Катекизм. Вопрос к Православным.
Всем здравствуйте,
Живем в Италии, здесь как известно правит католическая церковь. Имеется сын почти 8ми лет, крещен в Спб в православном Соборе. Имеется также свекровь, католического вероисповедания, воцерковленная. По католическим традициям записывают детей в церковный приход на обучению катекизма, по истечении 2х годичного срока детей причащают. Официально, проводится официальная церемония. Вопрос вот в чем: свекровь настаивает записать моего сына в католический приход, с тем чтобы причастить по католическим традициям. Сама я не сильно в теме, так как мы с мужем не ходим в церковь, хотя и крещеные. Муж католик по крещению. Прошу помощи знающих верующих: можно ли провести ритуал причастия в католической церкви православному ребенку? Если нельзя, то почему?
Жанна, попробую ответить...
1. Сразу нужно понять и принять объективный факт, что ребенок у Вас НЕ православный. Потому как не являются православными его родители (Вы сами это написали).
2. КЦ с РПЦ не признают друг друга. Ибо поссорились и взаимно обвинили друг друга в ереси еще с тышу лет назад... Копаем тут историю разделения Римской Империи на Запад и Восток со всеми вытекающими. А посему, Вы можете провести над ребенком какой угодно ритуал, хоть вуду (см п.1), если захочется. В РПЦ все-равно оно почти "незасчитается". При воцерковлении в РПЦ из КЦ там есть определенный процесс. От чего-то там отречься, что-то исповедать итп. Вобщем, ГРУБО ГОВОРЯ, придется многое пройти снова, чтобы стать православным. Оно Вам надо?
3. Зачем производить ритуалы, смысл которых Вы сами не понимаете и в которые не верите? делать "что-нибудь" из суеверно-мистического страха за ребенка или еще хуже из-за следования традициям - бесполезно. Все-равно Вы не воспитаете его в вере. А только принесете вред, навязав пластмассовую мертвую религию. Лучше тогда уж оставьте выбор ему самому при его грядущем совершеннолетии.
4. И действительно, сфера влияния родителей (тещей-свекровей) ограничивается дверями Вашей квартиры, причем снаружи. Это не из-за нелюбви к ним. А просто по сути устройства этого мира, как оно задумано Богом. Можно и нужно слушать и учитывать советы и мнение. Но позволять свекрови или теще "настаивать" на чем-либо - это нужно конкретно, четко и с уважением, НО останавливать (хотя, если Ваш супруг - больше сын своей мамы, чем Ваш муж, то тут будут проблемы, и это надо решать отдельной темой).
Спасибо за ответ. Уточню, что я православная, муж католик. Но ни я, ни муж - не практиканты, но и не атеисты. Муж в свое время отходил с мамой (моей настоящей свекровью) в церковь на мессы, прошел все курсы для детей и ритуалы. И в возрасте 16 лет отказался посещать церковь, священник его не убедил по нескольким важным вопросам и он перестал быть практикантом. Это я к тому рассказываю, чтобы объяснить, что муж в сложившемся выборе перед ребенком никакого участия в этом принимать не хочет. Он нейтралитет.
А я по поводу катекизма немного напряглась. Не то чтобы я против верования в принципе, но я как то не совсем согласна забивать голову детенышу религиозными стандартами, предпочитаю чтобы он сам себе выбрал дорогу, когда вырастет. В свое время мы везли годовалого ребенка в Спб, именно чтобы крестить в православном Соборе. Да и в моем роду (если копнуть глубоко) есть сильные привязки к православию, семья деда была глубокими староверами, в роду были священники.
Свекровь очень религиозна, и как во многих итальянских семьях вопрос религии это вопрос "внесения в стандарты общества". Не знаю, смогла ли объяснить... То есть у итальянцев есть разделения: если ты ходишь в церковь, ты вхож в наш круг, если нет - нет. Мне в принципе это все не важно. Мне важно понять на "техническом" уровне, как католическое причащение будет влиять на, например, будущую веру в православной церкви. Не будет ли это препятствием для будущего становления верующего христианина (я про будущее своего сына). Я наверное глупо выражаюсь, но мне нужно разобраться....
К слову, свекровь у меня в доме не управляет, я давно расставила все точки над "и", она пыталась. НО поскольку вопрос религии для неё как воздух, то она снова на меня насела, со своими аргументами. Я в процессе размышления, мне главное не навредить, поэтому я пришла за советом.
Предпочитаю не объясняться с агрессивными анонимами. Если есть есть что сказать по существу - пожалуйста.
Присоединяюсь к анониму выше. В чем вы видите возможный вред ребенку? Вы не очень четко высказываетесь на этот счет.
А по сабжу - согласна со Stonerainом - при невоцерковленных родителях (и не слишком здесь принципиально - КЦ или РПЦ) тупое вождение на катехизацию с последующим неким ритуалом абсолютно бессмысленно, ибо поддержка должна вестись из дома, из семьи, а это прежде всего папа и мама - не бабушка. Хотя возможны исключения.
На мой взгляд, вред здесь может быть нанесен только в том случае, если это будет насилием над ребенком, если он не будет хотеть ходить туда, а его заставят. Вот это - да, вред.
Если честно, я сильно "плаваю" в этом вопросе... Вред, наверное, состоит в том, что сына крестили в православном соборе, а причастие будет в католическом. То есть ни туда, ни сюда. Плюс, я не понимаю разницы между католиками и православными, но ведь есть разница, учитывая их нелюбовь друг к другу...
Теперь о поддержке. Если я избавлюсь от моих сомнений, я поручу сына бабушке, не вижу в этом большой ошибки. Если родители не могут дать религиозного образования в семье (это мы в данном случае) и в семье есть человек, готовый взять с большой радостью это на себя, то почему нет? Мне кажется, что духовное образование не бывает лишним. Другое дело, если мне этого не дали. Ведь я выросла в ссср, у нас религии не было.
А о насилии речь не идет, если ребенок не потянет, заставлять не буду.
***Ведь я выросла в ссср, у нас религии не было. ***
Я тоже вырос в СССР. Как и многие, кто рядом со мной в церкви моего возраста или даже старше. То, что было в СССР - уже давно позади и уже быльем поросло =). СССР уже нет больше 20 лет, а мы все на него свои проблемы сваливаем =)
По поводу вреда - это не тот вред. Это больше будет повод для удивленных вопросов типа "а че вы так, да как вы смЕли?"... Вред тут больше в запутанности, когда ребенка вместо обучения вере учат правильной религии, то есть объясняют, что главное - быть правильно выглядящим верующим, а верить... - можно и без этих заморочек...
Опять Вы меня в сомнения ввергаете :(.
Ок, оставим в покое ссрр.
Вот Вы писали мне о том, каким должен быть настоящий верующий, с личным духовным наставником, с хорошо знакомым приходом, посещением служб и т.д. Но ведь этому где то учат? В той же воскресной школе, например. Или это просто обучение правильной религии?
И тут же Вы пишете, что верить можно и без этих заморочек.
Так где правда?
Значит, надо сначала обучиться "правильной религии", а потом в сознательном возрасте прийти к настоящей вере?
Я извиняюсь за сумбур...
***каким должен быть настоящий верующий, с личным духовным наставником, с хорошо знакомым приходом, посещением служб и т.д.***
=) Вы отсеяли все, что касается отношений с Богом и оставили все "практическое"... =) Как думаете, почему?
***Так где правда? Значит, надо сначала обучиться "правильной религии", а потом в сознательном возрасте прийти к настоящей вере?***
Немного не так. Давайте для начала с точностью определений.
Вера - это вера, что Бог есть, что Он живой, что "моя жизнь связана с Ним" и я стремлюсь понять Его и найти Его.
Религия - практическая жизненная реализация веры и ее принципов из предыдущего пункта (практика общения с Богом, служения Ему, почитания и прославления Его). Это в идеале. А в реальности под религией часто понимают некий набор культурно-традиционных практик и форм обрядового толка. И их прилежное-педантичное исполнение (я весь такой религиозный-набожный) также часто выдается и принимается за ту самую "веру". Хотя сама вера за всем этим и не стояла...
Вот - это о понятиях.
Теперь.
***Значит, надо сначала обучиться "правильной религии", а потом в сознательном возрасте прийти к настоящей вере?***
Эти процессы в свете вышесказанного должны идти ПАРАЛЛЕЛЬНО. То есть наставник (в тч - родитель) с самого начала формирует в подопечном (в тч ребенок) веру, ее основные принципы и помогает подопечному с формированием правильной религии, то есть в методах повседневной практической реализации веры. А к зрелому возрасту подопечный уже получив понимание веры, полученное от наставника и пройдя уже некоторый свой путь (какой - уже второй вопрос), САМ определит для себя, как ему и во что верить и верить ли вообще. В рамках выбранной религиозной конфессии в соответствии со своим пониманием того как это угодно Богу. А вот тут и получаем разницу в конфессиях. А любой конфессии свойственны заморочки, которые подчас просто мешают вере, и посему очень важно не быть заложником этих заморочек, хотя без религии и без конфессии веру тоже не реализовать. Вот Вам и вечный набор противоречий. В зависимости от того, как их решите, так и Бога найдете-поймете. Может даже и спасетесь. Но для этого нужно все-таки в первую очередь на Бога смотреть, ибо первоисточник - ОН, а не РПЦ, КЦ или любая другая "Ц".
***Уточню, что я православная***
К сожалению, нет. Ибо дело не в исторически-национально-культурном наследии. Дело именно в вере - живой действенной практической и повседневной. Практически это означает (внешне выражается) в том, что Вы не просто формально признаете Христа Господом, а в том, что у Вас есть фундаментальная стабильная молитвенная жизнь, постоянное участие во всех таинствах церкви (исповедь, причастие итп), сопровождаемое верой и пониманием, Вы ориентируетесь при принятии ВСЕХ своих решений на Слово Божие, имеете духовного наставника, постоянный приход, стремитесь к Вечной Жизни после смерти, храните праведность в малом и большом, с радостью ожидаете прихода Христа и конца этого мира. Не очень про Вас? Значит Вы - не православная.
А все остальное просто проистекает отсюда. Так что начните разбираться с истоком.
Поняла. Думаю, чтобы быть настоящим верующим нужно чтобы кто то тебя этому научил. Мама, папа, бабушка, тетя.. - кто то из близких. С другой стороны вера приходит в человека в сознательном возрасте. Буду думать, что мне делать с ребенком. Может стоит сходить поговорить с священником. Вы не подскажете где почитать о принципиальной разнице между католичеством и православием? Спасибо.
***Думаю, чтобы быть настоящим верующим нужно чтобы кто то тебя этому научил.***
Вобщем - да... По-другому обычно не получается...
***С другой стороны вера приходит в человека в сознательном возрасте.***
угу, угу...
***Вы не подскажете где почитать о принципиальной разнице между католичеством и православием?***
Я бы смело просто гуглил (яндексил) с запросом "отличие православия от католичества". Полно инфы на эту тему от поверхностной до глубокого анализа богословских взглядов. думаю, что в инет каждый день льются подобные вопросы и ответов на них тоже масса.
Детей в Православии крестят по вере родителей, а не свекровей)
Поскольку Ваш ребенок уже крещен в Православие будет правильным ему самому достигнув возраста, когда он сам себе будет давать отчет в своем выборе и выбрать- остается ли он православным или нет, а то получается Ваша свекровь, пользуясь несознательностью ребенка совращает его в Католицизм- это неправильно.