Ева-Путешественницы. Смоленск. Отчет
Еще один небольшой отчет о путешествии. Нас было пятеро, трое понятия не имели о Еве))) Наши ряды ширятся и вышли за рамки этого сайта, что радует. Итак, начну
Есть мнение, что употреблять слово «вайб» после 50, это кринж)). Воспользуюсь тем, что мне можно)), потому что именно это слово хочется употребить по отношению к Смоленску. В Смоленске есть свой особый вайб, своя особая атмосфера, свой особый дух. Не смотря на тысячи испытаний, выпавших на судьбу этого города, несмотря на то что на протяжении своей долгой истории город испытывал горькие минуты, был поруган врагами, хоронил миллионы своих детей, этот город, подобно птице Феникс, каждый раз возрождался из пепла, восстанавливался и становился еще прекраснее. Некоторые полагают, что птица Феникс изображена на гербе города, но нет, это птица Гамаюн – в славянской мифологии посланница бога мудрости Велеса, приносящая людям счастье, дарующая тайные знания.
Поскольку в городе и окрестностях наблюдаются проблемы с мобильным интернетом, мы вспомнили, как пользовать бумажными картами, а также много общались с местными жителями. Смоляне - люди отзывчивые и доброжелательные, рассказывали нам о городе подробно и охотно.
Приятно удивило отсутствие толп мигрантов, ни одной замоташки за 2 дня, красивые голубоглазые мужчины за рулем общественного транспорта и курьеры, водители такси со славянскими именами. А что, так можно было?
Из неприятного – флэшбэки с тротуарной плиткой. Показалось, что в Смоленск заехал Собянин. Весь центр не просто перерыт и в пыли, а еще перегорожен и занавешен. Ни погулять, ни фото сделать. Из милого провинциального теплого и уютного город стал пыльным, шумным и суетливым. Очень надеюсь, что временно.
От вокзала мы решили добираться до гостиницы на общественном транспорте, жили мы в самом центре на пешеходной улице, ото всех достопримечательностей можно добраться пешком при желании. Ну или доехать на такси при его отсутствии. По дороге зашли в парк Блонье подкрепиться, заодно продегустировать блюда смоленской кухни. То, что нужно – быстро, вкусно, очень атмосферно.
БлОнье – древнеславянское слово, означающее окраину города, или низкое, сырое место. Хотя официально этот парк назван в честь знаменитого смолянина – М.И. Глинки. Памятник окружен оградой, представляющей из себя нотный стан, на котором начертаны ноты знаменитых произведений композитора. Рядом – интересный арт объект – большой черный камень (стилизованный рояль), на котором лежат листы из нотной тетради, а надо всем этим звучит музыка композитора. Потрясающе до мурашек.
После завтрака (или обеда, тут мы разошлись во мнении), мы заселились в гостиницу и отправились на трехчасовую обзорную экскурсию. Погуляли по центру, услышали много исторических фактов и городских легенд. Узнали, как выживали горожане во время оккупации Смоленска в годы Великой Отечественной войны. Многие здания были сожжены и разрушены, жители укрывались в Стене – в башнях и пряслах. Мы сейчас не можем представить себе, как это, жить в бойнице подошвенного боя. В крошечном помещении, с печкой-буржуйкой, или на одном из ярусов башни, поделенном между 5 семьями перегородками. И этим людям еще повезло! Некоторым приходилось рыть землянки или прятаться в развалинах домов. Прописывать людей в Стене было запрещено в средине 50-х, поэтому молодым семьям при рождении ребенка давали какое-то жилье, а последних обитателей выселили в начале 70-х, когда начали проводить реконструкцию и вернули Стену и башни историкам.
О Смоленске говорят, что это ключ от Москвы. Этот город вставал на защиту сердца страны во все времена: в смутное время против поляков, в 1812 году на пути наполеоновских войск, в 1941 – против фашистских захватчиков. И память обо всех этих подвигах, о защитниках и героях бережно хранят смоляне, передавая из поколения в поколение. Не так давно в сквере Памяти Героев открылась мемориальная стена «Бессмертный полк», где жители города смогли увековечить своих предков, защищавших Смоленск во время Великой Отечественной. С нами на экскурсии были женщины, отец которых воевал и работал в городе после войны, его портрет также есть на этой стене, о чем они с гордостью нам рассказали. Сквер памяти героев – удивительное место, архитекторы данного пространства смогли гармонично сочетать памятник героям 1812 года (на торжественной закладке памятника и открытии «Бульвара 1812 года» присутствовал Николай II) и мемориалов Великой Отечественной войны. Рядом со стеной похоронены некоторые защитники города, а также Герой Советского Союза Михаил Алексеевич Егоров, тот самый, водрузивший над Рейхстагом Знамя Победы. Он был уроженцем Смоленской области. А еще именно в Смоленске впервые было воздвигнуто Знамя Победы над освобожденным городом. Случилось это 25 сентября 1943, с тех пор в эту дату празднуется День Города.
История собора связана с именем Владимира Мономаха, который в 1101 году повелел заложить здесь каменное здание – Свято-Успенский кафедральный собор. Этот собор простоял до смутных времен и был взорван вместе с жителями, укрывшимися в соборе и с польскими захватчиками, вломившимися в храм для убийства мирного населения.
После возвращения Смоленска в состав Московского государства встал вопрос о восстановлении храма. Возведение нового храма длилось 100 лет и было закончено в 1740 году. Храм прекрасен как снаружи, так и внутри. Основным украшением храма является величественный золотой иконостас, уходящий под своды. В соборе много исторических и религиозных реликвий. Одна из них – Плащаница «Положение во гроб», изготовленная в мастерской княгини Ефросиньи Старицкой, тетки Ивана Грозного. В 1812 году была похищена и вывезена из Москвы вместе с другими ценностями французами. По пути на обоз напали партизаны и отбили его, отдавать плащаницу москвичам не стали, оставили себе.
К сожалению, до наших дней не дошла главная святыня храма – подаренная Владимиром Мономахом икона Одигитрия. Она пережила и поляков, и французов, а вот немцев пережить не смогла. Исчезла после того, как фашистов выбили из Смоленска. Сейчас главной святыней храма является список с той древней иконы. У него тоже удивительная судьба: написана она была в 1602 году, до 1727 года эта икона стояла на крепостной башне над Днепровскими воротами Смоленска, в специальном киоте. В 1812 году во время Отечественной войны эта икона была перенесена артиллерийской ротой полковника Глухова в стан русских войск и все время находилась в 3-й походной дивизии А.П. Ермолова. Перед ней служили благодарственные молебны после каждой победы над неприятелем, перед ней же главнокомандующий М.И. Кутузов со всем войском молил Богоматерь о помощи и спасении России. Накануне знаменитой Бородинской битвы икону носили по всему лагерю для укрепления и поддержки мужества русских воинов. После освобождения от неприятеля икона была возвращена в Смоленск, где находится и по сей день в специальной капсуле и остается почитаемой и любимой жителями города и паломниками.
После экскурсии мы отправились ужинать в видовой ресторан. Единодушно мы пришли к выводу, что вид на город и потрясающий закат – единственные достоинства данного заведения ((
После ужина часть нашей компании на такси отправилась в гостиницу спать, а самые стойкие решили прогуляться до поющего фонтана, подаренного городу Сбером. Мы были вознаграждены потрясающей красоты водно-музыкально-лазерным шоу. Поющий фонтан очень популярен у смолян, туристов и, особенно, детей, которые в перерывах между произведениями забегают в фонтан пощекотать нервы родителям, а после каждого нового произведения родители уносят или уводят мокрого ревущего экстремала))
Смоленск вообще город очень музыкальный. В парке с утра до вечера звучит классическая музыка, на улицах поют и играют уличные музыканты, из открытых дверей бара звучит джаз, из окон театра – мюзикл.
Далее пошли в Спасо-Авраамиев монастырь. Монастырь основан в начале 13 века, первым его игуменом стал известный смоленский просветитель преподобный Авраамий, после обретения мощей которого монастырь получил свое название. При осаде города 1609 – 1611 годах постройки монастыря пострадали, мощи Авраамия были утрачены. В годы польской оккупации монахи-доминиканцы устроили в монастыре костел. В середине 18 века на деньги купца Пискарева был возведен двухэтажный каменный храм. В 1812 г. французы устроили в монастыре лазарет, а церковь превратили в хлебный склад. О тех временах до сих пор напоминает французское ядро, застрявшее в стене храма. Храм вернулся в лоно церкви сравнительно недавно и в настоящее время проводятся восстановительные работы.
Торжественная закладка крепости состоялась весной 1596 года специально приехавшим Борисом Годуновым. Это была стройка века, которая велась «всеми городами Московского государства». По всей Руси было запрещено каменное строительство. За казнокрадство или кражу материалов полагалась смертная казнь. В строительстве было занято порядка 25-30 тысяч человек. Это были наемные рабочие, которые получали достойную зарплату – 1 копейку в день. На 1 копейку можно было купить 1 кг. осетрины или 1 курицу. За месяц можно было заработать на корову (30 копеек), купить телегу или сани (18 копеек), приодеться (рубаха -3,5 копейки), купить инструмент (топор 4,5 копейки) или отложить на лошадь, которая стоила 40 копеек.
Строительством руководил зодчий Федор Савельевич Конь, московский зодчий, стоивший Белый город. Он создал лучшее фортификационное сооружение своего времени. Это был не кремль, как в большинстве древнерусских городов, а городская стена, защищавшая весь город. Мощные, толщиной 5-6 и высотой 12-19 метров стены, были непробиваемы для пушечных ядер. Нижняя часть стены сделана из известняка, привезенного, в основном, из Московской области, а остальная – из обожженного кирпича. Кладка стен велась одновременно с двух сторон – наружной и внутренней, образуя как бы 2 параллельно стоящие стены, внутреннее пространство между которыми заполнялось щебнем, бутовым камнем, валунами, заливалось известковым раствором, что создавало монолитное укрепление. Стена завершалась высокими зубцами, поверх которых была сделана двускатная кровля. Над башнями, следуя национальным традициям, крыши были шатровые. В башнях и стенах имелись 3 яруса бойниц: подошвенного боя, среднего и верхнего. Стрельба со всех ярусов стены велась из мелких орудий, тяжелая артиллерия сосредотачивалась в башнях. Наличие среднего боя, бойницы которого расставлены в шахматном порядке по отношению к подошвенным – главная особенность Смоленской крепости. Благодаря наличию среднего яруса бойниц увеличилась плотность огня, соответственно, и эффективность боя. Важным новшеством в русской военной архитектуре стало наличие сводчатых камер в бойницах среднего и подошвенного боя, они позволяли более эффективно использовать военную технику. В стене было устроено 38 башен, высота и форма которых определялась рельефом местности. Стена имела богатое декоративное убранство: белокаменные порталы ворот, разнообразные карнизные вставки, рамочные обрамления бойниц.
Основные работы по возведению крепости закончились к 1600 (!!!) году, полностью стена была закончена и освящена в 1602 году. Это самая крупная крепость своего времени.
Из 38 башен до наших дней сохранилось 17. Сейчас можно посетить 2 из них – Маховую, где проходит выставка, посвященная мирной жизни стрельцов, и Громовую, экспозиция которой рассказывает о ратном деле, из которой можно прогуляться по небольшому участку стены, подержать оружие древних воинов, а также, если (не)повезет, увидеть привидение башни – Черного Стрельца. Мы вели себя хорошо, к нам он не пришел)) Также в Громовой башне можно загадать желание, а еще найти 10 котиков на карте стены – так небанально знакомят с историей Стены и родного города маленьких смолян и гостей города.
После интересной и информативной экскурсии отправились в паб перекусить перед дорогой. Тот самый случай, когда быстро, вкусно, уютно, недорого и «лучше бы вчера сюда пришли». Забрали из гостиницы сумки и поехали на вокзал.
Не смотря на обещанный дождь, погода была ясной и теплой, смоленское небо смотрело на нас ясными глазами, а тронувшись в обратный путь, мы увидели радугу. До свидания, Смоленск – город, в который хочется вернуться! Ну что же, увидимся в Гнездово через год!
Но Ярославль все равно классный. Особенно слободы и их храмы
А если не бордюринг, то центр перекрыт - Масленица, подготовка парада, какой-то фестиваль. Действительно, во всех городах, где мы были в этом году был перекрыт центр.
Приезжайте к нам снова)
З.Ы. Жаль, что не могу с вами поехать.
Но вопрос то был к автору, очень повеяло нацизмом каким-то.
До сих пор стоит перед глазами прямо невероятный красавец - водитель автобуса)))
Среди русских богатырей было полно кареглазых.
Вы не просто отметили красивых богатырей, вы именно указали на расовую принадлежность
"красивые голубоглазые мужчины за рулем общественного транспорта и курьеры, водители такси со славянскими именами. А что, так можно было?"
Все было прекрасно, но вот это у вас turn off, как грица, неприкрытый расизм.
Интересно про жителей в Крепостной Стене.
Никогда о таком не слышала, хотя бабушка почти всю войну прожила в Смоленске.
Там были пристройки. но что б в бойницах жили - что-то новенькое.
Улицы и дом - в Серпухове и Москве.
фик там.
Нашли только то место, где рос этот... молодой вампир в виде кустика )
Спасибо, не поедем
Ресторан "Икра". Единственное достоинство - виды. Ни кухня, ни бар, ни обстановка не впечатлили.
Обедали в Хагине, рядом с Домом офицеров. Вот туда я еще загляну обязательно. По-быстрому перекусить можно в "Русском дворе" на Блонье. Там очень атмосферно, есть летние веранды