Модель семьи
Ребёнок, три года. Недавно озвучил такой текст: "мам, давай в семью поиграем."
я: "давай"
ре: "ты будешь папой"
я: "хорошо, а как?" (признаюсь, несколько растерялась, ну ладно
ре: "папа курит, и ничего не делает, ложись на диван".
я: я не нашла что и сказать, ситуацию замяла, т.к. было неожиданно и не знала как реагировать.
Через пару дней слышу другой разговор:
ре: "папа, давай в семью поиграем. Ты-мама".
папа: "а что мне делать?"
ре: "мама всё делает"
папа: "нет, давай лучше я папой буду и будем играть"
ре: "нет, папа курит и ничего не делает"
занавес, папа тоже не нашёл что сказать.
А я задумалась. Да, в принципе подмечено точно. Но я не хочу, чтобы мой ребёнок считал такую ситуацию нормальной. Развод (кстати, он на носу)? И что? Мама и дальше будет делать всё, папа- курить и ничего не делать. Где выход?
Ребенок настроится потом об вас.
У нас как-то был прикол из этой серии с деткой четырехлетней:
Рисунок:
Слева детка, под ней папа, протягивает руки к детке.
Справа за стеной монстр, в монстра что-то летит.
Рассказывает:
- Это монстр, это я. Я его хочу убить. А это папа, он хочет меня остановить.
- Зачем он хочет тебя остановить?
- Чтобы я не убила монстра.
- А что ты хочешь?
- Убить монстра.
- Что же будем делать, если папа тебя остановит, и ты монстра не убьешь?
- Я его убью, я успею. Пока папа на работе, потом пока чайку попьет... Я все успею.
В общем, мир будет в безопасности, главное успеть его спасти, пока мужчина пьет чай.
Я, конечно, ребенка похвалила за отвагу, про себя поржала, и пошла подкручивать винтики в своих представлениях о том, что делает правильный мужчина. А так как развод к тому времени уже состоялся, то картину мира у детей подправила просто и незатейливо: написала список (после мужа-то, т.н. "хозяина") недоделок в доме, посчитала наличку, вызвала "мужа на час", предупредила его, что мои дети на нем повиснут, потому что недавно папы лишились, и у них недостача "отцовского" внимания в организмах, и милый, милый рукастый мальчик долго и позитивно чинил мне квартиру, попутно уделяя внимание детям, засыпающим его вопросами про его работу.
Попутно покупки из магазина, который не принято называть :), таскали специальные доставочные мальчики, а я подчеркивала, что это неженское занятие. Потом также позитивно вызывали сантехников. В общем, мои дети теперь прочно уверены, что мужчины - это позитив, сила, мастерство, ум и сообразительность, помощь, забота о женщине и ее детях. Про оплату услуг дети понимают, но удобство отремонтированной квартиры и общение с мужчинами намного значимее оказывается.
Честно говоря я даже не знаю в какую сторону начинать думать и есть ли вообще проблема.
Например, муж пьет, запои редко, но при этом к детям относится хорошо. Есть ли проблема или лучше терпеть, чтобы не лишать детей отца?
Играем в Умную Эльзу. Основное правило: дети, когда вырастут, вовсе не будут искать партнеров, похожих на родителя противоположного пола, как часто считают. Они будут искать такого партнера, с которым будут испытывать те же эмоции, какие привыкли испытывать в детстве.
Смотрим на расклад в семье, на то, что испытывают все участники и моделируем, каких партнеров выберет себе наш ребенок, когда вырастет (а это не только партнеры по койке или по браку, но и друзья, начальники и проч. - знакомые схемы отношений отыгрываются везде, где получится).
Дальше уточняем расстановку сил: девочка или мальчик, к кому ближе, кто воспитывает и все такое.
Мать боится пьяного мужа и дети чувствуют ее страх? Партнер ребенка будет жесток, девочка найдет того, кого будет бояться. Мальчик будет жесток к партнерше.
Мать испытывает брезгливость к пьяному мужу? Девочка может заиметь отвращение к постели с партнером.
И так далее. Поиск ответа резко упрощается, если прикинуть, что девочка, ассоциируя себя с матерью, привыкнет бояться пьяных мужчин и будет подсознательно искать встреч с поддатыми мужчинами темными вечерами, чтобы снова пережить _знакомые_ эмоции и убегать, обмирая от страха. Мозгу все равно, положительные эмоции или отрицательные, конструктивно мы под их влиянием поступаем или нет - он гоняет нервные импульсы по проторенным дорожкам.
С распределением обязанностей по дому примерно так же, только не так драматично. Муж лежит на диване, жена на него молча злится? А что при этом испытывает ребенок? И снова моделируем, какие отношения для него годные и правильные.
Это помимо обычных умозаключений, что "девочка привыкнет, что должна все, а мальчик - ничего".
Кстати, а можно ребёнку говорить: "мама не любит папу"?
Я замуж за "отца" вышла, само того не подозревая. :( НО, я повторила модель далеко не раннего детства, от 14 и выше.
Что касается "мама-лошадь", тут можно приложить целый набор методов, начиная с "ша, дети! я делаю вам маму" заканчивая нарративными практиками, которые здорово помогают в таких ситуациях вывернуться из житейского распора. Т.е. мама, воспитывающая одна детей - вовсе и не лошадь, а с большой буквы женщина :) А место для мужчины опять же готовится. Т.е. есть мама, любимая и уважаемая, есть рядом с ней образ мужчины, положительный. Занято ли это место реальным мужчиной - уже не так важно. Главное, что мать формирует для себя представления, включающие правильного мужчину. А папа отдельно.
Про ваш вопрос - я бы сместила акценты: "я не люблю своего мужа, но уважаю твое право любить своего отца".
Про модель - нет, модель семьи устанавливается максимум к 6 годам, потом только повторы. Просто за воспоминаниями раннего детства приходится отдельно ходить, и ни в коем случае не в одиночку, только со специалистом. Там, бывает, бабайки живут, без поддержки можно дров наломать.
Да, примерно так и говорю.
У моих родителей семья резко поменялась в мои 12-14. (резко в смысле значительно, не в смысле быстро). Вот этот вариант у меня наверно и засрял где-то. :) Жаль :(
Чем это лучше?
На мой вкус, как и во всем, здесь нужна "золотая середина"
Мне тоже близок описанный Вами подход (и кстати, совершенно неблизок тот пиитет, с которым сейчас принято обращаться к "модели семьи"), но предполагаю, что вооружившись только им можно дойти до таких крайностей, что "счастье и удовольствие" начнут противостоять здравому смыслу и прочим краеугольным камням в основании жизни.
Жизненные итоги и что с ними делать: представляем себе собственную могилку и эпитафию о себе любимом. Как живем и как помрем - это просто достаточно просчитать. Все устраивает? Все реализовано, что хотелось? Смысл жизни достигли? Замечательно. Если нет, то начинаем инвентаризовать жизнь, начиная со смысла и целей жизни.
Про подход. "Норма" - это такая удавка, которую надевают родители и общество на детей, чтобы ими было легче управлять. Проще всего управлять страхом. Страшно, что дочь пойдет по рукам? "Секс до брака аморален" Страшно, что дочь вернется родителям на шею? "Развод аморален" - и жри свой кактус семейный, но не смей выломаться из "нормы", которую тебе навязали.
На самом деле, если позволить себе испытывать эмоции и получать от жизни удовольствие, то начинают шататься только те краеугольные камни, которые ничего хорошего тебе и не дают. Если позволить себе злиться - то вовсе не пойдешь убивать прохожих и бить камнями стекла в магазинах. Максимум - шваркнешь любимую чашку или пойдешь в спортзал.
Если хочется личное пространство, то вовсе не бросишь малолетних детей и не свалишь от них в Непал, а договоришься с мужем, что в выходные утром он их займет и срулишь ни свет ни заря в лес, - потом вернешься спокойный и умиротворенный.
Но если страшно на ровном месте позволять себе быть счастливым, то можно начинать как раз с образа могилки. Отрезвляет :)
Дальше работают любые книжки по популярной детской психологии, обычно даже не приходится ни в какие дебри лезть.
Допустим, ребенок боится публичного выступления. Можно сказать, что все фигня, все проходят и ты пройдешь, не смей трусить, а вот мама в твоем возрасте... и проч. И только закрепить в ребенке этот страх. Или научить преодолевать страх, проламываясь поперек себя.
Можно сделать иначе.
Сначала прозвонить свои эмоции, нет ли например раздражения на трусящего ребенка. Разобраться с ними.
Принять для себя, что твой ребенок трусит и пасует перед мелочью с твоей точки зрения. Отреагировать свои эмоции наедине, разобраться, для чего тебе настолько важно, чтобы ребенок был храбрым, что ты видишь только себя и не видишь при этом своего ребенка.
После того идем к ребенку.
Помогаем ему озвучить свой страх и показываем, что он услышан (активное слушание).
Принимаем его с этим страхом, бояться можно. Показываем ему свое безусловное принятие. Мама любит, даже если ты боишься.
Помогаем проанализировать, есть ли обоснованные причины бояться и что можно сделать - например, сделать пробное выступление перед мини-аудиторией, попросить руководителя дополнительно позаниматься в сложных частях. Тихо попросить руководителя выказать ребенку дополнительное одобрение и поддержку.
Помогаем ребенку отреагировать свой страх иначе, кроме дрожи в коленках: я предлагала в такой ситуации взять лист с ручкой, закрыть глаза и позволить себе мысленно прожить все выступление предстоящее с закрытыми глазами, дав руке рисовать произвольно, все нервное напряжение выливалось в почеркушки и ребенок светлый и радостный утопывал на выступление.
Придумываем ритуалы-обереги на выступление, типа кулончика на цепочке.
После выступления всячески одобряем детку за то, что детка справилась.
Проблема со страхом уходит бесследно. И ребенок научается себя слышать и понимать, раз. И отношения мать-ребенок укрепляются, два.
И так по каждой проблеме.
Безусловное принятие для меня это просто "так бывает". Вне зависимости от того, можем ли мы это получить или нет. То, про что вы пишите как "спокойно обходиться без чего-либо", я бы определила словом "смирение". Для меня это разные понятия.
По поводу Вашего первого абзаца: разве можно как-то четко разграничить эти самые нормы на наружные и внутренние?
Можно. По трудоемкости это примерно как траблы Золушки: смешать пакет риса и пакет гречки и потом разобрать по зернышку в разные миски.
СтОит ли овчинка выделки? Недостаточно ли отделить мух от котлет, а с гарниром уже не так и важно?
Есть Он и Она. Они нашли друг друга, потому что их семейные сценарии оказались комплиментарны. Поэтому пара как пара состоялась и для них все нормально и правильно.
А потом появляется ребенок и как лакмусовая бумажка в своем дошкольном возрасте, проявляет все проблемы в семье и дает шанс родителям увидеть самих себя, во взаимодействии не только друг с другом, но и с ребенком. И вот случается ситуация, из которой взрослые выходят в некотором офигении. И даже не понимают, есть ли проблема и в чем она. Проще всего, конечно, замести ситуацию под коврик и сделать вид, что все в порядке. Ибо психзащиты - наше все. И психзащиты появляются как раз в детском возрасте, когда ребенок пытается выжить в семье своих родителей. А тут свой уже ребенок показывает что-то неприятное и первое желание - спрятаться под психзащитами. А то ж придется возвращаться в свое детство, переоценивать свой опыт, свои отношения с родительской семьей и далее списком. Кроме шуток, это очень сложно и страшно.
Но если не возвращаться к самому себе, то сценарии перенимают уже свои собственные дети. Ну, тоже не конец света, каждый любит своего ребенка как умеет.
Про слабые-сильные стороны - среднестатистическая норма такова, что люди чаще всего живут, не включая голову для критического осмысления своего поведения. И, если специально не обучить ребенка осознанному отношению к себе, то он просто не сумеет распознать сценарий в своем поведении и изменить ситуацию. Нечем ему будет усиливать или утрачивать осознанно. Потому что внутренняя работа над собой жрет столько глюкозы и аминокислот, что намного проще этого не делать, если нет четкого понимания, чем это выгодно.
Т.е., прежде чем переусердствовать, надо сначала дойти хоть до какого-то приемлемого уровня осознанности, позволяющего выбирать конструктивные для себя жизненные стратегии.
Статистику знаете? Мне как-то попадалась инфа про результативность обращений к психологам. Вот не сохранила ссылку. Суть была примерно такая, цифры условны, но похожи на то, что помнится: из тех, кто задумывается о необходимости психокоррекции (а это далекоооо не вся популяция), до специалиста доходит 60%, после первой встречи работу продолжают 30-40%, до конца психокоррекции доходит не более 5% обратившихся. Какое уж тут переусердствование...
Моя мама не любит папу, никогда не любила. Т.е. у них отличные отношения, но любви нет. А я, наоборот, не смогла жить без любви, отношения с бывшим если не отличные, то очень даже лучше среднего, но я не могу. Это укладывается в Вами описанную схему?
(в свете первого поста, естественно, когда мама - это "все", а папа "на диване курит").
"С распределением обязанностей по дому примерно так же, только не так драматично. Муж лежит на диване, жена на него молча злится? А что при этом испытывает ребенок? И снова моделируем, какие отношения для него годные и правильные. "
Что испытывает ребенок, если муж лежит на диване, а жена не только "молча злится", но и "делает все"?
Какие эмоции будет в дальнейшем искать ребенок?
мальчик ближе к отцу, и когда мама злится на папу и при этом шуршит одна по дому, чувствует себя виноватым за компанию, не понимая причин. в дальнейшем он женится и когда жена начинает шуршать по дому, муж испытывает немотивированное чувство вины перед ней. но т.к. у него нет образцов "все весело и дружно шуршат по дому" и "папа охотно помогает маме, мама радуется", то у него даже идей, что можно выломаться из схемы, нет. и он постоянно создает ситуации, когда она шуршит, а он на диване, не потому, что ему лень помогать, а потому что он при этом привычно виноват, а жена привычно злится. хотя на деле она может вообще не испытывать таких эмоций. фигово, но знакомо - а это очень ценно и контакт с родительской семьей.
девочка по аналогичной схеме начинает немотивированно злиться на мужа, когда она одна шуршит, а он лежит - хоть бы он перед этим три смены отпахал на рудниках.
усложняем пример:
жена шуршит и молча злится, злость в итоге выплескивается по какому-то левому поводу. например, про Нюрку из второго подъезда, которая заигрывает с этим надиванным мужчиной. ребенок, который рядом, но которому ничего никто не объясняет, делает вывод, что муж, который не помогает по дому - кобелина. девочка вырастает, выбирает ленивого и гулящего мужа, а потом сюрпрайз - она шуршит по дому, он лежит на диване, и она закатывает ему сцены ревности ни с того ни с сего. и неудивительно, что обоснованные.
и даже если она с этим кобелиной разведется, новый будет такой же - потому что она умеет только такую модель, когда муж лежит и гуляет, жена шуршит, злится и ревнует.
это совершенно абстрактные примеры. вид конкретной семейной икебаны надо изучать на конкретной же ситуации, анализируя повдение взрослых и наблюдая за реакциями ребенка при этом.
Кстати, может Вы могли бы еще одну вещь прокомментировать, которая меня напрягает. Папа приходит часто, почти каждый день, но если пропадёт на неделю- вопросов у ребёнка ноль. Когда придёт? Почему не пришёл? не спрашивает. Папу любит, если вместе приходим в сад- кидается к папе. НО если папа приходит один- истерит "где мама", бегом домой, один раз меня и дома неоказалось: писец, выла и вышибала дверь: "мама, мама". Что бы это значило?
Вообщем, много написала. Нет у меня представлений о норме. Но я была в шоке, что когда муж ушёл мы (я и дочь) этого не заметили. Я его любила, мне казалось если с ним что-то случится и он уйдёт из моей жизни я умру, не смогу функционировать ни в каком смысле. Ан нет. НИЧЕГО не изменилось с его уходом.
Кстати, очень не согласна с тем, что сейчас не время заниматься глубоким психоанализом. Я к психологу пошла в тот момент, когда поняла, что с семьей творится что-то очень неладное, а у меня остро стоит вопрос о поиске смысла жизни. И именно что влезла с головой в юнгианский психоанализ. Ровно полгода работала над собой и параллельно пыталась чинить отношения с мужем и только когда реально все средства были исчерпаны и динамика шла по всем сторонам жизни, кроме отношений с мужем, он сделал выбор, что не хочет быть моим мужем, а я это приняла. Потом и развод под прикрытием психолога прошел намного проще, и состояние детей было очень удовлетворительным, мы ситуацию с ними постоянно мониторили и правили, пока это получалось без помощи отдельного специалиста моими руками, а потом я их отвела их к детскому психологу для дочистки проблем. И после развода я четко знала, как я хочу перестроить свою жизнь.
С косметическими зачистками у меня бы не получилось такой эффективной работы.
Это, конечно, частный опыт, а не рекомендация к действию.
Я просто здесь с другой сторны заехала, изложила маленькую часть проблемы.
А вообще... Мне страшно :( А впереди еще годы бракоразводного процесса.
Извините, я не знаю, где ищут англоговорящих специалистов. Видимо, где-то на местных ресурсах.
т.е. если пойти в начало, то произносились роли "муж", "отец", "хозяин". С соответствующей коррекцией каждой из неразвитых ролей. Это все? Или найдется еще набор ("лидер", "буфер конфликтов", "кулинар", "клоун", "интеллектуал" и т.д. и т.п. )? Аналогично, надо выстраивать набор ролей второго супруга и ... и их взгляды на место ребенка в их системе ценностей.
И при этом вводить количественные оценки. Очень часто мы сами себе придумываем проблемы, на решение которых уходит время и ресурсы, тогда как проще не замечать эту проблему.
В общем, анализ, как мне кажется, рассыпется при попытке решения всего спектра проблем. Нужно выделить самую важную (ну пусть две или три). А как это сделать?
Вот для автора что важно? Что она хочет изменить? (из того, что реально можно менять).
Листочек берите, делите на две половинки и пишите два трактата:
1. Как я представляю себя.
2. Как другие люди представляют меня.
Потом представляете оба образа и думаете, что каждый из них может и что должен делать. Вполне возможно уже из этой точки начать строить жизнь после развода и понять, что менять.
"я не хочу, чтобы мой ребёнок считал такую ситуацию нормальной"? - именно в этом ключе уже было множество практических советов. Но за Вами остается ответ на вопрос: КАКУЮ ситуацию Вы хотите, что бы ребенок считал "нормальной"? Как только ответите - можно будет думать, как двигаться к этой ситуации.
"Мама и дальше будет делать всё, папа- курить и ничего не делать. Где выход?" - это и есть ненормальность Вашей проблемы? (плюс развод).
Мне кажется, что вполне логичен ответ/совет - разделить в глазах ребенка составляющие мужа, хозяина и папы. И начинать объяснять ребенку, что с папой "не повезло", поэтому развод. Именно потому, что папа "не справился" и правильнее жить без него, чем с таким "неправильным с некоторых сторон".
Мне кажется, что важно объяснить, показать ребенку, что есть в папе хорошего. То, что являлось причиной того, что он - папа (веселый, ласковый и т.п.), но не подходящий к текущей жизни с ее ежедневными заботами.
Если не переусердствовать, то можно поговорить о своей ошибке: увлеклась, не разглядела, надеялась исправить, изменились требования...
Сформировать у ребенка образ идеальной для Вас семьи, но "где-то там". И двигаться к этому образу.
Может действительно с психологами поработать? Понять, а что Вас сподвигнуло в свое время именно от этого человека родить реденка? Что в нем было такое волшебное и напоминающее части "нормальной семьи"?
Количественные оценки - да, есть такой метод, оценивается, оценки потом ранжируются и начинается разбор с самого важного.
Для того, чтобы понять, что самое важное, поможет только и исключительно индивидуальная работа с психологом или аналогичные практики. Тех же результатов можно добиться медитациями, молитвами, и тому подобным. Просто другой метод и не факт, что проще.
Но автор пришел сюда с чем? С пониманием, что у него что-то не так с моделью семьи. Все, что можно сделать на публичном форуме, помочь из этого понимания сделать внятный запрос на работу с взрослым, детским или семейным психологом. А дальше уже только индивидуальная работа, увы.
Спасибо, я в курсе. Извините, но свои представления о возрастной психологии я формирую не по высказываниям собеседников на форумах, а по специальным книжкам и со специальными тетеньками, детскими и семейными психологами, которые работают со мной и моими детьми. Так что дискуссию в этом направлении с вами вести не буду.
Я к тому, что ТОЛЬКО наемные мужчины - не вполне корректный пример для подражания :-)
Вообще, если на всю схему работы смотреть, то мы имеем примерно вот такой расклад: есть обычный живой мужчина со своими достоинствами и недостатками. Он может быть плохим или хорошим мужем, плохим или хорошим отцом, плохим или хорошим хозяином и так далее. Причем в разных комбинациях.
Ребенок все это воспринимает как цельный образ мужчины (или женщины, с мамой точно так же). Если хочется представления ребенка о мужчине/женщине/семье/отношениях поменять, то надо этот цельный образ аккуратно разобрать на составляющие и откорректировать только негодное. Если мужчина - хороший муж и отец, но фиговый хозяин, то правим этот участок руками других мужчин и обвешиваем позитивными эмоциями. Теперь дети знают, что мужская работа по дому может выполняться совсем не так, как умеет делать плохой хозяин-папа.
Если мужчина - непоправимо плохой для конкретной женщины муж, но хороший отец, то развод и другой мужчина, тогда дети знают, что такое нормальные отношения мужчины и женщины, а папа как их отец воспринимается отдельно.
Сложнее всего, когда мужчина плохой отец, тогда менять его приходится на воображаемого отца. Ну, или на реального, если находится другой отец детям.
Поскольку в исходном топике была поставлена задача по правке представлений именно в области домашнего быта, когда мама делает все, а отец ничего, то и мой пример относился только к области функций, которые можно передать наемным работникам. А о других проблемах автор не говорил подробно, но если они есть, то они корректируются аналогично. Только лучше с психологом, быстрее и проще, чем самой колупаться.
А вообще, я была бы в шоке и уже на след. день после второго эпизода игры бежала сломы голову к психологу.