Слух -можно нарвить?

копировать

Раньше бытовало мнение, что слух - он либо есть, либо его нет. М проверить его легче лет в 6-7. Сейчас многие пишут, будто слух у ребенка можно развить, если начать раньше заниматься, в 4 года. Может есть здесь профессионалы, педагоги, или просто опытные мамы - скажите, есть ли смысл заниматься музыкой с 4 лет, чтобы развить слух и не упустить ранние возможности (если они вообще есть).

копировать

ИМХО развить можно всё, что угодно, и слух в том числе.
Если у ребёнка есть желание заниматься музыкой, то почему бы и не попробовать?

копировать

да, можно. пРофессионального певца (музыканта),конечно не получится ( хотя у нас сейчас почти все непрофессионалы на эстраде:-), но основы муз. образования будут.

Я сама тому пример. Во времена моего детства обучать детей музыке было модно:-). Но меня не взяли в три музыкальные школы после прослушивания, более того в обыкновенной среднеобразовательной школе меня преподаватель во время занятий просил помолчать:-)

Но моя мама не сдалась:-) и я стала ходить к частному педагогу. Вообщем после 5-ти лет занятий я знаю ноты , и могу по нотам сыграть несложную вещь типа Полонез Огинского,вальс и "собачий вальс":-)

Т.к. с моим преподавателем мы помимо занятий ходили и на концерты, то Моцарта от Шестоковича я тоже отличу.

Но что такое сальфеджио не знаю до сих пор:-)

Друзья говорят,что в караоке пою на сносно:-)

копировать

Согласитесь, сыграть на пианино полонез Огинского - не значит иметь слух. Вот если бы Вы его на скрипке сыграли - тогда да. И друзья не скажут Вам, чтоб Вы больше никогда не подходили к караоке, потому что постесняются :).

копировать

Очень рекомендую заниматься с ребёнком музыкой, это не только муз.слух развивает, но и улучшает восприятие звуков, т.е. ребёнок будет лучше слышать звуки, логопедических проблем будет меньше, или они легче будут решаться, в школе ребёнок будет меньше ошибок при письме делать. Даже, если способностей особых не окажется, разовьёте вкус, сможет играть. Если на фортепьяно, то это ещё и развитие моторики пальцев, при этом активизируются те участки мозга, которые работают при решении мат. задач. Если духовой инструмент - лёгкие ребёнку укрепите. Только учителя хорошего найдите, чтобы ребёнка заинтересовал и будьте готовы, что первые несколько лет у Вас с ребёнком будут совместные ежедневные занятия музыкой. Я сама не училась музыке, только - с детьми, но каждый день, не самое неприятное занятие, но требуется набраться терпения. Ещё и усидчивость привьёте ребёнку.

копировать

в музыкальной школе говорят,что слух развить можно.

копировать

Развить слух можно и нужно. У подавляющего большинства людей со слухом на самом деле все в порядке, они просто не умеют им пользоваться: не знают, как слышать, что слушать и как правильно услышанное воспроизвести голосом. Развить слух можно даже во взрослом возрасте, если найти грамотного педагога по сольфеджио. Я сама тому живой пример: всю жизнь имела в музыкалке двойки-тройки по сольфеджио, а сейчас учусь в музыкальном колледже, в котором мне впервые грамотно все объяснили. И все стало получаться :-)

копировать

Что, Вы теперь слышите аккорды? :-o Вообще, что Вы раньше слышали, и что сейчас? Мне как-то кажется, понимать - это одно дело, слышать - другое)

копировать

Я раньше вообще ничего не слышала, серьезно. Все диктанты - твердая двойка, но меня упорно тянули семь лет и завышали оценки, так как механическая память у меня отличная, и играла я хорошо (для уровня музыкальной школы).
Сейчас нас реально учат, КАК слышать мелодические ходы, интервалы, аккорды. И я их слышу :-) Для меня стало шоком, когда я реально впервые смогла вычленить из аккорда верхний и нижний звуки, пропеть их и достроить до тоники (это мы обращения тонического трезвучия проходили). И диктанты пишу :-) И даже интонирую и не теряю в процессе тонику.
Пока я правда всего-то занимаюсь несколько месяцев, дальше будет тяжелее, но серьезно, я раньше и этого не могла. Нам впервые объяснили, как и что нужно слушать и почему.

копировать

хм..я до сих пор была уверена, что слух не разовьется свыше уровня, определенного задатками. Ну типа как человек не вырастет выше уровня, генетически ему предназначенного (ну, точнее, скорректировать этот процесс немного можно, но все это пределах совсем небольшого коридора).
Я, напротив, что-то там слышала в младших классах музыкалки. Играла плохо - во-первых, левша переученная и не очень с координацией, а во-вторых, не считала нужным часами заниматься, как это нужно было. Простые диктанты я писала на 4..4-, причем ошибалась обычно в ритме и длительностях. Интервалы - слышала, причем мне кажется, что я и сейчас определю на слух интервал в первой октаве. Но где-то в пятом- шестом классе произошло насыщение. Аккорды я уже не слышала и вообще ощущала, что это сильно ЗА гранью моих возможностей. После этого уже все было за гранью. Модуляциии и иже с ними - все это уже "за". Хотя учительница объясняла хорошо. Я вообще не жаловалась на непонимание. Я просто не слышала уже.

копировать

Наша педагог по сольфеджио утверждает, что людей с абсолютным слухом очень и очень мало, и точно также мало людей с патологическим отсутствием оного. 90% людей имеют некий средний слух, так или иначе развитый или неразвитый. Кто-то изначально слышит чуть лучше, кто-то - чуть хуже. Но все эти 90% якобы можно обучить и натренировать слух на определенные задачи. То есть к примеру ноту "до" или любую другую в отрыве от всего различать эти люди не будут, но если задать им тональность и сыграть первичную настройку, безошибочно будут определять в ней ступени, аккорды, держаться этой тональности и импровизировать в ней, руководствуясь изученными принципами гармонии, а также транспонировать что угодно в любую другую тональность. Как-то так. И этого собственно вполне достаточно.

копировать

ушла думать над этим) а Вы на каком-то инструменте сейчас учитесь, или там вокал какой?
Вообще, не очень соотносится с моими понятиями. Странно. Ноты в отрыве, кмк как раз легко слышать, по крайней мере, мне легко - я и сейчас, много лет в отрыве от музыки и инструмента, могу точно воспроизвести из первой октавы ноту. Но определать аккорды, а тем более импровизировать, транспортировать - это запредельность какая-то, хотя сама теория мне нравилась - такая стройная система, достойная точной науки)

копировать

Вы не доучились просто. Если б продолжали занятия, то кроме нот научились бы слышать и аккорды (сначала простые, затем сложнее). Сколько усилий вложено - таковы и успехи в сольфеджио. Абсолютный слух - от природы, но научить распознавать аккорды - это практика, всего лишь.

копировать

Какие усилия нужно вложить, чтобы услышать? Слушать до посинения? Человек слышал интервалы. Аккорды - нет, не могу. Это не практика, это возможности.

копировать

не слушать до посинения, а заниматься. Лучше с преподавателем. но и ученики друг друга могут "натаскать". Попробуйте послушать звучание трезвучия и секстаккорда. Просто поиграйте себе сами, прислушайтесь. Вы не сможете не заметить разницу в звучании, если слышите интервал (в секстаккорде "как звоночек наверху" выделяется верхний звук, а "низ" неустойчивый, по сравнению с трезвучием). НаУчитесь два аккорда различать - добавите третий. Просто это Вам должно быть надо))) Поверьте, никак природой Вы не ограничены на восприятие только интервалов:-)

копировать

Я вот очень не люблю, когда мне пишут "поверьте" :) Почему человек должен верить, если это не стыкуется с его собственной реальностью? Есть какая-то теория, или все это ваши собственные мысли? Я возможно, и услышу, что аккорды разные, но определить на слух не смогу. Нет, есть потолок возможностей, вы просто не понимаете, потому что он у вас на другом уровне находится.

копировать

Вы сможете их определить, когда поймете как. На примере того же тонического трезвучия с обращениями - сначала нужно выделить нижний и верхний звуки, постараться пропеть весь аккорд с нижней ноты до верхней и обратно, а потом продолжить до тоники. Если напрашивается продолжение из одной ступени - это первое обращение, если из двух - второе обращение, если тянет спеть пятую нижнюю и вернуться - это тоника. Это ладовое тяготение к первой ступени, и его можно развить, если постоянно на этих же пресловутых аккордах тренироваться, сначала подыгрывая себе на инструменте, потом уже без него. Слуховой анализ именно что тренируется, мало кто сразу начинает "слышать" без вспомогательных построений.

копировать

Я попросила Вас поверить преподавателю сольфеджио (правда, стаж у меня всего 8 лет). А описанная Вами реальность такова: я слышу интервалы, но я упёрлась и считаю, что аккорды я не слышу, и никто меня в обратном не убедит! Если б Вы поступили в музыкальное училище, то натаскали бы Вас там и на трезвучия, и на септаккорды, и на всё-всё-всё, что положено по программе. Я Вам предложила начать с двух аккордов:-)
Всех учат, и петь умеют практически все, но только (!) у грамотного хормейстера. У плохого поют некоторые, хороший может распеть практически любого "гудка". Но вот только на все музыкальные школы "хороших" не хватит. Как и преподавателя по сольфеджио, который наверняка знал, что Вы не собирались продолжать обучение дальше, не озаботил тот факт, что Вы не верите в свои способности.

копировать

Нет, уперлась я сейчас, а аккорды я не слышала 23 года назад :) когда заканчивала музыкалку, тогда-то у меня никаких предубеждений насчет слуха не было, мне казалось, что я не хуже других, было желание услышать.
Не поняла про училище: "Если б Вы поступили" - мне вроде в школе внятно объяснили, что таких туда не берут. Вообще, я не особо упертая - я просто не люблю неаргументированные утверждения "это так, и все тут". Аргументы приведите. Мои ощущения таковы - это сможет не просто не каждый, а далеко не каждый.
Не надо меня как ребенка убеждать, что у меня есть способности - у меня вполне адекватная самооценка, способности у меня есть в других областях. :)
Петь, на мой взгляд, не запредельно сложно. Я вполне сносно пела. Запредельно - это подобрать акомпанемент -собственно, для чего многие и учатся :)
Если это на самом деле не всем дано, зачем тогда учиться?

копировать

Кому-то надо дополнительно 20 диктантов в неделю писать, кому-то 5, а кто-то - с абсолютным слухом - пишет их и так. Жаль, что так у Вас получилось. Но я понимаю всю абсурдность своей просьбы: "сыграйте трезвучие, сыграйте секстаккорд, прислушайте верхнюю нотку и услышите разницу...":-) И что я привязалась? Почему-то мне кажется, что Вы бы услышали.
И да, я продолжаю как-то неаргументированно настаивать, что практически всем дано. Потому-что это обычный предмет, с последовательным освоением материала. И точно так же все ученики осваивают его с разной скоростью. Кто-то за два урока учится слышать разницу в звучании трезвучия и секстаккорда, кто-то за 4, а кто-то за пять минут. Но хороший уровень знаний и навыков в любом случае зависит от вложенных усилий.

копировать

Да, спасибо Вам за искреннюю заботу. Все же странно. Я уже в институте, сильно после окончания музыкалки пыталась сама заниматься, это было в пору моего увлечения неким всемирноизвестным музыкальным коллективом:). Вот ноль толку. Я, конечно, сам себе не педагог ни разу, но все же некоторое несогласование присутствует - вроде есть и слух некоторый, и был нормальный учитель, и позже было желание - результата только не было, что так сильно и наталкивает меня на мысль о потолке. Эксперимент с аккордами был бы произведен уже вчера, но только у меня инструмента нет уже много лет)
Вот, кстати, один ооооочень большой вопрос, который почему-то все время опускается. Как играть в условиях города???? Я имею в виду пианино. Я даже считаю, что это одна из причин, по которым мне не очень занималось когда-то - когда ты встречаешь на улице знакомую из СОСЕДНЕГО ПОДЪЕЗДА, ЖИВУЩУЮ 2 ЭТАЖАМИ НИЖЕ и она говорит тебе: "Ты вчера неплохо играла, Наташа, я слышала, но только в заключительной части...." :) :) :) Интересно, я одна такая стеснительная?

копировать

Не Вы одна :-) Но сейчас есть выход - цифровое пианино, в котором предусмотрен выход на наушники. И можно в своё удовольствие разучивать всё, что душе угодно!
А по поводу потолка... вот поступали мы (человек 5) в училище от одного преподавателя по сольфеджио, все на очень хорошем уровне, только кто-то на теоретическое отделение, кто-то на фортепианное, кто-то на струнное. И конкретно по этому предмету все двигались с разной скоростью и интенсивностью. И через год теоретики писали и диктанты труднее, и аккорды "слышали" более навороченные... Хотя все начинали с одного уровня. И скрипачка могла научиться к концу 1 курса распознавать на слух последовательность аккордов такой же сложности, как и теоретик, если б занималась с той же интенсивностью. Я тоже помню свою растерянность в музыкальной школе, когда я не слышала аккорды. А в училище во все глаза смотрела на девицу с абсолютным слухом, которая не то, что аккорды, просто все звуки подряд называла, которые звучат, хоть обе ладони положи на клавиши! Но всё услышала, постепенно, от простого к сложному, у преподавателя, которая очень жесткие требования предъявляла к самостоятельным занятиям. Но в музыкальной школе мы друг с другом не занимались, и научиться аккорды определять можно было только на занятии, а это раз в неделю. А в группе 10-15 человек, может быть просто от недостатка времени на эти аккорды махнули рукой.. .
:-) Я теперь вот на дочкины 30000 примеров по математике смотрю и думаю: на самом ли деле это количество может в качество перейти или это просто потерянное время будет? Про сольфеджио я как-то уверена, а вот здесь "не верю":-)

копировать

Сейчас все такие нервенные стали, такие юридически и всячески подкованные... А в моем детстве в подъезде на 10 квартир было 4 начинающих пианистки, т.е ученицы музшкол. Причем начинали все неодновременно, а с временнОй разбежкой, так что слушали мы гаммы неколько лет подряд. Ну зато потом и музыки вдоволь наслушались :) И никто не пострадал особо, и соседи на Г не исходили. Одна из начинающих, кстати, потом окончила консерваторию, занималась музыкой профессионально.
Добрее надо быть людям друг к другу.

копировать

Да я не про нервность соседей. Я про стеснительность. Это, видать, не поймешь, не побывав в шкуре начинающей пианистки. Даже если все соседи доброжелательно настроены - Вы понимаете, ЧТО это такое, когда ты понимаешь, что три подъезда тебя слышат и мысленно составляют мнение?? Ну представьте себе, что ученик делает уроки не просто на виду у всех, а ежедневно на виду у определенного количества соседей, все время одних и тех же, причем они не просто проходят мимо, они полностью в курсе содержания его тетрадок и ежедневно составляют свое мнение об увиденном. Как вам такая экзекуция? Мало кто из родителей учеников музыкалок задумыватся об этом.

копировать

Ну спецов-то единицы. Если в тетрадке школьника каждый разберется, то для большинства "вся эта музыка" - темный лес. Какое мнение может составить дилетант? Я вот никакого мнения не составлю кроме того, что приятно мне слушать или неприятно.

копировать

ага) неудобно-то не тем, кто слышит, а тем, кого слушают...а вам-то чего неудобного-то?:) в этом и есть весь прикол публичности)

копировать

Так, а зачем человек учится музыке/вокалу? Чтобы уединившись в тайге наслаждаться в одиночестве? Или это все же предполагает публичные выступления? Вот и надо привыкать к публике постепенно. К невидимой, но слышащей публике :)

копировать

ну...типичные рассуждения родителя, отдавшего ребенка учиться музыке ради показухи. У меня во взрослом возрасте возникла мотивация научиться и играть именно для себя, для удовольствия, а не на публику. Кстати, большая часть учащихся младшей музыкалки не знают, зачем они учатся, потому что они туда пришли не по своей воле. Не спорьте, это именно так :) Или они туда пришли по своей воле: их туда заманили красивыми фразами родители, когда они были в таком возрасте, когда они сами взвесить все не могли. Более того, даже родители часто не отдают себе отчет, что будет такая "побочка" в виде публичности домашних занятий.

копировать

Не знаю, насколько мои рассуждения типичны. И не знаю, как рассуждают родители, отдавшие ребенка в музыкалку. Мои дети музыке не учатся и скорее всего учиться не будут, если конечно сами вдруг не захотят. И сама я не училась музыке, о чем впрочем оч жалела в средних-старших классах школы. Так что мои рассуждения отвлеченные.

копировать

Можно, но если слуха нет то занятия музыкой будут мучительны для ребенка (как мне кажется). Я тому живой пример - у меня не было слуха совсем, настолько что я не понимала как песню от песни отличить если слов нет:). Меня упорно учили музыке, я даже училась, слух таки развился, до абсолютного далеко, но какой то есть. У моих сыновей обоих абсолютный слух, они учатся музыке. И я вижу как то что мне давалось ценой мучительного труда и упражнений, у них получается между делом. И если для меня эти занятия были наказание - для них удовольствие. Так что думайте сами...

копировать

Все-таки в преподавателе может быть дело. У меня абсолютный слух (почти), из=за чего 6 лет училась в музыкальной школе. Через пень-колоду, не нравилось. Сменила 3 преподавателей (вернее они сами сменялись). За пол года до окончания музшколы все-таки попалась мне хороший педагог с большой буквы, но я уже решила не связывать дальнейшую жизнь с музыкой. Однако помню, как мне впервые начала нравится музыка:) Экзамен выпускной сдала на 5 (только две пятерки из всего потока).

копировать

Я не педагог, просто у меня дочь занимается вокалом. Так вот, есть в нашей группе девочка, которую наш педагог всем демонстрирует, как образец того, что слух можно развить практически с нуля. Когда девочка пришла к ней заниматься, то не попадала ни в одну ноту. Три года упорного труда, буквально заучивали звучание каждойтноты. Но результат того стоит. :-) В этом деле очень важно, чтобы ребёнок сам хотел заниматься и был не только готов к тому, что будет сложно и нудно, но и имел навык справляться с трудностями.

копировать

прямо про мою написано

копировать

Слух можно развить.Абсолютным он, конечно, не станет, но для любительских занятий вполне достаточно.
А насчет занятий - если нравится ребенку, это можно делать и без суперданных. Вот только с 4 лет ИМХО рановато, хотя бы с 5. Тяжело будет ребенку.

копировать

У вас просто количество перешло в качество:-)
Не только в музыкальном колледже дело, но и в том, сколько именно времени (осмысленного!) посвящаете слуховому анализу, какие еще упражнения выполняете. Ваш слух продолжает развиваться как раз на базе школьного сольфеджио, ведь на нём не только диктанты пишут, но еще и поют. И всё это напетое (сыгранное) Вами в музыкальной школе позволяет двигаться вперед.
:-) Ведь как происходит: человек сначала слышит речь, затем учится говорить, потом читать, потом писать... так же и в музыке: сначала надо слушать, затем петь, а уж затем писать и определять на слух. Так что у Вас вполне поступенное развитие идёт.

копировать

А про ритм кто-нибудт знает? У дочки отсутствует ритм, так говорят на танцах, не слышит музыку. Отдала еще и в музыкалку на подготовишки. Вот не знаю, ритм можно развить?

копировать

да, в определенных пределах)

копировать

можно.Я тому пример,причем музыкой начала заниматься лет в 12.Слух улучшился.

копировать

Можно

копировать

еще как можно.Мы яркий пример(моей 8 лет),медведь на ухо наступил.В муз. школе с 7 лет(на народном пении), за полгода я заметила изменения, а теперь так поет, сама не верю, и во все ноты попадает.Чему больше всего удивляюсь-что на сольфеджио стала на 5 писать диктанты на слух).Учитель говорила:"Чем раньше начнете, тем лучше"( у меня у самой так было в 1 классе)Кстати, так же было с рисованием, теперь не оторвешь.

копировать

Можно, у меня не было слуха, но меня таскали в музшколу. Диктанты я писала на 3 с минусом в лучшем случае, причем половину угадывала исходя из теории (там же резрешение присходит в определенные тона). Но пою до сих пор плохо, судя по реакции окружающих, хотя увы, очень люблю. Кстати, а со взрослым за деньги не станут возиться, если есть тупое желание начать попадать голосом в ноты?

копировать

и из чего вы исходили, когда написали, что можно ? :D

копировать

Ну да, получилось смешно:) - в общем его не было совсем, а стало намного лучше.

копировать

за деньги станут:) Есть кстати множество методик и всяких разных способов.

копировать

а контактов нет? деньги есть

копировать

Станут, конечно. У меня сестра преподает, говорит, куча таких желающих, и педагоги занимаются.
У меня тоже в детстве со слухом было плохо, занятия в музыкальной школе помогли развить. Сейчас пою вполне прилично, в ноты, по крайней мере, попадаю (не только сама так считаю, "слушатели" говорили :) ). А лет до 10 моих, помнится, даже родители уши затыкали :)

копировать

А можно вопрос по ходу, чтобы новую тему не открывать. Может кто посоветует как самой заниматься с ребенком музыкой? Ей три с половиной, дома синтезатор. В детстве я занималась сама, правда мало что помню, но простую мелодию сыграю. Просто с ней пытаться петь легкие песенки, типа сольфеджио? С чего начать? Ей петь нравится, но пока в не сильно попадает )), надеюсь это не приговор.