Считать в уме

копировать

В школе (не супер-пуперовской гимназии!, но и не в самой захудалой) когда требуется считать примеры типа "8-2", "10-4" в уме?
Весь год готовились в школу, думала с математикой проблем нет, а тут выясняла, что сложновато в уме считать некоторые примеры. Вот и думаю - стоит ли вплотную заниматься именно УСТНЫМ счетом или продолжать просто заниматься математикой, используя числовую ось, пальцы и всякие "конфетки, яблоки".
Девочки, прошу, отвечайте на мой вопрос, пожалуйста. Ответы типа "да мой это в 4 года умел уже" не очень интересуют.

копировать

Если ребенок в 1-ом классе затрудняется с устным счетом, то значит он не очень хорошо понимает состав числа. Нужно тренироваться в этом направлении (таблицы сложения). Есть хорошие таблицы у Зайцева, например.

копировать

Мы еще пока не в первом классе. Осенью пойдем. А таблицы сложения это типо такого (на примере числа 8):
0+8=8
1+7=8
2+6=8
.....
8+0=8

копировать

Таблицы сложения это вот что:
1+0=1
1+1=2
1+2=3
1+3=4
1+4=5
....
1+9=10

2+0=2
2+1=3
2+2=4
2+3=5
....
2+9=11

и т.д.

У Зайцева есть хорошая наглядная таблица "Счет до 100". Кто-то тут ее как-то выкладывал даже. Поищите в сети, должна быть.

копировать

Спасибо. Сейчас поизучаю вопрос. А вообще эти таблицы полезно выучить, да? Или по ним все-таки логику сложения ребенок понять должен (если можно так выразиться).

копировать

Просто изначально я подумала, что ребенок уже в 1-ом классе, раз Вы так переживаете на счет устного счета. Собственно, в 1-ом классе этим и занимаются, т.е. составом числа и таблицами сложения. Потому что от них потом будут переходить к умножению.

копировать

Спасибо. Просто я даже не ожидала что сложно так ему в уме считать; считали-решали, а он видимо привык к числовой оси.
Мы как-то затронули тему таблицы умножения - просто ознакомительно. Было нарисовано 3 группы по паре грибов и он логику умножения сразу просёк "взять 3 раза по два". И я, честно говоря, была за математику спокойна, а тут вон какие сложности. Понимаю, что это как бы программа первого класса, но все-таки хочется чтоб уже научился до школы более-менее считать.

копировать

Это называется автоматизацией счета от 0 до 10-и.
Ребенок должен не считать каждый раз в уме одни и теже примеры, а должен выучить наизусть и все, и будет считать быстро и без помощи пальцев и прочего. В первом классе этой автоматизацией как раз и занимаются. Нам присылали на мыло 16 листов формата А4 с бесконечными столбиками примеров. Как только деть их осилил, проблема ошибок при счете исчезла сразу.

копировать

Спасибо!!!

копировать

Я Вам хотела пояснить Ваши примеры.
Если ребенок освоит таблицы сложения, то запомнит, что 8=2+6, поэтому то, что 8-2=6 будет считаться автоматически.
Или 10=4+6, значит 10-4=6.

копировать

Вы знаете, у него сейчас ступор небольшой. Состав чисел до 10 знает; легко решает пример 6+2; а вот 2+6 сложнее - забывает, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется; а 8-6 еще сложнее ему в уме подсчитать.
Но топ почитав, я немного успокоилась - действительно в уме он мало считал. Он в основном знакомился только с составом чисел, с задачами (условие-решение-ответ) и т.п.
Я уже вот сама таблицу сложения сварганила, распечатаю и положу ему на видное место. Ну и считать будем теперь ежедневно понемногу. Огромное спасибо за советы!!!

копировать

Я Вам внизу привела пример таблицы на состав числа (их много разных вариантов есть). Это такие большие плакаты, Вы поспрашивайте в книжных магазинах, где учебные пособия продаются. Просто когда наглядно, то лучше запоминается и понимается.

копировать

Если дадите адрес почты (в личку или сюда:
svetlana.sveshnikova@gmail.com) , то пришлю Вам 1000 примеров для автоматизации состава числа, распечатаете и будет Вам счастье:)

копировать

а можете и мне прислать-дочери почти 6, считает с помощью пальцев иили подручного материала пока, хотелось бы летом позаниматься немного-levinaenator@gmail.com

копировать

Угу, сейчас отправлю. Сначала делаете от 0 до 5, потом от 6 до 10 и потом уже счет в приделе десятка.

копировать

получила, спасибо! посмотрю дома-рабочий комп у меня не открывает этот формат :(

копировать

Да, форматик еще тот, мы вроде даже программу устанавливали чтобы открыть.

копировать

все равно спасибо! :)

копировать

таких много продается пособий.У Узоровой вроде есть.

копировать

Ну ясен пень что много продается:) Но нам-то бесплатно все это предаставили, не надо ни искать ни покупать:)

копировать

Мне кажется, стОит добавить "В КОНЦЕ 1 класса". Весь первый класс, собственно, составом числа и занимаются.

копировать

Спасибо!, а то я подумала, что уже надо прям сразу может в уме быстро считать.

копировать

У нас в нематематической гимназии уже при поступлении кривились, если для счета использовались пальцы. И шевелить губами не одобрялось.
Соответственно, прямо с первого класса и потребовался устный счет. Но естественно, кто-то не очень бегло считал. И ничего страшного не случилось, постепенно втянулись.
Чем лучше считаешь (читаешь, учишь, пишешь, понимаешь) тем легче учиться. Но у каждого ученика с чем-то есть сложности.
К счастью, устный счет легче всего самостоятельно осваивать. Потому что можно на ходу, по дороге куда-то, в магазинах и т.д. Масса поводов подворачивается, за лето можно очень продвинуться. Тем более на бумажках, пальцах, яблоках уже все отработали.

копировать

Ох, значит я все-таки правильно озадачилась(((. А устно в первом классе должны считать в каких пределах - до 10, до 20 или сразу до 100?
А не подскажите как правильно отрабатывать устный счет?

копировать

Ну, если вы за лето выучите устный счет в пределах десятка-ребенку будет проще, хотя, если не выучите-тоже никакого ужаса не случиться. Отрабатывать очень просто-просто решайте примеры, например, в дороге, в машине очень удобно.

копировать

Спасибо еще раз. Нам желательно выучить все-таки - в школе будет на что "налечь" с первого класса, так что хочется чтоб с математикой уже более-менее ясно было.

копировать

Ну вот, мой считал устно в пределах сотни. Хорошо считал. Что не мешало ему иметь по математике не выше четырех.
Потому что помимо счета нужно уметь понять условия задачи и не напутать, уметь оформить задачу, как того требует учитель и соответственно разобраться самому в этих требованиях. Ваське это все было сложно, я этому вообще внимания не уделяла, считая, что сам разберется, в итоге отсутпать 4 клеточки перед началом работы и по две клеточки между заданиями он научился к концу года и вся тетрадь была в исправлениях и замечаниях.
Масса ошибок была и в счете, как ни странно. Потому что, считать в уме, когда только на этом сосредотачиваешься это одно, а решать из учебника, считать и записывать- совсем другое.
Короче, может быть лучше более равномерно. И внимательность тренировать и оформлению уделить внимание и счет не больше чем до 20, но чтоб от зубов отлетал.
Но, конечно, если ребенок хоть чуточку опережает программу, ему уютнее учиться, это я по себе помню.

Тренировать устный счет можно начинать со счета вслух всего подряд ступенек, денег, продуктов, шагов. Потом, например, через ступеньку шагаете - проговариваете, потом через две. дальше "представь себе что ...". Обязательно какие-нить игры с фишками-кубиками. Есть еще такая игра: "до тебя 3 гигантских шага, 5 лилипутских и две вертушки", в нее тоже на ходу удобно. Хорошо еще "на глазок" научиться определять сколько примерно каких-нить предметов, деревьев, плиток кафеля, машин и т.д. Просто чтобы привыкнуть чувствовать числа, зрительно их себе представлять по-разному. Еще разделять однотипные по какому-нить признаку, например "давай ты выберешь какой-нить цвет машин и я - машин какого цвета мимо больше проедет, тот и победил".
Из геометрии хорошо бы уметь делить разные формы на сколько-нить равных частей. Там от совсем примитивных, до очень сложных задач можно насочинять.
Дальше уже простенькие задачки в уме должны легко пойти.

копировать

ОХ уж эти оформления задач.Ну замучали нас просто:-)Чуть точку где не поставил, уже красным подчеркивают...

копировать

Вот есть таблицы на состав числа от 1 до 10:

копировать

Спасибо большое за наглядный пример! Я вообще люблю всякие такие наглядные пособия, видимо скоро всю комнату разными увешаю).

копировать

Я пробовала наглядные пособия, эффект близкий к нулю:)
Только ежедневное решение столбиков с примерами в течение 1,5 месяцев дало нужный и устойчивый результат.

копировать

Одно другому не мешает, тоже столбики будем решать конечно же. А вы в пределах 10 или 20?

копировать

В пределах 10. Этого достаточно чтобы потом без проблем считать и в пределах 20-и и в пределах ста.

копировать

Лучше бы в виде грибов. зверей и т.д.Интереснее и проще бы было

копировать

Так это только один из вариантов. Подобных плакатов полно всяких разных, на любой вкус :-)

копировать

Я когда-то в шесть лет числа в пределах таблицы умножения в уме считала - наизусть таблицу, конечно, не знала, но в уме посчитать сколько будет, например, 7x8 там или 4x6 могла (в уме выполняла действия 7x8=7+7+7+7+7+7+7+7=48).
Все равно в школе было сложновато в первом классе привыкнуть к дисциплине, к правильному оформлению задач, вообще к новой системе отношений. Поэтому лучше с ребенком позаниматься побольше, чтобы он хотя бы из-за учебы не переживал.

копировать

Состав числа у нас был в 1-й четверти 2-го класса.

копировать

если знать состав числа хорошо, то легко будете считать, только надо тренироваться.А еще потренируйтесь потом 15 минус 7, 12 минус 3. 9 плюс 4-с переходом через 10, доводить до десяти, потом оставшееся отнять-или прибавить.У нас поначалу вот это плохо шло( мы в первом), но потом стали дома постоянно и на улице иногда по неск. примеров делать. и пошло легко, привык.

копировать

В 1 классе они это зубрили- до 5 сначала,потом после 5.