Как научиться правильно продавать свои услуги?
Я человек очень далекий от торговли, это вообще не мое. Всегда восхищалась людьми, которые могут работать, например, на холодных звонках,предлагая какую-либо продукцию. Я так воспитана, что для меня предлагать=навязывать.
Между тем, есть такие вещи, которые мне нравится делать-хобби. И знакомые, зная об этом, часто обращаются к моей помощи.
Да, мне, конечно, приятно делать то, что у меня получается хорошо. Но постоянно получается так, что люди, которые обращаются ко мне в сложном финансовом положении, о чем они сразу говорят (это причина того, почему они не обращаются в соответствующие компании,там гораздо дороже), мне жаль их, а работа приятна, поэтому соглашаюсь помочь за копейки или даже бесплатно.
Или, когда люди искренне просят помочь им что-либо оформить правильно (причем, достаточно обеспеченные), но это как бы на дружеской основе, то как-то неловко уже заговаривать о деньгах.
Был случай, когда хорошо знакомая семейная пара попросила провести праздник в саду у их ребенка, сказали, что скинутся все родители и оплатят мне проведение. Не собиралась брать с них огромную сумму, но, учитывая, что в группе 24 человека я прикинула, что даже если скинутся всего по 100 руб., то 2400 мне вполне хватит.
Исходя из этой суммы, купила недорогие призы детям для конкурсов на 400 руб на свои деньги, готовилась месяц, очень хорошо все провела, аплодировал весь коллектив сада, дети были в восторге. Приятельница после праздника отдала мне 1 тыс. На мои вопросы она ответила, что больше скинуться не могут.
Скажите, обозначаете ли вы стоимость услуги приятелям ниже того, чем это стоит на самом деле (учитывая, что услуги не по основной вашей занятости, а, как бы, хобби)?
И вообще, как мне перебороть эту идиотскую неловкость и прекратить делать все практически бесплатно? Может, тренинги есть какие-то?
Особо над этим не задумывалась, но тут открыла свой ежедневник и посмотрела сколько всего я сделала по разным просьбам за последние три месяца. Я бы, наверное, озолотиться уже могла, даже если бы брала вполовину рыночной стоимости. А ведь времени и сил затрачиваю немало.
У меня есть подруга, оказывающая услуги и обладающая огромным кол-вом доброты :-).. в общем тоже обижалась, что многие знакомые пользуются бесплатно ;-) А потом придумала расценки для знакомых. Так, чтобы это было дешевле рыночных цен, но не в убыток себе. За бесплатно ничего не делает, но если характера назвать коммерческую цену не хватает, то называет цену для друзей.
Например, если Вы занимаетесь праздниками, Вам хочется минимум 2,5 тыс (цена для рынка услуг, как я понимаю, смешная). Вот и говорите знакомым, что 8 Вы с них брать не будете, что лично для них - это 2,5 тыс.
Постепенно натренируетесь и цену повысите ;-).. только обязательно подумайте за какую цену приятно работать, может это не 2,5, а больше?
У моего брата есть друг, так вот сколько помню он всегда брата просил ему помочь (диван перетащить, на машине подвезти, ремонт делать, жену куда-нибудь доставить и т.д.). Это было регулярно. Они еще в школе вместе учились. Сейчас брату 40 лет. Так вот как только брат поросит этого друга ему помочь, так у того всегда дела, он никогда ни разу ничем не помог. Есть такие люди, их гасить надо.
если вы раскручиваете себя как профессионал, например, как актер по проведению праздника (постановка речи, дикция, мимика, хореография - мы все можем прочитать стихотворение, но так, чтобы заплатили за это деньги, прочтут единицы), то надо учиться актерскому мастерству, позиционировать себя как профессионала (визитки всем раздать после утренника с телефоном и пр.) создать команду - фотограф, вы, музыкант. так легче будет делиться контактами.
например, некая тамада бесплатно участвовала в мероприятии (лишь бы попасть), в течение месяца поступило 3 предложения, на которых она уже заработала.
как делают портфолио дизайнеры: друзьям почти за даром, чтобы были работы, себе, родственникам. а потом с портфолио уже продают себя.
вывод напрашивается один: вы хотите заниматься бизнесом (продавать свои услуги), так и учитесь ему.
нужны знания по позиционированию себя, продвижению, пиар, созданию бренда (маркетинг), финансовая модель (заложите в нее сумму на обучение, агентские 10% за заказ, цену офиц. и для своих, сколько времени вы готовы заниматься этим),
профессиональному развитию, искать свою уникальность, нишу), лучше узкая специализация - но позиция, я делаю это лучше всех, потом расширять. и что вым нужно - навыки ведение переговоров. это проблема многих. правило: оцените себя адекватно исходя из вышесказанного и не отступайте от вилки ценовой на переговорах. можете знакомым сказать. я окончила курсы и теперь дипломированный специалист по проведению мероприятий, мое хобби превратилось в работу, поэтому столько стою.
знаю девушку, которая работает в фармкомпании,а хобби и доп. заработок - тамада. ей очень нравится.
Еще складывалось так, что я, например, называла знакомым стоимость (далеко не высокую, минимальную), а они обижались, что не бесплатно и из принципа заказывали у других не лучшего качества услуги и по большей цене, чем называла я.
Или обращаются так:"Вер, у меня вот тут не получается, не подскажешь, как лучше сделать?". Ну, разумеется мне подсказать не сложно, займет немного времени, о деньгах смешно говорить. Подсказываю. Потом начинается:"Ой, а вот тут как лучше сделать? А это? Я что-то не совсем поняла, объясни, пожалуйста".
В результате все получается сделано моими руками. Причем, позиционируется так, что, мол, свои люди, сегодня ты мне поможешь, а завтра я тебе. Но в том и дело, что это "завтра" никогда не наступает,т.к. я предпочитаю сама разобраться во всем, чем обращаться к другим и напрягать их.
уметь себя продать искусство))
Да и речь не только о праздниках. Это касается и остальных услуг, я очень ответственно отношусь к просьбам и если не уверена, что смогу сделать качественно, то не берусь помогать вообще.