Математика ЕГЭ 2023 - ч.2
Математика ЕГЭ 2023 - ч.1 здесь:
https://eva.ru/jsf/forum/frame-content-topic-view.xhtml?topicId=3654687&m=1079
Краткое содержание предыдущей серии:
Как обычно, писавшие ЕГЭ дети и некоторые проверяющие ЕГЭ преподаватели уверены, что текущий вариант был сложнее, чем прошлогодний. Дети массово в шоке от экзамена, считая что пробники были легче. Тем не менее, тестовая часть кажется достаточно простой.
Ребята с перечневыми олимпиадами боятся, что могут олимпиады не подтвердить.
Затронули вопрос неравнозначности вариантов по регионам. Поспорили о том, действительно ли подготовиться в Москве и Питере намного проще, чем в регионах (регионы считают, что да, в Москве-то и сахар слаще. Москва уверена, что он точности такой же, а иногда даже и хуже, и только отдельным везунчикам достаются леденцы. В общем, олимпиадная подготовка в Москве лучше, а вот подготовка к ЕГЭ весьма средняя)
Сложными назывались задачи:
13, 16б, 17, 18в
18 кому-то показалась в этот раз простой, кто-то решил только 2 пункта, кто-то за нее вообще не брался. Кто-то счел очень странной формулировку.
Несколько детей сказали, что задачи были подъемные, но оформление отняло много времени и записать решение они не успели. "Еще бы час".
Рассказали грустную историю про девочку, которая не внесла ответы за тестовую часть. И хотя преподаватели это увидели, но это было уже после окончания времени экзамена, и внести ответы она уже не имела права. Если бы она сдавала заранее, ей могли бы подсказать заполнить.
Вот это не все понимают
Меня другое удивляет. Зачем писать, то анонимно, то неанонимно. И прыгать с одного на другое.
Работать-то все равно кому-то надо. Сильных математиков на все вакансии не хватит.
Я понимаю, что правильно 1 часть в этом году обычную дали. Хоть поступят дети хоть куда-то. А дальше, не понравится учиться там (а это может быть с любым человеком и в любом ВУЗе), может всегда поменять что-то. Но шанс дан.
В ЕГЭ по математике профильного уровня в 2022 году приняли участие 302 тысячи человек. Более 240 тысяч участников экзамена показали результаты, достаточные для поступления на инженерные, экономические и другие специальности вузов. 579 человек получили на экзамене 100 баллов.
17-го уже апелляции.
@ExpertEgeTrenerBot
По геометрии были лишь тщетные попытки начать решение, не более. Ни одного положительного балла на кипу работ, ни одного! Просто их не за что было начислять, хоть я всегда на стороне ученика.
Впечатление, что детей не учили математике в целом. Вообще. Очень печальное впечатление..."
Там не написано, что ужасные задания. Зато написано :"то семи-восьмиклассник пытается наудачу нащупать ход решения задач профильного ЕГЭ".
Может ее вообще убрать из расписания, заменить на алгебру? часов на нее уходит много, а на выходе это будет всего лишь одна-две задачи на ЕГЭ. При этом времени на отработку геометрия требует чуть ли не больше, чем алгебра.
Иначе придется вводить пропущенную геометрию в курс вузовской программы, что уже само по себе нелепо.
Но не убирать же целый раздел математики из школьной программы, потому что дети ее плохо понимают...
:)))
Вообще-то из вашего высказывания прямо и напрашивается, что именно убирать :)
А вообще надо вернуться к учебнику Киселева, ну и упростить курс геометрии. В обычной школе на совсем базовом уровне, в физмат классах на уровне, достаточном для инженеров в технических вузах, и хватит.
Насчет Киселева поддерживаю, мои родители учились по нему, вспоминали, что геометрия была одним из любимых предметов. Что там навалял Колмогоров, и как потом создавали какие-то непонятные программы - вопрос к методологам. Если проблема видна невооруженным взглядом, она может быть решена.
Это все подготовка к будущей высшей математике в вузе. В то, что на физтехе полностью игнорируют геометрию, верится с трудом. Для физиков это важный предмет.
Кстати, инженерам же больше черчение, чем геометрия, нужно. Вот черчение в школы вернуть, по крайней мере в физматы.
Основные проблемы с черчением - линии и шрифты.
Остальное - легко можно освоить.
Значительная часть геометрии - планиметрия, то есть не пространственное ни разу. И все задачки там на "увидеть свойство в линиях". Это требует наметанного глаза, его к этому надо долго адаптировать. Но в черчении и проекциях это не нужно и не поможет.
Все что вы описали можно уместить в полгода, при этом ребенок будет знать этот материал так, что от зубов отскакивать будет.
Мы начали с того, что геометрию не осиливают даже многие математики. То есть при текущей программе развитие в этом направлении происходит очень слабое. И оно не стоит тех времязатрат, которые на него идут.
Я такого не говорила и не думала.
Я о другом.
Сдача ЕГЭ это измеримый результат обучения. Нравится нам это или нет. И когда вместо выпускных экзаменов нашего времени ввели ЕГЭ, все предметы, которые в ЕГЭ не попадают, моментально просели, им стали уделять внимания меньше как ученики, так и учителя. Это закон жизни: все, что не попадает в измеряемые критерии, за которые положены плюшки, начинает идти по остаточному принципу.
Если по геометрии в ЕГЭ будет всего две задачки, а по алгебре 15, при одинаковом количестве баллов за них, то здравый смысл подсказывает вкладываться в алгебру. Потому что эффект в 8 раз больше.
И только лишь осилив алгебру на максимум, браться за геометрию.
А опыт показывает, что большинство и с алгеброй имеют сложности.
Ну или я этого не помню.
А вот алгебра сильная нужна для этого, о чем собственно и речь. Все упирается в алгебру.
Но если чтобы решать эти задачки, нужно потратить предварительно еще несколько сотен часов, причем в дальнейшем этот навык востребован не будет, то это просто непродуктивное использование времени людей.
Нужны ли всем подряд тригонометрия и логарифмы, это тоже вопрос. Может быть лучше для них потратить эти часы на доучивание чего-то более простого, что большинство не осиливает. Но уж тем, кто идет в физмат вузы, логарифмы явно пригодятся. А геометрия не пригодится даже им.
А вот матрицы в программе средней школы ранее отсутствовали вообще.
Не думаю, что в Испании глубже изучают, это ничем не оправдано, интересно посмотреть варианты, предположу, что задачи типа наших из первой части - на быструю сообразительность.
Если рассматривать образование как то, что когда-то где-то может всплыть, то все не зря.
Рассматривая наше школьное образование, 95% ребят в старшей школе очень по верхам проходят как сложные геометрические задачи, так и параметры. Вот и вопрос, нормально ли это, и то, как устроен ЕГЭ
По русскому сочинения писать тоже очень не просто. Но без них нет аттестата, поэтому все в итоге пишут
Поэтому и проблемы, что дети не думают, а стараются применить знакомый шаблон. А оно не всегда работает. Вернее, почти никогда не работает в геометрии.
Выучите формулу и применяйте - с таким подходом в геометрии делать нечего
Но где потом это будет нужно в жизни? Стоят ли эти времязатраты результата?
Думаете, алгебра похожа на школьную?
Без умения делать сложные большие преобразования, которым обучают в школе, дальше не вытянуть ни физику, ни математику вузовскую.
30 лет назад были те же 2 урока геометрии в неделю. Но подобных провалов в геометрии почему-то не было. Может дело не только во времени?
И в первой части ЕГЭ многие пропускают геометрию.
Вы сейчас хотите сказать, что с геометрией прекрасно, просто задачи очень сложные?)
В пробниках иногда дают посложнее. Но на самом ЕГЭ не перебарщивают с ней.
У моего 2 года назад был максимум без двух первичных. 1 балл был снят за стереометрию и 1 в первой части. Хоть и всё расписал. Решал через декартову систему координат. Он сказал, что ему так легче.
По планиметрии во 2 части могут попадаться и усложненные задачи в вариантах в разные годы. Но с ней справляются лучше.
Литература должна быть нужна не вам, она должна быть нужна (и нужна) обществу. Это, пожалуй, единственный предмет, на котором обсуждаются моральные ценности. Ну и культурные тоже.
после 8 класса все сдавали геометрию, про массовые завалы никто не говорил, вот алгебру почему-то пересдавали
А вот сейчас, 30 лет спустя, я за 2 дня воспоминаний не смогла ни одну задачу по стереометрии решить, даже самую простую. Вообще никак. Надо наверное больше времени потратить. Но на восстановление темы по физике мне достаточно пары часов.
Скажу вам как выпускник мехмата, не помню, чтобы она очень нужна была мне все 5 лет. А уж после диплома - вообще ни одного синуса или тангенса до тех пор, пока дети не доросли до средней школы.
Давайте не только геометрию, тригонометрию тоже выкинем. Оставим время. На что только - на таблицу умножения, может быть? Логарифмы ведь тоже в практической жизни нужны не особо.
Если бы работали, то вам, вероятно, пригодились бы логарифмы или тригонометрия. Или по крайней мере большинству выпускников.
Мой отец работает по специальности, и ему все это нужно, у него в записях сплошные логарифмы, интегралы и прочее. А вот геометрических рисунков я в его записях не видела никогда, хотя он-то как раз про разные полеты и траектории движения.
Я хочу сказать, что последовательное изучение всех разделов математики в школе расширяет восприятие информации, развивает логику и мышление. Будь то тригонометрия или конус, вписанный в шар, пересеченный двумя параллельными плоскостями.
Мне сейчас прислали поразвлекаться тренажер внимания. Там на экране показывают самолетики на зеленом и красном фоне. Если на зеленом, надо нажать на стрелочку, которая показывает нос самолетика, а если на красном, то хвост. И 4 направления, в которые этот самолетик может смотреть. И все это на время. То есть задача в том, чтобы быстро сообразить направление самолетика + цвет фона, и в зависимости от этого нажать указать на нос или на хвост, нажав на одну из 4 стрелочек.
Я быстро набрала 6тыс очков. А приятель, который мне это прислал, набирает 8тыс. На то, чтобы он начал набирать 8 тыс, у него ушла... пара лет! Начинал он тоже с 6тыс.
И вот вопрос. Это же тоже общее развитие, правильно? Развивает внимание и концентрацию. Нужно ли потратить 2 года на подобное развитие, и чего в этом развитии будет больше - внимания "в целом", или адаптации мозга под конкретные самолетики на зеленом и красном фоне?
И почему геометрию детям учить надо, а зеленые самолетики - не надо? в чем разница? Тем более что у самолетиков все же есть видимый прогресс, +2тыс к внимательности. А у геометрии его, зачастую, нет - дети с геометрией не дружат.
С определением основных фигур, их свойств, площадями и периметрами дружат?
С теоремой Пифагора дружат?
С равенством, подобием - дружат?
С признаками параллельности дружат?
Все, что я написала, необходимые знания. И именно на них построены все задачи по планиметрии.
Предлагаете исключить эти знания из программы и заменить на развитие концентрации внимания, потому что оно полезнее?
Или все же научить решать задачи, используя базовые знания.
Что такое "дружат с теоремой Пифагора"? Знают ее и могут решить задачки на нее? Задачки в сколько действий, в одно? В одно - да. В 3 действия - уже нереально для большинства детей из обычных школ.
Задачка уровня "треугольник, в нем высота, которая делит сторону на части 3 и 4см. Вторая сторона треугольника 5 см. Найти третью сторону треугольника". И все, это уже гроб для ребенка из обычной школы. А если там еще с одной стороны будет не теорема пифагора, а угол в 30 градусов!...
"Предлагаете исключить эти знания из программы и заменить на развитие концентрации внимания, потому что оно полезнее?"
Ну а почему нет-то? Вот кто сказал, что Пифагор обязателен, а концентрация внимания - нет?
В нашей школе очень не хватает занятий по командной работе, уроков самопрезентации и публичных выступлений.. Да и машинопись сейчас бы не помешала.
Я сначала думала, что вы только стереометрию недолюбливаете,
но если и теорема Пифагора в вашем представлении становится лишней - я пас.
Самая простая и красивая теорема в геометрии, которая имеет тысячи применений. И если наши учителя даже к ней не могут создать интерес - что сказать. Надо убирать предмет из курса.
Уберем и посмотрим, какой будет следующим на вынос.
Так что не надо на меня-то бочки катить.
Просто я не вижу смысла давать ту же стереометрию, если запланировано потратить на нее времени раз в 20 меньше, чем потратила я. Ну не будет она решаться.
Это как учить четверные прыжки в дворовой секции фигурного катания. Нет, учить можно, но их там никто и никогда не прыгнет даже близко. Хотя можно сказать что "пусть учатся для общего развития". Может для общего лучше одинарные тренировать, а? Большинство детей, умеющие кататься на коньках, и одинарные не могут. Цели надо ставить реальные.
Теорему пифагора стоит оставить :)
А еще заставить выучить всех детей длину окружности и площадь круга.
А вот без знания, что квадрат расстояния касательной равен произведению секущей.. - прекрасно проживет большинство. Особенно то большинство, которое длину окружности запомнить не может.
А в пятом классе начинаются дроби. Весьма сложная тема, в которой даже сильные дети плавают, как показывает опыт.
И потом ездить то начинали когда, еще информатикой и не интересовались. Маленькие. Ну мой, например. Впустую все эти олимпиады по геометрии . Хотя геометрию в других олимпиадах делал.
А себя помню. Планиметрия ещё нормально. Стереометрия - часто правильно рисунок не могла сделать, в итоге задача решена неверно. Я стереометрию лучше видеть стала после 40-ка:)) Именно видеть. Всё остальное конечно уже утеряно.
При этом на видео С. признает, что с геометрией он не дружит. А он же крутой математик, ну и топматшкольник впридачу. А задача... ну школьный этап, не закл.
Собственно история о том, что даже явно сильные математики иногда с геометрией все же не справляются.
Справделиваости ради сложность не так определяется. Геометрия НЕ сложнее алгебры. А какие то конкретные стереометрические задачи сложнее каких то конкретных алгебраических
Никакой вундеркинд с матфака\мехмата\физтеха\чебышевки не докажет теорему ферма. При этом вполне себе может решить стереометрию уровня закла всеросса
Меня обвинили в прошлом топе, что я не учитель, и мне не хватает компетенций, чтобы оценивать, но я попробую.

Вот такая задача, попробую изложить алгоритм, который ни на шаг не отходит от школьной программы, от того, что дети решали:
Как решается неравенство в виде дроби, если в числителе и знаменателе переменные?
Дробь положительна, если числитель и знаменатель имеют одинаковые знаки, отрицательна, если имеют разные знаки.
Здесь есть что-то новое? Нет, неравенство в виде дроби есть в фипи, было на досроке в этом году, и это то, что совершенно точно решается в школе на уроках.
Так что без каких-то особенных знаний получаем две системы уравнений.
Числ. меньше или равен 0 и
Зн. меньше 0
Числ. больше или равен 0 и
Зн. больше 0
Решаем первую систему, видим, что знаменатель не может быть меньше 0 ни при каком Х. У данной системы решения нет. Это сложно? - нет. Это все в рамках школьного учебника и простейших задач.
Решаем вторую систему :
Видим, что Зн. всегда больше нуля с учетом ОДЗ. Находим ОДЗ.
Есть сложность? Не должно быть для тех, кто знаком с квадратными уравнениями.
Числ. больше или равен 0 - это простое логарифмическое неравенство.
Как решать любое логарифмическое неравенство - привести все к одному основанию и дальше сравнивать подлогарифмические выражения, не забыв про ОДЗ.
Переход к новому основанию делается по свойству логарифмов, которое все знают.
Все.
Где, на каком шаге возникла та самая сложность?
ВСЁ по учебнику и по фипи с его демоверсиями.
Учителя пишут, что я не понимаю, в чем здесь сложность. Я не понимаю этих учителей.
Я уже не помню что такое логарифм, но кажется что квадрат чего угодно (если оно не мнимое), если к нему прибавить 1, меньше нуля быть не может никак. Или я условие неправильно поняла?
Писали в комментариях, что "это надо заметить, это сложно". Я написала обычное решение, где замечать ничего не нужно. Именно то, чему меня в свое время учили в школе. Просто решать.
Или про что речь?
Насколько оно сложно для детей, метящих в топ вузы?
Выражать логарифм одного основания через логарифм другого на мой взгляд должнын аучить в школе, но в принципе и самому можно это вывести (не знаю учат этому или нет в школе)
Я так же считаю, что стереометрия не трудная, не громоздкая, красивая.
И финансовая задача без долгих вычислений, как здесь писали.
Нормальные задания для ЕГЭ, не проще и не сложнее, чем в другие года.
- уравнение в 9 классе ( встречается во 2 части на ОГЭ) сумма квадратов двух выражений равна нулю. Выражения могут быть 4 степени. Раскрывают скобки, чертыхаются, решить не могут. а надо всего-то понять, что сумма квадратов равна 0, только если оба слагаемых равны 0. Решить не могут, трудно.
- или например финансовая задача: 1,125 возвести в 3 или 4 степень, потом умножить и разделить на что-то. И ведь сидят 1,125 в столбик умножают, потом делят, но представить 1,125 в виде дроби 9/8 не могут.
- в той же финансовой задаче не видят арифметическую прогрессию, сидят складывают подряд, даже не могут рациональным способом сложить - подряд складывают, а потом жалуются "громоздкие вычисления".
а многие ли используют формулу дискриминанта , деленного на 4 ( ну когда четный второй коэффициент) ? Нет, сидят и с большими числами вычисляют!
Что сделать? Кругозор маленький. Алгоритм знают, а целиком посмотреть на задачу и облегчить ее не могут.
Опять же, предполагаю, что стали искать ОДЗ через дискриминант, дискриминант равен 0 и дальше что? Затык. Основания разные? Еще один затык. Вывод: неравенство очень сложное!
А кстати, в чем подарок-то?
Во-первых, корень из 0 извлечь проще чем из 576, во-вторых, надо найти один ответ, а не два.
(шутка, если что..)
Дискриминант, равный нулю, означает вырождение двух понятных корней в один. И если с двумя дети, наверное, понимают что делать - вот правая граница, вот левая граница, серединку надо выкинуть, то когда эти две границы схлопываются в одну, у ребенка возникает резонный вопрос - а где та серединка, которую надо вырезать, и как ее обозначить? И вообще, вот эта одна точка, которая получилась (если ребенок понял, что это точка!) - ее надо выкидывать или не надо? Слишком много вопросов
Ребенку из топа - просто
Но наличие каждого подобного момента повышает уровень сложности, потому что всегда найдутся дети, которые с этим не справятся.
В приведенной вами задачке даже я 2 раза ошиблась. Сначала умудрилась не заметить, что справа ноль, и пошла переносить знаменатель в правую часть и потом смотреть на это как баран на новые ворота.. И если бы это случилось на ЕГЭ, я бы потеряла на этом минимум 15 минут.
А потом не заметила, что там X^2, и упустила отрицательные значения в решении.
То есть вот я сейчас, как есть, за эту задачу получила бы 0 баллов.
И кстати, это как раз те моменты, которые отличают данную задачку от демоверсии.
Ну и ОДЗ
x<>-5
(8x+35)/(x+5) > 0
Собственно все.
Оно муторно, но в таких-то вещах я не ошибаюсь. Решаю их в темпе записи, а потом еще раз пересчитываю задом наперед на отдельном листке, и если ответ сходится, значит все у меня правильно. Если не сходится, пересчитываю третий раз. На все про все минут 15
Здесь замумукаешься потом все это преобразовывать, приходить к скобкам, наверное, решать методом интервалов - тоже не простота простейшая.
По определению логарифма я возвела 11 в логарифм, избавилась от пугающих меня значков "log" и дальше все аккуратно преобразовала.
А то, что у логарифма можно менять основание, для меня вообще открытием стало :)) Наверное те, кто сейчас учится, об этом знают. Но в демо версии разных оснований не было. Так что встретить их это стресс. Каждый стресс это минус сколько-то пунктов "силы", которая нужна для сдачи экзамена. Иногда дети пугаются настолько, что просто не берутся за задачу, которая на самом деле была для них простой.
Я не понимаю, что вы имеете в виду. Совсем.
От значков логарифм так просто не избавишься, они потому и придуманы....
Я привела то, что я не знаю, к тому, что я знаю :))
Работать со степенями я умею, а с логарифмами нет.
Но сын на мой вопрос меня в самом деле не понял :)) Чего я хочу, зачем я пытаюсь возводить 11 в степень логарифма? :)))
Балл может и снизили бы, но к ЕГЭ бы я все же готовилась.
Но мы-то обсуждали сложность демоверсии. Так вот она не требовала от меня никаких усилий, кроме аккуратности. То есть решение не требовало включения мозга. А задача ЕГЭ меня подловила несколько раз и запутала.
ИМХО - равноценные они... Но вижу по реакции, что где-то был сложный момент
Два ограничения из свойства логарифмов - что x<>-5 и что x/x+5 > -7
И дальше два случая в основном неравенстве - если x+5 >0 и если X+5 < 0.
И никаких подвохов. Просто требуется аккуратность.
И кстати, с дискриминантом-то тоже все хорошо. Он просто отрицательный. Так что если даже его забыть посчитать, ничего страшного не случится.
a/b >= с/d = >
ad>=bc если d>0 (b там гарантировано >0)
аd<bc если d<0
В результате у меня получается кубическая как результат произведений ad и bc, но она удивительным образом сокращается с обеих сторон.
И в результате остается 12х и х^2. Если я нигде не обсчиталась. (но на егэ я бы перепроверяла обязательно)
Я пишу преобразования не включая мозг, он мне здесь ни в какой момент не требуется.
Если дети решат еще проще - так тем более демоверсия проще, чем то, что было на ЕГЭ. Мы же об этом.
Вот я увидела разные основания логарифма и пришла в ужас, потому что я не знаю, что с ними делать. А вы всегда спокойно смотрели на непонятные задачки? Или вы все и всегда решали на полный балл?
Но суть в другом.
Вы опять пишете про выданные заранее примеры.
А это тогда не про знания даже для среднего ребенка.
Плюс вы приводите в пример те моменты, которые сдающий должен уметь учитывать после курса школьной программы, просто они могут быть более кучными в каком-то примере...
А иначе пытаться писать вторую часть профиля просто не стоит.
Если ребенок забыл конкретную формулу или конкретный метод - это признак его незнания математики? ему не стоит писать вторую часть профиля вообще? Этот ребенок ниже среднего?
Вот я сейчас забыла формулу смены основания у логарифма. То есть если бы я сейчас готовилась к ЕГЭ и не встретила задания на эту тему ни в каких демоверсиях, а в школе на уроках ее бы тоже упустили, я бы этот пример на ЕГЭ и не решила. Как именно это меня характеризует?
Странный вывод из моего поста.
Забыл - получил меньше баллов или решил другим путем.
А вот - "Ой, а у него дискриминант равен нулю. Это пугает. А тут надо и одз помнить, и подкореное выражение, это сложно. А тут интервалы, и выколотые точки, а как же" - вот тут делать во второй части нечего. И на самои-то деле, это именно что базовые школьные вещи, просто объединенные. Да, сложнее самых простых, но и экзамен все же вступительный.
"То есть если бы я сейчас готовилась к ЕГЭ и не встретила задания на эту тему ни в каких демоверсиях, а в школе на уроках ее бы тоже упустили, я бы этот пример на ЕГЭ и не решила. Как именно это меня характеризует?"
как человека, который не может решить в силу незнания необходимого.
Почему все забывают, что в демоверсиях всех предметов черным по белому написано, что задания на тему, но не исключительно представленные...
Никто не забывает, что демоверсия это "не исключительно". И обычно в рамках подготовки дети решают не одну демоверсию, а много. И все равно они все "не исключительно". Но что еще дети должны сделать?
Проблема плохих учебников, плохих учителей, излишеств на экзамене и т.п. - это уже другой вопрос.
К примеру так . Пусть есть ЛОГаХ и ЛОГвХ . При этом в есть какая то степень а, т.е. в=а^к -> LOGaB=k
Теперь ЛОГвХ это не что иное как ЛОГ(а^k)X=1\k*ЛОГаХ . А ранее нашли 1\k=1\LOGaB -> ЛОГвХ=ЛОГаХ/LOGaB что в общем то интуитивно и понятно
(В логарифме основание я маленькой буквой обозначаю, само число - большой)
единственно что - лучше конечно заранее знать эту формулу, а не выводить ее на егэ, теряя время (это кстати к вопросу о том,что якобы нужно (для понимания) не запоминать формулы а выводить. Да это полезно, но на экзамене надо знать а не выводить. ИБО)
Для этого я должна была знать, что она есть. А мне это не пришло в голову. И вообще мне проще было оперировать логарифмами через степени, поэтому я смотрела в сторону возведения 15 в степень логарифма по основанию 3. Может быть на этом пути я бы к чему-то и пришла, но мне стало лень, и я пошла к сыну :)
Но ведь я не уникальна. Так у многих работает внимание - начинаешь думать над одним, теряешь из вида другое. Поэтому любое удивление на экзамене - потеря концентрации внимания и риск ошибок в чем-то более простом.
Вообще я ошибки по невнимательности на экзаменах и олимпиадах не делала никогда. Они у меня в принципе редки, но еще у меня достаточно методов проверки самой себя и достаточно большая скорость для того, чтобы оставалось время на проверку. Чего не скажешь, например, о моем сыне, который меняет плюс на минус на ровном месте, причем если ему сказать найти у себя ошибку - не найдет.
Поэтому если даже я делаю ошибку, я считаю что это признак проблемности задачи.
Мы же обсуждали, в чем причина сложности этой задачи. А она в том, что
а) формула сложна сама по себе, это не совсем база
б) в демоверсиях таких заданий не было, поэтому они вызывают у детей стресс.
Ну и в данной задаче еще несколько мест для того чтобы подловить ребенка. Сильный уверенный в себе и внимательный - не попадется. А чуть более слабый (каким в данном случае выступила я)- посыпется.
Это как раз все для среднего ребенка.
Спрашиваешь их, как этот график называется. Они "то ли парабола, то ли гипербола... "..
Спрашиваешь, как определить, в какую сторону рога параболы смотрят - в ответ глубокая задумчивость.
Они и про линейные-то графики задумываются.
И я не знаю, как это лечить без серьезной домашки, потому что если они не набьют на это руку, они не запомнят. Завтра вспомнят, а через месяц снова будут смотреть "а что, я это когда-то знал?". При этом формулу дискриминанта как раз более-менее все помнят, даже самые слабые. На это их в школе видимо натаскивают. Но почему-то они очень не любят писать в решении уравнения значок плюс-минус. Они пишут отдельно решение с плюс дискриминантом, отдельно с минус дискриминантом. И вот если будет дискриминант 0, а у них отдельно два решения, плюс и минус, я не знаю что у них там дальше в голове случится. Но это пока не уровень моих учеников, мы такие задачки с ними не разбирали. Просто прикидываю
А то у меня всякие есть. Один ребенок огэ со второй попытки сдал. Другие дети в полутопах учатся.
Но, вообще, сейчас в школе не отрабатывают до механизма ?
D больше нуля, два корня, D равен нулю, один корень, D меньше нуля, нет корней.
Вот пишу и помню, как это было вбито в голову
При неравенствах добавляется так же настойчиво: а больше нуля, ветви вверх и тд
А у вашего сына это было отработано в школе? Если нет, то почему?
Я видела отработанный материал только у одного ребенка, в 67 школе. И была в восхищении. У остальных весь процесс пущен на самотек. Им материал дали, а усвоился он или нет - уже неважно, никто не проверяет. У сильных не проверяют потому что "вы же сильные". А у слабых - видимо чтобы двоек не наставить.
История из слабой школы, как раз теорема пифагора, 8 класс. Учитель говорит, что через неделю будет самостоятельная работа, на теорему Пифагора. Дает детям демоверсию самостоятельной на дом. А потом то, что дети нарешали дома, засчитывает как самостоятельную. Видимо понимая, что если он даст что-то подобное на уроке, то придется ставить двойки столбиком.
Потому что многого я не помню, навыков пока что нет, вот пытаюсь понять что и как надо преподавать.
Началось то все с того, что был у знакомых очень слабый ребенок, тот с которым мы еле ОГЭ сдали, и денег на репетиторов у родителей не было, ребенок в 8 классе, а там даже таблица умножения на обе ноги хромает. И мы с ним все лето часов по 6 каждый день занимались. Сначала учили таблицу умножения и умножение на 100 в уме, потом закрывали пятый класс, потом прицельно уже к ОГЭ натаскивались.
У меня время тогда было.
Когда у меня нет готового шаблона и понимания конкретного типа задач, я тоже начинаю с раскрытия скобок, и только промучившись полчаса и не найдя решения начинаю думать, не было ли другого пути (и вот здесь-то могу заметить, что можно было что-то сократить или упростить в начале).
1,125 я возводить в 4 степень в столбик не стану, по крайней мере я всегда учу не делать громоздкие вычисления до самого конца, когда станет понятно что без них никак. Сначала попытаться сократить все же.
Но вот представить 1,125 как 9/8 мне бы в голову не пришло. Это не мой метод. Скорее у меня где-нибудь в сокращении выползет 9/8. Хотя, вероятно, вы правы, и метод надо взять на заметку.
А можно саму задачку посмотреть, как она может выглядеть?
- не видят арифметическую прогрессию? А ребенок какого уровня? Топ мат наверное увидит. Средний ребенок полутопа скорее не увидит. Это сложно. И опять-таки, как раз увидеть - это про набитость руки/глаза на подобные вещи, то есть про натасканность. Если он эту арифметическую прогрессию последний раз видел в листочке за пятый класс, то и упустит.
И если этого не делают, то дело не в том, что ребенок средний - ему, бедняге, просто никто не объяснил.
"а надо всего-то понять, что сумма квадратов равна 0, только если оба слагаемых равны 0." - вот как раз те, у кого рука набита на такой тип задач ("шаблонное мышление" ) - те с этим справятся быстрее.
- это не шаблонное мышление, это ОСНОВА.
Ужас, если так пишут и думают те, кто готовят детей.
Шаг 1. Проверить, не относится ли задачка к типу "сумма четных степеней равна нулю, значит каждое из слагаемых равно 0".
Если нет, переходим к шагу 2.
Шаг 2. Смотрим, нельзя ли заметить общие множители, которые можно сократить. Замечаем, сокращаем. Не забываем выписать отдельно неравенство нулю того, на что сократили.
Если сокращать нечего, переходим к шагу номер 3.
Шаг 3. Раскрываем скобки.
Наверное вы правы, так будет продуктивнее для детей. Возьму на заметку. Но лично я сама так не делаю.
знаете, это как один учитель тупо из параграфа учебника предложения повторяет и формулы на доске пишет - а дальше проверяет не свой вклад в ученика,
а другой:
умеет объяснить, разжевать, переспросить;
увидеть слабые стороны после контрольной и обязательно вернуться к ним;
покажет несколько решений (ну где они возможны);
а еще обучит маленьким хитростям для облегчения счета ну и алгоритму, да
первого гнать надо (а их большинство, к сожалению), вторые - умницы, но редки стали
Набить руку на то, чтобы он замечал, когда в задачке есть сумма четных степеней и приравнивать их к нулю - это тоже обучение. Учить видеть.
Дать ребенку последовательность "сначала проверьте четные степени, потом попробуйте разложить на множители, если не получится множители - попробуйте выделить полный квадрат, а если и он не получится - тогда раскрывайте скобки" - это уже все-таки шаблон. И он подстраивается под конкретный экзамен, в зависимости от частоты определенных задач.
Арифметическую прогрессию не видят. Это очень плохо. Ладно, без формул прогрессии. Но такие дети даже сложить или умножить рационально не могут. Она умножают, складывают подряд. В каком порядке написано, так подряд и складывают. Или умножают. Потом говорят, что времени не хватило.
Вы можете устно найти сумму чисел , например, от 1 до 100? Конечно. Мы знаем, что сумма первого и последнего слагаемого 101, а также сумма второго с начала и второго с конца тоже 101. Всего 50 пар таких сумм по 101. Всего 5050. А многие будут складывать подряд, потратят кучу времени. Это не шаблон.
Такие хитрые моменты в каждой задаче можно найти, которые упрощают задачи и помогают избежать длинных вычислений.
Кто может увидеть, применить и успеть сделать все , тот и получит больше баллов. Так и должно быть. Иначе как дифференцировать учеников, если дать лёгкие задачи и все получат по 100 баллов.
Ок, посмотрю, спасибо.
".... Мы знаем, что сумма первого и последнего слагаемого 101, ....А многие будут складывать подряд, потратят кучу времени. Это не шаблон."
Тут ключевое, что мы ЗНАЕМ. Мы не сами изобрели этот метод, нам его показали в детстве, и давали немало задач, где он применяется. Как правило на олмате. То есть моя дочка с олматом это моментально видит, не единожды наблюдала это у нее. А вот увидит ли это другая девочка из полутопа, у которой нет олмата - я спрошу в ближайшее время, очень интересно, кстати. Допускаю, что нет.
Кстати, в тренажерах Некина тоже эти задания были, например вот:
Из двух примеров решить наиболее легкий
(1) 663 + 86 + (643 − 4) =
(2) 663 + 86 − (643 − 4) =
Вот целая подборка, и там еще есть скрипты для генерации подобных листов:
https://nekin.info/math/xrc/080/080006_3dejstvija_porjadok.pdf
Ну и разная сложность тоже.
И я их с детьми отрабатываю, потому что вижу, что их этому не учат.
Но вот арифметическую прогрессию проходить не приходило в голову, учту.
Только знаете... вот все эти темы дети должны бы отрабатывать классе в пятом-шестом, а многое так и вовсе в четвертом. Поэтому я сейчас и считаю, что брать репетитора надо уже классе в пятом, чтобы хотя бы вот этот счет автоматизировать, научить ребенка считать правильно. Потом уже не успеть.
Если начать отрабатывать оптимальный счёт, то на другие темы не останется времени.
Пишу сейчас и вспоминаю учеников, которые на 100 умножают столбиком. Или делят. Или что-то подобное. Им говоришь, как проще, а у них взрыв мозга - не по силам им это. А потом они собираются профиль математику сдавать.
А вообще это обширная тема для обсуждения. Моё субьективное мнение, что сначала надо научить детей сложению, умножению, всему тому, что в начальной школе, а потом уже начинается вся красота математики. А у нас погоня за " чем раньше, тем лучше" приводит к тому, что школьники к 5 классу уставшие, легче списать, чем думать, или жаловаться, что трудно.
Хороший ребенок, все задачи решает в 2 счета, учится в топе, арифметическую прогрессию знает.
Но умножает на 5 столбиком, и 99*3 это 11*27 или как-то так.
Думаю, просто ему такую идею никто не подкинул.
Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что они не входят в круг наших понятий.
А может он прикалывался специально?...
А в задачнике 57 школы отрабатывают все упомянутые методы счета. То есть они успевают это сделать.
На самом деле многие вещи отрабатываются в домашке, а домашку можно сделать любого объема. Но вот у моего ребенка домашки вообще нет. Не видела я, чтобы моя над алгеброй дома сидела. Геометрия была в прошлом году, в этом и ее нет. Ну и результаты сразу намного хуже.
Я учила умножать на 100 в уме ребенка, который пересдавал ОГЭ. И у него это получилось и достаточно быстро.
" Моё субьективное мнение, что сначала надо научить детей сложению, умножению, всему тому, что в начальной школе, а потом уже начинается вся красота математики"
Согласна. И это - началка, в которой это недоучивают. А народ гонится за Петерсон и 1-3.
в матклассах это давать странно. сильные дети обычно как-то сами этим владеют. (если речь про 8 и старше)
По теме можете сказать, что именно оказалось сложным в этом неравенстве?
Добавлю...
Большинству моих детей из классов, где я преподаю, тоже.
Во-первых, увидев что знаменатель не может быть отрицательным, легко забыть, что там еще нужно учесть область допустимых значений. Большой соблазн знаменатель просто откинуть, соответственно забыть учесть ОДЗ
Во-вторых, смена оснований это уже не для среднего ребенка. Хотя мой вроде формулу знает, наверное в этом не ошибся. А вот откинуть знаменатель мог запросто, внимательность у моего пониженная.
В-третьих, когда переходишь к работе с числителем, там в обоих частях неравенства появляется что-нибудь типа log15 X2, и велик соблазн его сократить и тоже забыть. А надо учесть, что если он отрицательный, то знак у неравенства надо перевернуть. Короче, не должен он отрицательным быть.
В общем, 3 таких подвоха, мощных. Превращающих задачу в задачу для очень продвинутых и внимательных.
Есть еще микроподвох номер 4. У знаменателя дискриминант равен 0. Надо сообразить, что именно с этим делать, и как записать пересечение этого множества с множеством значений, полученных из числителя. Это макро-подвох номер 5.
Марс, вы вроде говорили, что у вас сын средне ЕГЭ писал. или я ошибаюсь? Если средне, то просто дайте ему эту задачу и посмотрите, как он сам ее решит. И все косяки словите.
Поясните, что вы имеете в виду " когда переходишь к работе с числителем, там в обоих частях неравенства появляется что-нибудь типа log15 X2, и велик соблазн его сократить и тоже забыть."
1. как в числителе получается основание 15?
2.что такое обои (обе) части неравенства? Это когда справа ноль, что ли? или как?
3. ....."не должен он отрицательным быть".....Никакой знак неравенства не меняется. Вы о чем? Поясните.
В результате-то у меня получилось то же самое, что у сына (дала ему сейчас эту задачку решить), только он сразу сообразил, что x должно быть >=1, а я вот через эти дроби. Это как раз разница между человеком, у которого набита рука, и тем, кто пытается на месте сообразить, что с этим делают.
Кстати, вот еще один подвох, на котором можно попасться (и я попалась) - что там же X^2, а не X, а значит в решении будут не только >=1, но и <=-1. Я об этом забыла, считала что там X (все мои мозговые ресурсы ушли на воспоминания про логарифмы... Я их первый раз за 30 лет вижу).
При этом на правом диапазоне надо еще не забыть выколоть точку из ОДЗ знаменателя. А на левом диапазоне - не надо.
2. Это туда же, выше. Неравенство между двумя логарифмами числителя.
log3(X^2)>=log5(X^2)
Что касается соблазнов "сократить" Log - это делается во всех логарифмических неравенствах. Переход к сравнению подлогарифмических выражений. Так оно решается, Чем именно это неравенство стало сложным по сравнению со всеми другими?
Про ОДЗ просто промолчу.
Я не спросила, почему оно сложное. Вопрос был - чем оно сложнее других, хотя бы того, которое было в демо версии? Там, обратите внимание, с дискриминантом тоже "не все идеально"))))

И знаменателя никакого нет.
И нет соблазна откинуть знаменатель, забыв учесть у него ОДЗ.
То есть эта задача имеет на 3 уровня сложности меньше, чем приведенная вами
(хотя может у нее еще какие-то подвохи есть, ее надо решить чтобы их поймать)
А переход к другому основанию это свойство логарифма . Вы не сможете решить демо неравенство, не зная свойств логарифмов.
В чем разница? Демо более громоздкое, решается дольше.
Я просто возвожу 11 в степень логарифма. Я помню свойства степеней.
Что 11^(a-b)= 11^a/11^b.
Этого не достаточно для решения демо-варианта?
Что же ваш ребёнок только первую часть решил и то со второго раза.... все же легко...
Если вы не можете спуститься на уровень детей, то поверьте школьным учителям....они как раз могут.
Это первое. Второе. Есть дети которые на 1 и способны только и это успех
Мои решили массово.
У меня первое образование чисто математическое, не пед.
Кстати, в свое время поступала в МИФИ, там на вступительных стереометрия была сложнее. И ничего, никто не стенал.
Вы за последнюю неделю написали это раз пять. Пишите капсом, так будет еще заметнее.
Видимо у вас много поклонников)
На самом деле вы мне были симпатичны, пока не начали перегибать палку.
И да ребёнок у вас молодец, я считала, пока вы тут всех тупыми не стали называть.
Мой ребёнок сказала, что 14 было сложное, начала делать в лоб, не получилось. Потом сделала по другому, решила. В чем сложность была не буду пытать ребёнка.... она старается не думать уже об Егэ (получилось хуже чем предполагала) и просто ждёт результатов.
Вот 17 был простой, она готовилась к более сложным вариантам.
И если она сказала что было сложно, что она на этом задании не ожидала подвоха, то я ей верю.
Она умеет адекватно оценивать. Хотя параметр и 18аб были легче, чем ожидала.
Экономическая обычная, стереометрия нудная не понравилась - бросила, планиметрия не получилась.
их решала из плохо, очень сложные для неё.
Моя тоже решила, хотя 18 ей никогда не давалась.
А то что усложнили др...да логично.
Физически-то люди 40 лет назад и сейчас вряд ли особо отличаются.
А вообще что такое "учат думать"? Уверена, что можно вам дать задачку, основанную на имеющихся у вас знаниях, которую вы не решите. Означает ли это, что вы не умеете думать?
Люди любящие математику, но "не в теме" удивляются: "как же так, это же задача с изучаемыми в школе логарифмами, я покрутила и решила. дети тем более должны, они готовились!" Но они не понимают, что дети готовились быстро применять шаблоны. Возможно, посади тех же детей за задачи второй части, названные "Олимпиадой" и дай достаточно времени - они нарешали бы гораздо лучше. Но перед ними ЕГЭ. И незнакомое автоматом вызывает панику
Детям послабее и помедленнее нужны шаблоны как способ повысить их результаты, при этом шаблоны будут настроены на более вероятные случаи. Если попадется не проработанный шаблоном случай, результаты у детей будут грустными. Но это не потому, что шаблон плох или детей учили плохо. Детей учили как могли, они взяли сколько могли. Могли бы больше - взяли бы больше. Если бы ребенку пытались дать весь спектр задач, без шаблонов и натаскиваний, скорее всего он бы вообще ничего не решил. Лучше хоть что-то знать хорошо, чем все знать плохо.
Ну и бывает, что некоторые темы просто выпадают из повторения потому что не встретились в пробниках и материалах для подготовки. И на экзамене по ним случается провал. Вот это страшно обидно, когда в целом-то материал знал, но к экзамену что-то забыл и именно оно и попалось. Повторил бы...
Если шаблон не подходит, то и решения нет. Шаблонам учат с начальной школы, там нет гонки, а шаблоны есть. И дети привыкают к такому способу решения.
На РС учитель сказала - надо вызубрить формулу скорость-время-расстояние и ее применять. Все. Приплыли. Если надо подставить циферки - нет проблем. А если надо что-то творческое - решения уже нет, мы не проходили. Заставляют рисовать идиотские схемы, которые не всегда наглядные. Печаль...
Помните, как в книжке про Витю Малеева решалась задача с орехами? нарисовал мальчика с 2 карманами, девочку с одним. И все ПОНЯЛ. А не тупо применил шаблон.
Похоже, в этом и был затык, это свойство логарифмов с детьми не отработали до автоматизма так хорошо, как отрабатывали другие свойства.
Слышала, что в отличие от ОГЭ, у которых все варианты известны и предположительно выложены на сдамгиа, в ЕГЭ показаны лишь примерные варианты. И то почему-то получилось, что ребенок, которого я готовила к ОГЭ и с которым мы прорешали все варианты с сдамгиа, на ОГЭ встретил незнакомые ему типы задач.
(Наизусть это лирическое преувеличение, конечно. Просто все разобрал досконально)
Там несколько тысяч задач, прототипов около 900
Начинающий репетитор Марс может поблагодарить отдельно. И пусть для начала выучит, где можно аббревиатуру одз использовать, а где - нет.
Все варианты Пифагора за 22-23 год , там тестовая часть по фипи, ответы есть. В его сборниках тоже задачи типовые, большинство с пометкой фипи, и еще math (вторые иногда с усложнением)
Еще https://bank-ege.ru/student/trainer/19/tasks - это тоже от онлайн репетитора подборка, он в прошлом году анонсировал, что перебрал весь банк. У него с ответами и с ссылками на разбор
Напишите, что за незнакомый тип задач на ОГЭ.
Далеко не все определяется учителем
Коста лишь недоумевала, как на огэ можно не получить 3, будучи интеллектуально сохраным ребёнком (остаюсь при своем мнении).
Мой собственный сын решил на огэ достаточно для оценки 5
Хотя вот интересно, что такое интеллектуально сохранный?
Вот ребенок. Даю ему тесты на логику, типа "все шмугрики синие. Если перед нами синее существо, то оно шмугрик. Да или нет?".
И он эти тесты все делает на 100%
Объясняю ему теорему Пифагора - понял.
Спрашиваю объяснение через пару дней - чистый лист, можно сначала начинать.
Вот что это?
Причем подобное стирание информации из головы ребенка я наблюдаю даже у сильных детей. Вроде это не про проблемы с головой, но подготовить такого ребенка становится сложно, потому что фактически каждый день надо повторять все, чтобы к ОГЭ оно оттуда не испарилось.
В результате упомянутый выше ребенок, который в теории мог написать огэ на 5, еле наскреб на трояк.
Я хорошо знаю историю только потому, что в детстве читала много исторических романов всех стран и эпох, а заставь меня даты зубрить - засну через 10 мин.
Про эмоциональную связь.. может. Но не всюду ее можно придумать.
Я одного ребенка уже который раз прошу выучить хотя бы стишок про силу архимеда, а ему все лень. А потом он ее забывает.. Пока решает - помнит, а через месяц -забыл.
Вообще сделать бы подборку хотя бы стишков веселых на разные моменты.
Подумаю над эмоциональной связью, спасибо. Вы правы, конечно.
Я лично визуал, мне веселые картинки подавай)
У моей дочки, кстати, тоже дисграфия. Помню педагог по русскому делала ей рисунки сложных словарных слов, большая нужная буква, а вокруг нее что-то на тему самого слова. Но вот как это использовать в математике, я не очень понимаю.
Например, перенос через знак равенства. Равенство - это берлинская стена. Если с одной стороны был левым, с другой становишься правым (меняется политический строй, если вкратце).
Чтобы поняла, как расположены отрицательные числа на числовой оси - рисовала зеркало.
Всего не упомню. А, еще умножение скобки на число. Общий множитель - конфеты, слагаемые в скобке - дети. Каждому ребенку должно достаться конфет. И так далее.
Но как только у нее отключается определенная область мозга, никакие понимания правил не работают. Потому что банально на листе начинается чехарда. Логика там пропадает совсем. До смешного бывало, что я оставляла ее решать самостоятельно. Потом смотрела итого = капец что записано. А ответ правильный. Ряд одинаковых ошибок нивелировали друг друга :)))
Поэтому, да, сохранность интеллекта тех, кто на 3 не наскребает, под вопросом
Хотя шел с надеждой даже на пятерку. И я допускала, что может и хорошо написать.
Вопрос мною был сформулирован предельно понятно - как вообще детей учили решать логарифмические неравенства, если речь идет о том, что все готовили этот номер, а им дали нечто сложное, что поставило в тупик. Причем не дети говорят, а учителя.
Мне искренне интересно, что именно и как они (учителя) давали по этому заданию. Потому что задание в демоверсии не отличается ничем.
Я помню, его спрашивали в одном интервью - почему сборники ЕГЭ, которые идут под вашим именем, часто не соответствуют уровню экзамена очень сильно (и интеграл может попасть и вероятность сложная и тд) - ответил с улыбочкой, что он это делает специально, пусть дети лучше учатся. Меня это взбесило. у детей и так выпускной год с нагрузкой, а он еще со своими задачами якобы для ЕГЭ...
И обосновать, что основание больше 1, это неочевидно
Да, именно те самые маленькие тонкости. Все расписать и обосновать.
И не падать в обморок, увидев корень, а тупо решать в лоб.
В общем, эта задачка мне кажется намного легче, чем обсуждаемая с ЕГЭ. С ЕГЭ тоже выглядит страшно, еще и запутаннее.
а корень из 5 минус корень из 3 уже даст меньше 1, наверняка кому-то те цифры достались..
Хотя интересно, нас вроде готовили к поступлению в МГУ, но я не помню таких задач, вообще. Правда на мою память полагаться не приходится.
Тогда и понятно, почему нас 2 года готовили именно к стереометрии, а логарифмы прошли мимо.
И ведь были же времена, когда в топ школах готовили к экзаменам!..
Но могла и забыть.
У меня из памяти столько разных интересных вещей повылетало, как начинают одноклассники рассказывать!...
У меня на экзамене стереометрия как раз оценивалась как повышенная сложность. Ее решение гарантировало мне пятерку.
Но я хоть помню, что стереометрия у меня была. А логарифмы вызывают у меня изумление - неужели я правда что-то такое решала, да еще с иррациональным основанием? Остальную-то алгебру я хоть как-то помню, а логарифмы как корова языком.
К вопросу о памяти.. вот тоже у меня что-то из нее намертво стирается.
вот еще (не знаю, есть ли в верхнем списке) Бауманка 97 год
http://www.itmathrepetitor.ru/matematika-vstupitelnyjj-ehkzamen-mg/
Конечно он легче, чем математика в МФТИ или мехмате МГУ и экзамены в этих институтах сейчас. Но для всех школьников ЕГЭ - это очень непросто. Требует подготовки и много лет решения школьной математики и не школьной.
