Аспирантура как пенсионный план
Аспирантура как пенсионный план - не мое изобретение. Гениальные западные менеджеры сделали на этом карьеры. Была такая аспирантура, в которой был хронический недобор. Так директор набирал старых кляч и обещал: "У Вас будет ПЕНСИЯ после нашей аспирантуры. Куда-то приткнетесь". Потом он шел к профессорам и говорил: "Ты застряла, ты за 15 лет не сделала ни 1 статьи в научном журнале. У меня есть для тебя аспирант. По секрету даю его тебе. Пока о нем никто не знает. Только для тебя. Вы с ним взлетите к звездам". Так и распихал седых аспиранток по застрявшим в науке профессорам.
Так он сделал НАБОР. Да, потом все писали жалобы друг на друга и скандалили. И пианистка пошла изучать статистику, и режиссера оформили на кафедру технологий. И даже бывший грузчик был оформлен аспирантом на кафедре педагогики. И вскоре чудесный директор аспирантуры уехал на градиозное повышение: стал деканом. Эффективный менеджер!
Туда он попал в удачное время: Канада еще разрешала завозить иностранных студентов без ограничений. Он напихал весь город индусами в чалмах. Пока он там деканствовал, он принял на работу старых кляч - седых выпускников своей бывшей аспирантуры. Его бывшие коллеги сделали роскошные отчеты о том, как великолепно устроились выпускники их аспирантуры. Он не бросил вуз в беде: куда девать седых кляч.
Он успел смыться с должности декана ДО того, как Канада ввела ограничения на выдачу студенческих виз. Стал проректором в другом вузе.
Конечно, после российской аспирантуры вас не возьмут преподавать ни в Австралию, ни в Ирландию, как пристроились седые выпускницы канадских аспирантур, но в какой-то местный техникум приткнетесь, если научитесь заводить полезные связи.
Этот эффективный менеджер для каждого находил доброе слово. И все вспоминают его добрым словом. Он дал путевку в жизнь многим канадцам в отчаянии и многим иммигрантам. Он умел строить отношения. И себе сделал карьеру, и людям помог.
Не знаю, почему интеллигентный еврейский парень работал грузчиком до 40+ лет. Но работал он в культурном месте. Как Пани убирает библиотеку, а не вокзальный туалет. Так и он типа в музее шкафы таскал из зала в зал. И написал прекрасный педагогический диссер в стиле: "Современные методы проведения тренингов с невладеющими английским языком грузчиками про упаковку старинного фарфора, конфискованного у контрабандистов". Создать диссертационный комитет было сложно: на кафедре педагогики никто не хотел быть оппонентом диссера про грузчиков и контрабанду. Согласились бабы с кафедры архитектуры и экологии: у них горел план по участию в комитетах по защите диссертаций. Парень сделал после 40 лет бакалавра в заочно-онлайновой программе. А директор принял его в аспирантуру с условием прохождения магистерских курсов. Сделал набор! Архитекторы отлично утвердили диссертацию!
Если вы научитесь прикусывать свои длинные языки и прикрывать черный рот, научитесь строить отношения на кафедре, то тоже устроитесь в какой-то техникум. И будете там милыми старушками на зарплате до 90 лет.
Этот бывший грузчик всегда говорил: "Аспирантура - мой пенсионный план!"
Вы заходите в тусовку дармоедов. Там все дармоеды и паразиты. И налаживаете отношения. Кто-то будет уходить откуда-то и вас туда заведет за руку.
Учитесь утешать на своем плече тех, кому надо плакать - он вам и поможет.
Чтобы найти новые связи, нужно все время менять тусовку.
Старая седая кляча не могла знать, что директор аспирантуры станет деканом в другом городе и наймет ее на работу перед тем, как смыться в проректоры в следующий город.
Известный труд 1974 года Марка Грановеттера из Стэнфорда о слабых связях при трудоустройстве не устарел.
А мне сегодня снилась моя докторантура, будто бы я 20 лет в ней зябну, а пора бы уже выходить на защиту. Удивительно все, как и скм срок тянущийся. Вот, оказывается, к чему, к вашему сообщению про аспирантов.
В общем, я вам говорю, доктора наук в возрасте 36, у нас много лет норма.
Весело у нас!
Если человек в отчаянии, он идет в аспирантуру в любом возрасте. Каждый путь потом уникален.
И среди раввинов в Израиле в 1947 году была безработица... Читайте Грановеттера про слабые связи, книга 1974 года.
Но опять же, для кого-то это слишком мелкие плюсы
Хотя и в мое время это было не так легко, у меня не гумманитарные науки, а естественно-научные, надо было делать эксперимент, он не получался, переделывала бесконечно, полгода так точно работала и выбросила результаты в мусорное ведро....
Это несопоставимо с усилиями по дипломной работе.
Но тем не менее, кто-то и сейчас защищается
П.С. А вы все же эксперимент до конца довели? и почему не стали описывать как есть, что вот в таких то условиях эксперимент не удается при таких-то вводных?
Диссертации тоже никто не заказывает. Это вы наверное про гумманитарную сферу, а у нас естественно-научная. Надо было кроме публикаций, еще мотаться по конференциям, там стоять у стендовых докладов, заводить контакты, чтобы потом перед защитой отзыв на диссер получить.
Всё серьезно было. Я этим занималась три года плотно, это как работа.
Допускаю, что сейчас всё по-другому
Из неудачного эксперимента часто видно, что все вообще придумано неправильно. Вообще все.
Наши иммигрантские сценарии могут быть неприменимы в ваших реалиях на 95%, а на 5% применимы.
В аспирантурах много тренингов, как устроиться хоть куда-нибудь. И все рассказывают друг другу истории, как кто куда приткнулся.
Бывают старые аспиранты с претензиями. Я лет 5 назад предлагала аспиранту, старому, неудачному, место, куда я его продала. Его туда брали не глядя за мои красивые слова где-то на 70 тысяч и всему учили бы. Он отказался. У него был временный контракт в хорошем месте. Он решил, что его там оставят и сказал, что будет рассматривать оффер только выше 100 тысяч. Видела его недавно. Пишет диссер уже лет 8, работы нет, выглядит ужасно. Наверное, получает деньги из своей страны? На что-то же он живет. Ну вот я лично уговорила людей его нанять. Они его даже не видели. На интервью не пошел. Там надо все новое делать. Я гарантировала, что он все будет делать, что ему скажут, что он способный.
В каждом бизнесе нужно учить что-то свое. Уникальные процессы. Страна малого бизнеса. В каждом бизнесе учат с нуля. Именно тому, что нужно им. В крупных организациях тоже. Поэтому специальность вообще роли не играет. В одном потоке идут и инженеры, и музыканты, и психологи, и те, у кого только школьный аттестат. Найм идет по НАВЫКАМ. Например, умение обслужить сложных клиентов. С тестированием на космическом уровне. С проверкой, что ты это делал в реале.
Много чего мы не ожидали: ни ковида, ни украинских событий, ни повышения пенсионного возраста у вас не ждали на Севере. Люди на Севере у вас тоже сидели и каждый день считали, пока им сверху накинули 5 лет.
Много чего в жизни бывает иначе. Много существует Других систем координат.
Да, у нас и седые аспирантки первого года аспирантуры. А они там еще будут сидеть 5-10 лет. Бывали у нас люди, которые 10 лет отсидели и вышли без степени. Правда, у нее была степень из своей страны. Она сумела кого-то облизать, ее взяли в соавторы пару раз - она затолкалась в какой-то универ со своей иностранной степенью из Европы + 10 лет канадской аспирантуры без защиты диссертации + пара публикаций, куда ее вписали друганы.
Многие аспиранты ставят фото на вебсайт универа, а фото лет 10-15. Аспирантов фото можно посмотреть на сайтах универов. Фото ставят же, когда аспиранта приняли. Этому фото уже лет 15. В аспирантурах не только молодые китайцы. Там много чего можно увидеть, если глаза протереть.
Да, для многих аспирантура - пенсионный план. Потому что они там посидят, сделают ребрендинг своего имиджа и куда-то затолкаются на должность не бей лежачего.
Это сложные комбинации обстоятельств. Да, есть полностью седые на первом году аспирантуры. А лет через 7-8 такие затолкались наконец где-то на кафедру или в какое-то другое место.
Все понимают, что итог это степень.
А вот это отсидел, оно каким боком к дальнейшему? Сидельцы))))
У нас это действия без смысла, для случайных или загоревшихся и быстро погасших в виду сложного труда и прочей событийности, без преувеличения. А у вас как?
Цель в аспирантуре - устроиться на зарплату в непыльное престижное место. Нет цели обязательно уехать в любой город, где универ примет.
Наиболее типичные ситуации.
1. Вообще нет научного руководителя. Никто не хочет брать аспирантов. У профессоров пожизненный контракт. Некоторые еще и не такой саботаж делают. То есть аспирантов набрали под лозунгом: "У нас много научных руководителей, мечающих об аспирантах". В реале каждый профессор потом скажет, а зачем мне это надо. Бывают профессора, которые за 15 лет не опубликовали ни одной статьи. Вообще бывает много сочетаний таких обстоятельств с другими.
2. Бывает мало научных руководителей по выбранной специализации. То есть аспирант может легко спрыгнуть к другому шефу, его зовут и говорят: "Вот я сама сбежала от руководителя, потому что он не знал, что он делает и зачем", НО аспирант уже прошел все курсы по специализации. Чтобы спрыгнуть на другую специализацию, нужно пройти курсы по новой специализации. Потом они понимают, что это ерунда по сравнению с тем, что он застрял вообще, но кто знал.
3. Обычно не меняют специализацию после сдачи аналога кандидатского экзамена. Компрехенсив экзамен. Уже после сдачи этого экзамена как бы аспирант точно приписан к кому-то и определился с направлением. Уже поздно менять руководителя или специализацию.
4. Есть предсказуемые методы исследования. Взяли интервью у респондентов, научный руководитель сочинил по этому поводу теорию - сдали и оформили защиту. Бывают непредсказуемые методы исследования. Если все вышло наоборот - поменяли гипотезы. Если вообще нет никаких паттернов в данных, просто получилась ерунда - начинай что-то другое с самого начала. По 5 лет делают исследование, а там потом вообще ничего нет :(.
5. Есть профессора, у которых никто еще никогда не защитился. Все застряли. Непредсказуемые методы исследования, ноль опыта у руководителя, который раньше делал то, что ему говорил шеф и родственники, сделавшие карьеру в его специализации.
6. Есть профессора-мечтатели: если получится статья в престижном журнале, то хорошо. А нет - пусть аспирант дальше сидит. Вдруг аспирант еще 3 года посидит и родит хороший материал - тогда будет статья.
7. Да, за каждый семестр нужно платить несколько тысяч долларов, но лет 5 это оплачивает стипендия, а потом то аспиранту дают преподавать и платят за курс, а из этих денег высчитывают на учебу, то еще как-то универ дает деньги на оплату учебы. Можно заключать контракт, чтобы бухгалтерия забирала деньги из каждой зарплаты каждые 2 недели. Преподаешь курс и рассчитываешься с универом.
8. Потом же у аспирантов тоже претензии: эту специализацию хочу, а вон ту не хочу. Они же не знают, что может плохо закончиться. Условно говоря, не хочу писать диссер про тупых детей или про беженцев, потому что даже мысли о них вызывают отвращение. А хочу, например, написать о влиянии музыкальных мотивов на скорость запоминания формул. Потом 2 года аспирант будет проходить курсы, потом 2 года он будет создавать анкеты, потом 2 года он будет проводить исследование. Пройдет 6 лет - в итоге ерунда. Он срочно возьмет другую тему и наконец займется наукой. Он уже стреляный воробей. Года за 4 соберет материал. Соберется комитет по диссертации. Расскажет, что все надо переписать с нуля. Что все сделано не так, а криво. За эти годы аспирант уже сто раз куда-то устроился на работу. Он не может успевать это все только за счет отпускных дней. Уже он сделал что-то. Тут начинается комитет по защите. Каждый хочет показать, что он ученый. В прошлом году была защита у одной. Она еще до аспирантуры была полностью седой. Ну вот лет через 6 защита. Такие же седые старушки ее заставили все переписать. И тут случилось чудо. Ее взял на работу тот, кто ее в эту аспирантуру принял и обещал, что она еще успеет заработать на пенсию. Он получил должность в другом универе. И перед тем, как оттуда уйти на очень высокое повышение, нанял ее. Ему все равно: он помог ей, помог бывшей аспирантуре отчитаться о том, что выпускница шикарно трудоустроена. Его уже ждал пост проректора в другом вузе. Ему уже все равно не руководить этой подчиненной. Он уже к другим звездам полетел. Зато в аспирантуре написали отчет, как трудоустроена выпускница!
Ну умножьте это на то, что у научного руководителя может быть 3 детей и полное отсутствие интереса заниматься аспирантами, у него могут быть больные родители в другом городе, какие-то еще интересы. Бывают шефы, не отвечающие на имейлы аспирантов по полгода. Они сами ждут, чтобы аспирант сбежал или бросил аспирантуру. Им не нужны аспиранты. Универ должен сделать набор. Профессорам не нужны аспиранты.
Но есть надежные руководители, которые шмаляют "открытия" под копирку, но аспиранты не хотели заниматься темами такого руководителя. Вы же понимаете, что каждый аспирант туда явился со своими претензиями.
Многие бросают аспирантуру, как только найдут хорошую работу вне сферы образования. Они просто продают себя при полном ребрендинге. Это уже не тетка, которая застряла враскоряку посреди полей с кукурузой, а активная аспирантка, у нее есть набор навыков, она готова заниматься общественной работой или еще какие угодно навыки. Рынок труда большой. Все куда-то затолкались.
Потом аспиранту обязаны давать курсы преподавать. Он потом продает себя куда-нибудь в какие-то тренинги под лозунгом, что он преподает в местном универе. У него уже есть портфолио. Подающий надежды лектор. Аспирантура обязана научить аспиранта ПРЕПОДАВАТЬ предметы по специализации его аспирантуры. Где-то нужно, например, читать сложные жалобы клиентов. А аспирант явно может прочитать любую муру. Вот по навыку "умею читать любую муру" его и наймут. Будет читать жалобы клиентов.
Короче говоря, сценариев МНОГО. И каждый уникален. Красивые темы привлекают, а потом оказывается, что профессор сам об этом ничего не знает, ничего не умеет. И вообще он может быть в третьем поколении профессором: ему все сделали мама с бабушкой или папа с дедушкой. Его сдали к тому шефу, который все сделал. А те, кто может сам делать, ну у них такие темы, что люди не хотят туда идти. Вам интересно ходить по приютам с беженцами и анализировать интервью с ними? Ну вот и другие не пошли. А те, кто пошел, давно получил диплом и профессорскую должность где-нибудь. Эти защитились вовремя и без проблем, и публикации сделали. Потому что у этого шефа везде связи, группа поддержки, сразу делают публикации и так далее. А люди говорили фу, я не хочу даже близко подходить к этому, к этим темам, я хочу красивую буржуазную тему.
Да, тех, кто застрял, зазывали другие профессора. Но это другие специализации, надо было что-то менять и изучать, скажем условно, вместо оперы канализацию. Но вот так тут устроено, что за канализацию платят деньги, а певцы никому не нужны.
Нет, в 50 лет не все хотят защитить диссертацию. Люди хотят получить зарплату. Они могут, сидя в аспирантуре, продать себя в любое престижное учреждение. Теоретически. И будучи аспирантом, затолкаться на летную практику куда угодно. Это все лотерея. Аспирант - это студент. Он может пройти вместе со студентами куда угодно на практику и там зацепиться. Потому что организации выделяют эти места для студентов. Аспирант может теоретически стать летом практикантом-помощником секретарши в условной мэрии и там куда-то еще затолкаться. Он не идет по общему конкурсу. Он идет по конкурсу среди 200 20-летних студентов. Его туда пустят на 3 месяца, он там кого-то сумеет облизать и куда-то затолкаться.
Так лопухнулся один аспирант. Я его разрекламировала, ему не глядя на него, уже сложили зарплату в конторе рога и копыта на 70К. А он сидел на практике в хорошем учреждении и думал, что его там оставят. И сказал, что давайте минимум 100К. Это его никто не видел, он на интервью не ходил еще. Я просто людей уговорила его нанять. Мне клятвенно обещали его взять на постоянку на 70К. Итог. Он сидит в аспирантуре уже 8+ лет. Выглядит плохо. Все мрачно. Но сделал 1 публикацию. Но у него шеф клепает публикации и аспирантов под копирку. Не знаю, почему все так мрачно. А мог бы взять эту работу, давно бы выгрыз повышение. Имел бы сегодня 80К и точно так же дописывал бы диссер. Он чуть не плакал у меня на плече на днях. Я его сто лет не видела. У него был шанс. Но да, он думал, что малый бизнес рога и копыта, он думал зацепиться за хорошее место. А там практика закончилась - его выставили.
Нет, изначально да, каждый думает, что он получит степень. Но за долгие годы каждый подал резюме тысячи раз и затолкался, например, в колл-центр банка. А в банках внутренний найм сотрудников. Не с улицы, а только среди тех, кто уже сотрудник. То есть, когда будет должность по связам с общественностью, будут выбирать из 1000 сотрудников колл-центра и всех, кто в окошке банка. Эта должность не выносится за пределы внутреннего найма. И так не только в банках. То есть нужно любой ценой стать сотрудником колл-центра банка. Потом перейдешь выше. Люди устроились и давно бросили аспирантуру. Или кое-как тянут. Идут после работы и преподают вечерний курс в универе до 10 вечера. Тянут лямку. Они уже получили зарплату.
Цель в аспирантуре - устроиться на зарплату в непыльное престижное место. Нет цели обязательно уехать в любой город, где универ примет. Они уже купили недвигу, у них устроены супруги, дети. Они не могут все бросить и уехать. Работа нужна на месте.
Условно говоря, застрявшие интеллигенты пришли в аспирантуру, посетили тренинги по трудоустройству в университете на всех подряд кафедрах, по студенческому набору зашли в колл-центр банка, получили там работу, по внутренним конкурсам поднялись выше, потом по квотам на студентов вошли еще куда-то, там кого-то облизали, узнали, куда еще подать с их опытом в колл-центре банка и еще выше устроились. А через 10 лет что-то дописали, а работа у них давно есть престижная.
В аспирантурах тренинги. Как вставлять ногу в двери. В каких учреждениях на что клюнули, когда другие люди туда подавали. И так далее. Ты в аспирантуре можешь получать какие-то наводки по городу про рынок труда. Давно не идет речь о том, что после диссертации работают преподавателями. Кем угодно работают. Тренинги идут "как продать работодателю 1 навык". Ты умеешь писать, ты умеешь читать, ты можешь угождать злым клиентам, которым продали интеллектуальный товар, смысла которого им не понять. Делай ставку на 1 навык. И продавай его на рынке труда. Когда ты туда войдешь, ты на месте изучишь что-то их местное. Потом продашь себя дороже. Потом достанешь свои дипломы и еще куда-то себя продашь.
Новая тусовка дает новые связи.
В наших реалиях седые соискатели на кандидатскую ученую степень встречаются в редчайших случаях. Правильнее сказать встречались. Это истории получения высшего образования при СССР, далее работа у своего дипломного руководителя в лаборатории, и во время соответственно после развала страны. Потом закрытие этой конторки, пристройство преподавателем в институт, а почему, потому что конторский руководитель нынче имеет пост ректора, тащит всех своих. Далее умудриться ничего не делать дцать лет, дажене лежать в сторону степени. Но получать на не совсем законных основаниях дипломников. Все таки ученая степень одно из правил подготовки и выпуска молодых специалистов. Потом власть состарилась, из ректоров перешла в ранг советника ректора, уже пора бы зачесаться на тему шаткости конструкции на работе. Но нет, пока от всех пинка не схлопотал ничего не пишет. Но вопрос ребром. Поэтому берется новейшая никем не проработанная тема. Иначе не прокатит, и это правильно. Разумеется, научным руководителем становится лучшая подруга, она то уже доктор наук. Им обеим дается некий срок на публикации и прочую оформительно-обязательную часть действа. Немолодой педагог реально ездит на конференции, отрабатывает леность прошлых десятилетий в самые краткие сроки. Работа пишется ими двумя, разумеется, потому как доктор наук ввязалась в практическую деятельность по новой теме плюс читает это курсом. Далее, фанфары, и открытое заседание диссертационного совета. Ожидание что будет. А вдруг завернут, ну связи связями, но пациент у нас, сами понимаете, из ряда вон.
Сейчас даме 73. Ничего не мешало делать как и остальные коллеги своевременно. И конечно это был вариант соискательства со сдачей экзаменов. В общем, жизнь заставила. Потому что и так по всей дороге продавался один навык. Допустили учить, как умеет учит, читая в общем то с листа. Но вот объявили ей, что без степени всех вон, сразу зачесалась.
А так в наших учебных реалиях выдерживается срок на все про все 3-4 года. Платное соискательство с некоторых пор ввели, но оно не бессрочное, отделу науки отчитываться, вечно держать некий контингент незачем, в общем можно подробнее посмотреть что там по условиям в договоре. Но сроки научного руководства прописаны.
Редкая птица укладывается с написанием и защитой до трех лет. Волна, что каждому административному работнику и гендиру жизненно хороша и красива ученая степень, и они осаждают поофессуру, позади лет уже порядочно.
Но очень популярно стало с некоторых пор защитить докторскую.
Преподавательский состав бешено обновляется. Ректор женщина уже не новое слово.
А так без сильного во всех смыслах руководителя и правильной темы аспирант никто. И никем никогда не станет. И да, многим эта нагрузка с приплатой вообще не сдалась, возиться со взрослыми и читать их главы. Выдерживать учебный план, подпинывать, заставлять, мотивировать. Самое такое, если научный уже выжил из ума, его тихо спровадили на пенсию, у аспиранта готова половина работы, и вот что хочешь то и делай. Кто подхватит? Кого это заинтересует? Кто доведет до ума и гарантированно совместно не завалит защиту? А заваливают. Все бывает. Это жизнь.
Еще бывает так, что аспирант создал гипотезы, а получилось все точно наоборот. Например, есть какая-то модель данных, но наоборот тому, что ожидали. Пока присобачат туда другие теории (нужно же это придумать), разработают новый план - еще год прошел. А потом все это окончательно рухнет. Не всегда сразу рухнуло. Бывает так, что люди еще год материал собирали в надежде, что будет менее интересно, но логично, а все это таки с треском рухнуло.
Нет, ленивых аспирантов у нас нет. Страна дорогая, лениться не получается. Все рвут подметки на ходу, но сталкиваются часто с препятствиями непреодолимой силы и срочно дергают стоп-кран и прыгают на новый план. Канада - двуязычная страна, поэтому некоторым приходится в любом возрасте учить французский. У людей нет ни времени, ни сил, а они все равно молотят по всем фронтам. Делают ставку на несколько видов деятельности и тянут лямку.
Числиться в аспирантуре стоит несколько тысяч долларов в семестр. Но, если универ не хочет помогать материально, то вроде бы пару семестров не отчисляют. Например, пропустил пару семестров, потом снова зарегистрировался, но теряешь доступ к онлайновым ресурсам, даже имейл отключат в те семестры, пока не платишь. Наверное, у друзей берут пароль и загружают то, что им нужно. Некоторые не каждый семестр регистрируются в аспирантуре. За ними пару семестров сохраняется место аспиранта.
Да бывают научные руководители, которые и в молодости были не при памяти. Никогда не знаешь, чего от людей можно ожидать. Некоторые наоборот с возрастом ведут себя лучше: наверное, им как раз уже таблеточки прописали.
Некоторым везло, что освободилось место, и им дали ставку в колледже - они давно на постоянном контракте и даже вышли в завкафы местного ПТУ и хвастаются "чуть-чуть незаконченной аспирантурой". С ужасом вспоминают кошмары аспирантуры и китайских профессоров, которые их провалили везде. Чтобы написать диссертацию по специальности, которую химик, физик или историк никогда не изучал на базовом уровне, а начал сразу в аспирантуре... Нужно иметь научного руководителя, который ему помогал бы все это сделать. А руководители от своих аспирантов часто прячутся. Это директору аспирантуры нужно сделать набор. Профессорам ничего не нужно.
Некоторые профессора вообще делают исторические исследования. В любой профессии они берут что-то покрытое мхом в архиве и типа пишут: "История строительства моста в 1825 году". Или "История успешной продажи билетов на выставку дутого стекла в Англии в 1729 году". За это у них год идет зарплата, пока они в творческом отпуске. За 15 лет ни одной публикации в научном журнале, зато посетили конференции в Венеции, Риме и Париже вместе с такими же экспертами по дутому стеклу. Но они тоже мечтают, что однажды придет волшебная подвеянная аспирантка и вдохнет жизнь в его мох и плесень. Теоретически это возможно. Это даже практически возможно. Но очень сложно. Очень многое пойдет не так.
Основная сложность - непредвиденные последствия. Не зря непредвиденные последствия анализировали всемирно известные философы. Каждый момент ты делаешь какой-то выбор. И абсолютно все идет не по плану.
Если ваша наука изучает людей, люди слишком разнообразны этнически. Они дают не те ответы, которые ожидались. Либо вообще ответы из ментальности других миров. Если ваши респонденты выросли на берегу океана, где принято жарить мясо акулы, они на многое смотрят иначе. Вообще в других системах координат. И вы не соберете в кучу свой трактат из их анкет.
Аспиранты застряли не потому что они выдохлись. Они скачут 24/7. У них непредвиденные препятствия. А решать им это некогда, потому что они заняты еще миллионом других дел. Либо они на работе, либо у них процессы на повышение в должности еще в 5 мест, куда они подали. Все заняты гигантоманскими прожектами. Науку надо успеть на коленке на пересадке из метро в юбер.
Когда они сложат таки всю ахинею в трактат, тут начнется комитет по защите. Каждая ветхая бабка скажет, что надо все переписать. При этом рекомендации ченов комитета будут противоречить друг другу. Они могут быть все из разных специальностей: кто согласился быть членом диссертационного комитета.
Сначала никто не хочет. Tем более, если это застрявший аспирант. Никто не хочет помогать дорабатывать диссер. Потом они слышат, что создали комитет. Ой, начальница Марфа уже в комитете. Как же так? А вдруг мы упустили наш шанс, она же не просто так в комитете: если она согласилась то там точно перспективы, еще в соавторы можно успеть. Надо бежать и тоже быть в комитете. Потом рекомендации каждой такой козы противоречат другим. Потому что одна смотрит с позиций своего инженерного мышления, а другая - совсем с других. И никто уже не знает, как лучше всего переписать. Все смотрят друг на друга с недовольством.
Да разные бывают сюжеты. Была довольно пожилая тетка из очень такой экзотической этнической общины. Она вообще ездила из другого города поездом. То есть она подписывалась на предметы так, чтобы было 2 дня подряд, снимала койку у других аспирантов на 1 ночь. Потом она в таком же стиле получала опыт преподавания. Чтобы провести свою лекцию, которую ей давали преподавать, она вот так приезжала из другого города. Не знаю, зачем она в это влезла. Изначально инженер, какая-то работа по специальности у нее была. Она выросла в Канаде. И вот на старости лет решила прорываться в профессора по специальности, не имеющей отношения к инженерным наукам. Но да, после защиты в ее городе ей дают какие-то почасовки в местном универе поздно вечером. Может, поедет преподавать в теплые страны? Она мечтала ездить и выступать с трибуны в жарких странах. Но да, это были какие-то дикие страдания. Она именно что ездила поездом, не машиной годами.
Да, как бы есть такая категория людей, которые продолжают работать по специальности на своей стабильной зарплате. О таких аспирантах администрация мечтает: они не будут поливать грязью универ на каждом углу, что они страдали, а работы нет. У этих людей всегда была работа и зарплата. Они и дальше будут там же сидеть.
Те, кто живет в Канаде недолго, подает на все работы одновременно с аспирантурой. Кто долго живет, те уже куда-то устроились. Например, бывшая профессор драматургии из университета одной экзотичной страны, как трактор, преподавала частным образом игру на фортепиано, пока училась в канадской аспирантуре по новой специальности. У нее музыка на каком-то высоком уровне, она даже стипендии в каких-то вузах в Европе получала за игру на фортепиано для магистратуры. Написала она новую канадскую диссертацию и устроилась преподавать в Европе. Но ей повезло с руководителем. Ее везде за руку водили и пристраивали.
У людей бывают какие-то еще навыки. У них может быть диссертация из их страны по каким-то американским романам, они хорошо пишут с фантазией. В бывших англоязычных колониях они всегда учились на английском. Они быстро читают все то, что им поручают читать в аспирантурах. Делают вторую диссертацию по другим вообще специальностям, учат все с нуля, зарабатывают тем, что умеют. Если их родной язык арабский, преподают арабский. В Канаде 3-4 часа родного языка в неделю школьникам оплачивает государство. Огромное количество этих классов арабского в школах. Есть частные арабские школы. Арабские педагоги без дела не сидят. Есть им где лекции читать. Арабские клиенты стоят в очереди с кучей детей не только на уроки каратэ. Некоторые детей и на музыку водят. Эта аспирантка везде была нарасхват. Если бы ее муж был не интеллигентом с книжкой под мышкой, а преподавал бы детям каратэ, то заработал бы много. А так он на интеллигентную работу ходил. У канадских арабок модно дочек с пеленок сдавать на каратэ. И кто бы мог подумать? Много семей, в которых одни дочки рождаются. Уже кто родился, тех и возят на каратэ.
В стране малого бизнеса огромное количество самых разных бизнесов. Куда только народ ни пристраивался. В каждом бизнесе свои уникальные процессы.
Я бы сказала, что, если бы интеллигентки умели отмывать дома, они заработали бы там намного больше, но все делали то, что умели.
Одна молодая аспирантка зарабатывала танцем живота. У них там была какая-то команда, кто-то им давал эти заказы по вечеринкам и ресторанам. Кто-то продавал услуги этой команды танцоров.
Наверное, можно написать много диссертаций, изучая, как зарабатывают аспиранты. В колл-центрах массово аспиранты психологии и социологии. Массово. Они там заодно потренируются на каких угодно опросах каких угодно организаций. Из колл-центров стартуют очень престижные карьеры.
На территории университета тоже аспиранты работали, но не те аспиранты, которых я знаю. Знакомым как-то не доставалась халява сидеть в библиотеке. Кто-то на переписи населения какие-то контракты получал. Люди подавали на все подряд объявления о работе. Кто-то получал какие-то контракты на изучение жизни бомжей и прочих неудачных слоев общества. Писали длинные отчеты. Кого еще нанимать, если надо писать отчеты с фантазией о проделанной работе? Деньги потрачены. Надо описать куда. Вот аспирантов наймут - они сочинят. Особенно бывшие профессора литературы, которые в своих странах преподавали все эти утопии, антиутопии и так далее. Они нереально ловко сочиняют роскошные тексты.
Вот кстати да. Эксперты по романам-дистопиям очень даже нужны. Им платят за переписывание резюме и тичинг философи. Они врут как дышат альтернативной реальностью. Представьте, что организация схомячила все бабки на бомжей. И кто напишет отчеты? Бывший профессор литературы, который раньше специализировался на романах про революции. Он так зажжет про бомжей, что снова гранты дадут.
Они наврут до небес. Аспиранты из англоязычных колоний - у них английский на высоком уровне. Создатели альтернативной реальности. Каким-то статистикам перепишут трактат. Статистики возьмут их в соавторы. Вся эта арабская тусовка тянет друг друга, выпучив глаза. Статистики не умеют писать. Они цифры сложили и убежали молиться. Арабские статистики. Аспиранты кафедры статистики делают домашки всему городу дорого. Эти да, живут "репетиторством" - делают домашки всем психологам, социологам и далее по списку.