Пишет с ошибками + наследственность...

копировать

Помогите советом. Дочке 6,5 лет. Уже полгода как научилась читать (я не форсировала процесс), читает бегло. На подготовку к школе я её сознательно не повела, т.к. считаю, что с ней очень хорошо занимаются в садике, да ещё я сама занимаюсь с ней дома. По всем садиковым тестам она на первом месте в группе.

Это предыстория, а вопрос такой. Мы с ней иногда обмениваемся записками. Буквально переписываю её записку для меня (пишем пока печатными буквами):

"МАМА ПОЖАЛУСТА ПРИГАТОВЬ МНЕ СЫРНЫЙ СУП СА ЗВЁЗДОЧКАМИ МАНДАРИНЫ ЧАЙ КАНФЕТЫ БОТОНЬЧИКИ ЖАРИНУЮ КАРТОШУК"

При этом часть букв в зеркальном отображении - она у меня левша.

Такая орфография нормальна для нашего возраста? Пока я просто говорю ей, например: "Молодец, только пишется бАтончики, а буква З в другую сторону", но не заставляю переписывать. Это у нас как бы игра, не хочется занудствовать. Или всё-таки надо дойти до конца, указать ей все ошибки, посадить и заставить переписать всё правильно?

Ещё меня мучает вопрос про наследственность мужа. Он переученный левша, почерк отвратительный, сам себя не понимает, пишет с ошибками, но ошибки такие... нехорошие. Иногда путает буквы Т и Д, П и Б, Л и М, при этом знает правила, знает, как правильно пишутся слова, и уверяет, что "просто не различает эти буквы". Вообще парень он умный - серебряная медаль только из-за четвёрки по русскому языку. Это что? Дисграфия, дислексия? Может передаться дочке по наследству?

копировать

Вообще-то такая орфография даже для первоклассника совершенно нормальна, не то что для пятилетки:)

копировать

Не может быть! А какие же оценки получают первоклассники за такую орфографию?

И всё-таки - поправлять или хвалить и ждать пробуждения грамотности?

копировать

У первоклассников диктанты появляются далеко не сразу..И даже когда они появляются-учитель старается четко проговаривать слова. А оценок первоклассникам не ставят.

копировать

Это утешает :).

копировать

Первоклассникам за грамотность оценки не ставят. А когда правилам учат и правильности слов требуют, там далеко не такие слова, которые пишет ваша дочка.

копировать

Первоклассники пишут в прописях, с образца (как минимиум первое полугодие), да и дальше идут задания на списывание в основном.Орфографических диктантов в 1 классе не дают, ну или только в самом конце, на отдельные слова. Кстати. и оценок в 1 классе не ставят:) Хотя моя дочь умудрялась и при списывании ошибки лепить:)

копировать

Так откуда она должна знать о том,как слова пишутся?? Она их пишет так, как слышит.
Сын только сейчас, когда прошло полпервого класса начал задумываться о том,что звучание слов отличается от написания(чему я очень рада) и это только потому,что учительница донесла- про всякие разборы слов, проверочные слова, разницу звучания и написания.

копировать

Я понимаю, что узнать ей было неоткуда - только когда прочитает много книжек и запомнит визуально написание слов, начнёт писать грамотнее.

Думаете, не стОит поправлять? И что думаете про наследственность нашего папы - есть повод для беспокойства? Кажется, у Вас образование психолога :).

копировать

Стоит поправлять если Вы смогли донести ПОЧЕМУ так. А иначе в памяти все равно не отложится)
А про наследственность я не думаю-это всегда вопрос вероятности.

копировать

Спасибо :).

копировать

Поправлять безусловно, стОит, почему нет?! А насчет наследственности мне кажется, только в школе будет понятно, да и то не в 1 классе. Моя старшая пишет неграмотно, я сначала бесиласб жутко, т.к. у меня-врожденная гармотность, я не поимнаю как можно ТАК писать:) А вот папа наш тоже "не слышит" слов...Наследственность ли это? Не знаю, не уверена...В любом случае, если это не настоящая патология (бывает, но редко)-ИМХО, переживать по этому поводу не стОит, потихоньку наладится. Хотя, безусловно, придется какие-то силы потратить на грамотное письмо ребенка.

копировать

У меня тоже врождённая грамотность - я думаю, это скорее зрительная память - когда много читаешь, автоматически запоминается написание слов. Хотя муж тоже много читал и читает, а почему-то эффекта такого нет.

Поправлять все слова боюсь, потому что будет занудно и долго, некрасиво зачёркивать - а дочка расстраивается, если некрасиво получается и приходится переделывать... понимаю, что рано или поздно придётся поправлять и заставлять писать правильно, но пока она ещё не пошла в школу...

копировать

А зачем переделывать? Она у вас диктанты что-ли пишет?
Я своим просто говорила, что вот это и вот это слово пишется так и вот атк, потому-то и потому-то...

копировать

Нет, диктанты не пишет, это записки, которые она сама придумывает и пишет без меня.

Просто замечала, что во время занятий (когда мы готовимся к школе и что-нибудь пишем-решаем) дочка исправлять очень не любит и расстраивается, когда приходится переделывать и получается некрасиво зачёркнуто. Поэтому я не исправляю её самостоятельные записки и не заставляю переписывать, только говорю иногда, что не так написано и правильно будет вот так и так.

копировать

Ну и правильно делаете:). Еще не хватало-записки переписывать!:)А исправлять научите красиво-аккуратно зачеркнуть, написать сверху. Купите ей "замазку" в конце концов (хотя в школе не всегда учителя замазки разрешают, у нас вот в началке не разрешали).

копировать

Переписывать я никогда не заставляла. Про ошибки сообщаю, но в доброжелательном ключе и не про все сразу. Новые правила вводила постепенно. Просто к сведению говорила, что те или иные слова пишутся по определенным правилам. Правило про безударную гласную рассказала, про жи-ши, ча-ща, чу-щу, мягкий знак в конце слов (ночь, мышь, ключ), недавно про глаголы рассказала, которые на -тся и -ться заканчиваются, про соединительную гласную в сложных словах рассказывала, про имена собственные, которые с большой буквы пишутся, про звонкую-глухую согласную в конце слова и т.п. В итоге Дашке самой интересно стало писать правильно, выработалось орфографическое чутье, пишет практически без ошибок. Когда сомневается, спрашивает или в словарь лезет, правда иногда приходится помогать найти то или иное слово. Но она и читает давно и много, так что зрительная память тоже работает.
Короче я за то, чтоб мягко и постепенно вводить правила, если ребенок не протестует и не обижается. Если обижается и сопротивляется - забить, в школе научат :) Но заставлять переписывать дошкольника точно не стоит, всякое желание писать пропадет. Я даже открытки учителям-воспитателям довряю ей писать самостоятельно, дарит со всеми ошибками и помарками, ничего не переписывая. Зато с таким удовольствием пишет!
Про почерк и наследственность не подскажу, ибо не в теме. А вот зеркальность пока допустима, тем более у левши.

копировать

Спасибо большое! Взяла Ваш опыт на вооружение. Мне тоже чутьё подсказывало, что заставлять переписывать не надо, но я сомневалась...

Вот правилам учить мне сложно. Я правил не знаю вообще, при этом пишу грамотно, а муж знает правила, но пишет с ошибками. Наверное, мы оба не сдали бы теперешний ЕГЭ :).

ОФФ. А мы с Вами, кажется, были в топике июнят 2003 года. Дашу я помню и рада, что у неё всё хорошо (т-т-т) :).

копировать

Я тоже правила не особо помню, да и писала всегда интуитивно, так что рассказываю ей лишь то, что знаю :)
В июнятах вместе были, ага :) Тоже Вас помню :)

копировать

мой 5.10 пишет также, открытки и объявления по всей квартире и записки, ржачно конечно,и некоторые буквы зеркалит иногда и цифры
ребенок же с правилами, с орфографией не знаком, пишет, как слышит

копировать

то, что вы описываете похоже на признаки дислексии (моей старшей недавно подтвердили)и она весьма вероятно наследуется... но это как диагноз не ставят раньше 2-3 класса... в РФ по крайней мере... поищите книгу Рональда Дэйвиса "Дар дислексии" (по-моему на www.sdvg-deti.ru) почитайте и понаблюдайте :-)

копировать

Спасибо большое, почитаю :)!

копировать

У меня тоже примерно так пишет, например МАТАЦЫКОЛ, КОПЕТАН ФУДБАЛИСТОВ и пр. Но я думаю это потому, что писать научился раньше, чем читать, с 4 лет все пишет, пишет, а читать стал только пару месяцев назад. Поэтому в принципе не может быть врожденной грамотности, как у меня было, потому что я лет до 7, пока в подготовительный класс не пошла, не писала ничего, а читала уже толстые книжки, про себя. А ребенок наоборот - пишет то рассказы, то стихи, а читает пока мало, поэтому все на слух.

копировать

Успокою в том плане, что -- да, не исключено, что у вашего мужа именно дисграфия, как раз путаница букв для этого характерна, НО это не наследственное, это от микро-микро неврологический повреждений. У мальчиков чаще, чем у девочек, т.к. мальчики крупнее и физиологический стресс в родах чуть больше :-) Что переученный левша, с этим же м.б. связано. Поэтому дочке никак передаться не могло. А по теме -- у вас ребнок рано читать и писать начал, устаканится. Я читала лет с 4-5, писала при этом так же, сикось-накось -- буква Я помню мне не давалась хоть убей, получалась R все время. Ничего, потом в школе у меня была абсолютная грамотность -- читала же, вот и всплывало, объяснить не могла, а писала правильно. Тоже серебряная медаль, тока из-за алгебры :-D

копировать

Спасибо, успокоили :)!

копировать

В этом возрасте писать как слышишь совершенно нормально, ничего не разумного девочка не слышит, т.е. волноваться совершенно не чего. Старшая дочка писала до школы примерно так же, сейчас - 3 класс диктанты в основном на 5, ее научили очень быстро, что не все пишется как слышится и все. Вот со второй дочкой у меня посложнее - уже второй класс, а такие вещи еще не прошли, окончания странные вылезают время от времени у слов, диктанты пишет в районе четверки, а вот свободный текст типа сочинения читать, конечно, бывает страшновато, но говорят, что тоже еще не критично. Да, папа у нас тоже из серии людей, которые делают в слове "еще" 4 ошибки, ну и я врожденной грамотностью совсем не страдаю. Но и такие как-то обучаются и итоговому сочинению :-).

копировать

У Вас чудо-ребенок! :):):)
по поводу орфографии: я ошибки делала в 1-2 классе. С 5-го класса где-то орфографических ошибок в словах я не делала. Вообще. У меня т.н. "врожденная грамонтность"(на самом деле просто хорошая зрительная память). Но "пАпугай" в открытке для мамы в 1-м классе фигурировал. :)

копировать

Спасибо за комплимент :).

копировать

отличный ребенок. опять таки - "пожалуста" - вежливо... че еще надо?:)))мой также пишет 7 лет. Правда он двуязычный.

копировать

Для двуязычного семилетнего ребёнка такая орфография вообще выше всяких похвал!

копировать

Какая умничка девочка!
Исправлять можно аккуратно, ненавязчиво, необязательно с объяснением правил. Зеркалка у некоторых левшей и амбидекстров сохраняется до 10 лет - вариант нормы. Важно отследить, чтобы не было пропусков букв и слогов - ну это, скорее, совет на ближайшее будущее. Для своего возраста девчушка пишет очень хорошо ;)
Муж же ваш - да, дисграфик чистейший. Печально, что в свое время это не было скорректировано, так и тянется хвостом всю жизнь.
Думаю, что такая внимательная и заботливая мама, как вы (без иронии) в случае возможных ошибок сделает все, чтобы не запустить ситуацию ;)

копировать

плачу) моему сыну 11 лет, пишет так же)))

копировать

Да не плачьте вы, моей 12, а тоже орфография не сильно отличается:) Ну нет, 4 она имеет по русскому коенчно, но для того чтобы писать гармотно, ей нужно иметь такую цель.В тетрадках по русскому все инчего, а вот напимрер, в конспектах по истории-маммма-дорогая!:( Мне уже даже словестница их в школе сказала "ну вы же поинмаете, Наташа никогда не будет писать грамотно..Но зато она такая креативная!!!":):)

копировать

Моему сыну 9-тоже пишет также,причем папа наш тоже безграмотный,поэтому тоже думала-наследственность.

копировать

Ну я так писала. Правда не в 6,5, а в 5,5, но что с того? В первом классе переучилась. Сейчас красный диплом имеется...

копировать

моя и в 10 лет ошибок глупых может понаделать, но только когда пишет мне записочки, или анкеты всякие заполняет. В школе, как правило очень редко такое допускает. Иногда путаем буквы в и п, хотя они совершенно разные в написании и звучании. В первых двух классах почти постоянно путала, сейчас значительно реже, но все равно бывает...

копировать

Ошибки нормальны для возраста девочки. Эволюционные. Переписывать работы не надо. Зачеркните аккуратно и исправьте ошибки. Исправления можно делать простым карандашом, чтобы глаз не резали. И ни в коем случае не красной ручкой! У мужа - выраженная дисграфия по всей видимости. Наверняка и дизорфография имеется. Обычно дисграфия корректируется с помощью логопеда в начальной школе. По наследству может передаться. Если заметите такие же ошибки у дочери (стойкие, не скорректированные к концу 1 класса), обратитесь, не затягивая, к логопеду. Проблема разрешима, если ей заниматься. Удачи!!!