24
Смотреть, обидеть, видеть, дышать и ненавидеть..
Скажите, пожалуйста, почему правила В учебнике по русскому языку, 4 класс, гласят, что у глагола неопределенной формы, т.е начальной формы (без времени), как в названии темы, -ть это суффикс. Это правило.
А когда мы учим другое правило, как в названии темы, то эти же глаголы приобретают окончания --ать, -ять, -ить, -еть. По ним мы определяем спряжения глаголов, в том числе и исключения, как в названии темы.
Где правда? Окончание или суффикс?
Благодарю за пояснения.
Свернуть
Ответить
Да мне понятно, что разные.
Объяснить как?
А как разобрать по составу любой глагол из этих, неопределенной формы?
например, глаголы:
Салютовать
Приветствовать
Ненавидеть
Где суффикс? Где окончание?
Объяснить как?
А как разобрать по составу любой глагол из этих, неопределенной формы?
например, глаголы:
Салютовать
Приветствовать
Ненавидеть
Где суффикс? Где окончание?
Ответить
Если у вас учат, что в глаголах неопределенной формы -ть - это суффикс, а не окончание (что по сути так и есть), то разбор будет выглядеть так:
1) салют/ова/ть - корень/суффикс/суффикс , салютова - основа, т.к. -ть - это формообразующий суффикс, он в основу не входит. Окончаний у глаголов неопределенной формы нет, даже нулевого.
2) привет/ств/ова/ть - корень/суффикс/суффикс/суффикс, приветствова - основа, окончания нет.
3) ненавид/е/ть - корень/суффикс/суффикс, ненавиде - основа, окончания нет.
Но в некоторых программах -ть выделяют как окончание. Что поделать, тогда нужно так и выделять.
Лично я придерживаюсь первого варианта, когда -ть - это суффикс, а окончания у инфинитива нет.
1) салют/ова/ть - корень/суффикс/суффикс , салютова - основа, т.к. -ть - это формообразующий суффикс, он в основу не входит. Окончаний у глаголов неопределенной формы нет, даже нулевого.
2) привет/ств/ова/ть - корень/суффикс/суффикс/суффикс, приветствова - основа, окончания нет.
3) ненавид/е/ть - корень/суффикс/суффикс, ненавиде - основа, окончания нет.
Но в некоторых программах -ть выделяют как окончание. Что поделать, тогда нужно так и выделять.
Лично я придерживаюсь первого варианта, когда -ть - это суффикс, а окончания у инфинитива нет.
Ответить
Спасибо большое Вам! Я так и думала, основу только не знала, что -ть не входит. Вы обосновались очень доходчиво.
Вы- преподаватель?
Вы- преподаватель?
Ответить
я так поняла, русисты сами еще не договорились. я лично просто говорю, что глагол оканчивается на -ять, дети, это НЕ окончание, квадратиком не выделяем, это просто такие буквы на конце.
Ответить
это суффиксы, а не окончания
верно написали - не путайте "окончание" как часть слова со словосочетанием "оканчивается на ..."
почему такая хитрая формула - а потому что некоторые филологи и авторы справочников считают что -ть - окончание
и если так обозначить типа не должно считаться ошибкой
формулировка "оканчивается на ..." позволяет избегать этой спорной тонкости
но основная школьная позиция - -ить и тд - суффиксы
верно написали - не путайте "окончание" как часть слова со словосочетанием "оканчивается на ..."
почему такая хитрая формула - а потому что некоторые филологи и авторы справочников считают что -ть - окончание
и если так обозначить типа не должно считаться ошибкой
формулировка "оканчивается на ..." позволяет избегать этой спорной тонкости
но основная школьная позиция - -ить и тд - суффиксы
Ответить
-ить и т.п. - это два суффикса.
Ответить
Продолжу тему.
Девочки, послушаю еще и Ваши коментарии.
Согласна, что мнений нет единогласных, и это печаль.. Но страдает ребенок, получая оценки и не получая правильные единые знания.
глаголы:
Уйти
Увести
В разных справочниках трактуются по-разному в подземном разборе. Каков ваш вариант?
Глагол
Искупался
Опять же..ну что сказать, дают тему, которую еще не изучали. Постфикс ребенок суффиксом отметил, нулевого окончания не поняв, конечно. Как и у автора, тоже 4 класс.
Спасибо всем заметившим мой вопрос.
Я к чему. Если, как пишет Марина, инфинитив не имеет окончания, то уйти и увести имеют суффиксы ти? Где мне взять это правило про суффиксы и окончания глаголов в неопр форме?
А простые глаголы в инфинитив
вернуть и мечтать -у- -а- в данном случае это еще один суффикс?
Девочки, послушаю еще и Ваши коментарии.
Согласна, что мнений нет единогласных, и это печаль.. Но страдает ребенок, получая оценки и не получая правильные единые знания.
глаголы:
Уйти
Увести
В разных справочниках трактуются по-разному в подземном разборе. Каков ваш вариант?
Глагол
Искупался
Опять же..ну что сказать, дают тему, которую еще не изучали. Постфикс ребенок суффиксом отметил, нулевого окончания не поняв, конечно. Как и у автора, тоже 4 класс.
Спасибо всем заметившим мой вопрос.
Я к чему. Если, как пишет Марина, инфинитив не имеет окончания, то уйти и увести имеют суффиксы ти? Где мне взять это правило про суффиксы и окончания глаголов в неопр форме?
А простые глаголы в инфинитив
вернуть и мечтать -у- -а- в данном случае это еще один суффикс?
Ответить
10
Лен, у неизменяемых слов нет окончаний, значит и у инфинитива его тоже нет.
Вернуть: вер - корень, ну - суффикс, ть - формообразующий суффикс, окончания нет, верну - основа.
Мечтать: мечт - корень, а - суффикс, ть - формообразующий суффикс, окончания нет, мечта - основа.
Уйти: у - приставка, й - корень, ти - формообразующий суффикс, окончания нет, уй - основа.
Увести: у - приставка, вес - корень, ти - формообразующий суффикс, окончания нет, увес - основа.
Почитай про формообразующие суффиксы. Ну и про глагольные суффиксы вообще.
На счет нулевого окончания в глаголах прошедшего времени мужского рода. Чтобы понять, что окончание там есть, нужно поставить глагол в форму женского или среднего рода, тогда окончание появится.
Вернуть: вер - корень, ну - суффикс, ть - формообразующий суффикс, окончания нет, верну - основа.
Мечтать: мечт - корень, а - суффикс, ть - формообразующий суффикс, окончания нет, мечта - основа.
Уйти: у - приставка, й - корень, ти - формообразующий суффикс, окончания нет, уй - основа.
Увести: у - приставка, вес - корень, ти - формообразующий суффикс, окончания нет, увес - основа.
Почитай про формообразующие суффиксы. Ну и про глагольные суффиксы вообще.
На счет нулевого окончания в глаголах прошедшего времени мужского рода. Чтобы понять, что окончание там есть, нужно поставить глагол в форму женского или среднего рода, тогда окончание появится.
Ответить
Спасибо, Марина.
значит, надо обоснованно словообразующие суффиксы учителю показать? Ну, то есть я приду с вопросом, должен же быть адекватный с моей стороны момент в претензии. Буду искать информацию.
А постфикс как указывается схемой? Как приставка, но зеркально? А будет ли в данном случае окончание называться интерфикс?
Гружу фото
значит, надо обоснованно словообразующие суффиксы учителю показать? Ну, то есть я приду с вопросом, должен же быть адекватный с моей стороны момент в претензии. Буду искать информацию.
А постфикс как указывается схемой? Как приставка, но зеркально? А будет ли в данном случае окончание называться интерфикс?
Гружу фото
Ответить
У вас "славка" с маленькой буквы написано? Это не имя?
Ответить
Лен, все зависит от программы, которая именно в вашей школе. Если ваших детей учат, что -ть и -ти - глагольные окончания, то смысл тебе переть на рожон и доказывать, что это формообразующие суффиксы?
По поводу фото с выполненным заданием. Ошибки: не везде правильно выделяет основу (формообразующие суффиксы в основу не входят), не выделяет нулевые окончания, в глаголе пыталась, а, л являются отдельными суффиксами, первый - словообразующий, входит в основу, второй - формообразующий, в основу не входит (интересно, но ведь в глаголе поспешил он правильно суффиксы и, л отдельно выделил).
На счет постфикса. В принципе, да, он так и выделяется при разборе, как ты написала: как приставка, только наоборот. Но можно его выделять, как обычный суффикс. Но мне кажется, что постфиксы -ся, -сь являются формообразующими (возвратная форма) и тогда они в основу не входят. Но вот тут я не очень уверена, это, скорее, мои рассуждения.
На счет окончаний не грузись (я даже слова такого не знаю, что ты написала ))) ), просто окончания и все )))
По поводу фото с выполненным заданием. Ошибки: не везде правильно выделяет основу (формообразующие суффиксы в основу не входят), не выделяет нулевые окончания, в глаголе пыталась, а, л являются отдельными суффиксами, первый - словообразующий, входит в основу, второй - формообразующий, в основу не входит (интересно, но ведь в глаголе поспешил он правильно суффиксы и, л отдельно выделил).
На счет постфикса. В принципе, да, он так и выделяется при разборе, как ты написала: как приставка, только наоборот. Но можно его выделять, как обычный суффикс. Но мне кажется, что постфиксы -ся, -сь являются формообразующими (возвратная форма) и тогда они в основу не входят. Но вот тут я не очень уверена, это, скорее, мои рассуждения.
На счет окончаний не грузись (я даже слова такого не знаю, что ты написала ))) ), просто окончания и все )))
Ответить
Возвратные постфиксы входят в основу. Например, "умывать" и "умываться" - разные слово, а не формы одного и того же. Соответственно, основа в этих случаях прерывается: умыва...ся.
Ответить
Марина, спасибо.
У сына учителей по русскому языку несколько, точнее трое. Вот в этом проблема, наверное. Так сложились обстоятельства, не специально.
Я, в принципе, поняла суть ответа.
Фото, которое я выложила, ученик это задание делал первый раз, до той поры обрывочно изучал разбор глагола, а с глагольными суффиксами вообще мало знаком, только из правила в учебнике. У нас актировки, неделю дома сидят уже, а тетрадь следствие посещения курсов по рксскому, там другой учитель и своя оценка работы. А ученик расстраивается, понятное дело. Ну и, главное, не понимает единого решения.
У сына учителей по русскому языку несколько, точнее трое. Вот в этом проблема, наверное. Так сложились обстоятельства, не специально.
Я, в принципе, поняла суть ответа.
Фото, которое я выложила, ученик это задание делал первый раз, до той поры обрывочно изучал разбор глагола, а с глагольными суффиксами вообще мало знаком, только из правила в учебнике. У нас актировки, неделю дома сидят уже, а тетрадь следствие посещения курсов по рксскому, там другой учитель и своя оценка работы. А ученик расстраивается, понятное дело. Ну и, главное, не понимает единого решения.
Ответить
Интерфикс - это "асемантическая прокладка", то есть вставка, не имеющая никакого собственного значения (в отличие от морфем - в частности, окончания, которое интерфиксом являться не может).
Ответить
20
Спасибо. А интерфикс входит в основу? Он же в середине слова стоит.
Вы согласны, что глаголы в инфинитив не имеют выделяемого окончания, а -ть -ти это суффиксы, образующие форму глагола и не входящие в основу, потому как исключаются с изменением времени. Правильно?
Вы согласны, что глаголы в инфинитив не имеют выделяемого окончания, а -ть -ти это суффиксы, образующие форму глагола и не входящие в основу, потому как исключаются с изменением времени. Правильно?
Ответить
Интерфикс входит в основу, поскольку не является формообразующей морфемой.
Насчёт -ть и -ти вам абсолютно верно ответила Марина - подход зависит от программы, поскольку этот вопрос русисты никак не разрешат окончательно. Сейчас эту вредную морфему чаще всего считают формообразующим суффиксом (точнее, постфиксом, но в школьную программу это понятие не включено), однако авторы учебника вправе придерживаться альтернативной точки зрения. В чем-то это проще для школьников: их же изначально учили, что с помощью окончания образуются формы слов, а с помощью суффикса - новые слова, и окончание - единственная изменяемая часть слова.
Оптимальный подход на уроках, видимо, приблизительно таков: есть два мнения, мы на уроках будем считать -ть окончанием. Для средней школы уместно добавление: если вы выделите -ть как суффикс, это не будет ошибкой, но не забывайте, что он не входит в основу.
Насчёт -ть и -ти вам абсолютно верно ответила Марина - подход зависит от программы, поскольку этот вопрос русисты никак не разрешат окончательно. Сейчас эту вредную морфему чаще всего считают формообразующим суффиксом (точнее, постфиксом, но в школьную программу это понятие не включено), однако авторы учебника вправе придерживаться альтернативной точки зрения. В чем-то это проще для школьников: их же изначально учили, что с помощью окончания образуются формы слов, а с помощью суффикса - новые слова, и окончание - единственная изменяемая часть слова.
Оптимальный подход на уроках, видимо, приблизительно таков: есть два мнения, мы на уроках будем считать -ть окончанием. Для средней школы уместно добавление: если вы выделите -ть как суффикс, это не будет ошибкой, но не забывайте, что он не входит в основу.
Ответить
Про глаголы так толково объяснили,а почему же "НА СЧЕТ нулевого окончания" раздельно написали?
Ответить
