О ложных учителях
Св. Августин, будучи платонистом, и основываясь на Платоне, все же ввел нечто новое в философию. Он привнес идею о зле. Он, так сказать, обнаружил существование зла. Он объяснил, почему хорошие люди совершают плохие поступки. Так вот, согласно Августину, причина в том, что мы выбираем ложных учителей. Одна из характеристик зла, это то, что во-первых, зло маскируется под добро. Во-вторых, злые дела, в которые мы себя вовлекаем по причине ложных учителей (мы, общество, вся вселенная) кажутся нам добрыми, п.ч. как только мы начинаем обучаться злу у псевдоучителей, мы теряем духовное зрение (ослепляемся) и способность различения между добром и злом. Таким образом, когда мы попадаем к псевдоучителям, мы продолжаем быть наставляемы во зле И МЫ ЭТОГО НЕ ЗНАЕМ. Это второй пункт его философии.
Мы все имеем склонность к ослеплению (Августин придумал для этого термин "первоначальный грех"). Зло реально. Очень легко быть затянутым в зло, которое исказит наше видение и мысление. Зло выдает себя за добро и если мы (наше общество, культура, страна...) неправильно выбрали учителя, мы запутаемся между добром и злом И МЫ НЕ БУДЕМ ЭТОГО ЗНАТЬ.
люди попадают под влияние более сильных лидеров манипуляторов
не все умеют самостоятельно мыслить
поэтому тянутся туда где им подскажут и примут за них решение
ева для этого прекрасный пример
скажем зачем вот такая твоя тема
если тут думать надо
проще ведь обсуждать сорняки или просто на кого то наехать
там ведь мозгов не надо
ОФФ - вчера книгу с полки цапанула не глядя, дочке на ночь почитать. Етить! "Козленок, который умел считать до десяти" автор Алф Прёйсен.
А ведь есть старый кукольный мульт Союзмультфильмовский - слово в слово все по сказке Прёйсена!
Полезла на ютьюб, заранее негодуя на плагиаторов. Ан нет! Аккурат под названием стоит в скобочках, что по сказке Алфа Прёйсена!
Просто в советские времена много тырили, железный занавес, думали никто и не узнает. А тут все по честному :) Респект!
Исполняется впервые хор евару.
Песня основана на реальных событиях, все совпадения с Платоном случайны, все же и там есть философия, привнесена идея о всё пропало, под маской грязи скрывается добрый милый хороший Августин, хотя никто об этом не знал.
Который вроде как совершил плохой поступок, но именно поэтому спасся благодаря «внутренней дезинфекции», и за это его прославляют, сием грехом ослеплены и Августин спасен! Ура, и даже фонтан есть поэтому поводу.
http://www.youtube.com/watch?v=H33h3enHmZU
Платон мне друг, но истина дороже (с)
П.С. Фильм вечером посмотрю, спасибки.
что ты думаешь про трансцендентальную беспечность, иррациональность?!
П.С. Плохо выразилась о свободе, поспешила. Неверное даже непонятно, откуда я увидела о свободе в твоем комментарии. Свобода в мысле расширения своего морального горизонта, прорыва за границы, это круто, я - за. А иначе откуда будет духовный рост?
и даже жена чувствовала это его "предназначение", и да почему ей было дано это почувствовать?
мудрость в целости /задумалась/
Итак, Калипса спрашивает:
А кто определяет вес абсолютной обьективной ценности на фоне которой будут оцениваться другие человеческие ценности? Если человек на это не способен, то кто способен определить и оценить этот "эталон" абсолютных ценностей" ?
И еще - вес "обьективной ценности" меняется со временем? Так сказать, обесценивается, или остается неизменным?
1. Человек действительно не обладает абсолютной истиной, точнее, по несовершенству своей души (интеллекта) он не может постоянно обладать истиной (с небольшой поправкой внизу). Истиной может обладать только сообщество. То же и в науке: один человек не может, но в диалектическом общении группа людей может придти к истине. Потому и Платон вел свои диалоги, а не лекции читал, то же и Кант, и то же и в Церкви - не один человек решает что-то, а Собор. Всегда Собор, как высший законодательный орган.
2. И да, и нет. Что не изменяется - это форма, что меняется - наполнение. Пример: люди не любят страдать. Т.е. если я попаду хоть в Африку, и увижу, что на какого-то человека мчится тигр, я точно буду знать, что ему это неприятно, п.ч. он не любит страдать. НО: в разные времена для разных людей страдание определяется по-разному. Это содержание (как определять страдание) формы (понятие страдание). Содержание меняется, форма - нет.
3. Теперь поправка по первому пункту. Есть люди, которые по какой-то причине, мы не знаем по какой, легче понимают истину, им проще дается выбор между правильным и неправильным, им как бы от природы присуща способность к правильному суждению. Я называю это правильным душевным устройством. Мы не знаем, почему так. Но даже у горилл есть отдельные обезьяны, которые по каким-то причинам, будь то интеллект или еще что, становятся лидерами.
Еще хотела некоторые вещи написать, но тут мама потребовалась. Та-та, до вечера!
Семья - это сообщество или нет? Может семья быть носителем абсолютной истины, если все ее члены согласны с ее определением и пришли к согласию в диалектическом обсуждении, что жену надо бить? (муж согласен, что жену надо бить, дабы боялась и работала лучше, жена согласна, что муж - хозяин и раз бьет, значит любит, дети согласны что битье мамки - норма жизни... истина найдена?)
А политическая партия - это сообщество? Гитлер пришел к власти через политические выборы, общество обняло, приняло и облобызало его (в большинство своем), значит Гитлер и его сообщество были носителями абсолютной истины? За что же мы его осуждаем тогда - ведь его истины были обоснованы научно десятками ученых, одобрены многими религиозными деятелями, обсуждены публично миллионами немцев, поддержаны большинством населения?
2. Были и соборы, осужденные другими соборами, были и Папы, позже объявленные Антипапами (Лжепапами). Так же и законы, принимаются - пересматриваются. Соборное решение проверяется временем. Фашизм не прошел тест временем, Библия прошла.
И потом - разве Библия не переписывалась и не корректировалась ? Значит, не такая уж она и "абсолютная" истина, раз ее нужно периодически менять?
"Абсолютная истина" в моем понимании, например, Закон всемирного тяготения - он существет в любой точке вселенной и неизменен со дня сотворения вселенной. Он действует на всех одиноково, он ДОКАЗУЕМ, он ПРЕДСКАЗУЕМ и он НЕИЗМЕНЕН: каким он был 10 миллиардов лет назад, таковым он и будет еще через 10 миллиардов и никакие группы, сообщества и даже сообщества сообществ неспособны его отменить или изменить.
А Библия, Коран, Майн Кампф и Капитал - это все человеческие творения, и теории, описанные в них недоказуемы, непредсказуемы и изменчивы.
Я знаю, что если я прыгну с верхушки телебашни - я упаду на землю и разобьюсь в лепешку, таково абсолютное действие Закона, то есть я могу относительно этой абослютной истины оценить последствия моего прыжка с точностью почти 100%.
А ты, с помощью истин из Библии можешь точно оценить и измерить последствия хоть одного события или явления из твоей жизни?
1. Законы физики исследуются ВНЕ природы, избирается отдельный аспект и наблюдается, как он будет работать в лабораторных условиях. Если же поместить объект в условия природы, результат может быть таким же неожиданным, как и в законах морали: построен мост согласно 134 законам физики, вроде все учли, упс, мост рухнул. Хрен знает, почему он рухнул, что-то забыли учесть. То же происходит и с моралью: даже когда человек принял какой-то моральный закон, в реальности он руководится целым сонмом моральных законов (мы ежеминутно принимаем какие-то этические решения, даже не задумываясь о миллиарде условий и ограничений, которые нами руководят), многие из них могут быть в противоречии и т.п.
Так что между наукой и моралью не такая уж большая разница, как тебе кажется.
2. Библия - это книга об отношениях с Богом. Это форма, остальное - наполнение. Все факультативные вещи - исторические факты, к примеру, совершенно несущественный элемент в Библии. Абсолютная истина вообще принадлежит только Богу, мы можем лишь идти в верном направлении или нет. Как сказано про здорового человка, что он здоров, не потому, что у него АБСОЛЮТНОЕ здоровье (такого не бывает), но потому, что в общем и целом его можно назвать здоровым человеком. Так и про мнения можно сказать - верные или неверные, правильные или неправильные. Ничего существенного в Библии не исправлялось и не корректировалось, мелочи всякие.
3. В Майн Камфе есть ряд внутренних противоречий, и эта идеология не катит. Совсем не то с Библией. И есть еще аспект веры - просто не все можно (и нужно) доказать. Если бы все можно было доказать, где место веры? Где место выбору? Свободная воля, але, где ты?
Так вот мне неинтересно точно знать последствие какого-то события, мне интересно знать, иду ли я к Богу или нет, и в данном случае Библия для меня - руководство к жизни, а не Майн Кампф, п.ч. в последнем мне пришлось бы признать, что более развитое общество имеет право стереть меня с лица земли, а в Библии сказано любить даже таких, как фашисты.
Но ты так и не ответила на мои вопросы: А кто тебе сказал, что в Библии заключена абсолютная истина Бога? Ну, не сам Бог ведь пришел и сказал тебе, правда же? Те же двуногие "учителя" ее написали, они же тебе это сказали, а ты поверила. А откуда ты знаешь, что они тебе не наврали - ты ведь так и не ответила на этот вопрос?
То есть, ты не ЗНАЕШь, а просто им ВЕРИШь, что в Библии возможно заключена истина, но знать ты этого не можешь. Точно так же как нацисты ВЕРЯТ, что истина в Майн Кампф. Вот не вижу принципиальной разницы между этими двумя категорями верущих - есть книжки, написанные какими-то людьми с какими-то идеями, выдаваемыми за абсолютные истины, есть (лже?) учителя, которые, эти идеи толкают в массы, и есть массы, которые этим идеям верят. А как называется книжка - Библия или Манифест Коммунистической Партии - какая разница, суть от этого не меняется.
2. Я тебе ответила, но ты не вникла. Знаешь, как говорят, в споре рождается истина? То, что я здесь писала много раз, это то, что один человек не может дойти до истины (с оговорками), но в ДИАЛОГЕ, в общине + проверка временем. Какой был диалог при Гитлере? Там не было никакого, несогласных просто истребляли (и не надо говорить, что с Библией было то же самое, это ерунда). Фашизм был развенчан многократно, основательно, окончательно и бесповоротно. Там есть внутренние противоречия, которые не выдержали критики. С Библией все по-другому, но это тоже не абсолютная истина. Истина в посл. инстанции - в решениях вселенских соборов. Библия - это книга, которую христиане чтут, как богодухновенную. Не надо приписывать ей то, чего нет. И последнее, повторюсь, даже Соборы - нет абс. истины, как у Бога. Человек идет к истине и может правильно судить, но ему не доступна полнота истины, как Богу. Человек может в разной степени прикоснуться к истине, на разных этапах времени делая поправки и меняя формулировки. Однако, есть путь истинный, а есть путь ложный, когда человек идет вообще в другую сторону.
Точно как и со своими детьми, кстати :) Ты будешь, конечно, страдать, если твои любимые дети что-то делают плохо и неправильно, но ты не можешь их заставить что-то делать иначе. Это уже их жизнь и их решение, их ошибки. Ты можешь только надеяться на то, что они потом поймут свои ошибки и раскаются :) Ты их любишь, тебе очень больно это видеть... но они вправе поступать, как хотят.
вообще "потом" пришёл Христос. Так что началась уже другая стадия.
Опять же, мы проводим параллели, но ведь не совсем верное идентичное сравнение будет :) У нас дети маленькие изначально находятся более-менее под контролем. Люди всегда имели свободную волю. Опять же, далеко не все хотят видеть или слышать "как себя вести"!
Все дети знают, кто их родители и они живут с родителями. А с религией... многие вообще не считают, что Бог есть (какой-бы то ни было). Так что опять же, несовсем корректное сравнение выходит.
Детям мы нередко запрещаем, потому что они ещё не в состоянии своим умом понять, почему что-то можно, а почему нет. Людят силой запретить - это сломать свободную волю (теряется смысл вообще).
Ну в общем это моё такое дилетансткое понимание, не судите строго. Я нигде не богослов и не спец.
Я бы очень хотела узнать правду о том, откуда появилась наша вселенная и люди, но Библия к этому вообще никакого отношения не имеет, увы.
Учителя мне не нужны, потому что нет такого учителя, который бы знал правду.
Ты, наконец, согласилась, что абсолютной истины нет и ее никто не знает (следовательно, и правильных-неправильных учителей нет, ибо никто не знает кто из них правильный, а кто лже )
А значит истины, описанные и в Библии, и в Капитале, и в Сказке про курочку Рябу все относительны.
Насчет "путей истинных" тоже все смутно... откуда ты знаешь, что идешь к истине, а не от нее? Я бы сомневалась в истинности путей, которые проложили для меня те же самые "учителя", которые в свое время породили Инквизицию и крестовые походы и закоптили небо пеплом тысяч сожженных/ замученных.
Да и потом - если уж "путь истинный" определеяется временными рамками,то тебе прямой путь в Хиндуизм, он существовал еще 3 тыщи лет БС - никакому христианству такое долголетие и не снилось.
я ее не читала, но там он ведет историческое исследование разных ценностей и показывает КАКИМ ОБРАЗОМ и в каком историческом отрезке времени определенная ценность сошла с рельсов.
Давай поиграем тогда в "да/нет" игру без "размазни" - может, что-то прояснится , поскольку мне уже надоел этот топ:
1. Библия написана людьми и релативна, я верю, что в ней может содержится истина, но я в этом точно не уверена. (да/нет)
2. Мои учителя-церковники - возможно правилные учителя, но могут оказаться и лже-учителями. Я хочу верить, что они правилные, но я в этом не уверена (да/нет)
3. Моя религия возможно указывает мне путь к истине, но возможно и указывает путь от нее, как было много раз в прошлых столетиях. Я просто хочу верить, что она истинна. (да/нет)
Даже твои вопросы указывают на главную проблему современности: тебе трудно понять, что принимать за достоверное свидетельство в этике; ты не различаешь достоверное знание от фальшивых мнений; ты не видишь, с чего начать анализ проблемы, а главное - ты потеряла веру в свою способность это понять.
Я, видимо, объясняла с другого конца. Я подумаю, как подойти с другого края.
— Что! Это олигархическое проявление тирании социума! Прекратите меня эксплуатировать! Всё, это фиаско! Я коллапсирую как личность!
— Так, отставить пиво! Аня, отсыпь мне немного…"
Не думай, что я намекаю, что ты непонятливая, я думаю наоборот, что я косноязыко объясняю, что я хочу донести. Я постараюсь по-другому, надеюсь, будет лучше.
1. Для начала, согласна ли ты, что в своей жизни ты постоянно со всеми споришь о всем моральном? Также о ежедневных проблемах? Или правильнее будет описать тебя, как человека, который все-таки разделяет ценности, моральные привычки и убеждения окружающих? Даже когда ты разнишься во мнениях, приводит ли каждое расхождение к баталиям? Я говорю здесь о моральных соглашениях (договоре), присущим людям, живущим в обществе. Не забудь о негласных соглашениях, т.е. таких, которые позволяют тебе принимать участие в социальной деятельности. Ты разбираешься в жизненных ситуациях и стараешься действовать с ответственностью?
2. Считаешь ли ты, что моральное понимание и действие имеют глубокое влияние не только на твою жизнь, но и на жизнь окружающих?
3. Скорее всгео ты ответила положительно. Теперь тебе будет нетрудно согласиться, что моральное знание - это навык. Как и другие навыки, мы развиваем наше моральное чувство и решения задолго до того, как начинаем участвовать в дискуссиях аналитического характера. В культурах, моральные навыки наследуются, развиваются и используются в каждодневной жизни, также они передаются из поколения в поколение.
So far so good? Если нет возражений, я продолжу.
Хотя моральное знание - навык, и навык вполне естественный, это не значит, что все умеют им пользоваться успешно и последовательно. Тут мы с необходимостью приходим к теме об учителях, и вообще к теории морали. Ведь это вполне логично, что любой навык, будь то игра на фортепьяно или управление машиной, наиболее эффективно будет изучен с помощью людей, которые получили точное техническое понимание этого дела. Это не обязательно прекрасные исполнители, поскольку хороший учитель это такой человек, который знает определенные взаимосвязи в познании. Большую часть жизни они проводят изучая, анализируя и объясняя эти связи. Результат этих услилий - теория. Теория также помогает нам приспособить наши навыки к новым задачам.
Еще одна важная вещь, прежде чем я подойду к проблеме морали: различие между моральным знанием и моральным актом. Допустим, мораль или этика говорит о добре, которое мы создаем и поддерживаем в обществе друг друга. Общее благо - это динамичная единица, которая подвержена изменению и формируется при участии всех людей. Моральная зрелость подразумевает, что человек будет искать и выбирать общее благо, иногда вопреки своим личным интересам. Но чтобы выбрать общее благо, нужно знать, что такое общее благо. Моральное знание, таким образом, это знание динамичной структуры общего блага, каким образом оно определяет наши решения и как оно затрагивает нашу жизнь. Я буду в дальнейшем говорить о моральном знании, и не о действиях. Тут есть такая фишка: различием между общими нормами морали (Не убивай! Не кради! Не ври!) и конкретным наполнением специфической моральной проблемы (Что именно подразумевать под ложью?) Таким образом, для правильного действия нужны не просто общие представления о морали (о них вообще редко спорят), но нам нужны четкие конкретные нормы точного этического знания.
Я продолжу на след. неделе.
В нацистской Германии тоже действовали принципы "Не убивай! Не кради! Не ври!", за убийство сажали в тюрьму или карали смертной казнью - с оговоркой "за убийство истинного арийца". А вот убийство славян, евреев, цыган и прочих "недочеловеков" и убийством-то не считалось, а благородной миссией очищения человеческого генотипа от гуманоидного мусора. Так же, как убийство холопа в крепостной Руси или раба в Древнем Риме. Да даже в нашем гуманном современном мире - убийство противника при выполнении военной миссии вроде как убийством не считается. Или смертная казнь. Или убийство в целях самообороны. Или эвтаназия. Или аборт. То есть, принцип "не убий" имеет столько интерпретаций и так сильно зависим от эпохи, культуры, социального строя, взглядов людей, что часто то, что считается убийством в одном обществе, является благородным делом в другом. Просто, приходится признать, что каждое общество выбирает для себя критерии что считать убийством и самоорганизуется таком образом, чтобы все-таки количество убийств не превосходило количество выживших, иначе общество самоуничтгожится.
а) моральные нормы определяются и регулируются людьми, сообществом людей, обществом.
б) различаем закон по форме (Не убивай! Не кради!), о которой никому не придет в голову спорить, и закон по содержанию, т.е. что именно значить убивать или красть в конкретном случае, в контексте, в ситуации.
Я очень рада. Но это все присказка, сказка впереди. Сказку я расскажу, когда вернусь со свадьбы через неделю, и если мы с тобой не сойдемся во мнениях, значит договоримся, что мы действительно имеем разные установки.
А пока проделаем такое задание, ну типа игры. Просто на этом примере хочу изложить свое видение проблемы о моральной истине. Представь себе, что ты лежишь на пляже, одна, никого нет вокруг. Ты год работала и вот теперь - на заслуженном отдыхе, кайфуешь, значит. Каждый твой мускул, как там говорится, расслаблен, в общем ты балдеешь и даже может погружаешься в сон. И вдруг слышишь крик "На помощь!". Твоя реакция.
Кто еще читает мои байки, тоже напишите свои реакции, физические, эмоциональные или мыслительные, если они отличаются или в чем-то дополняют Калипсины.
Опять же, если кричит человек тонущий, то не повезло ему - я плавать не умею, могу лишь попытаться бросить ему круг, бревно или веревку, но если ничего нет плавучего - увы, но за ним в воду я не брошусь, потому что утону 100%.
Есть такое научное понятие "животный альтруизм", никто пока не может его обьяснить, поскольку он идет вразрез с дарвиновской теорией выживания сильнейшего, но тем не менее, он есть. Обычно, у любого животного, проживающего в сообеществе с другими, имеются признаки животного альтрузима в той или иной степени.
Заметь, эти все животные не связаны никаким родством, то есть о материнском инстинкте тут говорить не приходится. При этом какая мораль у дельфинов и буйволов? Их тоже можно назвать "целостными людьми"?
а. читаю всегда, мне интересно, что она пишет
б. читаю, если не больше 5 строчек, дальше теряю суть
в. читаю, только если пост написан мне
г. не читаю, потому что длинные и запутанные
д. не читаю, потому что муть по определению
е. другое
и Г - она просто копирует авторов для поддержки разговора, потому как она в основном дома и ей скучно.
и Е - у нее есть полный интерес в ее топах, шо скуку ей разгоняем.
наблюдаю за темой, потому что интересно у кого еще остались на еве способности напрягать мозги и обсуждать высокие маттерии
Что касается морального знания, если мы подумаем об убийстве или краже, особенно если нас это коснулось лично, мы совершенно точно будем знать, что это – неправильно. Это знание присуще всем людям и оно совершенно достоверно. Это знание, которое исходит изнутри нас (в противоположность от знания, что чашка – голубая, которое исходит от предмета нашего зрения). Моральное знание – это не дело личного мнения или произвольного договора между людьми. Наши моральные суждения и общественные законы заключают реальное знание и основываются на каких-то фундаментальных истинах. К примеру: есть что-то неправильное в том, чтобы причинять вред другому человеку.
Но: моральное знание не есть знание элементов в изоляции, а в контексте. Кража – неправильна, но если крадет человек для того, чтобы накормить голодную семью – это несколько меняет нашу оценку. Также если он грабит богача, который построил свое богатство на воровстве бедных людей, это еще больше осложнит наше суждение. Поэтому моральное знание – это знание траектории прогресса или упадка.
http://www.dailymail.co.uk/sciencetech/article-2506290/Could-Little-Red-Riding-Hood-folk-tale-reveal-history-human-migration.html
ой, неужто даже в Золотую Рыбку не веришь не видишь?!?
И потом, если бы ему было 'суждено', то тогда бы и не остался он с разбитым корытом. Так есть она Судьба?
вроде как добро побеждает зло, вот в той же Золушке, несмотря на все происки
