Почему нет прогресса?
Кратко ситуация: ребенок 7 класс, занимается олимпиадной математикой около 4 лет. Начал с кружков, сейчас несколько кружков, иногда интенсивы, в лагеря не ездит, не хочет. Занимается с удовольствием, но...
Результаты так себе, прогресса давно не наблюдается. Решает неплохо, выше среднего в любой группе/кружке, мог бы лучше наверное, но нет... Что ему не хватает? Интереса, усидчивости, дошел до своего потолка?
Он решает с удовольствием, но долго раздумывать над задачей не будет. Тут почитаешь некоторых, так с листиком и спят, и в метро ездят и думают-бьются неделю. А он, не решил и не решил! Следующий листок. В итоге в листе остаются нерешенными самые сложные для него задачи, которые он и не пытался по настоящему решить, разборы, если не на кружке, то пропускает.
К олимпиадам не готовится, всегда идет как есть. Жаль, что могли бы результаты быть лучше. Ему вроде и хочется, и попасть в сборную, и в Сириус съездить, но как-то не мотивирует его данные желания часами решать нерешенное.
Отборы проходит самостоятельно, сам записывается - то есть интерес есть, сам кружки себе находит, иногда платные, иногда нет.
Вот это оно и есть.
Хочешь результата - ни одна задача не должна остаться нерешенной. Если сам не смог - значит прочти решение и пойми его. На выходе нерешенных задач быть не должно.
Если ваш этим не занимается, значит нет достаточной мотивации.
На самом деле чтобы понять пристрастия ребенка -посмотрите, чем он занимается в свободное время. Скорее всего у вашего ребенка это НЕ математика, а у тех, кто достигает результатов на олимпиадах, это именно что математика. Ну не всем же математиками быть.
У одних он номер 1, то есть все свободное время - ему.
А у другого он номер 2 или даже 3.
Олимпиады берут или талантливые, у которых он номер 2-3, или очень способные, но у которых он номер 1.
Если вдруг реально зацепит - или задача интересная, или диплом престижный захочет и начнёт заниматься, решать, то может и прогресс будет. Так навскидку не скажешь.
Но с тем подходом, что сейчас - не будет никакого прогресса. Но может и не надо? Живёт себе человек, жизни радуется. Чем плохо-то?
С каким подходом вы вчера терпеть не могли шоколадное мороженое, а сегодня полюбили всей душой?
Возьмем один известный кружок, группа 50 чел или чуть больше, все решают очень по разному и в листе есть задачи попроще, есть средние и выше среднего по сложности и есть задачи из олимпиад на 2- 3 года старше детей из кружка.... чтобы честно решить самому - повеситься проще. Есть определенный фактор времени - если группа относительно однородна по силе и учитель правильно составил лист, то задачи можно решить за адекватное время - 2 или 3 часа на все. Если нет, то можно решать днями, забив на все остальное и не решить все равно, потерять мотивацию и бросить кружок со словами "не тяну". Не могут и не умеют учителя составить лист так, чтобы его решили все дети в группе на 95-100%.
Вы сами ж пишете, уровень олимпиад стал другой. В них очычной хорошей эрудиции уже недостаточно, "просто так не затащишь" - да, это так.
5 лет назад сложность олимпиад по математике была такая же. И ПиПы всегда предсказуемы.
А так пошел и решил всё, а в итоге 1-2 задачи, читаем из года в год.
2х2 несколько лет назад незанимающие дети брали, знаю таких сейчас -нет.
То, что задачи не расписывают или считаю решенными, но в итоге неверно решили - это другое. Таких и раньше, и сейчас много.
Даже кол-во призёров стандартно. Даже эти баллы набрать не могут. Сложность в математике стабильна. И дети тоже.
Поэтому условным Перельманам только зелёный свет.
А так рассуждать, что олимпиада легкотня, опираясь на чтение задачи, а не сам участвуя, да что угодно написать можно.
Если бы ваш не занимался с теми, с кем он занимался - был бы результат такой же? И условных перельманов вообще порадоксально вы сюда приплели - создаётся впечатление, что вы все таки считаете математиков больными.
Вау!
Препод по генам распределил - кому дам, кому не дам? Ну вы дали, давно так не смеялась!
А если двойняшки?
Вот что.
Только и всего.
Вы разницу понимаете?
Способности нарабатываются, гены нет.
Научно где либо что либо написано, о том что вы пытаетесь сейчас нафантазировать?
То такая генетика, то другая, то третья - это работает до этого, а потом это включается, а другое выключается... Сплошная глупость. Есть стадии развития головного мозга - и не надо объяснять это тем, чего не понимаете.
Я лишь говорила, что генетика важна, среда тоже важна, что важнее, пока никто доказать не смог. То, что здоровый ребенок родителей, занятых интеллектуальным трудом, также с детсва приучен к интеллектуальному труду, и, в своем развитии в абсолютном большинстве случаев достигнет высоких интеллектуальных результатов, довольно очевидно.
Вы думаете, мне должно быть приятно, проводить прямую зависимость моих генов от успеха ребенка? Я сумашедшая?
Судя по Вашему описанию, ребёнок засиделся на плато своих возможностей, а ему пора лезть на новую вершину. Или он и останется на этом плато (на некоторой высоте, очевидно, куда многие только лезут), а другие полезут вверх. Так тоже бывает, возможно, ему и норм. Но опыт показывает, что амбиции всё же просыпается, но иногда уже поздно, ровесники улезли вверх слишком далеко.
И тут никто Вам не скажет, как правильней поступить.
Читать решения или смотреть разборы вообще вредно, есть дети, которые считают, что лучше самому дойти до решения, но позже, чем получить готовенькое, но сейчас.
Для себя я поняла одно: у всех свой путь. Кому-то олимпиады нужны для победы, кому-то как развлечение в выходной. Кроме того ребенку не слишком заходит математическая тусовка. Полуспартанские лагеря не для нее. Дети, с головой погруженные в задачи, тоже не ее круг общения. Ей нравится комфорт, развлечения, треп с друзьями, путешествия в каникулы, а не сборы, кино по вечерам, а не уроки. И знаете, это нормально. Главное, родителям это понять и принять.
Что касается девочек, меня наоборот смущают модные шмотки, сложные прически, косметика, ногти и прочее. Не хотелось бы, чтобы дочь стпла такой. Пусть синий чулок :) Они в тысячу раз лучше красоток в жизни устроены.
А что ребенку может быть трудно, и у него могут отсутствовать способности на лету ловить и успехами блистать - этого евские тетки не допускают. И страшно удивляются, когда хопа - посадили на нужное место мальчкиа, мальчик даже оттуда не сбежал - а все еще не чемпион России почему-то.
Представьте олимпиаду - 5 часов, 4 задачи. Средний, типичный призер: первая решается с прочтения, одна не решается совсем, на две задачи 4 часа.
Только представьте - за 4 часа две задачи! Две! Цена диплома - решил/не решил одну из этих двух.
выносливость очень важна, очень заметно по детям в топах - самые успешные пишут все олимпиады подряд, по нескольким предметам, выходные, каникулы - им кажется все равно, встали и пошли. Уехал на сборы, отпахал, вернулся - сдал долги в школе, и опять олимпиады по выходным и дипломы. Менее выносливые сходят тихонечко пару раз в год на олимпиаду по одному предмету, и все. Понятно, что и успехи очень разные
Мой младший не может решать одну задачу час, его вырубает. Тем более 4 часа две задачи.
А старший - может и будет. Все эти вещи понимаешь, когда дети разные )))
Если в любой группе выше среднего, но группа сама по себе растет, значит и Ваш растет?
Кроме того время с возрастом течет по разному. В детстве оно тянется, в старости - летит.
Ничего страшного, что в 7 классе тратит на задачу не более 10 минут.
Мой только после 8 класса стал тратить на задачу до 30 минут. А потом "забивает" на нее и не возвращается...
Разборы тоже после 8 класса стал смотреть.
Катарсиса нет....Не математик....
Но стал очень увлекаться экономикой и хорошая математика - это его сильная сторона в экономических олимпиадах.
Посмотрите "Райгородский: Физтех, математика и катарсис"...
Просто не читала топик, поэтому спрашиваю.
Возьмите репетитора, если нет, если есть - меняйте.
Репетитору ставьте сразу задачу - хочу видеть ребенка победителем межнара например, всероса. Скажет нет, ищите того, кто скажет да - ребенок не видит, что вы в нем уверены.
Обратите внимание на информатику, физику. Математика - дебильный предмет, строгость доказательств и математическая культура много светлых голов сделала физиками и программистами, которые эту математику взяли не в лоб, а через другие предметы.
Может отстать и не насиловать
Эйнштейном и Плисецкой родиться надо
Чем увлекается сын? Что он делает, когда не решает листочки?
Но не единой математикой живет.
Пришел после олимпиады, не решив задачу, чем дальше занимается?
Тот, кто будет побеждать в олимпиадах, занимается математикой - с утра, после олимпиады и т.д.
Но точно ли вам это нужно?
За ними же не обязательно сидеть за столом.
Ну и есть отдельные таланты, которым хватает небольших усилий. Но это штучные люди. Большинству нужно все-таки много заниматься. А много занимаются обычно те, кто этим горит.
После олимпиады домашку будет делать, кодить или в футбол играть. Его жизнь не ограничивается одной математикой.
Просто математика это не его "одна, но пламенная, страсть". Ему еще интересны физика, информатика и что-то еще. А для большинства пипов всероса математика это именно страсть. Вы хотите, чтобы ваш с ними конкурировал?
Вот чем вы занимаетесь стоя в душе? Песни поете? А преподаватель в театральной студии нам рекомендовал в душе и по дороге монологи тренировать. А известный танцор на ходу танцевальные шаги отрабатывает. А видела парня в метро, который тренировал фокусы с колодой карт. У него карты в руках летали. Так он этим занимается каждую свободную секунду. А другой мой знакомый каждую свободную секунду - когда ждет людей на совещании, когда стоит в очереди в столовую, и его никто не отвлекает - он читает умные книги на иностранном языке. Так он очень много знает и развит в иностранных языках.
А кто-то вися на поручне вагона в толпе размышляет над задачкой.
Это невозможно заставить сделать снаружи. Можно заставить человека заниматься с 9 до 21. Но чем его мысли заняты на улице, в душе и в туалете, вы не отследите. И у каждого они заняты тем, что ему интересно на самом деле. Где-то там и есть его призвание. И кажется, лучше чтобы человек искал свое, а не бился над чужим.
То что не горит и не пламенная страсть - да, но и любое занятие без страсти. Есть сферы, где способности явно выше средних, при минимальных усилиях высокий результат, но ему неинтересно и приложить некуда.
Но если хочется извне запинать, значит наймите какого-нибудь педагога по олимпиадной математике, пусть занимается с вашим по 5 часов в неделю дополнительно, а лучше 10.
У моего на это времени, к сожалению, нет. Ему же масса разного другого тоже нужна.
Любовь, призвание - нюансы терминологии.
у нас тоже результаты так себе по всем профилям, а свободного времени столько просто нет совсем. Но у нас немного другая проблема, частично только в ребенке.
А в инфе, физике как результат?
Тут или талантами считать межнаров или талпнтливы далеко не единицы.
У меня такой ребенок. Про которого всегда говорили, что "ему чем сложней, тем лучше, так как никто не решит, а он решит".
Мой ребёнок ездил в лагеря, что-то решал, на кружок Олимпиадной математики ходил. Олимпиады не выигрывал.
Потом надоело и как раз в 8 классе переориентировался на другой предмет. И вполне успешно.
Зачем вам как у других? Кто-то загорается в старших классах. И думаешь-начал бы раньше, может быть перегорел бы давно.
Очевидный прогресс есть у очень талантливых или очень способных и очень увлеченных (да как раз таких, которые "с листочком спят").
А остальные - потихоньку, по принципу тише едешь, дальше будешь. Так могут доехать до перечневой.
Это я к тому, что всегда найдутся в окружении люди, умнее тебя. У них способности в чем-то выше, даже если ты - будущий Нобелевский лауреат. И всегда найдутся задачи, которые решать не слишком охота, если видишь, что ты в тупике.
Будучи аспирантом, он решал ту задачу, про которую руководитель знал, что решить ее будет непросто. То есть руководитель может быть и бросил бы, а он не бросал.
И на научную работу, которая не решалась, Фейнман все равно тратил год-два. Представляете?
Смысл в том, что Фейнман открыто восхищался умом некоторых старших коллег, и отмечал что они гениальны, и сразу схватывают суть, а ему 2 года понадобилось, чтобы убедиться, что задача не решается. Руководитель ему сразу на это указал.
А вы сейчас сравниваете 7 классника и доктора физических наук? У каждого из них свой масштаб задач. Соответственно и время на их обдумывание требовалось им разное. 7 класснику пара часов, а Фейнману пара лет.
Фейнман восхищался умом коллег - это одна часть истории
А вторая - что он 2 года упорно искал решение нерешаемой задачи. И я думаю, это одна из составляющих того, что сделало его столь великим - упорство и готовность пробивать даже столь толстую бетонную стену. Если человек готов решать нерешаемую задачу 2 года, то все задачи, которые можно решить за 1,5 года, им точно будут решены. В отличие от большинства даже очень талантливых, но менее упорных/упрямых.
Я знаю много ребят, которые в 7 классе могли над задачей думать несколько дней. И это ребята, закончившие топ вузы, но никто из них не стал и не пытался стать математиком. Хотя все они математику любили и знали.
Но будущие ученые-математики были еще на голову сильнее. Возможно что они размышляли над некоторыми задачами неделями, я просто этого не знаю.
Про кого-то из математиков читала, что он решал задачу несколько лет. И решил ее.
Мой учится в топ-школе. Играет в Геншин. В метро играет, дома играет. Человек расслабляется таким образом. При этом учится без троек, к олимпиадам относится прохладно, но если идет, то берет призовые места как правило.
Зато ребенок счастлив. У него есть сообщество друзей, с которыми он общается в онлайне и оффлайне. Игры позволяют разгрузить мозг и не переутомляться. И не бывает хобби полезных и бесполезных. Смысл хобби в том, что оно приносит удовольствие и не наносит вреда окружающим.
Я не умаляю достоинства детей, которые без продыху ботают свои предметы. Это круто, если ребенок нашел себя в этой среде и хочет в ней реализоваться. Но при этом все люди разные, и душевное спокойствие в наше время важнее результата. Тем более победы на олимпиадах, крутые школы и крутые вузы - это лишь инструменты для достижения цели, а не сами цели.
90% детей таких, учащихся в топах, остальные-или суперталантливы в каком-то предмете и им легко ботается и легко достается результат, или родители с репетиторами над этим работают, но что из этого будет по итогу, ответ не однозначный, как жизненный опыт показывает
Или ради чего ребенок все же отрывается от телефона, пусть изредка. Это ведь тоже достижение.
"Я ем и смотрю фильм, мама отстань". Увы.
Если бы увидели декларацию о доходах люди, которые кроме техникума ничего не закончили, Ваш шаблон бы порвался на 1000 маленьких медвежат.
И неужели Вы не видели выпускников МГУ, которые еле концы с концами сводят? Я много таких знаю
У меня друзья с обеих сторон.
Различия есть, но незначительные.
Как таскают детей с первого класса, я в курсе)
Вообще забавно это всё читать.
Ну и еще: экзамены проверяют соответствие ребенка уровню, нужному в институте
А олимпиады проверяют, попал ли ребенок в определенный процент лучших участников этой олимпиады, причем уровень этих лучших может быть как сильно завышенным относительно нужного для института (и тогда дети просто потратили много времени на ненужные вещи), так и заниженным, если вдруг случайно на эту олимпиаду пришло меньше сильных детей. И тогда у этих детей потом будут сложности с обучением в данном вузе..
Так что с деньгами быть намного проще и счастливым, и любимым.
Уход за собой тоже не бесплатен.
Верите в счастлиаую жизнь без денен, спорить не буду. Но я еще не видела бедных и довольных жизнью.
А так, конечно, ничто не мешает, если есть средства.
У нас с мужем на работе большинство родителей имеют экономич., часть ИТ образование, финашки, мгу, плешки и др.вузов (региональных) примерно такого уровня. Дети учатся чаще в полутопах, реже в топах, дети, в основном, учатся платно в вузах типа вышки (чаще, экономика, юристы, реже ИТ и др направления). Дети выросшие успешны, как и родители.
Поэтому интересно, кто эти родители, которые так массово отдают детей в топы и они становятся сплошь олимпиадниками, поступают в топ вузы. Если речь исключительно о двух известных вузах ИТ и физ направленности, то еще понятна хоть как-то такая гонка в олимпиадах физ-мат-ИТ направленности, но это два вуза и около 300 мест в них. Неужели все ради этих мест?
Др.аноним.
Среди остальных представлены пары, в которых оба родителя выпускники тех.вузов первого-второго эшелонов, что усилило способности их детей, и они просто легко поступили в эти топ школы, узнав о них от кого-то.
Или просто талантливые дети, которые иногда рождаются и у совсем уж обычных родителей, окончивших вузы третьего эшелона или даже без них.
Ну и люди понимают, что для того, чтобы учиться на ведущих направлениях, денег не достаточно, еще мозги должны быть тренированные.
У нас в окружении в подобных случаях дети довольно легко поступали в топ школы, битвы не требовалось.
У информатиков еще немного встречается, ну и все.
Но это при условии, что у ребенка за этот матан 4,5 балла хотя бы. Но современные школьники, ориентированные на олимпиады (которым матан на этом уровне не особо нужен) вынуждены тянуть И матан, И олмат. (а может еще олфиз и олинфо). И конечно матану достается времени меньше, он идет по остаточному принципу, у многих за него трояк. Тянуть его на высоком уровне параллельно с остальными предметами могут лишь совсем таланты, которых даже в топах мало. Фактически только закловцы и могут, и то не все. Что остается в голове у остальных?...
Я считаю, что черчение у нас было очень полезным для формирования как навыков, так и пространственного мышления. Но сейчас этот предмет устарел. Для будущих мехматян матан может хорош, но кто туда пойдет?
это олмат как раз после школы никому не сдался, ну за исключением комбинаторики, может еще каких-то тем
матан в любом техническом ВУЗе более-менее приличном на первом курсе нужен
а детей еще родить надо)
Соответственно акценты в этих предметах очень разные. Школьный матан глубже, как это ни парадоксально.
А олмат да, совсем уж никому не сдался. Зато можно идти в преподаватели олмата. Ну или в родители детей с олматом, как кто-то написал выше. Это такая ниша в себе.
Но может быть стоит вообще убрать олмат, а?... По крайней мере для поступления в вузы. Сколько времени высвободится - и у родителей, и у детей.. ну и учителя олмата займутся чем-нибудь более практически-полезным.
вот вам физтеховский (моих времен обучения)
http://tka4.org/materials/lib/Articles-Books/General/MathAnalysis/NIKOLSKI1.PDF
вот вам школьный
https://mccme.ru/free-books/57/davidovich.pdf
Вторая книжка в разы тяжче
константиновский матан был только в школах константинова, то есть в 179 и 57
Но в сунц и берут в основном ребят уровня призера региона. А в топ школах набора в 7-9 классы таких меньше половины.
А я в свое время восстанавливала формулировки теорем матанализа через доказательства, когда чувствовала, что мне для доказательства в формулировке какого-то условия не хватает. При этом доказательства я тоже придумывала на ходу.
И у них мышление несколько разное. Инженеры должны уметь применять формулы, чаще для физических процессов. А математики должны заниматься абстрактными математическими изысканиями.
Матан Константинова - для второго, а не для первого.
Мой отец, окончивший МФТИ и сейчас уже доктор наук и зав одной из базовых кафедр МФТИ, и ведущий специалист страны в своей инженерной научной задаче, связанной с физическими статистическими процессами, помогал мне с этими задачками по математике с очень большим трудом. На каждую у него по нескольку часов уходило, причем решал криво и косо, вымученно. То есть для его работы это "математическое мышление" не было нужно, ну он и не математик. А я через полгода мук начала эти задачки щелкать. Мое мышление изогнулось в нужную сторону. При этом этот изгиб мне никогда больше нигде и не понадобился, потому что в математику я не пошла.
И мне кажется это поверхностный взгляд, что не пригодилось. Мне тоже напрямую вузовская математика не пригодилась, но, косвенно, очень даже пригодилась. В итоге, никогда точно нельзя сказать, что пригодилось, а что нет.
Понятно, что развитию это способствовало, а развитие способствовало чему-то еще. Но развиваться можно было на этом, а можно на другом. И мы же тут про детей из топ школ, насколько этот матан им поможет в вузе. Вот в вузе он поможет, но недолго, а времени потрачено было на него очень много.
Хотя... сами чуть не влетели. Как бабочки на свечу
Ветка началась с высказывания, что уж дети из топов совершенно точно потянут любой топ вуз, потому что прошли программу заранее.
Большего брала я в жизни не встречала
Сейчас денег более чем достаточно. Скажем так, существенно больше среднего. Вот только счастья почему-то я от этого не испытываю. Удобство, комфорт-не более того.
Или вы хотите поспорить, что лучше работать за 30к, чем за 300к, при прочих равных?
А ааге воспоминание о молодости - это другое. В юности и трава была другая.
Если меня сделать в одночасье нищей, то у меня появится повод куда-то двигаться. Я думала об этом. Художник должен быть голодным))
А так, кто ж спорит, что при прочих равных 300к лучше.
А я вот лично не знаю людей, которые много зарабатывают в расслабленном режиме и имеют еще при этом достаточное количество свободного времени.
А я вот лично не знаю людей, которые много зарабатывают в расслабленном режиме и имеют еще при этом достаточное количество свободного времени.
« . Азарт, интерес, адреналин - лучше на олимпиадах, чем в компьютерных играх, в последних он же всем понятен?))» кроме компьютерных игр есть ещё море всего интересного.
В один определенный момент забрали смартфон, объяснив почему, что лично для него он вреден, что он разрушает его личность. Какие-то стимулы добавили, что ребенок очень хотел какие-о пожелания исполнили. Сейчас с кнопочным, смартфон дома, читает школьные и прочие чаты 10 мин в день. Ноут без ограничения, но там только учеба. Несколько лет все ок, ребенок пришел в норму почти мгновенно, спокоен и тп.
Никому не советую ничего, написала личный опыт, сейчас дети такие, что за отбирание личного телефона могут папин ноут разбить, вены порезать, что угодно сделать, поскольку отобрать телефон пытаются у тех, кто неадекватен.
Я в каникулы ставила эксперимент. Дала играть сколько хочет. Ну посидел дня два. А потом, ой время уходит, а я ничего не сделал!!! Нашел себе множество других интересных занятий. Скучно целыми днями играть. Но игра становится сверхценностью, если все время ограничивают.
Идиотские видео смотрят (неадекватная информации) и на это может тратится туча времени.
Тут взрослые забивают на домработу и смотрят тв, сидят в инет,читают.
В качестве отдыха хороши настольные игры, всей семьей или с кем-то из взрослых.
Наверное потрать он его на олимпиады, результат был бы лучше. Но дети же не роботы заниматься 24 часа в сутки. А еще у разных детей просто разная скорость соображалки. Причем в работе быстрое соображение не обязательно даст значимые преимущества, а вот в олимпиадах - да. Поэтому есть те, кто для олимпиад принципиально не подходит.
и как отделить талант ребенка от хорошего кружка или педагога ) Интересно, сейчас кто-то полагается только на талант ребенка ? и с какого класса подключают группу уровня профи, чтобы не сделать ошибку и талант не растерять среди конкурентов )
Автор, может кружок не тот ?
нам преподаватель такую методу посоветовал - не решаешь в течение там минут 5-10, читай разбор, иди дальше, не стоит думать над ними долго ))) Возможно, когда, у ребенка мало опыта, и набрать идей... Не знаю. у нас пока скромненько, двигаемся в своем темпе.
А на высоком уровне уже решаешь все задачи, некоторые по паре дней, но таких единицы. И если за пару дней ничего не придумал, ну тогда читать разбор. В любом случае не должно быть ни одной заданной (встретившейся на пути) задачи, которая осталась не понятой. То есть надо не просто прочитать решение, а воспроизвести его.
То есть берешь ручку, бумажку и пытаешься проделать все те выкладки, которые только что прочел, самостоятельно. Как будто на олимпиаде эту задачку сдаешь.
Потому что иногда кажется, что когда читал, то понял, а когда пытаешься сам, выясняется что что-то не понял, и приходится уточнять, а иные моменты вообще искать в другом месте, чтобы быть способным их воспроизвести.
Речь про сложные задачки, конечно. Если все дело в одной идее, до которой сам не дошел, то просто применяешь ее, дорешиваешь задачку и двигаешься дальше.
Я очень часто наблюдала ситуации, как ребенок, который узнал решение задачки, встретив ее даже через день, и уж тем более через полгода, не мог ее решить, к сожалению. Думаю, что самостоятельное воспроизведение могло бы тут помочь. Хотя вот эта способность запомнить решения задач, встреченных полгода назад, видимо тоже одна из составляющих математических способностей. Иногда дети не то что решения не помнят, они и задачу не помнят, как будто первый раз ее видят. И в этом случае, к сожалению, высоких математических результатов не будет. Впрочем, память зависит от эмоциональной зараженности события. Видимо им эти задачки на самом деле не интересны, потому и забывают.
Мат.способности это вообще не одна способность, а целый набор, причем у разных людей он может быть разным.
Но хорошая память, по крайней мере на что-то математическое, нужна. Потому что она в значительной степени определяет способность к обучению в данной области. Ведь обучение это и есть запоминание новой информации и умение ее применять. И если бы вы не запоминали методы пусть в целом, а не применительно к задачам, чем бы вы пользовались при решении?
И как вы могли совсем забыть задачу, над которой долго думали, при фотографической памяти?
Интересно было бы послушать человека, который хорошо решает задачи, но у которого очень плохая память на все, включая задачи. За счет чего он выживал?
У меня плохая память на многое. Например, я не запоминаю имена, лица и термины. Но я помню все телефонные номера и цифровые коды даже из времен моего детства. И я помню не метод решения конкретной задачи, но свои размышления по ее поводу. Поэтому второй раз я двигаюсь уже быстрее, восстанавливая дорогу по своим меткам. Но могу и другим путем пойти, если я его освоила за это время. Важно, что я не пойду неправильным.
Но я видела детей, которые один раз не решив задачу, но прочтя метод ее решения и даже рассказав его, через полгода ее снова не решают, и даже не помнят, что она была. При этом на что-то другое у них может быть хорошая память.
PS: А я вот в свое время играла в карты, в бридж. Неплохо играла. Но те, кто играл прекрасно, помнили расклады карт, которые они сыграли не только сегодня, но даже полгода назад. Могли их обсуждать и анализировать. Я же забывала карты сразу как очередная игра заканчивалась. Наверное, поэтому (в том числе) я и не стала высококлассным игроком. Карты мне были интересны, я ими даже занималась довольно долго, задачки решала. Но вот память на карты.. увы.. Ребята удивлялись, как я могу не помнить карты, которые только что держала в руках. А я удивляюсь, как дети могут не помнить задачку, над которой думали пару часов.
Ну какой формулы он не помнит?
Я вот хорошо помню формулу дискриминанта. Суммы прогрессий всегда выводила, не могла запомнить.
А какие еще формулы-то есть? ))
А, вот, неравенство Коши. а еще что? )) Видимо я тоже формулы не помню ))
Есть ребята именно талантливые, они решают черт знает каким способом. Но таких даже в топ школах пара на класс.
Формул полно всяких. Например, тригонометрические. Он ни одной не помнит, но все может вывести. Не уверена, что помнит дискриминант. Я с удивлением узнала, когда он был в 11 классе, что мальчик, регулярно получающий дипломы по физике, не знает ни одной формулы по этой самой физике, кроме самых базовых. У меня двое детей. Младший так не умеет. Ему проще запомнить, чем вывести.
другой аноним
Это потеря времени даже на контрольных, про олимпиады уж совсем не говорю.
Многие вещи должны быть на автопилоте, если хочется прогресса в олимпиадах (мы же про него)
Но если многое на автопилоте, то без пары формул можно и пережить, конечно
Может она так пошутила с вами? ))
Скорее всего она забывала пару-тройку значений, и то помнила их примерно, уровня 7*8 то ли 56, то ли 58. Тогда это не вызывает проблемы. Но остальные-то у нее должны были быть автоматизированы
Но решила недавно буквально десяток задач на тригонометрию, и все эти тригонометрические формулы у меня в голове примерно появились. Я их точно не знаю, но я помню, как они выглядят примерно. Я помню, что там произведение, но вот что там точно - квадрат синуса, квадрат косинуса или синус*косинус? Или "должно ли быть там умножение на 2 или деление на 2?". Или "вот эта штука выглядит знакомой, но является ли она косинусом суммы или синусом суммы?" И вот эти вещи я не то чтобы вывожу, я их могу просто проверить, подставив угол в 30 или 60 градусов, потому что значения синуса и косинуса 30 и 60 я, конечно же, помню наизусть. И вот все эти формулы именно так и "выводятся".
И я думаю все те, кто не помнит формул и "выводит их на ходу", на самом деле поступают аналогично, то есть не выводят их с нуля из определения синуса, а всего лишь восстанавливают на конкретном примере недостающие части примерной формулы. Потому что в части задач формулу нужно узнать. И если в голове совсем белый лист, ее не узнаешь и эти задачи не решишь. А они их успешно решают. Да и сложно иметь белый лист, если с этими формулами сталкиваешься постоянно.
И мне пришлось вспомнить, когда они на физике в 9 стали гармонические колебания с затуханием проходить. С комплексными он был к тому времени поверхностно знаком, а искать решение дифура было проще таким образом. А тригонометрия уже, как побочный продукт.
У меня дочь 8й класс сейчас ходит на занятия в цпм по химии. Не знаю, как назвать этого преподавателя, но на второй лекции (она всё подробно переписала в терадь), он выводил диффур с разделяющимися переменными и искал решение интегрированием. Я считаю, лучше забежать немного вперед по программе, что бы не хлопать ушами.
А задачу, которую они предлагали решать интегрированием, можно было решить и из физических соображений. То есть в моем опыте избыточная математика, которую дают преподаватели, это не то, что реально нужно, и даже не то, что упрощает жизнь. Это то, что ближе и понятнее преподавателям, которые в большинстве своем студенты. Причем опытный учитель-преподаватель обойдется без дифуров и интегралов.
Это примерно как задачи для 4 класса, которые легко решаются через икс, но которые запрещено решать через икс, потому что в этот момент тренируется другой навык, а иксы всю тренировку ломают.
Но если уж попался такой преподаватель, то придется проходить эту тему. Только ведь заранее неизвестно, что именно придет в голову преподавателю. Весь вузовский курс проходить?
<<exp(ix) = cos(x) + i*sin(x)>>
Что-то смутно знакомое..
Ладно, дорастем до 9 класса, может придется вспомнить. А где они проходили колебания с затуханием? явно же не школьный курс. И в перечневых олимпиадах такого явного нет.
А закл моему ребенку не грозит.
Ваш в ВГ/ФТЛ?
Как он выводит формулу двойного угла или формулу косинуса суммы. И пусть засечет, сколько времени у него на это уходит. Правда же интересно! Если быстро, так это можно взять на заметку для людей с плохой памятью.
И их мало, и их методы не для простых смертных
Тригонометрию.. Ну сложно ни одну не помнить. Скорее всего помнит несколько, а остальные выводит. Например, помнит синус двойного угла, но выводит косинус двойного.
Но выводить тригонометрические формулы это потеря времени на задачках по тригонометрии. В любом случае, он должен знать, что они есть и как примерно выглядят, потому что их нужно уметь узнавать в задачах. Без этого часть задач не решится.
Если речь про математику, то там не доступны никакие формулы. А на перечневых олимпиадах тригонометрия часто встречается.
Математика как профессия - это совсем другое, чем олимпиадная математика или школьная математика.
Но, скорее всего Вы правы, математика - не его.
Но с другой стороны очевидна предрасположенность к точным наукам, поэтому надо продолжать заниматься математикой.
Ведь это всего 7 класс - сейчас как раз могут появиться новые интересы: физика, экономика, информатика и т.п. - математика будет его сильной стороной.
Очень много сейчас комплексных олимпиад, отборов: по нескольким предметам.
Поэтому продолжать заниматься в темпе, комфортном для ребенка, не менее 1 часа в день.
В потом пишу, что просто математикой, профессионально, в какой то области типа инженерия, финансы, статистика, он вполне может найти свое применения математики.
Олимпиады в школе, как раз могут показать способен ли ребёнок к науке конкретной области, к глубокому цело жизненному изучению .
Вашему ребенка не интересна математика как наука. Может пока, все де 7 класс еще не та сложность, которая показывает способности ребенка в полную меру в математике, но может показать уже слабости. И же конечно уже может показать желание.Тратить ли на нее дополнительные часы или нет - его дело. Но может случится так, что в это время он может потерять в плане найти себя.
Олимпиады вообще должны доставлять ребенку удовольствия. Иначе не не имеет никакого смысла на них тратится. Удовольствие не всегда означает первые места, но желание быть в среде этого предмета с теми кто разделяет один с тобой интерес.
