66
Филологи, не откажите в помощи...
Причастие " обвиняющийся" страдательное или действительное? По суффиксу вроде действительное, по смыслу- страдательное.
( кажется, совсем туплю, мне вообще это слово не нравится! есть же " обвиняемый" и " обвиняющий", а тут еще -ся зачем-то прилепили!)
Свернуть
Ответить
ИМХО, страдательное, действительное тока обвиняющий) Но я не филолух, ждите спецов)))
Ответить
но он же является субъектом, а не объектом.. Действие к нему применяется, а не он действует... Или у возвратных нет разделения на действительные и страдательные?
Ответить
Может и нет... а вот в учебнике С.И.Львовой и В.В.Львова " Русский язык" для 6 класса ( часть 2) , на стр. 75, в упр.645 оно есть. И просят его охарактеризовать...Учительница тоже не отрицает, что оно есть, но у нее оно действительное ( по суффиксу). у меня - страдательное ( по логике).
Ответить
Ага, ключевое слово "педагогических", а не филологических в отличие от http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D._%D0%9C._%D0%A8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9:
"Львова Светлана Ивановна
Доктор педагогических наук"
еще и на такое наткнетесь. Точно так же, как С.Бабайцева ни хрена в морфологии не понимает, а туда же...
"Львова Светлана Ивановна
Доктор педагогических наук"
еще и на такое наткнетесь. Точно так же, как С.Бабайцева ни хрена в морфологии не понимает, а туда же...
Ответить
Жаль, нет Вашего учебника. Может, напишете?
Ответить
Я бы рекомендовала учебник РЯ под ред. Н.М.Шанского. Выдержал очень много переизданий. Каждый языковой раздел (фонетика, словообразование, морфология и.т.д) написан специалистом-филологом именно в своей области.
Ответить
так вот отключите свою логику на минуточку: действительное причастие -ющ,-ящ, страдательное -ем,-ом,-им.
обвиняющийся - действительное возвратное причастие
обвиняющийся - действительное возвратное причастие
Ответить
10
Поисковик не отрицает, что есть такое слово, и в различных статьях оно есть. Вот малая часть примеров:
http://www.rg.ru/2010/02/02/reg-privolzhe/chekalin-anons.html
http://www.day.az/news/criminal/195765.html
http://www.skp-kuban.ru/content/section/8/detail/502/
http://kuban.kp.ru/online/news/595662/
( по ссылкам можно не ходить, если верите на слово, что слово употребляется)
http://www.rg.ru/2010/02/02/reg-privolzhe/chekalin-anons.html
http://www.day.az/news/criminal/195765.html
http://www.skp-kuban.ru/content/section/8/detail/502/
http://kuban.kp.ru/online/news/595662/
( по ссылкам можно не ходить, если верите на слово, что слово употребляется)
Ответить
Знаете, я интернет-статьи в качестве языковой нормы даже не рассматриваю по причине наличия в них и не таких перлов. Вплоть до грубейших грамматических ошибок.
Ответить
А почему нет? Обвиняется - обвиняющийся.
Ответить
Потому что "обвиняется" - это не ОБВИНЯЕТ СЕБЯ... а ПОДВЕРГАЕТСЯ ОБВИНЕНИЮ. Объект, а не субъект.
Обвиняющий(ся) - действительный залог, а не страдательный.
Поэтому "обвиняться" может только обвиняемый.
Если вы этого не понимаете - у вас нет языкового чутья... обычно присущего носителю...
Обвиняющий(ся) - действительный залог, а не страдательный.
Поэтому "обвиняться" может только обвиняемый.
Если вы этого не понимаете - у вас нет языкового чутья... обычно присущего носителю...
Ответить
Это понятно. Но почему при этом возможно образование аналогичного причастия... скажем, "строящийся"? Потому что нет причастия "строимый"? Или "строящийся дом" - такого тоже не может быть?
Ответить
Потому что "Некоторые переходные глаголы несовершенного вида страдательных причастий настоящего времени не образуют: ждать, колоть, брать, мять, тереть, рыть, мыть, лить, писать, строить, рубить и др."
http://www.traktat.com/language/book/prich/obp.php
http://www.traktat.com/language/book/prich/obp.php
Ответить
20
Ознакомилась. Ответа не нашла... :-(
Ответить
Действительное :) Не во всём нужно искать логику, достаточно поверить правилу :) Если препарировать слова с точки зрения логики (а она может быть разной), а не по морфологическим признакам, то будет анархия :).
Представьте, что это просто такая классификация, арбуз тоже сложно представить ягодой, но он тем не менее именно ягода.
Представьте, что это просто такая классификация, арбуз тоже сложно представить ягодой, но он тем не менее именно ягода.
Ответить
:-) Я уже за ночь придумала такую версию: -СЯ ведь добавлялось для того, чтобы показать, что человек ( или субъект) делает что-то сам ( развивающийся, веселящийся. ну и т.д.) Возможно, что и слова " обвиняемый" ( кем-то) и " обвиняющийся" ( тот, кто обвиняет сам себя) были разными по смыслу, значит и по залогу. Теперь значение утратилось, а морфология осталась.
Спасибо всем откликнувшимся!
Начинаю считать его действительным...
Спасибо всем откликнувшимся!
Начинаю считать его действительным...
Ответить
А можно я к Вам в тему влезу со своим вопросом?
Филологи, подскажите, сколько предложений написано ниже? Ребенку задали задание на олимпиаде, она не справилась, но имхо тут спорная ситуация.
Люся видит холодный прозрачный ручей она предлагает тут остановиться на ночлег.
Филологи, подскажите, сколько предложений написано ниже? Ребенку задали задание на олимпиаде, она не справилась, но имхо тут спорная ситуация.
Люся видит холодный прозрачный ручей она предлагает тут остановиться на ночлег.
Ответить
Кажется, 2. "Остановиться на ночлег" - это, по-моему, не отдельное предложение, а какая-то извращенная форма второстепенного члена второго предложения. Предлагает (что?) остановиться на ночлег.
Но точно не помню, я в синтаксисе не очень сильна.
Да, и перед "она" нужна запятая. Тут 2 грамматические основы вроде бы: "Люся видит" и "она предлагает".
Еще подумала. Или сказуемое во 2 предложении этакое длиннющее: "предлагает остановиться на ночлег".
Но точно не помню, я в синтаксисе не очень сильна.
Да, и перед "она" нужна запятая. Тут 2 грамматические основы вроде бы: "Люся видит" и "она предлагает".
Еще подумала. Или сказуемое во 2 предложении этакое длиннющее: "предлагает остановиться на ночлег".
Ответить
А откуда два предложения-то? Обычное сложное бессоюзное. "Остановиться" - нормальное прямое дополнение, выраженное инфинитивом.
Видимо, подвох был как раз в том, чтобы не назвать две части сложного бессоюзного отдельными предложениями .
Видимо, подвох был как раз в том, чтобы не назвать две части сложного бессоюзного отдельными предложениями .
Ответить
Хм-м, я считала простые в составе сложного. Подумалось, что просили именно их сосчитать. А вообще да - одно сложное бессоюзное. Значит, я и лоханулась на том подвохе. :oops
Ответить
30
Вопрос поставлен некорректно, это очевидно, потому нет и адекватного ответа - все правильные.
Может быть и частью составного глагольного сказуемого, и дополнением.
Может быть и частью составного глагольного сказуемого, и дополнением.
Ответить
Предложение пишется с заглавной буквы, а в конце ставится знак конца предложения - точка, восклицательный и вопросительный знаки (иногда оба сразу), многоточие. Задание с загвоздкой, это же олимпиада. Но вообще-то, конечно, на такие вопросы лучше отвечать максимально развернуто.
Ответить
С каких это пор показателем предложения стала точка, а не грамматическая основа? :-О
Это тупое задание. Загвоздки тоже надо с умом придумывать.
Это тупое задание. Загвоздки тоже надо с умом придумывать.
Ответить
В сложном предложении несколько грамматических основ. Основ - несколько, предложение - одно. Оно не становится двумя-тремя-десятью из-за наличия двух-трех-десяти основ.
А вообще я бы написала, что это сложное бессоюзное предложение, состоящее из двух частей с такими-то грамматическими основами. Фиг придерешься. :)
А вообще я бы написала, что это сложное бессоюзное предложение, состоящее из двух частей с такими-то грамматическими основами. Фиг придерешься. :)
Ответить
Основа - это уже предложение. Помните из курса синтаксиса "подлежащее+сказуемое не могут являться словосочетанием, т.к. являются предложением"?
Даже если бы Вы так написали, на вопрос "сколько" ответа-то нет. :-)
Даже если бы Вы так написали, на вопрос "сколько" ответа-то нет. :-)
Ответить
Чтобы быть предложением, основа должна быть должным образом оформлена интонационно и на письме.
Ответить
Так она и не должна быть оформлена, ее сам учащийся должен оформить. Это я ошиблась, поставив точку в конце.А заглавная буква одна как раз для загвоздки.
Ответить
Тогда ответ, видимо, в том, что здесь может быть написано как два предложения, так и одно (с уточнением, в каком случае сколько их будет).
Ответить
40
учащимся старших классов наверное так надо было ответить, а первоклашек попросили написать цифрой. Моя написала 3 (там еще 2 предложения было), а оказалось 4. :-( Хотя лично я думаю, что моя дочь права. Что в общем-то тут и доказали.
Ответить
Так весь подвох как раз в том, что учитель утверждает, что это два предложения. Задание для 1 класса. Дочка поставила между ними запятую и ей задание не засчитали. Дочка делала все сама, но дома, и учительница подумала, что ей родители помогли. Типа не может ребенок в 7 лет сам до этого догадаться!
Ответить
Я неправильно написала, после ночлега точка не стоит. И нужно определить сколько предложений. Два или одно?
Ответить
я бы вообще сказала, что тут 3 предложения.
Люся видит холодный прозрачный ручей.
Она предлагает тут остановиться.
На ночлег.
Так красивее как-то :-)
Люся видит холодный прозрачный ручей.
Она предлагает тут остановиться.
На ночлег.
Так красивее как-то :-)
Ответить
Даже стало интересно. Думала-думала, но не додумалась, в чем логика. :) Почему "На ночлег" у вас отдельное предложение?
Ответить
а вы вслух с выражением прочитайте. С паузами после точек. В одно, в 2 и 3 предложения.
Это чисто субъективное, мне кажется. Конкретно МНЕ так красивее 6)
Это чисто субъективное, мне кажется. Конкретно МНЕ так красивее 6)
Ответить
50
Это предложение с бессоюзной связью, никак не с сочинительной. При сочинительной связи сочинительные союзы обязательны. При подчинительной - подчинительные.
Ответить
Возможно, вы правы;-)
У меня литературоведческая была кафедра, а не лингвистическая...
Так что теорию подзабыла...
У меня литературоведческая была кафедра, а не лингвистическая...
Так что теорию подзабыла...
Ответить
А можно мне тоже спросить?
Как правильно пишется слово застраИ/Еваемый? И какое надо использовать правило?
Как правильно пишется слово застраИ/Еваемый? И какое надо использовать правило?
Ответить
ЗастраИваемый. Правила нет. Используется тот же суффикс, что и в глаголе "строИть", от которого образовано причастие. Его надо запоминать, так же, как и в словах клеИть, лелеЯть и.т.д
Ответить
Не совсем правы...
"строИть" и "застраивАть" - разные основы...
И суффиксы инфинитива разные...
Во втором случае И относится не к суффиксу инфинитива, а к суфиксу ИВА, а инф.суф. - АТЬ.
"строИть" и "застраивАть" - разные основы...
И суффиксы инфинитива разные...
Во втором случае И относится не к суффиксу инфинитива, а к суфиксу ИВА, а инф.суф. - АТЬ.
Ответить
60
Вот тут нет однозначности. Бабайцева, учебник для средней школы которой я хаяла, рассматривает -ТЬ как суффикс. Но она ученый-синтаксист. Вообще словообразование - скользкая тема :-)
Ответить
Причастие "застраиваемый" образуется от глагола "застраивать" (т.е. производящая основа застраива-). Таким образом, при выборе гласной действует следующее правило:
"В неопределенной форме и в прошедшем времени пишутся суффиксы -ова-, -ева-, если в 1-м лице единственного числа настоящего или будущего простого времени глагол оканчивается на -ую, -юю, и суффиксы -ыва, -ива-, если в указанных формах глагол оканчивается на -ываю, -иваю. Например:
а) заведую – заведовать, заведовал; исповедую – исповедовать, исповедовал; проповедую – проповедовать, проповедовал; воюю – воевать, воевал; кочую – кочевать, кочевал;
б) закладываю – закладывать, закладывал; разведываю – разведывать, разведывал; настаиваю – настаивать, настаивал".
Проверяем: застра...вать - застраИВАю. Следовательно, выбираем букву И - застраИвать, застраИваемый.
"В неопределенной форме и в прошедшем времени пишутся суффиксы -ова-, -ева-, если в 1-м лице единственного числа настоящего или будущего простого времени глагол оканчивается на -ую, -юю, и суффиксы -ыва, -ива-, если в указанных формах глагол оканчивается на -ываю, -иваю. Например:
а) заведую – заведовать, заведовал; исповедую – исповедовать, исповедовал; проповедую – проповедовать, проповедовал; воюю – воевать, воевал; кочую – кочевать, кочевал;
б) закладываю – закладывать, закладывал; разведываю – разведывать, разведывал; настаиваю – настаивать, настаивал".
Проверяем: застра...вать - застраИВАю. Следовательно, выбираем букву И - застраИвать, застраИваемый.
Ответить
е-мае, не в тему, но влезла в топ и голова разболелась. Вроде все слова знакомые и даже их сочетания известные, а смысл плавно дымкой ускользает :(
Ответить
Бегите отсюда. А то к этим филологам ненароком забредешь- весь моск вынесут, забудешь, чего спрашивал.
Ответить