Лишь бы на бюджет или платка?
Евы, стою перед выбором: что советовать сыну, или на платку на желаемую специальность, или на бюджет "куда проходит" (ну специальности он выбрал тоже не просто так, так или иначе они его заинтересовали, но...это не желаемое направление, а скорее некий компромисс лишь бы поступить на бюджет). К платке не готовы, точнее - через кредит только (ну может первый взнос сможем оплатить сами, а дальше точно не потянем). Мнения родственников и наших репетиторов (поддерживаем связь) разделились, кто-то грит, что только на желаемую специальность, а кто-то (кстати это репы, в этом единодушны): надо поступать в ВУЗ на бюджет и если прям желаемая специальность будет и дальше манить, то прилагать все усилия чтоб перевестись, типа с бюджета на бюджет перевестись проще, чем с платки на бюджет... Евушки, напишите, кто что в подобной ситуации выбрал и ваши аргументы в пользу своего выбора какие? Повторюсь: у нас платка только через кредит будет, т.е. финансово ограничены, НО кредит сможет решить эту проблему. Желаемая специальность: из IT направления...
В кредиты можно залезать, когда уперлось и альтернативы нет.
В IT тем более навыки важнее корочки.
Если же с деньгами не очень, то лучше просто поступить на бюджет. Вполне возможно, что специальность при близком знакомстве может так понравиться, что и переходить никуда не захочет.
Кредит брать бы опасались, тем более в такие неспокойные времена. По поводу подработки студентом - не факт, что получится, если учеба будет достаточно напряженная.
Плюс на досуге можно добрать нужных знаний на курсах или чем-то подобном, в вузах тоже это есть (типа Технопарка в Бауманке).
Но есть курсы в других местах, плюс самообразование никто не отменял.
Вуз технический, вопрос этот задавался как раз по ИТ-направлениям.
Так-то да, но обычно на освободившиеся места в первую очередь приходят академщики, у них приоритет перед платниками.
В ПК часто так говорят насчет довольно простого перевода с платки на бюджет, чтобы к ним платники шли, а по факту потом можно платно до диплома доучиться.(
А вообще, об этом на дне открытых дверей тоже говорили, что на ИТ места реже освобождаются, чем на непопулярных направлениях. Но шанс все равно выше у платников.
Да и, условно говоря, без штанов сидеть столько лет тоже не хочется.
Так что да - в рамках направления - любая специальность на бюджете. Если, конечно, деньги ляшку не жгут и не стоит глобальная цель хвастаться "а вот мой-то точно куда целил, туда попал".
отучится и выплатит. Сама. В чём проблема-то?
Расставлять приоритеты тоже очень важный навык, у вашего с ним все хорошо.
Брать образовательный кредит и идти куда хочешь, а не тянуть деньги на платку с предков.
Что там говорить, у сына на первом курсе были какие-то простейшие программки для консоли на C++; сами программки - тьфу просто, но там тааааакая беда с кодировками при вводе-выводе и, в частности, с русскими символами, что и гугление помогает очень не сразу. Зато в результате знания гораздо лучше закрепляются, и опыт - поиска информации, тестирования, отладки - нарабатывается очень хорошо.
Бывают редкие случаи, когда ребенок, действительно не добрал. У меня есть пара знакомых - они уже после первого курса были на факультетах мечты. Причем один с платного на бюджет, а второй с бюджета другого вуза на бюджет МГУ. Но это знаете как пахать надо. Это доступно, в основном, тем, кто и в школе пахал, но чуть-чуть не получилось.
Слышала что переводят если разница в программах всего 3 предмета или как-то так. Если больше - то не переводят.
Если бы мой ребенок не поступил на бюджет в выбранный вуз, я бы не смогла оплатить. Но в другой вуз она бы не пошла, даже не подавала документы в другие вузы/факультеты. Пропустила бы год и снова пыталась бы.
Если денег нет и кредит серьезно ударит по достатку семьи, тогда бюджет без вариантов.
В остальных случаях лучше залатить и учиться тому, к чему лежит душа.
В мгу есть межфакультетские курсы, где тоже можно углубляться в прогу.
1) академщики
2) платники с той же специальности
3) бюджетники того же вуза с другой специальности
или бюджетники из другого вуза с такой же специальности?
Среди знакомых ребят ситуация обратная - в школе все хорошо, но немного не хватало баллов для вуза\направления мечты, поэтому пошли платно, раз возможности родителей позволяли.
Вузы разные, в том числе технические.
Учиться успешно в вузе, как оказывается, вполне можно. Да, поначалу тяжело бывает, но потом все в порядке.
Учиться наравне с бюджетниками или лучше вполне можно, как выясняется.
Кстати, мой собственный отец тоже не поступил в вуз с первого раза. Поступал через год, благо у него была такая возможность, был в запасе год до армии. А в результате из всего окружения, в том числе более сильных ребят, он единственный кто в науке, причем до сих пор, и доктор наук, и лидер в своей теме в стране, и уважаемый человек.
И этот год между школой и вузом он и готовился, и работал слесарем/столяром. Сейчас он вспоминает, как устные вступительные по физике сдавал, так экзаменатор много нового от него узнал.. (и я тоже, слушая этот рассказ ..)
Потому что мотивация.
А сын считает, что не особо отличается от ребят с меньшим количеством баллов, потому что "просто я пошел на 30 олимпиад, и пара выстрелила, а они пошли на 20, и эту пару не писали". Олимпиады ему добавили 30 баллов.
В ВК МФТИ про него достаточно неплохо написано:
https://m.vk.com/@abitu-obuchenie-v-fpmi-na-dogovornoi-osnove
Он всего под 3% годовых, причем за время учебы выплачивать нужно только проценты. Основную часть нужно будет выплатить после ее окончания. Учитывая ит-специальность, скорее всего сложностей с выплатой основной части у ребенка не будет.
Недостатков у кредита, пожалуй, 3:
1. Сам факт наличия кредита, психологический.
2. Нельзя вылетать, потому что при отчислении из вуза придется выплачивать кредит после отчисления. Но при переводе он сохраняется и все его правила тоже.
3. Все-таки если что (ребенок после учебы заленится и завалится на диван), кредит упадет на вас.
Но если это вуз мечты ребенка(!), я считаю что он приведенных выше рисков стоит. А если это просто родительское желание, а ребенку все равно, то нет.
Так что я бы в вашем случае смотрела не на деньги, а на вуз и ребенка. Точно потянет вуз мечты? Справится, не вылетит? Готов бороться за него, напрягаться, вкалывать? Если да - брать кредит, и пусть идет.
Если видно, что напрягаться он уже не готов, то пусть идет на бюджет куда попадает.
На перевод из вуза в вуз я бы не рассчитывала, слишком сложно, не сопоставимые программы. Даже из МФТИ в вузы попроще перевестись оказывается почти невозможным, потому что в другом вузе на первом курсе проходят то, что в мфти на третьем. Что уж говорить про переводы в обратную сторону. А вот с платки на бюджет одного вуза это более распространенный вариант. В МФТИ, говорят, чуть ли не бегают за студентами, уговаривая перевестись. Но надо соблюсти требования- два семестра подряд без троек или как-то так.
PS: платка в ВШЭ мне не нравится, слишком дорогая. Шансы перейти на бюджет малы и вытягивают все соки в их рейтинговой гонке.
С другой стороны, если это парень, то при отчислении он и без того в армию загремит. Так что у него раньше была просто армия в качестве мотиватора, а теперь станет армия+деньги. По сравнению с армией, кажется, уже не критично, хоть и неприятно.
При этом при переводе, даже в Синергию, кредит, как я слышала, сохраняется. Ну и отсрочка тоже.
Образование получать самостоятельно. Тут же в каждой теме продвигают мысль, что айтишники все обучаются самостоятельно, вуз вообще непонятно зачем нужен. (хотя я с этой позицией не согласна).
Можно не в Синергию, а на ИТ в вуз пятого эшелона.
Я так думаю, увы пока все сбывалось. Но я не мешаю вам думать, надеется и верить иначе.
Но нет, это всего лишь ваш страх. Вероятность сбыться не нулевая, как и у любого страха, но она слишком мала, чтобы всерьез на это рассчитывать и идти из-за этого на платку.
У вас очень мрачное восприятие жизни. Такое бывает от нездоровья. Пройдите диспансеризацию.
От Федерального казначейства 1 чел 340 баллов из 500 (ДВИ матем + ЕГЭ МФИР) 50+76+72+70+70 Проходной всегда был выше 400.
сказал тренируйтесь дома.Курс первый.
Синтез КС из элементов ИЛИ-НЕ.
Для БФ от четырех переменных (x,y,z,w), заданной на множестве наборов М1 и М построить КС минимальной глубины с использованием алгоритм разде-ления ТДНФ на К частей с минимизацией максимального веса из элементов:
1. 2ИЛИ-НЕ;
2. 3ИЛИ-НЕ.
Варианты БФ от четырех переменных (x,y,z,w), заданной на множестве наборов М1 и М~.
Вариант №1 M*1 = (2,3,4,7,9,11,13), M*~= (6,12,14)
Но, возможно, если понимать что такое алгоритм разделения ТДНФ, все будет не столь страшно? Наверное там делай раз-два-три и все получится?
И за учебу расплачиваться... Ну смотрите. Даже если ВШЭ с его 800тыс в год. 4 года -3200тыс. Проценты обойдутся тысячи 4 в месяц. Так что вопрос за сколько он закроет 3,2млн.
При зарплате в 100тыс, если ее всю на закрытие кидать, это 3 года.
Но при этом ВШЭ самый дорогой (на мой взгляд - неоправданно дорогой) вуз. МФТИ и ВМК стоит 400, Бауманка ИУ-7 и ИУ-9 - 330тыс в год Так что это уже 1600тыс за бакалавра. Отбивается чуть больше чем за год при зарплате в 100тыс.
При этом судя по рейтингу выпускников на суперджобе (https://students.superjob.ru/reiting-vuzov/it/) , средняя зарплата выпускников этих вузов в течение 5 лет после выпуска около 230тыс. 1600/230 = 7 месяцев.
Понятно что грести придется, так это будет доп.мотивацией. Тоже дело полезное для вчерашнего выпускника.
Идешь работать на дядю и тебе гарантируют зарплату. И хочется верить, что повыше чем эти 100.
А если фрилансером, тогда доход будет выше, но без гарантии постоянства. И придется суетиться в поисках.
Тем не менее все дружащие с головой и в целом адекватные люди, которых устраивает работа на дядю, ее находят на хорошую зарплату. (в ИТ). И кризисы многочисленные пережили тоже очень спокойно
Те, кто хочет работать на себя, чаще сталкиваются с изменениями в жизни, но видимо они компенсируются доходами или чем-то еще.
Изменения - это совсем про иное.
И зарплаты уже лет 15 совершенно белые. Первые лет 5 были какие-то схемы, но зарплаты были всегда на счет через банк, в конверте никогда.
(Я не про белую зарплату).
Ну и вы, видимо, так и не поняли, что изменения в жизни - это не про смену "хороших дядь" с одного на другого.
ДМС есть во всех приличных ит-компаниях или крупных компаниях, нанимающих айтишников. А приличный айтишник может себе позволить не работать в "рогах и копытах". Так что это не вопрос везения, это стандартная практика в отрасли.
А вы исключительно в плоскости - на дядю или не на дядю. Речь совсем о другом.
ДМС и раньше не всюду полностью оплачивалась работодателем, многие крупные компании пошли на сокращение плюшек в последнее время.
Поймите, хороших айтишников больше, чем вам кажется - а мест всем в крупных и приличных компаниях не найдется.
Сколько хороших айтишников и сколько мест - я знаю изнутри. На меня, моих коллег, моих детей и детей моих знакомых места с ДМСом найдутся. Ну и еще, я не просто так ратую за сильное базовое образование в первую очередь.
А на четвертом курсе, в 21 год, еще может на шее сидеть, это сразу после выпуска должен слезть? с чего?
если не москвич - ок, нужно будет за съем платить. А если москвич - как жил с родителями так и продолжит.
Понятно что это вариант для тех, кто может себе позволить содержать ребенка еще год. Если нет - ну значит будет половину денег на жизнь, половину на кредит, и еще искать подработку.
Короче ерунда это все, никакие заработки никто не гарантирует, так надолго вперед глупо загадывать, тем более многие после вуза в армию возможно отправятся.
Если допустить просрочку минимум на год - то каковы последствия?
И что там насчет смерти\утраты трудоспособности?
При призыве в армию часто предоставляют кредитные каникулы по крайней мере на 6 месяцев (это я про обычные кредиты). Что происходит с образовательным кредитом, можно уточнить в банке.
Я вариант этого кредита держала в уме, если вдруг понадобится, но не понадобилось, так что деталей не выясняла.
Именно поэтому я уверена, что его скоро прикроют или изменят условия с таких шоколадных на обычные.
Вам бюджет. Если есть способности, то пробьётся. Добирать нужное на строне. К моменту окончания вуза этих айтишников будет.... Большинство всё равно не найдёт работу по специальности.
Потому что во-первых никакие 80% в ИТ не ломятся.
Во-вторых, из тех, кто ломится, большинство не потянут.
Количество людей с математическими мозгами больше не становится, их стандартный процент в популяции.
И ИТ это не первое популярное направление. Во времена моих родителей таким же популярным было направление инженера. Потом все ломились в экономисты. Теперь в программисты.. Потом еще что-то будет.
Но если ребенок слаб в ИТ, может быть ему лучше посмотреть то, к чему у него есть склонности и способности, чем быть плохим айтишником.
Может следующий бум и будет инженерным, значит это уже к нашим внукам. Или может часть наших детей переквалифицируется. Как раз те, кто не считал что "зачем вуз, главное ИТ-самоучкой быть", а у кого еще приличный задел в физике останется.
Неплохие деньги это какие все же?
Это я к тому, что ну не показателен доход ну совсем. Мозги, предприимчивость, работоспособность, софт скиллы, везение - у всех своя история успеха или неуспеха. Просто есть путь более правильный и дающий с бОльшей вероятностью хороший результат - например, поступить в хороший вуз типа МФТИ и хорошо его закончить, но всегда есть и исключения.
История получения 500К в 20 не обязательно приведет к 500к в 45..
Я когда-то ходила на курсы по построению собственного индивидуального бизнеса. И там был парень-легенда (их таких среди всех, кто прошел эти курсы, на самом деле были единицы.. ) Его в пример ставили, всем рассказывали про него, и я его видела лично, то есть это не сказка.
Парень, учился в МГУ. Потом прослушав курсы и осознав свои возможности, заделался... преподавателем танцев на дискотеках для парней - для знакомств с девушками.
Его работа заключалась в том, что он за деньги учит парней танцевать, потом идет с ними в клуб, помогает им там начать чувствовать себя комфортно и знакомиться. Представляете, какая классная жизнь? Работа в том, чтобы ходить по клубам тусоваться и еще зарабатывать приличные деньги.
При этом профессиональные танцоры над ним смеялись, потому что ему до них было как до луны. У него ни подготовки, ни техники, ничего. Но те, у кого техника, не были интересны клиентам в клубах. Им нужен был "такой же как они", чтобы они могли не стесняться и могли повторить то, что делает он. Поэтому он там был востребован, а танцоры с регалиями - нет.
Надо ли говорить, что к третьему курсу он решил, что МГУ ему даром не сдалось, бросил его и пошел развиваться в этом направлении?
Хорошо зарабатывал. Возможно что даже больше 500К.
Вот только интересно, чем он занимался в ковид, когда клубы закрыли. Или что стало с его бизнесом, когда он по возрасту перестал подходить для юношей и дискотек? Впрочем, возможно он начал обучать тех, кто будет обучать молодых людей. Об этом нам на курсах говорили с самого начала, что обучать учителей выгоднее, чем обучать учеников :))
Но такие ребята были штучными среди тех, кто прошел этот курс. Я из него вынесла обратное понимание: почему из меня не выйдет бизнесмена, и надо на этом поставить крест. Я попыталась, поняла что определенных качеств у меня нет и мне мои комплексы не преодолеть, и расслабилась. А у "вашего" мальчика, видимо, эти качества есть.
Однако образование это как раз то, что обеспечивает определенный доход большинству получивших это образование, независимо от наличия у них каких-то иных выдающихся качеств. Именно это интересно, а не штучные истории успеха типа "вашего" программиста или "моего" танцора.
Большинству из нас здесь 45+, и мы все пережили не один серьезный кризис в стране. Я даже не только про перестройку, которая серьезно изменила обстановку в стране, оставив без работы и вынудив переквалифицироваться огромное количество людей, многим из которых было примерно столько, сколько нам сейчас.
И не только про компьютеризацию, которая у нас почти совпала с перестройкой, а на самом-то деле два независимых процесса, и при этом компьютеризация и цифровизация резко сделала ненужными огромное количество продуктов, приборов и профессий... А ведь люди там тоже зарабатывали и думали, что у них все схвачено, и многим было столько, сколько нам сейчас.. и в одночасье они оказались не у дел.
А еще был кризис в 2000х, когда у многих моих знакомых мужья потеряли работу и впали в депрессию, не в силах найти новую.
А потом был еще какой-то поменьше кризис в 2010х..
А потом был ковид, когда пару лет многие профессии оказывались невостребованными
А потом случилась СВО, и еще много людей потеряли работу - кто-то совсем, кому-то пришлось релоцироваться вместе с компанией, кому-то импортозамещаться...
И имея такой опыт всерьез рассуждать что "для ИТ не важен вуз, нужно самообучение, я знаю успешного парня из глубинки без ВО.".. ?
Вы уверены, что через 20 лет вообще нужны будут айтишники?
Или что айти (самая быстроменяющаяся область!) через 20 лет будет хотя бы примерно похожа на то, чему учится эта молодежь сейчас, на своем самообучении? Вот выучили они что-то, успешно зарабатывают этим до своих 45 лет, и тут бац!... и все их знания обнуляются. А на пятки им наступает молодежь, которая не учила 20 лет все, что уже устарело, они полны сил, готовы не спать ночами, и начинают это новое учить с нуля точности так же, как и сегодняшние студенты, которым будет тогда уже 45.
В нашем быстроменяющемся мире полученные сейчас узкие знания не будут гарантированным конкурентным преимуществом на последующие 40 лет. Конкурентное преимущество - гибкое мышление, высокий IQ и широкая база для переквалификации.
Поэтому в 18-22 года, время формирования мышления у молодых людей, нужен вуз, который заставит напрягать извилины на максимуме их способностей и вложит в головы широкую базу. ИМХО.
А доучиваться и самообразовываться можно и потом. Да, на 3 года позже, чем самоучки.. но 3 года на дистанции в 40 лет?... С недавних пор я начала понимать поговорку "тише едешь - дальше будешь". Вообще значение многих поговорок начало до меня доходить лишь в возрасте за 40..
Так что современная молодежь, дорвавшаяся после вуза до больших зарплат, еще бесконечно далека до этого понимания. Они вообще ни одного кризиса еще не прочувствовали.
И не переоценивайте способности большинства к самообучению. Они низкие. Явно ниже, чем с внешним погонялом, иначе не были бы нужны тренеры, репетиторы, учителя и т.д... все то, что создано веками развития человечества.
В России, в отличие от "капиталистических" стран, вузовское образование больше базовое, чем утилитарное. Доучиваться приходилось на работе, и это касается любой области.
Например бухгалтером моя мама стала после курсов бух.учета. И ей там по бух.учету дали полезного больше, чем мне на моем втором высшем финансово-экономическом. Зато вуз заставил меня прочитать Капитал :)) И я ему очень за это благодарна. ВУЗ расширил мои представления о мире. Но бух.учета практически не дал.
Вот тут я с вами полностью согласна. Но у меня сложилось мнение, что именно на айтишных факультетах по большей части и присутствует та самая узость, за которую платить не стоит. Если бесплатно, то можно поступать, а если платно, то не стоит. Это был ответ автору топа.
Они правы, потому что для большинства программ эта математика им не понадобится, точности так же как большинству из нас не пригодилось 90, а кому-то и 100% того, что он изучал в вузе.
Я в институте изучала какую-то серьезную математику, но по факту сложнее чем таблица умножения мне редко что-то нужно. Вот школьная еще понадобилась детей учить.. а уж вузовская!...
Но сказать, что вуз был напрасно, и я могла бы работать точности так же без вуза?...
Хотя у меня есть коллеги без образования. И если рассматривать чисто работу и зарплату, можно сказать, что мое образование было бесполезным. Но оно бесполезно для этой конкретной работы. А сейчас вот пришлось переучиваться на импортозамещение. Мне это несложно, а им?
Или вот я могу выучить своих детей, чтобы они поступили в ведущие школы и вузы. А коллеги без образования - нет..
И работа эта была ОДНОЙ из моих возможностей. Сложись жизнь иначе, я могла бы выбрать другую. А был ли этот выбор у коллег?
Но все эти аспекты забываются, если все ограничить текущим моментом и только работой.
Я уж не говорю про однокашников-друзей, которые были в институте.
А потом вы жалуетесь, что никого найти не можете. Естественно. Сейчас каждый дуболом с корочкой айти считает что он гений и требует зарплату миллион, а сам, на самом деле, профнепригоден.
Так что можно получать хоть экономическое образование, а потом на него наслаивать курсы айти. Общее развитие человека от этого не пострадает, а специалист получится гораздо лучше, потому что у него будет более объемный взгляд и совсем другое отношение к профессии. Это мое мнение. Оно может не совпадать с вашим.
Нет, экономист, который получил корочку программиста, программистом не становится. Он даже адекватным автором на Еве не становится, отсутствие логики видно за версту. Что уж про программирование говорить :))
Но то, что я своими словами на Еве снижаю количество нормальных специалистов, меня очень радует - чувствую себя Богом, не меньше... :)))
Ваш ребенок, как я понимаю, идет не на ИТ? А куда, если не секрет? На врача?
И что значит "в порядке с информатикой"? Занимается дополнительно, но в качестве хобби? Поступать будет не по ней?
"никто из нас не знает КЕМ он будет работать САМ через год, даже уже имея диплом. А вы меня спрашиваете что будет через много лет с другим человеком. "
Но СТАТИСТИКА показывает, что да. У умных ребят математического склада есть в целом 3 маршрута:
преподаватель, в науку или в ИТ.
Ваш в преподаватели пойдет? Или в науку (это скорее за границу)?
Вас, часом, не Ванга зовут? ))
Но даже если будет прорыв, то все равно в этом прорыве люди будут делиться на 3 типа - ученые, преподаватели, и те, кто это будут реализовывать, то есть скорее всего айтишники
Но то, что в ваше время все шли на переводчиков, а в мое на инженеров, наводит на мысль, что вы не технарь, не математик. Так оставьте прогнозы по поводу будущего для математиков тем, кто в теме. Мы же не прогнозируем развитие гуманитарных областей.
такое впечатление, что здесь сидят и рекламируют платные услуги финансовые отделы вузов. Им-то что. Им нужны деньги. А у кого-то ярмо на несколько лет. И это хуже даже, чем целевое.
Это Автор в первом же сообщении сказала, что ребенок хочет на ИТ направление, но недобрал до него баллов. И выбор у ребенка в общем-то или другое ИТ бесплатно, или желаемое ИТ платно. Это и обсуждаем.
А вы прочитали сообщение по диагонали и решили наброситься на тех, кто обсуждает ровно то, что просит автор.
Даешь стране алогичных айтишников желательно за плату. Я хочу понаблюдать за этим цирком.
У вас-то видимо, логики навалом, а гонора нет совсем, судя по этой вашей фразе )))
Я не расстраиваюсь, я уже давно работаю высокооплачиваемым айтишником, закончив бюджетно топ вуз.
" А все как заведенные советуют брать кредит на фиг знает сколько лет и идти непременно на айти.
такое впечатление, что здесь сидят и рекламируют платные услуги финансовые отделы вузов. Им-то что. Им нужны деньги. А у кого-то ярмо на несколько лет. И это хуже даже, чем целевое."
А это так и вовсе было хамством:
"Вот вам точно надо в айтишники. Логики у вас никакой, зато много гонору не по делу =D>"
А я еще хорошо помню как в 90-е годы все ломанулись учится на юристов и экономистов. А сейчас точно так же все ломятся в айти. Даже те самые "юристы и экономсты" переучиваются.
В результате получим то, что получили тогда. Толпы айтишников, обучившихся за плату, имеющих корочки, которые в реальности ничего не понимают в предмете, потому что к этому должны быть склонности, которые за деньги не купить, и которые ненавидят это самое айти. В выигрыше будут только банки. Ну и те, кто вам эти платные факультеты впаривал.
А вообще, делайте что хотите. Ваша жизнь - ваше право.
И еще: не сравнивайте экономистов с айтишниками. Те, кто не тянет айти по способностям, вуз не закончат. А кто закончит, тех переизбытка не будет. Людей с мат.способностями всегда меньше, чем потребностей в них.
в специальность после двухмесячных курсов.
И ВУЗ это не место получения специальности. ВУЗ это место формирования мышления. Стоит ли мышление денег и усилий, каждый решает сам.
Только вот безумные толпы, устремляющиеся в ИТ, в том числе за приличные деньги - то такой своеобразный способ стричь лохов, из которых все равно путного ничего не получится. Мышление сформируется, отчасти, а так будут с трудом закрывать хвосты и сидеть по академам, зато модная специальность.
" Мышление сформируется, отчасти, а так будут с трудом закрывать хвосты и сидеть по академам, зато модная специальность."
А ваше предложение какое, куда им следует идти? И как отличить тех, кому следует на ИТ, от тех, кому туда не надо?
Я все понимаю, люди идут туда, где больше платят. Например в 90-е все хотели стать бандитами, банкирами и моделями, а страну по факту поднимали хлеборобы и сталевары.
Злюсь я на политику в стране.
Но это жизнь, мало кому удается работать на действительно любимой работе.
Др.аноним.
А главное знаете что? Его и не будет. Просто потому, что в современном мире это требует гигантских денег. Поэтому и укрупняются производители автомобилей и всего прочего, чтобы в разработке участвовало несколько стран. У России в одиночку нет шансов поднять эти области. Как бы неправильно это ни звучало, но проще и дешевле украсть или скопировать технологии, чем придумать их с нуля. Китай по этому пути и пошел. Не выйдет иначе.
Так что все, кто хочет в инженеры, должны планировать или отъезд за границу, или работу у нас на оборонку. Только туда страна будет вкладывать деньги. И это не потому, что такая политика, это потому, что такова современная реальность.
1. Ситуация, на мой взгляд, странная и неправильная. Те, кто ее создал - дураки (подлецы, вредители и т.д.)
2. Ситуация, на мой взгляд, странная и неправильная. Но ведь ее создали не дураки (обычные люди, такие же как я, и даже более компетентные). Наверное, я чего-то не знаю. Чего? Надо бы это узнать.
Не просто так в МФТИ есть поговорка, что "у физтеха два пути - репетитор и ИТ". Студенты поступают в вуз по физике, 4 года учат очень серьезную физику, а в результате после института идут или в репетиторы, или в ИТ, а вовсе не в физику. Правильно ли, чтобы их в институте не учили информатике?
А у вас, почему-то, не хватает зла, что ее добавляют в программу. Ваше мнение расходится с потребностями студентов. Кто из вас прав?
Вот только почему-то выпустившись эти физики (те, кто физику любил и учил!) не работают физиками, а идут в ИТ. Не знаете, почему?
Что касается набора, то я посмотрела, не все так печально, но и не 90% по физике. Смотрите сами. Чисто с физикой, а не в смеси с информатикой, раз-два и обчелся
https://pk.mipt.ru/bachelor/2023_rules/
Или это вы в какой-то соседней ветке писали, что слишком много слабых программистов, которых вам приходится отсеивать, и на этом основании вы бы предпочли чтобы они шли не к вам, а в физику?
Или вы из третьей области, но вам хотелось бы, чтобы другие люди шли не в информатику, а в физику.
С какой позиции вы рассуждаете?
Бурчу понемногу. Просто вот эта вот безумная толпа, ломящаяся на одну специальность уже какой год подряд, не видящая ничего больше в округе и, наконец, задравшая сама себе баллы выше крыши, вызывает желание побурчать: люди, где мозг? :-) Ну и государство. устроившее этот безумный перекос и подолжающее его усиливать, тоже не вызывает желания аплодировать. Не люблю глупость.
Этот перекос устроило не государство. Его устроил рынок. Или просто жизнь. Такова текущая жизнь. Не только в России - в мире.
Текущее устройство мира называют постиндустриальным.
В прошлом веке оно было индустриальным, для которого характерно доминирование промышленности, производства. И именно его уровень определял уровень развития общества.
Сейчас мир постиндустриальный. В нем все определяется не производством и технологиями, а информацией и ит-технологиями. Сейчас вместо нефти и денег - биткоины. Сейчас игровая корона, то есть рисунок на экране, может стоить столько же, сколько тиара с бриллиантами в жизни. Сейчас в мире доминирует айти, а производство осталось уделом крупных международных корпораций, которые в одиночку закрывают все физические потребности людей.
Это не российская политика, это жизнь. А вы эту жизнь называете глупостью.
У людей с мозгом все в порядке, идут туда, где есть работа.
Среди физиков физтеха совершенно точно есть идейные, которые хотят заниматься именно физикой, и пофиг, что там платят меньше, чем в ИТ. Но этого "меньше" должно хватить чтобы содержать семью по крайней мере. А такой работы практически нет. Ну нет ее. Не потому, что наша власть какая-то не такая, а потому что потребности в физиках в таком количестве нет. Появится - начнут вкладывать деньги.
Хотя в оборонке потребность в физиках есть. Но туда молодежь не очень хочет. Но именно военная техника всегда была российской областью. А вот бытовой техникой много десятилетий занимаются в других странах. Хотите развивать эти направления - езжайте туда. Но там своих инженеров хватает, под свои потребности и выращивают, зачем им чужие? А в России большой дефицит айтишников.
https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%A0%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA_%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B0_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8_(%D0%98%D0%A2_%D0%B8_%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC)
А еще по вашей же ссылке говорят о том, что уровень этих джунов сильно упал:
"На рынок хлынули «джуны». Работодатели отмечают снижение среднего уровня экспертизы претендентов на ИТ-вакансии"
https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%A0%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA_%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B0_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8_(%D0%98%D0%A2_%D0%B8_%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC)#.D0.9D.D0.B0_.D1.80.D1.8B.D0.BD.D0.BE.D0.BA_.D1.85.D0.BB.D1.8B.D0.BD.D1.83.D0.BB.D0.B8_.C2.AB.D0.B4.D0.B6.D1.83.D0.BD.D1.8B.C2.BB._.D0.A0.D0.B0.D0.B1.D0.BE.D1.82.D0.BE.D0.B4.D0.B0.D1.82.D0.B5.D0.BB.D0.B8_.D0.BE.D1.82.D0.BC.D0.B5.D1.87.D0.B0.D1.8E.D1.82_.D1.81.D0.BD.D0.B8.D0.B6.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.B5_.D1.81.D1.80.D0.B5.D0.B4.D0.BD.D0.B5.D0.B3.D0.BE_.D1.83.D1.80.D0.BE.D0.B2.D0.BD.D1.8F_.D1.8D.D0.BA.D1.81.D0.BF.D0.B5.D1.80.D1.82.D0.B8.D0.B7.D1.8B.C2.A0.D0.BF.D1.80.D0.B5.D1.82.D0.B5.D0.BD.D0.B4.D0.B5.D0.BD.D1.82.D0.BE.D0.B2_.D0.BD.D0.B0_.D0.98.D0.A2-.D0.B2.D0.B0.D0.BA.D0.B0.D0.BD.D1.81.D0.B8.D0.B8
Так что многие из этих джунов никогда не станут мидлами.
Да и уровень мидлов, судя по этой статье, тоже упал.
Но если когда-нибудь случится насыщение рынка мидлами и сеньорами - чтож, значит наконец наша страна получить достаточный уровень информатизации, а новые студенты пойдут в другие области.
Но вот в своей сфере, в которой я работаю уже 20 лет, я насыщения так и не увидела. Хотя думала, что раз люди постоянно приходят, значит когда-то дефицит должен исчезнуть. Но выяснилось, что уходят еще быстрее, чем приходят. Кто куда. Женщины - в декрет и потом в домохозяйки. Мужчины - на повышение, в начальники. В результате специалистов как было три калеки, так и остается.
Но с чем я совершенно согласна, что лучше быть специалистом в деле, которым горишь, чем посредственностью в модном ИТ. Зарабатывать будешь больше. Вот только у многих не находится области, которой горишь. А посредственный филолог (например) будет зарабатывать меньше и востребован меньше, чем посредственный айтишник.
Вот по вашей же ссылке:
"Но рынок стабилизируется, уверен Иван Бутурлин: ИТ-кадры с низкой квалификацией будут находить свои ниши."
Да, в идеале, чтобы идти в ИТ надо понимать, что это именно твое, но школьникам всегда было сложно определиться, чем они хотят заниматься.
Зарплаты - да. А вот возможность трудоустройства - не очевидно. Потому что потребность специалистов в других областях ниже, и кому там вообще нужны низкоквалифицированные специалисты?
Да еще устроиться столь же комфортно, как в ИТ - на удаленке.
" но школьникам всегда было сложно определиться, чем они хотят заниматься"
Вот именно. Не всем. Но если человек явновыраженный технарь, а определенности с профессией у него нет, идти на популярное высокооплачиваемое направление разумно.
Наверное я тоже так бы думала, если бы не мое второе высшее экономическое. Для работы мне от него толку не было совсем, но мои представления о жизни сильно расширило.
Хотя по данному вопросу это даже не само второе высшее, а один преподаватель, который провел у нас 2 лекции, но за 10 минут с цифрами показал, почему у нас никогда не будет приличных автомобилей, и что мы никогда не догоним (а при текущих темпах будем гигантски отставать) от США. Уступая Китаю и Сингапуру. Это было грустно.
Поэтому я искренне считаю что спасение нашей страны в цифровизации и информатизации. Только они позволят нам ускориться.
Если вы хотели сказать, что я дура - хорошо, принято. Можно дальше не продолжать :)
Как раз я не считаю вас дурой, скорее, наоборот. Именно поэтому этот ваш пост меня удивил, не смогла пройти мимо. Не считала вас наивной. Извините, если что не так. Искренне.
Для меня его рассуждения были не подтверждением моих собственных, для меня они были шоком. Я над этими вопросами просто раньше не задумывалась, и как обычный человек переживала, что наш автопром все никак не догонит ведущие зарубежные.
И тот факт, что такой педагог был только один из всех, тоже наводит на мысль, что он был умен. Умных всегда мало. Жаль, не помню его фамилии, тогда у меня была мысль на его лекции походить.. Он же у студентов много что читает, это к нам его всего на 2 занятия занесло.
Я с ним особо не спорил дабы не портить отношения (очень его уважал.) Но из тех редких дискуссий с ним я понял в чем именно он разочаровался в новой капиталистической действительности
Он инженер до мозга костей , бессребренник, фанат науки. И ему претило то,что в стране возник как бы культ денег, стала процветать торговля вместо производства. Он посчитал это деградацией. Типа в ссср пропагандировалась наука, инженерное дело, а сейчас - материальное благополучие, роскошные авто и прочее. В ссср все сами производили, а сейчас все закупаем в обмен на нефть фактически
Ну и конечно второй пункт - большое материальное расслоение по сравнению с советскими временами.
Его мало интересовало,что обычному человеку пофиг на науку-он хочет приобретать хорошие вещи вместо плохих но зато своих итд
Естетсвенно лучше чтобы производство было больше развито. Но - да -не выдерживаем конкуренцию с мировыми производителями
возродить свое производство можно только запретив импорт всего и вся и получив за это -да, свое производство, но дорогих и низкокачественных изделий.
Ну и вообще деньги рулят.
А зарабатывать деньги... Недавно начала интересоваться Кореей (южной), так получилось, с подачи дочки конечно же.
И выяснилось несколько очень интересных моментов.
1. Они поняли, что производить им в общем-то нечего и не из чего, и сделали ставку на поп-культуру и кино. Они производят музыкальные группы и сериалы и продают это активно на внешний рынок. Это их экспортный товар. Они в него вложились и стали успешны. У них этот процесс поставлен на поток - процесс создания поп-групп, процесс раскрутки, процесс деланья красивых лиц у актеров и артистов ( Корея сейчас лидирует в области пластической хирургии лица, для них пластика уже почти как макияж).
Сделали ставку - развили - обеспечили себе лидерство и приличный доход. На ровном месте.
Про какую-то другую страну слышала, что она главный поставщик на рынок редких металлов, при том что в своей стране у них нет вообще ничего. Они просто научились эти редкие металлы доставать при переработке мусора. И на этом держится экономика страны.
2. По пути продажи на внешний рынок кино пошла и Турция с ее сериалами.. Экспортный товар, который и сам по себе ценен, и еще продвигает туризм в Турцию, то есть еще и рекламой страны работает.
Корейские сериалы тоже работают еще и рекламой Кореи, в каждом сериале приличное количество рекламы корейских товаров.
3. Кино и поп-индустрия занимается в Корее еще и внутренней пропагандой, того самого лозунга, что "корейское значит лучшее".
Вряд ли оно объективно лучшее в мире. Но это же не важно, люди не будут сравнивать характеристики. Что им внушили с экранов, в то они и верят. Вот корейские фильмы продвигают идею, что корейское-лучшее, что для корейца лучшее место для жизни - Корея. Если человек вырос с этой идеей, можно ничего не запрещать. Просто на людей, которые скажут что китайское или японское чем-то лучше, посмотрят как на идиота.
У них присутствует определенное поклонение перед США и почему-то Канадой, но чаще в варианте "получить там образование и вернуться с ним в Корею", а вовсе не остаться там.
Видела несколько эпизодов, что корейцы уезжают в Штаты и Канаду жить, но дальше показано или как им там плохо, или как они мечтают вернуться в Корею.
А у нас кино и поп-культура продвигала моду на западное последние 30 лет. Вот поэтому у нас все так и есть. Мы упустили главное средств воздействия на население и мы не ищем наших российских точек роста, которые всегда можно найти, уж в такой стране как наша - точно можно.
Так что ваш папа в чем-то прав.
Мы проиграли не потому, что сложно выдержать рыночную конкуренцию. А потому, что мы потеряли национальную идею. Потому что в нас вложили не просто капитализм, а американскую рекламу капитализма. А она не была направлена на развитие нашей страны, зачем бы это было нужно американцам?
Сомнительная выгода в масштабах страны.
Может вам надо освоить технологию более быстрого определения квалификации? Тесты какие-то разработать. Если вы этим регулярно занимаетесь, давно должны были на поток все поставить. Наймите себе одного ИТ-специалиста чтобы автоматизировать процесс ))
Др.аноним
При отсутствии таких ограничений (под этим подразумеваю то, что полная стоимость обучения даже при единоразовом платеже никак не влияет на обычную жизнь семьи) выбор лучшего желанного посильного для ребёнка, если это платное, то значит платить.
Зачем нам сейчас советовать какие-то номера, чем нам это может помочь?
Приоритеты расставлены. На каком она остановится в списке, туда придется идти. Ни выше, ни ниже.
Девочке я за широкопрофильное образование, на стыке. Чтобы там было немного всего, и тогда потом придумает, куда ей выруливать. Что-нибудь про менеджмент, экономику, бизнес-психологию, немного айти и физики, если у нее с этим нормально. Потом может в администраторы проектов пойдет, будет понимать, чем люди занимаются.
Но такой вариант у вас есть только платно, как я понимаю. На бюджет она попадет на маловостребованную инженерную специальность, так?
Тогда если деньги позволяют, смотрите более приличные специальности в вузах 2-3 эшелона, чтобы недорого и несложно было, по силам.
У нее 76 математика и 70 физика.
Оплатить можем. Но.
1. Девочка сама хочет бюджет, типа, дело чести. Если никуда не пройдет на бюджет, то, естественно, платно.
2. Она вообще не представляет, где, кем и как будет работать. Инженером, преподавателем, учителем в школе, девочкой в офисе? Есть ли смысл платить, пусть закончит вуз, там видно будет.
3. 09.03 кажется все же более перспективной.
А как девочка вообще к программированию относится? Если готова, можно посмотреть что-нибудь на стыке экономики и ит, типа бизнес-информатики. Если не очень, тогда ищите что-нибудь бизнесовое в физике. В общем где и экономика, и физмат.
Если получится платно туда, где подобному будут учить, можно туда. Если нет - то на бюджет чисто ради тренировки мозгов, за эти годы определится с предпочтениями, и потом доучиваться на курсах. Сохраните деньги ей на это послевузовское обучение
То есть выбор между 09.03 платно или стандартизация бюджет.
Есть еще один странный вариант. Физика на английском в педе. На выходе не учитель, а физик. Для преподавания нужно получить корочку переподготовки. Но диплом педа и гендерный состав учащихся мне вообще не нравится. Там 100% бюджет.
Но вроде там экономика в курсе есть, стандартизация где-нибудь пригодится. Будет выруливать в менеджеры смежных областей или в экономисты с знанием производства.
Физика на английском в педе, если ей нравятся физика и английский, очень неплохой вариант для девочки. Потом сможет работать учителем, а когда дети появятся, уйти в репетиторство с гибким графиком. Девочке хорошо бы иметь профессию не с 9 до 18 в офисе, и здесь есть простор. или можно потом переквалифицироваться, немного доучившись. Логопед, например, хорошая тема. Или репетитор по подготовке к школе.
Гендерный состав да. Значит нужно искать знакомых мальчишек из мужских вузов чтобы через них искать себе парня. Ездить к ним в вузы на дискотеки и разные мероприятия.
Вот и получается, что в нашем случае лучше платно 09.03, чем бесплатно стандартизация. Вопрос пары баллов:(
Там ей придется много программировать. Потянет ли?
На доде говорили, что все с 0 начинают, понимая, что приходят люди из разных школ, с разной подготовкой, сдававшие разные ЕГЭ. Там физику и информатику принимают, как почти везде сейчас.
Ну пусть попробует пройти вот этот курс за оставшиеся для принятия решения несколько дней. Пусть хотя бы начнет
https://stepik.org/course/58852/promo?auth=registration
Или не этот, может кто-то другой порекомендует. Говорят, на Степике хорошие курсы для начинающих, я просто никогда их не смотрела. Вот сейчас первый попавшийся нашла, а он или нет - не знаю.
Если ей в принципе эта тема понравится, то можно попробовать платно. А если нет - то зачем? Там подобного будет больше половины курса.
Хотя это способ удачно выйти замуж - за того, кто будет ей все эти программы писать :))
Но это область из серии спихнуть и забыть. С программированием это не прокатит.
Если область не интересна, хорошо бы чтобы она хотя бы не сильно напрягала
Мои симпатии для девочки на стороне 38.03.05 Бизнес-информатика.
Ну нет так нет.
Если эти деньги для вас не критичны, попробуйте 09. Вы, похоже, будете жалеть, если не попробуете. Не справится - пойдет в следующем году на метрологию или туда, куда в следующем году душа ляжет.
Про эту специальность в педе что думаете? Мне кажется, не стоит. Английский подкупает. Дочь ездила, в приемки девочки говорят, что реально на английском все, типа даже физкультура. И точно все работы, проекты, дипломы.
Это лучше, чем стандартизация в нормальном вузе ли хуже? С учетом того, что в пед ездить. Ну и состав студентов, это важно для меня.
Но по вашим ответам кажется, что ваши симпатии на стороне 09. Если и у дочки аналогично или ей все равно, делайте так, как комфортно будет вам, чтобы потом не пришлось жалеть. Это же самое противное, когда потом жалеешь, что не попробовал.
Возьмите и распишите плюсы и минусы каждого вуза и пусть она на них посмотрит.
Пед:
минусы:
1) ездить далеко (сколько?),
2) окружение девчачье, парня искать негде (или чем-то еще окружение смущает?)
Плюсы:
1) бюджет
2) программа соответствует интересам и возможной будущей профессии
09:
минусы:
1) платно
2) сложно учиться
3) непонятно, будет ли вообще интересна информатика
4) непонятно, насколько будет соответствовать будущей профессии
плюсы:
1) престижная специальность, возможно поможет в будущем (а может и нет)
2) мальчики
3) в соседнем доме
Стандартизация
Минусы:
1) программа совсем уж непонятная
Плюсы:
1) бюджет
2) возможно где-то в окружении найдутся мальчики. (Хотя если мальчики будут тоже из стандартизации, то точно ли такие нужны?).
3) в соседнем доме
Есть чем дополнить?
Глядя на этот список лично у меня напрашивается пед. Но я его заполнила исходя из своего понимания вашей ситуации. А вы исправьте из своего, сядьте втроем за стол и обсудите еще раз.
Но какой бы выбор вы не сделали, если за год станет понятно, что он ошибочный, наверное можно будет поступить еще раз по тем же баллам егэ. Уж на платку-то всяко можно будет, на тот же 09..
Немного жалеет пед. Но я не жалею.
Вы как-то все усложняете, у нас в школе (Москва) учитель физики закончил физфак регионального универа. Администрация его опекает, лишь бы не уволился. Сейчас в Москве огромный дефицит учителей физики, инфы и математики.
А нужно? для девушки-то.
Инженером пойти нельзя, а в айтишники физику податься можно. И подаются, те, кто в физике разочаровался. И в репетиторы подаются. Диплом вуза - не приговор к одной профессии.
Есть и просто Экономика с Обществом/Инфой, и Бизнес-информатика с Обществом/Инфой, но нее мало бюджетных мест, 10.
В Губкина БИ- 50 мест.
09.03.03 или другой вариант?
Ну да, чего уж теперь.
Это как же надо было опустить престиж всех направлений кроме ИТ...
Я в курсе этого всего.
Но меня интересует только один приоритет в этом вузе. И никакие игры тут не помогут.
На нежеланный приоритет и без игр пройдешь.
сын если бы он подал оригинал был бы 4й, но дело в том что его первый приоритет на теоретической физике в Бауманки в реальности 25й. сын даже подавать туда не хотел, я сама заявку оформила поставив его в известность.
Есть еще в областном педе физика ( не преподавание!)
Нет первоначального взноса.
Под 3%.
Годы обучения платишь по 3000, потом уже другая конечно сумма на 15 лет, но приемлемая.
Оформление-час.
Выгодней взять кредит, а имеющиеся деньги положить под 7-8%.
Кредит - это если бы брали всех, но и на платное конкурсы растут, потому что все кинулись за кредитом. Скоро надо будет учиться платно и иметь 300 баллов )) Это как с кредитами на квартиры. Льготная ставка конечному покупателю принесла мало выгоды, а в длительной перспективе - очень сильно навредила. Зато застройщики и банки в шоколаде.
И начинать его выплачивать надо через 9 месяцев после окончания вуза.
Если профессия востребованная, как айти, то выгоднее кредит, чем целевое за копейки. А если профессия, что потом работу по ней фиг найдешь, то может целевое даже лучше, чем бюджет. Только получится ли целевое найти?
пс: я вообще против платного обучения в РФ. тк плохо обучают, а я этой стране 30 лет плачу налоги. Все должно быть бесплатно и на хорошем мировом уровне.
Почему бы вам за налоги не потребовать всем по мерседесу?
Идите на контракт, если есть желание...
Но вопрос, конечно, интересный. Может на паузу ставят? Было бы логичным.
У самого сбера это написано коряво, а в других местах прямо)) Но это повод уточнить, конечно. Может в договоре прописано, почитаю вечером.
Если не сложно закрыть, по мне лучше закрыть
побойтесь бога.
Если у вас есть эти деньги, то выгоднее положить свои в банк, а заплатить кредитными. Сейчас 6% годовых открываются онлайн в сбере. Если поискать, можно и повыгоднее найти.
А если таких денег нет, а образование хочется конкретное и зарплата после него будет достойная, то отказываться из-за дополнительных 10% смешно.
Или платное для тебя в принципе дорого, или если ты готов заплатить 100%, то и 110 тоже заплатишь
7% ГОДОВЫХ, а 13-14% переплата ВСЕГО.
То есть взяв кредит на 100 тыс, вернуть с процентами придется в общей сложности 113 тыс.
При этом если положить 100 тыс на счет в банке, то через год там будет 107 тыс. Ну 106 точно. Так что эти лишние 13 тыс отбиваются на вкладе за 2 года. Через 8 лет на вкладе 100 тыс превратятся в 100+6%*8лет=148 тыс, если проценты просто снимать.
А это за 4 учебных года (если вернуть все сразу после учебы)
"Если выплачивать кредит за 4 года после окончания вуза, то переплата будет 12-13% от стоимости обучения."
По-моему, все понятно
И это еще страховки не учтены.
Первый год обучения дается под 1%
Процент идет только на фактически полученную сумму. А сумма в образовательном кредите получается по мере получения платежек, то есть по семестрам.
Таким образом через 2 года будет оплачено за обучение только 50% денег. И 3% будут начисляться именно на них. Вот 3% годовых уже превращаются в 1,5% от полной стоимости обучения.
А после 5 года (4 года обучения + 9 месяцев после обучения) начинаются уже выплаты основной суммы долга, и она начинает убывать, а значит и проценты начисляются уже на остаток.
В сумме и выходит около 12,5% от ВСЕЙ стоимости обучения.
Еще я интересовалась, можно ли будет его получить на магистратуру, мне сказали что да, можно новый, можно этот же продлевать - если разрыв в обучении не больше тех самых 9 месяцев после окончания, потому что через 9 месяцев уже начинает выплачиваться основная часть кредита.
Так ли важно, 1 или 3%, когда речь идет о сумме всего лишь одного года обучения? Даже если год стоит 800тыс, то 2% разницы это 2%*1 год* 400тыс +2%*полгода*400тыс = 2%*600тыс = 12тыс.р. 1тыс рублей в месяц.
Надо проверить в тексте договора.
Это в любом случае несущественная сумма.
Если в семье денег нет, то наверное не стоит брать кредит. Или надо настраиваться на 15 лет. Я об этом не думала. Мне 50 и пока что меня никто увольнять не собирается.
Опять же, с какой стороны мы смотрим. Если в семье вообще нет денег и не предвидится, брать кредит на самую дорогую специальность может быть опасным.
Если деньги есть, но на более скромное обучение, то взять кредит, а эти средства положить под больший процент, в итоге семья останется при своих.
Если деньги есть на все обучение (дорогое), зачем их тратить сейчас, если государство берет на себя проценты по кредиту? С ними можно распорядиться разумнее.
Вообще вот вам реальный пример - родственник учится платно, цена 220 в год. Три курса родители оплачивали, сейчас у них случилась опа. Взял кредит, 4-й курс оплатил. Выплачивать начнет через полтора года по 1500 рублей в месяц. Выход? Вполне.
Когда эта девочка поступала в вуз, дорогим обучением было 300 тысяч. То есть ее кредит был бы 1200 тыс. С выплатами в течение 15 лет - 8 тыс в месяц. Даже с зарплатой 50 тыс это подъемно, если речь идет об очень желаемой специальности.