Как научить решать задачи, 3 класс
Доброго дня всем! Дочка 9 лет, учится в 3 классе. Учится на 4-5, проблема в решении именно задач по математике (занимаются по Патэрсон). Примеры-уравнения и прочие задания не вызывают затруднения, в уме считает хорошо, а вот задачи-каторга. Как до них дело доходит -доходит дело и до истерик. Задачи уже сложные достаточно, в 5 действий, много логики. Доча очень невнимательна. И я с ней занимаюсь, и муж. Сидим по часу, и еле-еле решаем при этом 1-2 задачи. Дочка всегда начинает психовать и плакать. Мы на нее не кричим. И к учителю ходила, говорит из-за невнимательности. В контрольных ошибки в основном всегда только в задачах. Три действия решит правильно, остальные два накосячит. Дома, помимо уроков занимаемся дополнительно много. Но вот результата особо не видно...А дальше сложнее. Я после этих занятий, как будто "поле пропахала".
Думаю, может нанять репетитора? Может что-нибудь вы посоветуете. Спасибо
1. упростить. Типа выражения "в три раза больше" заменить на число и переписать более простым языком
2. нарисовать задачу.
Если она знает как решать, но просто невнимательно решает, то тогда проверять ответ. Сходится ли условие при таком решении?
"Упростить" - я просила его прочесть внимательно условие и пересказать мне попроще, чтобы ДАЖЕ Я (!) поняла. :)
И рисовали. Ух как мы рисовали... Особенно когда до задач на скорость-расстояние дошли. Там у нас уже целые комиксы рождались. Хохотали, а задачка как-то решалась сама собой.
А про репетиторов, по-моему, слишком. Все-таки им не ЕГЭ сдавать. Учить их все-таки должны учителя и помогать понять, наверное. Сейчас такая программа.. Тему прошли, домашку сделали, завтра другая тема. А если не понял - не тянешь, а значит, иди в другу школу, где все еще двузначные числа складывают....
"не догоняет". сегодня опять доча расплакалась после часа занятий, одну задачу решали и чертили и рисовали. Она условие читает оочень невнимательно, пока не сакцентирую ее внимание, не получается. В остальном она умничка, все быстро схватывает, кроме задач. То то и не понятно, уравнения очень любит решать, длинный сложные примеры и т. п -с удовольствием, а вот задачи на расстояние особенно-впадает в ступор.
Ребенок смотрит на план РЕШЕНИЯ задачи: 1. Внимательно прочитай. 2. Назови известные и неизвестные величины, если нужно отметь их на схеме. 3. Объясни, как найти неизвестное и почему.
4. реши задачу и найди ответ.
После чего ребенок анализирует задачу по плану анализа:
1. Условие - в вазе лежало три яблока, одно съели. Вопрос - сколько яблок осталось?
2. Чтобы ответить на вопрос задачи, нужно из количества яблок в вазе вычесть количество съеденных яблок. Проговорить правило- Ищем часть, чтобы найти часть, нужно из целого вычесть известную часть.
3. Для этого из 3 вычтем 1 и получим 2.
Ответ в вазе осталось 2 яблока.
Вместо тщательного проговаривания и осмысливания всей этой совершенно ненужной ребенку белиберды, любой подготовленный ребенок просто тут же говорит ответ. Потому что то, что 3 - это 2 и 1 он знает еще из старшей группы детского сада. И все счастливы, ведь ребенок с задачами легко справляется.
Потом начинаются составные задачи со своим алгоритмом анализа. И в 1 классе их только проговаривают, анализировать задачи в 2-3 действия самостоятельно по программе ребенок должен к концу 2 класса.
Если ребенок в 1 классе алгоритмы эти выучил и понял, он решает задачи легко, а сложные вычисления и новые правила использует правильно. А если просто подбирал, и вся теория прошла мимо, то в 3 классе оказывается, что задачи он не понимает, что и как читать, на что обращать внимание просто не знает.
Мне кажется, что у вас два выхода - либо натаскивать на решение аналогичных задач, решая их сотнями по образцу, либо возвращаться к началам анализа и учить думать.
Прекрасно помню, как сама в детстве их не понимала. И дочка так же. Я прям вижу наперед, где у нее затык будет- я сама там же спотыкнулась бы.
Вопщем, только решать. Каждый день, без криков и воплей в стиле:"НУ КАК ТЫ НЕ ПОНИМАЕШЬ??? ЭТО ЖЕ ТАК ПРОСТО!!!"
Вы заранее себе пустырничка заварите и настройтесь на позитивное.
В день по задаче. Одну решили вместе (читай- мама решила, ребенок покивал с умным видом)
Вторую ТАКУЮ ЖЕ, но грибочки изменили на яблоки ребенок решает сам, не подглядывая на предыдущее решение.
Потом ТАКУЮ ЖЕ, но изменили яблоки на груши и изменили цифры.
Потом ТАКУЮ ЖЕ, но вместо "больше на три груши" пишем "меньше на три груши".
Научите ребенка находить волшебные слова: "больше НА"=сложение. "меньше НА"= вычитание. "больше В"= умножение. "меньше В"= деление. Запишите это на листе А4 красиво (пусть сама дочка напишет разноцветными фломастерами, акцентируя цветом предлоги) и повесьте на стену на видное место.
КАЖДУЮ задачу нужно понимать. Не зазубривать алгоритм, а заново его искать. А для этого нужно учиться читать условие и представлять его себе.
Моя в 5 классе. До сих пор запросто разделит землекопов на лопаты)) Увы, но некоторым математика не дается. Но это не повод ее не знать. Просто кому-то нужно больше усилий.
Летом- июнь отдых и два месяца работы. Еще раз прорешиваем весь учебник прошлого года. Именно задачи. К каждому учебнику есть сборники задач, дидактические материалы и тыды.
Ну а что делать... Такая судьба))
Это проблема у 70% детей в 2-4 классе.
И не важна какая программа.
Важно, как учитель в школе это объясняет.
Вот уже на протяжении 5 лет я занимаюсь индивидуально с детьми, и у всех одна проблема они не видят вопросов не умеют их считать. Из-за этого и ошибки в действиях. Все задачки однотипные нужно каждый вид(тип) задач решать около 40шт и тогда ребенок все усвоит. Из них 20 решить с подробным объяснением.
И уж поверьте не бывает не обучаемых(работала в школе УО) всех детей можно научить.
И пусть решает сам как хочет, главное, чтобы ответ нашел, а потом пусть расскажет как нашел ответ и после этого попробовать записать.
http://www.school2100.ru/upload/iblock/4e7/4e7fc5e0c7c4ab2db1818bb7014aab38.pdf
А так, правильно выше написали. Надо учить ЧИТАТЬ задачи. Много-много раз прочитать условие. Ну а потом пробовать упростить, нарисовать, изобразить. Ну и, если есть время, сами изучите методику.
Я не знаю требований конкретно Вашего учителя, но диалоговую схему самого хода решения могу накидать по конкретной задаче. Точнее, диалоговую схему, которая поможет Вашему ребёнку самому дойте до решения. Если надо - пишите.