Навеено темой "ЕГЭ"....
Да, именно ярым обсуждением того, какими глубокими должны быть знания в области литературы, чтобы считаться достойным членом общества и культурным человеком.
Хочу предложить для обсуждения следующее:
Есть на земном шаре небольшие страны и малочисленные народности. У них на всю их историю литературы может быть только один их "Пушкин" и "Достоевский", соответсвенно в их маштабах. Т.е. произведений для изучения не так много.
Получается у них уже должны быть сложности с "культурой"?
Вы мне возразите. Мол, закончатся "их" авторы - начнут изучать прочую мировую литературу, чтобы полопнить багаж знаний и было о чем писать сочинения.
Вот, тут-то и скрывается мол главный вопрос...
Получается, что представитель "малых народов" будет в глобальном смысле более подкован - т.к. он охватит мировую литературу в большем объеме, нежели российский.
Ведь, российскому нужно освоить - масштабный "золотой век", литературу конца ХIХ - начала ХХ века, "серебряный век", советскую литературу, постсоветскую, современную российскую.
Без этого "багажа" - ты, как бы, уже нерусский человек.
Но в таком случае, практически, не остается времени на изучение мировой литературы в школе.
И, когда происходит общеевропейское тестирование школьников - больше баллов набирают финны, словенцы и т.п....
А ведь их литература, как принято у нас думать - не такая богатая и язык не позволяет создавать мировые шедевры.
Нет и не будет особого национального духа?
Но, что касается "таинственной русской души" и "русской интеллигенции" - есть мнение, что это миф, придуманный в российском обществе и им же поддерживаемый.
Вы же едите блины, пельмени, картишку? А это отнудь не русские блюда.
Зато как приятно посчитать себя самым раскультурным и очень духовным!)
(ну если больше гордиться особо нечем, что лично, что в стране)
Первым делом давайте откажемся от заведомо ложных посылок и выводов, коими пестрел тот топ, и от шаблонного мышления)) Потому что выводы из серии "он не смог продолжить стихотворение Пушкина, значит, он тупой" - это именно шаблонное мышление. На самом деле всё, конечно, не так примитивно.
Пожалуй, соглашусь с Вами в том, что на нас - русских - в определённой степени лежит бОльший "груз" литературы, которую стОит если не изучить досконально, то уж хотя бы иметь представление и своё мнение о ней)) Потому что если человек искренне считает, что "Война и мир" - это про Наташу и поручика Ржевского, то это однозначно не позволит причислить его к интеллектуалам. А вот если он способен аргументированно порассуждать об особенностях нравов дворян на примере сего произведения, не садясь при этом в лужу, то вполне может быть причислен и к интеллектуалам, даже если он прочитал роман по диагонали :-) Отсюда вывод: умение схватывать суть, мыслить широко и динамично в этом вопросе важнее, нежели скрупулёзное чтение всего наследия русских и зарубежных классиков и умение закончить строку из стихотворения :-)
И соглашусь с Вами в том, что есть, пожалуй, некоторый перекос в школьной программе, выражающийся в преобладании наших авторов над зарубежными. И даже при моей безусловной любви к Родине вообще, и к русскому искусству в частности, вынуждена признать: не всегда изучение нашего произведения в ущерб произведениям зарубежных авторов вносит больший вклад в развитие личности) ИМХО, некоторые авторы действительно устарели, и их без ущерба для образования можно было бы перевести во внеклассное чтение. В то же время жизнь не стоИт на месте. И утверждать, что раньше писатели были ого-го, а сейчас сплошной отстой - это тоже признак шаблонного мышления)
При этом они часто с пеленок знают 2 языка: свой и той большой нации, рядом с которой живут, что позволяет им знакомиться с чужим наследием, обогащаться и развиваться, так сказать.
Знание литературы, кино, живописи и музыки - это всего лишь знание некоего принятого в обществе комплекса "интеллектуала". Как, скажем, поливитамины в медицине. Вреда от них не будет, но и пользы особой тоже нет.
Для меня самый важный критерий "интеллектуальности" - умение создавать. Головой, руками, но создавать что-то свое.
Поэтому лично меня не интересует "Война и мир" или "Преступление и наказание". Но я с удовольствием прочитала дневники Л.Н.Толстого и Софьи Андреевны. Переписку Горького, Достоевского, Белинского. Мне больше интересны люди, которые создавали эти произведения.
Способность к творчеству - это и есть умение мыслить широко, нестандартно и нешаблонно. Талантливый токарь лично для меня более интересен, чем кинокритик или журналист.
И заметьте - люди, способные что-то сделать руками, изобрести - редко бывают ограниченными.
Кстати, вот недавно, буквально пару дней назад я прослушала в машине симфонию Малера. Не понравилось. И я не стала от ее прослушивания более культурной.
Платон не читал толстого:)
Но все же есть и вменяемые среди таких.) Сами они все честно прочитали, но таки признают за другими право читать (смотреть\слушать) подобное наискосок, и право сразу же и этот наискосок забыть после школы.)
Вот, никто так не может, а у него / нее - легко получается.
Если вы скажете, что. мол - это вопрос навыка.
Отвечу- и, да, и нет.
.
но вот утверждение, что личность талантливого токаря заведомо интереснее произведения талантливого писателя для меня... спорно, мягко говоря :)
Общение с талантливым человеком вдохновляет. Мне это важно.
Общение же, например, с журналистом или актером, лично меня утомляет. Я вижу, как они произносят реплики, которые за них кто-то написал, или слова, за которые им заплатили. Это неинтересно.
Талант дается богом, он в сердце человека. Рафаэль не ездил в турпоездки по галереям. Моцарт не ходил на развивалки и не посещал каждую неделю консерваторию.
Если у вас нет талантов, то никакое созерцание не сделает вас творцом. А если есть талант, то энергетика людей поможет больше, чем простое созерцание.
Чемпионку мира по шахматам тоже тренировал отец.
Я вам об этом и говорю. Если бы Рафаэль учился не у отца, а слушал бы журналистов с их обзорами выставок, или читал книги по искусствоведению - не был он Рафаэлем.
А важно - что именно они делали, какие произведения получались, и что передавали ученикам.
Аналогично с композиторами, архитекторами, писателями и токарями.))
Чтобы просто так "начать учиться рисовать" надо иметь свободное время и возможность хотя бы материалы покупать, они никогда дешево не стоили. И "вдохновения от чужих работ" простому человеку взять неоткуда, искусство ему просто недоступно. Все знаменитые итальянские художники прошли в детстве через мастерские своих старших коллег, и были на побегушках в качестве платы за обучения, а не просто взяли да и открыли в себе таланты.
Остальное и проверять не буду.
В Лондоне Ван Гог жил припеваючи. У него было весьма хорошее жалование, которого хватало на посещение различных картинных галерей и музеев.
Ван Гог и Гоген начали рисовать уже взрослыми.
Кто-то у родственников учился мастерству, кто-то на стороне; кто-то с детства, а кто-то только в зрелом возрасте.
Какой-либо закономерности не прослеживается как-то...
"Отнюдь не все родились в семьях художников же, а в среде, достаточно далекой от какого-либо творчества."
И талант, точнее, способности могут сами проявиться, а можно и развить их при желании. И если гениев действительно мало в любой области, то способных людей - много, в том числе и токари.)
И, по крайней мере, для очень многих людей - именно знакомство с чужим творчеством дает толчок их собственному вдохновению и жажде созидания.
Плюс с очень многими талантливыми людьми познакомиться уже просто нельзя), и даже о их жизни бывает мало что известно.
Когда мне было 20 лет, я познакомилась с подругой моей тети, она профессор психологии и у меня проснулся дичайший интерес к психологии. Я перечитала всю университетскую программу, за исключением разве что статистики и анатомии. Потом я перешла на рекомендованную литературу, потом сама уже выбирала что меня интересует. В какой-то момент мне очень захотелось почитать на русском языке и художественное произведение, в руки попалась Анна Каренина. Представьте себе мой шок, когда оказалось что Толстой не только великий русский писатель, а очень опытный и грамотный психолог! В те времена небыло такой науки как психология, точнее она была, но маскировалась под литературу, искусство, философию и другие дисциплины. Я никогда не встречала автора, хотя очень много читаю, который проиллюстрировал бы курс семейной психологии полнее и точнее, чем Лев Толстой. Взялась перечитать Войну и Мир и поняла ее уже совершенно иначе. Мне кажется что Льву Толстому в школьной программе самое место, потому что он закладывает очень правильные зерна в подростков, которые не сразу, так потом прорастут. Жаль что мало кто его читает школе, а если и читает то невдумчиво.
Достоевский тоже очень и очень ценен.
Опять же, психологией вы заинтересовались после общения с тетей. Вот она, энергетика творческой мысли.
Не надо приписывать Льву Толстому знания психологии. И ваше "психология маскировалась под философию" очень умиляют.
Не буду с вами спорить, но Толстой единственный писатель, тексты которого я бы не давала детям лет до 45, дабы не навредить.
Не нравятся психологи, почитайте литературных критиков, он считается великим знатоком человеческой души, института брака и семьи. ;)
с художниками аналогично - могу блеснуть культурой :) только в отношении тех, чьи работы мне нравятся... а с музыкой у меня вообще полная беда, шансон в 3 аккорда - мой потолок, не отличу моцарта от рахманинова :(
Вот она, национальная идентичность, за которую так ратуют)))
Объем знаний может быть одинаков, но финн будет изучать Пушкина как иностранного поэта, а русский будет изучать того же Пушкина как русского поэта.
