Похихикать
На недавно созданном интересном Православном форуме "Православие сегодня" http://pravoslavie-today.com/forum/index.php - хозяин кторого наш форумчанин (здешний ник - Просто прохожий) - нашла занятную тему. Копирую от туда: Перестала ли на сегодня колбаса быть постным продуктом? Не подозревайте меня в безумии. Когда-то довелось работать в "колбасной" отрасли, и предприятие выписывало журналы, посвященные производству колбасы, колбасным пряностям, технологии производства и всему, что связано с колбасой. В одном из журналов была статья об истории колбасы примерно с таким текстом (я нашла похожую, а журнал съело время): ________________________________________________________________________________ Неприязнь к колбасе разделяли и просвещенные слои русского общества. Так, известный пищевик и гигиенист профессор Никитинский справедливо указывал, что колбаса изготавливается из некондиционного мяса и мясных отбросов. Только их размельчение, прибавка свиного шпика и специй, а также копчение делают сырье с душком пригодным в пищу. Кроме того, колбасы едва ли можно относить к мясным кушаньям, ведь в них содержится до 70% перемолотого черствого хлеба, крахмала — зачастую обычного технического клейстера и фуксина, окрашивающего колбасную массу в яркий «свежий» цвет. Колбасопромышленникам грозило разорение, но они нашли оригинальный выход: обратились в Синод с просьбой разрешить верующим есть колбасу в пост. Ссылаясь на работы все того же Никитинского, дельцы доказывали: колбаса вовсе не скоромная еда и имеет к мясу такое же отношение, как, например, картофельная котлета. Не исключено, что к прошению была приложена и щедрая мзда. Но как бы то ни было, в начале XX века Синод разрешил употреблять в пост колбасные изделия. И это сыграло свою роль. Легко поститься, питаясь грибками и рыбой тому, кто не работает физически. Основная же масса народа в то время вкалывала в поле и на заводах. Для них колбаса — единственный мясной продукт, разрешенный к употреблению во время поста, стал серьезным подспорьем и благодаря своей дешевизне несильно бил по карману. Из-за этого уже в конце первого десятилетия XX века колбаса стала пользоваться огромной популярностью. Именно потому, что заморским яством можно было лакомиться в пост, монахи и потчевали Шаляпина колбасой, не боясь обвинения в нарушении церковных законов. Хотя, конечно же, они были нарушены членами Синода, умудрившимися, по сути, признать колбасу вегетарианским продуктом. http://firma-garmash.uaprom.net/a6697-interesnye-fakty.html Вот еще: НАРУШАЛ ЛИ ШАЛЯПИН ВЕЛИКИЙ ПОСТ В апреле 1913 года Федор Иванович Шаляпин писал Максиму Горькому: "Был в Звенигороде, два дня лазил на колокольню Саввино-Сторожевского монастыря, звонил сам в колокол. Славно очень отдохнул и получил общее удовольствие. Монахи отнеслись ко мне весьма гостеприимно и угощали меня водкой и колбасой". На первый взгляд кажется, что ничего примечательного в словах Великого русского певца нет. Но вдумайтесь: монахи кормили Шаляпина колбасой перед Пасхой в Великий пост, когда есть мясо категорически запрещалось! Как ни странно, ничего криминального в этом не было. И объяснение - в истории появления колбасы в России, куда это итальяно-германское кушанье проникло только на рубеже XIX-XX веков. В 1890 годы производство колбасы было сосредоточено в одном-единственном месте - в Угличе, где располагалось несколько колбасных заводов. Их владельцы рассчитывали, что потребителями этого дешевого продукта (колбаса стоила в несколько раз меньше обычного мяса) станут миллионы простых людей. Но, увы, европейская новинка не очень-то приживалась на русской почве. Крестьянство считало колбасу богомерзким немецким продуктом, не совместимым с русской православной традицией. Неприязнь к колбасе разделяли и просвещенные слои русского общества. Так, известный пищевик и гигиенист профессор Никитинский справедливо указывал, что колбаса изготавливается из некондиционного мяса и мясных отбросов. Только их размельчение, прибавка свиного шпика и специй, а также копчение делают сырье с душком пригодным в пищу. Кроме того, колбасы едва ли можно относить к мясным кушаньям, ведь в них содержится до 70% перемолотого черствого хлеба, крахмала - зачастую обычного технического клейстера и фуксина, окрашивающего колбасную массу в яркий "свежий" цвет. Колбасопромышленникам грозило разорение, но они нашли оригинальный выход: обратились в Синод с просьбой разрешить верующим есть колбасу в пост. Ссылаясь на работы все того же Никитинского, дельцы доказывали: колбаса вовсе не скоромная еда и имеет к мясу такое же отношение, как, например, картофельная котлета. Не исключено, что к прошению была приложена и щедрая мзда. Но как бы то ни было, в начале XX века Синод разрешил употреблять в пост колбасные изделия. И это сыграло свою роль. Легко поститься, питаясь грибками и рыбой тому, кто не работает физически. Основная же масса народа в то время вкалывала в поле и на заводах. Для них колбаса - единственный мясной продукт, разрешенный к употреблению во время поста, стал серьезным подспорьем и благодаря своей дешевизне несильно бил по карману. Из-за этого уже в конце первого десятилетия XX века колбаса стала пользоваться огромной популярностью. Именно потому, что заморским яством можно было лакомиться в пост, монахи и потчевали Шаляпина колбасой, не боясь обвинения в нарушении церковных законов. Хотя, конечно же, они были нарушены членами Синода, умудрившимися, по сути, признать колбасу вегетарианским продуктом. Журнал "Огонек". Москва. http://www.ap.altairegion.ru/338-02/11.html Адресс темы: http://pravoslavie-today.com/forum/index.php/topic,347.0.html
у меня младшая дочка вегетарианка (ни под каким предлогом мясо в нее не засунуть), но сосиску может иногда съесть, что говорит лишь о том, что мяса там не осталось *ржу* :)