5 лет - идите к логопеду

копировать

В садике на окне таблица - список детей, которым надо обратиться к логопеду в поликлиннику по месту жительства. Там практически вся группа, ну и мой Мишка в куче. Никаких пояснений никто не дал.
Ему 5,3 года. буква р- есть, но такая детская, не рычащая, звуки вроде все понятные, чтото может мягко произносит. На всех утренниках дают читать стихи длинные, ясно слышно на весь зал.
Прям вся группа картавых? Или это мода такая? Я думала - лет до 6 зарычит.
Кто в теме может что подскажете?

копировать

"буква р- есть, но такая детская, не рычащая, звуки вроде все понятные, чтото может мягко произносит"- этого вполне достаточно, чтобы посетить логопеда. Не факт, что язык сам начнет вибрировать на звуке Р. Мягко произносит, когда должно слышаться твердо - может многое означать...
То, что стихи легко учит и всегда читает - не показатель того, что все в порядке.
Вообще постановка звуков - всего лишь одна из сторон работы логопеда. При обследовании в саду могли увидеть многое другое. Обязательно сходите и проконсультируйтесь. Если не доверяете поликлиничному - обратитесь к другому специалисту - выбор сейчас очень большой.

копировать

Логопед - это не только звуки, а "детская и нерычащая Р" - если вовремя не рыпасься может и на всю жизнь остаться.

копировать

Присрединюсь. И далеко не только по одной букве р определяется чистота речи.
Вообще не поняла возмущения автора - убудет от нее что ли от консультации у логопеда? Другие вон месяцами в очереди стоят, чтобы к специалисту записаться... А детишек с логопроблемами сейчас в самом деле очень много. Совсем чисто говорит к 5 годам дай бог 2-3 человека из группы.

копировать

+1 Сходите к логопеду.

копировать

+1, особенно если Р устанавливается грассирующей.

копировать

Здравствуйте. Действительно, звук "Р" появляется к 5-6 годам, и время у вас еще есть. Но не стоит сильно на это надеяться. в большинстве случаев родители слышат отсутствие или искажение именно этого звука, не замечая проблем с рядом других звуков. Однако вы сами (бессознательно)обозначили то, из-за чего не помешает, да и нужно сходить к логопеду в поликлинику: смягчение некоторых твердых звуков, искажение "Р". То, что вам ничего не объяснили - это неприятно, обидно...ваши чувства негодования, где-то раздражения из-за того, что фамилия ребенка как в расстрельном списке находится, мне понятна...Но если отбросить эмоции и подумать для чего вам это надо:
1. это надо для ребенка, чтобы к школе у него была хорошая чистая речь. Тем более, что во многих школах сейчас собеседования не только с психологом, но и с логопедом. и будет еще неприятнее, если из-за речи вашего ребенка засунут в слабый класс.
2.своевременная коррекционная работа звукопроизношения предупреждает в последующем возможные проблемы с письмом и чтением (дисграфия и дислексия)
3.психологический момент - дети в большинстве своем осознают свои "недостатки". вы же не хотите, чтобы над вашим ребенком подшучивали в школе. А детские шутки наиболее жестоки.
Итог: ничего страшного не произошло, вам бесплатно предоставилась возможность получить бесплатную консультацию у специалиста.
Удачи.

копировать

Если есть хоть незначительные дефекты речи в 5 лет, то надо обратиться к логопеду. Иногда пара занятий помогает. Сейчас очень много детей с дефектами речи в подготовительных группах. Я работаю в нулёвке, у нас занимается 90% нашего посёлка, половина из них имеет такие проблемы! Я честно говоря, в шоке, что родители вовремя не забили тревогу. Есть дети, которые "Р" не выговаривают, а есть, которые половину алфавита, так что ничего удивительного((( В идеале в 5 лет ребёнок должен говорить чисто, без малейших отклонений. Моей дочке 5,1, немного нечисто произносит "Ш", вот уже подумываю летом заняться этим вопросом, если "не рассосётся")))

копировать

Не откладывая, к логопеду. Если звуки мягкие, нечеткие, возможно, у ребенка стертая дизартрия - можете долго звукопроизношением заниматься. А Вам нужно к школе успеть все нормализовать. Да заодно подтянете общее развитие речи, разовьете фонематический слух.
Езжу по обычным районным массовым школам - обследую 1-2 классы. Ооочень много детей с нарушенным произношением, ОНР и элементы почти у каждого. Естественно, все это отражается на письме и чтении. Я считаю, что родителей вообще надо как-то "наказывать" за то, что приводят в школу детей с "кашей во рту". Детей жалко!

копировать

скажите, пожалуйста, а чем объясняется такое сильное увеличение детей с логопедическими проблемами? ведь раньше в среднем дети чисто говорили...

копировать

Откуда у Вас такая статистика? Сейчас информированность больше, есть возможность отследить большее количество таких детей (интернет, профильные сообщества и т.д.) А раньше круг общения был ограничен - дом-детсад-работа-знакомые и т.д.

копировать

Детей с логопедическими проблемами действительно становится все больше с каждым годом. Наверное, причины, как обычно, в не очень хорошем здоровье будущих мам, экологии и т.п.

копировать

Одна из главных причин еще - такое масштабное развитие медицины. Здесь масса параметров...

копировать

В смысле перехода от естественного отбора к современному - как следствие, ухудшение общего здоровья человека как вида?

копировать

вы не согласны с этим утверждением?;)

копировать

Как раз согласна ;)

копировать

В общем и целом, даже без подробностей - да. К сожалению.

копировать

Ну не говорите, что раньше все хорошо было, у нас очень много и девочек, и мальчиков Р не выговаривало (и не выговаривают сейчас, уже 30-тилетними тетями-дядями).

копировать

Одно дело не выговаривать какие-либо звуки. Это я называю "косметика". Сейчас речевые нарушения гораздо глубже, тяжелее, смазаннее. Очень много ОНР. Дети во 2 классе элементарно не могут рассказ по картинке составить. Аграмматизмы. По логопедическим нормам 5-летний ребенок (а сейчас уже специалисты склоняются к тому, что и 4-летний) должен быть полноценным собеседником, т.е. говорить полным предложением без аграмматизмов.
Иногда, когда обследую современных детей и вижу их слабое развитие речи, думаю, может, я слишком придираюсь. Ан нет! Тут и попадется "экземпляр" с нормой. И понимаешь, что это не придирки, а адекватная оценка. И становится грустно...

копировать

неужели все эти проблемы не "перерастаются"? я вот ни одного взрослого не знаю с логопедическими нарушениями, самое "страшное" - неправильная Р

нам говорят, что дочка большая умница, ее в 5 лет уже в школу можно, но из-за невыговаривания шипящих и слишком быстрой речи с проглатыванием окончаний не возьмут. кстати, если просишь не торопиться - выговаривает почти все правильно;) нам логопеда просто-напросто некуда в расписание воткнуть, поскольку все будние вечера и субботы заняты, остается одно воскресенье, в которое надо еще уроки сделать успеть и съездить в театр, музей, магазин и т.д.

муж все детство и садиковое, и школьное занимался с логопедами, все равно Р щечно произносит, хотя это практически не заметно

копировать

Взрослые часто попадаются не только с Р... Просто, как специалисту, слух режет))) А остальные проблемы просто отражаются на успеваемости в школе, выборе профессии и пр.

копировать

а какие еще проблемы встречаются? дочка на подготовительных занятиях в школе "успевает", ее очень хвалят, пишет грамотно, математические задачки за второй класс решает влет. кстати, сегодня научились выговаривать Ш и Ж наконец-то, теперь будем закреплять.. время пришло, видимо...
почему воспитатели в саду говорят, что нам нужен логопед из-за шипящих и Р-Л?

копировать

Если с учебой(грамотное письмо, четкое осмысленное чтение) и устной речью (пересказы, рассказы) все в полном порядке, то остается проблема выбора профессии. Некоторые профессии предъявляют повышенные требования к речи ))) - актер, диктор, политик, репортер. На мой взгляд и врач с нарушением речи выглядит не очень... А учитель - просто катастрофа - бесконечные насмешки и прозвища учеников. А отношения с противоположным полом? Всякие комплексы могут развиться. Одна мама мальчика, который у меня занимался, привела сына к логопеду потому, что в молодости встречалась с молодым человеком с дефектом речи. Рассталась с ним из-за этого. Не смогла полноценно общаться. Многие мамы с дефектами речи приводят детей, так как сами испытывают комплексы по этому поводу.
Мое мнение - сначала логопед, а потом уже все остальные занятия по подготовке к школе, особенно, иностранные языки. Логопедическими занятиями вы создадите базу на много лет вперед))) Но это просто мое мнение. Не навязываю.

копировать

Да, я тоже согласна, что логопед-в первую очередь. Благодарна маме, что меня 2 года до школы им мучила (но в итоге я Р стала вставлять в слова только во 2м классе), но никогда не было проблем ни с русским, ни с лит-рой, ни с написанием сочинений (всегда в пример ставили). Может, действительно, занятия с логопедом какую-то основу заложили. Мне еще кажется (может не права), что речевые проблемы сейчас из-за большого объема информации, из-за многочисленный доп. занятий (дети просто перегружены, мозг не успевает за амбициями родителей, а в результате имеем то, что имеем)...

копировать

прочитала все... почти убедили:) даже вызвали логопеда на понедельник, подвинув занятия немецким (кстати, там с произношением проблем практически нет, видимо, корни сказываются)

посмотрим, что нам скажет специалист. вы не против будете ответить на вопросы, если таковые возникнут по итогам беседы с логопедом?

копировать

Всегда готова помочь! Удачи!

копировать

"нам логопеда просто-напросто некуда в расписание воткнуть" а тем, чем она занимается, важнее речи?

копировать

Наказывать в таких случаях надо ваших коллег и вас! Что тогда они делали в садике? Что делают в школе для помощи детям?
Может быть лучше каждый будет заниматься своим делом, а не перекладывать ответственность на других?
Хотя вам трудно это понять, у нас вся медицина построена на том, чтобы поставить диагноз и отвалить в сторону, сняв с себя ответственность.

копировать

Ну тут я с вами не соглашусь. Родители должны сами активно заниматься с детьми! На мой взгляд задача логопеда обнаружить проблему и подсказать-показать пути ее решения, а все остальное в руках у родителей. А то о чем пишите вы и есть перекладывание ответсвенности и обязанности родителей на других - педагогов, воспитателей, врачей...

копировать

Тогда каковы обязанности логопеда? за 5 минут продиагностировать ребенка, поставить тупо ЗРР и все???
И каковы обязанности врача, если не лечить?...

копировать

Подсказать и показать пути решения проблемы, я же написала об этом. Мой сын занимается с логопедом, так вот, это не только мнение специалистов, но и я сама вижу, что 90% успехов от занятий лежит на мне - насколько я хорошо выполняю с ребенком задания. НУ физически не может врач ежедневно по часу заниматься с каждым проблемным ребенком. У моей старшей практически вся группа, а это человек 19 должны посещать садовского логопеда, а таких групп еще 2. По вашей логике дети с логопедом просто ночевать в саду должны и заниматься и днем, и ночью.
Да, задача врача снимать обострения и давать рекомендации по лечению. Ни один врач не будет за вас соблюдать диету, если у вас больной желудок, например, или приходить к вам 5 раз на дню домой давать лекарства - ответсвенность за выздоровление лежит опять же на дееспособном больном, или на том, кто его опекает, в случае, если заболевание не смертельное. Это исключительно мое мнение.

копировать

Вы это ... не путайте разные области. Дать таблетку не проблема, любая мама может. Но поставить звуки, профессионально слышать речь ребенка и все дефекты, это совсем другое.

копировать

Так я и не путаю. Я со своим средним занимаюсь. И вижу что к чему. Поэтому еще раз повторю - на мой взгляд задача логопеда показать в чем проблема и научить родителей (или тех, кто с ребенком занимается) как с этой проблемой бороться. Делать языкувую гимнастику можно и нужно дома перед зеркалом, а не тольков кабинете логопеда.
Соглашусь с тем, что большинство логопедов в районной поликлинике практически ни к чему не годны, они то как раз и готовы сразу пичкать таблетками. Как раз своего я таблетками и не лечила. НО я сама в первом классе ходила к логопеду. Так вот, пока я не стала заниматься дома - результатов не было. А занималась я каждый день.

копировать

интересный вывод - давайте посмотрим на ситуацию с детскими садами с другой стороны ( со стороны логопеда обычного детского сада) - при обследовании детей старшей и подготовительной группы выявляется что 45 чел из 60 нуждается в логопед помощи (из них 7-8 с ОНР, дизартрией, логоневрозами - с этими диагнозами в обычных садах логопед не должен работать , т.к. полноценную помощь оказать таким деткам в таких садах невозможно, не тот режим, не такое количество занятий и др.)... пропускная способность логопеда 25-30 чел в год (больше физически не возможно) - на занятия берутся в первую очередь дети из подготовительной группы, а остальные встают в очередь.... Выводы делайте сами

копировать

Так может стоит переключить свой фокус на детей младших групп? Тогда и в подготовительных и старших группах не будет такого количества детей с нарушениями речи.
А пока логопеды любят откладывать занятия на потом и сокрушаться, как же много детей с нарушениями даже к школьному возрасту.

копировать

А как логопедам этот фокус переключить. Допустим, логопед одна на сад. Ставка - 20 человек. Естественно, приоритет детям подготовительных и старших групп. Их ведь к школе готовить надо. Вывод: нужен еще один логопед, который будет заниматься с малышней. А где ставку-то саду взять? Не положено больше. Это уже проблема государственного масштаба.

копировать

А меня-то за что наказывать, анонимная девушка? Я работаю в государственном центре, который оказывает бесплатные услуги детям. Занимаюсь, не побоюсь этого слова, добросовестно с каждым ребенком (школьники, дошкольники, УО, аутисты и пр.) Ко мне большая очередь, так как физически не могу всех принять. Читаю лекции для молодых логопедов, обучаю их. Один раз в неделю выезжаю в учреждения (школы, сады), выявляю проблемы детей. Пособия все логопеды покупают сами, некоторые курсы повышения квалификации тоже за свой счет, не считаю уже расходы на принтер дома, дополнительное время в поисках нужной литературы и пр. Все это за скромную зарплату. Я не жалуюсь. Сознательно занимаюсь этой профессией. Обидно стало за такой "выпад". А родитель должен отслеживать развитие своего ребенка - проще всего на кого-то свалить свою родительскую ответственность.

копировать

Родитель отслеживать должен, безусловно. Но не может выявить все проблемы и не обязан заниматься с ребенком, т.к. он не специалист в этой тонкой области. Из-за неправильных занятий здесь можно сделать только хуже.
И как быть родителю, если множество ваших коллег говорят "до 4-лет не парьтесь", "до 5 лет имеет право так говорить", а потом "уже поздно что-то исправлять, где ж вы раньше были"? За что его наказывать?
Мне вот тоже стало обидно за ваш выпад в сторону родителей. Может не надо всех под одну гребенку грести?

копировать

Только сегодня консультировала маму с 3-летней девочкой. Тоже сказали им в поликлинике после 5 лет приходить, но мама решила еще одному специалисту показаться. Теперь ребенок будет заниматься с логопедом и дефектологом, так как проблемы есть и лучше их начать решать уже сейчас. Эта мама почему-то забила тревогу? А другие в 7 лет ведут ребенка в школу с "кашей" во рту, да еще всех обвиняют. Потом учителей будут обвинять, что плохо учат и т.д.

копировать

Вы не путайте: выполнить задачки на сложение/вычитание, сделать дом.задание по другим предметам в начальной школе может практически любая мама. А у вас область особая: вы слушаете речь и слышите то, что обычные мамы не слышат. Не случайно вас в институте этому несколько лет учат.
Я вот тоже, представьте, мама с девочкой, которой скоро 3 года. И в эту среду были на консультации у садиковского логопеда (в садик не ходим, просто пошли на консультацию). Пошли туда, т.к. в поликлинике послали до 5 лет, а я вижу определенные проблемы.
До этого к логопеду ходили в 2,5 ребенкиных года и постоянно, каждый день занимаемся. Да, прогресс есть, дали полезные советы. Но я реально не могу отследить, правильно ли мой ребенок произносит звуки. Какая "с" должна быть в какой возрасте (мягкая или жесткая) я тоже не очень понимаю.
Поэтому давайте уж не скидывать всю ответственность на родителей.

копировать

Так в чем проблема-то у Вас? Найдите логопеда (бесплатно или платно, как Вам нравится), да занимайтесь. Спектр услуг широкий, если Вы в Москве живете.

копировать

Проблема в вашем верхнем посте со словами о "наказывать родителей". Это и вызвало такую реакцию.

копировать

Так как еще можно подействовать на родителей, когда логопедического ребенка ведут в 7 лет в массовую школу, который даже никогда не занимался с логопедом ( " в логопедический сад далеко возить, водить на занятия в поликлинику-центр некому, на дом логопед - дорого" - слова мамы) или в 6 лет приводят совершенно не говорящего ребенка на консультацию (типа, подготовить за годик к школе), который даже толком нигде не обследовался ни разу (специалисты били тревогу, а мама считала, что и так заговорит - время еще не пришло)? Подскажите, что может сделать специалист в таких случаях? А то одна мама мне высказала на ПМПК, что из ее ребенка сделали дебила врачи (ребенок 3!!!! года подряд ходил на ПМПК, специалисты били тревогу, что ему необходим коррекционный класс, родители не соглашались и дополнительно не занимались. Запустили так, что теперь он не тянет даже 7 вид). Здесь опять специалисты виноваты????

копировать

Да, забыла. На выездах в школы и детские сады специалист имеет право обследовать только тех детей, родители которых дают свое письменное согласие. Некоторые по каким-то причинам отказываются от обследования. Дело в том, что если проблема есть, то она никуда не денется, как ты ее не скрывай!!!!
И хорошее сообщение про логопедическую группу. Сама работала в детском саду - заставить дома заниматься родителей с детьми - большая проблема, тетради для занятий теряются и пр. Почему???

копировать

Мы ходим в логогруппу. Заниматься пытаемся, но когда? В 6 ребёнка забираем, пока до дома дойдём, с порога не будешь за занятия сажать, дух перевести надо? Потом ужин - и уже минимум 8. Много можно сделать в 8? На тетради написано: "заниматься по 10 мин. 2-3 раза в день" (???) Это юмор, видимо. К выходным уже столько заданий набирается, что нужно весь день просидеть, что б все их сделать. Может маленький ребёнок целый день за занятиями сидеть?
Садовский логопед должен всю работу делать в саду, а родители могут только поддерживать в небольших колличествах.






копировать

Слегка офигела... А что сложного-то? Идем из сада - заводим моторчик, "лошадку" и прочие упражения, не требующие зеркала, стишки повторяем, проговариваем фразы. Домой пришли - десять минут посидели за занятиями - и по своим делам. Вечером перед сном еще десять минут. И, если уж так принципиально, то утром можно на десять минут раньше встать.
От вас же не требуют заниматься по часу, двацать минут-полчаса в день выделить легко можно. Ну, пропустите пару занятий в неделю - тоже не критично, в выходные нагоните.
У нас еще заданий на час-два в выходные дают - пересказы, рисовать, на вопросы отвечать - ничего сверхстрашного нет, за выходные выкроить время легко можно.

Почему все валится на логопеда - в группе под двадцать детей, каждому по полчаса за день - уже десятичасовой рабочий день получается вообще-то...

копировать

У нас в группе реально человек 7, это во-первых, во-вторых, артикуляционная гимнастика на морозе - это круто, а в третьих, фразы на проговаривание каждый раз новые, да и вчерашние я лично запомнить не могу т.к. их очень много.
Выделить на занятия пол часа В ДЕНЬ действительно легко, а пол часа В ОСТАТОК ВЕЧЕРА часто не реально.

копировать

Полагаю, что помимо вашей группы из семи человек, у логопеда есть еще дети, с которыми он занимается. Норму-то по ставке выполнять надо.
Далее. Ева сегодня слегка подвисает, не могу зайти в ваш паспорт. Вы живете на крайнем Севере? Извините тогда за совет проговаривать упражнения на диком холоде. Я-то в Подмосковье, поэтому холодов особо и не вижу, не понимаю, чем легкий минус может помешать завести моторчик или изобразить лошадку, помотать языком во рту от одной щеки к другой или высунуть его наружу.
И последнее. Минимум, требуемый вашим логопедом - двадцать минут в день. Это два раза по десять минут - совершенно смешное время, которое легко можно встроить в обычный режим вечера ребенка за те несколько часов, что вы проводите дома, не понимаю вашего негодования.

копировать

Почему нереально???Для нас всегда было и есть реально...Артикуляционную гимнастику все 2 года сада мы делали утром и вечером, как чистку зубов, домашние задания ежедневно- ясно,что основная работа по исправлению речи всегда на родителях-логопед лишь направляет..

копировать

Про мальчика, который 3 года ходил на ПМПК не очень понятно: так за 3 года вообще ничего не исправили? Если не исправимо в принципе, то зачем ваши специалисты тратили на него время и занимались. Почему нельзя было жестко отправить в другой класс (на другие занятия). Вы как педагог-психолог уж наверное знаете, что некоторым людям чтобы начать действовать нужно или "словесная оплеуха" или какой-то другой способ.
А если исправимо, но может квалификации у специалистов не хватает?

И в целом: а зачем Вам как-то действовать на родителей? Зачем как вы пишите "наказывать"? Без этого никак???
Делайте все, что можете в каждом конкретном случае. В конце концов если у кого-такие ЗРР, то в последующем родители сами будут жалеть о своих недочетах, о недостаточном внимании к проблеме с речью у их ребенка.

копировать

Про мальчика - очень долгая история с массой подробностей. А жестко отправить в другой класс нельзя - только с согласия родителей. А родители согласились, когда его в третий раз оставили во 2 классе. А работа велась постоянно - и в школе, и на ПМПК...
А на родителей хочется как-то влиять, так как детей жалко. Страдают-то они(((
Все нюансы трудно описать по почте.

копировать

оффф. а по роду деятельности не сталкивались с логопедами, которые из сенсорно-моторной алалии вытянуть могут?

копировать

Это Вам лучше всего на Таганку обратиться.

копировать

В ЦПР? ))))))

Вы им об этом скажите))))))))))))))))))))))))))
А то они считают что нам лучше.... куда лучше видимо сами не знают, но и нам предложить ничего не могут.

копировать

А сколько лет ребенку? 3? Детское учреждение посещаете? Ищите логопедическую группу для детей 3-4 лет.Такие есть + дополнительные занятия с логопедом и дефектологом (в детском центре или частным образом, как удобнее). Невролог детский хороший нужен. Да Вы и так, наверное, уже все лучше меня знаете.

копировать

Все (кроме ХОРОШЕГО невролога) есть. Прогресса нет.
Мне просто интересно. ВОобще в Москве есть логопед который РЕАЛЬНО помогает при СА или это миф...

копировать

Я, к сожалению, не знаю специалиста, который бы прям специализировался на СА.
А чем с вами занимается логопед? Основные направления работы каковы?

копировать

Собирает конструктор и пазлы.....
не знаю правда как это поможет вызвать речь....

копировать

Можно, я попробую ответить на ваш вопрос?

Дело в том, что "вытянуть из алалии" - вне компетенции логопеда. Его задача - максимально выправить речь при тех исходных, что позволяет неврология ребенка. А заниматься с причиной алалии - это уже задача невролога.
Но в любом случае занятия с логопедом будут не просто на пользу, а совершенно необходимы ребенку. Где искать такого специалиста? Думаю, лучшим способом будут рекомендации лечащего невролога.

копировать

Наш невролог из дет сада предлагает сдать дите в 6 ДПБ.
6 ДПБ в речевое берет с минимальной речью.(у нас и этого нет)
Таких как мой прикрепляют к тяжелому УО и тяжелому аутизму (читай лечить не будем).
Остальные просто руками разводят.

были у 1 логопеда, которая с ходу показала результат, но к сожалению отказалась заниматься (а прождали мы ее 3 месяца(((( )

копировать

Я не совсем понимаю, что значит "6 ДПБ", но по остальному позвольте изложить мои мысли.
Во-первых, невролог из сада - это не то, что нужно ребенку с подобным диагнозом. Нужно искать специалистов по данному диагнозу, причем желательно с выходом на логопедов-каких-то реабилитологов, типа комплексных центров.
Во-вторых, один логопед - это мало. И почему логопед отказалась заниматься? Три месяца без занятий для малыша - это достаточно большой срок, чтобы просто ждать специалиста...
Опять же - по диагнозу надо консультироваться со специалистами и все же теми, кто встречался с подобной проблемой, обычные садовские логопеды для вас - не вариант.

копировать

Боюсь, что без шестерки вам не обойтись. Возможно, не сейчас, но позже все равно придется обратиться.
А в детские центры обращаться не пробовали? У нас, например, есть очень тяжелые дети. Никому не отказываем. Занимаются детки с логопедами, дефектологами и психологами (кому что показано). Есть возможность консультации невролога и психиатра. Многие дети занимаются у нас дополнительно, помимо сада или школы. В основном, все довольны. Очень хороший ЦЛПДО - центр лечебной педагогики на Ереванке. У них тоже есть и врачи и педагоги. В каждом округе есть что-то подобное.

копировать

У знакомой дочке ставили русскую Р, занималась с логопедом. Через год эмигрировали в Германию, там ее картавость хвалила педагог и сказала, что настоящая немецкая Р ;-).

копировать

У нас вся группа картавых, а направление в пол-ку написали только двоим (у девочек нет передних зубов). А остальным-"возрастная норма". В группе дети 5-6 лет.

копировать

Это не "мода" , а суровая действительность. Детей с речевыми проблемами становится всё больше и больше с каждым годом .Когда работала в саду при обследовании детей старшей и подготовительной групп волосы вставали дыбом от количества детей с нарушениями речи ... а ещё грустно от того, что многие родители обращаются за помощью исключительно за год перед школой, когда уже понятно, что проблема не рассосётся

копировать

+1 Очень много "упущенных" детей.

копировать

Так вы задумайтесь о причине таких проблем? Не в том ли она, что в 3 года логопеды заниматься не хотят, говорят приходить в 4. Тоже самое и до 5 лет.
В поликлиниках вообще отстой в плане диагностики. Там проще поставить диагноз и умыть руки.

Если такие проблемы, то почему сокращают логопедические группы? Если вы специалисты, так бейте тревогу, поднимайте вопросы выше на уровень городов.

Если вы в саду в старших группах выявляли детей с нарушениями, то спрашивается: а что делал до этого детсадовский логопед??? Это не ясли, детки в садике несколько лет. Наверное можно было исправить ситуацию.
Понимаю, что это похоже на крик души. Но по-другому ваш пост прокомментировать не могу.

копировать

Я с ветряными мельницами бороться не собираюсь. А вот заниматься с детьми раннего возраста - пожалуйста. Пусть бить тревогу и бороться с системой будет кто-то другой, на это можно жизнь положить (и безрезультатно). Я за это время лучше сотне-другой детей помогу.

копировать

Я вот ни разу не логопед. Но прекрасно понимаю, почему сокращают садовских логопедов. Набрали группу - дети ужасно запущенные, из них всего 1 мама близнецов до садовской диагностики озадачилась посещением логопеда. А дети реально через одного ужасно говорят даже для моего непрофессионального уха к пяти годам.
Дальше. Занятия у логопеда. Даже пособия заставить купить - целый цирк с конями, в саду же обязаны, еще не хватало - тетрадки и учебники для собственного ребенка купить.
Домашние задания делаются через пень-колоду. Мой ребенок искренне изумляется, что он делает их чуть не один из всей группы. Про массажи и прочие хитрости вообще половина мам даже не озадачивается.
Далее опять. То логопед на больничном, то в отпуске, то на учебе... Эффективность занятий какова? Небольшая эффективность, надо сказать.

Короче, если маме не пофиг до ее ребенка - то зачем ей садовский специалист, скажите, пожалуйста. А если пофиг - никакая диагностика да хоть в колясочном возрасте - не спасет.

Да, больше всего орут, что плохо занимаются и эффект от занятий низкий как раз те, кто на занятия забивает.

копировать

Вы знаете, и наоборот бывает.
Мой ребенок говорить начал очень рано. Говорил сложными предложениями, слова "взрослые" употреблял. И "Р" появилась рано, но гортанная. Года в 3 я обращалась к специалистам, интересовалась, не нужно ли сразу правильно ее ставить. На что все в один голос говорили, что к 5 годам сам научится. А если нет, тогда и приходить. Результат таков, что ему уже 6,5, полгода занимается с логопедом, а результата нет! Надеюсь до школы мы все-таки справимся - еще полгода впереди.:)

копировать

знакомая ситуация:) с сестрой так было, но само выправилось, хотя логопеды-педагоги криком кричали, что проблемы страшные, ребенок "запущен". а муж с 3 лет по логопедам - проблема осталась... вообще мне кажется, что логопед не может сделать ничего такого, чего не может сам родитель. сейчас все методики в инете найти можно:)

другое дело - всякие нарушения, связанные уже с физиологией, но и тут логопедические занятия дают лишь небольшое улучшение:(

копировать

Когда мы в очередной раз обращались к очередному логопеду с предложением позаниматься самим, если наш случай не из ряда вон и не требует обязательных занятий со специалистом, было сказано самим не заниматься, т.к. есть вероятность делать это неправильно. Опять же предложили ждать, когда само исправится.
В 5 лет было сказано, что нам мешает короткая уздечка языка и рекомендовали обратиться к хирургу-ортодонту. Тот в свою очередь сказал, что такие уздечки не режут, а легко растягивают. Растягиваем. Но теперь логопед говорит о трудностях постановки этой Р в связи со стойкой привычкой произносить ее именно так, а не иначе.
Сменили логопеда. Продолжаем. Пока та же история.
Наш случай запущенный. Но себя безответственной мамашей назвать никак не могу.
Средний ребенок говорит Р так же - уже по подражанию. 5 лет точно ждать не будем! Начинаем занятия с марта.

копировать

Я очень была удивлена, у нас в группе 28 человек, из них у ОДНОГО! норма, 1 почти № (из 15 не говорит 1 звук) а 26!!! определяют в логоп. группу. У нас так же есть проблемы, начала с 2.5 консультироваться, логопеды, нервопотологи. В с 4,5 ходим на занятия к логопеду(платно в саду). Меня удивляют мамочки, у которых дети еще хуже моего говорят, но они спокойны. Вопрос может я заморачиваюсь (переживаю) и родители все же пофигисты.

копировать

А с какого возраста нужно начинать занятия с логопедом? Ребенку 2.8. не выговаривает некоторые буквы.

копировать

Звуки ставят после 4х лет. :)

копировать

ну-да, ну-да. проходили- знаем. придешь к логопеду в 4 года, так он скажет "где ж вы были? уже все упущено!"

копировать

А аграмматизмы, перестановку слогов когда? Младшая дочь ( в марте 3 года будет) - словарный запас большой очень, но ошибки. Парюсь, т.к. у старшей (5,5 л.) ОНР, третий год исправляем, звуки ставит логопед с боооооольшим трудом.

копировать

С 3 лет можно начинать заниматься формированием лексико-грамматических категорий, слоговой структуры. Попутно подготавливать базу для правильного звукопроизношения - артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, массаж (если надо) и т.д.

копировать

Люди, есть возможность заниматься с логопедом - занимайтесь! У меня дочь, 4 года ровно. Не выговаривает кучу звуков. Была у садовского и поликлинического психолога - "ну да, приходите в 5 лет". Не успокоилась, пошла в детский центр, бесплатный. Логопед диагностировал час, поставили стертую дизартрию.
Щас занимаемся, раз в неделю всего к сожалению, но я очень довольна))

копировать

Люди, о чем вы говорите!? "Запущенные дети", "ушедшее время", "катастрофическое положение"!!! Смешно, право слово! Человек должен быть счастливым, здоровым и умным, и все равно, как он при этом звуки произносит :-) Иногда чуть смягченные ж и ш могут стать для женщины ее изюминкой, от которой мужчины будут с ума сходить и штабелями укладываться :-)Посмотрите на Лайму Вайкуле, на Лещенко, на Ванессу Паради, думаете, они очень комплексуют или их карьере их дикция сильно помешала? Любите своих детей, развивайте их, уделяйте им больше времени, и будет вам и им счастье!!!

копировать

М-м-м-м, как бы вам сказать, одно дело картавость и шепелявость... Другое дело более серьезные диагнозы... обжегшись на молоке, на воду дуют...

копировать

да, безусловно, ОНР любой степени вкупе с дизартрией например - прибавит шарму всем. А про учебу в хорошей школе можно просто тогда забыть.

копировать

+1

копировать

я , можно сказать, всегда стеснялась , что не выговариваю "Л" твердый звук! и очень жалею, что не стала ходить к логопеду, хотя меня туда направили в первом классе, а мои родители не настояли , чтобы я продолжала занятия! Своим детям такого не пожелаю!

копировать

А я, боюсь, даже и не сосчитаю, какое количество звуков я не выговариваю, однако, совершенно никаких комплексов по этому поводу не испытываю. У меня любящий муж, любимый ребенок, я кандидат тахнических наук и плевала я на невыговариваемые звуки. А вот занятия с некоторыми логопедами могут в ребенке таааааааааааааакой комплекс породить, что он вообще говорить будет стесняться - знаю на примерах детей знакомых.

копировать

Вам повезло. А вот если бы захотели заниматься чем-нибудь другим - не техническими науками, например, стать переводчицей, актрисой или репортером были бы проблемы.

копировать

Не было бы никаких проблем - исправили бы и всё. Работаю в театральном ВУЗе. Многие первокурсники занимаются с логопедом, проблем никаких.

копировать

Смотря, какой дефект. А что, в театральный ВУЗ принимают студентов с дефектами речи? Имею ввиду не один звук нарушенный, а много - сложную дислалию, например?

копировать

Я не спец в логопедии, что такое дислалия - не в курсе. На приёме в ВУЗе присуствует логопед и с ним консультируются о дефектах, можно ли их исправить, обычно речь идёт о шипящих. Хотя эти дефекты слышны только специалистам, если будет полная каша во рту, конечно не возьмут. Но я, честно говоря, не встречала взрослых людей с кашей во рту. Единственное, знаю двух с неправильной Р и всё.

копировать

А бывают и с кашей. Просто, у них хватает ума в театральные ВУЗы не ходить. А люди с общим недоразвитием речи некомпенсированным просто до высшего образования не доходят. Им не потянуть, к сожалению.

копировать

Да плюйте дальше. И дай бог, чтобы и ребенку вашему везло так же, как вам, и его не завернули ни из одной школы из-за логопроблем, и с работой потом соответственно. А то посмотрела бы я, как потом любящая мама утешаа бы и пыталась внушить, что нас самом деле это все фигня, а главное - любовь.

копировать

Как занятия с логопедом могут породить комплексы????? Комплексы у детей появляются от совершенно невоспитанных одноклассников, которые будут ржать аки кони в ответ на речевые дефекты ребенка.
Ребенок с речевыми дефектами не может учить иностранные языки, не может выступать на праздниках, не может много чего. Но ведь это не главное, правда? И то, что в хорошей школе он не сможет учится - тоже фигня?

копировать

А что, шепелявых иностранцев в природе не существует? 2 мои школьные подруги окончили ИСАиА при том, что у обеих дикция не совершенна абсолютно. И на праздниках я выстепала, и в школе замечательной училась, английский, кстати, знаю прекрасно и носители языка меня понимаюи и никто не ржот! Человек в первую очередь должен быть умным, а уж если при этом и дикция не подкачала - это вообще здорово. Потому как не вижу ничего хорошего в том, чтобы с отменной дикцией работать автослеларем ;-)

копировать

Вы не ответили на главный вопрос - как занятия с логопедом могут породить комплексы? И у кого? И что за идиосинкразия логопедов у вас наблюдается?
Шепелявые иностранцы - говорят на СВОЕМ родном языке, равно как и шепелявые жители нашей бескрайней Родины.

копировать

Вот странно, почему-то когда у ребенка температура или плохие анализы, принимаются меры. А когда речь неправильная, да фиг с ней. Это тоже не норма, только не до всех это доходит.

копировать

Вы просто не понимаете, о чем мы говорим. Упущенное время - это когда ребенку 4-5 лет, а он говорить может не более 10-50 слов. Да, и такое бывает сплошь и рядом (или это мне в последнее время "везет" на таких детей?)...

копировать

Сегодня консультировала 6-летнего абсолютно безречевого ребенка (словарь - слов 10 лепетных), который только месяц назад начал заниматься с логопедом. Тоже сплошь и рядом в последнее время...

копировать

в 6 лет 10 слов??? А во всем остальном ребенок нормален? Здоров? Может там такие проблемы со здоровьем, что не до речи было?...

копировать

Мама считала, что сам заговорит. К врачам идти не хотела. Тревогу забила бабушка, подключила даже органы опеки. Даже на консультации я общалась с бабушкой, а мама сидела за дверью. Мама производит впечатление адекватной, не асоциальна.
Конечно, здесь проблема не только в речи, но сам факт, что только в 6 лет зашевелились родители...
Это не единственный случай, к сожалению. Такие варианты встречаются все чаще и чаще. И это все в Москве.
Порой беседуешь с ребенком, а его уровень развития так низок, что такое ощущение, что вырос деть где-то в глухой деревне. Например, элементарные сказки "Курочка Ряба" и "Репка" не все знают...

копировать

Простите, по поводу уровня развития - для того, чтобы ребёнок соответствовал этому "уровню" он обязан знать именно русские-народные сказки? Мы вот именно их не особо жалуем, зато знакомы со сказками других народов, и вообще Мумми-толлей и сказки Козлова очень уважаем...

копировать

Обычно, ребенку с ОНР 2 уровня сказки, о которых вы пишете, не совсем доступны.

копировать

У моего сына было ОНР 2-й степени + стертая дизартрия. Диагноз сняли в 6 лет, перед школой. Занимались много. При этом - сын в 4 года научился читать и читал сам, с удовольствием. И Мумми-троллей в том числе.

копировать

Если ребенок сам читал о троллях - это уже не ОНР 2 уровня. Вероятно, у вас сначала было ОНР 2 уровня. Вы же занимались. Вот оно и стало сначала 3 уровня, потом 4, а потом уже и норма. Но со 2 уровнем вряд ли он читал. Во всяком случае я таких детей не видела. Здесь должны дозреть разные стороны речевой деятельности, чтобы ребенок зачитал.

копировать

Сын начал читать самостоятельно в 4,5 года. А научился читать слова - в 4, как раз с подачи логопеда, они читали на занятиях, а мы потом дома - закрепляли и повторяли. Буквы знал до этого - висели на холодильнике.
С логопедом мы занимались очень много и плотно, и дома постоянно.
Говорил сын в 4,5 года - плоховато, весьма, учитывая, что речь, которую стали понимать окружающие - у него появилась только к 3,5 годам. Диагноз полностью нам сняли к школе, к 6,5 годам.

копировать

??????? У неё именно недоразвитие речи, а не УО, всё она прекрасно понимает, проблема в произношении + ошибки иногда проскакивают, какой сейчас уровень ОНР точно не знаю, диагноз нам подтверждали в прошлом году, в апреле - поставили ОНР 3 ст. (изначально ставили 2 ст.), скоро очередная комиссия. Читать сама ещё не умеет, если какой-нибудь оборот речи не понятен - спрашивает, потом сама продолжения историй выдумывает. Занимаемся третий год.

копировать

Это же не 2 уровень. Вам уже всякие Репки и не интересны. Я пишу о тех случаях, когда ребенок очень плохо говорит, а элементарных сказок не знает. Я уже про всяких троллей вообще молчу. Речь-то и дома развивать надо. Начинать с простых русских сказок лучше. Но это для очень плохо говорящих маленьких детей.Я этот контингент имела ввиду.

копировать

Увы, знаю тоже такой пример, у родственников.
И неразвитых детей - тоже очень много. Тенденция, однако, пугающая.

копировать

И я знаю. Вполне приличная семья. Мама с работой где-то в начальниках небольшого города. Дочка - владелица магазинчика. Муж дочки - не помню, где работает, но на Турцию и польские вещички мальчику хватает. В четыре года - отдельные слова и лепетная речь. Мама идет от логопеда с сыном, остановилась поделиться впечатлениями "Ты знаешь, какие сволочи! Требуют платных занятий для сына! Деньги им только подавай, наставили диагнозов... Я на очередь записалась на бесплатные занятия, через полгода обещали место у поликлинического логопеда, вот ни рубля им не заплачу! Обязаны подготовить к школе, обязаны... В сад логопедический не отдам, возить далеко..."

копировать

Ну вон там выше, кандидат наук ратует за отмену логопедических занятий, они калечат детей и наносят им непоправимые психические травмы. А чистая речь - это никому не нужно.

копировать

Извините, что вклиниваюсь! моему сыну тоже 5 и в саду нас определили в логопедическую группу, правда пойдем туда в сентябре, тоже кучу звуков не произносит и тут я стала замечать, что он вместо "Я" начал произносить "ЛЯ"! как я не билась с ним самостоятельно "ЛЯ" и все! и все слова, которые начинаются с Я например яблоко, произносит ляблоко! что это? раньше нормально говорил "Я"!

копировать

Это у него происходит дифференциация звуков ЛЬ-Й. Они сходны. Пройдет по ходу логопедических занятий. Многие дети проходят такой этап. Сами Вы не сможете бороться с этим дефектом. Только под руководством логопеда. А, возможно, к сентябрю само устаканится)))

копировать

Спасибо большое за разъясниния. Просто как-то всё неожиданно. Нам написали идти на консультацию в п-ку - сходим конечно, узнать мнение специалиста-логопеда (ну и блин к фтизиатру за компанию). Просто Мишка столько знает песен - поёт весь советский песенник со мной, стихи слёту запоминает, статьи из энциклопедии пересказывает (так мы играем со зверятами), передачу Галилео мне пересказывает, думала - словарный запас - огого, а "Р" - заговорит.
А оказывается - проблемы с речью.

копировать

По поводу комплексов - это такое мнение обывателей, что лечение - через слёзы, с нажимом что-ли. Узнала на работе - лечат девочку 5 лет - у логопеда, ходили полгода, 8 занятий в месяц, 2500 руб. (Воронеж).
Сначала на занятии - массаж ладошек, потом жележкой - массаж языка, потом - тренировка звуков. Все полгода девочка плакала, зимой бросили - по весне опять возобновят.
Наверное люди - неспециалисты боятся врачей-логопедов.

копировать

Разные дети - разные ситуации. Сын занимался с 2,7 - никаких слез и недовольств не было. Бежал на занятия только так - ему очень нравилась логопед.
А было что исправлять и занимались очень интенсивно.

копировать

А логопеды - не врачи ;) Это педагогическая специальность. Соответственно, не лечение, а обучение. Представить себе не могу, чтобы занятия с логопедом проходили со слезами. Бред какой-то...

копировать

Ещё раз добавлю что про логопедов - это не моё мнение, а комментарий к обсуждению выше, ОБС (одна баба сказала так сказать)

копировать

А как не бояться, если ребёнок пол года плачет?!

копировать

А причину выяснить не пробовали? Сменить специалиста наконец?

копировать

Если ребенок плачет на занятиях у логопеда, то необходимо срочно поменять специалиста!!!

копировать

есть такие кто на любых занятиях рыдает.

копировать

В том и состоит мастерство педагога, чтобы деть не рыдал)))

копировать

То в 3 года буквы не учит, то в 5 неправильно говорит, то "хочу купить грамота с пеленок, есть ли польза", то в 4 года курс первого класса проходят - комплексы мамочек дошкольников.

копировать

дочери 2,6 недели 2 как начала шепелявить. Идти к логопеду? Речь развита достаточно, стихи, сказки рассказывает. Напугала эта её внезапная шепелявость, до этого были только Р и Л, ну я думала это возрастное и не переживала. Бежать к логопеду?

копировать

Вероятно, ускорился темп речи или она усложнилась, вот язычок и не успевает. Это пройдет.

копировать

А мне кажется, что если в 2,5 появилась, то не пройдёт, а закрепится. В Вашей практике уходило само?

Я за своей дочкой в год с копейками наблюдала и видела язык между зубами. НЕмного подождала и стала делать массаж языка. Не знаю, что помогло убрать язык за зубы: возраст или массаж с гимнастикой?!
Сейчас ей 3, темп речи ускорен и иногда я слышу знакомый присвист.

копировать

А как её шепелявость проявляется?

копировать

вместо ш - с, причём с говорит как-то не так. Понаблюдала, язык немного между зубами как будто, ка кнас в школе на ин язе учили говорить "th". Ж, З тоже не так, не могу подобрать слова, чтоб описать. Причём! Отдельно звуки произносит нормально (С, Ж, З) кроме Ш (она ей не удаётся даже отдельно), а когда начинает говорить -то.... посла сепелявить во всю. Приём, когда я стараюсь как можно мягче её притормозить, чтоб она говорила меееедленне, но правильнее, обижается.

копировать

вопрос ко всем-как определяете, что надо к логопеду?вот в 2,5 люди пишут, что начали заниматься, а мне казалось, что многие дети в этом возрасте еще толком не говорят ведь? или просто мы за границей и я справниваю с детьми из билингвальных семей, так наш просто звезда на их фоне? просто он очень много всего разного говорит, длинные стихи читает, составляет правильно сложно-подчиненные предложения, но произносит неразборчиво, но мне казалось, что это не главное, придет само...а может быть, раз уж говорит много, то должен говорить и правильно? ну например, недавно начал вместо "шка" говорить "ха" - картоха, лягуха, чаха, немноха и т.д. но у него было уже очень много таких "приколов" и они все со временем проходят, без особой специальной коррекции, я думала это нормально...

копировать

Мы занимались с 2,5 лет - потому что сын вообще не говорил ничего к этому возрасту. ВООБЩЕ, ни единого слова. "Мама" - не в счет. Кроме того, был ряд сопутствующих проблем, допускающих наличие трабблов в принципе. И если бы, при визите к врачу - после соответствующих исследований - мне бы сказали, что "неговорение" сына есть норма его личного развития, то и заниматься бы никто не стал бы.
У нас речь появилась сильно к 4-м годам, такая, которую можно было как-то понять - на фоне постоянных, упорных занятий и коррекции невролога.

копировать

ДОчка стала заниматься с логопедом после 5ти лет, когда стало понятно, что Р само у нее не не получается (более того, она стала его отчетливо произносить неправильно, стала произносить Р в словах, где была твердая Л-пРатье, вместо платье, Р при этом стало напоминать украинскую Г), а закрепляется неправильное произношение как Р, так и твердого Л (хотя мягкий Ль получается). В остальном проблем с речью нет и не было, все соответствовало возрасту.

копировать

Вот и у нас пРатье, рук (вместо лук)
А мягкая Л запросто - лягушка.

копировать

Какая чушь))) Я точно помню, что картавила половину первого класса в школе. Говорила вместо Р "грассирующее" Г)))), и ничего, все выправилось. Ни к какому логопеду меня не водили. И вообще мало кого водили. И кто же картавил - никто! Все из школы вышли с нормальным языком. Кто-то двоечником, кто-то отличником, но картавых не было)))

копировать

Вот как раз грассирующее "Р", если оно уже возникло, исправить на нормальное потом гораздо сложнее, чем поставить отсутствующее "Р" с нуля. Вам повезло, что у вас все обошлось. Многие потом всю жизнь "грассируют".

Из собственных наблюдений: раньше, наоборот, логопедическая помощь охватывала всех детей еще до школы, поэтому в школу с речевыми нарушениями уже никто и не шел (все исправляли ДО того, а детей с тяжелыми речевыми нарушениями отправляли учиться в речевые школы, где с ними продолжали работать логопеды). Сейчас другая ситуация: в первом классе у моего сына в прошлом году, например, половина детей была с речевыми нарушениями разной степени тяжести (от легких едва заметных до очень тяжелых). И всем на это наплевать, в школе с этими детьми уже никто не занимался. Более того, и в поликлинике логопеды уже не занимаются так, как раньше. Мы как раз в 5 лет ходили (не выговаривал Р, Л, Ш, Ж) и были посланы нафиг. Логопед сказала, что в ее обязанности входит только объяснять родителям, как заниматься самостоятельно. Так что после 5 лет, если у ребенка самостоятельно не встали какие-то звуки, обязательно нужно помогать ему решить эту проблему. В школе с вами никто цацкаться не будет и исправить звуки вообще легче в дошкольном возрасте.

копировать

Видимо, вы учились в обычной районной школе, потому что ни в одну школу с изучением иностранного языка и с углубленной программой - шепелявых детей, с кашей во рту и прочими речевыми дефектами не брали. И сейчас не берут. И ни в одну хорошую школу не возьмут ребенка с речевыми проблемами.

копировать

Можно не согласиться? Я училась в хорошей школе с изучением иностранного языка и углубленной программой. У нас и с "дефектами" речи были, и у меня звук "р" не то что прямо такой, какой надо. Ничего, переводчиком стала, остальные товарищи с "дефектами" тоже в жизни состоялись. Понятно. что если есть возможность речь улучшить - это хорошо, но смотреть на особенности речи каждого ребенка как на дефекты - это перебор.

копировать

В нашей - не брали. И в соседние - тоже. И когда брата определяли в школу - тоже. И когда с сыном выбирали школу - на это смотрят очень и очень внимательно.

копировать

тех пор, как вы - и все мы, - учились в школе, многое изменилось в системе образования, особенно начального. Зайдите в раздел "школы" - много нового узнаете.

копировать

А меня водили, а многие мои подруги так и остались с картавым Р. Вы, скорее всего, просто перестали обращать внимание на дефекты речи, т.к. у тех, с кем часто общаешься, перестаешь замечать дефекты, привыкаешь да и с возрастом они сглаживаются (т.е. неправильные Р и Л не такие явные, люди их проглатывать начинают или быстро произносить).

копировать

То есть вы утверждаете, что у всех все проходит без всяких занятий и не бывает картавых взрослых? К сожалению, это далеко от истины...

копировать

спасибо всем за разъяснения, собираемся, только не в поликлинику - а в центр развития, платно, там - время удобнее