Утренник блин(...

копировать

вернулись с сaдовского мероприятия, тaк ждaли, готовились месяц, все с удовольствием. a дочкa опять впaлa в ступор. Песенки не пелa, вяло шевелилсь с отсутствующим взгляом, когдa дело дошло до бенефисного стихa- потянулa нa голову подол. И это в 5 лет, когд вСЕ остльные ребятa, дaже сaмые зaтюкнные, выступили без проблем. И это не в первый рз. Пытaлсь отдaть ее н теaтрльный кружок- костьми ложится, не пойду, не нрaвится. Нa все вопросы "эх, ты, ну что случилось?" опять впaдaет в ступор.
Не должно же тaкое вроде бы позитивное событие вызывaть тaкой стресс и стрaх. Ну что с ней делть, a? Беседы нa тему кaк это здорово проводились 100 рaз, и ролики н ютюб кaк ребятa выступaют нa сцене смотрели, и кaк все будут нa нее любовaться обсуждaли. К психологу волочь? Или зaбить и не срaвнивaть ее с другими (онa был хуже всех, aaa:(:() Или это мои глупыe мaмские мбиции? (я всегдa в детстве былa примой нa мероприятиях)
Хочется обсудить.

копировать

Кримхильда V.I.P. написал(а): >> Или это мои глупыe мaмские мбиции?

Именно.

копировать

Да, все мы знаем, что надо забить и не сравнивать, но когда до дела доходит...
К психологу, кстати, вполне можно. Там, где на песочке из игрушек надо картины строить. Дети там здорово раскрываются, возможно, проиграет то, чего боится.

копировать

Слушайте,другим родителям совершенно фиолетово хуже там Ваша дочка или не хуже-все же на своих смотрят)))
Я Вас в общем-то понимаю,сама на эту тему борюсь с собой(правда по поводу ХГ,где моя дочка реально хуже всей остальной группы)..Но я как-то вот успешно борюсь)Уже практически абстрагировалась от ее успешности-неуспешности,лишь бы дочка довольна была)

копировать

Одно дело - хуже всех, но с энтузазизмом, другое - готовиться, ждать, и...так и не решиться.

копировать

Вот! Знать, уметь, потратить кучу времени и сил на подготовку, но не смочь по какой-то непонятной причине- это самое обидное.

копировать

Мой младший в 3 классе. В этом году он первый раз ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ прочитал со сцены стихотворение на празднике. До этого он либо вообще отказывался участвовать (в саду вообще пару раз садился в зрительный зал) либо после уговоров со всех сторон (меня, учительницы, друзей и т.д.). Ну такой характер, чего ж мне его-обратно засовывать что-ли?!:)

копировать

В том-то и дело, что событие для ребёнка "вроде бы" позитивное. А на самом деле стресс. Смиритесь с тем, что далеко не всем дано веселиться по указке и получать удовольствие от "мероприятий". Ответ на вопрос "ну что с ней делать?" очевиден: оставить ребёнка в покое. И ни в коем случае не обсуждать в тоне "эх, ты! ну что случилось?"... подтекстом трагедь прямо читается и осуждение (все смогли, а ты пустое место).

копировать

Не сравнивайте дочь с другими детьми и уж тем более с собой в детстве.Хвалите ее за все и никаких дурацких вопросов с "эх,ты" и вообще для вас она самая лучшая даже когда в ступоре.

копировать

Вот в скобочках вся Ваша проблема. Отстаньте от ребёнка. Судя по всему, своей бурной деятельностью вокруг предстоящих выступлений, Вы сами же привили ребёнку страх сцены. Просмотры роликов под соусом "посмотри как надо" - прекратить. Во время репетиции, наверняка "не так стоишь, не так произносишь", "делай так" (фигня, что ребёнок даже самый талантливый не способен изобразить то, что может сделать взрослый) и т.д.
Психологу надо обязательно показаться (вам обеим). Не сердитесь, но я просто неоднократно одёргивала таких пресс-мам. Не надо делать из ребёнка себя №2. Ваш ребёнок - уникален. Это не Вы. Поймите! Смотрите к чему у ребёнка способности - в этой области и работайте. Но сначала нужно разгрести всё то, что Вы наворотили. :-(

копировать

да. вы правы, перегибаю.

копировать

Ну сдерживает что-то ребёнка, стесняется. У нас в группе есть такая девочка. Она ещё и разрыдаться может. В группе ведёт себя отлично, но когда знает что мама смотрит-всё. Она всех умиляет, и маму жалко, она так переживает. А мальчик один исключительно с закрытыми глазами выступает. Вот выйдет, глаза закроет, и только тогда рассказывает что надо. Вы не накручивайте себя. Детки все разные. А вообще, каждый родитель смотрит исключительно на своего. Так что... И ещё, вспомнилось по поводу подола на голову. У моей знакомой так дочь делала на всех утренниках, стеснялась жутко. В школе в окно всё смотрела первые три класса. Какая она сейчас умничка выросла. С красным дипломом университет. Так что радуйтесь тем радостям, которые она Вам даёт, и не заостряйте внимание на том, что не получается.

копировать

1. Садитесь всегда только в первый ряд, прямо перед ребенком, и предупреждайте, что Вы - самый главный слушатель, пусть она смотрит только на Вас и читает только Вам.
2. Обязательно хвалите, громко, чтобы слышали другие, даже после такого фиаско, как Вы описали.
3. Обязательно расскажите, что ВЫ ТОЖЕ жутко стеснялись, что это бывает, это нормально.
4. Репетируйте дома просто так, без стотысяченого "как это здорово". Не забывайте - для нее вовсе не здорово, а весьма трудно. На репетиции дома надевайте праздничный костюм, мастерите "сцену", максимально приблизьте обстановку к концертной.

копировать

спaсибо, все по полочкaм, мотaю н ус)

копировать

Удачи Вам, но не надейтесь, что сработает с первого захода: на....3.-й...на 4-й раз можно ожидать сдвигов. Если есть возможность, практикуйте домашние концерты, убедите ее, что Вам!!! ОЧЕНЬ нужны ее стишки и песенки, что Вы НИКОГДА над ней не посмеетесь. Одевайте ее как на утренник, чтоб было как положено. Ген. репетиции в театрах всегда по полной: свет, костюмы, обращали внимание? Это не просто так. А то даже профессионального артиста на премьере тоже может заклинить.

копировать

Мои так с домашних концертов начинали,но и мы участие принимали песни,стихи,сценки:-).Сейчас младший сам сценарии пишет и в школе на драмме первый ученик:-).

копировать

Сегодня мы Золушку ставили) шикарная мачеха у нас была) вот бы перед народом такие эмоции)))

копировать

Такую же тему хотела завести после сегодняшнего утренника. Сыну 4 года, сначала закатил скандал еще в группе, что танцевать не будет. Вроде уговорили общими усилиями, что просто посидит на стульчике. Вошли дети в зал, и он просто продрался (другого слова не подберу) сквозь стулья и людей и забрался ко мне на руки. Сидел весь праздник у меня на руках, иногда поглядывая на ребяток из группы. Я ужасно расстроилась, естественно. Даже за подарком к деду морозу не пошел :( Хотя когда песенки были, пару раз подпевал и подтанцовывал у меня на руках. Что это? Стеснительность? Или это так к маме захотелось, что на все остальное наплевать?

копировать

Нифига это не стеснительность,а страх.Самый что ни на есть настоящий.
Девочки,мой вам совет! идите к психологу,как можно раньше. (сама вот такого же ращу как ваши:()
не проходят вышеописанные номера,ребенок взрослеет,голова зреет,мозги растут и корректируя поведение можно получить результат. Сама пришла к такому,сколько было оваций,глаза-в-глаза и пр. и пр. Толку почти ноль.
Пока ляли ваши в школу не пошли идите скорее к специалисту.

копировать

"Вышеописанные" личной мной "номера" - это и есть один из вариантов работы психолога:-)

копировать

НУ вот я как раз такая была...Что страшного случилось,я уже выросла такая) Выступать по прежнему не люблю,драмой не считаю.

копировать

Да вот понимаете, когда мамы нет на горизонте и в поле зрения - то ребенок мой никого не боится и наравне со всеми участвует в празднике (один раз наблюдала утренник так, чтобы он не видел).
Меня еще что напугало вчера - сидел демонстративно спиной к празднику.

копировать

манипулятор:( Я ж говорю,здесь охами-ахами не обойдешься.

копировать

А кстати, часто слышу от нянь и бабушек, что ребенок чистое золото, пока не нарисовывается мама.
Натолкнуло на мысль, отправить на следующий садовский перфоманс кого-то вместо себя и посмотреть что выйдет из этого.

копировать

Во-во, наш случай:) Я поначалу тоже расстраивалась ыбло. а потом подумала "ну и чего?! Вот не хочет мой ребенок выступать на сцене-И ЧТО?!" Да ничего на самом деле...Естественно, надо разговаривать, предлагать и т.д. Но страшного-то ничего нету:)

копировать

это пока он в школу не пошел,а там что скажете учительнице? мол не вызывайте моего Петю к доске,он типа стесняется?

копировать

нормальный учитель должен будет принять это во внимание. И спрашивать ребенка с места или письменно.
Почему все должны под знаменами маршировать в ногу?))

копировать

+5 Просто более внимательно стоит отнестись к выбору учителя, хотя бы первого. Такой ребенок все равно полностью раскованным не станет и на устных ответах будет теряться.

копировать

Эммм...Вообще-то он а 3 классе. Отличник. У доски отвечать НАДО и он это знает. НАДО-это повод себя пересилить и справиться с волнением. Выступления на празднике-ни разу не повод "тренировать силу воли".

копировать

Согласна, все-таки это не равнозначные ситуации...

копировать

у нас была мудрая воспитательница, которая сказала мне "берите его за ручку и идите вместе с группой под елку", и я взяла его и пошли мы с ним и плясали и играли вместе с детками весь праздник, он не отходил ни на шаг, зато был доволен, я плясала за него, иногда он просто стоял...следующий праздник я уже сидела в первом ряду, а он все делал с детками, много-много раз поглядывая на меня и получая мою одобрительную улыбку...а в этом году уже и не глядел, мы с ним "встретились" глазами уже только после праздника, когда я подошла его фотографировать :-) сейчас ему 6 лет...хочется сказать всем мамам: дети все чувствуют! и ваше разочарование им тоже....любите его таким какой он есть, и принимайте его таким, в 4 года он боится и стесняется - это нормально, и не смотрите на других, он должен знать и чувствовать что он не хуже других и что вы в этом уверены...и тогда после 5 лет вы его не узнаете :-), а будете стараться оторвать его от себя раньше и переделать - только обрастете комплексами вместе с ребенком... удачного взросления! :-)

копировать

Только личный опыт. Я отстала от своего стеснительного не в меру ребенка. Не заставляла. К школе все было нормально. Вернее, еще за год до школы.
В классе была другая девочка - заставляли, водили, и т.д. и т.п. - теперь на индивидульном обучении.

копировать

Можно чуть-чуть поподробнее? Почему на индивидуальном? С ней что-то случилось?

копировать

Там как-то совсем грустно все получилось. Нашему классу радикально не повезло с первой учительницей. Но все как-то перетерпели (тут должна быть отдельная тема), а эта девочка начинала плакать на уроках, пыталась с котиком плюшевым сидеть. Их несколько плакало (все садиковские), но все поплакали и перестали. А ту девочку (назовем ее Т) неустраивало всеобщее внимание. И маму вызывали на уроки, потому что ребенок истерику начинал устраивать и в школу отказывалась ходить. Ну там еще и мама - она требовала индивидуального отношения к ее ребенку в массовой школе. А Т не любила внимания, а учительница всех заставила ее с ДР поздравлять. После 1 класса перешли в другую школу вместе с подружкой. Попросили не рассаживать с подружкой, а все равно рассадили. Отказалась в школу ходить, комиссия, индивидуальное обучение. По случаю индивидуалистов прикрепили к школе, где Т была в 1 классе - она ходит на некоторые уроки в класс, но все равно на индивидуальном. Но тут такой клубок проблем и с мамой девочки в том числе.

копировать

Вы лучше конкретно спрашивайте. Я можеть чего и не вспомню без наводящих вопросов.

копировать

насколько я поняла, в вашей истории все же проблемы посерьезнее, чем просто застенчивость.

копировать

в личке ответ.

копировать

Я бы отстала от ребенка. Не хочет-не надо, зачем травмировать? Одно дело, когда хочет, но стесняется- тут можно работать, а если именно не хочет, то не вижу смысла издеваться.

копировать

Я б отстала от ребенка. И на утренниках спокойно смотрела бы на выступление с ребеночком на коленках. Вашему ребенку так комфортнее. Вы ж мама а не тренер, праально?))

копировать

Я не понимаю на эту моду на выступление и стихи. Ну захотел - рассказал, нет - так нет! Вот именно из таких детсадовских утренников вырастают комплексы на всю жизнь(

копировать

У меня в саду дочка сначала с таким удовольствием выступала, роли большие давали, последние два года как отрезало, то ли повзрослела и стесняться стала, то ли музрук у них поменялась - пришла стерва, был у нас конфликт. Так я воспиталку просила, чтоб нам роли не давали, а только массовку, а то ребенок прям заснуть не мог накануне праздников. Сейчас уж в школе, все нормально, смотрю утренники садовские, последние два года у них постановки уже хорошие были, и девочки звездили уже по полной, а моя только в толпе. Жалко, конечно, но что ж, кстати, ребенок сам меня просил поговорить с воспиталкой, чтоб роли ей не давали, так боялся значит, а она у меня вообще-то боевая девица.

копировать

Главное не говорите дочке: Эх,ты! Ну, что же ты! и прочие подобные фразы. Они просто убивают ребенка. Меня папа в детстве затюкал совсем подобными пристыжениями. Я была очень робкой и застенчивой. И после каждого моего фиаско папа начинал гримасничать и говорить: Эх,ты! Я еще больше замыкалась и никогда не могла выступать, даже уже взрослая тетя сейчас, а выступить не могу публично, например, на родительском собрании.
Я бы не акцентировала на этом внимание ребенка совсем, наоборот, бы приободрила как-то, может, в кафе сводила или еще что-то приятное организовала. А уж потом аккуратно, ненавязчиво, а лучше через психолога, начала бы работу. А работать над этим нужно, только очень-очень тонко.

копировать

у моей знакомой дочка очень музыкальная, как раз в подготовительной группе на выпуске муз.кружка отказалась выступать и к маме на колени залезла и даже на массовку не вышла. Хорошо, у каждой роли был дублер на случай болезни. А через два года (в 7 лет) спела на школьном рождественском вечере сольную главную партию, причем очень хорошо спела. детки разные, кто хочет выступать, кто не хочет, кто потом захочет. И ничего ваш ребенок не хуже других, ну просто вот застеснялся, что с того?

копировать

У нас было все точно так же. Утренники проводил либо на стульчике, либо у меня на коленях. После утренника еще и заболевал с высоченной температурой.
А в этом году как подменили ребенка. Ему воспитатель на осеннем празднике дала роль ежика в мини постановке. Много раз говорилось про ответственность, что без него и сказка для родителей не получится, говорилось что память у него хорошая и голос громкий, поэтому именно он достоин этого ежика. И прекрасно справился и со страхами и стеснениями.
Как говорится у каждого человека есть кнопка. У кого-то это желание выделиться, у кого-то возможность просто повеселиться и поиграть, а у кого-то, как у моего, простая ответственность. В этот раз на новый год у него опять какая-то ключевая роль с безумным количеством слов (4.7) Вот завтра пойдем смотреть праздник.
Так что ищите свой ключик.

копировать

"эх, ты, ну что случилось?" Вот это "эх ты" по-моему лишнее совершенно. Ребенок и так переживает, а тут еще и мама не поддержала. Просто порадуйтесь с ней, что был утренник, как было здорово. Расспросите ее что ей понравилось.
А может она не сегодня, а завтра расскажет что случилось. У нас, например, так - сегодня молчит, а потом прорывает и на следующий день (а то и позже) все рассказывает и что понравилось и что нет.
Эх ты... конечно ступор. :(

копировать

Да, да, да! Я сама часто себе напоминаю - прежде, чем ругать ребенка за неудачи (оценки в школе, утренники, неправильные поступки), подумайте о том, что ОН чувствует, как ОН сам переживает из-за этого. Здесь поддержка нужна, нужно быть с ним на одной "стороне баррикад", а не на противоположной.

копировать

У меня две дочки-погодки, одна хуже всех всегда, другая лучше всех. Я сравниваю всегда с прошлыми утренниками. Например, на этом моя "хуже всех" не плакала, не сидела весь утренник на моих коленях в слезах, а участвовала в хороводе и подошла взять канительки, остальное время тупо стояла в ступоре, пару раз намеревалась плакать. В сад ходит 3 года, с удовольствием. У нее по ходу страх публичных выступлений, на репетициях и дома она отлично во всем участвует. Ну и ладно, я сама такая, сцена меня пугает. Психолог сказал от ребенка отстать, такая уж она. Хвалила ее, что за канительками сходила, что в хороводе участвовала.

копировать

А ей самой хотелось выступать? Что она о предстоящем утреннике Вам говорила? Ждала и испугалась потом? Или еще давно давала понять, что не хочет выступать?
У меня сын в саду всегда не любил выступлений. Терялся, слова забывал иногда.
Сейчас он уже второклассник. Никогда никаких проблем с ответами у доски не было, но и руки не тянет. Вызовут - ответит, не вызовут инициативы не будет :-). Особых акцентов не расставляла на его стеснительности никогда. Один раз только взыграло родительское :-) на детской елке, каюсь. "Ты ж можешь, - говорю, - Деду Морозу стихи рассказать. Все ж вон бегом бегут и в очередь выстраиваются." Сын посмотрел на меня и пошел. Взял микрофон, прочел стишок, получил заслуженную конфету, подошел ко мне и спросил: "Все! Ты обрадовалась? (довольна ли ты, наконец :-)). Более таких опытов не ставила.
Конечно, очень хочется его немножечко в плане выступлений "расслабить". Очень понравились советы Кленовой Листочки.
Попробую перед ответственными мероприятиями обозначать их как "работу, которую важно сделать как следует, и мы узнаем как" :-)
Кстати, перед сотней глаз, смотрящих на тебя, пожалуй, и я спасую :-)
Заметила еще: сын у меня не любит ездить в метро, когда напротив полно народу. Раньше делал вид, что спит, утыкаясь в меня, теперь сразу достает ПСП и играет.
Конечно, работать нужно над этим, но думаю - не критично такое дело (если все ж работать :-))

копировать

Больше мы с младшим реб. ажиотаж нагнетали) того сладкого замирания сердца при мысли о празднике, как у меня в детстве, у дочки кажется не было)

копировать

А у нас в саду в группе таких стеснительных не было, с самого первого года. Я просто это как данность воспринимала, пока ребенок в сад ходил, а сейчас часто слышу и читаю о детях, которые в утренниках не участвуют - не хотят или стесняются, и понимаю, что у нас ОЧЕНЬ ХОРОШИЙ сад был и воспитатели и музрук. А вот новая пришла в последний год и началось - моя не хотела участвовать, однажды ребенок на сцене забыл слова и у него истерика случилась и т.п.

копировать

Забить и никуда не волочь, ни к психологу, ни на сцену. Ну не ее это, поймите. Для нее это жуть какой стресс и дискомфорт каждый раз. Вы хотите, чтобы она с ужасом садиковские утренники вспоминала?

Понятно, что хочется, чтобы все узнали, что Ваша дочь самая лучшая :). Но ей вполне достаточно, что это знаете Вы. А Вы не должны ей показывать, что для Вас эти стихи и выступления значат так много, что Вы расстраиваетесь, когда она не выступает.

копировать

у меня старший ребенок за пять лет сада только в подготовительной группе почти в полных 7 лет первый раз стих на публике прочел ))))
До этого все отказывался.
Ничего, сейчас ему скоро 11 лет будет, душа двора, класса и любой компании.

копировать

Девушки, спасибо большое за отклики, почитала всех, очень помогло по-другому посмотреть на ситуацию

копировать

и все-таки у всех по разному. моя девица, например, нуждается иногда во встряске. ей вполне можно и нужно сказать "эх, ты", если она откровенно халтурила.у нее это здоровые амбиции подхлестывает. ну у нас речь об особой стеснительности не идет. я просто к тому, что все-таки возможно не всем подходит вариант "оставить в покое". может кому-то наоборот помочь надо - если в душе им этого хочется, но не получается. я по себе помню - у меня именно так было одно время. и я бы не стала так однозначно рассчитывать на хорошего учителя в школе, который обязан что-то понимать. все-таки какие-то проблемы гораздо проще купировать, чем потом рассчитывать на чье-то индивидуальное обращение...не так его много, к сожалению

копировать

да у нее просто обратная реакция на ваше "очень хочется чтобы дочка была раскованной", поэтому советую поступить так: собираясь на следующее мероприятие вы НЕ ДОЛЖНЫ ХОТЕТЬ ЧТОБЫ ДОЧКА ВЫСТУПАЛА! это первое и главное условие, так, второе условие: вы говорите дочке что ей ничего делать не надо, ни рассказывать стих, ни танцевать,"мы просто посидим и посмотрим", и действительно приходите сидите и смотрите, пусть это будет раз, два, три...может быть хватит и раза...наконец дочка расслабится и скажет вам "мам, я хочу с детками в кружок", на что вам надо помяться и сказать "ну не знаю...давай ты просто посмотришь посидишь со мной", и когда она станет настойчиво говорить "я хочу к деткам!" - скажите "ну сходи на минутку, потом вернешься ко мне"
поверьте, если вы не будете форсировать события и проявите выдержку и хладнокровие, "минутка" затянется до конца праздника :-)
так было у нас и только так, это характер дочки, ничего нельзя хотеть за нее, как только я начинаю чего-то хотеть сильнее ее (чтобы она веселилась, каталась на коньках или на ватрушке, чтобы она подружилась во дворе с хорошей девочкой и тыды) - все происходит с точностью до наоборот, сначала я думала что она комплексует, потом - что она вредничает, а теперь просто знаю что нельзя похищать у нее "энергию желания" :-)

копировать

интересная теория) понимаю, о чем вы

копировать

У меня дочка выучила стишок, а за пару дней до утренника вообще не захотела туда идти - мы не пошли - мир не перевернулся, я сама детские праздники терпеть не могла всегда. Купили билеты на "Спящую красавицу" и пошли туда вместо утренника, дочка рада, бабушке рассказывала по телефону, что вместо сада ходила на ТАКОЕ, а подарок все равно дали, знала бы, что она за подарком на эти праздники ходит, в том году сделала бы так же.

копировать

А Вы уверены, что утренник это прямо такое позитивное праздничное мероприятие для большинства детей???
Я вот мама неопытная, садовский утренник на днях посетила впервые. Привыкли мы к утренникам в развивалках-кружках, где ВСЕ для детей. Их развлекают, задействуют (спонтанно) в представлении, всякие творческие мастерские и проч - все по желанию детей, никакой предварительной подготовки-дрессировки.
В саду же СЦЕНАРИЙ. И в общем неплохой, но дети все вздрючены, шаг вправо - шаг влево - расстрел :), воспитатели напряжены... "Проходим, проходим сюда, стоп, остановились, куда идете?" (шипение), "тааак, начался шум - праздник сейчас закончится" И много чего в таком духе. Я за детьми понаблюдала: в своей тарелке себя ощущали 4-5 детей, остальные скорее напряжены, чем получают удовольствие от действа. Жесть на мой взгляд. Рада, что моему по барабану было, сколько он раз "на сцене" появился, а были дети, расстроенные до слез, тем что мало участвовали.
Спрашиваю мамочек, утренники всегда ТАК проходят? Они удивились, а как так? Вроде все хорошо прошло. Привычная картина значит.
Ну и почему каждый ребенок должен испытывать радость от участия в таком утреннике и вообще от публичных выступлений?

копировать

все правильно, я даже в саду с воспитателями ругалась по этому поводу, что это за праздник, когда он отрепетирован до тошноты??? мало того, если ребенок проболел неделю-две до праздника и на него не ходил, то ему не позволяют в нем участвовать! он должен сидеть на стульчике и смотреть как другие дети под елкой по команде хлопают ручками и топают ножками, а самому ему это делать не позволяют! мы с дочкой попали два раза в такую ситуацию и я была готова прибить воспиталок за то что они ей не разрешили даже хоровод водить с детками! ну как же, она же не репетировала, вдруг она закружится не в ту сторону! - сказали они...
с них видите ли требуют методисты, чтобы все было "чики-пуки" без сучка и задоринки

копировать

Моей старшей почти 4. Такой открытый и приветливый ребёнок. А на днях ездили в круиз на корабле, там нужно было с другими детками круги кидать на шоколадки на полу. Если попадёшь, то приз твой. Дочка просто в ступор встала. Я уже пришла ей на подмогу, а она всё равно не кидала, руки не разжимала и всё тут. Стесняться начала до паники, пальцы в рот и без объяснений. :(
После конкурса правда на танцы пошла первая и в самом центре вытанцовывала, никого не стесняясь, но до этого прям ступор у неё был. Потом на видео пересматривали (муж снимал), удивлялись. Спрашивали её - почему? Она отвечала, что туда большие мальчики пришли, и она боялась, что они все призы быстро выиграют, а кидать круги, мол, так сложно, нужно сосредоточиться ))) у детей свои детские заморочки. :)
Поговорите с ребёнком. Ничего неправильного с ней нет. :)

копировать

Моя в 4,5 тоже очень стеснительная. Но я за неделю начинаю ей показывать видео с других утренников, говорю, что вы же как артисты, а артисты выступают. Потом она знает, что я снимаю на фото- и видео- и мы показываем младшей двоюродной сестренке. Моей очень нравится, когда все хвалят ее выступление.