Почему ненавидят родителей талантливых детей?
НЕ понимаю, если ребенок талантлив, если он опережает сверстников, почему так часто на его родителей выливается огромное кол-во негатива?
Старшия стестра моей подруги поступила в 14 лет в тогда еще ЛГУ, я помню, как мыли кости ее маме и учителя, и родители - не дала ребенку детсва, заставляла, не пускала гулять и проч., не учитываю, что девочонка самая была со светлой головой и именно она хотела учиться, а не мама с папой. в детском разделе тут висит топ и девочке, которая в 8 кадется лет танцуеи на пуантаз, исполняеют взрослуб партию ищ Лебединого озера. И как всегда, мамаши уде подалели дебного ребенка, обругали ее родителей.
Музыкой Моцарта-то восзищаются многие, а его-то совсем маленьким папаша сажал за рояль и дрессировал, может быть, если б папа ждал, пока ребенок "созреет", из него ничего бы и не получилось?
Это просто зависть или привычка жить в стране Советов?
Даже если без оценочных суждений по поводу их родителей.
да потому что на одного такого ребенка, который "сам хочет учиться" приходится сотня тех, кого действительно лупили, не пускали и лишили детства. Та же девочка на пуантах - да не в том дело, что она танцует взрослую партию, а что НЕЛЬЗЯ ставить так рано на пуанты. По физиологическим причинам, по тем же, по которым не учат двухмесячного ребенка сидеть - вредно для здоровья! Ну потанцует она сейчас взрослые партии, поумиляются, а в 20 лет имеет все шансы быть инвалидом - это хорошо и этим стоит восхититься?
А те педагоги, которые ставят на пуанты даже 6-леток, поверьте, они знают, что делают,у меня дочь занималась у такого преподавателя. Он творит чудеса с детками, талантливейший человек. Невозможно заставить ребенка встать на пуанты ,если он не хочет или не готов. Если педагог решается на такое, значит ребенок готов.
Другой вопрос, есть ли из-за чего здоровье терять? Если есть - значит, это просто адекватная плата.
в проф. спорт дети тоже не сами додумываются пойти
не поверю, что в 7-8 лет мальчик мечтает дневать и ночевать у пианино, а девочка в спортивном зале,
ребенок сам осознанно должен выбрать то, чем ему нравится заниматься в качестве ХОББИ
или вы не разу не читали/видели как уже подростки, тинейждеры не знали куда себя деть, осознавая что, например, им не светит особой спортивной карьеры, а столько времени и сил потратили на эту часть жизни в ущерб другим жизненным аспектам.....получается и тут облом, только давление родителей и навязанные завышенные ожидания, плавно перетекающие в комплексы во взрослой жизни, плюс вечное напоминание родителям, что те лишили их детства
школа - это не только уроки, но и социализация
и почему ребенок должен выбрать то что ему нравится именно в качестве хобби? Почему это не может стать его жизнью? Если сам ребенок этогог хочет.
а дочь сама мечтает о карьере в балете и преподаватели видят в ней будущую приму-балерину, то это одно, хотя как в 5 лет дите может принять такое решение - не верю, ну, вот, не верю, а оказывается это еще и вредно (прочла выше)
а в качестве хобби - потому что у человека должно быть детство, друзья, разнообразное общение и любимое дело (неважно что: собирание марок, чтение энциклопедий про животных или плаванье)
З.Ы. Его книжка вчера ночью сгорела у меня в пожаре...
А про Рыбакова - почитаю. Он мне, надо сказать, и Зайчиком нравился:-)
Большинство родителей испытывают недоумение.
То есть просто не понимают, зачем нагружать ребенка так рано, сомневаются в безопасности для детского здоровья таких нагрузок, ну, а если уверены, что это небезопасно, то осуждают таких родителей за излишнее рвение.
Сами придумали - сами и объясняйте,почему у вас оно придумалось именно так. :)
Недавно встретилась с ним в штатах - он в Стэндфорде преподает сейчас, ещдит по миру, проводит семинары. Говорит: "Если бы меня мать с третьего класса не подгоняла, ничего бы из меня не получилось. От скуки в школе мозги начинают не в том направлении работать."
Начало такое же, в 17 преподавал в нашем ХимТехе, подавал грандиозные надежды. А в 24 уже НОЛЬ, пустое место, перегорел, на кафедре держат за былые заслуги, ни на что больше не пособен. Социализации нет, развития нет, толи мужчина, толи подросток.
Я бы была очень рада поскакать через классы в свое время. Глядишь - годам к 19 уже бы вышку имела.
а) чаще всего,"талантливость" ребёнка родителями только кажется. На самом деле имеется обычный ребёнок, с которым родители носятся как с писаной торбой, напрочь вынося окружающим мозг о своём дитятке-"индиго" (какой он замечательный, да сколько стихов-пьес-картин на этой неделе написал, да в сколько редакций-консерваторий их отнесли, да в которых его не оцнили, да сколько он ещё романов-опер-нетленных шедевров напишет в будущем, да президетном какой страны станет и т.п. :)) - поневоле начинаешь таких мамаш ненавидеть и избегать, бо они ни о чём, кроме своего ребёнка, говорить просто не умеют;
б) пусть ребёнок действительно талантлив, но всё остальное - то же самое.
Вариант, когда детей просто тупо ЗАСТАВЛЯЮТ заниматься через "не хочу" чем-то, просто не рассматриваю, поскольку считаю это действительно лишением детства.
Ну и на то, что кто-то действительно может просто завидовать, следует положить какой-то очень небольшой процент случаев.
Дело не в табу, а в том, что на родителей одарённых регулярно выливаются вёдра грязи, поэтому и говорить на эту тему не хочется. Знаете сколько раз мне говорили, что я лишила ребёнка детства ? Да и среди читающих, сейчас многие так подумают, а может и напишут. Поэтому мамы одарённых предпочитают отмалчиваться, берегут свою нервную систему. Когда я говорю, что мой ребёнок САМ ХОЧЕТ учиться - мне естественно не верят. Ну какой нормальный пятилетка захочет сидеть и часами решать уравнения, читать энциклопедическую лит-ру... Сердобольные мамашки сразу начинают причитать: "Как, он и дома ещё занимается ?! Бедная деточка ! Зачем ВЫ это делаете ?" - Да не занимается он, он так развлекается ! Игры у него такие ! Он вообще освобождён от д/з по всем предметам, кроме чистописания, но тем не менее сам садится и занимается... Это не моя вина и не моя заслуга, тем не менее регулярно приходится оправдываться и извиняться за нестандартное (и не всегда положительное) поведение сына, именно поэтому мамы одарённых стараются не очень трепать языком, чтобы лишний раз не получить по шапке.
Тоже скрываюсь, нарвалась уже раньше по полной программе.
Иногда в глаза говорят "какой он у Вас молодец", а отойдешь на шаг - шипят: "ненормальные родители, зачем с ребенком заниматься, пусть до школы свободно поживет, еще в школе хлебнет".
У нас привыкли быть "как все"...
И вот почему когда родители в компаниях обсуждают, одежду какой фирмы купили ребенку - это нормально, а откроешь рот сказать " а мы такую новую книгу купили" - всё - ты "ненормальная на всю голову".
А если ребенку нравятся книги???!!!
Почему я должна смотреть на кого-то, а не прислушиваться к желаниям своего ребенка???!!!
P.S. На всякий случай - одежда у него тоже есть)
Ощущение,, что я сама это сообщение написала.
Самое ужасное, я ловлю себя на том, что я прилюдно озвучиваю теперь только отрицательные стороны одарённости (ту же социализацию и т.п.), и постепенно сама начинаю думать: "как с ним сложно", хотя это абсолютно не так ! С ним очень интересно и весело ( ЧЮ отличное! ;)
Потому что, наверняка, и сами книги любите)
Другое дело, что ребенка не заставляли, он сам тянется к знаниям, а родители только помогали им эти знания получить вовремя и в доступной форме.
У нас есть знакомые родители, которые до 5 лет не занимались с детьми, а потом смотрят, во что мы играем (имеются в виду развивающие игры) - и им тоже хочется.
Покупают они игру - а потом говорят - не играет мой ребенок, тупит, больше не буду покупать.
Так кто тут тупит - они или ребенок?
Ребенок сам подсказывает с рождения, что ему интересно, главное уловить эти подсказки.
Мы в несколько месяцев какое-то время показывали карточки Домана с точками - показываешь секунду три точки, и говоришь - "три".
И так по три карточки, потом добавляешь еще три новые карточки.
Так вот, что интересно - карточки, которые ребенок видел вчера - вызывали у ребенка радостный смех, а как только появлялась новая карточка- смотрел удивленно.
мы сначала не поверили, а потом сами веселились вместе с ним.))
Да, и карточки тоже появились не просто так - заметили огромный интерес и успокоение от разглядывания геометрического мобиля, который крутился под потолком))))
(Извините, спрячусь, а то тапками сейчас закидают)
Т.е. для обычного ребенка это все нормально, почти норма, а у "необычного" - сразу "проблемы с социализацией"
Социализация - это процесс усвоения человеком социальных ценностей, норм, моделей поведения, принятых в обществе, и формирования индивидуальности.
(на мой непрофессиональный взгляд) - если ребенок хулиганит в классе и мешает всем остальным заниматься, то он не слишком хорошо социализирован,.
Но я не об этом писала.
Я о формулировках.
Вот тут кто-то в темах писал, что дочка не идет играть к сверстникам, нe участвует в их играх, говорит – неинтересно - или дома в куклы играет ли со взрослыми общается.
Ответы были примерно в таком духе:
-ничего, потом научится
-я тоже не играла со сверстниками, и ничего выросла, и друзей у меня много
-может быть девочка стесняется, подрастет, в школу пойдет, там сразу друзья найдутся
И т.д.
Интересно, а если бы автор написала
«моя дочка сидит все время дома, решает задачки, пишет свою книгу, общаться хочет со взрослыми, с детьми ей не интересно» - вот какие бы ответы были?
Сто процентов написали бы про проблемы с социализацией
Не хотела вступать в дебаты, но тем не менее скажу.
"Талант, никуда не денется" - талант однозначно никуда не денется, но статистика относительно интеллектуально одарённых, к сожалению, очень неутешительная. Почти 40% из них не заканчивают среднюю школу (!) и естественно не получают высшего образования. Почему ? Да потому что им СКУЧНО ! Они привыкают скучать на школьной скамье и классу к 8-9 просто перестают учиться. А когда в 10-11 кл. остальные дети уже созрели для серьёзного обучения, эти талантливые (всё такие же талантливые, их интеллект действительно никуда не девается) уже неспособны нормально учится ! Это называется "парадоксальная неуспеваемость". Нередки случаи депрессий, асоциального образа жизни и т.п.
"научить их с раннего детства общаться, играть, учиться, жить рядом с обычными сверстниками и обычными педагогами, а потом и принимать и уважать их и то, что они делают" - вы наверное думаете, что талантливый ребёнок - обязательно "звЯзда", которая мнит себя не-весь-чем )) Это совершенно не так, у большинства таких детей устойчивый комплекс неполноценности, они знают / чувствуют, что они ДРУГИЕ и чаще всего думают, что они хуже, а не лучше... ведь у детей (и у моего в том числе) намного больше котируется тот, кто быстрее бегает, дальше плюётся, и т.п., чем тот кто больше книжек прочитал...
Как вы представляете себе сам процесс "недопускания" проблем с социализацией у ребёнка, который с полуторагодовалого возраста конкретно вне нормы и осознаёт это ?! Нам только в школе и полегчало !!! (Слава тебе Господи, что нашлась такая школа и такая учительница !)
Мой мальчик ходит в несколько разных кружков (теннис, изо, шахматы и т.п.). Все кружки выбирает сам, кроме... музыки. Я настаиваю на обязательном музыкальном образовании, тем более что у него очень хороший слух. Мы год отмаялись в музыкальной школе по классу скрипки (выбрали её потому что только туда брали таких маленьких), сейчас бросили скрипку и я настаиваю на фо-но (просто оно уже есть )). А он ну очень против (( Ему нравится только сольфеджио ! На хор ходить согласен, но скучает там и соответственно балбесничает. Инструмент не любит совсем...
Мне кажется, что для человека плохо умеющего выражать свои эмоции (наш случай), музыка может стать отличной возможностью "выпустить пар", успокоиться и т.п. Может я не права ? Может я зря настаиваю ? Мне всегда казалось, что интровертам проще самовыражаться через музыку / живопись и т.п. Рисует он неважно, а вот поёт и играет очень хорошо, не любит именно занятия. Смена педагога не вариант - попробовали уже несколько, дело явно не в педагоге, а в ребёнке.
Как вам кажется, я не права ?
И ещё вопрос... очень некорректный (пользуюсь анонимностью )), но не праздный. Я знаю, что вы член IQ Society, соответственно подозреваю, что у ваших детей тоже высокий IQ. Из 6-ти - все одарённые, или есть стандартные ? Как складываются отношения у одарённых со стандартными (если таковые имеются) ? У нас пока стандартных нет, но очень хочется ещё ребёнка, и я боюсь, что и этот ребёнок и уже имеющиеся, будут испытывать дискомфорт от постоянного сравнения.
Заранее благодарю, и ещё раз извиняюсь за некорректность второго вопроса ))
Да ему 5 лет и кроме того, что он ходит в школу, заметьте по собственному желанию, никто его туда не тащит на аркане (максимум 4 урока в день, в 13.00 - он дома), он ходит на ОДНО дополнительное занятие в день. ВСЕ занятия (теннис, дзюдо, шахматы, рисование) на очень любительском уровне, с детьми своего возраста, недалеко от дома. ВСЕ кружки (кроме музыки) он выбирает самостоятельно, когда устал или просто неохота - Бога ради, мне же проще.
Да, я не даю много смотреть телевизор (смотрит каждый день в разумных пределах) и играть в приставку (раз в неделю с папой). Строго контролирую всё что делает на компе, а вы 5-летке разрешили бы зависать на компе от пуза ? Каждый день (если погода позволяет, сейчас так вообще целыми днями) гуляем в парке, проветриваем мозги. Объясните мне, где драма ?! То что он ходит в школу, где ему интересно ? Лучше было его держать дома до канонических 7 лет ? Так он вообще не научился бы общаться с детьми, а уж всему остальному бы научился без проблем, заниматься самообразованием его страсть. И чтобы он потом делал в 7 лет в школе, имея чемодан знаний и никаких социальных навыков ?
В сад мы начали ходить в 2 года (всегда ходили только на пол дня, для социализации) первый год его терпели и ласково так советовали сходить к психологу "что-то с вашим мальчиком не то", в 3 года ребёнок отказался ходить в сад категорически, он кричал, бился, он умолял его туда не водить: "Мама за что ?! Я буду хорошо себя вести, только не веди меня туда !" - "Там же твои друзья, ты же их всех знаешь, они тебя так ждут" - "Нееееет!". В саду не принимал участия не в каких занятиях и играх, вообще не шёл на контакт ни с кем, садился в угол и листал книжки, на прогулке всё время убегал играть со старшей группой, старшие его гнали, потому что "малявка". Я уже молчу про шипение за моей спиной и взгляды родителей, когда я приводила (а точнее приносила, сам идти отказывался). Это вообще мелочи по сравнению с тем стрессом, который был у ребёнка ! Мы говорили, убеждали, обещали горы всего за 3 (три) часа нормального поведения в садике. Я сдала позиции, пришла в сад со справкой от психолога, что нам надо перейти в среднюю группу. Нам отказали, потому что "у вашего ребёнка серьёзные психологические проблемы, скорее всего это аутизм, ищите хорошего специалиста"...
Вот тогда мой мальчик был бедный ! А сейчас он кайфует ! Да, у него не такое детство, как у многих. Но по мне так, оно гораздо легче, чем у его сверстников, которые целый день в саду, или у тех, что целый день дома с няней маются, не зная чем заняться.
Единственное в чем я с вами не согласна - с привязкой умственного развития ребенка к школьной программе. Мне кажется, интеллектуально одаренных детей надо учить по индивидуальным программам, максимально отвечающих их потребностям. И в эту программу должны обязательно входить и игры, и общение со сверстниками, и компьютер, и спортивные занятия, и умные учителя, и много-много книжек.)) И музыка. А почему нет?
Любого ребенка гораздо эффективнее учить по индивидуальной программе. :)
Если что, то музыкальную школу я закончила. И физико-математический класс лицея тоже.
Спасибо, что просветили на предмет олимпиад по сольфеджио. Обязательно посмотрю, любопытно. :-)
А почему музыкальная школа, а не индивидуальные занятия - потому что я хотела, чтобы было сольфеджио в группе, т.к. была уверена, что это ему понравится. И не ошиблась, сольфеджио очень любит. Не нравятся именно занятия инструментом.
Я заставляю детей трудиться, но при этом чем именно они будут заниматься и чему учиться, они выбирают сами. Мать-ехидна только оглашает обязательный набор: два европейских языка, после достижения определенного уровня третий можно выбрать любой ( хотя оба старших уже себе и четвертый выбрали), математика, спорт, искусство и рукоблудие какое- нибудь. Старшая помимо этого с удовольствием ходит на химию, попробует с сентября историю. У сына много биологии. Очень хочется еще словесность добавить, но серьезные педагоги с младшими школьниками не занимаются, поэтому пока только читаем. А школа - это место приятного времяпрепровождения, к образованию и развитию моих детей ПОКА мало имеющее отношение. Она учит принимать социальные нормы и правила, учит находить свое место и встраиваться в систему отношений и ценностей, учит умения и знания свои применять в реальной детской жизни, находить таким образом друзей всех возрастов, учит разделять горе и радости других. :)
Для примера - мы очень поздно и тяжело начали читать, но при этом летнюю литературу всегда читали всю, тогда как отличники, в лучшем случае половину осиливали. Учитель говорила. что если бы она не знала меня лично, то не поверила бы, что мой сын столько прочел за лето. Многие детки отличники в обычных школах, спец я не беру, там совсем другое дело, только лишь потому, что способны подчиняться системе и способны воспринимать информацию так, как ее преподносят учителя.
По существу общаться - всегда пожалуйста, а флудите в серости-без меня, плиз :)
Да, интеллектуально одарённые и их обучение уже очень давно являются предметом исследований, библиография огромна. Только не путайте пожалуйста с детьми-индиго, это несколько иное.
(Почему-то я процентов на 95 уверена, что ответом ей будет "лень искать" или что-то типа того :))
Вопрос первый - куда смотрели родители, пока у их детей формировался этут букет психологических комплексов? Какого фига позволили себя уже к такому циплячьему возрасту противопоставить обществу? Гордиться, что у меня "така талантлива детка, не то что ваши" (цитирую мамочку свою, есличе) - для родителя круто,но ребенок-то это свое противопоставление - да, таки воспринимает как "я не такой, я изгой" - фигли культивировать именно эту социальную роль?
Вопрос второй - вы других талантов в детях,кроме зарывания в книжки, не знаете? Спортстмены - не талантливые дети? Выдумаете они в школьной тусовке медленнее всех бегать будут? Или этот талант для социализации - не считается? Или - у книжного мальчика ноги отнимаются сразу по прочтении первой же книжки - что мешает ему бегать вместе со всеми? (разумеется, мы тут не рассматриваем как фактор родителей, которые,обустраивая распорядок дня, просто не оставляют на побегушки времени). Я уже не говорю о том, что ни к какой компании не могут ВСЕ быстрее всех бегать,плевать и пр. Так что по этому признаку талантливые дети - точно такие же дети, как и другие. Если только их не противопоставлять коллективу специально (опустим сейчас,кто и зачем это делает).
"Как вы представляете себе сам процесс "недопускания" проблем с социализацией у ребёнка, который с полуторагодовалого возраста конкретно вне нормы и осознаёт это ?!"
Вот вы знаете - я себе это представляю прекрасно! С полуторагодовалого возраста ребенок сам вообще с трудом осознает себя - какое нахрен "знает,что он вне нормы"?! Тут можно трындеть сколько угодно - в таком и даже в 2 раза старшем возрасте - это только привнесенные родителями комплексы. Ребенок возраста песочницы никогда сам не сочинит этот бред про "я другой, я плохой", если ему это активно не будут долбить это взрослые.соответственно вопросы к себе - либо почему вы это долбите ребенку, либо почему позволяете другим ему это долбить. А сам ребенок тут совершенно ни при чем, хоть он сто раз талантливый, хоть сто раз интраверт.
Проблема ведь не в том, что одаренному ребенку становится скучно учиться, а в том, что ребенок с ранним развитием... наигрался. Знания когда-то заменяли ему игру. Он играл в цифры, буквы, теории, факты... И вот он вырос, и как и все его сверстники, перестал играть. Но если для сверстников прекратить играть - это отправить на чердак куклу Машу, то для вундеркинда - это отправить в застекленный шкаф "Путешествие на Бигле". И именно этого нельзя допускать в отношениях с вундеркиндами - подмены игры обучением в раннем возрасте. Чревато ибо.
Талантливые дети не заканчивают школу не потому, что им скучно. В школе скучно многим способным детям, но эта скука не мешает им быть отличниками, прикладывая усилия разной степени значительности, или быть троечниками, понимая, что этой оценки вполне достаточно для того, чтобы от тебя отстали учителя и не мешали тебе жить своей интересной жизнью. Талантливые дети не приучены выполнять правила, они не могут учиться в системе. Многие родители из лучших побуждений забирают своих талантливых детей на семейное обучение, но если организовать такую учебу (а в случае с талантливыми детьми самообучение) дома в младших и средних классах вполне реально, то в старших практически невозможно. А выросшие в теплице таланты редко способны принять даже правила экстерната.
"вы наверное думаете, что талантливый ребенок - обязательно "звЯзда"..." Для вас талантливый ребенок - только тот, кто способен освоить умножение и деление в 5 лет? Вы забыли тех, кто способен в 5 лет часами заниматься за инструментом, часами тренироваться, стоять у станка, писать картины, творить. Нет у них устойчивого комплекса неполноценности. Работоспособность огромная есть, умение трудиться есть, причем такое, какое взрослым и не снилось, терпение есть, желание есть, а комплексы в них взращивают неопытные взрослые, оказавшиеся рядом.
Я себе отлично представляю и процесс "допускания" и процесс "недопускания" проблем с социализацией. Мою девочку после первого конкурса в 5 лет пригласили сразу в 1 класс МССМШ имени Гнесиных. Но мне хватило .....ммм.. всего, чтобы не выбирать за ребенка профессию в 5 лет, лишая его возможности увлечься и заняться в жизни чем-то другим, хотя, если честно, школа значительно облегчила бы всем нам жизнь. Наш педагог просто дал нам пообщаться с талантливыми детьми-музыкантами 13-14 лет и их родителями, увидеть чем и как живут эти дети. Мой племянник закончил с отличием колмогоровский интернат в 16 лет. Защитился в 23, уехал в Канаду заниматься исследованиями и преподавать. Как думаете, с кем он общался с 13 до 23 лет? А в каком возрасте он из обычного ребенка превратился в закомплексованного интроверта? А его младшего брата, ни чуть не менее одаренного, родители отдали в обычную школу вместе со сверстниками и сразу предупредили, что прыгать через класс они не позволят. Он в итоге поступил на тот же факультет, что и брат, но он умеет общаться с людьми и способен говорить не только о математике. У него уйма друзей, он открытый и приятный человек, но жизнь не ограничена книгами, теориями, опытами и наукой.
Вы каким видите будущее своего ребенка? А что будете делать, если он, как в большинстве случаев и бывает, из талантливого ребенка превратится в обычного подростка?
1. Вы сравниваете несравнимые вещи. Музыкальная, художественная, спортивная и др. одарённость, действительно предполагает ранний выбор профессии, образа жизни, если ребёнок с детства усиленно этим занимается. Такого рода время провождение влечёт за собой регулярные конкурсы, соревнования и т.п. И вы несомненно правы, у такого ребёнка естественно вырабатывается и трудоспособность и самооценка.
2. С интеллектом дело обстоит несколько иначе. Интеллектуальная одарённость (а я всё время говорила исключительно о ней ! О других талантах судить не берусь, т.к. не в теме ;)), в подавляющем большинстве случаев ни к чему не ведёт, это просто другой, более быстрый ритм интеллектуального развития.
Откуда взяться низкой самооценке ? Откуда берётся неуверенность в себе ? Да от туда же откуда у всех "других" ! Конечно же есть дети, у которых неуверенностью и не пахнет. Девочки обычно намного лучше справляются со своей одарённостью, лучше адаптируются в обществе, мальчики - хуже...
3. По поводу будущего, в лучшем случае, такой ребёнок становится просто умным взрослым, способным заниматься любимым делом и быть полноценным членом общества. В худшем случае, он не справляется с диссонансом собственной личности и всё летит к чертям собачьим...
В отличие от мам маленьких балерин, певцов, художников, мама одарённого ребёнка должна сразу отдавать себе отчёт, что Ломоносов был только один, а таких людей, как её ребёнок в мире 2-3% в каждой возрастной категории. Поэтому, нет я не возлагаю на сына никаких надежд, я просто решаю проблемы по мере поступления. На сегодняшний день, мой ребёнок мечтает стать курьером или контролёром в поезде... и представьте себе, мы с мужем его поддерживаем ;)
Это среда, способности (не талант) и огромная работа родителей. Вы знаете, что среди молодых ученых больше всего математиков? А знаете почему? Потому что в математике объект исследования самый простой. Не требующий ни жизненного опыта, ни долгих научных изысканий, ни объемных знаний.
Педагоги малого мехмата МГУ, много лет занимающиеся с детьми, говорят (пишут), что математически НЕ ОДАРЕННЫХ детей в принципе НЕ БЫВАЕТ. Математическая одаренность у детей - это постоянно совершенствуемый навык, который можно развить у любого ребенка. И подтверждают это своей многолетней деятельностью, занимаясь со ВСЕМИ, кто хочет этого сам, или кого убедили/заставили родители, и добиваются значительных успехов. Окружите ребенка с младенчества миром цифр, линий, и научными энциклопедиями, давайте ему соответствующую "пищу для ума", и получите "одаренность" в вашем трактовании.
Но сколько бы вы не учили танцевать, рисовать, сочинять музыку человека, божьей искрой не наделенного, из него в лучшем случае получится отличный профессионал-исполнитель, а не творец.
"Умным взрослым, способным заниматься любимым делом и быть полноценным членом общества" становится ЛЮБОЙ ребенок, для которого родители создают развивающую и увлекающую его среду. Беда в том, что родители, видя результаты своих усилий, ограничиваются исключительно "интеллектуальным" в вашем понимании этого слова развитием.
Вы много с "другими" детьми общались? Если я правильно вас понимаю, вы говорите о детях с сохранным интеллектом. Так их самооценка не достается им вместе с болезнью, а так же как и самооценка всех без исключения детей, зависит целиком и полностью от окружающих их взрослых.
По поводу будущего. :)Вы забыли про самый распространенный вариант, когда из "одаренных" в вашем понимании этого слова детей, вырастают обычные подростки и взрослые. Которые проигрывают во всем людям, наделенным средними способностями, но умеющим упорно трудиться/учиться и вместе с другими, и самостоятельно, умеющим ставить цели и добиваться их, умеющим общаться и дружить. И очень быстро тогда превращаются звезды в черных и белых карликов, со своими комплексами не справляющихся.
Мама одаренного ребенка должна отдавать себе отчет в том, что жить ее ребенку придется в реальном мире обычных людей. И стать в этом мире счастливым не контактируя с этим самым обычным имром невозможно.
Кстати, мама того одаренного мальчика 11 лет, о котором я писала выше, слышит ТЕПЕРЬ лишь восхищение в свой !! адрес. :)
У меня самый обычный умный ребенок, учится вместе с ровесниками, пойдет уже в четвертый класс. Отличница, учит иностранные языки, хорошо рисует, пишет рассказы. Она очень много читает. Невероятно много. Но также огромное количество времени у дочери занимают ролевые игры. Это просто океан времени, когда ребенок возится с игрушками, каждый год усложняя свои игры. Теперь уже записывает их приключения, ведет дневники. Они у нее уже летали на Марс, снимали сериалы, путешествовали во времени... Мой ребенок живет в мире своих фантазий! И они не только впустую отнимают время, но и развивают ее. Ролевые игры - один из самых важных элементов в развитии ребенка, не представляю как можно подготовить ребенка ко взрослой жизни без ролевых игр. Да, со стороны видно, что ребенок (дошкольник, младший школьник) просто играет, т.е. вроде проводит время впустую, но это не так. Происходит самоопределение человека в социальном и физическом пространстве. Ваш ребенок играет в ролевые игры? Какие они? По мотивам каких социальных ситуаций или по мотивам каких книг-фильмов-исторических событий? Если вы обходитесь без ролевых игр, то как их заменяете? Как объясняете общественные отношения?
Второе. Повторюсь: у меня самый обычный умный ребенок, однако я уже года 4 не знаю ответа на все ее вопросы. У меня уходит просто бездна времени на разбор интересующих ее вопросов о римских императорах и английских королевах. Энциклопедических знаний моему ребенку хватает, но ей все еще требуется помощь для встроения новых знаний в общую картину мира, ей требуется эмоциональное сопереживание ее новых познаний. Ей требуется общение с мамой на всякие серьезные темы. И я учусь все время, оцениваю, рассуждаю, ломаю голову, как лучше объяснить свою позицию и оставить ребенку возможность для создания собственной точки зрения. Я не хочу потерять уважение ребенка и ее доверие. И у меня обычный ребенок. Как справляетесь вы? Сколько времени у вас уходит на собственное развитие? Как вы удерживаете уважение вашего умного, развитого ребенка? Не боитесь, что уже через пару лет перестанете ему соответствовать и потеряете контроль над его волевой сферой? Причем еще до подросткового возраста, т.е. опасно рано? Как вы справляетесь с этой проблемой? Спасибо, если ответите.
Что касается эмоциональности. Эмоциональность обычного ребенка прекрасно удовлетворяется продуктами массовой культуры. Одаренному ребенку этого будет недостаточно.
... Кстати я тут ни в коем случае не выступаю в качестве эксперта. Вопрос одаренности слишком сложный для меня, чтобы считать, что я в нем разбираюсь. Собственно природа одаренности неясна до сих пор, и даже сам факт ее существования ставится под сомнение. Но я здесь просто заинтересованное лицо, просто мама, которой хочется дать ребенку как можно больше, и в то же время не нагородить лишнего.
Да, дети развиваются с разной скоростью. Что в этом удивительного? В разное время начинают ползать-ходить-говорить-читать-рисовать и т.д. Одни раньше, другие позже. Я не считаю, что это одаренность или отсталость. Это просто вилка в темпах развития человеческого дитеныша. Вариации развития. Известно, что африканские дети в раннем возрасте значительно опережают по развитию своих европейских ровесников. В том возрасте, когда европейские малыши учатся ходить, черные дети уже танцуют, балансируют с различными предметами на головах и намного лучше контактируют со сверстниками. Однако вскоре белокожие дети их догоняют и перегоняют, значительно перегоняют.
И вам тормозить ребенка... зачем? Пусть себе развивается на здоровье чуть раньше своих сверстников. К подростковому возрасту его догонят и перегонят. Но природа дала вам фору, у вас чуть больше времени, чем у других родителей. Используйте это время на развитие вашего ребенка. У него есть духовные и интеллектуальные потребности. В конце концов детство в жизни одно, и оно очень короткое. Надо успеть дать ребенку максимум того, что он может взять.
Мне тоже предлагали экстернат для ребенка, когда она к семи годам "съела" половину детской библиотеки. Я отказалась от этой идеи. Потому что не увидела настолько серьезных плюсов опережающего обучения, чтобы ради них забирать ребенка из класса, в котором учатся ее друзья. Моей дочери трудно дается общение с ровесниками, и ее друзья - это, можно сказать, выстраданное достижение. Это дети, к которым она привязана, которых научилась уважать, прощать им недостатки, принимать их несовершенными. И они тоже ее ценят. Будут ли такие дети в классе, где все будут старше года на два? Вряд ли. В том классе она всегда будет маленькой, и никакие знания ситуацию не исправят, особенно в подростковом возрасте, когда детей больше интересует любовь, чем учеба. Т.е. я вполне осознавала, какой большой риск для моей дочери перепрыгивать через классы. Нет, я не сразу отказалась от этой заманчивой идеи. Но, взвесив свои силы и физические возможности, все-таки не рискнула. У меня нет возможности держать ребенка за руку до конца школы. Искусственно поддерживать среду общения. Ночевать в кабинетах психологов. Нанимать индивидуальных учителей. Т.е. я не против опережающего школьного обучения как такового, но это риск, который родители должны компенсировать. Если они справляются, если ребенок растет умным, счастливым и здоровым, то почему нет? Я, к сожалению или к счастью, безболезненного для всех решения этой задачи не нашла. У меня получалась масса материальных, временных, душевных, физических затрат, куча рисков, а на выходе - всего лишь освоение школьной программы, которую и так все освоят, только двумя годами позже. Ответ к задаче: нецелесообразно. Если другие мамы находят иное решение, могу их только поздравить и позаимствовать опыт.
Что же касается умственного и духовного развития ребенка (без привязки к школьной системе), то я только за то, чтобы предложить одаренному ребенку как можно больше знаний. На пределе его возможностей. Не заставлять. Поощрять игры и общение со сверстниками. Но предложить максимум! И пусть возьмет столько, сколько сможет.
К сожалению (а может быть и к счастью), мой сын - 100% физик, придумывать сказки и даже просто читать / слушать сказочные истории не любит. Но может быть именно благодаря этому, у нас (по крайней мере пока) нет "борьбы авторитетов". Я - лирик, он - физик. Я помогаю ему понять функционирование социума, могу подсказать, показать где он может найти ответы на свои многочисленные вопросы (грубо говоря, подбираю литературу, нахожу музей и т.п. по заданной теме). Когда совсем уж ставит меня в тупик, отправляю его на консультацию к папе-бабушкам-дедушкам (они все химики-физики высокого класса, им только в радость все его вопросы, и их он ещё не скоро поставит в тупик)). Моё мнение (как и любое другое, неоспоримый авторитет только у учительницы в школе)) подвергает сомнению и требует доказательств. Это очень утомляет, но в то же время стимулирует ;) Что будет дальше ? Не знаю, надеюсь что мне удастся удержать эту ниточку диалога, которую нам удалось создать. Он очень "сам по себе мальчик, свой собственный". Как только расслабляешься, он уже раз и замкнулся, и уже не понять, что произошло, какой именно фактор вывел его из состояния равновесия. Так что мы с мужем всё время "в тонусе" :)
На само развитие уходит много времени, но так как я не вникаю во все интересующие его вопросы, оно сконцентрированно скорее на психологической сфере. На сегодняшний день перелопачено много литературы, прослушан курс лекций по развитию одарённых, и тем не менее я постоянно сомневаюсь в правильности своих действий, и соответственно продолжаю искать информацию и анализировать результаты. Психолог, который следит за развитием моего сына последние 2 года, считает что мы на правильном пути и, что ориентироваться нужно по конкретному ребёнку, а не по теории (а теории есть самые разные от "максимально тормозите его развитие" до "дайте ему возможность жить в своём мире, плевать на социум").
Мне кажется, я читала вас на форуме пару месяцев назад, о том как вы вместе с дочерью читаете и учитесь. Завидую вам белой завистью ! У нас с сыном есть какое то подобие взаимопонимание, но начисто отсутствуют общие интересы :( И я никак не могу заставить себя любить геометрию, от которой он фонатеет, а он совершенно равнодушен к детской литературе, с которой я пытаюсь его познакомить... Звучит карикатурно, но это именно так. Я страдаю математическим кретинизмом (хотя сейчас, благодаря ему, наблюдается лёгкий прогресс ;)), а он ну совсем не фантазёр :( В любой игре, его любимая часть это изучение правил игры, мне же эти правила всегда были безразлично, мне кажется "на месте сообразим".
Как здорово, что у вас есть папа-бабушки-дедушки, которые могут помочь ребенку. И замечательно, что у него есть мама, которая так много им занимается.
Есть такое мнение учителей, что родители мешают развивать талантливых детей. Просто-напросто боятся одаренности у своего ребенка и всячески его тормозят. Вы не бойтесь. Ваш сын (у вас мальчик?) совершенно нормальный ребенок, он очень умный, у него прекрасные перспективы, у него обязательно будут друзья, когда он попадет в среду людей, с которыми ему будет интересно. Судя по вашему рассказу, у вас совершенно нормальный вундеркинд. Только в дальнейшем ему, конечно, нужен будет авторитет в точных науках, очень образованный человек, учитель или папа, потому что мальчик все-таки будет взрослеть, его знания будут все более глубокими и эксклюзивными, и он почувствует себя одиноким, если его перестанут понимать. Желаю вам успеха!
С моей дочкой... Видите ли, у меня просто нет выхода, кроме как постоянно с ней общаться и заниматься ее развитием. Потому что из всей семьи только со мной у нее складываются доверительные отношения, и я самый близкий ее человек. Бабушки-дедушки далеко. А папа... Наш папа это вот такой вот "сам-себе-мальчик", только взрослый. Лет до семи ему вообще сверстников не показывали. В сад он не ходил. Мама много работала. Отец их бросил. Бабушка и дедушка, с которыми он проводил время, были старые и больные. И наш маленький папа сидел с четырех лет со взрослыми книжками и газетой "Правда". Играть он вообще не умел. Разве что в конструктор. Когда его взрослые выпроваживали на улицу гулять, он говорил: "Мама, зачем мне друзья? Мне нужна ты и книжки". В школе успехи были блестящими: первое место в областной олимпиаде по информатике, второе и третье (два года подряд) в областной олимпиаде по математике. Как ни странно друзья ближе к старшим классам нашлись, да еще и на всю жизнь! Подобрались мало-помалу умные мальчики, которым было интересно вместе. К институту наш папа напрочь забил на учебу, но в аспирантуре одумался, написал приличную монографию, защитил диссертацию. Так вот, это я к тому, что играть и заниматься с детьми он так и не научился. На детские игрушки он смотрит, как... ну как Вы - на производную второй степени. Он их не понимает. Наш папа не понимает смысла игр дочки, и мне постоянно приходится отстаивать право своего ребенка на игру. Нет, он любит ее. Он тратит уйму времени и средств на развитие ребенка, на покупку и скачивание редких книг, на музеи, выставки. Он учит с ней английский, и в этом она уже прилично опережает сверстников, уже осваивает программу шестого класса. Но вот отношения дочки с папой очень сложные. Понимание между ними - это "минус" понимание. И мне приходится стараться за двоих. :-( Хотя мне конечно с ней очень интересно. Но для меня то, что мой ребенок начинает меня обгонять, немного страшновато. Если я перестану быть для нее авторитетом, то кто - тогда? Под чье влияние она попадет? Ну, это так, лирическое отступление... Извините. :-)
2. Школа не совсем обычная. Название не скажу, но при школе есть спец. классы для одарённых (в средней шк) + анг. с 1 кл (хотя это сейчас во многих шк.). Нас взяли по результатам тестирования + заключения психолога о готовности к школе + результатов IQ, но с оговоркой, что в средней школе мы уходим в спец.класс. Мой - самый младший, но в классе есть пара детей, которые пошли в 5 лет (приняты по этой же схеме) + большинство ребят пошли в 6, т.ч. разница в возрасте с одноклассниками не такая уж большая. Учительница - фактически пенсионного возраста (мы её последний класс), вырастила уже не одно поколение одарённых, и с высоты своего опыта считает, что всё у нас будет хорошо ))
Мы вышли на эту школу совершенно случайно, воспитательница в детском саду знала маму, которая в свою очередь слышала и т.д... То, что мир интеллектуально-одарённых очень закрыт - факт неоспоримый, но почитайте хотя бы этот топ... по-моему причины очевидны !
И мы всегда не такие - и нас всегда обсуждают, молоденькая мамаша, разгильдяй сынок, обязательно какая ниьбудь мамаша подойдет, ну как же так, вот вы такая приличная, ну молодая еще конечно, но ведь сын у вас не глупый, времени, говорит вы ему мало уделяете. КАк то такая умняшка до слез меня довела.
Учитель-классная, не выдержала. пожалела меня, она то знает, сколько сил и времени я трачу, еженедельно у нее в кабинете встречались...и говорит, вы не переживайте, вы делаете все на 100%, но это такой ребенок, вы только руки не опускайте, вам все вернется позже, а те кто вам гадости говорит, прост не знает, что это такое и в разы меньше делают для своих детей.
А вы говорите, ненавидят гениев. ИМХО, все, что выбивается из общей массы, не такие как все, все это раздражет серую массу - ИМХО.
Я восхищаюсь умными детишками и их родителями, и очень сочувствую и также восхищаюсь родителям такихже детишек как и у меня, т.к. знаю, сколько надо сил и терпения, чтобы из сегодняшнего разгильдяя вырос Человек.
Сори не внимательно читала там правда мальчку не нравится музыка. Но смысл один. Почему когда ребенок занят в секциях он должен быть несчастен а ребенок которыи в телек пялится целыи день имеет детство?
Цикада не говорила о том, что математику не нужно заниматься музыкой. Напротив. :) Она говорила лишь о получении музыкального ОБРАЗОВАНИЯ в системе музыкальной школы, которое в принципе мало кому из детей нужно. Есть уйма других, более увлекательных способов научить ребенка этого, как впрочем и любого другого возраста, любить и понимать музыку. Так же как и для того, чтобы эффективно развивать способного ребенка, совершенно необязательно запихивать его в общеобразовательную школу в 4 года и в институт в 14. И да, БЕДНЫЕ (вспомните первоначальное значение этого слова) дети, родители которых этого не понимают. :)
Кстати я из тэ кому мама хотела детства. При том что я умела читать и писать в 5 лет моя мамочка сказала что она хочет чтобы я побольше была ребенком и отдала меня в школу в 8 лет:( Етхо ужас я вам скажу самыи настоящии был. Как мне было хреново на уроках я вам рассказывать не буду, зато скажу что по всем предметам кроме поведения у меня были 5, а вот по поведению 2. Мне было ооооочень скучно в школе:(
Не та ли эта ошибка, о которой мы тут так давно рассуждаем? Форсировать формирование навыков ребенка, а затем отдать его на "съедение" в стандартную образовательную систему, понадеявшись, что все само собой образуется? Образуется, скорей всего, но какой ценой?
Лично я давно не воспринимаю обычную школу как инструмент для получения образования, не надеюсь и не рассчитываю на нее. Если ребенку попадается хороший учитель, радуюсь, но рассчитываю, главным образом, на свои силы и педагогические таланты. Мы сами занимаемся, общаемся, находим учителей и книжки. К сожалению, иначе никак. И не важно в каком возрасте ребенок был записан в первый класс. Большую часть знаний он все равно будет получать во внеурочное время.
http://eva.ru/topic/223/2972760.htm?messageId=76085684
хотите, расскажу в деталях.
Цикада говорит про детство, она тоже подробно рассказала чем и как занимается со своей девочкой.
Вместо того, чтобы называть нас лентяями, расскажите, пожалуйста, о ваших детях:)