Как эффективно подготовиться к перечневым олимпиадам?
Чтобы стать победителем/ призером, а не " пробовать свои силы".
Дочь, 9 класс.
Только сейчас "проснулись", какие преференции дает приз/ победитель, спасибо, учитель био подтолкнула. Точнее, объяснила, что учитывается и 10 класс, и что сейчас уже давно пора начать.
Я Считала, что до 11 время есть. А его нет!
Ранее дочь участвовала в Курчатова, ВСОШ, доходила до муницип этапа, далее увы.
В этом году - Сеченова и СПБГУ. С осталльными олимпиадами, увы, познакомиться не успели.
Вопросы:
1) Как, где за год подготовиться к этим олимпиадам, войти в тему, чтобы был высокий шанс на победу?
Интересует биология и химия. математика, возможно.
Репетиторы, или сами с демоверсиями?
2) Как отобрать олимпиады, которые "лягут на сердце? Желаемые ВУЗы (специальности) принимают почти все олимпиады. А сами то олимпиады как нам выбрать для участия?
3) Олимпиаду ВСОШ по экологии учитель почему то очень рекомендовала. Якобы, дает те же преференции, что и Сеченова. Но я пока не нашла. КТо в курсе?
Благодарю.
Про математические олимпиады можете забыть, там раньше надо начинать, и не с олимпиады, а с кружка, или перехода в физ-мат школу в 7-8 классе, а то и в 5.
Конечно, по 3м предметам - шансов мало, раз не было успехов. А по одному, любимому - вполне есть.
Мой сын как раз в середине 9 класса "проснулся" - как это, в классе (обычном) он крутой математик, а призёром муниципа не стал? Обидно. А тут ещё совершенно случайно я его запихнула в местный слабенький матлагерь (бесплатно было, они не могли набрать детей на смену и нам учитель посоветовала) - а там большинство детей оказались круче него. Сына это задело. Стал заниматься.
В 10 классе смог стать призёром некоторых перечневых 2-3 уровня, в 11 - победителем 2 уровня и призёром 1 уровня
Так что реально вполне, если не на самые крутые олимпиады замахиваться (а может быть и это реально для немного более способного ребёнка, чем мой)
Может быть, ваш сын однажды случайно плохо написал муницип, бывает. Но если он никогда не становился даже призером муниципальным, а на следующий год рванул до призеров сразу нескольких перечневых...ну я не знаю, исключения, наверное, бывают.
Тех детей, которых я знаю - если ты не призер муниципа, ловить на перечневых нечего. Мой ребенок призер и победитель региона, по тому же предмету на перечневых - 0. Уж не знаю даже, кто на них побеждает, или всё скуплено на корню.
Он по этим самым муниципам и не ходил до 9 класса. Не помню, отбирался ли... Но он был по уши в спорте и в вечных разъездах по сборам и соревнованиям. В 9 со спортом пришлось завязать. А желание быть лучшим осталось
Как может побед региона не брать перечневки - мне не ясно. Если только ограничивает себя 1 уровнем
По другим предметам не подскажу
Физтех , по био, думаете , стоит? Что то мне кажется, больно сложный.
Закрывать несколько предметов сотками обычно планируют те, у кого в 8-9-10 классах уже по всем этим предметам были дипломы призёра
Добавлять математику, если по ней не было успехов ранее к ещё двум предметам - идея не из лучших. Это сложнее, чем пытаться добавить экономику к имеющейся мощной математике или астрономию к имеющимся мат и физ.
Будь у вас математика основной и любимой - посоветовала бы кружок Школково к перечневым олимпиадам, на первое время - с ментором
- я так поняла, что у автора не уровень "прохожу на финал", как я поняла, отборочный не проходит, но хочет призерства в финале, и отсюда мой скептицизм. Хотя, если школа сильная, возможно есть и интерес, и способность потянуть какой-то один предмет, если вот прямо конкретно за него взяться.
"а поднимать с уровня "прохожу на финал, но призёра не беру" - почти не реально".
Почему почти нереально?
То есть пройти на закл можно, но как минимум в ту школу надо перевестись для начала :D
Или у этого мальчика он сам собой как-то сделался, случайно. Вы лапшу с ушей снимайте, когда такое слышите. Проект конечно мог учитель ему подарить из своих запасов (это уже не сам-сам, да на общих знаниях). А дальше на закле ВсОШ на старте все равны - и ваш мальчик из физмата и московские школьники, которых несколько лет натаскивали в сборной и летних лагерях именно на закл по экологии. И тут мальчик на общих знаниях кааак всех экологов обогнал!
Сказки венского леса просто.
Многие родители школьников обычных репов скрывают, даже одноклассники порой не в курсе. У вашего мальчика тоже была подготовка 100% именно к экологии, без нее максимум муницип он бы взял на общих знаниях.
Мир гораздо разнообразнее, чем Вы видите.
У меня были знакомые родители по школе, у которых дети начинали заниматься олимпиадной математикой с детского сада. Это не шутка.
Я так понимаю, мы идем к модели, когда приходишь с 9-месячным ребенком записываться в центр детского развития, а тебя спросят: "Так, давайте анкетку заполним для проформы. Карточки Домана у вас в детской кроватке были развешаны с первого дня жизни ребенка? Как со второго месяца жизни??? Вы с ума сошли! Очень, очень сложно будет нагнать. Тут надо думать, может что-нибудь и придумаем". :)
А другого ребенка как я ни пыталась зацепить этими азбуками и чтением - все по нулям. Первый к ним сам бежал, а второй бежал от них. И читал через пень-колоду даже в 7 лет.
Гены играют доминирующую роль, а уже потом влияние воспитания, раннего развития и всего прочего.
Куда очень желательно иметь проход с 10 класса?
Информатика, вроде, везде проходима по отбору, если есть шанс на ПиП - там мало списывают
На Всесиб все предметы легко пройти - там очный отбор, инженерка туда же. На ОММО можно считать, и вовсе нет отбора
Росатом - есть очный отбор.
ММО - вообще без отбора (сколько хочешь вбивай ответики в систему)
Вот только ПВГ и Ломоносов - парочка "нереальных"
Сколько финалов в планах? Ещё же, наверное, 3 региона ВСОШ?
Ваше вожделенное место поступления любую из этих 50 олимпиад принимает?
Списки олимпиад, которые принимает вуз, каждый год новые. Пока будете за егэ 4 года бегать, олимпиада может уровень поменять и вуз ее не примет.
Нет таких волшебных олимпиад, куда элита не ходит. На что-то не ходят только те, у кого уже есть диплом всеросса за 8-9-10 класс, остальные в 11 классе еще не знают, какой диплом у них будет. Заключительные этапы в феврале-марте, а результаты в апреле.
Так что прогоните розовый кумар и слезте с детки, в дамках с наскоку никто не будет.
Это в древних сказках можно было 33 года лежать на печи, а потом взять пудовый меч и победить Змея Горыныча :)
Я вроде наглядно описала, что по олимпиадам ходят одни и те же, т.к. результаты после олимпиад. Утром деньги, вечером стулья, или наоборот, но деньги вперед: олимпиады ДО результатов. И в призерах будут одни и те же
Старший сын начал только в 9 классе, математика. В 10 - побед одной олимпиады 3 уровня и призёр олимпиад 2 уровня, в 11 - побед четырёх олимпиад 2 уровня и призёр двух олимпиад 1 уровня. Явный подъём в уровне.
Младший сын начал в 6 классе, в 9 классе побед 2х олимпиад 1 уровня и одной олимпиады 2 уровня, ну и призёр олимпиад 1-2 уровня. И я вижу, что это был пик. Ему надоело. Нарешивать он не хочет ничего. Надеется, что и так затащит что-нибудь. Вот он сдаст позиции уже в этом, 10 классе, даже не в 11
Так что если человек вкалывает - будет подниматься. Если думает по накатанной дипломы в 11 получить - да, вероятность снижается
Биология олимпиадная ничего общего с ЕГЭ
Вот , например, ссыль на их сайт, олимпиада СЕченова. Призеру победителю по биологии ( при условии 75+ баллов ЕГЭ) дают БВИ? Я ж все правильно поняла, а дочь что то не так поняла? . https://priem.mirea.ru/olympiad-page?olympId=15
Вот ссыль на все их олимпиады. https://priem.mirea.ru/guide-direction?direction_id=99
Смотреть ссылки не буду, извините. Мне хватило глаза ломать об эти правила вузов в этом году, было поступление по бви.
В общем случае - никак, нет гарантированных стратегий. Как ни крути - это соревнования, и все, вышедшие на старт, не могут стать победителями/призерами. Сколько не занимайся, при достаточной конкуренции могут найтись те, кто более способен или больше (эффективнее) занимался, или то и другое вместе.
В Вашем случае (как мне кажется) проходные баллы в желаемые вузы не такие уж запредельные, по ЕГЭ нормально поступается. Примерно в такой ситуации у младшего стратегия была такая:
* в 10-ый перешел в профильный класс "обычной" школы. Профильных "часов" было много, количество переходит в качество - средний уровень обучения был вполне приличный.
* учился неплохо, главный "упор" был на то, чтобы ученик все понимал, что на уроках говорят. Если (вдруг) образовывался "затык", сразу принимались меры - повторить что-то, объяснить/почитать новый материал, который учитель (возможно) не очень хорошо "донес"...
* не "упирался" с олимпиадной подготовкой, в 10-ом вообще никуда. В 11-ом (буквально) заставили школьника попробовать в некоторых перечневых - отобрался в финалы нескольких, в одной - "повезло", стал призером.
* Но и ЕГЭ сдал очень-и-очень хорошо, с запасом проходил в желаемые вузы, так что БВИ-то особо-то и нужно было. Главный плюс диплома олимпиады оказалось то, что успокоился - шел сдавать ЕГЭ не сильно волнуясь. Подтвердить БВИ 75+ гораздо проще, чем набрать баллы для "спокойного" поступлении в желаемый вуз.
Как выбирали олимпиады? Очень просто. Сначала (родители) посмотрели "в общем": сроки, где и когда финалы (примерно). Выбрали несколько (разных уровней). Потом попробовал решить задания прошлых лет, где лучше получилось - туда и пошел отбираться. Конечно, какая-никакая подготовка к олимпиадам была, как минимум, разобрал задания прошлых лет, повторил темы, которым, как показалось, больше внимания уделялось на конкретных олимпиадах.
Вопросы от новичка ))):
1. Сначала егэ сдает выпускник, потом , уже получив результаты, несет их в 5 вузов ( или сколько считает нужным) на 5 специальностей?
2. И там уже , в зависимости от того, какие баллы кто сколько принес и количества мест, рассчитывают конкурс и зачисляют?
3.А перебегать с этими результатами егэ из вуза в вуз ( скажем, вывешивают они проходной балл, понимаем, что нет- в другой вуз, где ниже проходной, можно?
При этом сейчас в рамках одного вуза можно подать на 5 специальностей, и расставить там приоритеты.
И когда в этом вузе оказывается аттестат, вас будут автоматически смотреть на эти 5 специальностей в порядке указанных вами приоритетов. Если на первую специальность по конкурсу не прошли, может быть пройдете на вторую. Если и там не прошли, то может на третью. Главное правильно расставить специальности и приоритеты для страховки.
Это если вам в текущем году поступать. А если в следующем и далее, то там еще что-нибудь изменится. Планируют сделать приоритеты межвузовские, тогда вообще аттестат никуда перекладывать не будет нужно.
А в текущем году возможно аттестат можно будет класть через гос.услуги, не ходить ногами.
В прошедшем году ногами было надежнее, но в наступающем году эту систему собираются доделать, и возможно аттестат через гос.услуги станет основным и удобным методом, и тогда это правильнее. При необходимости перекладываешь аттестат парой кликов мышки, а не бежать в один вуз, забирать там, бежать в другой, оставлять там, и все на нервах. А для иногородних и вовсе запредельная сложность.
Последний момент, к которому надо положить аттестат - момент закрытия приема аттестатов.
За несколько дней до этого закрытия вузы публикуют рейтиновые списки подавших заявления в данный вуз на данное направление. И принимать решение, куда нести аттестат, можно на основании этих списков.
Проблема в том, что в списках ВСЕ кто подал заявление. А реальный конкурс будет только среди тех, кто принесет аттестаты.
А кто принес аттестаты -станет известно только после окончания приема аттестатов, то есть когда изменить уже ничего нельзя. Точнее, в рейтинговой таблице указывается, кто принес аттестаты на данный момент, но публикация идет с задержкой в несколько часов, а то и дней. В общем, окончательные списки становятся известны через день-два после закрытия приема.
И вот есть 20 мест. Человек стоит на 30. Впереди аттестат принесли 10 человек. Если принесут еще 9 - он пройдет. Если 10 - не пройдет. Сколько человек принесут аттестат - неизвестно.
А иногда бывает, что 20 мест, человек на 1500 месте, и проходит, потому что предыдущие 1490 абитуриентов пошли в другие вузы. И предсказать это сложно. Люди пытаются оценить шансы на основании проходных баллов прошлых лет.
Единственное что можно сказать с высокой степенью вероятности, что если мест 20, а впереди тебя уже принесли аттестат 20 человек, у которых это направление указано первым приоритетом, то скорее всего ты туда не пройдешь. Хотя кто-то из этих 20 может забрать документы в последний момент.
Ну и еще можно сказать, что если мест для общего конкурса 20, и ты в этой двадцатке по рейтингу, то ты пройдешь. Потому что сам факт подачи заявлений закрывают раньше, то есть новых людей впереди появиться не может. Но вот аттестатом еще можно влиять на результат.
Ведь я же права, в итоге , держишь конкурс в одном вузе?
Кому-то один вуз и 5 направлений, а кому-то важно одно направление, и он его смотрит в 5 вузах. И бегает-перекладывает, и ждет когда же введут приоритеты между вузами, сквозные.
А еще год назад конкурс был не в вуз по пяти направлениям, а на каждое направление независимо. Так что аттестат клался на конкретное направление вуза. И ошибся с выбором - пролетел. Сейчас хоть еще 4 направления для страховки выбрать можно. А когда их можно будет выбрать независимо от вуза, совсем хорошо станет.
Вот, подали заявку мы в 5 вузов на 5 специальностей. Наступает дедлайн, срочно нужно определиться , в какой вуз сдаем аттестат. Сдали. Там и конкурс среди Егэ в этом вузе проходит ребенок, пусть и на 5 специальностей. И вот смысл того, что до сдачи аттестата она подавала заявку в остальные 4 вуза? Если все рано конкурс по баллам егэ будет там, куда сдала аттестат?
Но после того, как аттестат положил и возможность перекладывания аттестата закрылась, в остальных 4 вузах из конкурса выбываешь. Так и превращается 1500е место в 30е, если все вышестоящие абитуриенты положили аттестаты в другие вузы.
Смысл этого перекладывания ? Или мне какой то инфы не хватает.
Вот так выглядел рейтинговый список ВШЭ на одно из направлений, и по каждому направлению были такие списки:
https://enrol.hse.ru/storage/public_report_2023/moscow/Bachelors/BD_SE.xlsx
Не во всех вузах списки такие подробные и полные.
Наверно, в плохую сторону? )
Про бессмысленность подачи аттестата в пять вузов , чтобы потом в итоге проходить конкурс в одном - я уже просто по житейски хочу разобраться, в чем скрытый от меня смысл. Дописываю: про текущий рейтинг выше объяснили.
С гарантией - это когда у вузов есть что-нибудь типа "зеленой волны" (так эта штука называется в ВШЭ). в МИФИ аналог называется кажется "временный студенческий", а в МФТИ - приказы рекомендованных к зачислению за подписью деканов.
Суть этой штуки в следующем. Допустим абитуриент стоит на 50 месте в рейтинге, а бюджетных мест 30. Если все 49 перед ним принесут аттестат, он не попадет, поэтому он боится. Но если вуз заранее дает абитуриенту гарантию поступления, он приносит аттестат и его зачисляют независимо от того, принесут ли аттестат все вышестоящие 49 человек (хотя скорее всего 49 не принесут). У института есть способы реализовать зачисление даже в случае, если данный абитуриент окажется пятидесятым при тридцати местах. Например они его зачислят на платное место, но за счет денег вуза. Так что для абитуриента это будет бесплатно.
Так работает гарантия
А бывает еще именно что "на ушко". Звонят и говорят "приносите аттестат, вы проходите". Человек приносит, а потом не проходит. И вуз ему говорит: "извини, не шмогла".
Они заманивают абитуриентов посильнее. Но иногда они не могут выполнить своих обещаний.
В общем, не знаю пока, как 7отовиться. И использовать эти возможности с олимпиадами надо, но только подготовившись и не мучая себя.
Есть еще один момент. За одну ошибку снимаются баллы один раз! Вот решал сын задачу по действиям. Во втором действии арифметическая ошибка. Соответственно, в третьем ответ тоже не верный. За каждое действие давали 2 балла, т.е. -4 балла. Написал об этом и 2 балла вернули.
Еще был вопиющий случай, когда на МОШ по обществу в 9 классе занизили баллы по всем заданиям. Просто специально порезали. После первой апелляции добавили 4 балла, но оставили на 1 задание без рассмотрения жалобу. Мы написали в оргкомитет жалобу на итоги апелляции - добавили и за это задание 2 балла. В итоге призёрство 3 степени, которое тоже можно было бы использовать как БВИ при поступлении.
И как допустим пару баллов на заочной повышать? Ладно гуманитарные, а если математика или физика. Тут же если не правильный ответ, то чем поможет аппеляция? А отборочные вообще многие только цифры вписывать надо.
Проверка может ошибаться даже тогда, когда в ответе надо указать цифру.
Иногда это технический сбой.
Иногда надергают в инете задачи с не правильным ответом и вставят в олимпиаду.
Чтобы апеллировать на ответ надо быть уверенным в ответе.
Если не полный бал, то надо смотреть критерии.
Как правило их всегда публикуют.
Другое дело - апелляция на ОГЭ или ЕГЭ. Там могут не только добавить быллы, но и снять, так как пересматривают всю работу.
Что бы я изменила, с высоты опыта, если б можно было вернуться в прошлое? - Начать олимпиадиться по русскому с 10 класса. Там были вполне проходимые задания. И не ходить по слишким высоким профильным олимпиадам, беречь силы
