Школа
38

Сложное задание на олимпиаде по литературе для пятиклашки

Старшая дочка участвовала в олимпиаде по литературе и поделилась со мной, что ей было трудно справиться с одним из заданий. Нужно было написать, о чём эти стихи, почему люди названы "маленькими" и как движется взгляд автора в этом стихотворении. Я-то сразу поняла, о чём оно, а вот ребёнок нет. И мне кажется, для 11-ти лет, действительно, сложное задание, даже думается, не каждый старшеклассник смог бы ответить на эти вопросы... Или я недооцениваю современных школьников?

Александр Введенский (1904-1941)

Воздушный шар

А вот ветрам послушный,
Под самою луной
Несётся шар воздушный
Высоко над землёй.
Весь город, как на блюде,
Раскинулся под ним.
Эй, маленькие люди!
Садитесь, полетим!
(1940)

Свернуть
Ответить
Хммм... Спросила свою 11-летнюю дочку, она начала искать подковырку какую-нибудь, так как вопрос слишком легкий.
Ответить
блин, я наверное совсем тупая... то есть стихотворение не о воздушном шаре????
Ответить
Ничего вы не тупая, просто стихотворение всё-таки сложное :)дети понимают его буквально. Конечно, оно не о воздушном шаре. Также как "Белеет парус одинокий..." Лермонтова - это не о кораблике :) Здесь я считаю, надо обратить внимание на годы жизни автора и год написания стихотворения. В 40-м году написаны эти строки, когда в мире уже пылал огонь Второй мировой войны, а в нашей стране все жили в тяжёлом предчувствии надвигающейся трагедии, тем более, это время когда уже прокатилась огромная волна репрессий и расстрелов, у людей ещё свежи воспоминания от 37-го года и животный ужас и страх за себя, своих близких. В этом стихотворении в символической форме как раз и передаётся печальное мироощущение, осознание, насколько мал, одинок, незначителен простой человек в водовороте истории. Конечно, чувствуется и надежда, что можно каким-то чудесным образом улететь от своих тревог, но воздушный шар - ненадёжное средство передвижения, послушное ветрам, не зависящее от человека, а потому и надежды на лучшее будущее зыбки.
Это моё мнение, я взрослый человек, я много читала, изучала, поэтому я всё это знаю, но откуда это должен знать пятиклассник?! Чтобы проанализировать стихотворение должен быть багаж из историко-культурных знаний, поэтому я и подняла вопрос о том, не слишком ли это сложное задание...
Ответить
А у меня нет такого ощущения от стихотворения. Мне оно даже кажется каким-то слегка радостным.
Ответить
Ощущение, восприятие индивидуально и может быть субъективным, но анализ стихотворения должен опираться на текст и контекст. Например, сюжет рассказа "Лёгкое дыхание" Бунина трагический, но фабула произведения выстроена так, что этого не ощущается, а даже напротив, создаётся чувство лёгкости. Чудеса литературы :)
Ответить
А вы совершенно неправильно проанализировали. Вы подгоняете свои знания под стих, а надо стих выдвигать на 1 место. То, что предлагаете вы, не вписывается даже в сюжет. Если шар в небе - человек, улетевший от проблем, то почему же он послушен ветрам? Получается, что и оторвавшись или умерев, ты все равно несвободен и своей воли не имеешь.
А стишок просто про воздушный шарик) Иногда банан - это просто банан
Ответить
Иногда банан - это просто банан :)
Я не писала, что воздушный шар - это человек, улетевший от проблем. Я писала о том, какие выводы можно сделать об авторском мироощущении, исходя из исторического контекста стихотворения. Я ещё и биографию автора прочитала, в 31 году он был арестован, в 32-м отправлен в ссылку, в 41-м опять арестован. Поэтому может, не так уж я и не права, как вы считаете :) Другое дело, что возможно, школьники, пятиклассники и не должны так анализировать стихотворение. Думаете, в олимпиаду включили просто стишок про воздушный шарик? То есть всё так просто, а я тут целое исследование развела? :))
Ответить
На Олимпиаде важны оригинальные, самостоятельные рассуждения ребенка, какие аргументы он приводит в подтверждения своей точки зрения и какие при этом он использует средства выразительности языка.
Ответить
Да, наверно, это именно так.
Ответить
На олимпиаде по литературе оценивается и способность к художественной выразительности, в том числе в воздушном шарике. А не знание истории. А вы тупо подогнали свои скудные знания из биографии поэта к стихотворению. Вы вот знаете, что произошло в день написания, что сподвигло человека написать про этот шарик? Или, по-вашему, в ссылке с 32 по 41 он только и делал, что тяготился и ожидал войны?
Ответить
Отчего же скудные знания да ещё и тупо? :)Я хорошо знаю этот период и в истории и в литературе. Я разобрала данное стихотворение с позиций литературоведческого анализа, который практически всегда предполагает и исторический контекст произведения и особенности личности автора, его жизни. Но как мне написали выше, в оценке заданий по детской, школьной олимпиаде используются совсем иные критерии. И подход к их выполнению тоже абсолютно другой.
Ответить
всякие репрессии иногда могут не мешать поэтам писать обычные детские стихи.Вы не находите?
Ответить
Всё может быть :) конечно :)
Ответить
да ладно! Это детский стих из детского сборника. Очень легкий и позитивный стих.
Ответить
Не всегда искусство, литературу, а особенно поэзию надо понимать буквально, как правило, почти всегда есть двойной смысл или подтекст. Да, стихотворение детское, но это не отменяет взрослого философского смысла, заложенного в нём. Та же история с фольклором, народными сказками. Или взять, например, лирику Фета, Тютчева, их стихи о природе, это ведь тоже не совсем о временах года.
Ответить
А почему Вы уверены, что Вы правы, а все кто Вам ответил дураки?
Мне тоже кажется, что никакой подоплеки здесь нет. Ну увидел автор воздушный шар и написал детский стишок. Пусть даже в тяжелое время. Зачем искать сотню смыслов?
Ответить
А почему вы решили, что я считаю своих оппонентов дураками? Отнюдь. Мне, наоборот, интересно, что люди думают, встречались ли с такими заданиями, как оценивают их сложность. Если бы я думала, что моё мнение истина в последней инстанции, то не завела бы дискуссию на эту тему. Мне и самой хочется разобраться с этим заданием. Я допускаю мысль, что всё усложняю. Я делюсь своей точкой зрения, аргументирую её, но не навязываю.
Ответить
Надо быть проще:-)
Anonymous
7.10 12:17
Надо быть проще:-)
Ответить
Стараюсь :))
Abril C.G.
7.10 12:47
Стараюсь :))
Ответить
Мне кажется, в данном случае вы ищете подтекст там, где его нет.))) А если и есть, то не такой пафосный, как вы описали выше.)))
Ответить
Возможно :))
Abril C.G.
7.10 12:49
Возможно :))
Ответить
Вы вот реально считаете, что в 40-ом все только и думали о трагедии? Я уж тогда и не знаю, как теперь пересмотреть, ну наприме, Барто
Дело было в январе,
Стояла елка на горе,
А возле этой елки
Бродили злые волки.

Вот как-то раз,
Ночной порой,
Когда в лесу так тихо,
Встречают волка под горой
Зайчата и зайчиха.

Кому охота в Новый год
Попасться в лапы волку!
Зайчата бросились вперед
И прыгнули на елку.

Они прижали ушки,
Повисли, как игрушки.

Десять маленьких зайчат
Висят на елке и молчат.
Обманули волка.
Дело было в январе,—
Подумал он, что на горе
Украшенная елка.
1940
Ответить
Сейчас вам автор выстроит линию про волка-Берию, которому не охота попасться в лапы, и не только под Новый год. Для этого лучше прикинуться ветошью и не отсвечивать.
Ответить
Не выстроит :)) Вы иронизируете, а в те времена иной раз доходили до абсурда в интерпретациях. Цензура и в "Тараканище" Чуковского узрела политический контекст, типа это про Сталина, с усами же, и про его свержение, съел же его воробей :)
Ответить
При желании все можно довести до абсурда. Но зачем уподобляться маразму?
Ответить
ВЫ что-то путаете. Тараканище было написано еще до прихода Сталина к власти.) Хотя с первого взгляда, конечно, аналогия кажется очевидной. Я, например, долго думала, что так оно и есть, пока не узнала,что стихотворение было написано в 1925 (если правильно помню) году, когда ни о каком культе еще и речи не шло.)
Ответить
Не буду утверждать, потому что не могу найти точную информацию об этом факте, но по-моему, цензоры всё-таки прицепились к этому детскому стиху, и неважно было, что оно написано в далёком 1925. В стране творился абсурд на этой почве. А сейчас тоже, помните, была шумиха, когда многие детские мультфильмы попали под возрастной ценз? :) Я так и не поняла, это правда была или журналистская утка.
Ответить
это, безусловно, о капитулировавших ...
Водяная крыса Выдра C.B.
6.10 09:55
это, безусловно, о капитулировавших во второй мировой европейских государствах.
Ответить
В 1940 году?
Anonymous
6.10 14:29
В 1940 году?
Ответить
30
поэт был провидцем
Ответить
:-)
Anonymous
7.10 12:15
:-)
Ответить
Да, общий настрой был такой. Начало века тяжёлое, войны, революции, репрессии. Потом сороковые-роковые. Исключения, безусловно, есть. Я не такая замороченная, чтобы во всех стихах, особенно детских видеть подоплёку :) Но если стих заявлен как задание на олимпиаде, то тут поневоле задумаешься, а вдруг не всё так просто, как кажется :) Как правило, так и бывает.
Ответить
для 11-летних детей НЕ МОЖЕТ быть такого смысла. уверяю вас.( у меня дочке тоже 11 лет)
Ответить
Не знаю, не знаю. Моя подруга, учитель русского языка и литературы, сказала, что я недооцениваю современных школьников, и что её дети в пятом классе блестяще анализируют Цветаеву и Ходасевича. А у этих поэтов всё с подтекстом, да тайным смыслом :)
Ответить
имхо НЕТ НИКАКОГО ПОДТЕКСТА.
бУДЬ ТАМ ДАЖЕ 1943 ГОД.
Ответить
никакого подтекста и правда нет.А то вы ,как в "12 стульях", нафантазировали:"ООО, какой ход-отрыв от народа и падение!":-)( Кисы в оркестровую яму):-)Будьте проще и не копайте, где не надо, это не для заумных взрослых, а детская олимпиада :-)И в тяжелые сороковые писали простые стихи для детей:-)
Ответить
:)))
Abril C.G.
7.10 12:58
:)))
Ответить

© Eva.ru, 2002-2025. 18+ Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325 (xNM0h0d3)