации.
Что касается могут ли наши учителя учить детей... Могут. Они действительно их учат. Это правда. Но учиться могут не все. И не пытайте меня почему. У меня один-единственный ребенок, мне бы с ее успеваемостью разобраться. Я не могу отвечать, почему не могут учиться другие дети. Извините.
А теперь ваша очередь, ссылка на документы, которые регламентируют промежуточную аттестацию в вашей школе.
2.19. По решению Лицея за неисполнение или нарушение настоящего Устава, правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся допускается применение меры дисциплинарного взыскания – замечание, выговор, отчисление из Лицея в соответствии с действующим законодательством.
А действующее законодательство запрещает отчислять до 15 лет. Договориться, убедить, надавить на родителей - да. Но отчислить - нет. После 15 появляются лазейки, но тоже достаточно сложно.
У нас в школе нет положения о промежуточной аттестации, так как промежуточной аттестации нет. Есть текущие зачеты и контрольные, но все проходит очень спокойно, без зубрежки билетов и нервотрепки. Но у вас есть варианты не сдавать экзамены - олимпиады. А у нас все по старинке. Зачет - для всех, итоговая контрольная даже для победителя всеросс, листочки - аналогично. Но в целом очень спокойно, без надрыва. По крайней мере, у моего ребенка.
По оценкам все в рамках, от 1 до 5. Но без прессинга , угроз отчисления и прочего.
Вопрос про отчисления отражается не в положении об аттестации, а в уставе. Поэтому и фраза из устава. Это то, за что ребенка можно именно отчислить. Не предложить родителям заброть документы, что логично и правильно, если ребенок не тянет, а провести процедуру отчисления. Я понятно выражаюсь? Отчислить из школы и забрать документы по "желанию" родителей - разные процессы.
Школа 179 ( москва). Только не могу понять, чем номер школы поможет? Промежуточной аттестации у нас нет. Сессий тоже. Школа достаточно сильная
(Ой, какая большая ссылка... :-( ) Кстати, у вас действительно формально не отчисляют за академическую задолженность. У нас есть такое правило, а у вас нет. Зато у вас есть такая любопытная фишка, как то, что вся ответственность за погашение академической задолженности лежит на родителях. Т.е. школа может не аттестовать ребенка, а виноваты априорно родители. Вероятно, это и есть тот самый инструмент давления на родителей, а котором Вы пишите.
Кстати любопытства ради, раз уж у нас зашел такой спор, походила по сайтам разных спецшкол и посмотрела их положения о промежуточной аттестации. В некоторых школах точно так же, как и у нас. Например, в ФМЛ 239. В некоторых закреплено право отчислять детей за академическую неуспеваемость по достижению 15 лет, это ФМЛ №5 в Долгопрудном. У Вас - самый мягкий вариант, ставка сделана на давление на родителей. В обычных же школах вообще никак не отчисляют и ответственность за аттестацию на родителей не возлагают. Переводят всех, с любыми оценками, или, по желанию, оставляют на второй год.
Так что мы с вами обе (или оба?) правы.
У нас эта аттестация настолько незаметно проходит, что не напрягает никого. Как в обычной школе.
Пишут контрольные,устно сдают листочки. На этом - все.
Программа не как в обычной школе, учителя многие, не все, к сожалению, увлеченные. Но все очень гуманно. Особенно по непрофильным предметам
Рекомендую
Мне кажется, когда поменяется политика министерств, ажиотаж к математике спадет, мыльный пузырь надутый, лопнет рано или поздно. Не нужно стране столько математиков олимпиадников... Задача была вовлечь в олимпиадное движение всех детей и отбтрать самых способных. Теперь часть педагогов развивают, часть натаскивают, остальные пытаются отсеять талантливых от натасканных. Но не всегда честно по отношению к ребенку и зачастую с ущербом для детской психики. Да. Вырастет еще одно поколение из топ школ. В 90х они открывали магазины при продаже компьютеров, позже уезжали за границу, теперь уже с 1 курса репетитурствуют и также уезжают... в банковской системе кризис... нужны команды олимпиадников, успешные команды со знаниями в нескольких областях, в биологии, генетике, программировании, на несколько таких команд достаточно 1 гения... А в институте эти дети сдуваются, так как уже прошли 1 и 2 курс, а индивидуального плана нет адекватного... и сбавляют высокий темп... вылетают в 1 сессию, теряют интерес к учебе, конечно не все... Но к сожалению, не мало.
Вы очень хорошо написали про то, что происходит с олимпиадниками после школы. Часто это действительно так. В ВУЗах, к сожалению, вообще мотивация никуда не годится. На способности, интересы, достижения студентов преподавателям плевать. Они не учителя топовых школ, они не испытывают потребности носиться с одаренными детьми. В лучшем случае берут под свое крыло тех, кто способен приносить какую-то конкретную пользу. Мой муж как раз из таких, кто бросил институт на первом курсе, т.е. взял на год академический отпуск. Как потом признавался, очень тяжело было пережить то, что он перестал быть самым умным, и с ним больше никто не носится. В школе был звездой, неоднократно побеждал в олимпиадах регионального уровня, а в институте оказался никому не нужным. И учиться было неинтересно. Поступал на престижное отделение - на шифровальщика, после академа доучивался на менеджера.
А что вырастет из нынешних учеников топ-школ, сложно сказать. Там есть дети, которые уже уверены, что жить в России не будут. Есть просто увлеченные дети, которым нравится решать задачи, и они мало думают о практическом приложении своего таланта. Да что загадывать! Сейчас вообще неизвестно, что будет и со страной, и с нами, и с нашими детьми, в независимости от их "топовости".
Опять же не факт, что те, которого с дошкольного возраста математикой грузят, ею заинтересованы.У них выбора не было, им родители только это и предложили. Не замечали разве, что маткружковские дети книжек не читают, с общей эрудицией у них проблемы,в социум не вписываются, поэтому им все важнее с возрастом среди себе подобных быть? Замкнутый круг, кароч.
Пусть бы Васильева отрубила эти олимпиадные льготы, оставила всеросс для гениев, да и все.
И, да, пусть бы Васильева прекратила эту олимпиадную вакханалию. Глядишь, пена схлынет.
Есть такие, у кого мамины желания совпали с желанием ребенка, а если еще и способности - всеросс обеспечен.
Какие дивиденды с него?
Просто маячок, что получается что-то,
ну и с дипломом можно попасть в серьезный кружок,
Но это при условии, что не мама все это организует(
Учитель школьный сильных детей повез в Киров вроде на матбои, а остальным было велено ехать на этот самый матпраздник в МГУ.
Разве этот диплом что-то дает?