Из жизни советских «детей индиго»...
Три девочки-вундеркинда, жившие в советские времена — Надя Рушева, Саша Путря и Ника Турбина — схожи своей судьбой. Яркие, талантливые, ни на кого не похожие, они слишком рано покинули этот мир, оставив после себя богатое наследие — рисунки и стихи. Многое в их жизни было тесно переплетено с мистикой, высшими силами, непознаваемым. Здесь собраны самые интересные факты из жизни советских «детей индиго».
Надя Рушева
Надя родилась в 1952 году в Монголии, в Улан-Баторе. Когда девочке исполнилось полгода, ее родители — художник Николай Рушев и первая тувинская балерина Наталья Ажикмаа-Рушева — переехали в Москву.
Рисовать Надя начала в пять лет — по собственной инициативе, без обучения. Ее отец сознательно решил предоставить дочери свободу творчества. Для нее это стало регулярным и любимым занятием. Рушева не пользовалась ластиком (рисунки, которые ей не нравились, она выбрасывала), черпала вдохновение в классической музыке (по воспоминаниям мамы, часто творила под колокольный звон или музыку Рахманинова). Известный биографический факт: однажды вечером, пока папа читал ей вслух любимую «Сказку о царе Салтане», Надя нарисовала 36 иллюстраций.
Рушева говорила: «Рисование — это потребность»; по ее словам она обводила пером, фломастерами, карандашами то, что проступало перед ней на бумаге. В день она отводила любимому занятию не более получаса, после того, как были готовы уроки. Надя «выпускала» в мир пришедшие к ней образы — в общей сложности, она оставила после себя более 10 тысяч рисунков — легких, изящных.
Она иллюстрировала книги, собственные сказки, придуманные ею же балеты. «Самому родному поэту», Пушкину, Рушева посвятила триста рисунков. Художников до глубины души поражала особенность Нади глубоко погружаться в любые эпохи и культуры. Ее лаконичные и безупречные рисунки были настолько необычны, что взрослые люди находили новый смысл в «нарисованных» ею произведениях.
С детства окруженная восхищением, она была самой обычной девочкой — играла в куклы, любила кататься на лыжах, бродить по залам музеев, мечтала поступить во ВГИК — делать мультфильмы. Первая выставка художницы, организованная журналом «Юность», состоялась, когда ей было 12 лет. В последующие пять лет у Рушевой прошло 15 персональных выставок — не только на родине, но и в Польше, Чехословакии, Индии, Румынии.
Ее известность росла. Рассказывают, что гонораров, в силу возраста, ей практически не платили. Однажды Надя нарисовала себя в модных тогда джинсах, которых на самом деле у нее не было — семья Рушевых имела скромный достаток.
«Если хочешь, чтобы они немного потлели, гори дотла сам… Это страшно трудно, но нужно. Нельзя только для себя», — написала Надя своему артековскому другу. Необычные способности художницы ярко проявились в ее последнем цикле — первых в истории отечественной литературы иллюстрациях к роману Булгакова «Мастер и Маргарита». Позже, уже после смерти Нади, рисунки показали вдове писателя Елене Сергеевне. Она была потрясена: девушка изобразила перстень на пальце Мастера, который был точной копией фамильного перстня Булгакова. А портрет Маргариты очень походил на старую фотографию самой Елены Сергеевны.
Накануне трагического дня Надя с папой вернулись из Ленинграда, домой. Девушка строила планы. Провожая отца на работу, она сказала: «Мастера и Маргариту» я завершила. «Войну и мир» — тоже. Биографию Пушкина, пожалуй, тоже… Буду продолжать Лермонтова, Некрасова, Блока, Есенина, Грина… И, конечно, Шекспира! Принеси мне, пожалуйста, сегодня из библиотеки «Дон-Кихота»: вижу новый цикл!». На следующее утро, 6 марта 1969 года, Надя умерла.
Мама Нади вспоминала: «Я засобиралась на работу, а Надюша — в школу. Приготовила девочке антрекот и яичницу, она выпила стакан кофе. Я ушла, а через несколько минут она потеряла сознание. Николай Константинович в соседней комнате почувствовал неладное. Телефона не было. Он в домашних тапочках побежал в больницу. Там его долго расспрашивали. Наконец приехали, увезли мою девочку на «скорой помощи» в больницу. Через несколько часов она, не приходя в сознание, умерла. У нее оказался врожденный дефект одного из сосудов головного мозга. Сейчас это можно оперировать. Тогда не смогли. От кровоизлияния в мозг Надюши не стало. Никогда она не болела и не жаловалась». Ей было всего 17 лет.
Незадолго до этого Рушева гуляла с подругой по улице и, увидев похоронную процессию, сказала: «И так тяжело — человек умер, а тут вдруг такая музыка. Еще больше людей добивают. Если я умру, я бы хотела, чтобы меня похоронили в артековской форме и чтобы играли «Битлз». Так и вышло.
Саша Путря
Саша родилась в Полтаве через восемь лет после ухода Нади Рушевой — в 1977 году. Знала о ее творчестве, видела каталог работ. Ирония судьбы — рисунки двух гениальных девочек встретились уже после смерти Саши, на одной выставке, в 1991 году — в Новосибирске, и еще через 16 лет — в музее имени Рериха в Москве.
За 11 лет своей жизни Саша Путря сделала столько, сколько не делают иные взрослые художники. Ее наследие — 2279 работ: 46 альбомов с рисунками, шаржами и стихами, вышивки, поделки из пластилина, мягкие игрушки, изделия из бусинок, выжженные по дереву картины. Она даже придумала технические чертежи, благодаря которым, по ее мнению, люди могли бы достичь Луны и строить асфальтовое покрытие дорог без трещин.
Папа Саши — художник, мама — музыкант. Девочка начала рисовать в три года: делала это не переставая, мечтала: «Когда я вырасту большая, непременно стану художницей и буду рисовать с утра до вечера. Даже ночью». «Ручки и личико ее всегда были вымазаны фломастерами или акварельными красками. Вся наша квартира, ванная комната, кухня, туалет, двери шкафов разрисованы до той высоты, куда доставала она рукой.
Рисунки свои щедро дарила друзьям и родственникам — на праздники и дни рождения поздравляла открытками, которые рисовала сама, сама же писала и тексты, часто в стихах», — вспоминал отец Саши Евгений Путря. Девочка рисовала «из головы» — родственников, студенток мамы, наряжая их в сказочные одежды, любимых зверят в невиданном облачении — «чтобы им было приятно».
В пять лет Саша заболела — ей поставили диагноз «острый лейкоз». Шесть лет она боролась с болезнью. Саша просиживала за фломастерами и красками по восемь — десять часов в день. Когда девочка вместе с мамой ложились в больницу, о состоянии ее здоровья судили по количеству рисунков.
Она любила рисовать под музыку — в фонотеке было около ста пластинок: записи детских сказок, мюзиклов, инсценировок, песен, которые она знала наизусть. Ласковая, добрая, любящая красоту… «За всю свою короткую жизнь она никогда никого не обидела. Мы до сих пор чувствуем ее детские объятия, приятное прикосновение теплых щечек, утомленное тельце на плече», — пишет папа.
Для восстановленной Пушкаревской церкви она написала небольшую икону Божией матери. Но особой любовью Саши была Индия — особенно после того, как она влюбилась в «танцора диско» Митхуна Чакраборти. Она рисовала портреты актеров индийского кино, танцовщиц, принцев, бога Шивы. А однажды сказала маме: «Помнишь, у нас был слон? Большой такой! Я сидел у него на спине, в красивой такой корзиночке». Она никогда не видела живого слона. Откуда у нее появились эти воспоминания, близкие не знают: «Возможно, память души?».
В разгар болезни на рисунках Саши появился космос, звезды. Она увлеклась астрологией, гороскопами, НЛО. Свято верила, что это прилетают предки людей, и настанет день, когда она с ними встретится. 22 января, в больнице, она нарисовала свою последнюю работу — «Автопортрет». Дети из разных соседних палат наперебой заказывали картинки. Сашенька счастливо улыбалась и говорила: «Нарисую, нарисую! Всем нарисую!». А потом попросила родителей отпустить ее.
Папа Саши вспоминал, что она попросила его приложить руку к белому листу, обвела ее, потом сверху приложила и обвела свою руку. Наверху, возле большой Луны нарисовала Сириус — звезду, на которую девочка хотела улететь. Умерла она в ночь на 24 января 1989 года. «Последние ее слова были: «Папа?.. Ты прости меня… За все…», — вспоминает Евгений Путря.
Похоронили ее в сари, в котором она встречала свой последний новый год, с портретом Митхуна Чакраборти на груди.
С 1989 по 2005 года прошло 112 персональных выставок Саши в десяти странах мира. В Австрии выпустили почтовый конверт с рисунком Саши, издали серию работ, средства от продажи которых пошли на закупку одноразовых шприцов для больных в СССР. О Саше сняли пять документальных фильмов. Посмертно она была награждена различными медалями и Национальным призом Всеиндийского детского объединения «Неру Бал Самити — Каласари».
Ника Турбина
Гениальная поэтесса родилась в 1974 году в Ялте. Рассказывают, что девочка еще в два года поставила свою бабушку в тупик вопросом: есть ли душа. Ника болела бронхиальной астмой в тяжелой форме, боялась уснуть из-за приступов удушья. Ночью она сидела в постели, обложенная подушками, хрипло дышала и лепетала что-то на своем языке.
А потом эти слова начали складываться в стихи. Ника звала взрослых и требовала: «Пишите!». Голос, который диктовал ей строчки, девочка называла Звуком. Казалось, что ей и правда кто-то стихи диктует — она читала с жаром, пылкими эмоциями. Позже в интервью Ника признавалась: «Стихи приходят внезапно. Когда сильно больно или страшно. Это похоже на роды. Поэтому мои стихи несут в себе боль».
Мама девочки демонстрировала ее поэтический талант гостям дедушки Ники — крымского писателя Анатолия Никаноркина. В его ялтинском доме часто гостили московские поэты и писатели. Когда Нике было семь лет, ее стихи удалось передать Юлиану Семенову. Он прочитал и воскликнул: «Гениально!». По просьбе Семенова к Турбиным приехали журналисты. А 6 марта 1983 года в печати впервые появились стихи Ники.
Девятилетняя школьница познакомилась с Евгением Евтушенко, который поспособствовал стихотворной «карьере» девочки. Он помогал организовать ее поездки по стране, выступления на поэтических вечерах. Ее называли «поэтическим Моцартом». В 1984 году, благодаря Евтушенко, вышел сборник стихов Ники «Черновик», а фирма «Мелодия» выпустила пластинку с ее стихами. Советский детский фонд выделил Нике именную стипендию; ее работы перевели на двенадцать языков.
Ника собирала аншлаги в городах Союза, Италии, США. В Венеции на фестивале «Земля и поэты» Турбиной вручили престижную премию в области искусства — «Золотого льва». 12-летняя девочка стала второй, после Анны Ахматовой, русской поэтессой, удостоенной этой награды.
В конце 80-х Ника пережила первый творческий кризис. В стране в разгаре была перестройка, мама девочки во второй раз вышла замуж. Ника искала себя: в 1989 году она сыграла роль трудной девочки, больной туберкулезом, в фильме «Это было у моря», согласилась на откровенную фотосессию в «Плейбое». В середине 90-х «прогремела» скандальным интервью, в котором заявила, что Евтушенко ее предал, а позже взяла обидные слова назад, объяснив их юношеским максимализмом.
«Если человек не полный идиот, у него бывает изредка депрессия. Иногда просто хочется уйти, закрыть за собой дверь и послать всех к черту», — говорила Турбина. Она боролась с одиночеством по-своему: убегала из дома, пила снотворное, резала вены. Чтобы самоутвердиться, в 16 лет вступила в гражданский брак в 76-летним профессором из Швейцарии, итальянцем по происхождению.
Отношения продлились недолго — Ника вернулась в Москву, где уже почти никто не помнил про «поэтического Моцарта». Она встретила свою первую любовь и, окрыленная, поступила во ВГИК, училась у дочери Александра Галича Алены, которая стала ее подругой. Несмотря на отчаянные попытки вытащить Турбину, ее отчислили за неуспеваемость с первого курса.
После разрыва с любимым человеком, Ника сильно пила, нашла нового мужчину, бизнесмена, но отношения с ним продлились недолго — он поместил ее в психиатрическую клинику, из которой ей помогла выбраться Алена Галич. 15 мая 1997 года Ника спрыгнула с балкона. У нее оказались сломанными оба предплечья, раздроблены тазовые кости, сильно поврежден позвонок. «Сначала даже жалела, что осталась жива: столько боли перенесла, столько разочарования в людях… А потом стала себя ценить, поняла, что я еще что-то могу», — призналась девушка.
Ника перенесла двенадцать операций, ей поставили аппарат Елизарова и заново научили ходить. Она вновь стала популярной — после трагического случая журналисты вспомнили о поэтессе. Но ей нужен был человек, за которым она была бы как за каменной стеной… Увы, такого не нашлось. 11 мая 2002 года Ника вновь выбросилась с балкона пятого этажа. Она погибла в 27 лет.
Восемь дней тело Ники пролежало в морге института Склифосовского, никем не опознанное. Ранее поэтесса просила ее кремировать — друзья попрощались с ней прямо в больнице, думая, что кремация пройдет именно там. Но крематория там не было — в последний путь Турбину проводили рабочие, злые за то, что им не доплатили за дополнительные работы.
Позже Алена Галич добилась, чтобы Нику отпели в храме и похоронили на Ваганьковском кладбище, напротив могилы Игоря Талькова. То, чего Ника всегда боялась, и от чего бежала — одиночество — преследовало ее и после смерти.
Про первую узнала в свои лет семь... Про третью - в подростковом возрасте. О ней тогда в Комсомолке писали.
Ну как могут быть схожи судьбы той, кто умерла в раннем возрасте от хронического заболевания... и той, которая прожила... короткую непутевую жизнь и вышла в окно?:sad3
http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/newtime/turbina/history.html
спасибо за ссыль, Насть...
Много, очень много есть чего обсудить.
И кстати, может объясните, в чем талант "поэтессы"? вот ниже примеры стихов выложили, это же мрак, набор слов без смысла, что в них талантливого?
увлекающихся чем-то детей - миллионы. если к этому добавляется родительская муштра, получаются такие "индиго".
А про бездарей - ну да, из талантливых детей могут вырасти не бездари даже, а те, кто не умеет талант развивать, а из бездарных детей уж точно талантливого взрослого не получится. Ну и роль родителей в развитии талантов и способностей почти всегда имеет место, кому среды, ими созданной, было достаточно, кого жестко принуждали, как Моцарта или Паганини.
Из бездарных (и уж подавно из нераспиаренных детей) вырастают прекрасные талантливые взрослые. Врачи, политики, писатели, которым есть, что сказать (про художников ничего не могу сказать, с этим я незнакома), инженеры...
Про Нику я не хочу писать, ее протежировал Евтушенко, мне и его творчество сомнительно, и вообще, в советское послевоенное время критерии хорошей поэзии меня сильно удивляют.
Мне как раз более интересна Ника. Потому что на выставках художественной школы талантливы, по-моему, абсолютно все ученики. А рисовать не косорылых котиков и не деревенские пейзажи в итоге начинают единицы. Талант - вещь ну очень сложноуловимая. И слишком тяжело отделяемая от пиара.
Как-то получается, что наградив гениальностью, судьба укоротила пребывание на этом свете. Хотя, возможно, так и должно быть: "сверкнули" здесь и ушли в вечность. :(
Жалко девочек с тяжелыми заболеваниями, причем жалко независимо от наличия у них таланта.
Не самая плохая компания. Вам не в эту компанию, да.
Гениальные люди дают огромный процент самоубийц, начиная с древнейшего периода истории и кончая нашим временем. (с) Чезаре Ломброзо
Алексей Толстой умел от передоза морфия, с высокой вероятностью это было самоубийство. Для вас уточняю - Алексей Константинович Толстой.
школота вы. потому, что ничего, кроме буратино не читали.
но если мне не верите, можете почитать, что говорили об этом исследователь Юрий Дружиников, приемный отец Дантеса - барон Геккерен, Соллогуб, Тургенев и сам Пушкин.
Жизнь моя - черновик,
На котором все буквы - созвездия...
Сочтены наперёд все ненастные дни.
Жизнь моя - черновик.
Все удачи мои, невезения
Остаются на нём
Как надорванный выстрелом крик.
аааааааа дальше еще больше ржаки
ПЕРЕВЕЛИ СТИХИ.
Перевели стихи на языки чужие,
Так переходят улицу слепые...
Им кажется, что, ощупью идя,
Они спасают от беды себя.
Чужие языки, слепые строки...
Им нужен проводник. Иначе нет дороги.
ПОБЕДИТЕЛЮ.
Не побеждайте победителей,
Судьба им выпала на круги.
И выстрела на старте сила
Вас отдаляет друг от друга...
А побеждённым - камнем в спину,
Терновником тропа устелена...
Непобедимы победители!
Но это - до поры, до времени...
Хотя у него тоже ничего произведения:
Бабочка такая жирная,
Она очень хитрая.
Быстро куда-то улетела,
Наверно где-то присела.
* * *
Был хороший квас,
Быстро кончился он у нас.
Надо еще купить,
И будет приятно пить. *
И не смешно(((( Одного застрелили, другой от героина умер и.д.
А были такими вот пионерами и мечтали о подвигах и машине времени......
Такие все три талантливые и такие короткие жизни...
А то талантливого ребенка родители часто именно что тянут в сфере талантов, напирают на исключительность изолирут от "мэйнстрим-общества" и...оказывают медвежьб услугу.
Потому что ребенок и так в силу особой нервной системы более подвержен стрессам, а еще и оказывается совсем не приспособленным к "реальной" независимой жизни. А потом плачутся - вот такой талант, а покончил самоубийством (спился, замкнулся в себе, не вылезает из психушки и т.д)
ЗЫ: кстати насчет "дипломата"...гм...там как раз умение "вливаться в среду" и находить общий язык с РАЗНЫМИ людьми нужно.
А юрист...смотря в какой области, иногда и не надо собственно с людьми общаться.
Таким людям лучше всего в чем-то отвлеченно-академическом или консультативно-диагностическом. Где оперируешь фактами, и не гребет, как кто это воспримет.
Это не " такая боль", а просто иной подход к воспитанию ребенка, в котором очень важно делать упор именно на воспитание его состоятельности в социальном смысле. Помимо развития талантов
К сожалению, даже в наше время многие родители одаренных детей забывают или не знают об этом, как следствие - педагогически запущенные, несчастные талантливые дети
Дети-гении это большое испытание как для родителей, так и для этих детей
А две не выросли. Тем не менее весьма категорично утверждается, что выросли бы в очень талантливых.
Вы о чем вообще? Стихотворение должно быть о чем-то, вызывать ассоциации и чувства, не быть рифмованным набором слов... Кстати, стихи она писать перестала ровно в тот момент, как вокруг нее перестали скакать мама и бабушка, вот ведь удивительно...
с чего вы взяли, что она перестала писать? их перестали публиковать, да. а писать она не переставала. она привыкла к тому, что это было кому-то нужно, не привыкла писать в стол. а стихи перестали быть нужны. она и не выдержала. сложно привыкнуть к тому, что ты никому не нужен.
и даже если перестала писать - то не в тот момент "как вокруг нее перестали скакать мама и бабушка", а в тот момент, когда перестало хотеться писать. потому, что, да, так бывает - когда стихи писать не хочется. когда настолько тоскливо, что даже то, что рвется изнутри - душится.
а что, весь серебряный век - ваш? вот прям всё от и до? и нет там стихов, не вызывающих ассоциации и чувства, и все поэты там сплошь и рядом вам понятны и близки?
серебряный век, блин.... в русской поэзии не было периода более противоречивого, где поэты были настолько непохожи друг на друга, как в период серебряного века.
Дети – тайные взрослые. Это их мучит.
Дети тайные – мы.
Недостаточно взрослые мы, потому что
быть боимся детьми.
На перроне, в нестёртых следах Пастернака
оставляя свой след,
ты вздохнула, как будто бы внутрь простонала,
восьмилетний поэт.
и Бродский с ней встречался тоже по знакомству)))
повторю, мне ее стихи не нравятся. не моё. но это не значит, что они не талантливы
Да, перестало хотеться писать. Но если человек - талант и стихи смысл его жизни - он будет писать снова, несмотря на какие-то мелкие семейные дрязги. Не голодом ее морили, не в застенках держали, уж будем откровенны...
Евтушенко - сам фигура очень неоднозначная в поэзии, так что о нем не будем.
разочарую. помнят как раз очень немногие, и как правило - ранние. детское, то, что часто повторяли (если повторяли). а то, что недавно - забывается.
кому была возможность публиковаться в 90е?
>> талант и стихи смысл его жизни
с чего вы взяли, что стихи - это смысл жизни у тех, кто пишет стихи? это не смысл жизни ни разу. это просто строчки, которые лезут наружу. которые МЕШАЮТ жить. с чего вы взяли, что поэты хотят быть поэтами, а не вынуждены ими быть?
стихосложение - это не радость возвышенная с привкусом шоколада. это пытка. это когда душу наизнанку выворачиваешь. беспощадность к себе невыносимая. и от этого иногда очень хочется избавиться. не замечать, лишиться, сбежать. потому, что тяжело это. стихосложение - это общение с чистой истиной. вы вон даже правду с трудом выдерживаете, а попробуйте с чистой истиной столкнуться. это выжженная земля на полжизни вокруг. мало кому удается с этим справиться, чтобы не сдохнуть.
и в поэзии нет однозначных фигур. это в школьном учебнике есть, а в поэзии - нет.





у нас в художественной школе так мог каждый
не сохранилось детское? нарисуйте сейчас. хуже ведь не стало.
и вот что странно - не сохранились, во взрослом возрасте вы свои детские рисунки не видели, но уверены, что это не менее гениально, чем у нади рушевой. неплохая такая уверенность. из детства)
она рисовала свое
вот это - не срисовывание

и вот это - тоже

и да, это гениально
вы не смогли сделать лучше
вы только смогли протянуть "ну подууумаешь"
даже если вы делали ПОХОЖЕ
мазню "под моне" или "под кандинского" может сделать почти любой. но они не будут ни моне, ни кандинским.
А у Пластининой не родители, а мужиГ ;)
Ки́ра Серге́евна Пластинина (1 июня 1992) — российский модельер, дочь российского бизнесмена Сергея Пластинина (крупного акционера компании «Вимм-Билль-Данн»). Торговая марка «Kira Plastinina» — личный проект Сергея Пластинина (он изначально являлся генеральным директором компании «КП стиль
в кире пластининой нет ничего гениального, кроме амбиций ее папы. уже по почерку видно:) да, талантливая девочка, наверно. не в курсе.
а из детей-поэтов мне гораздо больше турбиной нравилась вика ветрова. вполне благополучная судьба, кстати.
судьбу турбиной испортили родители. не было бы этого надрыва "ах, ребенку глас с небес" - скорее всего выросла бы нормальным талантливым взрослым.
не смогла слушать больше 5 минут, мне показалось, что это какой-то тщательно отрежессированный надрыв, такая 1000-кратно преувеличенная Белла Ахмадулина
про нику писали, что ей приходили ночью стихи, а бабушка с мамой дежурили(!) у кровати и пугались(!), когда ребенок озвучивал стихи
а про ветрову отец - "нормальный ребенок, только в полночь приходит в ночнушке и заявляет "стих прет, запишите"
истеричная семья у ники и нормальная спокойная у ветровой.
собственно, из-за семьи, похоже, ника и спилась. кем надо было быть, чтобы в 16 лет отправить ребенка "взаграницу" замуж за старика.
кстати, судьбы очень похожие, по событиям - почти симметричные, но вот эта эмоциональная подоплека разная.
Вспыхнули закатом облака.
Серебрится быстрая река.
Хрупкая и нежная рука
Ищет для горячих слез платка.
Звезды отражаются в реке,
Кружева на шелковом платке,
Два кольца сверкают на руке,
Прокричала цапля в вдалеке…
Буйный ветер налетел…
- Ой, лети к родному, милый!
Лес тихонько прошумел:
- Не под силу, не под силу…
- Дай, луна, родному свет!
Будешь самый лучший друг мне…
Желтобокая в ответ :
- Недосуг мне, недосуг мне…
Ветер воду всколыхнул,
Засмеялись звезды часто (чисто),
Лес расстроено вздохнул:
- Декабристы, декабристы!...
- Ах, никто не навестит
Ныне бедного солдата!
Лес опять в ответ шумит:
- А сама-то, а сама-то…
- от такого – то пути
Переломится любая!
Ветер шепчет и свистит:
- Трубецкая, Трубецкая…
- Ты звезда, скорей найдешь!
Звезды хором: - Мы не можем,
На, а если ты пойдешь –
Мы поможем, мы поможем!
И прислушалась луна,
И сказала: - Не забуду,
Буду век тебе верна,
Помогать, где трудно, буду.
Ветер взвился: - Не покину!
Лес шепнул: - Иди, Мария!
И река журчит: - Княгиня,
Мы с тобой. С тобой Россия!