А мне всё понятно!
Уважаемы е модераторы, можно хотя бы день-два не переносить тему в Школы. Мне важно мнение не только нынешних школьников, но и тех, кто уже "провел" с детьми школьные годы.
Сын идет в 10 класс, учится хорошо, жалоб нет:)
В чтении заинтересован, но как-то...выборочно что ли, читает. Сужу по нынешнему лету: взялся за преступление и наказание и после 100 стр примерно бросил. Когда спросила, ответил,, что итак все знает и понял(((
Дальше у нас был Обломов. Про него он высказался еще резче: мам, чего Гончаров столько страниц написал, мог бы рассказ стр на 50 и все было бы ОК. Нет, развел демагогию на 500 стр! Я все понял!
Дальше, берется за Мастера и Маргариту по своему собственному почину. И бросает примерно после 150 стр вроде. Критика с его стороны такая: что это главный герой почтив середине книги появляется? Я ничего не понял, мне не нравится.
Как-то мне взгрустнулось(((: Потому что сын планирует поступать на гуманитарный факультет. Подход его мне совершенно не нравится.
Собственно, вопрос: ваши дети или вы бросали классику хотя бы по школьной программе и критиковали вот так?
Что вы можете сказать по существу озвученной темы? Хотелось бы поговорить)
Откуда еще ребенок узнает о культуре и духовности, если не из книг, литературы?
В данном случае пишется раздельно.
Читала всегда взахлёб, но то, что мне интересно.
Школьную программу давно надо пересмотреть. Устаревает всё ж....
Дочка бросает то, что совсем не идет. И... в принципе, я с ней согласна. Чтение должно быть наслаждением, а не пыткой. Я это для себя сформулировала уже во взрослом возрасте. Никогда не надо себя насиловать в том, что по идее должно служить источником удовольствия.
Ну, не зашли эти произведения, что ж делать.
Дочь от Замятина плевалась в 11-м. Не прям вот какая классика, конечно.
А почему все должны прочитать всю классику в школьные годы?
И что сын читает?
Нет, для 40-летней меня Анна Каренина вштыривает не по-детски, а для 15 -летних НИХ это "звездострадания какой-то тетки". Взрослые не интересны подросткам. Современные. Старинные. Никакие.
Безусловно им нужно изучать способы выражения чувств и развивать эмоциональный интеллект, искать причины ответа Онегина Лариной и обратно, объяснять это красивым языком и рассуждать на тему любви к родине.
Но наверное на других примерах.
Те же Бунинские Темные аллеи любой тетке взасорок вштыривают до слез и соплей. НО!!!! давайте будем честными, для современных 13-леток это "какой-то дед с бабкой занудствуют" потому что героям 60 и 48. Это вообще край, смерть, там не любят и не мечтают, там не живут даже … с точки зрения 8 класса. Доказывать обратное? а пойди докажи половине теток с евы, что в 50 ищщо-есть-секас.
Я думаю детям в старших классах надо читать Оруэлла, и долго-долго, как письмо Татьяны к Онегину, подробно в деталях разбирать. Можно еще Теорию трех тел, можно вместо Темных аллей даже Часодеи взять, чтоб чувства у героев были, но понятные подросткам.
потому что говорят о любви в 15 и в 48 ученик и учительница вообще имеют ввиду разное, и детям не понять и не нужно.
Моральные нормы давно уже поменялись, кто-то уже и любовь склонен называть эмоциональныым расстройством, неврозом, типа не может здоровая женщина хотеть замуж, не мог быть здоров Ромео , не смогший жить без Джульетты. Наташа Ростова, готовящаяся к побегу терзается, а современным юнцам это непонятно, это важное личное чувство, которое у нас уже не принято ломать, ужимать, мы их стараемся без негативных сценариев растить, чтоб понимали свои желания, слышали себя. Они строили бы эту логику по-другому, но если надо ЕГЭ - то учат тезисы как надо писать, без приложения эмоционального интеллекта.
в "1984" тоже есть про любовь, даже про секс есть, мельком, без смака, но есть. там в принципе тоже моно написать сочинение он и она, и про обман чувств и про поиск себя в партнере.
Классика не отвечает ни на один запрос современного ребенка, мы в 80х годах еще как-то читали письмо Татьяны, тарабаня наизусть, но и нам уже было странно, а наши дети - совсем другие.
Позвольте вам, по-пролетарски... Чтобы сделать такой вывод, необязательно иметь или не иметь какое-то окружение, маргиналов или графьЁв. Можно просто тупо работать в школе.
Только не пишите, пожалуйста, что автор ветки работает в школе для УО, а то станет совсем смешно от вашей тугости.
Он может хорошо запоминать и понимать все слова в отдельности в тексте, это да.
НО он не может применять прочитанное к многолетнему жизненному опыту взрослого человека, с опытами прохождения кризисов своих и ближних, предательства, бескорыстной помощи, ошибочных суждений, внезапных открытий после многолетних заблуждений. Необходимо чтоб жизнь потерла в разных позах, чтобы рассуждения взрослых философов понять взрослым мозгом.
Дети все это воспринимают как - в книжке написано, что взрослый мир действует по этим законам, ок.
Взрослые - вот такой закон предполагается - а вот у меня есть подтверждение, такое, такое и такое, а еще исключения из этого правила. Что-то товарища Ницше занесло.....И именно это и есть полное осмысление.
Очень хорошо разобрали
Еще беда в том, что читать детям все труднее сейчас, когда информация доступна в других, более "удобных" формах( Шанс есть только у книг, читаемых запоем
По программе осилил только Отцы и дети. Понравилось.
По собственному желанию прочитал Мы, 1984, Скотный двор. После прочтения услышала от него: я всё понял, что в мире происходит с этим ковидом.
Сейчас читает Хокинга.
Я не дочитала 4-ый том Войны и мира, больше не припомню за всю свою жизнь недочитанной книги. Ребенок все дочитывает всегда. Поражаюсь глубине его восприятия, здравости суждений. Но он читает запоем с дошкольного возраста. Достоевского оба очень любим за современность и актуальность, МиМ - любимая книга, практически наизусть цитируемая.
Вполне возможно, что ребенок запоем и килограммами читает книги других авторов, более ему "заходящих", при этом точно так же признанными классиками и просто значимыми писателями.
Плюс гуманитарные специальности включают много всего, в том числе направления, совершенно не требующие глубокого погружения в мир литературы, да еще без права выбора произведений, как в школе - экономика, живопись-архитектура, музыка и т.д.
Пусть не читает глазами, а предпочитает аудио-версии книг - но все же книги слушает, а не комиксы листает для 3-хлеток.
То, что не любит читать\слушать многие книги по школьной программе - так их миллионы и детей, и взрослых терпеть не могут, о чем и здесь многие уже написали. В лучшем случае разок для оценки прочитают (а то и краткое содержание всего лишь) и забросят на долгие годы, если не навсегда.
Если для вас экономика и архитектура - это гуманитарные направления, то я не ошиблась в диагнозе. Про музыкантов и живописцев тоже не говорят, что они гуманитарии, это люди искусства. Гуманитарий - это история, литература, языки, всё это невозможно без глубокого понимания литературы. А мальчик, как и вы, судит слишком поверхностно.
Только ваш сын НЕ "гуманитарий "
Пусть напряжется и возьмётся за физику и информатику
Из любопытства еще (интересно же, как люди живут (жили), как думали , чувствовали и пр). Мне в школе очень нравилось читать античную литературу, всякие там древние китайские стихи, Сказание о Гильгамеше (о, там есть очень сильные места!), вот такое всякое.
А так-то, сколько сюжетов в литературе, семь, кажется? Можно вообще ничего не читать. :) Итак все всё знают. Мой дядя вообще ничего не читал никогда, не понимал, зачем это? Какой практический смысл? Вот руководство к трансформатору, это да, это польза. :)
Да, бОльшей части школьников бОльшая часть программы по литературе в старших классах сложна для чтения, сложна для понимания, не близка, не интересна. Вот и Вашему непонятно или якобы "все понятно".
Можно читать вместе, обсуждать, спорить. Можно слушать лекции, пытаться понять. Можно забить.
Еще помню ее "фишку". Если по итогам диктанта ученик мог "обосновать" свою "ошибку", то она принимала решение в пользу ученика и могла изменить оценку на более высокую. Это касалось всяких авторских знаков препинания или разборов. Было очень занятно:), развивало уверенность в своих силах и умение аргументировать. Вспоминаю школу свою с теплом:).
Кстати, при поступлении выпускное сочинение сына в Вышке оценили в 8 баллов, то есть все у него нормально в этом отношении.
Какая разбалловка была? Есть ли у нас шанс с 283 баллами? Плюс за сочинение
Сейчас вес сочинения опустили, максимум 5 баллов. Племянница поступает в этом году, инфа от нее.
Суммарный балл с достижениями был, наверное, 284... Во многом за счет русского, у него было 99 баллов. Профильный предмет сдал не ахти, хотя и победитель региона на всероссе, я даже переживала, хватит ли его уровня для обучения, но все абсолютно нормально, учится легко, курсовая на "отлично". Хотя лентяй... но если ему интересно, то горы свернет.
Думаю, у вас есть все шансы. Удачи!
История искусств - это прекрасно. Гуманитарные предметы все великолепны и необычайно интересны. Говорю это как математик ))
в 15-17 лет Достоевский, Чернышевский и ТОлстой -- это дикая нудятина, не понятная подросткам.
А вот в 30+ хорошо зашло, Толстого так проглотила за лето, всего. Достоевский пошёл на ура.
Короче, отстаньте от ребенка. Краткое содержание понял и нормально.
АВТОР: GURU · 24.12.2017
(314 слов) Островский в драме «Гроза» представляет читателю весьма противоречивую героиню Катерину, которая чувствует себя некомфортно из-за натянутых отношений со свекровью. Ситуация, казалось бы, заурядная, но именно Катерину Николай Добролюбов называет «лучом света в темном царстве», а, как мы знаем, таким авторитетным литературным критикам можно доверять. В чем же трагедия главной героини? Ответы кроются как в обстановке вымышленного города Калинов, так и в персонажах пьесы.
Катерина – супруга Тихона, ощущавшего себя под строгим контролем Кабанихи. То, что ей неуютно дома, заметно даже в ее монологе: от чего люди не летают, как птицы? Перед нами внутренний порыв девушки к свободе, мечте, настоящей любви, но ей приходится мириться с реальностью, которую она не в силах вытерпеть. Одна из главных бед Катерины — именно невозможность найти счастье в том самом «темном царстве», окружавшем ее со всех сторон, где нет элементарной поддержки. По этой причине замужняя дама позволяет себе ходить на свидания с Борисом, хоть и мучается совестью.
Однако чувствуя свою вину, девушка находит в себе силы признаться в измене, да еще и делает это в присутствии свекрови. Позже Тихон говорит, что уже даже не сердится на Катерину, потому что видит, как она страдает. Он не только понимает ее переживания, но и сам мучается на этом свете. Давление Кабанихи становится для него невыносимым, и в финале пьесы он даже высказывает ей обвинения по случаю самоубийства Катерины. Но мы понимаем, что уже поздно и, скорей всего, он так и продолжит подчиняться матери.
Трагедия Катерины так же и в ее неправильном выборе мужчин, ведь даже Борис разбивает иллюзии девушки, отказавшись брать ее с собой в Сибирь. Девушка пытается найти место в жизни, но не находит, поэтому предпочитает смерть. На такой отчаянный поступок ее толкает непонимание со стороны близких людей и общество, где царят самодуры и суровые законы купеческой жизни. Искренняя героиня протестует против такой системы, не хочет жить по правилам Кабанихи. Ее трагедия — в отчужденности от того мира, где она живет.
https://literaguru.ru/tragediya-kateriny-v-pese-ostrovskogo-groza/
Вопрос тут даже не в количестве часов на предмет в каждом из профилей, а в личном интересе конкретного ученика к данному произведению. У кого-то "заходит", кому-то пофиг.
В школе хорошо бы читать Подростка. Это ближе современным детям было бы, хотя и классика.
Вот "Обрывом" Гончарова в 14 лет зачитывалась, раз 5 перечитала.
https://literaguru.ru/analiz-romana-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie/
https://literaguru.ru/analiz-proizvedeniya-oblomov-i-goncharov/
https://literaguru.ru/analiz-romana-bulgakova-master-i-margarita/
Зато Достоевский моя нежная любовь! И куча всего другого.
Почему некоторые думают, что ВСЯ классика должна нравиться априори??
Однозначно - не должна вся! классика нравиться всем и всегда.
"Слово о полку..." тоже ведь классика, проверенная веками, но как-то не является настольной книгой у многих и многих.
Спорить по теме не буду, у самой дети подростки читают только тогда, когда захотелось
ПС - и Иешуа, конечно. Стыдно, что не написала сразу.
А вам надо чтобы был главный гeрой, нeпрeмeнно, и чтобы он в начал романа появлялся? А кто гeрой в Сто Лeт Одиночeства?
Если автор хочет скрыть в названии свой основной посыл, что ему делать? Правильно. Назвать Маша и Саша.
Для дошкольного и младшешкольного возраста)
В 21 веке читатель еще менее расположен читать 4томники... Однако, у меня есть знакомые молодые люди, которые с удовольствием глотают книги. Автор, ваш сын не совсем гуманитарий, имхо
Он у вас, проститe, очeнь повeрхностный. У нас в 10м классe таких были eдиницы и с ними нe общались.
Как и Золя и прочих
P. S. Лично мне откровенно не понравилось.
Аполлинера в России дети вообще не знают, поэтому сравнить не с чем, Я об этом.
Вы это к тому что когда eсть интeрнeт - нeт потрeбности читать? Возможно, отчасти.
Понeдльник начинаeтся в субботу у нас был в 87 году ужe, eсли нe ошибаюсь. До сих пор стоит на полкe эта книжка, потрeпанная.
Кафка был самиздат, рассказы и Процeсс.
Вы как-то своеобразно бредите, что ли?
А так знали, конeчно, по замиздату и знали.
Кто хотел, тот прочитал. В моей семье хотели читать всегда
Я думала вы моложe.
Еще и рассуждаете на эту тему? Вот сейчас насмешили.
А вы, можeт, и Кафку в 81-м читали?
Чтобы что-то читать не нужно было работать в ЦК КПСС. :):)
и Град обреченный, и Пикник, и За миллиард лет до конца света, и Хищные вещи, Попытку
к бегству, Жука в муравейнике, и пр., все в 70-х читала, в школе и в вузе. У кого что было, обменивались между собой.
В 80-х уже много было, и достать легче гораздо. И у меня одноклассница работала в книжном магазине. :) Я у нее много что брала почитать.
Это все макулатурные издания, я так думаю. Раньше только так народ и получал собрания сочинений всех-всех-всех.
Это не макулатурное издание, а подписка была или через талон в "Книжном обозрении" или "Комсомольской правде" (уже не помню). В стране была полная ж_па, и газеты, чтобы сохранить своих подписчиков и читателей распространяли талоны на книги и собрания сочинений..
Толстого только рассказы могу. А, еще читала Воскресение. Шло кино по тв, и мама меня выгнала из-за телевизора со словами "нечего взрослые фильмы смотреть, если так интересно, - иди книгу прочитай". Ну, я и прочитала:) Мне лет 10 было:)
Помню в детстве возмущалась Пушкиным - на хрена он вставил в Онегина пассажи про ножки, это же не относится к сюжетной линии, спорила с учительницей:) Та оправдывалась, - поэт, увлекающаяся натура))
Дети разные у меня, классику только один читает по собственной инициативе. Остальные из-под палки.
Но мне ни одно школьное произведение не запало в душу. Всегда считала людей, которые восторгаются школьной классикой просто пустомелями, которые хотят как-то выделить свой ум на общем фоне ))
У того же Островского огромное количество интересных пьес, а читают Грозу... Я помню, что в 10м классе даже сочинение по этому поводу написала, что Катерина никакой не луч света ))
В Мастере и Маргарите тоже не вижу шедевральности.
Собачье сердце намного сильнее, ИМХО.
А сегодняшним школьникам вообще все это сложно воспринимать. Почитал, общее представление получил и молодец.
Обломов 500 стр, а не 50 - чтобы смаковать эти 500 стр! Это великолепное произведение. Это гениально со всех точек зрения.
Всем все понятно, но читают то не только чтобы узнать «че-там-дальше-было»...
В чем же вас сын гуманитарий?
"Мастер и Маргарита" - вообще оооочень на любителя вещь, я прочитала, плечами пожала, а моя подруга с тех пор , как в школе прочитала, ежегодно (!) перечитывает.
Моя старшая, когда прочитала (или пролистала):
"ММ" - "ну, такое..."
"Обломов" - "все очевидно, зачем об этом так много писать"
"Герой нашего времени" - "какой же ГГ противный"
"ВиМ" - "слишком длинно (хотя это понятно - человек писательством зарабатывал), тяжело идет, да и не интересно"
"Вишнеый сад" - "что за страдания, раз так уж нужны деньги, то с садом пора кончать
приоритеты не может расставить, а ведь взрослая женщина"
"Отцы и дети" - "странный товарищ, ну, сам так решил"
"Белые ночи" - "да что за розовы сопли, читать не возможно"
"Преступление и наказание" - "делом бы занялся лучше, приложил бы усилия, нашел бы нормальную работу, философствовать и других обвинять ума много не надо"
Младшая у меня и "Теремок" с "Колобком" сама не осилила, школьную программу с закрытыми глазами проходит (краткое содержание и кино), зато вдруг вязалась читать современные книги, не успеваю покупать.
Я в свое время читала школьную программу, но я очень ответственная была и в мое время не было кратких содержания в интернете, а то тоже бы, скорее всего, ограничилась ими.
И никакого желания перечитывать произведения из школьной программы, видимо, остались сильны впечатление 30-тилетней давности. Хотя попался мне тут Салтыков-Щедрин не из школьной программы, прочитала с удовольствием.
И мое мнение - надо осовременивать школьную программу, невозможно изучать замшелое, жизнь меняется, люди меняются, неужели нельзя найти произведения, в которых тоже "о любви и дружбе", но поближе к 21 веку.
Давно пора.
Я против.
Моя старшая после прочтения школьного списка стала лучше в людях разбираться. Видит поступки, угадывает мотивы и понимает чем может всё закончиться. Но я ее учила читать , размышлять, обсуждать с кем-то.
Из последнего - отцы и дети с ней вместе читали, обсудили вдоль и поперёк. Раньше она слушала мои выводы, делилась своими. Сейчас ей не терпится первой свои выводы изложить, потом мои послушает.
Всегда подталкивала ее читать предисловие - после чего произведение открывается более полно.
Младшая - дитя прогресса с клиповым мышлением ((( читает лишь современных авторов. Подсовываю глубокие произведения современных авторов (мой дедушка был вишней) - нравится, к счастью. Надеюсь, и классику осилит и поймёт чуть позже
Украина. Зарубежка, а не рус.лит. Я уходила из школы в 1994 году, уже тогда рус.лит. изучалась в контексте зарубежной литературы.
Программное учебное, изучаемое в течение года в 5, 6 классах сейчас: "Поллианна" Элеонор Поттер, "Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна" Марка Твена, "Пятнадцатилетний капитан" Жюля Верна, "Остров Сокровищ" Стивенсона, "Чарли и шоколадная фабрика" Роальда Дала, "Любовь к жизни" Джека Лондона, "Алиса в стране чудес" Льюиса Кэррола и т.д. и т.п. Не нравится, неинтересное, далёкое от реальности.
Нравится "Гарри Поттер", потому, что близок и понятен. Это современное и интересное. Он тоже изучается в школе в 6-ом классе.
Россия, Моск. обл.
P. S. А зачем "15-летний капитан" в 5-м классе?
У вас был вопрос, я вам ответила.
Я другой аноним, мимо проходила.
Для понимания замысла автора читают рецензии, критику и автобиографию.
Список рекомендательный, обязательно нужно прочитать 10 книг, а какие, уже сам выбираешь. Остальное по желанию, но список интересный, так что в плане расширения кругозора можно с удовольствием прочитать очень многое, если еще не было прочитано раньше.
Даля все книги перечитали, переведенные на русский издательства Самокат - чудесные книги
Сразу ясно, что вы не держали в руках Алису , Остров сокровищ издательства Лабиринт.
Из вышеперечисленного списка книги Роальда Даля, Э.Портер не читала в детстве по банальной причине- их не печатали в ссср.
А вы читали?
https://www.labirint.ru/books/706880/
Под такое дело и фильмы пересмотрели с ребенком (тот же ВВС-шный сериал про Шерлока, плюс несколько других), и выдали потом уже обычные книги с ним, не подарочные издания.
Удачная очень идея для приобщения детей к чтению и вообще для возникновения интереса к той эпохе - делать книжки с кучей дополнительных штучек (карты, схемы, кармашки и пояснения всякие).
Это были Отцы и дети. Когда Базаров умирает и прощается с Одинцовой.
Случайно застукала его за этим.
И я заплакала.
И поняла, что мой сын несколько лучше, чем я его представляла
«Войну и мир» читать не может: маам, там столько описаний, это ж невозможно читать. Итог: слушает аудио-книгу.
Не грустите, реально классики для них скучными могут быть. На вкус и цвет, как говорится.
А отношение может быть разным. Мой старший, например, сказал про 2луча света в тёмном царстве" Катерину, что он против восхваления суицидницы. И он прав. но важнее, что он прочитал и составил своё мнение.
Добавлю еще - историю же мы изучаем всю, начиная с древних времен, а историю России углубленно. Классическая литература в данном случае хороший помощник, межпредметное взаимодействие всегда дает более сильный результат.
Преступление и наказание в школе читать рано. Это единственное произведение, про которое я так думаю. При том, что я читала в школьные года взахлеб, меня родители накормить не могли, потому что я от книжки не отрывалась, но именно Преступление и наказание - единственная книга, которую я в школе осилила до 79 страницы и дальше не смогла. Зато в 30+ прочитала с огромным интересом и, конечно же, восприняла всех героев совсем не так, как учили в школе.
Обломов - не самое увлекательное чтиво, что уж там.




