Мать проблемного ребенка (очень длинно)
Сегодня в очередной раз услышала: "Твой ребенок ужасный. Он никого не слушает. Дети с ним не играют, потому что он говорит только свое и играть хочет только в свои игры. Он провоцирует других детей, чтобы они поступали плохо и чтобы их ругали. Он отнимает чужие игрушки и не делится своими. Он злопамятный. Его никто не любит".
В общем, это все так. Несмотря ни на какие разговоры, примеры, неприятные последствия и наказания. Ему уже 7 лет, СДВГ диагностировано. Мы три года работали с психологами в разных местах, ребенок наблюдается у невролога и детского психиатра и получает лечение, 2 курса у нейропсихологов прошли, но все эти проблемы пока не решены.
Мне самой с ним очень трудно. Трудно добиться, чтобы он слышал. Он перескакивает с одного на другое. Мы не совпадаем, тремся острыми краями. Когда мне грустно, ему весело, мою радость он тоже не разделяет. Он ласкается ко мне, когда я занята чем-то срочным, а когда я хочу его приласкать, тоже оказывается невовремя.
Я стараюсь обеспечить ему спокойную, ровную обстановку, но мне трудно с ним общаться. Как говорит отец ребенка: "Ты его не принимаешь таким, как он есть".
Сегодня мне в очередной раз сказали: "Тебе надо начинать его наказывать. Ты очень мягкая и неадекватно реагируешь на его поступки. За такие поступки надо лупить".
Лупить я не хочу. Он и так толкается, если кто-то из детей ему "мешает".
Другие наказания практически не действуют. Его спокойно можно лишить чего угодно. Ему все равно, что он чего-то не получит или куда-то не пойдет.
Наоборот, для привлечения внимания он часто начинает вести себя плохо, чтобы ему сделали замечание и "пообщались".
Когда психолог порекомендовала, чтобы он сам выбирал себе наказание, то он говорил: "Я гулять не пойду" (он гулять не особо любит), или "Ты мне не купишь что-то из еды" (ест плохо), или "мы выбросим игрушку" (из нелюбимых).
Обычно я добиваюсь нужного поведения. Правда, это не сразу происходит.
В общем, мне надо как-то измениться. Хотя бы на эти слова о том, что у меня ужасный ребенок, как-то иначе реагировать, а не соглашаться, что да, не прекрасный, но мы над этим работаем.
Наверно, я действительно мало его люблю, потому что если кому-то не нравится мой ребенок, то прямо до ненависти. А вот те, кто любят его, любят весьма умеренно.
Проблема у нас основная в общении. Но если не общаться, то эту проблему не решить. А так не хочется уже никуда идти.
Кстати, спасибо тем, кто осилил.
У меня тоже "особый" ребенок, помладше вашего, с ним тоже непросто. НО я понимаю, что НИКОМУ он так не нужен, кроме меня. Нельзя стесняться своего ребенка, он не виноват, что он такой.
Вы просто устали, вас затюкали, что ребенок "ужасный" и вы сами в это поверили. Почему его любят умеренно, а не любят прям до ненависти?
Те, кому мой ребенок нравится, говорят, что я излишне строга с ним, что надо отпускать вожжи. Те, кому он не нравится, говорят, что я ничего не делаю и не вмешиваюсь, когда мой ребенок ведет себя плохо.
Надо общаться, но просто заставляю себя через силу.
Первые один-два раза все нормально, а потом начинает вылезать. Он хочет общаться, но не слушает меня, что надо слушать других.
А вот те, кому не нравится... им всегда будет все плохо, даже если ваш ребенок изменится.
И что значит поступает подло, в семь-то лет?
Подло - ну, подговаривает одного ребенка ударить второго. Или запирает малыша в темной комнате, хотя знает, что тот боится.
Про первое мне сразу не сказали, узнала через несколько дней, провела беседу, потому что уже поздно кулаками махать. Возможно, заставлю извиниться перед обоими, если увижу, что на него это подействует. Про второе первый раз сказала, что малышу страшно, он плачет. Поговорили, почему сын запер малыша. На второй раз просто посадила в ту же комнату. Но сын все равно исподтишка делает гадости.
Мне вот родная мама говорит, что у меня дети плохо воспитаны, т.к. прискакивают как только я начинаю с ней говорить по телефону. Ну и что?
А то, что ваш сын что-то там исподтишка подговаривает и т.п... может, внимания хочет и пытается его получить? Вот мой старший тоже может смеяться, когда я ему говорю, что мне неприятно такое поведение. И вижу, что проверяет реакцию. Ему, кстати, 6,5л, вашему ровесник ))
Малыш двоюродный, прекрасный человечек, все взрослые им довольны, вот мой и "мстил".
Остальные - дедушка и вторая бабушка, мамы, с детьми которых он играет на площадке, родители некоторых одноклассников, тренеры, руководитель кружка. А раньше еще логопеды, руководители кружков, из которых нас "попросили", воспитатели в саду, родители одногруппников.
Понимаете, если бы он у меня был такой непонятый маленький принц...
Я вижу его недостатки. Но он еще маленький. Когда я ему предлагаю с ними бороться ("Мы с тобой против вредности, я на твоей стороне"), он либо не соглашается, либо впадает в депрессию, т.е. его шатает от завышенной самооценки к заниженной.
Он сам мало к кому привязан. Есть 2 девочки, но маме одной из них он сильно не нравится, а со вторыми у нас графики разные.
Вот вы сами пишите про племянника - "Малыш двоюродный, прекрасный человечек, все взрослые им довольны, вот мой и "мстил"... а ваш чувствует, что родная мама чужого ребенка называет "прекрасный человечек" и ревнует. А своего вы так часто называете, говорите ему, что гордитесь им?
Вы где живете, может пообщаемся лично?
После определенных наблюдений я хвалю его за каждую ерунду. К сожалению, не так много набирается по сравнению с замечаниями, поэтому мне кажется, что строгости больше уже не надо, только в исключительных случаях (которых тоже немало).
Я им не горжусь. Поэтому не буду ему врать. Усилием воли перестала стыдиться. Хотя не до конца. Иногда хотелось найти здесь, на Еве, маму с проблемным ребенком и пообщаться в реале, но так и не решилась и сейчас не решаюсь.
Замечаний тоже полно, но я заметила, что чем больше тыкаешь, тем хуже он себя ведет.
Напишите сюда не о недостатках, а о достоинствах и о положительной динамике.
Нейропсихологи после каждого курса уверяли, что результат есть. Я его не видела абсолютно.
А так... Вот он неожиданно портфель научился собирать без проблем. В школе пока ничего не потерял, кроме пропуска. Иногда он с малышами отлично играет (но поскольку все остальное время отбирает у них игрушки и толкается, то про это никто не помнит).
У меня чувство, что мы зашли в тупик и это из-за меня. Вот сейчас пытаюсь записаться к очередному психологу. Все остальные почему-то упорно работали с моим ребенком, а со мной - нет.
Пробовала читать в стороне. Да, для меня заметно улучшение поведения сына, но не для окружающих. Часто приходится бдить.
Для меня он самый лучший только потому что мой, мне нечего написать.
Сиюминутное лишение чего-то у меня выглядит как уход с этой конкретной площадки. Потому что гулять он не любит и уход домой с улицы - это избавление от прогулки. А вот уход с площадки, где он как-то играл часто действует (не всегда).
Вообще, он уже научился говорить: "А не очень-то и хотелось", что меня несколько пугает.
Не любят ребенка вот так, например:
http://eva.ru/jsf/forum/board-start.xhtml?boardId=115
А вы ребенка любите, переживаете за него, переживаете за свои отношения с ним, но при этом способны адекватно оценивать сильные и слабые стороны ребенка.
О проблемах.
Из описанного вами конфликта, у меня вырисовывается такая картинка.
1. Ребенок очень любит лидировать и болезненно воспринимает ситуацию, когда он не лидер (очень типично для СДВГ-шки, кстати)
2. Ребенок сначала пытается лидировать позитивно. Делает он это достаточно грубо - сразу влезает "на коня", и на всех пофик.
3. Надо сказать, что у него отсутствуют навыки эмпатии, т.е. он не умеет слушать других, он не может предложить того, что другим интересно. Поэтому его с коня довольно быстро скидывают.
4. Тогда он пытается лидировать негативно - устраивает ссоры между детьми, подбивает их на пакости. И таким образом отвоевывает своего коня.
Я бы вам посоветовала групповую психотерапию, группу, где под наблюдением психолога ребенок бы вырабатывал навыки общения. И очень важно правильно охадачить психолога. Я бы поставила пока следующие задачи:
- Научиться слушать других детей (и вообще других людей), уметь понять, что им хочется и заинтересовать их.
- Научиться "уступать" лидерство хотя бы временно, не чувствуя себя обиженным.
Еще бы найти такую групповую терапию. Он 3 года ходил в группу, где в частности вырабатывали навыки общения под наблюдением психолога, но эффективность ее убывала с каждым годом.
У меня тоже бывает отторжение, потому что меня он, как и остальных, не слушает и не чувствует, и его эмоции для меня не всегда адекватны, я, наверно, тоже его плохо слушаю и чувствую. 2 разных специалиста даже аутизм у него подозревали.
Но я не теряю надежды достучаться :)
Пока узнаю, что есть рядом с домом, но за совет спасибо.
Кстати, наши психологи в этом отношении очень внимательны.
вы поймите, если сейчас вы не будете сами заниматься его поведением, начнут другие, в т.ч. дети и они, в отличие от вас, не будут озабечены тем, чтобы не травмировать.
поэтому надо искать пути. если не понимает по-хорошему, возможно дойдет по плохому?
Порку даже не обсуждаю. Это наказание для ребенка, который понимает, что его поступок был исключительно плохим и заслуживает исключительного наказания.
Но на фразы про ужасного ребенка могу убить. В магазине недавно девушка, думая, что я уже вышла из магазина(сын вышел, а я за витриной задержалась), сказала "Вот глядя на таких рожать и не захочешь". По логике, правильно сказала же. Страшно, что ребенок будет не обычный, "неудобный". Но я этого на должна была слышать. За что девушка и получила по полной.
Приходите к нам гулять :)
1. Мама ОБЯЗАНА принимать ребенка таким, как он есть. Вести себя ДОСТОЙНО и спокойно. Замечания окружающих надо принимать философски, вежливо и отстраненно. Недопустимо истерить самой в ответ на замечания - см. ниже комментарий анонима как "девушка получила по полной". Не надо забывать, что Ваш ребенок мешает окружающим, и раздражает их вполне обоснованно. Поэтому они, окружающие, могут раздражаться, а Вы это себе позволить не можете. Но и объяснять им ничего Вы не обязаны.
2. Принимать ребенка таким, как он есть, не означает вседозволенности. И "лупить" для этого не обязательно. Советчикам "лупить" можно спокойно объяснять, что уголовно-наказуемыми вещами Вы не занимаетесь. Но правила ДОЛЖНЫ соблюдаться. А в наказания я не верю... Любить надо, так чтобы ребенок купался в материнской любви, дети от этого слушаться начинают, а наказания - только для годовасов хороши, пока одни условные рефлексы работают.
3. Психолог - меняйте, меняйте при первых сомнениях... Врачи так часто неумелы и непрофессиональны, к сожалению!!! Ищите своего и обязательно найдете!!! Сами ходите к психологу, я вот смотрю на того мальчика нашего знакомого, и понимаю, что часть проблемы не в нем , а в маме :-(((((((((((
И еще она склонна оправдываться перед окружающими. А зачем? Ну да, мешает ребенок, ну да, извиниться. А оправдываться-то зачем??? Такому ребенку имхо было бы удобнее находиться с человеком, которому на окружающих вежливо пофиг.
Плюс она прогибается - он начинает хулиганить, она смущается окружающих - и оппа, он получает желаемое. Имхо, нельзя нарушать правила, дебоши должны пресекаться.
Ну и голос мамы, в голосе проскакивают истеричные нотки. А мальчик как струна, ловит любое ее настроение. Опять же имхо, с такими детьми голос должен быть ИДЕАЛЬНО спокойный, ровный, не громкий.
Ну может это все не слишком красиво звучит, уж извините :-((( Со стороны всегда просто советовать :-((((((((((((
Я борюсь с этим в себе. У меня тоже есть зависимость от мнения окружающих. Я тоже долго была мамой СДВГ-шки с затравленным взглядом, но в какой-то момент стала понимать, что мы всегда будем хуже всех. Приговор уже вынесен, что толку переживать?
Мне тоже хочется, чтобы мой ребенок купался в любви.
Вы просто замечательно умеете понять другого человека.
Конечно, я хочу участия и доброго слова :) Вот только свои встречаются редко и в основном виртуально.
В жизни все быстро устают :( Прошлый год мы как-то проскочили, а в этом году его выгоняют из одного места (если не случится чудо, я пока надеюсь), а другое уже под вопросом.
Все дети сначала ведут себя плохо, а потом привыкают. А мой сначала ведет себя нормально, а потом привыкает и начинается :(
Вам просто надо пообщаться с теми родителями у кого такие же детки,а на тех кто ничего не понимает в данной проблеме,а только зло и агрессивно реагирует не обращайте внимания, народ у нас в массе своей злой и на обычных то людей реагирует неадекватно, так что не смущайтесь, терпения Вам!
Есть еще у нас на форуме мамочка с ником Marsha, у нее похожие проблемы с сыном, они их успешно преодолевают, попробуйте с ней посоветоваться, может даст контакт своего специалиста.
К Марше обращалась, она делилась своим опытом.
Работаю в садике, есть такой ребенок у нас, очень сильно всех утомляет своей импульсивностью, но мы профессионалы, и подходим к этому соответственно. Мы этого пацана любим и относимся к его закидонам адекватно. Некоторые родители пытались поначалу "ненавидеть" мальчика и начинали отчитывать за его поведение. С такими была проведена личная беседа. Теперь прецедентом нет. Маме и так тяжело, испытывает постоянное чувство вины за сына, еще и с ней работаем на эту тему.
Примите сына таким, как есть. Защищайте от других неадекватных людей, не пытайтесь оправдываться, а сразу пресекайте разговоры о том как себя с ним везти.
Попробуйте найти семью с такими же проблемами, чтоб не переживать все в одиночку.
Проблема в том, что другие люди обычно вролне адекватны.
Иногда мне хочется найти "товарищей по несчастью", но боюсь, что ничего не выйдет из такого знакомства, ведь "каждая семья несчастлива по-своему".
Потом был еще невролог, который сказал, что СДВГ ставится "по жалобам".
Наконец, с посылки одного из психологов мы оказались на приеме у детского психиатра, который посмотрел энцефалограммы и эхо-ЭГ, поговорил со мной и с ребенком и поставил СДВГ.
Какие лично у Вас отношения с учительницей? Нужно быть в союзе с ней, не допускать конфронтации. Вы должны быть вместе, ведь у вас общая задача - учить ребенка.
Попробуйте поговорить с учительницей об особенностях ребенка, посмотреть на ее реакцию на Ваши слова.
Там Вам писала об этом "мама такого же мальчика".
Первое - это то, что ваш ребенок будет раздражать большое количество людей. Даже если вы "уберете" грубые косяки в его поведении. Потому что слишком много хаотичной активности... выводит из равновесия.
И второе.... в институте нам рассказывали на бухучете, как оформляется недостача: "А недостачу мы спишем на виновное лицо. Это кладовщик." Вот ребенок - СДВГ-шка - это как раз и есть такой кладовщик, на котрого будет списана любая "недостача". Кто бы ни напакостил из детей - если ваш там хотя бы мимо проходил, виновным назначат именно его.
Пы.Сы. Я с удовольствием прочитаю еще что-нибудь по теме :)
За что люблю Еву, тут всегда кто-то есть и с тобой поговорят прямо сейчас, не надо ждать ответа неопределенное время. Пусть даже закидают тапками.