Революция

копировать

Девочки, как в двух словах доступно объяснить ребёнку 5ти лет что такое революция и зачем она была нужна? За советы по литературе на этот возраст буду очень признательна :-)

копировать

конкретная революция? та самая, наша Великая Октябрьская? Я бы сказала, что одни люди были очень бедные, жили плохо, а другие были ооочень богатые и не хотели делиться. Тогда бедные решили всё отобрать и поделить. Стихи из детства какие-нибудь вспомнить.:)

копировать

Ты самая :-) Революцию не только бедные люди делали. И бедность не основная причина революции. Стихи из детства просоветские. Эту точку зрения на революцию я не до конца разделяю.

Спасибо за мнение :-)

копировать

ну, тогда скажите, что были люди, которые хотели чтобы у всех всего было поровну, все люди жили, как братья. и стихи хоть и просоветские, тоже в основном про равенство-братство ведь.

копировать

:-)

копировать

О! "Трудился из последних сил, недоедал бедняк, а барин досыта кормил охотничьих собак" (с) Брррррррррр.

копировать

Вспомнилось из моего детства после такого объяснения брат отобрал у одноклассника хорошую игрушку, на вопрос почему ответил что он совершил революцию))

копировать

Объяснила бы так- каждая страна должна находиться в развитии.Исторически наступает момент,когда развитие со старой властью невозможно. И вот в этот момент происходит такое масштабное событие- революция-изменяется практически все....Ну и в том духе-для меня это был бы повод развернуться-люблю рассуждать на неоднозначные темы перед детьми)))..Правда я наверно скорее о школьнике уже..

копировать

А почитать на эту тему что-нибудь вместе с дитём посоветуете?

копировать

оййййй,я рассказывала, рассказывала..и коротко, и длинно..
ребь сделал короткий вывод: Ленин убил царя. На этом и стоим пока :)

копировать

ТТТ, про Ленина пока речи не было :-)

копировать

Мне кажется это сильно зависит от вашего отношения к этому вопросу. Тут вот детские стишки предлагали почитать, а я своим полярное мнение излагаю и про развал страны, и финансирование большевиков немцами, и борьбу за власть и т.п. Но это понятно не в 5 лет... В 5 (если б мне пришло в голову такую тему затронуть), наверное, сказала бы, что это принудительная смена власти и образа жизни в стране.

копировать

Мне бы самой тоже не пришло :-) Разговор начался с памятника будёновцам на плацу военного училища. Случайно обмолвилась, что это военные, которые после революции появились... и понеслось :-( Про принудительную смену власти рассказала. Тут же последовал вопрос: а зачем? Пока остановились на том, что некоторые цари плохо заботились о народе: было нечего есть, негде жить, негде работать. Народу это не нравилось и он решил сам управлять своим государством. Царя прогнали, выбрали самых умных людей, и они вместе стали думать как сделать жизнь лучше... Блин! Там же дальше такого накручено: гражданская война, голод, геноцид, репрессии и проч. Какая там лучшая жизнь :-0

Девочки, посоветуйте что-нибудь ПОЧИТАТЬ на этот возраст, а то утону в дебрях :-( У меня-то самой крайне негативное отношение к революции, но вот не хочется пока сеять негативное отношение к своей стране. Сынуля же полутонов не понимает :-(

копировать

а рассказы Гайдара (например, "Школа") или Шолохова не пойдут? Можно фильм показать "Нахаленок", да и книжка детская есть про это; мне кажется, в 5 лет ее вполне можно понять.

копировать

Спасибо :-) Перечитаю на досуге. Скорее всего подойдут. Там же мало политики и много жизни... то, что нужно :-)

копировать

Старшей я давала "Правдивую историю деда мороза" прочитать. Хорошая такая сказка с историческим фоном...

копировать

Спасибо :-)

копировать

Советской-то литературы масса, тот же Пермяк, но... приемлима ли она вам? А что-то более нейтральное для маленьких детей... маловероятно что найдете. Я объясняла бы, что сами власти хотели, вот и прогнали - кто сильнее оказался, тот и победил. Ну, и плюс в современном мире, где все таки существенно большее количество людей получает образование, передача власти по наследству как в старые времена (когда большинство населения было вообще неграмотно, а царя готовили с детства для управления страной) уже не оправдывает себя. Поэтому почти во всем цивилизованном мире от такого типа управления отказались, вот смена этого типа и называется революцией. Ну, а происходить она по-разному может. У нас, увы, далеко не лучший сценарий произошел.

копировать

+1!! почитала тут, что девушки пишут про бедных и богатых... даже фиг поймёшь, про какую они революцию? про 1905 год? про Февральскую? а Октябрьскую я не считаю революцией вообще, считаю мятежм, путчем, захватом власти. Учредительное собрание разогнали. Транслировать ребёнку всю эту сложную фигню трудно, упрощённый совеццкий вариант не хочется. Надеюсь, попозже обсудим, пока (6 лет) не спрашивала...

копировать

Вот и мне не хочется. А спрашивает :-(

копировать

Я тоже надеюсь отложить на попозже. Но ведь никогда не знаешь, что он спросит завтра! А тут ещё прочитали "Три толстяка" и "Чипполино", вот я и приготовилась... Но пока пронесло на уровне: три толстяка были злые, жадные и глупые, а люди хотели, чтобы ими правили добрые, умные и щедрые. Так этим трём толстякам и надо! И апельсину, мандарину, лимону, помидору и графиням вишням - тоже! Слово революция пока не произносилось :)

копировать

Да, толстяков мы тоже прочитали, и "Честную бедность" наизусть поём. Но это не о 1917, который смущает меня более всего (с французской хрен с ней... а вот своя -- не все швы рассосались).

копировать

Еще и французскую можно приплести и более поздние европейские как другие способы смены власти.

копировать

Да, моему жадному до кровавых сцен сыну только про французскую революцию и рассказывать. Сейчас он в рубку драков играет, а там, пожалуй, и до конструирования гильотины дойдёт :(

копировать

Я собираюсь объяснить так:
Давно-давно очень много людей в России жило бедно, печально, они много работали, мало спали, голодали, их дети не могли учиться. При этом они каждый день видели людей, которые не работали так тяжело, как они, а некоторые и вовсе ничего не делали, а только развлекались, много и вкусно ели, гуляли и путешествовали, их дети имели много игрушек и сладостей, много смеялись и мало болели, в то время как дети бедных людей часто болели и умирали. И вот бедные люди начали очень сильно завидовать богатым. Зависть - это ужасное, страшное чувство. Помнишь, из-за зависти, Каин убил Авеля? Вот и эти люди завидовали так сильно, что в конце концов стали готовы даже убивать. А богатые это видели, и начали бедных бояться и не любить.
В это время Россией правил царь - Николай Второй. Он был хороший человек, но к сожалению он совсем не хотел быть царём. Как царь он должен был сделать так, чтобы бедным стало жить легче и лучше. Он должен был научить богатых помогать бедным, должен был позаботиться о школах и больницах, и сделать так чтобы бедные люди, если они хорошо работают могли жить всё лучше и лучше. Он должен был придумать много разных вещей, чтобы люди в России стали довольными, и перестали друг другу завидовать и бояться друг друга. Но царь, как я тебе сказала, быть царём не хотел, и ничего не хотел придумывать и менять. Он думал - что как-нибудь обойдётся, что всё само собой как-нибудь улучшиться. Но, к сожалению, ничего не улучшалось, с каждым днём становилось всё хуже и хуже. И вот однажды бедные поднялись против богатых с оружием руках. (Здесь можно вставить про Ленина, который возглавил бедных.) Царя убили, и его семью тоже, богатых тоже многих убили, посадили в тюрьмы и выгнали из страны. Это назвали революцией. К сожалению, после революции люди не стали жить хорошо. Почему? Потому что люди привыкли убивать друг друга. И после революции они продолжили этим заниматься, началась большая война - Гражданская война.
Как-то вот так...

копировать

Писать начала, не прочитав топ. Теперь вижу, что вы так и объяснили.

копировать

Спасибо :-) Про зависть верно, хоть и не однозначно. Я на этом аспекте акцент не делала. А, наверное, стоит. Очень дельный совет :-)

копировать

Зависть - это, конечно, из области личных заморочек. Тут мы сыном недавно книгу "Библейские предания" читали, так там убийство Авеля Каином с этой точки зрения подано, и ребенок у меня бурно впечатлился. Я очень боюсь зависти в других людях и в себе, поэтому все ростки этого чувства стараюсь выжигать на корню. При этом я хорошо понимаю, что при нашем семейном финансовом положении у ребенка всегда может возникнуть зависть к более обеспеченным сверстникам. А начнёт завидовать игрушкам, продолжит завидовать чужим не только материальным, но и моральным, и физическим достижениям. Брр... Не дай бог! Ведь вся жизнь пойдёт насмарку!

копировать

я объясняю так же, с небольшими нюансами. вы войну забыли. наша главная тема сейчас - роль войн в истории :) только что по дороге в школу рассказывала про крестовые походы :) в общем, про революцию я еще говорю, что первая мировая война сыграла огромную роль в обнищании народа и доведении его до ручки.

копировать

Точно! Забыла! А про детский крестовый поход тоже рассказали? Помню, что в детстве на меня этот поход произвёл самое сильное впечатление, впрочем, возможно это только для девочек.

копировать

не, она маленькая еще. и историю я учила только в школе и то без энтузиазма, подробности мне нужно прежде почитать :)

копировать

Да, про крестовый детский поход стоит почитать - завораживающая драма!

копировать

Ну так как в школе учили. "Низы не мугут жить по старому, а верхи уже не могут управлять по старому"
Переводя на детский язык: Были люди которые не хотели жить так как было принято и начали возмущаться, а те кто руководил страной уже не могли их успокоить и тут началась война (ну или крутая ссора) иногда получается без оружия но в 17 году уж очень сильно поругались. поменяли правительство и тд и тп. и вот к чему пришли....

копировать

Революция всегда происходит, когда "низы" не хотят жить по старому, а "верхи" не могут жить по новому. Вот тогда и происходит смена "верхов". "Низы" это народ, население страны, "верхи" - власть, те люди, которые управляют страной.

копировать

ох, готовьтесь! :)
"революция" это еще очень простой вопрос...
потом пойдут вопросы, зачем нужно государство, почему у бедных нет денег, почему нельзя бедному негру из Африки приехать к нам, если они там голодают, кто такие националисты, почему они не хотят, чтобы мы тут жили? (мы в Германии)... сейчас такой возраст пойдет, закачаешься.

копировать

Про бедных и государство уже разобрались: у нас тут выборы недавно были, избирательный участок в садике. Разумеется воспитатели какие-то организационные вопросы в присудствии детей обсуждали. Так сын тут же маму принялся потрошить что, да как и, главное, ЗАЧЕМ? Механизм действия объясниь труда не составляет, а вот подоплёку изложить детским языком, опираясь на известные малышу понятия, сложно :-(

Вы не посоветуете почитать что-нибудь адаптированное на эту тему?

копировать

я вообще сомневаюсь, что такие книжки есть. Мы сколько книжек не читали, у него каждая строчка вызывает еще сто вопросов. В книжке как раз объясняется то, что мы и сами можем объяснить. А дети же дальше копают.
Читаем сейчас про первооткрывателей, там в главе, что португальцы посетили Африку написано что-то типа "обратно португальцы привезли 165 негров и началась самая постыдная страница в истории человечества, работорговля". и все на тему рабства! а мама значит объясняй, что такое рабство, почему постыдно, почему вдруг они это придумали делать и чем слуги у короля отличаются от рабов и т.д. на полночи. И так на каждое предложение.

копировать

Это точно :-)

копировать

О, тема рабства это да! Сильная тема. Меня саму на ней лет в шесть так заклинило!

копировать

а как насчет фашизма и второй мировой? :) а "хижину дяди тома" читали уже?

копировать

ой, пока удавалось обойти стороной! Не представляю, как объясню! Бабушка уже свозила товарища в Дахау, как-то ограничилось проповедью "как плохо, когда война".
"хижину" пока не читали, свят свят! :))))

копировать

Я дочке объясняла про революцию и гражданскую войну.

Объяснила разницу между революцией и эволюцией - что есть плавное развитие, а есть скачками, с жертвами, которого лучше избегать - вот это революция и есть. Накопились проблемы, которые власть не смогла решить и плавно изменить жизнь, поэтому всё вылилось в кровавый бунт, от которого всем было плохо.

Гражданская война - большая трагедия, как и любая война. Но особенно обидно, что это происходит с гражданами одной страны. Это позорная страница в истории любой страны.

Много рассуждали о бедных и богатых и о справедливости-несправедливости революции. С одной стороны, дочка теоретически согласилась, что надо было всё поделить, отнять у богатых излишки и отдать бедным. А с другой стороны, когда я ей предложила представить, как мы пустим в нашу квартиру ещё пару семей - прямо в её комнату, а мы может и в одной комнате все жить - тут она начала возражать. Вот, говорю, у каждого свой шкурный интерес, и делиться каждый согласен только за счёт другого. Отсюда и конфликты, и война. Опять же - почему некоторые бедные были бедными? Работали плохо, пьянствовали - сами виноваты. А некоторые работали, добро наживали своим трудом - зачем у них отбирать? Михаила, прадеда твоего папы, раскулачили, хотя он просто работал на своей земле с сыновьями, у него были корова, лошадь, ещё какой-то скот - роскошной жизнью там и не пахло.

В общем, вот так и объяснила :). Без однозначных выводов - мне кажется, тут их просто быть не может!

копировать

Мне Ваше объяснение понравилось больше всех :-)

копировать

Спасибо :).

копировать

:-) Сын не будет возражать против того, чтобы ещё пару семей пустить. Даже скорее заколебает маму почему мы этого не делаем, когда на свете столько обездоленных, а можно помочь. Аргумент, что другие дети придут и поделят его игрушки тоже не сыграет, т.к. он парень щедрый и добрый: легко делится "за свой счёт". Так что на этом уровне негатив не объяснить. За мысль насчёт альтернативных путей развития спасибо :-)

копировать

На здоровье :). Так в том и вопрос, что Ваш сын готов делиться своей комнатой и игрушками ДОБРОВОЛЬНО с симпатичными ему детьми, а вот если представить НАСИЛЬСТВЕННОЕ вселение незнакомых людей и ОТБОР игрушек - ситуация предстаёт совсем в другом свете...

ОФФ Наташа, Вы определились со школой? В нашу гимназию собираетесь?

копировать

Он со всеми кому труднее или у кого меньше готов делиться. Просто по определению, что у него есть, а у других нет. Как-то не задумывается пока человечек, что его доброта может быть использована в корыстных целях. Мал ещё :-)

Сын сказал, что пойдёт в 18ю школу. Посмотрим. Может быть и неплохая идея. Он у нас таким же образом садик выбирал: сказал, что будет ходить только в этот, а в других станет плакать. Устроили. Ходит. Доволен. Мне тоже нравится атмосфера в группе и воспитатели. Так что подумаем. Время есть: нам же ещё только через 2 года в школу :-)

копировать

Добрый какой мальчик. Я, честно говоря, просто восхитилась таким его отношением к людям. И вами тоже. Потому что, я убеждена, что доброта - свойство отнюдь не природное, его надо воспитывать. Вам это удалось.

копировать

Пока рано судить :-)

копировать

Мне тоже ваше объяснение понравилось. Но сколько лет было вашей дочке, когда вы это ей объясняли. Наверное, лет шесть, или даже больше?

копировать

Помню точно, что про Великую Отечественную войну и революцию я рассказывала дочке, когда ей было 5 лет - мы тогда отдыхали в Анапе, в центр города ходили пешком 4 км в одну сторону по Пионерскому проспекту и я ей всю дорогу что-то рассказывала, чтобы она не нудела и шла сама :). Тогда я более поверхностно давала ей информацию, а уже более подробные обсуждения - в 6-7 лет, да :).

копировать

Умница у вас дочка! Причём я вспомнила, что уже вам об этом говорила. Она у вас развитый и талантливый ребенок, не из средних. Но всё-таки про революцию и эволюцию я своему парню (5,5 лет) тоже расскажу, это интересный ракурс.

копировать

Спасибо ещё раз :). Я очень горжусь своей дочерью!!!

копировать

Значит и вы умница! :)

копировать

:party2 :party2 :party2

копировать

Хваст небольшой, раз уж Вы нас так тепло похвалили :). Вот здесь презентация "Как стать археологом", с которой моя первоклашка заняла 1 место в своей гимназии и 3 место в районе на конференции учеников начальной школы http://file.qip.ru/document/raFilWLa/Как_стать_археологомmin.html

Обошла в том числе 4-классников со сложными презентациями о выращивании кристаллов и т.п.

копировать

Почему-то у меня не открывается. :(

копировать

Там нужно нажать "скачать", а на следующей открывшейся странице подождать 5 секунд и нажать DOWNLOAD FILE NOW.

копировать

Поздравляю! Замечательная работа! Кроме того, спасибо вам большое, теперь я в принципе понимаю, что значит "презентация" в контексте школьного обучения :)

копировать

Спасибо :). Нам с дочкой очень понравилась работа над презентацией - это наш первый опыт.

копировать

Великолепная презентация! Дочка умница необыкновенная :-)

копировать

Спасибо большое :).

копировать

Класс!!!!! =D> =D> =D>
Особенно понравились фотографии "в образе" :-)
замечательная работа!

копировать

Спасибо :). Фотки "в образе" - это я в декрете от нечего делать детей креативно фоткала, а для презентации пригодилось :).

копировать

Скажите пожалуйста, а какое участие в проекте принимала дочка?
Я сама обожаю такие задания и жду-не дождусь, когда они появятся в школе у сына :) в саду есть пока, но малюсенькие,не такие масштабные.

копировать

Так это её проект :). Она выбрала тему, придумала, какие музеи туда вставить и про фотки свои "в образах" вспомнила. И делали мы с ней вместе с начала до конца - она познакомилась с Power Point и сразу хорошо его освоила. Текст я печатала под её диктовку. Картинки в Интернете мы вместе выбирали и размещали в презентации и определения тоже - такие, чтобы она смогла понять и воспроизвести. Учительница дала нам на флешке образцы презентаций других детей, поэтому структуру мы примерно представляли - гипотеза, ссылка на темы школьного предмета, план, вывод. Потом учительница ещё предложила нам вставить раздел "где учатся на археолога" и фотки из археологического музея университета.

Полностью я делала последнюю страницу - источники информации. И идея про киногероев-археологов - это наш папа :).

Потом Лёлька 3 раза защищала эту презентацию - на уровне класса, потом школы, а потом района. К презентации прилагался реферат - там был полный текст защиты презентации, но рассказывала она наизусть, надо было уложиться в регламент 8 минут с дополнительными вопросами.

копировать

спасибо за подробный ответ!
Дочка у вас умничка :)

копировать

У нас не про революцию, а про пиратов - "мама, а почему они грабили корабли?" Тоже вот приходится про зависть рассказывать...

копировать

При этом видно, как ребенку хочется быть пиратом, но быть плохим не хочется:) На днях буду читать своему "пиратоману" про благородного разбойника Робин Гуда, тоже весело будет :)

копировать

Нет, у нас "принцессинская девочка", ее скорее возмущает тот факт, что пираты захватывают пленников, связывают им руки и отбирают сокровища (пока удается обходится без более кровавых подробностей, ибо дите достаточно трепетное).

копировать

Так мой тоже возмущается, что пираты такие кровожадные. Потому и возмущается, что пиратом быть хочет, а кровожадным нет. А наши знакомые "принцессы", включая "невесту" сына :), совсем не интересуются пиратами, что сына моего сильно огорчает.

копировать

...и выкупают дубинкой по голове (с) :-)