Школа
36
некий конфуз
Подготовка домашних заданий.
10.12.13 23:49

русский язык. два типа корней. зачем?

3 класс. Есть тема "полногласный (старорусский) и неполногласный (старославянский) корень слова. -оро- переходит в -ра-, -оло- в -ла-, -ере- в -ре-. Город - град, голод - глад, середина - среда. Зачем это? Приводится пример: голова - есть слово глава, наблюдаем чередование -ла- -оло-, значит пишется гОлОва; полотно - есть слово плато (платок, платье), чередование -ла- -оло-, значит пишется пОлОтно. Не проще ли просто запомнить, как пишутся эти слова? Неужели во время диктанта дети будут вспоминать это чередование корней? У ребенка сегодня просто истерика была от такого д/з: подбери и запиши слова с неполногласием (славянизмы) к словам с полногласными корнями. Ухоронки, схоронить - (хранить), золотоглазая - златоглазая, бородавчатая - вот тут мы впали в ступор, брадавчатая, что ли? хоромы - храмы. Все это стоило больших усилий, если честно. У нас такого в школьной программе не было. Это, действительно, настолько важно? Дети и так путаются с транскрипциями, пишется так, в квадратных скобках эдак. Еще и это приплели.

Свернуть
Ответить
А ваш ребенок в обычной школе? Скорее у вас гимназия нуманитарная, нет?
А вообще кошмар)))), я улыбнулась, читая.
Ответить
Обычная СОШ
Некий конфуз
11.12 00:36
Обычная СОШ
Ответить
Успокойтесь. Просто далеко не всегда можно найти проверочное слово к полногласным корням, а если ребенок будет знать, что существуют неполногласные пары, то выработается алгоритм проверки. Чего Вы так завелись-то? Спасибо надо учителю сказать, что расширяет инструментарий проверочных средств, а заодно и кругозор детей( и некоторых взрослых). А то порой при чтении сказок Пушкина половина детей вообще не понимает треть текста, а родители дома им тоже в этом не помогут. Читайте больше с ребенком.
Ответить
да я всегда спокойна :) это не инициатива учителя, это по школьному учебнику. да, не всегда можно найти проверочное слово, но ИМХО, проще просто запомнить, что "огород" пишется через "о", а не вспоминать, что есть слово "град" и далее чередование корней и т.д. а с "молоком" тогда что делать"? "млеко" вспоминать? а читать надо больше именно потому, что срабатывает зрительная память, а не "старославянские" и "старорусские" корни. ну мы как-то без этого учились... в те времена, когда наша система образования считалась одной из лучших.
Ответить
Ну, "огород" проверить можно, а "млечный" будет проще ассоциировать с молоком, разве нет. Вы представляете, сколько в русском языке слов с непроверяемой безударной гласной в корне? Предлагаете еще и полногласные запоминать? А познавать законы развития языка очень полезно и интересно, было бы желание. Я почему-то думаю, что именно его и нет.
Ответить
Как можно проверить первую букву "о" в слове "огород"? Все равно запоминать надо. "Молоко" мы и так знали, что пишется через "о". Просто заучивали словарь. Постепенно. По десять слов в неделю. А по поводу познавания законов языка - подберите, пожалуйста, слово с неполногласным корнем к "бородавчатая". И, может быть, Вы и правы, что это интересно и познавательно, но!!! Это довольно трудная, объемная тема, и она не должна объясняться в учебнике в один абзац.
P.S. по поводу того, что нет желания. Скажите честно, Вы своего ребенка учили всем премудростям русского, старорусского, древнеславянского и пр. языков?
Ответить
Первая б\уд. О проверяется словом "гОрод". К "бородавчатой" нет эквивалента, но есть слово "брада", и оно иногда встречается в текстах 18-19 вв, кроме того есть слово "брадобрей". Честно говоря, ДА, я своим и не только своим детям рассказывала и про праиндоевропейский, и про праславянский. Это правда интересно. Им тоже.
Ответить
В слове "огород" вторую "о" и так понятно, как проверять. А первую никак не проверить. Вот я про это Вам и говорю: все равно надо зубрить. Объясните мне, пожалуйста, связь слов "бородавчатая" (лягушка - именно она была нарисована в учебнике) и брадобрей. "Но есть слово брада" - первый раз слышу - просветите, пожалуйста.
Ответить
В слове "огород" первая О- приставка, ее правописание неизменно во всех словах.
Ответить
брада- борода, поэтому брадобрей. Бородавчатый- тогда Була или Булдырь

процессинг:
оБЛо → БуЛа > БоЛдырь, БуЛдырь => БоРодавка
лексикология:
этимология слова бородавка - этимон обло, значение слова - буля, була.
корень слова - ВР, корневая морфема - БР.
семантика:
● ВоР ( круг в протэтике ) > оБЛо ( собственно сам круг ) → БуЛа ( собственно сам шар ) > ВоЛдырь, БоЛдырь, БуЛдырь ( предмет формой були. шишка, пузырь ) => БоРодавка ( предмет формой були. шишка, пузырь, волдырь )
фоно-семантика:
Ответить
Этимологический словарь Фасмера выдает сближение этого слова с "бородой" еще в праславянскую эпоху.
Ответить
бородавыцаж. р. 'бородавка' (Млр. дом. леч. 30, Тимченко I, 125).
Прямая этимологизация от *borda (см. Berneker I, 72: «по ра­стущим на бородавках волосам»; Фасмер I, 196) отражает, скорее всего, лишь вторичное сближение с *borda (см.), народную этимологию. Более перспективно объяснение Махека (см. Machek 40; *bordavbka 200
также см. дополнение к ст. бородавка: Фасмер I, 196), кот. реконструировал особое праслав. *vorda, этимологически тожде­ственное нем. Warze 'бородавка' и только вторично сближенное с праслав. *borda. Т. о., в конечном счете название восходит к и.-е. *uerdh- 'расти', а на слав, почве наиболее близкое соот­
ветствие имеет в слове *иеЫъ, русск. веред (и родств.). Некоторую корректуру целесообразно внести в словообразовательную часть этимологии Махека: этот ученый понимал *bordavica как произ­
водное с суфф. -avica от основы на -a (*vordaX*borda). Показания родственных и.-е. соответствий склоняют к тому, чтобы членить
*bordav-ica как затемненное отражение древней основы на -и-.
Ср. арм. girk, род. п. grki 'seno, grembo, braccia' <и.-е. *u£rdua>
откуда и герм. *wartwon
'бородавка' и н.-перс. balu 'бородавка'
{<*uardu-) (см. К. Ostir WuS IV, 1912, 218, без привлечения
слав, слова)
Ответить
Вы меня убили. Вы филолог?
Некий конфуз
12.12 12:37
Вы меня убили. Вы филолог?
Ответить
Бородавчатая лягушка и бородатый мужчина - прилагательные от одного и того же слова произошли?
Ответить
БОРОДА <волосяной покров на нижней части лица>. По корню пра-
слав. По звуков, оформлению вост.-слав., с характерным для него полно-
гласным сочетанием -оро-, развившимся из праслав. -or- (ср. в ст.-ел. яз.
оно дало -ра-: брада; в польск. -го-: broda <борода>). Праслав. основа *bord-,
вероятно, значила <острая, колкая>. Она восходит к и.-е. *bhar-/*bher-
<быть острым, колоть, торчать> и <резать>. См. бор, борозда, борона, бороть-
ся, брить.

БОРОДАВКА <бугорчатый нарост на коже>. Общеслав. Имеет соответ-
ствия в других и.-е. языках. Соврем, слово бородавка развилось из пра-
слав. *bordavbka <нарост на коже>. В нем возникло полногласие -оро-.
Ср. польск. brodawka <бородавка>, <сосок>. Происхождение праслав.

*bordavbka объясняется по-разному. Одни считают, что оно образовано с
суф. - в/с- от *vordava <нарост на коже>, изменившего нач. звук v > б
под влиянием слова *borda > борода. Само же слово *vordava образовано
от того же и.-е. корня *uedh- <расти>, что и вред (см.). Ср. нов.-в.-нем.
Warze <бородавка>, <сосок>; др.-инд. vardhati <растет, увеличивается>.
Другие полагают, что праслав. *bordavbka образовано с суф. -ък-а от
исчезнувшего *bordava > бородава <бородавка>. Ср. рус. диал. борода-
сеть <покрываться бородавками>. Сущ. *bordava могло Сыть образовано
с суф. -av-a (как дубрава) от *borda > борода (см.).
Ответить
Я глубоко уважаю Ваши познания и очень признательна за ответ. Вы меня простите, Вы по собственной инициативе копаетесь (извините) в корнях, происхождениях слов, что, откуда и как появилось в современном языке? Или в силу профессии? Просто интересно.
Ответить
всегда интересно узнать что нибудь, вот и все
А Интеренет знает оооочень много:) Вот http://lib.co.ua/diction/cygank/cygank.txt :)
Г. П. Цыганенко

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
РУССКОГО ЯЗЫКА

Более 5000 слов

И вот ftp://istorichka.ru/Slavjanovedenie/Etimologicheskij_slovar%60_slavjanskogo_jazyka/ESSJA_V.02.pdf

АКАДЕМИЯ НАУК СССР
Институт русского языка
ЭТР1М0Л0ГИЧЕСКИЙ
СЛОВАРЬ
СЛАВЯНСКИХ
языков
ПРАСЛАВЯНСКИЙ
ЛЕКСИЧЕСКИЙ ФОНД
Выпуск
2
(*bez — *Ьга1гъ)
Ответить
и как мОлОко проверить млечным путем? ))))))
Ответить
Полногласное -ОЛО- трансформируется в неполногласное -ЛЕ- в южнославянских языках.
Ответить
а в северославянских?
Ответить
Славный тролль!
Anonymous
13.12 10:43
Славный тролль!
Ответить
А какая у вас программа?
Ответить
Планета знаний. Причем, моя племянница занималась по этой же программе 3 года назад. И такого в учебниках не было.
Ответить
Еще не такое будет. Видимо, главная цель современного преподавания русского языка - максимальная безграмотность населения. Я перестала даже внимание обращать на оценки детей по этому предмету, т.к. понятие "грамотность" и "преподавание русского языка" никакого отношения, в моих глазах, друг к другу не имеют.
P/S/ Такие понятия, которые привел автор как образец, в нашей школе не затрагивали. Других хватает:(.
Ответить
Цель не преподавателя! а гос-ва...
Ответить
Мне очень жалко преподавателей, которые получили образование еще при той, нашей, системе. Они сейчас просто "в шоке".
Ответить
и мне:) и родителей:)
Непонимаю в чем глупость темы со старыми корнями:) Это же интересно от чего какие слова произошли. Раширит словарный запасребенка как минимум:)Да и будет это наверника может один два урока, чисто позновательски:)
И не знаю почему никто тут не вспомнил, но в начале 80 у нас такая тема в учебнике была.
Ответить
Вы бы современный язык вспомнили, чтобы грамотно писать.
Ответить
это она по старорусски
Ответить
30
кость закончилась?:)
Ответить
Преподавания. Читайте внимательнее.
Ответить
Да, в современном русском языке одновременно существуют и старославянские, и исконно русские слова. Да, борода и бородавка, город и огород, хоромы и храмы, стол и столица и т.д. - это исторические родственники. Но в современном русском языке лексические значения и морфемный состав у данных пар разные (нельзя в слове огород выделять приставку 0-). Нельзя проверять безударную гласную в слове огород словом город!!!!!! Нельзя проверять правописание слов одной эпохи словами другой эпохи!!!! А тем более забивать этим голову детям!!!! Я - учитель нач. классов, работаю по программе "Планета Знаний". Сейчас по программе проходим тему правописание слов с полногласием. Я считаю, что учитель должен грамотно и обдуманно подходить к материалу учебника. Я считаю, что знакомство со старославянскими словами, этимологией слов - это, конечно, интересно, но эту тему надо давать обзорно, для общего развития, не заостряя внимания на том, что, подбирая старославянизм можно проверить слово с полногласием, иначе у них будет путанница в голове, и это не совсем верно!!!!
Ответить
Вы точно учитель? Кошмар тогда. У вас точно путаНица в голове.
Ответить
Прежде, чем указывать на чужие ошибки, разберитесь со своими!
Цитирую: ...Непонимаю ......Раширит ....... наверника ...........чисто позновательски.
У меня с головой всё в порядке! Я не предлагаю слово огород проверять словом город!!!! Нахватались вершков, а в корень проблемы не вникли!
Ответить
Переутомилась на работе или белены объелась? Где это я писала такое с такими ошибками?!
И не кричите. Когда вам ребенок или его мама на вашу ошибку укажут, то вы тоже так реагируете: "Прежде, чем указывать на чужие ошибки, разберитесь со своими!" и цитируете при этом?
Дело не в ошибке, в которую я вам ткнула исключительно потому, что употребила данное слово, а в том, что у вас каша в голове из способов проверки. Вы занимаетесь с детьми зубрежкой, заставляя их учить то, что можно объяснить. Когда это предлагает мама ребенка, я могу понять: может, у ее ребенка прекрасная память и природная грамотность, и ему зазубрить действительно легче. Но когда так работает учитель, приходишь в ужас.
Вот интересно: если ребенок на уроке скажет, что он знает, почему в слове огород безударные о (приставка о и проверяемая словом город гласная), вы ему укажите на ошибку?
Слово народ тоже учите?
Ответить

© Eva.ru, 2002-2025. 18+ Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325 (xNM0h0d3)