21

немного о трудных детях и родительском восприятии

С того дня, как мой старший сын пошел в школу, я чувствую то страх, то стыд, то паникую, то опускаю руки, ищу в себе силы чтобы их поднять. И все по новой. Дело не в обычным переживаниях мамочки первоклассника-младшешкольника-школьника. Кто сталкивался, тот меня поймет. Остальные… ну просто почитайте. Может, кому-то пригодится, кого-то вовремя остановит от критики чужого ребенка и методов воспитания. Ну и просто так.

Семья у нас… ну не совсем стандартная, но не необычная. Лешка - мой ребенок от первого брака, есть муж. Не люблю слово отчим… тем более, что моего второго мужа сын знает с рождения. Родной папа с сыном общается регулярно. Некоторая напряженность была, но в последние несколько лет она вообще сошла на нет.

Сын ходил в садик, общался с детьми всегда хорошо, не то чтобы совершенно ровно, но без эксцессов, слушал воспитателей. Мы занимались с ним дома дополнительно творчеством, читали. Много ездили на природу. Идиллия, правда?

И вот Леха пошел в школу. Умный, добрый, уверенный, подготовленный. Таких детей обычно школа встречает, принимает и пестует до самого конца. Но что-то пошло не так.

Я не могу сказать, когда конкретно. И не могу сказать, почему. Обвинять учителя и школу кажется мне как-то неправильно. Наверное, что-то упустила я. На что-то не хватило опыта учителя. В чем-то есть проблемы системы.

Это была школа полного дня. Ребенок уезжал к 8:30, домой его либо я забирала, либо привозил школьный автобус к 18:30. Все уроки делались в школе. Кружки, дополнительные занятия - все там. С большим энтузиазмом сын пошел, как ни странно, на фортепьяно. Все выглядело очень неплохо. Напомню, ребенок садиковский. Находиться в коллективе весь день ему не впервой.

Постепенно энтузиазм как-то поугас. Но это не казалось проблемой. Дети сталкиваются с трудностями, эйфория первых дней проходит. На фортепьяно - единственное чем он занимался дома как уроком, ему как-то тоже ходить стало не очень интересно. Но мы поговорили и пришли к решению вдвоем, что он доходит год, а летом подумает.

Первые тревожные звоночки начались во второй четверти: ваш ребенок дерется, ваш ребенок не умеет себя вести, ваш ребенок спорит с учителями, ваш ребенок не умеет держать вещи в порядке.

Про драки сами же учителя говорили - все нормально, пройдет, мальчишка, но с ним надо поговорить. И мы говорили. Не сказать, что драться было не за что… но можно было бы и обойтись.

Не умеет себя вести, спорит с учителем - мог встать на уроке пойти к товарищу через весь класс. Всегда было оправдание: за линейкой, за листочком, за карандашом. Поговорили. Обещал поднимать руку, спрашивать. Обещал не пререкаться с учительницей.

Не умеет держать вещи в порядке… да. Первоклашка запихивал книги, физру, тетради, краски в шкафчик как попало. Что-то все время терял. Естественно, тетради портились и мялись… помогала чем могла. Шкафчик-то в школе. В класс нас особо не пускали.

Дальше все пошло хуже… драки только учащались, пререкания не прекращались, интерес к учебе гас на глазах. Но оценки были приличные. Так что тревогу никто не бил особо. Был конфликт с родителями ребенка, которому якобы мой испортил рубашку. Дело было на изо, и два пацана от души развлеклись, измазав акварельными красками друг друга. То есть рубашка Лешки была в той же краске. Не видя причин для истерики, я заставила его самого ее стирать. Но не все родители видимо склонны к таким методам. Что ж… конфликт уладили.

В конце года нежданно негадано по математике вышла тройка. Напомню, выписки текущих оценок были неплохие. Были и 3 и 4 и 5. Потом как-то выписки делать перестали. Но никто не говорил о проблемах с математикой у Лешки.

Я подошла к учительнице, чтобы спросить, нельзя ли было сообщить о проблемах мне, чтобы я могла позаниматься. Или включить тот самый индивидуальный подход, заявленный школой, и назначить ему дополнительные занятия в школе. На что получила отповедь на тему что ребенок невоспитанный, не умеет себя, вести, тупой, упрямый и вообще это все не ее проблемы, раз я им не интересуюсь.

Это при том, что в школе я бывала минимум трижды в неделю. Меня видела и она и директор и завучи. Школа небольшая, поэтому все не виду.

В следующем году эта учительница ушла, а класс передали другой, поопытнее и постарше. Но второй класс начался с драк, конфликтов и полного неприятия ребенком школы. Кроме того, на уроках ничего не делал и делать не хотел. Не было дня, чтобы я не появлялась там, он же говорил со слезами, что не будет так, учителя ругали нас обоих. Итогом стало то, что мне выдали: откорректируйте поведение ребенка - и отстранили его он учебы на неделю. Это было в первой четверти 2го класса.

Пришло время первого психолога. Порисовали картинки, поиграли в игры, пообщались. "У вас хороший ребенок, но ему не хватает родительского общения. "

Напомню: походы в горы, совместные поездки, обсуждение прочитанных книг и просмотренных фильмов… я решила, наверное, и правда мало… чего-то не хватает.

Вместе с этим перевели Лешку в простую школу возле дома, чтобы контролировать, что там у него в тетради, что там еще задали, как сделана классная работа.

Знаете что? Лешка в новой школе просто перестал учиться. Он приходил домой с пустой тетрадью, где было написано число и не всегда дописаны слова "классная работа". Он не делал абсолютно ничего. И в новой школе поначалу дрался. Потом как-то с этим успокоился. Но учиться не начал. Учителя ругали, говорили, не тянет, слабый ученик. По контрольным в лучшем случае "3".

Дома он делал и классную и домашнюю работы. Уходило на это… рекордно мало времени. Это наводило на мысль, что что-то здесь не так. Но никакие уговоры, разговоры, ругань, наказания не заставляли его делать классную работу в классе. Он приходил в школу, на него нападала аппатия, он ничего не делал… вообще.

В этот момент пришло время второго психолога, выдавшего ту же примерно сентенцию, что и у предыдущегл, заставившую нас пройти расстановку, на которой вдруг оказалось, что идет подпольная борьба между отцом и отчимом. Типа надо это прекратить. Как прекратить? Как выявить, в чем идет борьба? Если честно, мы остались в недоумении.

Так прошел 2 класс. А потом мы переехали и школу снова пришлось сменить. Леша попал в класс к молодой и очень активной и инициативной учительнице, которая сумела его расшевелить, заставить заниматься, признала, что дело не в том, что "не тянет", а в чем-то другом. Учебу привели в состояние "удовлетворительно". Но возобновились драки и конфликты его с классом.

Энтузиазма особого в плане учебы не появилось. Вместе с тем я не могу сказать, что он вообще не любознателен. Лешка читает. Он был едмнственным в 4 классе, кто прочитал всю литературу заданную на лето. Он вообще единственный, кто в классе читает полностью произведение, а не отрывок из хрестоматии. Он уже сейчас интересуется физикой и химией и знает некоторые вещи из курса 7го и 8го классов.

В 4ом классе было время 3его психолога. Картинки, разговоры, занятия, общение. "Говорите с ним чаще, общайтесь." Ничего нового… хотя эта девушка произвела лучшее впечатление. Она работала с его проблемами в общении.

Сейчас, когда он в 5ом классе, заставить его делать что-то не на слабенькую тройку, а на 4 нереально. Исключением является история, естествознание и технология. Остальное у ребенка явно вызывает неприятие.

Поведение… оно не улучшилось. Он спорит с учителями, ругается с ними, дерется с одноклассниками. Причина есть всегда. Но на одного ребенка приходится слишком много этих случаев. Первое, что я слышу на собрании : Алексей. В дневнике нет места от записей на тему его поведения. Говорим, пытаемся, выяснить причину, ругаем, наказываем, прощаем, говорим… все по новой. Ничего не меняется.

Но… последний раз заставил меня задуматься… он дрался с двумя мальчишками из их класса. Его отправили к школьному инспектору. Вызвали родителей. Глядя на того, с кем он дрался, возникал вопрос: "ну да, мой такой вот шебутной и неспокойный. Но где родители этого бугая, на полторы головы выше Лешки, бившего моего сына по лицу? "

Вопрос задан и остался без ответа. Классная и инспектор перевели тему. Что это было?

Кстати, до этого был конфликт между ним и одноклассником на труде еще в 4ом классе. Когда Лешка подрался прямо на уроке. Причина: он меня обзывал весь урок. Разбирательство: да, так и было. Вопрос: где был учитель? Почему не было пресечено такое поведение того ученика? Почему опять ставят виноватым моего, потому что дрался?

Эти вопросы остались без ответа и тогда. Проступок моего ребенка, бросившегося, на обидчика с ножницами в руках, всем казался намного серьезнее обзывалок другого ребенка. Что греха таить, мне тоже…

-Леша, почему ты так себя, ведешь?
-Я не буду больше.
-Не будешь - это одно. Но почему?
-Не знаю.

В субботу было собрание. Опять на повестке было поведение моего сына первым пунктом из обсуждаемых. И вот фраза классного руководителя меня как будто заставила посмотреть на все иначе. Мне сказали :

-Вам надо пересмотреть свой подход и что-то начинать делать. Ваше: он у меня такой - в 5ом классе не работает. Делайте уже с ним что-нибудь. Может у вас в семье проблемы - решайте их!

Если тому, кто будет читать, это что-то скажет, то: сын в двух спортивных секциях, которые выбрал сам. Он читает минимум одну-две новых книги в месяц. Минимум раз в месяц мы ездим в интересные новые места и поездки. Дома спокойная живая атмосфера. Никто не замкнут, никто не пялится в телек или комп весь вечер. Единственной проблемой, выбивающей всех из колеи - школа и лешино поведение там.

Может, вместо того, чтобы что-то все время делать надо как раз стать в позицию: он у меня такой. Перестать с ребенком бороться. Перестать идти учителям навстречу.

Вот, блин, да! Он у меня такой!

Я вдруг поняла, что "трудный ребенок" может получится не из-за отсутствия воспитания. Не из-за проблемной семьи. Не из-за наплевательского отношения родителей… что-то тут иное, чего не вижу ни я, ни учителя, ни психологи. Это странно. Но на данном этапе это можно только принять.

Морали не будет. Просьб о помощи тоже. Просьб о поддержки - также. Советы не нужны. Тот, кто не столкнулся с таким у себя дома, мне ничего нового посоветовать не сможет, поверьте.

Может быть… только вопрос… как видится эта ситуация человеку со стороны?

Простите, длинно.

Развернуть
Ответить

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325