Планка для ребенка
Ставить ли планку для ребенка, к примеру, ты должна быть лучшей в классе (на танцах и т.п.)? Нужно ли задавать дух соперничества?
Лично я стараюсь хвалить в любом случае - даже если не получилось сейчас потом получится, но как вижу её стало это расслаблять. Ну и что что "четверка", это тоже хорошая оценка... Хотя с её мозгами - может учиться лучше и быть действительно одной из первых в классе.
Смешное заявление. Вряд ли дети хотят учиться. Они ещё не понимают, что учёба (хорошая учёба) - важный элемент их будущей благополучной и безбедной жизни. Не выучишься - не получишь профессии/специальности - не будешь зарабатывать хорошие деньги - не сможешь покупать "что захочется" (перечислять уж не буду продукты и прочее).
Согласна, что можно выучиться но... не сложилась карьера. Но если вообще не учиться, или перебиваться с "тройки" на "двойку", то очевидно, что в ВУЗ ребёнок не попадёт (если конечно родители не заплатят).
С моим мужем именно так произошло, причем я уверена, что он - не исключение. У человека было 2 четверки в аттестате, остальные - тройки) а сейчас - 2 ВО. Конечно, первое ВО у него вечернее, да после техникума, а не как у нас - по проторенной дорожке прямо из школы) но это собственное взрослое решение вставшего на ноги работающего человека. Должен быть какой-то стержень в человеке. Как он образуется - не знаю) но явно не требованиями родителей)
Я такая была: дома сама занималась значительно больше, нежели в школе. Половину экзаменов сдавала в индивидуальном порядке и рефератами.
Да. Если в школе скука смертная, а "на стороне" есть занятие по душе. Причём первое в подавляющем большинстве ложится мёртвым грузом. А из второго чудненько получается специальность и приличный доход.
Но я имею в виду не только учебу в школе, но и наличие интересов у ребенка, спорт и другие увлечения..
На личном примере могу подтвердить это.
В моем школьном аттестате больше троек, чем четверок, пятерка только одна - по физре:) Далее поступила в техникум, который бросила еще до первой сессии. Пошла работать.
За учебу взялась только несколько лет спустя, когда осознала значимость образования. Сидела на книгами ночами. Сдавала на все пятерки, намечался диплом с отличием. Правда на финишной прямой получила одну-единтвенную 4... Так Вы представить не можете, КАК я, бывшая школьница-троечница тогда расстроилась!:)
Сразу добавлю, что речь не идет о церберстве и битье! Речь о воспитании в ребенке амбиций и силы духа.
Если Вы собираетесь ставить планку именно в формулировке "ты должна", то лет в 12-14 готовьтесь услышать: "Мама! Я ничего никому не должна!" Т.е. полное отрицание всех навязанных обязательств. ИМХО, гораздо полезнее попытаться воспитать критическое отношение к работе: если сделана хорошо=законный повод для гордости, если плохо=сам видишь недостатки и по-возможности и необходимости постараешься сделать лучше.
Амбиции и стремление к тому, чтобы быть лучшим, должно прийти само. А навязыванием амбиций и постановкой планки вы только разовьете в ребенке комплекс неполноценности - она всегда будут бояться не оправдать ваших надежд, а потом всю жизнь доказывать окружающим, что она-лучшая, но доказывать не ради себя, а ради вас, чтоб вам за нее стыдно не было. А доказывать и стремится не надо - надо просто БЫТЬ, и чтобы это делалось с удовольствием, а не из-под палки, тогда результат будет.
А "само" - это когда у ребенка появляются стремление и амбиции не потому, что так хочет мама, а потому, что так хочет сам ребенок. А желание, если на ребенка давить, не появится.
ну а почему все воспринимается как "церберство", "давить"!!!!!!!!!Есть мамы, которые видят что ребенок не до конца выкладывается - и не дают комментарии?
Разумная середина есть всегда и во всем :-). Хвалить надо всегда. Если вы видите, что ребенок старается, но у него не получается, то похвалите и приободрите. Вселите уверенность, что у нее все обязательно получится, поддержите ее, помогите в чем-то. Если ребенок расслабился, делает все в полсилы, хотя и хорошо получается, опять же похвалите, но скажите, что вы наблюдали и видели, что не очень старалась, а если бы она постаралась, то получилось бы еще лучше и все бы удивились. Короче, не давите на ребенка, будьте любящей мамой, которая всегда поймет и поддержит, а не цербером.
Ставлю в том смысле, что будь старательной, если уже делаешь - то делай, выкладывайся по полной, сосредоточься, не пропускай, делай все домашние задания.
Важно чтобы ребенок любил процесс "деланья", а не ждал все время оценки окружающих. Это ж потом она вырастет и все время будет не удовлетворена. Не будут же ее все время во взрослой жизни хвалить начальник и другие, а всегда кажется вот есть результат, но не на 100%. Сплошной максимализм в жизни.
К этому нельзя "приучить". Ваша задача - найти те кнопки у ребенка, с помощью которых его можно ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ.
Я объясняла дочке про ступеньки общества, на которых находятся разные люди. Совсем наверху - богатые и успешные, интеллектуальная элита и т.д. Совсем внизу - бомжи и алкоголики. Мы где-то посередине, и каждое следующее поколение может скатиться вниз, а может приподняться.
Скатиться очень легко даже с самой верхушки, если связаться с дурной компанией, обзавестись вредными привычками и интеллектуально не развиваться, отупеть, глупо промотать то, что досталось от родителей. А подняться не так просто, если ты не гений и не везунчик, но получая хорошее образование, планомерно работая, выбирая правильное окружение, стараясь раскрыть свои способности, можно шагнуть ещё на ступеньку-две повыше и жить лучше.
Поэтому, дочка, как девочка из хорошей семьи будешь получать хорошее образование, а не бесцельно болтаться по двору или просиживать перед телеком. Если что-то не получается или к чему-то душа не лежит - другое дело, но у тебя-то голова варит - поэтому с тебя и спрос больше, ты МОЖЕШЬ отлично учиться.
Пока на этом стоим :). Будет ребёнок старше - возможно, что-то будем говорить по-другому.
У современной псевдоэлиты нравственность настолько низкая, что по этому критерию они от бомжей недалеки. Разница только в бабках и дипломах. Так что ступени эти очень относительны.
Только ребёнку это не обязательно говорить. С Католиком согласна. Вообщем-то так оно и есть. Я самой себе когда-то "объяснила" то же самое, но детским языком (писАла выше про желание хорошо жить и зарабатывать). Поняв это, с первых классов сама училась и никто меня не загонял домашку делать :)
Эту тему вообще можно развивать в любую сторону: практически нищий учитель или врач, например, стоит (ударение на любую гласную) неизмеримо выше близкого по доходам асоциального элемента. Лестница очень условна и уровень дохода - далеко не единственный критерий... Но пока я не стала усложнять эту картинку: есть чёткий образ этой лесенки и не хочется его размывать. Ребёнку всего 7 лет, почти 8 :).
Ну, да, и чуток наведем уточнения в "ступенях". Хотя я не ожидала, что мне в 8 лет уже придется говорить на подобные темы: почему очень обеспеченные и успешные люди БЫВАЮТ такими невоспитанными и слегка того...отвязными, как и "более низкие социальные слои", т.е. - обсудили явление "простоты хуже воровства", "цыганщины" и откровенного жлобства среди "элиты":-)
Но я говорю не только о "зарабатывании денег"! Возможно, девчонке, к примеру, не придется строить карьеру (замуж выйдет удачно, деток будет воспитывать и т.п.) Важно чтобы ребенок вырос в принципе целеустремленным, интересным и уверенным человеком, а это и подразумевает наличие знаний и эрудиции, увлечений и т.п. для чего и нужно стремление и амбиции. Ну как-то так.
Для того, чтобы удачно выйти замуж, нужно самой быть "удачной", и "удачному" мужу нужно о-го-как как соответствовать. Так что все равно - пони бегает по кругу. Деток всю жизнь воспитывать?:-) И это "удачное" замужество?:-)
Девочка "целеустремлённая", со "стремлениями и амбициями" не будет довольствоваться ролью домохозяйки, даже если удачно выйдет замуж :). Тут у Вас противоречие какое-то выходит. Или быть лучшей, стараться, тянуться к чему-то - или ждать принца на белом коне, после свадьбы с которым можно будет сесть и сложить лапки.
При условии, что мама будет "планки ставить", т.е., извините за выражение, в попу подгонять, надо же когда-то, наконец, расслабиться :-)
Ну хорошо, скажите: много знаете детей в современном мире компьютеров и телевидения в возрасте 7-10 лет со стремлением к учебе, с тягой к дополнительным без " в попу подгонять"?
Времена всегда одинаковые, и умненьких целеустремлённых детей хватает, хотя, конечно, это не массовое явление :).
ага :) мы своему говорим, чтобы потом можно было завести много детей (его мечта) нужно много денег, а для этого надо хорошо учиться (а то по профессии он хочет быть футболистом). А его любимый "дядя Игорь" почти олигарх, а из института вылетел за неуспеваемость. Пока ребенок эти два факта не связал...
Быть лучшей не надо..не это главное в жизни.это и пытаюсь объяснить детям.по мне "4"прекрасная оценка.я и за двойки не ругаю:)это же не моя учеба:)
Вообще, это очень сложный вопрос. Мне кажется, целеустремленность, увлеченность, честолюбие, амбиции - это от характера, который нельзя изменить. Ну может чуть-чуть подкорректировать.
Я уже писала, у меня год назад ребенок был супер честолюбив, он делал все на максимуме своих возможностей и с огромным интересом. С такими детьми в школе не бывает проблем. Но приносит ли это счастье? Сейчас так получилось, что у него это прошло, ну не совсем, но появился здоровый пофигизм. Окружение сильно повлияло. По-моему, так человек чувствует себя счастливее. Да, у него слегка снизилась успеваемость, он не выкладывается на сто процентов, но он с друзьями успевает поболтать и посмеяться, похулиганить... Я его настраиваю только на контрольные, чтобы выкладывался по максимуму. А класнные и домашние работы - уж ладно.
Я сама очень честолюбива и знаю, что счастья это не приносит. Поэтому, стараюсь не играть на самолюбии сына, хотя могла бы манипуляциями добиться от него стопроцентной отдачи (он все таки тоже честолюбив, несмотря ни на что).
У психологов встречала такое мнение: сравнивать и соревноваться надо не с другими, а с самим собой. Т.е. если сегодня 4, завтра можешь уже и 5:) Планку ставить по себе. Как-то так. Считаю, что главное - быть самим собой, знать себя, свои силы, возможности, интересы.
Амбиции - это хорошо. Но самодостаточность, имхо, лучше:)