Не лучшая ученица
Знаю, что мне, скорей всего, предложат лечить голову, но все-таки обращаюсь за советом и поддержкой. У нас дочь третьеклассница. Умница, круглая отличница. Очень много читает, в том числе серьезные книги. Сил в нее вложено много. Постоянно ездим на экскурсии, в музеи, театры, в путешествия, объездили половину Европы и не только, причем выбираем трудные, познавательные туры. Я занимаюсь с ребенком физикой и биологией, муж – английским, сейчас они читают книги, адаптированные для 5-6 класса. Смотрим документальные исторические и научно-популярные фильмы. Сама дочка ходит еще на дополнительный английский и в художественную школу. Такое обучение не носит характер натаскивания. Мы просто так живем, дружим, шутим, веселимся, ссоримся – миримся. Нам интересно познавать новое, обсуждать древнеримских императоров или библейских патриархов, значение Ньютона в мировой истории, судьбу Шампольона. Мы с мужем в прошлом одни из лучших учеников школы, победители и призеры олимпиад. И как-то вот ожидали, что наш ребенок выделится среди других детей. Сравнивая дочь с собой в ее возрасте, я определенно вижу, что она умнее меня. Но в школе она не блистает. Результаты олимпиад «Русский медвежонок» четвертое место по школе, «Кенгуру» - седьмое. Я хвалю ее, говорю, что это высокий результат на параллели, где учится больше ста учеников (у нас большая школа). Но есть также в школе ребенок, тоже девочка, которая абсолютно на всех олимпиадах занимает первые места, причем не только по школе, но и по области. Она учится в параллельном классе, и моя дочь с ней мало знакома. Я все время себя убеждаю, что это здорово, что в нашей школе учатся умные дети, и мой ребенок не будет одинок. Но вот что-то давит. Вот как будто я чего-то не даю моему ребенку, что другая мама нашла способ развить своего ребенка, а я что-то упускаю. Знаю, что дочь способна на очень многое, и обделяю ее какими-то знаниями. Иногда не знаю, за какие книжки схватиться, чтобы натаскать дочь на следующую олимпиаду. И в то же время меня останавливает то, что натаскивание и напряжение по поводу чужих успехов сломает что-то важное в наших отношениях с ребенком, а именно совместную радость познания. И конечно боюсь показать дочери, что с кем-то ее сравниваю, и не вполне довольна ее результатами. Вот. Написала. Как бы тут справится со своими тараканами?
Радоваться тому, что в ребенке есть жажда получения новых знаний. Учить использовать их в школьной жизни.
У меня средний пока такой - очень любить получать новые знания, но не всегда знает, как их применить:)
А вложенное вами имеет не только кратковременный эффект баллов на олимпиаде, это во взрослой жизни может сыграть свою роль.
После Ваших бесконечных олимпиад в подростковом возрасте Вашей дочери Вас будет будут ожидать масса "сюрпризов".
У вас гармоничная семья, по описанию, и вы правы - напряжение по поводу чужих успехов может все испортить.
Во-2 - ШампОльон.:-)
Во-2. :oops Поправила. И ведь даже со словарем сверилась, а исправить в тексте забыла.
русский медвежонок - придумали же название , ппц :)
Успокойтесь, интеллект на 80% определяется генетикой, а остальные 20% (т.е. поднимется ребенок до своих 100% или нет) зависит от развития в первые три года, а особенно в первый год жизни ребенка. Так что теперь никуда выше головы вы с ребенком не прыгнете.
Вы молодцы любите своего ребенка и все у вас будет хорошо.
Выигрывала все предметные олимпиады. Без особых проблем, стабильно, до выпускного класса. Единственная проблема была для меня: жили в глухом таежном селе, в Сибири... Большинство краевых олимпиад проходили в зимние каникулы. Я, например, из-за буранов не попала в 8-м классе на краевую олимпиаду по английскому. Невозможно было выехать из села, тем более проехать 200 км...
Ну так вот... Меня НИКТО И НИКОГДА не натаскивал, со мной дополнительно не занимались, не бегали вокруг меня с книжками и дополнительными занятиями. Ну не было этого. Точно так же, как не было музеев и театров: все по книжкам и телевизору.
Натаскивание никогда не приведет к результату.
Талант - это только на 99% трудолюбие. Но для таланта нужен еще 1%, та самая искра, которую натаскиванием и складированием информации не получить.
Пока я увидела, что Вы пичкаете дочь информацией. А надо еще уметь работать с информацией. Чему-то тут можно научить, а вот что-то либо дано свыше, либо нет. И тут уж как получится.
Оставьте в покое ребенка. Просто перестаньте этим грузиться и готовить ее к олимпиадам.
Примите ребенка таким, какая она есть.
Согласитесь, человек должен быть всесторонне информирован в жизни, чтобы быть свободным, чтобы делать правильный выбор. Если дочь не хочет, устала, болеет, мы не занимаемся. Мы не маньяки, да и своих собственных занятий и интересов много. Но она сама тянется. На счет искры не знаю, но думать она умеет и творческое начало развито, мыслит интересно, необычно, пишет довольно оригинальные рассказы. Если тут ничего не сделать, как вы пишите, то мы конечно забьем на эти олимпиады и будем жить спокойно. А вдруг что-то можно и нужно делать, а я не знаю что, и обделяю своего ребенка? Для этого и написала здесь. Чтобы попробовать разобраться.
Спасибо за ответ.
Девочка, если все так, как Вы рассказываете, "выстрелит", когда созреет для этого выстрела.
Ничего не надо делать.
Оставьте инициативу дочке. Пусть сама выбирает и ищет, но сама. Базу Вы заложили. А Вы ее примИте такой, какая она есть. Дочка должна чувствовать, что она любимая и защищенная в семье, что оценки и места на олимпиадах - это вторичное. Главное - это ее личность, она сама. Где-то так.
Дело в том, что отличники часто вырастают в закомлексованных и неуспешных людей. А вот троечники, которые не боятся показаться смешными или непонятыми (а они в школе и были такими) становятся успешными и самодостаточными.
В мою бытность репетитором я в качестве учеников сама выбирала троечников-дебоширов. С ними интересно работать, у них есть собственные мысли и идеи. Ну и родители таких хулиганов раскошеливались, потому что никто не хотел заниматься с их мальчишками. Освоить школьную программу по математике для поступления в вуз и медведь сможет при хорошей методике преподавания. Мне было интересно разбираться с бредовыми идеями учеников... Кстати, все выбились в люди и вполне самодостаточны. Наверное, это главное для счастья, а не грамоты за олимпиады...
А на счет троечников и отличников - согласитесь, они очень разные бывают. Мне и отличники попадались творческие, и троечники - пустышки. Оценки мало характеризуют личность человека.
Это я тому, что есть какая-то доля врожденных способностей, которые даются некоторым людям от природы и усилия родителей тут не причем совершенно. Мальчик этот, кстати, из обычной рабочей семьи, мама продавец, папа мастер в столярной мастерской. Возможно, эта наилучшая девочка из параллельного класса тоже такая от природы...
Но если учесть, что у нас в параллели 6 классов, т.е. почти 200 учеников, можно считать успехи моего ребенка вполне выдающимися. У меня стакан наполовину полон, у вас - наполовину пуст.
Мы жили в провинции, так что никаких кружков и Дворцов пионеров поблизости не было. Никаких поездок классом, ни разу.
А я сама себя развивала, читала запоем (библиотека у нас была маленькая, я просила книги у знакомых и одноклассников). Просто у меня была жажда знаний.
До сих пор сама себя "развиваю".
С середины 90х живу на Западе. Вот смотрю на своих детей подростков и вижу, что они куда умнее меня тогдашней. Хоть и не круглые отличники, а хорошисты. Но как-то смышленее, практичнее, целеустремленнее... Знают раз в 20 больше, чем я в их возрасте знала. Планы на будушее серьезные (у меня особых планов не было, просто хотелось отметки лучше всех иметь и в вуз поступить).
В своих детях комплекс "быть любой ценой отличником" не развиваю. Уверена, что самые лучшие отметки и самые высокие места на Олимпиаде не залог успеха в жизни. Воспитываю (по мере возможности) в них жизненный "стержень". Это куда главнее.
У меня тоже третьеклассница, на олимпиадах 3-5 места по школе. Очень горжусь этим и не парюсь по поводу того, что места не первые.
Я так понимаю, что до 4 класса не проводят городские и областные олимпиады, так что пока не переживайте.
Если вам хочется побед именно на этих олимпиадах -есть куча сайтов где выложены все предыдущие задания с ответами. Накануне олимпиады вместе их прорешайте и все. Задачи из года в год однотипные, но отличаются от школьной программы, потому что рассчатаны на логику, а не знания.
Я скептически отношусь к этому насильному типа "развитию". Считаю, что если ума нет, то и не будет, ни свой, никакой никак не приставишь, не приклеишь, не разовьешь. В старшем возрасте добьются чего-либо те, у кого он есть, ум, и желание еще. Или хотя бы желание и пробивные способности.
Сразу хочется убежать подальше.
Мы с мужем бывшие отличники, и дочь у нас отличница. В нашей семье никогда не было призывов к высоким результатам, призовым местам на олимпиадах. Главное - знания, а не оценки.
Нормальным то родителям пофиг как-то лучший или не лучший.Я не о волит=-неволит,я об отношении к жизни,заваленности комплексами.
Лялька не исключает личности)
моя позиция по поводу Олимпиад по предметам другая. Мой занял 70 место из 75 человек в школе, я его все равно хвалю! Молодец! Дали ведь тебе "грамоту"( по региону 5891 место). Ну почему меня Олимпиады и оценки не огорчают? Правда и дети мои "середнячки" Но старшая уже показала успешность моей педагогики - в Вузе учиться хочет и с удовольствием учится и отношения с ней замечательные.
У Вас от природы старт хороший- Вы просто молодец. А натаскивать ( узнавать вместе с ребенком что-то новое) не так уж и плохо, тем более что ребенок такой пытливый и любознательный. Удачи.
Пусть о Вашем "осадке" дочь не догадывается. А Вы справитесь.
Хвалить и любить ребенка очень важно. Всегда думала, что комплекс отличницы - это не про меня. В детстве довольно легко относилась с своим удачам и поражениям. Но дочка другая. Она больше соревнуется со своими сверстниками. Оно и понятно, у нас никаких "медвежат" и "кенгуру" не было в таком раннем возрасте. У нас были игры-конкурсы типа КВН или "А ну-ка девочки", там все были вместе, соревновались командами, а не в одиночку. Индивидуальные олимпиады начались в классе 5-6. Сейчас все по-другому в детях поощряют жесткую конкуренцию. Наверно надо научиться справляться с этим, воспитывать в детях здоровый пофигизм. Вы - молодец, поддерживаете ваших детей. Удачи им! Буду стараться делать так же. :-)
В старших классах меня от всего этого трясло, слова "уроки" и "заниматься" до сих пор вызывают отвращение, хотя собственно процесс учебы мне нравится. Зато, видимо из-за каких-то протестных внутренних механизмов, во мне теперь, во взрослом возрасте начисто умерли амбициозность и инициативность. Я НЕ ХОЧУ больше выделяться, не хочу быть лучшей, не хочу быть заметной, не хочу быть ответственной, ну вы поняли.
Резюмируя: неуемные амбиции родителей только вредят детям, накладывая на них дополнительную ненужную ответственность. Все эти успехи в школе не значат ровным счетом ничего во взрослой жизни.
Только от учебы меня не трясло.
Хочу еще на одну проблему обратить Ваше внимание. Умело направляемый мамой дух соревнования и стремления к победе приводит к серьезному перекосу в системе ценностей, поскольку за достижениями не видно истинно важных человеческих качеств. Ребенок начинает выбирать себе круг общения по интересам, а поскольку основное в его интересах - определенные успехи в разных областях, то в результате он постоянно соревнуется с теми, кого считает друзьями. Вы говорите, что дочь расстроена победой подружки, а ведь это только вершина айсберга. в дальнейшем это может привести к лицемерию, попытками добиться победы любыми путями, даже не совсем корректными. Не сомневаюсь, Ваша девочка умна, талантлива и во многом превосходит своих сверстников и Вы действительно стараетесь ее поддержать и направить в правильное русло, но психика ее еще не со всеми проблемами может справиться в силу простого отсутствия жизненного опыта, да и у умненького ребенка всегда больше "тараканов", хотя бы потому, что он чаще задумывается и пытается докопаться до решения любой задачки.
Простите, может я резка, но я говорю на основе собственного весьма болезненного опыта и мне стало жаль Вашу дочь именно из-за ее слез, обиды и неумения принять чужие победы. Ей обязательно нужны друзья-ровесники, которым она будет проигрывать без зависти и досады в душе. Как мама, Вы можете повлиять на формирование круга общения дочери, побольше обращая внимание не на интеллект и успеваемость, а на доброту, умение выслушать, поддержать, гибкость и уступчивость. Поверьте, Вы сослужите ей очень хорошую службу, если будете заниматься не только ее обучением, но и воспитанием - давать ей возможность переживать и сопереживать, лить слезы и страдать не за себя, за других, реальных людей и выдуманных героев, побольше общаться с разными людьми и в каждом находить что-то хорошее. При этом постарайтесь ей донести, что ОНА для вас САМАЯ лучшая, при любых обстоятельствах (помните львенка из сказки Ливанова?) Ей очень нужна Ваша безусловная любовь и поддержка
А вот "социализация" здесь ни при чем, то, о чем Вы говорили (миротворец, режиссер) это тоже лишь желание показать себя правой и первой. И еще, те, которых в классе уважают и считают умными, как правило не очень любимы другими детьми.
Удачи Вам и пусть Ваша девочка будет прежде всего счастливой, и тогда она с легкостью достигнет всего, чего захочет
У наших мам (хороших) вообще есть такая тенденция к самобичеванию, всегда им что-то мерещится,а все хорошо только у тех кто ничего не делает.)
Я сама была отличницей, первые-вторые места на олимпиадах (чаще вторые:)). Фигня полная, если ребенку будет интересно, пускай дерзает, нет, да и ладно. В юности я не любила проигрывать, сейчас по барабану.
Гораждо важнее для меня развивать коммуникативные способности, желание добиваться поставленных целей, развиваться и не стоять на месте.
Чего ради стараетесь? ВАМ хочется или дочери?
У нас была девочка почти гений. Умница, отличница, олимпиадница. Дома за 4-ку ей устраивали скандал, она была зашугана, настоящая серая мышка. Ей за 30, она только-только начала налаживать личную жизнь. И вроде бы сейчас у нее появилась интересная работа. У нее были огромные шансы, но не хватало ценного навыка правильного общения с людьми. Она зажималась в общении, не дружили, стояла особняком. Эх, а вот если бы к ее мозгам добавить бы правильную коммуникацию и отсутствие боязни проиграть/не получить пятерку, вот это была бы бомба. Зато мне кажется, что она будет хорошей матерью:)