Ленивый ум
У меня двое детей мальчиков: одному скоро будет 5, второму 1,7.
Раньше считала, что старшему ну просто не нравится конструировать. лепить, рисовать. Он любил катать машинки, при это ему долгое время, лет до 3, 6 ,требовалась я в качестве товарища по играм. Сейчас я вижу, что на самом деле причина в основном ни в отсутствии желания, а в том, что ему не нравятся занятия, где требуется хоть какое-то умственное усилие, напряжение, проявления собственной фантазии.
Примеры:
Он НИКОГДА не рисует сам, но при этом с интересом рисует со мной, если я сажусь рядом с листочком бумаги и рисуя что-то простое, одновременно диктую и показываю ему как рисовать. Когда предлагаю ему что-то самому дорисовать в рисунке он отказывается "Не хочу"
Любые конструкторы - это мама сделай мне...., помоги мне, даже в самом простом "Построить гараж из Мегаблокса"
Пазлы - 60 штук. Собираем один и тот же вместе раз 10, он так каждый раз и требует помощи. Не отказываю, помогаю, но он в который раз край пазла пытается поставить в середину. Спрашиваю" "Почему один край ровный у пазла" Он" Потому что он должен быть скраю картинки" Я: "Где край у картинки" Показывает. И опять пытается ставить в середину.
У меня в процессе общения с ним возникает такое впечатление, что в делах, где ему требуется сосредоточится и подумать, придумать,проявить воображение, он ленится.
Если он дома, а я им не могу занятся, то он слоняется по дому, изредка играет в машинки или смотрит мультики.
Это очень обидно. Я очень много ему внимание уделяла и уделяю сейчас.
А младший, с которым я столько не вожусь, и над конструкторами сидит и порисовать любит, и настойчивее и не требует от меня постоянно с ним играть.
Ну что мне делать со старшим? Это характер, по вашему, или состояние, которое требует некой психологической корректировки?
Постою рядом :) У меня доча такая же. Ей почти 5. Сама себе занятие придумать не может, от меня всегда инициативы ждет.Такое впечатление, что фантазии не хватает :( Я тоже ей много времени с рождения уделяла. Воспитатель в саду сказала, что по деткам сразу видно, кому больше род-ли внимание уделяли,а кому нет. Моя по каждому поводу к воспитателю подходила и говорила: посмотри, помоги, почитай, расскажи сказку. И дома всегда около меня вертиться с какими-то просьбами и ежеминутными посмотри, поиграй итд Психолог садовский говорила, что надо больше самостоятельности давать. А как? Она быстренько сделает что скажу и опять около меня. Пазлы может самостоятельно собрать 30 шт, 60 уже просит помочь, хотя знаю, что соберет и сама. Помогает нам немного постоянная похвала - тогда у нее есть стимул напрягаться :)С Рисованием тоже проблема, там должно быть воображение развито,а мы рисуем всегда только то, что умеем (девочка, цветочек, солнышко, сердечко и все) Но если покажешь,как что-то другое рисовать в деталях - нарисует, но на следующий день забудет и скажет "не умею", также с лепкой. Не знаю уже,как ее научить, чтобы сама себя занимала :(
так, это 100% про моих, прям ни слова не добавить, все про нас описываете :)...старшему почти 4, маленькой 1.6....вы думаете, это лень? а я уж думала к неврологу бежать, если честно...
почти про нас! тоже мальчик почти 4. играть самостоятельно может, но вот при любых умственных усилиях пасует. не соображает, что маленькие детали лего идут наверх больших, пазлы тоже угловые вставляет в середину, буквы не помнит, цифры называет буквами, стишок из 4 строк можем месяц учить, разукрашивает огромными штрихами, но умеет разукрашивать хорошо, любит наклейки наклеивать, знает всех (или почти) всех животных, марки машин, цвета, равнодушен к компютеру. вообщем не знаю, не почемучка совсем, вопросов почти не задает, а так вроде мальчик смышленый, а уж схитрить-равных нет, но дейстиветельно, прямо как вы выразились, какой то ленивый ум... может подскажет кто как нам их растормашить.
Вот это полное описание моего ребенка. Я думала возраст, надо от него отстать и все само прийдет. А нам уже к 5, а воз иныне там.
Нет, мне не кажется что дело в уме. Дело в том, что ребенок не привык заниматься сам и ждет, что его будут развлекать потому, что так было всегда.
У меня сын такой же ему 4, и он категорически не хочет заниматься сам, но при этом он совсем не дурак, а я бы даже сказала наоборот, считает до 100 с небольшими подсказками, складывает вычитает в пределах 20, знает алфавит, может прочесть элементарные слова. Он много чего знает для своего возраста, на развивающих занятиях очень заметно что он очень опережает сверстников. Но вот играть сам не хочет, у нас огромные наборы лего и всегда –мам, папа соберите. Мама, папа поиграйте со мной, рисовать категорически не любит, лепить тоже, только смотреть на то как я или муж это делаем. В машинки нужно играть с ним вместе, сам может, но не хочет. Меня от машинок передергивает, терпеть не могу в них играть, с недавних пор нашли выход в настольных играх, они мне нравятся да и мозги детские развивают, теперь с утра до ночи играем в настольные игры.
А младшие дети изначально неизбалованны таким количеством внимания как старшие, и волей не волей сразу же вынуждены учится занимать себя сами.
Нет, дело НЕ ТОЛЬКО в том. что он не играет самостоятельно. Дело в том, что любое занятие, если у него не идет слету, а появляется необходимость подумать, пофантазировать, напрячься хотя бы немного, то он это занятие немедленно бросает, часто даже плачет и истерит или требует немедленной помощи, после этого как-то его привлечь к этому занятию довольно-таки тяжело, иду на всякие выкрутасы.
Тот же пример с паззлами, если у него сразу не получилось найти нужную детальку, то идут варианты
1. Мама, сделай.
2. Дурацкий этот ваш паззл и злость.
Младший же, наоборот, в свои 1,7 сидит вертит детальку итак и сяк ее пытается приспособить и только, когда уже ну совсем не получается, то идет к маме, т.е. он делает попытки сделать самостоятельно.
У моего так же, если сразу не пошло, то он не хочет дальше этим заниматься. Я не давлю, убираю игрушку или занятие, предлагаю в другой раз, или через некоторое время, главное не отбить желание заниматься этим.
Даже с чтением у нас проблемы. Он до сих пор отдает предпочтение сказкам, которые ему читала с 1,5 лет: Теремок", "Колобок", "Семеро козлят" и т.п. Как только пытаюсь читать, что-то новое "Незнайка", "Волшебник Изумрудного города", Андерсен, то я вижу, что он не слушает, начинает заниматься катанием машинок. Спрашиваю, что я только что прочитала, последние 2-3 минуты, он не помнит, не помнит птому что не слушал.
Да это просто особенности вашего ребенка, не интересны ему книги, и не значит это совсем что у него ленивый ум, значит интересно что-нибудь другое. Моему интересны и "Незнайка", и "Волшебник Изумрудного города", но вот пазлы у нас вообще не идут, даже из 4-х кусочков, соберет сам только если при нем сначала я сама сложу, тогда он повторит, а если новый пазл перед ним положить, то он за него и не возьмется даже совсем. Мой сын терпеть не может рисовать, писать, раскрашивать картинки, но с радостью выкладывает буквы из разных материалов и красит как взрослый забор на даче. Он смотрит передачу "Забавная наука" после которой мы с ним делаем всякие опыты как в передаче. Сын не любит собирать конструкторы в одиночестве, но зато с удовольствием "Химичит". Мы покупаем ему химические наборы разные из магазина "умная игрушка" там всякие химические опыты можно ставить, вот там он сам с удовольствием все сам делает, ессно с нашей помощью ибо там наборы для детей от 10 лет, одного его с этими наборами мы просто не оставим. Все дети разные, и интересы тоже, надо просто искать то чем ребенку будет интересно заниматься и учитывать такую особенность, что ребенку нужна ваша компания.
ОФФ Вы в какие игры играете. Тоже не люблю играть в машинки и черепашки Нинзя ))). Нам тоже почти 4. Хочу чтоб играть можно было вдвоем или всей семьей. Расскажите про ваши игры.
Лото, домино, шашки. Сын очень любит игры из журналов "Тачки" с них-то увлечение играми настольными у него и пошло. Много игр осталось еще с детства мужа. Пробовали покупать современные настольные, но как-то не очень идут, они конечно яркие, сделаны хорошо, но старые советские и ГДРовские ребенку нравятся гораздо больше. Есть детская Монополия электронная, в целом для малышей ничего, но для моего сына все же она простовата слишком.
Посоветуйте, пожалуйста, настольные игры, а то меня от лото и домино уже тошнит. Правда, у меня мальчик не такой развитый как у вас (считает до 15, складывает вычитает в пределах трёх, буквы знает, но читать учиться не желает), хотя в принципе голова у него ничего, варит. Ему только что исполнилось 4 года, но в свете всего вышеизложенного думаю ему подойдут игры, в которые ваш играл хотя бы полгода назад :)
Вот я прочитала и думаю, что может быть все что угодно,может он ревнует к младшему и так добивается внимаия, может родители ругаются, а ребенок в стрессе и так пытается его снять, или какие-то другие психологические проблемы так решает.
Я себя помню, маме врала, что нужно сделать ежиков, котиков из картона в садике и проч и проч. А почему? Потому что на мою маму можно сесть верхом и еще ножками дрыгать. Никакого авторита. Я точно знала - поныть, поистерить и всегда можно добиться своего.
Примерно такой же вот у меня ребенок был в 5 лет.Всякие обучательные вещи были интересны постольку поскольку это НАДО...Книжки не любил.Пазлы я сама не люблю...
А потом он пошел на подготовку к школе..Научился читать(правда художественную литературу он не жалует-энциклопедии только любит), наконец заинтересовался более длинными литературными прозведениями...
Потребовал микроскоп на др и теперь часами может чего-то там разглядывать...
В общем каждому свое..
у нас была бы такая проблема ,если бы я не проявляла определенную настойчивость и даже иногда жесткость. все решаемо, дорогие мамы! в 3 года ребенок все понимает и с ним надо просто договариваться. ставить условия в том числе). у вас так: "все время с ребенком, а уж что осталось - мне". а надо бОльшее время оставлять себе, определить занятия кот вы будете проводить с ребенком, и четко их проводить. его на это настроить и четко следовать распорядку. у нас нет проблем с ленью ума после такого режима. и все довольны.
А что у вас ребенок делает, когда вы им не занимаетесь?
И когда вы им занимаетесь, он не ленится?
Я проявляла жесткость, но это привело к обратному результату. Ребенок категорически отказался заниматься тем делом, где я проявила жесткость. А потом стала слышать такие слова от него " Не хочу учится, ненавижу эти буквы и т.д."
Даже когда я в какой-то игре пытаюсь внедрить элементы творчества, создание чего-либо своими руками, то сталкиваюсь с полным нежеланием его делать что-то самому.
у нас день разбит на след части: утром 3 часа он находится на занятиях в группе кратковременного пребывания(там вместе с др детьми и воспитателем они прекрасно организуются и выполняют соот-е возрасту занятия по мат-ке, рисовани,лепке и т.д.), дома он после занятий сам хочет сам с собой поиграть(т.к. совсместные игры у него тока что были), потом мы обедаем, спим и идем на прогулку, где он физически себя проявляет, а когда приходим домой в районе 19-00, то он готов уже к усидчивости и тут уж его лови готовенького. Мы с сыном в основном лепим, рисуем, изучаем буквы и клеим аппликации. Вместе.Т.к. это нам нравится обоим. У нас с ним договоренность, что машинки он катает самостоятельно, т.к. это катание мне лично псих-и не под силу - скушно! Если дома муж, то с ним он из конструктора что-то мастерит - это их совместная специализация, и сын знает. Т.е. общий режим - это чередование видов деятельности: самостоятельной игры и совместной. Совместной игры выходит меньше. Успех заключается в том ,что с ребенком мы привыкли договариваться заранее, договоры все выдерживаются жестко и это удобно всем. Сам сын любит играть в машинки(знаки расставляет, лежачие полицейские придумывает и т.д.) очень-приочень,играет по долгу и увлекательно. Если лепим-рисуем, то я не сижу с ним до упора, а в середине процесса могу отойти и сын сам уже,увлекшись, доделывает. Потом все убираем вместе. Буквы мы давно уже выучили. Я подогреваю интерес изучением азбуки Т. Боковой вечером, там так интересно ,что Мишка просит ее часто почитать. Все. Т.е. занимаемся дома тем, что нам интересно, нарочно у доски буквы и цифры не рисуем по хлопку. Чтобы по возрасту все знал, вожу на занятия, там их легче сорганизовать.Длинно, извините).
Даже потому как вы описываете, как ваш ребенок играет в машинки, я вижу, что увас проблемы с фантазией у ребенка нет.
У меня ребенок машинки просто катает, без всякой там инфраструктуры. Ну разве они у него еще болтают между собой и постоянно сталкиваются.
Ребенок у меня садовский до 17-18 часов в саду.
После сада он не готов к занятиям ( устает от напряженного дня) и мы просто гуляем, тем более у меня младший. которому тоже надо гулять.
Поэтому наши занятия выпадают на выходные дни, когда младший спит. Но тут нам папа мешает тем, что играет в приставку в выходные и ребенка тяжело от этого отвлечь. Т.е. как видите регулярностью наши с ним совместные занятия не отличаются.
И как понимаю у вас ребенок желает этих совместных занятий, у моего это все нехотя.
Я думаю, основная проблема у ващего ребенка возникла из-за того, что он проводит в саду 5 дней,а в саду дети всегда все вместе и он просто привык к компании. Приучить его к самостоятельности быстро и за 2 выходных будет непросто. Вопрос: почему вы хотите именно заниматься с ним чем-то учебным а не просто играть вместе?(ведь занятий достаточно и в саду). Ну, проблему папы с приставкой, наверное вам не удается судя о всему решить без ссор.. Понятно, что делать все надо совместно ,а папа ваш выпадает из процесса.
ИМХО, сад как раз в большей мере способствует развитию самостоятельности и соревновательности, чем опекающая мама.
может быть, ну а как?? как ребенок научиться играть сам с собой, если всегда вокруг него дети?? ему по-любому всегда захочется иметь привычного компаньона по играм. это раз. а вторых)) мамы разные бывают: есть мамы сильно опекающие - это перегиб ,а есть грамотные мамы, которые с ребнком проводят оптимальное время.
Насколько я понимаю, проблема не столько в самозанятии, сколько в саморазвитии, стремлении научиться чему-то новому, сделать лучше, больше, быстрее, более творчески то, чему уже научили.
В сад мы пошли из-за того как рза, что он не может без компании. Поэтому сад последствие, а не причина.
Ну смотря что называть учебой. Я пытаюсь
ему читать, т.к. в будние это невозможно, младший не дает,
играть в конструктор, но как и три года назад строю я, а он играет.
в настольные игры играет, но опять же в одни и те же по многу лет.
Папа, к сожалению, отказывается играть с детьми. Я не умею и все тут, а скорее всего не умею и не хочу уметь. Я решила, что если совместное времяпрепровождение с папой -это приставка, то путь будет приставка, чем ничего, но только не целый день. А в результате приходится отгонять от приставки и папу и ребенка, чтобы ребенок не просидел целый день пялясь в телевизор
А как вы проявляете жесткость? "Ну ка быстро нарисуй машинку, слепи, разукрась и т.д.?" У нас такая же проблема как у автора. Если что-то не получается, сразу психи, не хочу, не буду и т.п. И ведь не заставишь, т.к. это творчество, а оно должно идти от души, а не по принуждению.
ну зачем вы утрируете? жесткость у меня, например, так выражается - ты умеешь рисовать, у тебя классно получается, так что занимайся, а потом я обязательно посмотрю, что получится
а то ре рисует и орет в процессе - мам, смотри, какие колеса! мам, смотри, какая кабина! мам, а на тебе красный, обводи-ка вот тут!
и творчество действительно от души, так как же оно может не получаться?! по каким критериям-то? поддерживайте творца:)
У нас просто творчество - это каляки-маляки. Пока даже солнышко нарисовать не можем. Конечно я пытаюсь как-то хвалить его каляки-маляки, но хочется-то нормальных рисунков. А вот при попытке объяснить и показать как нормально и начинаются психи. Причем я ни в коей мере не ору, не ругаю, но он просто не хочет ничего рисовать.
Ну у вас просто все с желанием и удовольствием получается. Сами же пишите, что ребенку нравится рисовать, лепить, делать аппликации и т.п. А моему не нравится. В лучшем случае это будут каляки-маляки, а хотелось бы хотя бы элементарные вещи уже уметь (солнышко, машину).
Не переживайте. Всему свое время. Моя старше Вашего на 1,5 года. Все, что в этом топе описано имеет место быть. Ребенок единственный. До определенного времени она отказывалась рисовать все эти солнышки-цветочки. А потом что-то произшло, ей стало интересно. Около полугода назад. Просто дозрела наверное. Сейчас рисует примерно на уровне сверстников. Мелкая моторика еще отстает немного наверное, но сюжетные линии, подробности, а главное интерес к занятию вполне на уровне.
не помню откуда слязила такую вот идею по этому поводу - берется большой лист и делится на две части, в первой дела и игры, с которыми ре справляется САМ, во второй - с мамой. постепенно из 2го что-то перекочует в 1е. но тут главное ре замотивировать, можно количественно (типа, чего больше - сам или с мамой) или придумать, как связать его любимое занятие с не очень любимыми.
наш например пазлы тоже только со мной собирает, да и не сильно любит, но вот папа догадался - сам сделал ему пазлы из "тачек" да 2 одинаковых и сели они на скорость собирать. сын сам справился:)
удачи вам!
Да, это идея из Гипенрейтер.
Но у нас это дело не проходит, т.к. ребенок не хочет проявлять самостоятельность. У него не было даже вот этого возрастного "Я сам".
Итак мы годами все делаем вместе и вместе, а в автономную самостоятельную это не переходит.
Доходит до того. что если у него сразу сапоги не наделись, то он ноющим голосом говорит "Мам, эти дурацкие сапоги не надеваются. Помоги. Я ему объясняю, что вот смотри тут расстегнуть надо и они легко оденутся. А он начинает реветь, бросать сапоги "Помоги, у меня не получится".
Кстати заметила. что если играем в игру, где есть уровни сложности, то он выбирает наилегчайший,тот который у него слету пойдет ( для детей 2-3 лет). Это говорит о том, что у него занижена самооценка? Но откуда, почему, никто из нас не говорил ему, что он плохой, унего не получится....
Представляю себе. Мой младший тоже склонен к такому поведению, но в пределах здравого смысла, как мне кажется.
Вот кстати только, что вот ситуация произошла - яркий пример его отношения ко всему.
В коробке лежали пакеты и кто-то из детей их разбросал. Я подошла к старшему, который заметьте ничем сейчас не занят, и попросила: "Пожалуйста, сыночек, тут разбросаны пакеты, помоги сложить их в коробку. Ответ: "Ммммм, это сложно, пусть валяются"
И вот такое отношение к любому делу.
Да, я могла бы заставить, но к чему бы это привело... К его слезам и истерике, к очередной нашей ссоре, но его бы это не исправило.
Честно признаюсь, что на этот раз я убрала сама.
Целый день у нас проходит вот в этих столкновениях, я просто устала, устала психологически от этого постоянного напряжение. Я обычно как-нибудь это обыгрываю, как говорится, башку дурю, чтобы он сделал, что я прошу. Но почему, почему с собственным ребенком я постоянно должна подбирать слова, выдумывать игры? Почему нельзя просто попросить, чтобы он сделал?
потому что дети - не роботы, они не осознают всю необходимость того что вы их просите, у них есть свои "хочу" и "не хочу". но зачастую мы приучаем их ,что ответственность за несделанное несем мы, мамы. а надо потихоньку перекладывать отвественность на детей, тогда они будут более осознанно совершать свои поступки. у нас, когда сын четко негативно реагирует на мою просьбу, я говорю спокойно и доброжелательно:"Хорошо, не делай, я сделаю сама", но таким тоном ,что он понмиает что более я с ним дружески контачить не буду. на него это прекрасно действует и он начинает делать. но для этого необходимо чтобы с ребенком был теснейший контакт, чтобы воздействие таким образом имело результаты. ребенку мама нужна спокойная, радостная, безконфликтная, которая свои просьбы выражает просто и ее действия понятны, так же как понятны и потенуиальные последствия в случае невыполнения маминых просьб. как-то так..
нуу... он 9 случаев из 10 реагирует сразу - он начинает делать то что я его попросила сделать, я могу ему только помочь иногда(когда я вижу что попросила сделать его слишком сложное и может поэтому он и не согласился сделать). если Сын ослушался-таки, я с ним просто не общаюсь и он это видит, занимается своими делами какое-то время, но потмо подходит и просит поговорить: мы садимся вместе на диван, он просит прощения, рассказывает что сделал не так и что будет делать по-другому. миримся и в путь:)
У нас это выглядит так. Я что-то прошу, он 9 из 10 случаев отказывается. Я ему прямо говорю. что меня его поведение расстроило и мне не хочется сейчас с ним играть и общаться. Он это воспринимает спокойно, пока ему что-то от меня не понадобится, я ему напоминаю, что мне с ним играть и дружески общаться не хочется, он начинает плакать, т.к. я не делаю то, что ему хочется. Я его не успокаиваю, но он ко мне прижимается, пытаясь найти утешение. Потом он чуть успокаивается, я еще раз пытаюсь ему обяснить ситуацию, но он кривляется. Я ему говорю, что т.к. он кривляется, когда я с ним разговариваю, то я с ним не буду продолжать дальше разговор. Он опять плачет. Успокоившись, уже выслушивает. Быстренько говорит "ИЗВИНИ". Через полчаса все по новой.
я поняла. а насколько у вас тесные теплые с ним отношения, есть контакт?? ребенка можно на себя "завязать" и тогда им проще будет управлять. при чем этот процесс взаимный ,я тоже "завязываюсь" на нем. что это значит: между нами всегда есть связь(занимаясь каждый своими делами мы все равно периодически шутим, переговариваемся,можем подойти др к др и поцеловать\обнять и дальше идти играть), мы с ним часто возимся, смеемся,щекотимся - т.е. у нас с сыном есть потребность в тактильном контакте и она удовлетворяется. поэтому: когда он что-то не делает по моей просьбе, он моментально этой связи лишается и чувствует себя некомфортно, начинает сам себя организовывать и исправляться.
Нет, у нас этого контакта.
Вернее он был. но пропал после рождения второго ребенка.
Я пытаюсь его наладить.
Но не знаю за что зацепится.
Когда пришла со вторым ребенком домой, меня как отрубило. Был малыш, а стал за пять дней пребывания в роддоме огромным ребенком. Мне уже не хотелось его обнять, приласкать.
Тем не менее я это делаю, обнимаю, целую, ласкаю, но физически мне этого не хочется.
Возможно, он это чувствует.
хорошо, что вы это понимаете.. тогда корень вашей проблемы мы с вами нашли? нет контакта, который и является самым-присамым стимулирующим у деток. вам надо как-то переосознать проблему, понять для себя что вы в силах изменить в пользу старшего сына, если хотите сильно решить эту проблему. вам станет проще управляться с обоими. старшему сложнее - у него маленькая сестричка\братик можно сказать отняла маму, а ему она оч нужна.