4 зоны поведения ребенка по Гиппенрейтер

копировать

Сначала информация про зоны.

Найти золотую середину между попустительским и авторитарным стилями нам помогает образ четырех цветовых зон поведения ребенка: зеленой, желтой, оранжевой и красной (идея зон принадлежит одному американскому психологу, мы ее видоизменяем и дополняем по-своему).
В зеленую зону поместим все то, что разрешается делать ребенку по его собственному усмотрению или желанию. Например, в какие игрушки играть, когда сесть за уроки, в какой кружок записаться, с кем дружить...
Действия ребенка, в которых ему предоставляется относительная свобода, находятся в желтой зоне. Ему разрешается действовать по собственному выбору, но в пределах определенных границ. Иначе говоря, он может решать сам, но при условии соблюдения некоторых правил. Например, можно сесть за уроки, когда хочешь, но закончить работу к 8 часам вечера. Можно гулять в своем дворе, но дальше не уходить.Эта зона очень важна, так как именно здесь ребенок приучается к внутренней дисциплине по известному нам механизму извне-внутрь. Родитель на первых порах помогает ребенку сдерживать непосредственные импульсы, быть осмотрительным и учиться контролировать себя как раз с помощью норм и правил, которые установлены в семье. Постепенно, привыкая к этим правилам, ребенок следует им без особого напряжения. Однако это происходит, только если вокруг правил не было постоянных конфликтов. Поэтому бесконфликтное принятие ребенком требований и ограничений должно быть предметом особенной вашей заботы. Постарайтесь в каждом случае спокойно (но коротко!) объяснить, чем вызвано ваше требование. При этом обязательно подчеркните, что именно остается ребенку для его свободного выбора. Когда дети чувствуют уважение к их чувству свободы и самостоятельности, они легче принимают родительские ограничения.
В оранжевой зоне находятся такие действия ребенка, которые в общем нами не приветствуются, но ввиду особых обстоятельств сейчас допускаются. Например, после долгого отсутствия папа приезжает в 10 часов вечера, и ребенку разрешают не ложиться спать до его появления и даже завтра не пойти в сад. Или: малыш напуган страшным сном, и мать берет его в свою кровать, пока он не успокоится.
Наконец, в последней, красной, зоне находятся действия ребенка, неприемлемые ни при каких обстоятельствах. Это наши категорические «нельзя», из которых нами не делается исключений. Нельзя бить, щипать или кусать маму, играть с огнем, ломать вещи, обижать маленьких... Список этот «взрослеет» вместе с ребенком и подводит его к серьезным моральным нормам и социальным запретам.

ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
Мне интересно (про детей 6-7 лет) какие действия ребенка попадают в какие цветовые зоны в других семьях.

Сама для нас тоже хочу сформулировтаь ответ, но что-то трудновато. Получается, ребенку что-то мало всего можно без оговорок.
У моего сейчас кризис 6-7 лет, я что-то в педагогическом тупике.

копировать

А как у вашего чада кризис выражается .. в чем?
А то может у нас тоже .. кризис ... а я не в ту сторону рулю?

Про зоны почитала ... надо осмыслить ...
Точно есть оранжевая и красная ...
Зеленая есть .. а вот с желтой - даже не знаю, что и впихнуть туда.

копировать

в трудности общения )))
капризничает, упрямится, на все ответ - "нет", делает вид, что не слышит, если слышать не хочет.
активно качает права, разговаривает невежливо с родителями.

не, ну вообще-то бывают светлые минуты-часы, но колбасит его сильно. и нас тоже.

в книжках пишут: родители должны дать ребенку больше свободы, но и обязанностей, найти новые методы обращения к ребенку. я вот думаю, в чем я могу дать ему больше свободы.

к психологу завтра пойду, сама пока.

копировать

я прямо сюда зашла,чтобы прочитать про моего и посмотреть,что делать.Его НЕТ меня уже достало.На все сначала НЕТ потом думает и отвечает)Нам 5,5.Вроде свобода есть,относительная.В саду паинька,.а дома..Агрессия по отношению к сестре,употребление слов плохих постоянно,не мат,но все органы и их выделения,что это,возраст?)У нас он средний,тут еще накладывается комплекс среднего вроде)))

копировать

Пока не научишься искать с ребенком оперативные компромиссные решения, все эти заумные графические схемы так и останутся инструкцией по экономичному и безопасному для движка расходу автомобильного топлива, где действительно важен поиск золотой середины в одновременной работе с педалью и коробкой. А ребенок это человек: он сегодя сам решил, да не рассчитал сил, и мы должны подумать за него и постараться привести к конструктиву, завтра мы обещали ему что-либо, да не сложилось - нужно найти путь, чтобы привести его к пониманию - и родители - тоже люди, а не цветные графики с секторами.

копировать

Вы поменьше эту Гиппенрейтер читайте. Она со своим сыном уже долгие годы не общается после такого воспитания.

копировать

вы с марией монтессори не путаете? или они все с одинаковыми судьбами?))

копировать

Не читайте фигни мама.