Чем заменить слово "нельзя"?
Я вот задумалась относительно своего общения с ребенком. Ей полтора года, естественно целый день куда-то лезет, что-то для себя открывает и т.д., я это все понимаю и на многое научилась закрывать глаза. Но все равно очень много ситуаций, когда ей приходится говорить "нельзя-не делай, не надо". В основном стараюсь говорить все в дружелюбном тоне (хотя конечно иногда срываюсь, каюсь), объяснять почему нельзя, но как-то все равно этих "нельзя" получается многовато. Чем можно заменить эти слова, посоветуйте!
1. Физической невозможностью делать то, что нельзя.
2. Надо так. Т.к. показывать как можно, ну или предлагать замену.
Ай-яй-яй, не хорошо так делать!
Это не надо брать!
Это папина вещь, положи на место!
и т.д.
У нас "нельзя" только если это жизненно-опасно, чтобы ребенок сразу же отдернул руку.
У нас нельзя только самое запретное - лезть в розетки, долбить машинкой по стеклам, стоять на подоконнике, вырываться на проезжую часть и трогать папин айфон :)
Все остальное "лучше не трогать", "не надо так", "опасно". Чаще всего говорю "лучше давай вот так (по-другому) попробуем".
Еще можно постараться избегать частицы "не", тогда вместо не бери, не трогай - положи на место, пжста. Не лезь - отойди и т.д.
на моменте взлета не последнюю ступеньку лесенки с перспективой отправиться в полет без парашюта - взбираюсь за ребенком, хватаю его, и предупреждая его протесты кричу: "Ой, простиииии....." А "нельзя" - как про себя. Т.е. - ребенок кроме этого извинения ничего не слышит.
нельзя только для жизненно опасного, аналогично слову СТОП! Причем именно на тон основная реакция была.
А на все остальное - не разрешаю в различных вариациях. Варьируется в зависимости от того почему что-то не разрешаю брать/делать и т.д.
У нас дедушка говорит - я тебе не рекомендую этого делать, потому что ... (далее описание того, что может случиться в двух-трех словах), в полтора года ребенок уже хорошо понимает. Пробовали говорить "дядя ток" и тому подобное, у нас не прижилось, мы без кусь-кусь просто объясняем ребенку что и как. "Нельзя" только для того, что опасно для жизни. Но у нас многое можно, правда, потом приходится много убирать, но я разрешаю что-то делать, чтобы ребенок понял что и как, и объясняю почему лучше этого не делать (не рекомендую :)).
Обозначайте качества предмета: горячо, высоко, хрупкое, острое, неустойчивое, тяжелое и т.д. И максимально оградите ребенка от опасных предметов. Есть заглушки для розеток, фиксаторы на двери и дверцы шкафов и т.д.
Детский психолог, логопед.
А что конкретно ей нельзя?Примеры.Обезопасить пространство,предупреждать,приводить примеры,показывать свое личное отношение.
Это Вы мне? Нет, ОБЖ не преподаю, у меня ребенок есть и еще мозги. Вы из темы в тему за мной ходите - это зависть или восхищение? ;)
"Плохо!" "Так не делают!" плюс качества предметов (как сказала Мелодия)
"нельзя" равнооценно "опасно".
ЗАПРЕТ! у меня всегда, с самого мальства к ребенку стальным голосом. но распространяется редко, чтоб именно "запрет" работало. розетки - "запрет", к примеру.
А зачем его заменять? на всякие кусь-кусь, пусь-пусь, иииии или простиииии? Чем русский язык нормальный не хорош? Ну вот лезет мой, скажем, на окно, я ему говорю, нельзя, мишенька/петенька (условно говоря), высоко там, опасно, упадешь, плакать будешь. Даже не понимая многих слов, он чувствует тревогу матери и адекватно реагирует.
+100
Вообще не понимаю, зачем что-то выдумывать. Бред. Намного проще и понятнее для ребенка сказать почему нельзя то или другое. Объяснить на доступном ему уровне.
Отвечу: когда надо сказать нельзя я так и говорю но когда целый день замечаешь что она только и слышит нельзя-не делай-нет то думаешь наверное ей не очень приятно
С точки зрения официальной физиологии, мозг ребенка до 2 лет не может понять "НЕЛЬЗЯ". Он может понять вашу недавольную реакцию, мама чем-то недавольна.
Поэтому нужно устранять с поля зрения все что вам дорого. А запрещать, как тут говорили, самое страшное, стальным голосом, не терпящим возражений, но и не агрессивным, а то ребенок поймет только агрессию. Сами так не умеете, папу поспросите.
И помните лично для себя, чем меньше запретов, тем больше вероятность, что ребенок послушается.
Племянника мужа его мама и бабушка затюкали, нельзя-нельзя, что вы думаете, он делает все, что ему нельзя:)
да не затюкивать, а просто объяснять, что именно делать нельзя. Пусть даже и потому, что мама недовольна. И потом эта официальная физиология сегодня одна, завтра другая. "Согласно последней инструкции ВЦСПС", так что ли? А детей воспитывают тысячелетия, и никто никого не кусь-кусь и не ииии, и как-то ничего, все в массе своей нормальные выросли.
Я как человек недалекий от психологии скажу, нормальных людей я встречала в своей жизни единицы. А остальных невроз на неврозе (другим со стороны не видно)... Это нормальное советское воспитание! А потому что требовали от детей того, чего требовать от них невозможно.
Что касается официальной физиологии, психологии и проч - это науки, большая эксперементальная база...
А вот после двух лет, пожалуйста, объясняйте, вот ГОРЯЧАЯ КРУЖКА, нельзя, будет больно.
тогда почему мой ребенок в год дотронувшись до горячей кружки уже полгода четко реагирует на слово горячее. Я не кричу и не ругаюсь, просто говорю - хочешь трогай, но там горячо и он проходит мимо.
Сознание и опытный путь, основанный на инстинкте самосохранения - разные вещи. Или реакция на материнскую тревогу, пусть и без крика - это безусловный рефлекс, иначе, помирали в раннем детстве:)
До двух лет мы жили у бабушки, и мне говорили, не трогай эту печку - она горячая, а я думала, ну и что, что она горячая? Приложила всю ладонь...
моей тоже полтора) я никогда не говорю только "нельзя", всегда объясняю -
нельзя трогать розетку, это ОПАСНО,
не трогай утюг, будет БОЛЬНО ручке,
не лезь на стол, упадешь, БАХ
и так далее. Мне кажется, слово нельзя плохо тогда, когда его употребляют без объяснений, ребенок перестает на него реагировать, надо объяснять причину, даже совсем малышу
Мне психолог сказала, что слово "Нельзя" надо заменять на " Не надо этого делать" и объяснить почему )