И чему же это научит детей?
Ребёнок учится в профильном 7 классе. 5 класс первая учительница по математике - дети шумят, дисциплины нет, родители недовольны, по предмету многие (но не все!) не понимают и администрация делает замену учительницы через две четверти.
Потом на два года учитель второй. Первые полтора года он борется за дисциплину (строит детей по несколько раз за урок чтобы добиться тишины). В 7 классе уже на уроках лучше, строить не приходится. Большая часть класса все так же плохо понимает математику, хотя учитель всегда спрашивает что не понятно и готов объяснить хоть лично, хоть на уроке. Не понимают, кто-то
Списывает, кто-то берет с ГДЗ. И эти дети и не проявляют себя по профильным олимпиадам (математика, физика) никак, третий год сложно им на черчении (тоже профильный).
Родители спорят между собой. Так как есть те, кто понимает и кто ходит к нему на бесплатные занятия к олимпиадам, становятся призёрами, понимают все объяснения. Родители детей кто плохо учится бесконечно закрывают рты родителям детей, кто хорошо учится, мол вы отличники вам не понять. Далее они добиваются от администрации нескольких открытых уроков у учителя, но его все равно оставляют, бесконечно в чате родителей обсуждают как детям учиться сложно, что не раздают работы на руки, хотя проводят работу над ошибками, какая личная жизнь, проф качество и образование этого учителя. Снова очередные жалобы и учителя ЗАМЕНЯЮТ. Дети, которым нравились его уроки, расстроились. А те, кто толком не учились ликуют, ведь их родители добились замены.
Выскажитесь, пожалуйста.
Ну, это я, конечно же, завидую 😄
Вообще описываете какой-то змеиный клубок из родителей, учеников, учителей, и администрации школы.
Надо было детям самим в школе идти к завучу и говорить о том, что недовольны идиоты, а они - олимпиадники, надежда школы - очень довольны, и вот результаты побед уже имеются
Так что если у вас есть группа реально олимпиадных детей, объединяетесь и идете к руководству с объяснением, что мол так и так, или нам обеспечивают такие условия, или дети в следующем году расходятся по другим школам. И дальше руководство решает. Не родители второй половины класса, а именно руководство школы. Это к нему все вопросы. Это оно посадило в один класс сильно разных детей, это оно решило, что ему ценнее научить слабых в ущерб сильным. Ну вот пусть дальше и определяется.
PS: Кстати, кружки, которые школа открывает официально через пгу, финансируются школе отдельно, так что их школа может легко открыть когда захочет, и открыть для вас кружок в исполнении этого учителя школа может, это вопрос договоренности с учителем, ну и с вами, желающими этого кружка. Чтобы кружок был выгоден, на него должно ходить не менее определенного количества учеников. В нашем случае туда записана вся эта сильная группа,
И если эта нижняя половина будет при этом недовольна (что вообще-то логично), то верхняя всегда будет иметь основание сказать "да вы сами дураки". Только ведь когда ребенок переходил из своей старой школы в новую, он не знал, окажется ли он в этой школе в категории умных или дураков. Он честно сдал экзамены и поступил. И от сильного учителя резонно ожидал ДЛЯ СЕБЯ сильных результатов.
Мой ребёнок учится в профильном классе. Там никто ни на какие половины не делил, учили всех. Какие-то темы давались легче, какие-то сложнее, одно время на трояки скатился. Но тем не менее ОГЭ по математике почти весь класс сдал на 5, и пара человек на 4. Это в тот год, когда его усложнили и в некоторых классах до трети учеников получали двойки.
Вопрос к родителю: а для чего твой ребёнок идёт в этот класс? Чтобы учиться или чтобы скандалить с педагогом и получать пятёрки?
А дальше уже вопрос к учителю. Если он будет ориентироваться на серединку и подтягивать слабых, разделения класса не будет. А если он будет тянуть сильных - то будет. Это примерно как поезд. Если его прицепить к первому вагону и он будет за собой тянуть, то вагоны растянутся, а если его поставить в конец состава, если он будет толкать последний вагон, то вагоны сблизятся. Видимо вам повезло, что учитель толкал даже последний вагон.
Хотя чтобы сдать ОГЭ на 4, можно ничего особого не делать, достаточно просто отобрать правильных детей. ЕГЭ-то как сдали?
У наших ЕГЭ в этом году только будет.
В нашей школе на собеседовании с родителями было сказано, что в данном классе обязательно посещение допов по профильному предмету. И все дети как один ходили на эти допы, хоть они и стояли в выходной день. Просто потому, что люди, поступая в этот класс, под этим подписались. Так что если в данном классе родители не хотят доп.нагрузок по профилю, это недоработка администрации.
Во-вторых, родители, приводя детей в профиль, хотят не оценок, а результатов, соответствующих этим оценкам. Они для этого детей в профиль и отдают. И если результаты ребенка не соответствуют ожиданиям родителя, то это или недоработка администрации на этапе "работы с ожиданиями", которая всегда должна быть на входе,
или недоработка отбирающих - не тех детей набрали,
или недоработка учителя, который не смог правильно набранных детей дотянуть до ожиданий, обещанных администрацией.
Родитель, со своей стороны, должен обеспечивать посещение ребенком школы и выполнение ребенком домашки. Больше он, вроде, ничего не должен и не может.
Мотивация сильно зависит от большого количества факторов. Ребенок учиться хочет, но не математике, а физике. Или он учиться хочет, но конкретного учителя не воспринимает. Или он учиться хочет, но этот уровень задач ему не интересен - слишком сложен или слишком прост.
И шум в классе очень сильно зависит от поведения конкретных учителей.
В одном известном мне матклассе тише всего было на двух непрофильных уроках. Вряд ли можно говорить, что именно по этим предметам у детей была максимальная мотивация к обучению. Просто учителя умели быть убедительными. А на математике было шумнее всего, потому что учитель говорил "а что я могу?... ну они же взрослые, должны сами все понимать". А "взрослым" детям было 13 лет.
На первом родительском собрании случился скандал, "хорошие родители" требовали не перегружать их детей, обычные родители желали углубленного изучения математики.
До конца года я сама возила дочку на олимпиады, огромная благодарность учителю математики, которая устояла перед напором "хороших родителей" и давала программу мат.класса. В 8 класс дочка перешла в физмат класс в другую школу. Для себя я сделала вывод, что надо было переводить дочку в 1 первой четверти 7 класса.
Родитель может знать своего ребенка, но не знать, какая будет программа. А если родитель гуманитарий, а ребенок с матспособностями, как родитель может оценить, какой уровень сложности задач его ребенок потянет?
Что значит "надо"?
Детям из матвертикали "надо" идти в технические вузы. А вот если они туда не смогут поступить, потому что не смогут сдать на приличный балл профильную математику, то это были напрасно потраченные государственные деньги, то есть наши с вами налоги.
в тех.вузы 1 и 2 эшелонов в среднем (в зависимости от уровня матшколы).
Но есть программа - определённый набор тем, который должен быть изучен на определённом уровне.
Со стороны родителя вижу, что обучение поверхностное, и напрочь отбивающее мотивацию (но тут не только учитель виноват, а вся система нынешних правил). Мой ребенок середнячок, есть и проблемы и белые пятна знаний, и ГДЗ, но есть и олимпиады (результат таксебе, но ребенок не мотивированный, с ленцой, и мозгов таки не хватает).
То, что детям рано или поздно такое поведение родителей боком выдет, они еще не могут понять
Вместо того, чтобы кляузы на учителей писать, разберитесь, кто у вас в классе бузит и на уроках клоунаду устраивает и все претензии-им
Если не помогла беседа с родителями идем выше, к завучу на беседу и к психологу. С родителями и классной. Если не помогло, к директору, с родителями и классной. Малый педсовет потом, с мамой и ребенком. И далее , в зависимости от того, какое решение примет педсовет.Вот такая схема .
Да, родители *мат*ганов должны объяснить своим дитяткам , что хорошо, а что плохо, если уж дитятки не понимают сказанное учителем.
В школе обстановку определяет все-таки учитель. И во всех известных мне классах, в которых "учителя не могут навести порядок", всегда была пара уроков, на которых все эти шумные дети вели себя прилично. То есть отдельные учителя как-то справлялись.
Я в допобразовании работаю, звонок родителю и беседа обычно решают проблему, если мои слова и действия до ребенка не доходят, так бывает.
Если на уроке полкласса стоит на ушах, то какие аргументы сможет привести родитель?
Вот у моего ребенка на уроках математики разрешено петь. Разрешено, и некоторые дети стали петь. Они пришли из школ, где это было запрещено, и если бы им не разрешили это открытым текстом, они бы даже не попытались, но им когда-то именно что разрешили, и кто-то начал это делать. Моему ребенку это мешает, но учитель же разрешил. Один, давным давно. Того учителя уже нет, а в классе продолжают петь на уроках. При этом окружающие учителя жалуются, что наш класс самый шумный, шум слышен даже снаружи класса, и что после уроков математики весь класс перевозбужденный, сложно успокоить.
Не дать ребенку смартфон - ребенок выпадет из группы вотсапа, в которую пишет учитель. Или не сможет посмотреть задание, которое другой учитель размещает в гугл классе.
Школа вынуждает ребенка использовать интернет, а потом родители виноваты.
1. у ребенка подростковый возраст. Он шлет матом учителей на уроках. Родителям намекают, что ребенок не прав. Родители говорят "мы ничего с ним давно не можем сделать".
2. Родители говорят ребенку "не шуми на уроках". А ребенок говорит "мне на уроке скучно. Я всю работу сделал, и мне нечем заняться".
- Читай учебник дальше
- Учитель не разрешает.
3. - Не шуми на уроке
- я не шумлю. У меня соседка по парте постоянно отнимает ластик-линейку-ручку, я пытаюсь их вернуть, а учитель ругает меня.
4. Ребенок шумит дома.
Родитель говорит:
- не смей так шуметь
Ребенок успокаивается.
На ребенка жалуется учитель, что ребенок шумит. Родитель говорит ребенку "нельзя шуметь на уроках". Учитель говорит, что ребенок продолжает шуметь. Что дальше?
Ну и потом, угрожать ребенку можно как угодно, но некоторые вещи они принципиально не могут исправить. Например не шуметь, если заняться нечем.
Один из ключевых принципов воспитательного воздействия говорит о том, что влияние тем эффективнее, чем ближе оно по времени к действию, которое надо исправить или наоборот, закрепить.
У родителя много методов, но все эти методы будут сильно далеко по времени от действия. Да и вообще родители знать не знают, что конкретно происходит в школе. Они знают все это со слов ребенка, чаще всего. Или краткого описания учителя, который не особо вникает в ситуацию.
А учитель видит ситуацию и может на нее влиять непосредственно в момент ее совершения. Что до методов, то откройте учебник по педагогике, там их целый список. Учителей, в отличие от родителей, этому в институте учат.
Без этого обсуждение будет бесполезным.
У сына в 6 классе при первых попытках вольностей на уроках родители ( не знаю кто придумал, но все поддержали) завели журнал поведения, в котором учитель ставил оценки каждому ребенку на каждом уроке. Родители двоечников должны были приходить с ребёнком в школу и сидеть под дверью кабинета, чтобы в случае чего повоспитывать не отходя от кассы. Сыночка у меня не из паинек, я его сразу предупредила, что нам отпрашиваться с работы не прокатит, у меня зп меньше чем у папы, придётся уволиться и ходить его пасти в школе, а все остальное время мозг выносить ( собственно, так и было бы). Испугался и затих. Чьи-то родители реально пару раз сходили. И как бабка пошептала - к концу первой четверти поведение прям наладилось.
Автор, переводите ребёнка в другой класс или школу. Если попались неадекватные родители, то дальше будет только хуже.
Если полкласса детей материал не понимают, это проблема, которую как то надо решать, и которую ваш прекрасный учитель не решает. Возможно надо класс делить на подгруппы, возможно вашего учителя надо оставлять как учителя кружка. В общем что-то надо делать. Поможет ли замена не знаю, но если второй половине класса станет лучше, а вам хуже, вы с той половиной класса поменяетесь местами: раньше было в вашу пользу, теперь в их. Что называется, все честно. Хотя конечно хочется всегда чтобы именно себе было хорошо.
Попросите руководство школы о сохранении вам его доп занятий,это частично компенсирует вам потерю
Тем не менее уж базу такой ребенок должен получить, правда же? А опыт показывает, что у детей возникают проблемы с базой.
За знания только всероссийские проверки типа впр, огэ и егэ, просто потому что там стандартизированы критерии и объемы этих самых знаний, и их результаты у разных детей можно как-то сопоставлять
Это пример не совсем в тему, но я вам приведу еще пяток других из последних трёх месяцев работы.
И как хорошего учителя убирали, так как она, видите ли, требовала от неуспевающих ходить на доп.занятия по ОГЭ. Дополню: на бесплатные занятия
Но вот сколько я общаюсь с родителями таких детей, они объясняют, что они и без того делают все, что от них зависит, но сердобольные другие родители и учителя считают своим долгом вмешаться в процесс и надавать своих некомпетентных советов. И вначале родители пытаются объяснить что-то этим советчикам, а потом им просто надоедает. Так что с некоторой вероятностью этот ребенок, пославший учителя, уже обследован и лечится, просто вас в известность об этом ставить никто не обязан. И такое поведение ребенка для родителя намного бОльшая проблема, чем для вас. И они делают с этим то, что могут.
Про хорошего учителя: что значит "требовала"? Что было тем детям, которые не приходили на доп.занятия? И почему вы считаете, что этот учитель хорошая?
Нет, ребенок не лечен и еще и пед.запущен.
То и значит, что требовала присутствие. Какие нужны пояснения, я не очень понимаю? "Вася, в прошлом году ты профукал рациональные дроби, будь добр ходить на допы, мы их активно повторяем". Те, кто не приходил, получал вынос мозга, она это умела.
Хороший учитель в конкретно данной ситуации означает, что пару-тройку лет назад ей впихнули классное руководство и математику в общеобразовательном 10 классе (по сути класс коррекции, "сливки" со всего комплекса, которых не смогли, извините, выпихнуть в колледжи) и все до одного оболтусы сдали успешно ЕГЭ по математике с первого раза. К вопросу о репетиторах, их у большинства не было, так как дети из весьма скромно живущих семей.
Здесь, конечно, ситуация не как в стартов посте. Учитель как раз умеет работать с неуспешными. Классы были не мат.профиля, если это важно.
Учитель не официант, но у любого сотрудника есть какие-то критерии качества работы, и если он им не соответствует, его могут заменить. Каковы эти критерии у учителя?
Педагог не захотел работать с детьми, которым этот уровень не нужен. Вроде бы это тоже его право? Но при чем тут чья-то дудка?
Родители говорят "учитель плохой", аргументы приводят. Я спрашиваю у своего ребенка "как тебе учитель?". Он говорит "да учитель как учитель, нормально".
Позже подробности про этого учителя появились, что и пьяный на уроки приходил, и реально предмета не знал. Директору пожаловались, он комиссию назначил, некоторое время смотрел на уроки этого учителя, сам приходил, потом учителя все же уволили, в середине года. То есть учитель был реально ужасный. А моему ребенку нормально. Не знаю, почему. Ему все учителя нормальны, даже те, по которым у него двойки. Но ведь он же ребенок, откуда ему знать, как должны себя вести хорошие учителя? Учитель авторитет по определению.
Считаете, что если бы на уроке учитель сам уселся в уголке с телефоном и позволил классу делать все, что они захотят, класс бы не стоял на ушах? Стоял бы еще больше. Никогда не будут все сидеть тихо в телефонах, если их ничто не сдерживает. Более того, если не сдерживать, то со временем дети будут идти вразнос все больше и больше, и к процессу будут подключаться даже те, кто раньше вел себя прилично.
<<Какая нафиг педагогика, если ребенок занят сниманием учителя на смартфон - это интереснее урока, естессно. Детям 11 - не 3 и не 5....>>
Да самая прямая. 11 лет это как раз возраст, в котором методы педагогики очень важны. Поэтому в школах и работают люди с пед.образованием, в отличие от вузов. 11 лет это подросток, один из самых сложных возрастов. На сложный возраст ставят самых сильных преподавателей. И очень важно чтобы у учителя был авторитет.
<< Т.е. я вижу что есть два предмета на которых учат - всего! >>
Это у вас в классе так?
А это те два предмета, на которых максимальный шум-гам?
Ну и потом, разве не набирающие должны определить, потянет ли данный ребенок учебу в данном классе или нет? Если администрация, как тут ниже пишут, устраивала аж 3 тура отбора, набрав в класс даже детей ниже тройки, наверное она как-то мотивировала родителей в этот класс поступать - что-то обещала поступившим (с вашими детьми будут заниматься дополнительно) чем-то угрожала тем, кто не пойдет (например, что им придется менять школу.. а другая школа может быть далеко).
Разве не руководство отвечает за ситуацию в школе?
Там где 3 отборочных тура были - это класс матвертикали. Количество туров и проходной балл были установлены едиными для московских школ. Администрация выполняет. Ничего особенного, кроме доп. Часов математики, не обещали и ничем не угрожали. Но школе выгоден такой класс. А по сути, в нашем случае, вся эта идея оказалась профанацией.
Лучше скажите, с чего вдруг это должен понимать обычный родитель, и чья задача объяснить ему это?
Именно так и воспринимают
Если в результате посещения этих доп.часов уровень знаний ребенка по данному предмету растет, почему падают оценки? Если уровень ребенка падает, тогда тем более вопрос, почему?
Это вопрос не мой, нет. Это вероятный вопрос родителей класса. На который кто-то должен ответить. Кто? и ответил ли?
Ну и еще: базу то детям в любом случае надо давать. Что значит "нет проблем с базой", если тема новая? Или считается, что в школе только углубление, а базу ребенок должен дома сам освоить?
Вы, вероятно, считаете, что сильный учитель это тот, кто дает более сложный материал. Но ведь дать сложный материал дело-то не хитрое. Сильный учитель это тот, кто может НАУЧИТЬ более сложному материалу. Это когда взяли два класса примерно одного уровня, дали им двух разных учителей, и на выходе у самого слабого ребенка одного класса результаты сильно выше, чем у самого слабого ребенка другого. (ну и результаты самого сильного тоже выше).
А если у одного учителя самые сильные стали сильнее, а самые слабые - слабее, чем у другого - то это вообще-то не сильный учитель, а плохой учитель. Но его можно ставить педагогом доп.образования. Там другие цели и возможности
У меня племяшка из таких. Закончила 9 классов, получила сертификат маникюрши и и сидит довольная в салоне ноготочки делает. зарабатывает больше мамы.
Вот зачем ей было нервы трепать по алгебре и химии до состояния, что она чуть в окно не вышла?
Нет у нас в стране адекватного механизма деления по способностям.
и да, надо разбираться с каждым случаем индивидуально.
Самая частая ситуация: в школе нет общеобразовательных классов. А до ближайшей такой школы полтора часа с тремя пересадками.
Базовую программу школа дать обязана. Разжевывать - не разжевывать, это уже зависит от класса. Но если половина детей матвертикали не потянет даже базовый ЕГЭ, согласитесь, что это будет смешно.
Общеобразовательная школа набрала спецкласс, кричала об этом на каждом шагу (и какие ВУЗы их курируют, и какую переподготовку учителя прошли и т.п.). Отдавая ребёнка в такой класс хочется надеяться, что дети получат углублённые знания по профпредмету. А учитель никуда не может углубиться с таким классом.
Далее: искать сильных, увлечённых преподавателей.
Выбрать для школы одно-два направления и развивать их. А что сейчас? насоздавали непонятно каких классов: соц-гум, естественнонаучные, медиа-классы, матвертикаль, кадетские, лингвистические, IT-классы и ещё бог весть знает какие, и всё это на базе одной школы. А по сути, все это фигня, часы между предметами перетасовали и все. Учителя те же, методик нет.
И что школе мешает не набирать слабых, а набирать сильных?
Если половина детей этого класса потом не сможет пройти по этому маршруту, то это или ошибка набора, или некачественное обучение.
Потому что в матвертикали даже самый слабый ребенок должен сдать ОГЭ минимум на 4. Или этого ребенка должны были не брать в матвертикаль или своевременно из нее перевести в обычный класс после консультации с родителем.
Более сильной половине проще, она может школу сменить, может дома доучиться. Самой пострадавшей всегда является слабая половина, а между тем она тоже должна получить образование в соответствии со своими способностями.
Кому такую школу дали, слабому? А зачем ему школа, которая его не учит? Он пришел в нее учиться или часы тихо отсиживать?
Простой пример: учитель говорит тихо или невнятно, то есть понять его невозможно.
Или использует термины, которые дети не знают, а потому все объяснение учителя для детей как абракадабра, они даже записать толком не могут, потому что не понимают как пишется половина его слов.
Могут не понимать приезжие дети, не знающие русского языка. Есть те, которые вообще не разговаривают на русском. Но они почему-то уроки не срывают. Так что не надо отсутствие воспитания у детей сваливать на учителя.
Ребенка, сидящего в телефоне, нельзя оторвать от телефона вопросом "Иванов, повтори, что я сейчас сказала?".. И потребовать убрать телефон? Или Иванов на это вас пошлет и положит телефон поверх парты и продолжит пялиться в него?
А вот если это тройка, которая при переводе обратно превратится в тройку (что возможно), то негодование родителей оправданно.
Проблема оценок в том, что по ним сложно оценить реальный уровень знаний ребенка. Но согласитесь, что именно он - цель и родителей, переводящих ребенка в профильный класс, и государства, которое финансирует эти профильные классы.
Дали вам свободу выражения. А вы даже воспользоваться ею не можете. Вся ваша свобода теперь заключается в гноблении учителей...
То, что активность проявляют именно мамы из РК, это как раз понятно и нормально, потому что в РК и идут самые активные, кому не все равно. Остальные в большинстве своем пассивны.
Если треш только на уроках математики, значит видимо учительница как педагог оказалась слабой. Попыталась применить неправильные методы, чем настроила против себя класс. В этой ситуации ей, по хорошему, нужна помощь более опытного педагога, который поможет ей навести порядок. Ну или ей придется уйти, она все равно не сможет нормально вести уроки в этом классе, если не завоюет авторитет.
Что-то в вопросах учебы активности я не наблюдаю - никого не интересуют результаты тестирования по языку, а они мягко говоря слабенькие - вопрос только у меня, причем мой вопрос на тему "а планируется ли как-то ликвидировать пробелы, обнаруженные при тестировании" поставил замечательного уважаемого педагога в настолько явный тупик, что я офигела...а что, надо? Нет, она смогла подобрать более корректные слова, не сразу, но смысл был тот же. Пригласительный в матвертикаль - тоже не интересен.
Если учитель не отбирает телефоны и не напрягает учебой - он хороший, требует дисциплины - "слабый педагог", настраивает против себя класс....
Если она уйдет, то ничего не потеряет....я вот тоже в раздумьях - досидеть до 7-го или бежать прям щас...
У вас в классе есть активные в учебе? Если нет, значит это специфика набора. В нашем классе РК активен и в отношении подарков, и в отношении учебы. Правда мнение РК по поводу учебы бывает диаметрально противоположным, как и возможности их детей. Но в результате все получается идеальным для всех, потому что школа готова отдельно тянуть олимпидников, соблюдая при этом интересы всех остальных, класс поделен примерно пополам, все довольны.
Но на самом деле такой РК как у нас не то что один в параллели, а фактически один на всю школу. Профильных классов в школе завались, но на всех даже общешкольных мероприятиях слышен голос только одного нашего класса. Поэтому нашему классу выделили и олимпиадных учителей, и обычных учителей. Если учитель не устраивает, мы его меняем. А у остальных классов "как получится", потому что нет активной адекватной инициативной группы.
Если ребенок его не тянет, его переводят в общеобразовательный.
У учителя нет конкуренции с соцсетями, потому что на уроках соцсетей нет
Ну а родители должны понимать, что школа рядом с домом физически не может обеспечить нужный уровень всему классу.
Так ребенок дозревает и начинает понимать, что это он сам стремиться и добивается, он проактивен, а не пассивная сосиска, которая ждет, что ей все разложат красивенько. При пассивной учебе он не видит ни цели, ни общей картины, ни понимания кто он и зачем он на этом уроке.
Мотивирующие методы закладываются в преподавание - оценки, похвала, рейтинги, опора на жизненный опыт и т.д. Вот первая попавшаяся ссылка на тему:
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2012/01/25/pedagogicheskie-metody-i-priyomy-motivatsii-uchashchikhsya
У родителей свои функции. Мотивация там тоже имеет место, но она совершенно другая. Она стратегическая. Объяснить ребенку, что учиться важно, поставить цели (Хотя так считают не все родители, а образование должны получить все)
Но в целом у родителей задача стратегическая, а у учителя - тактическая, мотивировать на обучение на конкретном уроке, на котором родителя в принципе нет. А эксперименты и исследования работы мотивирующих методов говорят о том, что они тем более эффективны, чем ближе они по времени к действию, которое надо поощрить. То есть награда через 10 лет действует намного хуже, чем награда прямо сейчас. Поэтому у педагога возможностей намного больше. Причем, к сожалению, любых - как мотивировать, так и убить мотивацию.