Олимпиадная задачка, 1 кл
Участвует дочка в удаленном кружке по математике. И случилась тут такая задачка. На всякий - ответы принимались до вчера, сегодня уже вывесили правильные, так что помощи не надо, хочется снять когнитивный диссонанс.:-)
Вот текст.
Есть стакан с очень дорогими стеклянными шариками. И есть лестница с сотней ступенек. Известно, что если кинуть шарик с верхней ступеньки, то он точно разобьется. Какое минимальное количество шариков придётся разбить, чтобы удалось наверняка выяснить, с какой самой высокой ступеньки можно кидать шарики так, чтобы они не разбились? (Не бывает такого, чтобы при броске нескольких шариков с одной ступеньки некоторые из них разбились, а некоторые осталась целыми.)
Меня затерзали смутные сомнения, когда прочла правильный ответ, т.к. он правильный только для первого класса, а если по-честному решать, то ответ другой, да и задачка не для первоклашки. Писать его специально не буду, хочется со стороны глянуть.:-)
А вот правильный ответ.
Ответ: 1. (Бросаем шарик с первой (самой нижней) ступеньки. Если он не разбился, бросаем шарик со второй ступеньки. И так до тех пор, пока кинутый шарик не разобьется.)
Ээээ... и я в когнитивном диссонансе.(
Вполне возможно, что этот ответ как верный дан, потому что задача дана в начале первого класса, чтобы мотивировать детей продолжать дальше, но выделить среди них тех, кто найдет 7 шариков. Все-таки решению олимпиадных задач в началке сначала учат, это к 5 классу набирается достаточно методов, чтобы самостоятельно находить нестандартные решения задач.
И больше на косяк похоже, а не на проверку, т.к. в других заданиях, как и в заданиях для школьников 2-3-х классов все чисто. Да и все остальные задачи корректные и интересные.
"Минимальное" + "наверняка" с этим ответом никак не соотносится. Я бы из интереса написала руководителям кружка вопрос, что за фигня.
Вопрос звучит как:
"Какое минимальное количество шариков придётся разбить, чтобы удалось наверняка выяснить, с какой самой высокой ступеньки можно кидать шарики так, чтобы они не разбились?"
Ответ "1" с приведенным ходом решения - это ответ к вопросу:
"Какое минимальное количество шариков придётся разбить, чтобы удалось наверняка выяснить, с какой самой НИЖНЕЙ ступеньки можно кидать шарики так, чтобы они не разбились?"
Если мы кидаем шарик с первой ступеньки и он разбивается, то получаем нужный ответ: как минимум один шарик разобьется с самой нижней ступеньки, поэтому таких ступенек нет. И то это ответ некорректный, потому что "наверняка" мы таким образом нижнюю ступеньку не вычислим, если шарик не разобьется.
И спасибо, Вы меня на правильные формулировки натолкнули, так примерно и напишу.
Блин, многия знания - многия печали.:-))))
Кидаем его с первой. Потом его же со второй. Потом его же с третьей. И тыды, пока он не кокнется.
Когда узнала правильный ответ, задумалась - а что же я посчитала?)
Пришла к выводу, что 7 - это минимальное количество бросков шарика, которые нужно совершить, чтобы найти ступеньку, начиная с которой шарик разбивается.
Потому что все шарики, которые мы кинем и выясним, что они не разбиваются, НЕ РАЗОБЬЮТСЯ.
Та ступенька, при падении с которой разобьется первый шарик, и будет той ступенькой, начиная с которой шарики разбиваться будут и дальше.