Школа
21

Я неуч?:(

Дочка в 5 классе. Учебник издательства "Просвещение",2008г авторы Т.А.Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Н.В.Ладыженская.

Задали упражнение на тему "прошедшее время глаголов", сделать по образцу.
Образец: Увидел-увидеть. Все бы ничего, вот только в образце, в слове "увидеть" выделен суффикс -е- и окончание -ть-. Перед упражнением правило "В прошедшем времени перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что и в неопределенной форме" и пример : посеял (посеять), где в слове "посеял" выделены суффиксы -я- и -л-.
Я считала, что в слове "увидеть" будет окончание -еть-, нас так учили в школе. А в слове "посеял" -по- приставка, -сеял- корень.

Листаю учебник, в слове "было" выделен суффикс -л-.

я отстала от жизни? или забыла школьную программу? может это опечатка?
Как объяснить ребенку, где в слове "посеял" будет корень и какой он -посе- или -се-? какой корень будет в слове "было"?

В интернете нашла этот учебник 2011 г выпуска, там немного другие упражнения, но в принципе тоже самое, вот например в упр.664 http://30school.ru/5-klass/russkij-yazyk/reshebnik-gdz-po-russkomu-yazyku-5-klass-uchebnik-russkij-yazyk-ladyzhenskaya-t-a-otvety-k-uprazhneniyam/russkij-yazyk-ladyzhenskaya-t-a-2011-god.html

Свернуть
Ответить
Как объяснить ребенку, где в слове "посеял" будет корень и какой он -посе- или -се-? какой корень будет в слове "было"?

Разбор по составу начинают с окончания.Изменяем по роду и числам: посеял - посеялА - посеялИ.Окончание в слове "посеял" нулевое."Л" - суффикс прошедшего времени.Перед суффиксом "Л" стоит суффикс "Я", как и в неопределенной форме - "посеЯть".Приставка тоже сразу видна: посеять - сеять, приставка по-.Остается корень - се.Подберем однокоренные слова - СЕять, заСЕвать, отСЕв, поСЕв, СЕв, СЕяние, СЕятель, поСЕвной, отСЕять, отСЕивать, проСЕять, проСЕивать и т.д.
Со словом "было" - аналогично.Только здесь уже есть окончание и нет приставки.
Ответить
Сначала окончание, изменяя форму, потом корень, подбором однокоренного СЕВ, потом приставка (то, что перед корнем), суффикс (то, что после корня), а не в том порядке, как Вы написали.
Ответить
Зависит от учебника.У нас было окончание - основа - приставки - суффиксы - корень.Иногда трудно сразу определить корень, бывает проще сначала откинуть все "лишнее".
Ответить
Кто такой чуши вас мог учить? "Я считала, что в слове "увидеть" будет окончание -еть-, нас так учили в школе. А в слове "посеял" -по- приставка, -сеял- корень." Может, у вас русский язык физрук преподавал? Хотя, скорее, вы - неуч, и "мудрых преподавателей слушал я невнимательно". :-)
Ответить
Не могу допустить, что Вас в школе учили неправильно, поэтому будем считать, что Вы просто уже забыли школьную программу ))
Ответить
не то что прям неуч, но русский жутко труден при разборе
корень - неизменяемая часть слова
сеятель и посею и посевная - что не изменяется?
еть-ить-ять никогда не были окончаниями (не путать с "оканчивается на ..." - это не о части слова)
это либо суффикс + ть окончание либо все целиком суффиксы - тут да, есть два мнения у филологов
а "л" всегда был и есть суффикс прошедшего времени, вы где-то пропустили у Ладыженской
это правило, оно прямо прописано, помню
Ответить
С -ть вообще прикол, разные научные школы называют его кто окончанием, кто формообразующим суффиксом :) Лично я придерживаюсь второй точки зрения. Окончание еще иначе зовут флексией, то есть изменяемой частью слова, а -ть не изменяется. Но у первой школы тоже есть аргументы :) А -л- все-таки суффикс :)
Ответить
Тут уже ни один раз всплывала эта тема про суффиксы неопределенной формы и глагольные суффиксы. И особо школьников путает то, что нет единой точки зрения. Я вот тоже считаю, что -ть , - ти - это формообразующие суффиксы, а не окончания, они в основу слова не входят. Аргументация такая же, как у Вас - инфинитив не изменяется, а окончание - это изменяемая часть слова, формообразующая морфема.
Ответить
я тут искала в инете разбор слова по составу Проснулась. Нашла несколько взаимоисключающих вариантов.

Это тихий ужас, для тех, кто не станет филологом - надо просто это пережить.
Ответить
:) я сроду никаких правил не знала, ...
самка подкустовного выползня KF**
15.04 07:58
10
:) я сроду никаких правил не знала, вообще... изначально писала правильно, уж не знаю почему, вот и не пришлось на них заморачиваться... поэтому сейчас ежедневно изумляюсь, помогая сыну с домашкой... русский язык - это что-то! жуткий мозговынос :)
Ответить
дочка (7 кл заканчивает) все правила знает назубок. Хоть за 2 класс спроси, хоть за 5й. Я её честно спрашиваю нафига она их все заучивает, если обладает врожденной грамотностью и правильно пишет и без них. Грит, так спокойней.
А сыну врожденной не досталось, а правила учить лениво. Вот борюсь с ним постоянно.
Я тоже почти правил не помню. Правда, не могу сказать, что супер грамотно пишу, но на фоне нынешней молодёжи вполне ничего :)
Ответить
По-сей-а-л
по приставка, сей корень (на конце корня й, йот, часто встречается такой вариант, мы ж не по буквам разбираем, а по фонемам))), затем суффикс а, суффикс прошедшего времени л, нулевое окончание.
Ответить
гм, в школе как раз в началке по буквам разбирают приставки, корни, окончания
Ответить
по буквам
Anonymous
15.04 09:03
по буквам
Ответить
Сейчас такой русский прикольный. Я балдела, когда мой ребенок всякие умные слова говорил ( мы таких и не знали) - морфемы, йотированные гласные и тыпы. И правила мы по-другому учили, заучивали просто - жи, ши пиши с буквой и - да и всё. А они все с обоснованием, с теорией. Интересно посмотреть со временем, как это скажется на грамотности моего ребенка. То, что правила вылетят из головы со временем , я и не сомневаюсь, а вот что с грамотностью будет -вопрос. С другой стороны, сейчас все в компе, а он красным подчеркивает и исправляет, так что и не важно м.б. будет. Любой дурак грамотно напишет при желании.
Ответить
+1, формулировка правил иногда ставит и меня в тупик. А еще изучение на уроках русского понятий метафора, эпитет, олицетворение и т.д. в 5 классе.
Ответить
В 5-ом?! Дочка метафоры, сравнения, ...
Бамбара Чуфара H*
18.04 21:01
В 5-ом?! Дочка метафоры, сравнения, олицетворения и эпитеты учит во 2-м... :)
Ответить
В учебники моей дочери за 3 класс -ть в глаголах - это суффикс, тоже сильно удивилась в наше время это было окончание.
Ответить
Я гораздо больший неуч)) Более того,...
мадам Грицацуева KF*
15.04 15:37
Я гораздо больший неуч)) Более того, я считаю, что в суффиксах разобраться невозможно:) При всей моей прилежности я никогда их не понимала. Со всякими "еньк", "очк" и проч. всегда было понятно, но суффиксы из одной буквы - это выше моего понимания. Мне кажется, там педагогическая дыра - невозможно объяснить, почему, например, "н"- это суффикс, предлагается просто так считать.
Как в алгебре всякие 5х - начинающим изучать алгебру не объясняют, почему 5х - это 5*х, предлагается принять на веру. Это тоже дыра)
Ответить
Можно присоседюсь к теме... Вчера ДЗ разобрать по составу слова ОПРЕДЕЛЯЕТ и ОБСТАНОВКА. Я думала что О и ПРЕ-приставки, -ДЕЛ- корень Я- суффикс, ЕТ- окончание. Нашла в интернете в Векипедии и мое понимание разбора и ОПРЕДЕЛ - это один корень. Какой из этих вариантов считать правильным.
Со слово ОБСТАНОВКА тоже странно, я думала ОБ-приставка, СТАН - корень, а нет написано ОБСТАН - это корень.
Ответить

© Eva.ru, 2002-2025. 18+ Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325 (xNM0h0d3)