Трудовая дисциплина
С недавних пор я вроде как руководитель рабочего коллектива (даже не вроде как, а точно :)). Этот наш коллектив является частью большого отдела, но всегда до нынешнего времени этот коллектив был «государством в государстве», с более демократическим устройством. В нашей организации (в отделе, во всяком случае) при необходимости можно отпроситься с работы пораньше или придти попозже в случае каких-либо важных обстоятельств, даже на усмотрение руководства – отсутствовать день. Однако кто-то такими возможностями пользуется редко, только при крайней необходимости, а кто-то – чаще. Если излагать чуть короче: на собрании нашего коллектива я подняла вопрос о том, что возможностями отпроситься нужно пользоваться разумно и с должной ответственностью, поскольку у нас не свободный график работы и отдел кадров может невзначай поинтересоваться нашей трудовой дисциплиной и т.д. и т.п.
Тем не менее, моя пламенная речь вызвала еще больше вопросов: а если я справляюсь со своей работой, разве я не могу уходить немного пораньше? что ж нам детей теперь не видеть, к врачам с ними не ходить, или на родительские собрания? а как будет определяться, кому можно отпроситься, а кому нельзя? Детский сад… Я понимаю, что сейчас воспринимаюсь некоторыми сотрудниками в роли «плохого полицейского» (раньше, как я писала, в коллективе было больше свободы и на многое закрывали глаза, и это был довольно длительный период). Но как мне быть? Гнуть линию административного лица, ужесточать порядки? Или попытаться поставить себя на место работников, ведь каждому из нас может потребоваться уйти пораньше или придти попозже, а тем, у кого дети – тем более?..
Зеленый я какой-то руководитель, блин… :mda
Выполненная работа, конечно, важна в первую очередь, но ведь я ответственный в некотором роде за трудовую дисциплину (куда входит присутствие на рабочем месте в рабочее время).
имхо,такой режим работы подходит для небольшой фирмы,где все доверяют друг другу,не будет сплетен за спиной типа "а вася уходит и уходит,на 25 часов уже науходил" :)
ну и,в конечном счете, отдел ваш не в воздухе висит? вы же контактируете с другими отделами? неужели невозможна ситуация,когда человек будет необходим,а его не окажется на месте?
Ситуация, когда человек может понадобиться (другим подразделениям) в принципе возможна, но маловероятна.
госпредприятие-понимаю....это такое болотце спокойно-мирное,где в целом никто никуда не торопится,а если народ привык уходить,когда вздумается-то переучить будет сложно...люди уже воспринимают это как пункт трудового договора :)
у нас когда-то в КБ решили этот вопрос централизованно-введя электронные пропуска и систему подсчета табельного времени. А начальник с нами боролся,боролся....и ничего не мог сделать :)
Руководство несколько странно реагирует: коллектив, которым я нынче руковожу, был всегда довольно автономным, о порядках, царивших там, особо никто не знал, не цеплялся. Но те времена ушли в прошлое, а мне велено "наводить порядок" во всех смыслах :'( Другие сотрудники нашего же отдела тоже конечно отпрашиваются, но все же реже.
А Маша только и делает, что отпрашивается и опаздывает, значит Маше после 3 раза надо сказать, что на этот месяц ее лимит окончен, в следующем думать будет - стоит отпрашиваться или нет.
Но в целом я бы ввела такой порядок, если реально это мешает работе или ухудшает настроение других работников. А если работа делается и при этом Васе и прочим пофиг, что Маша уже 25 раз уходит пораньше - то пусть все будет по старому, к чему закручивать гайки и вызывать общее недовольство?
Отпрашивания у нас все фиксируются в специальном журнале (фамилия, число, время ухода/прихода, причина, подпись сотрудника и руководителя). Так что испещренный записями журнал имеется. К сожалению, некоторыми сотрудниками этот журнал и вообще возможность отпроситься воспринимается как должное "я извещаю руководство, что буду отсутствовать тогда-то, т.к. мне надо к врачу", а не как разрешение "можно ли мне отсутствовать тогда-то по такой-то причине". А начинаешь "закручивать гайки" - так люди обижаются, начинают сравнивать почему Мане можно, а мне нельзя, я больше работы делаю, а Маня меньше и пр.
А зачем фиксировать ПРИЧИНУ? Ну, живот заболел или голова, допустим - это ведь причина. Понятно, что просто так человек не пойдет домой, если знает, что на следующий день будет работать до 20.00, например.
Овца уволилась, а система осталась(
Далее, я бы брала со всех заявления о том времени, когда работник отсутсвует на работе потому, что если с ним в рабочее время что-то случится, то несет ответственность администрация. Я бы страховала лично свою попу.
Когда закручивают гайки, то становится неприятно и как то хочется другую работу найти или работать так сказать в рамках.
Но если рабочий день с 9 до18,00 то трудовую дисциплину никто не отменял...если ты закончила все дела на сегодня это не значит что можно собраться и идти домой.
Мы работаем почти так же, как ваш отдел, но с еще более свободным графиком. У нас есть план, а кто, где и когда его будет делать никого не волнует. Я, например, предпочитаю дома работать, в основном народ работает с 12 и до позднего вечера, есть один студент, он работает по вечерам, часто ночует в офисе. Но у нас компания сама по себе, ни от кого не зависит, офис со всеми удобствами, можно жить))
Что касается "работать где удобно" - так пока нельзя, может в далеком светлом будущем будет возможность работать из дома (ведутся работы в этом направлении), а также у нас установлены временные ограничения по началу и окончанию рабочего дня (т.е. ночью на работе при всем желании находиться нельзя).
1. Вполне возможно, что пребывание в вашем отделе сотрудников обусловлено именно графиком работы. Т.е. как только график перестанет устраивать - вы можете потерять большинство сотрудников.
2. В вашем отделе свобода графика явялется стимулом для быстрой и качественной работы. Если сотрудник знает, что когда по существу его работы нет претензий, он имеет право на многочисленные нужные ему поблажки, то он старается работать лучше, чтобы не потерять эти поблажки. Вы уберете у них этот стимул. Что вы дадите взамен?
3. Формализация режима в вашем случае может привести к формализации работы. Сотрудники будут отсиживать от и до, но не более того. Они будут носить справки и больничные за все пропуски, но вы их не убедите, например, ударно поработать чтобы компенсировать их же больничные. ИЛи просто задержваться сегодня, потому что у вас аврал.
Меня, с одной стороны, волнует собственная ответственность за коллектив и выполнемую работу - перед кадрами, перед плановым, перед директором ("если что" - отвечать-то мне). С другой стороны, - идея становиться злобным и черствым боссом как-то мне не по душе.
Я предлагала сотрудникам обратиться к руководству отдела, всей организации, в профсоюз по вопросу возобновления системы отгулов (так было раньше, пару лет назад, можно было частично сверхработу обменять на отгулы) - не хотят, говорят - ну раз когда-то запретили, уже не возобновят, наверное, вдруг мы своим обращением только гнев на себя навлечем и т.д... Я сама спрашивала у зав.отделом - говорит, нельзя, это распоряжение директора отменить отгулы, все оплачивать деньгами.
Идёт время, всё меняется, а остаются - хорошие люди. Когда нужно придти ночью, в воскресенье и т.д - я прошу их, пока (ттт) не отказывали.
Попробуйте рассмотреть свой вопрос в долговременной перспективе.

