Суздаль. Мацуев. Отчет Ева-Путешественниц
Древний город и молодые таланты
Величественные купола древних храмов, великая история Руси, веселые, как лоскутное одеяло цветуще поля, неторопливое течение речки Каменки, бескрайнее синее небо, шедевры классической музыки и яркий фейерверк джазовых импровизаций – такими запомнились мне эти выходные. Наш клуб Путешественниц (точнее некоторые его представительницы) посетили Летний фестиваль Дениса Мацуева в Суздале.
Такое бывает редко, но все пошло не по плану: в последний день искали билеты и компанию. Все сложилось. Билеты купили, компания нашлась. Ехали, мы правда, долго, а от автобусного сообщения Владимир-Суздаль до сих пор немного в шоке. Поскольку решение приехать на фестиваль мы приняли всего за месяц до его начала, найти гостинцу в центре не удалось (что, как оказалось, к лучшему). Мы жили в селе Иваново. До Кремля 15 минут пешком. Зато из окна вид на поля, которые радовали глаз своими яркими цветами. Гостиница оказалась большой, очень милой и уютной, а самое главное – со своей парковкой. Это было важно. Центр города перекрыли на всю неделю фестиваля: ни припарковаться, ни вызвать такси было невозможно.
Милая и очень словоохотливая администратор гостиницы рассказала нам об открытии фестиваля – в этом году он проходил под проливным дождем, но артисты выступали, а зрители наслаждались музыкой, не смотря на дождь. Оля, так звали администратора, снабдила нас инструкциями по осмотру города и картой, и мы отправились в музей деревянного зодчества. Осматривая церкви, дома, хозяйственные постройки, обстановку в крестьянских домах, не переставала думать, сколь трудна и сложна была жизнь наших предков и как, несмотря на это, они не просто замечали красоту вокруг себя, но и умели создавать ее сами – храмы, резные наличники, вышивка, игрушки, украшенные резьбой или росписью предметы быта и орудия труда.
Побродив по территории музея и немного ощутив себя в 19 веке, мы отправились на кораблике по реке Каменке в Покровский женский монастырь. Его называют «монастырем нелюбимых жен». В разное время в стенах этого монастыря были заточены великая княгиня московская Соломония Сабурова — жена Василия III, сосланная в монастырь за бездетность ради заключения второго брака с Еленой Глинской. Как объяснил гид, это был ее великий гражданский подвиг, который она совершила во избежание гражданской войны, которая обязательно бы вспыхнула, умри Василий III бездетным; Евдокия Александровна Старицкая-Нагая — первая жена князя Владимира Старицкого, двоюродного брата царя Ивана IV. Оказалась в монастыре после 4 лет брака и рождения 2 детей, после чего её муж быстро женился вновь; Евдокия Богдановна Сабурова — первая жена царевича Ивана Ивановича, сына Ивана Грозного; Прасковья Михайловна Соловая — вторая жена царевича Ивана Ивановича, сына Ивана Грозного; Анна Григорьевна Васильчикова — жена Ивана Грозного; Мария Петровна Буйносова-Шуйская (Ростовская) — вторая жена царя Василия Ивановича Шуйского; Евдокия Фёдоровна Лопухина — первая жена Петра Первого.
Не знаю, каким видели монастырь все эти женщины, перед нами он предстал чистым, уютным, утопающим в цветах, благоухающих летними ароматами и с хлебосольной трапезной. Насладившись пищей духовной и не только, мы, также по реке, отправились слушать первый (для нас) концерт камерной музыки. Сцена располагалась на поляне за Торговыми рядами, пройдя досмотр службы безопасности, мы попали внутрь, встретились с еще одной нашей Путешественницей и погрузились в мир классической музыки. Высокий берег Каменки, неторопливое движение прогулочных корабликов, золотые купола церквей, купеческие торговые ряды, маленькие аккуратненькие домики, протянувшиеся вдоль берега, а над всем этим – бессмертная музыка в потрясающем исполнении. Впечатление было необыкновенным. Я никогда не была на подобного рода мероприятиях раньше. Для меня камерная музыка – это своды Консерватории или концертного зала, музыканты в смокингах или вечерних платьях, строгая публика, сидящая с прямой спиной. Здесь же царила демократичная атмосфера. Музыканты на сцене в повседневной одежде, бегают дети, кто-то сидит на стульях, кто-то в креслах-мешках, кто-то валяется на травке, наслаждаясь солнышком. От этого музыка не только не теряет своего величия, но становится как-то ближе, понятнее, и ты сам тянешься за ней в высь, в это ясное голубое небо, разлившееся на головой.
После концерта, немного погуляв по городу, отправились дегустировать суздальскую медовуху в частную медоварню. Восемь видов медовухи, а также суздальские соленые огурчики и квашеная капусточка «дай бог каждому» сумели произвести приятное впечатление и заставили нас полюбить город еще больше 😊
Вечером на той же площадке в Зарядье был еще один концерт – на этот раз джазовый. Предполагая, что вечерний концерт будет длиться по времени немного дольше, чем дневной, мы заранее пришли занять места, однако мы были далеко не первыми. Надо сказать, что концерты в Зарядье были бесплатными. Это никак не влияло на качество исполнения. Музыканты выкладывались на полную и дарили зрителям ощущение праздника. Зрители долго не отпускали музыкантов, и они подарили нам еще одну песню на «бис».
Жаль, что усадьба не сохранилась. Хотелось бы верить, что когда-нибудь найдется и ее меценат и она снова заживет своей парадной жизнью, там будут проводиться выпускные балы и фестивали камерной музыки. С этими мыслями мы сели в машину и поехали домой, планируя следующее путешествие. В Рыбинск!
Какие ж вы молодцы!
И пишете здорово 👍😎
ПС А что не так с отчетами?
И складно, и красиво. И завидно ))))
Или к девочкам на воздушном шаре полетать или к нам в Рыбинск в сентябре.
Я вот еще в Хибины хочу :cool1
Суздаль не люблю, у вас интересно (мне) только, что перекрытия и на неделю город был закрыт, те лайфхак, что надо на автобусе или еще как.
Если город закрывают на фестиваль, то лучше жить не в центре. Гостиницу "Княжий двор" могу рекомендовать. Если не придираться к завтракам.
на фестиваль ехать однозначно стоило. непривычный для меня формат. потрясающая атмосфера. Суздаль стал одним из любимых городов
Я Суздаль совсем не люблю. Нравится только своей равнинностью, плоскостью. а так откровенные торгаши вокруг, все монетизировано, церковь платная, духа святого не почувствовали, никому не зашло (в отличие от соседних маленьких городков). и еда была отстой.