Повторение слогов - заикание?

копировать

Мальчик, 4 года, примерно неделя, как стал повторять последние слоги в словах. Спокойно, с затиханием голоса, как эхо - "машина-на-на-а".
То говорит обычно, а то начинает это. Чаще повторяет последнее слово в фразе или монологе. Как будто, заполняет паузу, пока думает, что еще сказать. Но иногда и каждое слово так растягивает. Прошу сказать нормально - может сказать, а может продолжать так же растягивать. Мне кажется, что сам он этого не замечает.
Сначала я решила, что балуется, но он не перестает. К вечеру это усиливается.

Что это может быть? Заикание? Куда и к кому бежать проверяться? К логопеду или невропатологу? Или сразу к обоим?

копировать

да, к невропатологу. У вас в жизни в последнее время были какие-то перемены, события?

копировать

События были, но не глобальные: ветрянка в легкой форме, потом очередная и ожидаемая ребенком поездка на море. А по возвращению - скачек в имениях (пуговицы стал застегивать и бутерброды мазать:) и новый виток кризиса с истериками и "я все сам". Плохого, вроде, ничего не было.

копировать

Точно сам не замечает? Да еще к вечеру усиливается... Похоже на логоневроз. :( Он эмоциональный ребенок? Ранимый? К неврологу на консультацию бегите. Вполне возможно, до логопеда дело не дойдет. Справитесь с проблемой на этой стадии.

копировать

Мне кажется, что не замечает...
Да, эмоциональный, впечатлительный, ранимый....
Пошла искать невролога:(

копировать

У моей старшей так же :-) Это проявление неврологических нарушений. В нашем случае именно эти повторения такая фигня на фоне остального, что с ними я не делаю пока ничего.

копировать

А как у вас определили, что это именно нарушения, а не недоразвитость речи? Мы к врачу попасть еще не смогли. Но я частично следую советам ниже - стало заметно меньше, хотя совсем не прошло.

копировать

У нас комплексная неврология, все обследования сделаны, диагноз поставлен. Термина "недоразвитость речи" не существует, есть "общее недоразвитие речи" (ОНР), но под него мой ре никак не подпадает -- трещит редложениями с полутора лет, в её пять такой лексике и синтаксису иной школьник мог бы позавидовать. ОНР совсем по-другому проявляется.

копировать

Если комплексная, тогда другое дело. Я подумала, что вам именно по повторениям невралгию поставили, вот и спросила:) Под "недоразвитостью речи" я имела в виду не ОНР, а "неуспевание речи за мыслью", как ниже писали. У нас на это похоже - прям зависает на слоге, пока продолжение придумывает.

копировать

Ничего он не зависает и ничего не придумывает. Если внимательно понаблюдать за ребёнком, то бывает видно, что повторения непроизвольны. И если у него что-то и не успевает, то только формирование артикуляционного аппараты (мыщц) за общим ростом и развитием, что и есть проявление неравномерности развития каких-то отделом головного мозга, что собственно и есть неврология. Отсюда заикания и тики. У мальчиков чаще встречается, т.к. они быстрее растут.

Справочно: невралгия -- боль, вызванная повреждением нерва (алгос = боль, ан-альгетик = обезболивающее), неврОлогия -- наука, изучающая функционирование нервной системы. Это не синонимы.

копировать

У нас точно так же. У невролога были, она нас пугать не стала, успокоила, это НЕ заикание. А потом я на статью наткнулась, врач про эту проблему написал, к сожалению, дословно ее не приведу, и даже ссылки не дам, но смысл тот же - это не заикание, примерно было написано так: мысли ребенка бегут быстрее слов, т.е. речь отстает от мышления (?) постепенно все придет в норму (простите, это мои слова, я точно не помню слова автора).
Сходите, конечно, для самоуспокоения, но как я поняла, это у многих детей есть.

копировать

у многих, вы совершенно правы, только не у всех уходит и не закрепляется. поэтому лучше контролировать ситуацию.

копировать

да-да, я поэтому и написала, что лучше к врачу, но и успокоится маме надо, не заикание это.

копировать

А как это можно контролировать? Можете что-то посоветовать в нашем случае? К врачу мы только в конце след. неделе пойдем.

копировать

Да в принципе рекомендации теже, что и при обычном заикании.
Самим говорить ровно, не быстро, плавно, т.к. ребенок непроизвольно начинает копировать темп родителей :)
Избегать излишних нагрузок на нервную систему, т.е. никакого компа и телека, никаких шумных многолюдных мероприятий.
Игры старайтесь подбирать не очень буйные, больше игр с водой и песком, тем более сейчас лето. Эти игры полезны тем, что они тактильно насыщенны и снимают общее напряжение.

копировать

Спасибо :)

копировать

Спасибо:)
Я уже тоже подобное вычитала и немного успокоилась, но к неврологу схожу.
А у вашего ребенка это давно? Вам врач что-то посоветовал? Помогло?

копировать

Врач ничего не посоветовал вообще, типа "само пройдет".
У дочки это было давно, а потом, как и говорил врач, само прошло. Но вот теперь недавно она опять иногда стала так говорить, правда, не так часто, как раньше, а только когда явно торопится сказать. К врачу с этим пока не пойду, т.к. уже знаю, как быть.
Я в то время всем запретила ее перебивать и договоривать за нее мысль, пусть говорит как хочет, пусть медленно, но сама, до конца, чтобы у нее не было спешки, вроде такого "надо скорее сказать, а то сейчас за меня скажут".

копировать

Спасибо, успокоили.
Про "не перебивать" отличный совет! У нас этим бабушка сильно грешит :(

копировать

У нас тоже бабушка, ребенок ей уже высказывает: Дай мне сказать до конца!:)
И еще мы всегда обращали внимание на это ее повторение, по-разному, но не ругая, конечно (спрашивали, зачем и почему она так делает, просили не повторять так и т.п.). Не знаю, может это не всем детям подходит, кто-то советует наоборот не заострять на этом внимание, но мы не послушались:) Главное - результат, а уж что там помогло, наверное, все вместе..

копировать

точно у моей страшей дочери было тоже самое в 4 года, к кому мы только не ходили и к логопеду и к неврапотологу, нам прям дословно так и сказали как выше было написано. НЕ успевает речь за мыслью. совет один как только ребенок начинает повторять слоги сказать, чтобы успокоился, подумал что хочет сказать и спокойно сказать. Кстати нас с 5-ти лет перевели в логопедический садик даже не помню то ли это повлияло то ли само прошло, но к школе уже все было ок.

копировать

Остановиться и подумать я тоже говорю, но пока мало помогает. Но будем стараться:)
Спасибо за положительный пример.

копировать

верно, бывает что скорость мысли опережает развитие речи, но от заикания отличит не просто - похожи проявления
одно само проходит, а второе усугубляется
а лечить второе лучше раньше
так что показать неврологу
и не одному
и еще логопеду для надежности
эту кашу маслом точно не испортить

копировать

У сына (3,5) 2,5 недели назад началось заикание (повторял первые слоги). Началось довольно сильно, были в центре патологии речи на Таганке, и в Арлилии. Сейчас принимает препараты, и я уехала с ним к бабушке, говорим очень медленно, растягивая слоги, телевизор исключили, вообще не ругаем и не спорим, в общем, психоохранительный режим. Ребенок стал сам говорить очень четко и медленно, запинки совсем прекратились уже дня 3.

копировать

Очень рада за вас! У нас, думаю, тоже скоро пройдет.

копировать

Извините, что длинно. Копирую (очередной раз, т.к. тема регулярная) отрывок статья "Функциональное заикание"
Функциональное заикание - это очень частое явление, которое возникает у детей, как правило, в возрасте от 2 до 5 лет, в период становления речи. Разумеется, причины у Ф.З. всегда есть. Их может быть много, или несколько, или всего одна. Но все они сопряжены с повышенным эмоциональным фоном в состоянии ребенка на данном отрезке времени. Этот фон может быть как отрицательным, так и положительным. Поэтому Ф.З. очень часто возникает у эмоциональных или ранимых, чувствительных детей.
Основная причина возникновения функционального заикания состоит во временной несогласованности работы полушарий мозга; запинки, повторы и другие признаки начинающегося заикания являются следствием повышенного тонуса двигательного речевого центра. В большинстве случаев заикание усиливается при общении, при необходимости быстро реагировать на вопросы или желании ребенка побыстрее высказать свою мысль; оно часто пропадает при разговоре ребенка наедине с собой, или даже при выступлении на сцене...
Причиной заикания может являться насильственное угнетение "слабого" полушария мозга (например, при переучивании левши или амбидекстра).
Отличие функционального заикания от настоящего логоневроза состоит в том, что функциональное заикание связано с кратковременным дисбалансом в работе полушарий мозга и носит временный характер (хотя и может при неправильном подходе перерасти в логоневроз); наличие же устойчивого логоневроза обусловлено, как правило, генетическими патологиями в развитии мозга, логоневроз может возникнуть как сопутствующая проблема в результате других серьезных заболеваний.
Также причинами воникновения Ф.З. являются:
-неправильная речь окружающих взрослых (также неправильные способы общения с ребенком: перебивание, недослушивание, одномоментная речь нескольких взрослых, множество вопросов и пр.)
-стрессовая ситуация (как постоянная стрессовая ситуация, так и единичный случай или эпизод из жизни; стресс может быть и "положительно окрашенным" - например, поездка в Дисней-ленд)- в этом случае не стоит "добиваться истины", выяснять у ребенка "может, что-то произошло в детском саду?", "может, тебя кто-то испугал или обидел?" - подобные выяснения обстоятельств могут только усугубить ситуацию.
Самое главное: функциональное заикание проходит при своевременном и правильном - аккуратном - вмешательстве родителей. Если вы сразу начали предпринимать верные действия, то заикание пройдет через две недели - именно за этот срок обычно восстанавливается баланс в работе головного мозга. Если найти правильные подходы удалось не сразу, то на устранение Ф.З. может уйти от 3-4 недель до 3-4 месяцев. Иногда даже при полном бездействии со стороны родителей Ф.З. проходит "само". Но чаще - если ситуация, которая спровоцировала Ф.З. не исчезает, - Ф.З. закрепляется.

Что важно:
1. Понаблюдать и выявить ситуации, в которых заикание проявляется особо явно или усиливается - может быть, это какая-то повторяющаяся ситуация (например, заставляют есть суп) или появление какого-то человека (даже любимого!). Этого человека и ситуацию вместе с ним необходимо устранить из жизни ребенка как минимум на две недели.
2. Желательно так организовать общение, чтобы ребенок больше молчал, разговаривал по минимуму. Не задавайте ему сложных вопросов, пусть отвечает "да", "нет". Всегда выслушивайте его ответ, НЕ ПЕРЕБИВАЯ, и смотрите ему в лицо, когда разговариваете с ним.
3. Речь взрослого должна быть безукоризненной - четкой, ясной, достаточно громкой. Предложения должны быть короткими и понятными. Говорите МЕДЛЕННО.
4. Как минимум две недели нужно избегать различных зрелищ, повышенных эмоций, впечатлений, мультики - только такие, где мало разговаривают (и ни в коем случае не диснеевские "экшн"!), побольше музыки, рисования. Рисовать, кстати, хорошо одновременно двумя руками6 даете ребенку фломастеры в обе руки и пусть рисует симметричные узоры, бабочек, цветы и т.п. - это синхронизирует работу полушарий. А если делать это еще и под красивую музыку, то совсем хорошо.
5. Исключить игрушки с мигалками и сиренами.
6. Стоит ли говорить, что детей с признаками левшества и амбидекстрии ни в коем случае нельзя заставлять пользоваться правой рукой, или отчитывать за "леворукость". Ситуация угнетения более слабого полушария и блокировки доминантного еще больше увеличивает межполушарный дисбаланс, и результатом может явиться усилившееся заикание.

Часто функциональное заикание возникает у "продвинутых" в интеллектуальном плане детей, у детей с хорошо развитой (опережающей возрастные нормы) речью, у двуязычных детей. Т.е., если можно так выразиться, мышление опережает физиологические возможности ребенка, физиология как бы "не догоняет". Чтобы вернуть необходимый баланс в работе мозга, ...
всю статью (и другие) можно прочитать на моем сайте - адрес в паспорте. Раздел "Статьи для родителей"

копировать

Спасибо, с интересом почитала это и ваш сайт:)

копировать

А кому в этой ситуации реально помог невролог? И каким образом?

копировать

СПАСИБО всем за советы:) Мы им частично следуем - стало заметно лучше, хотя совсем и не прошло пока.
Как попадем к врачу, расскажу - вдруг еще кому пригодится.