Что с русским делать?
Девочка, 7 класс.
Ошибки в русском буквально в каждом слове, во всех предметах - последний раз было "длинна окружности" и Замиреть". При этом перед каждым уроком я сама с ней прорабатываю правила, летом занималась каждый день, у учителя хорошие дополнительные материалы. Куплены тренажеры на правила - в таблицах и в примерах, проходим он-лайн тесты. Вроде выучила, оттренировали, выдыхаю. Но опять сочинение - три. Письменная самостоятельная - три (в лучшем случае). Диктант - два. Как заколдована. Почерк хороший, читает в меру, последняя прочитанная книга - Две Дианы Дюма. Ощущение - что память очень и очень кратковременная. Врожденной грамотности нет.
Нанимать репетитора - так это надо заниматься по часу каждый день, плюс делать те же тренажеры дома. Но она и так их делает, и дай Бог успеть еще - домашнего задания очень много.
Тестировать? Логопеды сказали, что к ним поздно, не их клиент.
Пожаловалась неврологу - веду на ЭЭГ, но запись только через две недели.
Для понимания: учили одно из правил использования н/нн в причастиях -- с приставкой - две н, без приставки - одна.
Учили весь вечер, писали столбики слов, правила клала перед глазами, приводила даже шуточные примеры - писаная принцесса / описанная принцесса. На следующий день два по работе, приносит ее домой - я еле сдерживаюсь - она перепутала эти два правила, где без приставки - написано почти везде две н, с приставкой - одна. По второму кругу прошли правило. Утром спрашиваю за завтраком - как писать? - ответ - с приставкой, ммммм.. кажется, ммм одна н.
И это не единственное правило, которое она не запоминает. Скажите, что это и как лечить. Семиклассники уже сочинения пишут, думают, а у нас русского нет. И она сама зажимается, писать развернуто не хочет, так как понимает, что все равно будет два.
У меня самой такой ребенок.
С 3-х лет логопеды, с 5 класса репетитор. Причём репетитора для таких детей найти безумно сложно, т.к по факту это учитель-дефектолог должен быть.
Все года были непрерывные занятия 3 раза в неделю. Перерыв на месяц обнулял практически в ноль. Сдал ОГЭ на 4. Ушел в колледж - счастлив.
Вам нужен логопед, который работает с нарушениями письменной речи, либо нейропсихолог.
logoped-profi.ru
Если бесплатно, можно попробовать сходить сюда:
https://cprin.ru/detyam/
там надо подготовить документы и записаться по-моему через сайт. может даже случайно за вас там возьмутся. Просто поздно уже.. надо было в первом классе. Но попытка не пытка. И понимание проблемы это тоже неплохо.
Вспомните советскую школу? Огромные плакаты, самодельные карточки. А сейчас презентацию включил, учебник с мельчайшими буковками показал и все.....
Вы же на своем опыте увидели, что объяснить даже Два раз правило и проделать упражнение - это еще не значит овладеть навыком.
И дело не в тренажерах. Она не видит слов у вас.
Учителю должно быть интересно решить сложную педагогическую ребусную задачку, когда он сделал все, как нужно, а результата нет. Он должен быть лучше родителей, лучше репетиторов, которые берут объемом и натаскиванием. Тогда успех придет не только к ребенку, но и к учителю. Это уже будет настоящий профессионал.
Но.........ведь проще ограничиться "тупая, лентяйка, бездельница" и не ломать себе голову......
Про моего ребенка в 5-6 лет говорили что очень способный. Вот только с чтением были проблемы. Но все равно читал быстрее многих. А вот после 6 лет развитие почти остановилось в этом вопросе. Было ли видно? Ну наверное специалисты могли бы заметить. В 5-6 лет рекомендуется показываться специалисту, разбирающемуся в дисграфии, в этом возрасте проще ситуацию скорректировать и дальше тоже бдить. Я нашла специалистов, которые определили проблему, только в 9 лет. Но у нас случай стертый, а ребенок достаточно развитый. Поэтому в возрастные нормы среднего ребенка долго вписывались.
Отдала в музыку, может это хоть как-то поможет.
Еще можно к нейропсихологам обратиться, но тоже не ко всем. В 7-8 лет мы ходили в детки-пси, вроде достаточно сильный центр, но то ли нам не повезло с тестирующей (молодая девушка), то ли они на чем-то другом специализируются, но в сухом остатке вердикт был "идите мама, попейте успокоительного...". А другой нейропсихолог, к которому мы уже после логопедов сходили, подтвердил их диагноз, к сожалению. Мне то все хотелось услышать, что это ерунда, я все придумываю, и просто ребенок не дозрел. Попьем витаминки и в мгновение все станет хорошо.
вопрос, что с этим будет происходить дальше.
но проверяться в этом возрасте мне кажется просто правильным (сейчас). Потому что в этом возрасте исправить проще, чем потом. И у логопедов есть свои методики как проверять. Только это не те логопеды, которые звуки ставят, а именно вот такие, по дисграфии.
А можно вам вопрос. Племянник, 6 класс.
Жи - ши пиши с буквой и... И в итоге - жЫвот, шЫрина и т.д, правила не воспринимает. Я не думала что такое возможно, пока этот крик души не прочла. Тоже болезнь? Подскажите, тоже надо к логопеду или куда?
Если ребёнок пишет как слышится, и не пользуется правилами - то это не дисграфия.
Это либо изначально неправильно сформированный навык (пресловыутые йожыки в 1 классе), либо мал занимается, либо с трудом усваивает материал вообще.
Я такая паникёрша.
Спасибо за ответ.
Мой старший такой же, у него те же 60 по ЕГЭ.
Вы когда-нибудь видели нейропсихологическую диагностику современных детей?
Как они простые фигуры копируют, как они слова повторяют?
Очень рекомендую, если будет такая возможность.
и да, это от отсутствия отработки все плюс дети не читают, т е получается, что нет закрепления ..не работает никакя память - ни зрительная, ни механическая
Словарные слова логопед прорабатывала через рисунки.
Специалисты этим занимающиеся есть, мы ходили сюда: logoped-profi.ru
Они и к егэ детей готовят.
Но нам уж очень далеко :( Противоположный конец москвы. Но вот ближе ничего не находится.
Если прибавилась приставка, то и вторая Н прибавляется. Описанная принцесса
Не добавилась приставка, не нужно и вторую Н добавлять.
Зачем ей нейропсихолог, когда ей русским нужно заниматься?
Корни изучают в началке, про приставку говорят просто, что она часть слова. А теперь нужно уметь видеть корень с приставкой и добавлять н при наличии приставки. А для этого нужно в начальной школе много и ПРАВИЛЬНО работать с корнем слова, думать о том, какое слово появилось раньше в языке Шел или ПРИшел....
Если дать задание разобрать слова по составу, или даже если дать словарный диктант, может написать правильно, на 5. Потому что все силы, все внимание брошено на эти правила. И вот если ВСЕ ВНИМАНИЕ, то справляется. А если внимание на чем-то другом - то не справляется.
Представьте, что это примерно как инвалид, который для того чтобы идти, должен контролировать движение каждой ноги. Вот вы идете и не задумываетесь. Научились в год-полтора, и с той поры спокойно ходите и даже бегаете. А у дисграфика вот это "научился" не работает. Может в нужных участках мозга постоянные каналы не формируются... сформировал - оно затерлось. Снова сформировал. Поэтому для того, чтобы писать правильно, приходится постоянно контролировать все правила. А правил много. Одно контролируешь -второе вывалилось.
И у моего ребенка еще очень легкий случай дисграфии, серьезные бесплатные специалисты от него отказываются... А получается вот ровно по этой записке:
https://images.kashamalasha.com/201411150030-mama-ya-100-ras-napisal-slovo-poshel-i-poshol-na-rybalku-yura-kashamalasha-com.jpg
Одно из упражнений, которые давала логопед по работе с дисграфиками, это на тренировку нескольких уровней внимания. Например, словарные слова, которые с ребенком выучили через рисунки, потом заставляла писать не просто так, как слова, а чтобы вместо всех согласных были точки. То есть в общем не сложно, написать не "корова", а ".о.о.а".. но это уже требует двойного внимания, и для дисграфика задача усложняется многократно.
PS: пока я сама с этим не столкнулась, я тоже не верила, что такое бывает. Да и сама про своего ребенка долго думала, что может он просто не учится? если бы у меня не было опыта продолжительного занятия с ним самыми разными вещами... и оно во всех так. Научил, потратил 2 часа, повторил многократно - и тут как будто вспышка прибора из "людей в черном" - все затерлось и можно начинать сначала. Руки опускаются.
При этом ребенок не глупый в целом. Даже в матшколе учится. А иногда ощущение, что его в коррекционную школу нужно.
Я и сама с этим сталкиваюсь постоянно. Но это не дисграфия. Каждому ребенку нужен свой подход в изучении предмета.
Наш мозг работает так, что нам нужен 1 день для знакомства с материалом. На второй день этот же материал уже будет нам даваться чуть лучше. Потом должно пройти время и опять этот же материал. Только тогда наш мозг этот материал воспримет. Отсюда пошло про Повторение - мать учения.
Вот есть отличница, она пишет ушеДший. Ее спрашивают, а почему ты пишешь ШЕД...., а не шет, ты же не можешь проверить. Отличница отвечает - А я не знаю, почему я пишу.
Но со стороны-то вы думаете, что у нее нет проблем, а она просто попала пальцем в небо.
А есть троечник и он задает вопрос учителю, а почему не ушеТший?
И ведь этот троечник увидел слово. Мысль у него прошла. Вопрос.......
Но в системе оценивания первая - молодец, а второй - дурак с дисграфией.
И вот учитель знакомит троечника с корнем ШЕД, от которого в русском языке теперь только корень Ше остался в большинстве случаев.
Неспособных детей очень мало. Есть очень много неподходящих методик.
Вот на то, чтобы выучить в этом режиме месяцы года, при регулярном повторении, у ребенка ушел год. А понятия "город" и "страна" он путает до сих пор. 5 класс.
А в третьем классе подписал тетрадку по русскому с одним с. Как думаете, сколько раз к этому времени было повторено слово "русский"? (включая многочисленные словарные диктанты, которые были у них в школе... ну и подписывания тетрадок и записи в дневнике- он у них тоже бумажный все эти годы)
Подход, безусловно, нужен другой, не стандартно-школьный. То есть многократное повторение на письме, например, не работает. Но проблема в том, что даже с другим подходом скорость освоения материала этого типа у ребенка медленнее, чем у среднего ребенка, в несколько раз.
Если ребенок вообще не способен кодировать - это уже очень тяжелый случай. Это когда вы садитесь в машину, а она вообще не заводится. А представьте, что заводится, но едет медленнее, чем заявлено. Потому что где-то движок барахлит. Но где конкретно он барахлит и что с этим делать?..
По поводу корней... одно из заданий нашего логопеда было придумать однокоренные слова на каждый корень. Выяснилось, что это задание вызывает у ребенка очень большие сложности. Не может он придумать. Можно сказать, что не может, потому что не проработано. Но оно у большинства детей не проработано, тем не менее одни это делают легко, а другие тяжело. причем самое печальное, что вот сейчас ты проработал этот корень, разобрал, выучил. А через месяц ребенок будет на него смотреть так, словно и не видел никогда. А корней много же! То есть фактически ситуация, что все-все, что обычные дети впитывают на слух и делают сами, дисграфика надо научить, причем научить примерно как ходить инвалида. То есть через огромные усилия. Например, потратить по неделе на проработку каждого корня. Сейчас у нас в методических пособиях эти задания и есть. Будем делать.. куда деваться-то? Вот к концу пятого класса может основные корни разберем.
Но нет, если вы готовы позаниматься с моим ребенком, например по скайпу, и обеспечить результат за более быстрое время, то давайте попробуем..
И русский с 1 С совершенно нормально даже в старшей школе. Есть дети, которые воспринимают "наборы разрозненных знаний", не задумываясь. А есть те, кому нужно связать знания с существующих в них системой знаний. Иначе он просто откажется принимать такой материал и все.
Ваш ребенок не осознает роль суффиксов ,потому что ему никто не показывал их важность. Его мордовали диктантами и бесконечным повторением слова, не объясняя сути явления. А он любит математику, где все разложено по полочкам. У каждой точки есть своя функция, нельзя пропустить плюс, так как весь пример не решится. А пропустить С можно, только Марьванна заругает.
А отличница могла писать Два с еще с 1 класса, ей не требуется никаких объяснений, ей сказали писать два С и она пишет.
Ей сказали, что это корень, это суффикс - она выделяет. Но кто более способен к языку? Это большой вопрос. Очень большой.
Значение суффиксов ему объясняли. И если его спросить, он его видит. По составу слова разбирает прекрасно, лучше многих. Но это не мешает ему их писать неправильно. Но важно не это. Важно то, что даже многочисленные повторения, которые все-таки срабатывают у совершенно среднего ребенка, у дисграфика не дают такого результата.
С математикой, увы, тоже все не гладко. Похоже что все то, что дает сбои в русском, регулярно дает сбои и в математике. Сегодня пять раз ошибся в устном счете на 1 и 2...
18*4 было 62, потом 32+21 было 52 и так пять раз подряд.
Пятиминутки устного счета в классе проводят регулярно. Как правило у ребенка одна ошибка на 20 примеров. То есть видимо такова частота сбоев, происходящих в мозгу. Но один раз ребенок был в ударе, сделал ошибок 7. Больше чем весь класс вместе взятый.
Но это не показатель ненормальности или ущербности. С ним просто изначально надо работать по-другому.
И не слушайте бред про ПОЗДНО уже. У вас ребенок с нормальным мышлением, которое требует объяснений, которое делает свои выводы...Учиться никогда не поздно, главное понимать, как учить и чему учиться.
Никогда не поздно.
во-вторых, вы не учитесь в матшколе, вам простительно
в-третьих, у него это вышло несколько раз подряд, включая 21*4 (там тоже получилось 2!!), что уже ни в какие рамки не лезет.
Таблицу умножения ребенок выучил еще 2 года назад. И повторюсь, у него как правило одна ошибка на 20 примеров. Это не признак того, что ребенок "недоучил". Это сбои. Вы все время пытаетесь что-то объяснить и доказать. Поверьте, я этим сама занималась несколько лет. Только вот проблема в том, что результат не соответствует затрачиваемым усилиям.
И мы занимаемся, занимаемся.. очень много. Но со стороны кажется, что ребенок ничего не делает. Потому что двадцать повторений результата не дают. У всех дают, а у него не дают.
Распечатайте и дайте ему срисовать один из рядов фигур, на выбор. 2 раза.
Потом попросите запомнить, отвлеките, и через 5 минут пусть нарисует по памяти.
И прикрепите рисунок сюда.
Вот здесь крупно.
https://metodich.ru/pervaya-v2/44232_html_714e0e9e.png

Не забывайте, что он эти кракозябры перед этим 2 раза срисует, потом вы его попросите запомнить.
Для начала дайте срисовать.
И давайте сделаем промежуточную стадию - тут же переверните, и пусть по памяти нарисует, но сразу.
С пёрЫшком - я бы не стала делать выводов, люди часто не произносят достаточно отчётливо "ы" в этом слове. Там может и о, и даже у послышаться.
Скажите, а в первых классах с ним делали фонетические разборы? Те самые пресловутые йожыки?
Особеннов сочетани с пёрОшком.
Похоже на что-то вроде конфабуляции, т.е. ребёнок может слышать правильно, но додумывать то, чего нет.
Насчёт конфабуляций - это предположение, причина может быть другая - может быть нарушение последовательности, уподобление и т.д.)
Занятия в 12 лет - поздновато, но возможно. Вы где территориально?
И лучше фото прикрепить.
4 из 6 через 2 часа - значит, запоминает хорошо.
Но хорошо бы посмотреть как именно сразу делает искажает ли, и какого рода искажения.
Попробую попозже переделать через 5 минут и выложить. Нарисовал вроде без искажений, но 1,2,3 и потом 6. Середина выпала.
Потом запомнить, перевернуть и срисовать сразу.
И потом только через 5 минут.
Итого - 3 рисунка должно быть.

А ДИСграфия - это нарушение письменной речи, как правило связанное с нарушенным слуховым или зрительным образом слова.
Отличница ваша не пальцем в небо попала - она просто правильно видит и слышит слова и правильно их запоминает и воспроизводит. Поэтому она пишет автоматически, ей не нужны правила.
троечник - не обязательно дисграфик. Дисграфик может выучить правила. Он может хорошо писать там, где он знает, какие правила надо применить. Он может первые пару лет, когда пишут сначала слова, а потом - простые предложения и короткие тексты, писать правильно. Но к 3-5 классу, когда для выполнения письменных заданий в требуемом объёме уже нужна автоматизация, у дисграфика этой автоматизации не происходит, потому что на правила накладываются искажённые образы.
У нас золотые медалисты в трех поколениях, а тут "малако". это просто шок и боль... теперь я хотя бы понимаю, в чем дело...
Если ему дать картинки со словами, схожими по звучанию и попросить показать (например, бочка, почка, дочка, точка, кочка), он покажет правильно?
Но на всякий случай пространство проверьте.