А задумалсь тут вот я...
Заинтересовавшись гонорарами российских писателей, я наткнулась в интернете на ряд статей, в которых говорится, что самые большие тиражи у плохой литературы, вроде женских романов или детективов с фантастикой. "Это понятно - человек хочет развлекаться. Он пришел с работы и хочет, чтобы никто его больше не напрягал никакими вечными вопросами и раздумьями о будущем человечества", - говорят и пишут в этих статьях.
Откуда эти претензии, обвинения читателя и называние его обывателем? Я взрослая женщина, с образованием, с жизненным опытом. Мне не нужен какой-то там интеллигент-пейсатель с журналистским или географическим образованием и т.п., чтобы задуматься о вечных вопросах честности, порядочности, милосердия, нравственности, о судьбах России. Более того, мое образование историка дает мне на это больше прав, чем какому-нибудь журналисту, которому историю России читают не более одного семестра. Почему я должна читать и реветь над чудовищными фантазиями интеллигента на какую-то тему, вместо того, чтобы изучить реальные документы по вопросу, затронутому в произведении? Чтобы слыть интеллигенткой, а не обывателем? Почему литература для интеллигентов - это книги, после которых ходишь неделю пришибленной от депрессией? Почему вопросы о судьбах человечества нужно подавать в черных тонах, так, чтобы жить не хотелось? Почему качество и интеллигентность всегда равны чернухе?
Да святой долг каждого человека стараться быть счастливым. От этого будет только лучше судьбам человечества.
Почему собственную неспособность понравиться читателю эти пейсатели называют низким культурным уровнем читателя?
И, собсно, чего хотели-то узнать?
Может, смысл вашего вопроса заключен не в разделении жанров, а в качестве написанного.
И кстати. по поводу " сама поработаю с источниками". Источники требуют осмысления, как мы знаем:)
Но философские и культорологические труды не предполагают психологизЬма, т.е. участия души в процессе познания. Что ведет к некоей однобокости развития (чисто имхо).
Для этого существуют труды по истории религии:):) А вообще я согласна с Сократом, что настоящая мудорость добродетельна.
Если серьезно, конечно же я перчитала русскую и европейскую классику в объемах, обычных для советского ребенка и постсоветского юнца. Началось же все с "истории через литературу".
Потому что так оно и есть. В три года интересно репку, потом как-то вырастаешь, а не гундосишь, что "Том Сойер" это уже заумь и неспособность писателя понравиться читателю.
И при этом можно решать нравственные проблемы, просто заботясь каждый день о своих близких. Нафиг читать для этого какого-то задрота-пейсателя?
ПС. И я таки не согласна с тем, что детективы и фантастика априори - плохая литература.
И не обязательно решать насущные вопросы человечества в рамках депрессивного мейнстрима. Например, о космогонии сказки "Курочка ряба" рассуждали еще структуралисты в 70-е гг.
В общем, почитайте-ка вы Пратчетта - с целью ознакомления с несерьезным взглядом на жизнь :)
Думаю, проводить водораздел: черное - белое, несколько поспешно.
Я не люблю читать ни женские романы, ни обычные детективы (разве что Форсайта или Акунина:) Мне просто жалко тратить на них время.
Кстати, "Он пришел с работы и хочет, чтобы никто его больше не напрягал никакими вечными вопросами и раздумьями о будущем человечества", увы таких большинство. В противном случае, телевидение давно бы стало убыточным:)
А давление на кнопку "бескультурье", "низкая культура" - это всего лишь маркетинговый ход, чтобы покупали то, что издатели не могут распродать.
А потом стал издавать якобы переводы немецкого писателя... фантастика-военка-приключения-альтернативка... типа "Последняя подлодка фюрера" и "Последняя торпеда Рейха")))
Пока не читала. Но предположу, что это НЕ плохая литература. С т.зрения формы))
Без конкретики разговор беспредметный.
Допишу, что Толкиен или Кристи- это уже классика.
Среди развлекалова очень много некачественной литературы.
Отвечу здесь на сообшение выше.
Литература может быть легкой, но качественной. Это как вечный спор рок или попса. Качественная музыка любого жанра хороша. Но много ли качественной среди ттог, чем нас кормят?
По мне- нудное и неинтересное произведение. Хотя, не знаю, может, сейчас бы пошло, кто знает.
Просто его нужно читать, имея в виду контекст)))
Я вступительное сочинение писала по Чернышевскому.
"Роман Чернышевского Что делать? как манифест позитивизма"
А ведь любовный роман в чистом виде.
Есть "Унесенные ветром", есть г...в мягких переплетах.
ПО-моему, читать книги вообше ненормально, точнее, не очень нормально и не очень здорОво.
Кто-то когда-то что-то подумал, у этого Кого-то было умение хорошои писать. И- вуаля, тысячи, да что тысячи- миллионы людей забивают себе голову тем, что написал когда-то какой-то человек, который, может, был несчастлив и которого, может, читатель и не уважал бы..
Да ,в конце концов, дело и не в личности писателя. Дело в личности читателя- зачем ему чужая жизнь и чужой опыт?
Конечно, есть ситуации, когда просто нет выхода. А если он есть- лучше не читать.
Если нужно решить какой-то вопрос, то лучше почитать специальную литературу: статьи и методики, со ссылками на документы и факты.
Действительно, Живем одни раз!
Ето первое
А второе, какое дело вам,например,до того, что сказал тот или иной человек ,которого ВЫ лично не знаете и не знали?
Мне,например, симпатична Елизавета Тюдор,но и в голову мне не придет подтверждать свою мысль ЕЕ высказываниями.
Вы сами для себя-то как, совсем не авторитет? Совсем-совсем?
А еще давнее и давнее помню появились любовные романы в бумажном переплете - ой как мы этой хренью в начале 90-х зачитывались.
Сейчас мозг как то все больше тянется к классической литературе и к чему то по настоящему интересному, содержательному, с хорошим слогом.
Нежно люблю Джейн Остин за слог и Голсуорси - тут отдыхаю, люблю Достоевского - просто люблю, Маркус Зузак - только недавно добралась. Интересная попалась книжка - "Али и Нино", забавная "парень с соседней могилы", очень милая "Целестина или шестое чувство"
Сейчас читаю "Обращение вслух" Антона Понизовского - пока не определилась, но есть интересные моменты.
От осины не родятся апельсины.
Я спрашиваю о маме Блока и ее "мозгах набекрень".
Как это повлияло на то, что Блок стал символистом? И его отношение к женщинам?
Или может сами сообразите?
Все, что я знаю на данный момент о Блоке, несколько противоречит вашим утверждениям.
Насчет генетики и воспитания лучше начать с бабушки и дедушки Блока.
Почитайте "Скотный двор" Оруэла, а после пойдите и пообщайтесь со своим ребенком. Атмосфера общения будет очень полезна чаду.
Я читала Скотный двор. Проблем с общением с ребенком после этого не возникло. И я не очень понимаю, почему они должны были возникнуть.
Оценивать писателей по уровню заработка - нонсенс, поскольку в цене всегда было Pulp Fiction, которое хорошо оплачивается.
Сейчас серьезной литературы нет, есть МОДНЫЕ АВТОРЫ, вот их, типа, надо читать, чтобы быть в тусовке. А чтобы быть культурным и интеллигентным человеком, надо читать классику.
Скажите, какие документы вы будете изучать по вопросам, затронутым в "Гамлете"? В "Мастере и Маргарите"? В "Даниэле Штайне"?
Вы понимаете, что художественная литература воздействует эмоционально, чего напрочь лишены документы? Что есть законы драматургии, такая штука как катарсис?
Ваши варианты?
мои варианты - традиционны, как в философских словарях пишут
Полно любителей Достоевского совершенно адекватных людей.
И биография Булгакова с его письмами как минимум не менее интересна, чем "Мастер и Маргарита". Для тех, кто дает себе труд поинтересоваться.
Так что не стоит противопоставлять "скучную"реальность, "нескучной" выдумке. И там и там есть очень интересные сюжеты.
Вот-вот, идея, жанр, языковое воплощение, эмоциональное воздействие на читателя.
Но почему серьезная литература чаще всего не вызывает оптимизма: "Коллекционер" и "Волхв" Фаулза, "Мачо не плачут" Стогова, "Скотный двор" Оруэлла, "Котлован" Платонова, "Ночевала тучка золотая" Приставкина, "Архипелаг ГУЛАГ" Солженицына, весь Кафка, «Настенька» Сорокина (Первый и главный рассказ сборника “Пир” о юной девушке, которую съели родители на ее шестнадцатый день рождения).
Я здоровый человек. Я не буду это читать.
я ж с вами незнакома, но суть этих проихведений вижу именно в этом
Я, видимо, застряла в прошлом относительно литературы. Читать любила с детства, читала много, запоем. Дома был один Толстой, Достоевский и очень много французов: Мопассан, Бальзак, Золя… У бабушки зачитывалась Чеховым, Куприным и Буниным.
На 16-летие мама подарила рассказы Токаревой, и я много лет ее читала и перечитывала. И еще мама "подсунула" "Любовник леди Чаттерлей". Эта книга меня "вставила" на многие годы, потрясла. В школе в 10-11 классах подарили на 8 Марта "Мосты графства Мэдисон" - сколько раз читала, столько и плакала. Золя зачитала до дыр, собрала весь цикл "Ругон-Маккары". После 25 прервалась на раннюю Маринину, позже открыла для себя Рубину и Улицкую. Других росс современных не смогла принять, теперь и не пытаюсь.
Очень нравится Г.Г. Маркес, его книги помню. И Салман Рушди зацепил, хотя слог сложный и на любителя. Над книгой Лоуренса "Сыновья и любовники" плакала в 30 лет. Это то, что буду перечитывать не раз. У Лоуренса вообще много что нужно почитать.
ЗЫ: у меня было не оч счастливое детство и несчастливая юность, нервозная обстановка в семье, подростковые закидоны и прочее…Я знаю и видела оч много плохого, розовых очков нет абсолютно. И я вижу и понимаю всю серость, что происходит сейчас. И я не хочу смотреть еще раз эту чернуху по ТВ или читать об книгу. У меня глаза и уши есть, и я ТАК все это знаю, Америку для себя не открою.
ЗЫЗЫ: фантастику с детства оч люблю. Желязны бегала по киоскам (я выросла в провинции) искала. Лема много у знакомых было. И сейчас почитываю, хорошо отвлекает:)
И читаю я Донцову и иже с ней в метро. Чтобы моСК отдыхал. А сильное эмоциональное воздействие предпочитаю получать в филармонии или опере. Там можно его получить, не напрягая моСК.
Но я, пожалуй, таки попробую :) Точнее, не я, а некий, как вы выразились, пейсатель, лет так сто назад: "Мистер Пойндер имел скaзaть очень многое. Родители явно уполномочили его держaть речь, и он говорил, говорил, покa в углaх ртa не зaпузырилaсь желтовaтaя пенa...
- Уверен, знaй бы кто из нaс кaковa штучкa этот Шекспир, мы воспротивились бы срaзу с упорной твердостью. Мне удивительно, должен скaзaть. Я нынче утром прочел в моей "Ньюс Кроникл", что Шекспир есть отец aнглийской литерaтуры; ну, когдa тaк, когдa это - литерaтурa, дaвaйте-кa ее, литерaтуру, от нaс в сторонку, вот кaк я скaжу! И думaю, что все тут вместе со мной соглaсны."
Кстати, существует промежуточный вариант между низкопробными женскими романами и заумной классикой.
Это тоже романы, но классно написанные, и при этом легко. Например, все романы Остин, "Джейн Эйр", "Мемуары гейши" Голдена, "Коллекционер" Фаулза, куча рассказов и из серии легко и неглупо, тот же Довлатов, уже ставшая классической фантастика типа Брэдбери, учитесь просто видеть и выбирать.
На любую голову в любом состоянии можно найти что-то приличное. А романы такого типа, как тетушки за 50 в метро читают... Все в жизни бывает, но, давайте все-таки не будем пропагандировать деградацию и слабоумие.
К рассказчику мы обращаемся за развлечением, за умственным возбуждением простейшего рода, за эмоциональной вовлеченностью, за удовольствием поблуждать в неких дальних областях пространства и времени. Слегка иной, хотя и необязательно более высокий склад ума ищет в писателях учителей. Пропагандист, моралист, пророк — таков восходящий ряд. К учителю можно пойти не только за поучением, но и ради знания, ради сведений. Мне, к сожалению, знакомы люди, читавшие французских и русских романистов, чтобы что-нибудь разузнать о жизни в веселом Париже или в печальной России. Но в-третьих, и это главное, великий писатель — всегда великий волшебник, и именно тогда начинается самое захватывающее, когда мы пытаемся постичь индивидуальную магию писателя, изучить стиль, образность, структуру его романов или стихотворений." (с) Набоков
Взрослый опытный человек, скорее обратиться к книге за развлечением или волшебством и эмоциональной вовлеченностью. И любовь к отрицательным эмоциям, которые дают вот некоторые произведения ("Коллекционер" и "Волхв" Фаулза, "Скотный двор" Оруэлла, "Котлован" Платонова, "Ночевала тучка золотая" Приставкина, "Архипелаг ГУЛАГ" Солженицына, весь Кафка, «Настенька» Сорокина), - это как бы намекает на специфику психологии любителя.
Я не стану судить человека по тому, что он читает - пускай хоть комиксы рассматривает, если он в целом содержательная личность
А вообще у Конрада Лоренца в книге "Агрессия" была высказана мысль, что литература и кино и прочие искусства - это, чтобы группа людей находила связи между собой через сходство вкусов интересов и т.п.
Есть целые сайты, которые объединяют толпу женщин, читающих женские романы. И они счастливы в этом единении. И при этом они не становятся менее культурными, образованными и менее нравственными.
Так что вы понимаете под "культурным уровнем" и "культурой" в целом?
У меня есть подруга, которая не читает - ей некогда и не настолько любит это занятие, чтобы специально выкраивать время. Но она умная, рассудительная, отзывчивая и умеет играть на фортепиано.
А современным пейсателям просто денег больше хочется, вот они и давят на кнопку "бескультурья", чтобы их покупали. Маркетинг, однако.
Женский роман: про любовь простой женщины к мужчине. Романы написаны в рамках традиционных ценностей, где в центре внимания находится семья и семейные ценности. Для общества, где происходит развал семьи, такое чтение идеологиески верно. Оно способствует укреплению семьи и брака, росту рождаемости детей.
А "Престулпение и наказание": пиздострадания убийцы, решившего поставить эксперимент над собой, убив человека. Причем не в честной схватке, а в ситуации с заведомо слабым противником. Для таких в обществе существует Уголовный кодекс. И интеллигентская рефлексия о таком для общества крайне вредна.
А для того, чтобы общество не развалилось, нужна идеология, а не интеллигентская рефлексия.
Ну и вообще, этож вроде салонная живопись, низкий жанр- не?
Так радует это многообразие.
А то скоро одни экшены люди смотреть будут с простым линейным сюжетом:):)
Есть огромный пласт качественной продукции которая не грузит мозг и вполне можно на ней отдыхать. Для примера сериалы американские (брайкинг бэд и иже с ними), книги- просто из последнего, что я читала - Нил Стивенсон "зодиак", это отличный высококачественный продукт для развлечения.
Еще один популярный пример - Пушкин писал пошлые, порнографические стишки, он после этого развитый или недоразвитый?
Но почему серьезная литература чаще всего не вызывает оптимизма: "Коллекционер" и "Волхв" Фаулза, "Мачо не плачут" Стогова, "Скотный двор" Оруэлла, "Котлован" Платонова, "Ночевала тучка золотая" Приставкина, "Архипелаг ГУЛАГ" Солженицына, весь Кафка, «Настенька» Сорокина (Первый и главный рассказ сборника “Пир” о юной девушке, которую съели родители на ее шестнадцатый день рождения).
Я здоровый человек. Я не буду заставлять своих детей читать это. Моя забота, чтобы у них было хорошее настроение и они были счастливы.
Знаете,во многом согласна,у наших классиков практически нет произведений,вызывающих желание жить,а не наоборот:)Да и у современных серьезных писателей тоже.И с авторским кино такая же беда.Я стараюсь чередовать такие вещи с чем-то более оптимистичным.В зарубежной литературе оптимистов больше.
Но перспектива прочесть низкопробный женский роман у меня вызывает желание повеситься еще до начала чтения:))
Популярность - понятие непостояннное. Вчера никто не знал, кто такой Ницше, читали только те, кому философию сдавать, а сегодня он в моде и все зачитываются и раскупают. Говорит ли это что-то о его достоинствах, как писателя? Нет, конечно.
Если "серьезного писателя" не покупают,возможно,он просто не очень хороший писатель,хоть и "серьезный".Но если скупают горы откровенной лажи - то да,это потому,что читатель некультурен.
О чем я и говорю.
"Но если скупают горы откровенной лажи - то да,это потому,что читатель некультурен".
Я знаю два мертвых языка восточных, три живых европейских и читаю женские романы (Макнот, Белоу и т.п.) Я некультурна?
На всякое правило найдется иключение,у всех свои слабости и странности.:)У меня тетя,довольно культурная и образованная женщина,поглощала тонны этой любовной продукции.Просто она несчастная была и насыщала таким образом свое либидо.По мне,так лучше порно)))
Вы даже представить себе не можете, какое количество женщин, занимающихся гуманитарными науками, читают женские романы.
Никто ж не сравнивает кино и порнофильмы,у них очень разная направленность:)И даже очень культурные мужчины смотрят порно.
Еще раз:я люблю качественную литературу любого жанра.Унесенные ветром уважаю,Поющие в терновнике и т.д.И не люблю некачественную.Любого жанра.
Давайте сразу договоримся, что мы не будем рекомендовать детям читать сорокина и мамлеева, смотреть балабанова и сколько-то там дней содома. И тут дело не в том, что они не качественные, они как раз таки мастера с большой буквы, но есть физиологические границы. И не нужно в одну кучу и Кафку и Сорокина.
И про заставлять читать вам ниже уже написали.
Конечно, написано с соблюдением стихотворного размера, но это любой студент филфака знает
Доводилось с тех пор не раз читать весьма талантливые стихи самого что ни на есть порнографического характера.
Отчего же не читнуть для настроения детектив Донцовой с динамичным сюжетом и нормальным слогом, и не считать себя после этого недоразвитой или примитивной ;-)
да эти книги пусты, да они не несут в себе некие двигательные силы для размышлений, выводов, но что еще читать усталой тете в метро, когда она едет с Комсомольской до Черкизовской... она устала и ей не хочется думать, ей хочется отдохнуть.
И только ночью иногда
Мне хочется открыть Толстого
И вслух всего перечитать
Я не люблю литературу,
Меня не мучает контекст,
Когда сажусь с бутылкой водки
На электричку в Петушки
Я не люблю литературу,
Я не люблю вообще читать,
Мне все равно, что там Гаспаров
И Б. и М. понаписал.
Я не люблю литературу,
Плохая память у меня,
И процитировать Верлена
Я вам бесплатно не смогу
Я не люблю литературу
Жуковский, Пушкин, Гоголь, Фет,
Воденников, Сваровский, Кубрик –
Мне ни о чем не говорит.
Я не люблю литературу,
Уж слишком всё там мудрено,
И «Русский вестник» при Каткове
От раннего не отличу.
Я не люблю литературу
Пусть Чаадаев вам прочтет
Философические письма
Тем более, что сам писал.
Я не люблю литературу,
Я лучше телек посмотрю
Или возьму в Париж уеду,
Как Гумилев в шестом году.
Я не люблю литературу,
Я лучше выйду в интернет
И во всемирной паутине
Любую книжку я найду.
Я не люблю литературу
И мне заведомо скучны
О Чернышевском разговоры,
Ведь из Паперно ясно всё.
Я не люблю литературу
И символистский парафраз
Крученых для меня неясен.
По крайней мере, не вполне.
Я не люблю литературу,
Мне сложно видеть интертекст,
Тем более, что я не знаю,
Что значит слово интертекст.
Я не люблю литературу
Я плохо помню имена
Назвать вам всех сестер Шмелева,
Я даже как-то не возьмусь.
Я не люблю литературу
Я не люблю вообще читать,
Вот допишу вторую книжку,
Издам, куплю, потом прочту.
Я не люблю литературу
Могу, конечно, и соврать,
Но не люблю литературу –
Там слишком очень много букв!
Я не люблю литературу,
Не предусмотрено там всё.
Пятнадцать сотен лет писали,
А я прочти за ну 60.
http://ru-umka.livejournal.com/1100986.html
здесь столько раз написали фразу "у меня хороший культурный уровень". Но это же так относительно! Я не могу сказать о себе, что «у меня хорошее правописание, только оно хромает», наверное, поэтому и не могу оценить критерии, по которым люди выставляют себе данные маркеры.
Простите, но " 2 высших", особенно по нынешним временам и «читала Достоевского» , в моем понимании, признаками приличного культурного уровня не являются.
Для меня культурный человек - это человек мыслящий, прежде всего.
Что побуждает человека говорить о себе « у меня высокий культурный уровень»?
или уважение его прав? прав на что?
Между прочим, Донцова, хоть и зануда, на мой взгляд, но язык у нее неплохой, иначе бы ее точно не покупали.
И люди не будут покупать плохо написанный женский роман. А если им таковой и попадется, то второй раз они этого автора покупать не будут.
Когда я покупаю книжку под грифом "женский роман", я приблизительно представляю, о чем он и чем кончится. И точно знаю, он не испортит мне настроение. То же с боевиками и детективами. Аналогично и с любителями ужастиков. Они точно знают, что получат.
А так называемая "серьезная литература" - это неизвестно о чем. А вдруг не понравится, а вдруг настроение испортиться? Да ну нафиг.
В институтском летнем лагере толпой читали какой-то роман и ржали "он снял с нее корсет и ее бугорки разбежались в разные стороны". шЫдевр ептить
Читаю много, но предпочитаю научную литературу и публицистику. Словарь могу почитать, мне действительно интересно :).
мне хватает проблем в моей собственной жизни, и бежать от них в иллюзорную реальность беллетристики - это как-то глупо и по-детстки.
я предпочитаю читать информацию, которая имеет напрямую отношение к моей нынешней реальности. вот увлеклась косметикой - прочитала множество материалов по данной теме (пока не поняла, что для моих потребностей я уже достаточно знаю), увлеклась прядением - аналогично.
а читать чьи-то вымышленные проблемы - не лучше ли заняться решением своих, реальных?
Нужно сравнивать конкретные вещи одного жанра. А то всё в кучу.
Внутри жанра проблем нет.
Поняла о чем вы. Есть еще такое понятие- мода.:-)
Работаю на руководящей должности, общаюсь с умнейшими людьми.И меня да, считают интеллектуалом. Но вот сейчас у меня неделька отпуска и я весь день смотрю турецкие сериалы) ибо обычно мозг работает и рассуждает практически 20 часов в сутки, хочется отключиться и не о чем не думать и они отлично в этом помогают.
Это в молодости я стеснялась и стыдно было признаться в любви к некоторым произведениям,особенно на фоне подруги,у которой один из любимых писателей-Кафка.Правда второй из любимых -Достоевский,который мне куда более ближе и понятнее,несмотря на его достаточно длинные рассуждения ни о чем,точнее об одном и том же.
Как у Моэма..."Искусство-это манифестация чувств,а чувство говорит общепринятым языком"


