Математика. Программа Эльконина-Давыдова.
Помогите, пожалуйста.
Ребенок в первом классе, программа Эльконина-ДАвыдова.
Особенность математики по этой программе - отсутствие чисел и арифметических действий с ними до конца 3-начала 4 четверти 1 класса.
Сейчас все арифметические действия производятся с буквами. Смысл я понимаю - это помогает детям понимать принцип действия с числами. Но моего сына с недавнего времени это начало вводить в ступор.
Тема: нахождение неизвестной части.
Тип задачи: было А яблок, съели Б яблок, сколько яблок осталось?
Ожидаемое решение: осталось А-Б (А минус Б) яблок.
То есть принцип: чтобы найти неизвестную часть, требуется от известного целого отнять известную часть.
Сын не может этого понять. Где целое и где части -отвечает. Какая часть известна - отвечает. Какая часть неизвестна - отвечает. Принцип - оттарабанит наизусть.
Но решить задачу не может.
Перевожу задачу в формат "было 10 яблок, съели 4" - решение мгновенное! Но не понимает, интуитивно решает, абсолютно не понимая, какое действие и зачем он сделал. :(:(:(:(:(
У меня тоже какой-то педагогический провал. :( Уже пробовали на схемах - ноль реакции, на палочках - ноль реакции, на числовой прямой - ноль реакции. Не по-ни-ма-ет. :(:(:(:(
Подскажите, пожалуйста, какой-нибудь прием. Может быть, у вас были те же проблемы? Как разобрались?
Спасибо заранее.
У нашего нечто подобное было в первом классе, хоть они и с цифрами задачи решали: ответ говорит с ходу, а вот объяснить ход решения не мог.
Может учитель как-то не так объясняет, может в мозгах уще что-то не дозрело, может с абстрактным мышлением проблемы...
Даже не знаю, что Вам посоветовать. Мы так просто перешли со 2-го класса в другую школу (гимназию), там никаких проблем не было.
Видать для Ващего буквенное решение - это совсем непонятная абстракция, ему что-нибудь понагляднее нужно.
Можно составить несколько простых однотипных задач, которые решаются одинаково, но имеют разные данные.
Решить каждую в отдельности. Потом составить таблицу с этими данными. И присвоить каждому столбику свою букву. Тогда станет понятно, что в буквенном выражении решение любых задач такого типа будет одинаковым.
Попробую на примере объяснить.
1. Мама принесла 8 яблок, 2 яблока дала детям, а остальные положила в холодильник. Сколько яблок мама положила в холодильник?
2. Ежик в лесу нашел 4 гриба, один гриб он съел, а остальные принес в свою норку. Сколько грибов принес ежик?
3. Бабушка дала Васе 6 конфет. Он решил поделиться с сестренкой и отдал ей 3 конфеты. Сколько конфет осталось у Васи?
Теперь составляем табличку.
Первый столбик называем "Было", в него вписываем данные из каждой задачи:
1. 8 яблок
2. 4 гриба
3. 6 конфет
Второй столбик называем "Истратили" или "Съели":
1. 2 яблока
2. 1 гриб
3. 3 конфеты
В третий столбик пишем "Осталось" и как это посчитать:
1. 8-2
2. 4-1
3. 6-3
И только после того, как ребенок поймет. как это считать, можно перейти к буквам. Для этого изменим заголовки столбиков и допишем к данным каждого столбика уже буквы:
"Было"=А
1. 8 яблок=А
2. 4 гриба=А
3. 6 конфет=А
"Истратили"=В
1. 2 яблока=В
2. 1 гриб=В
3. 3 конфеты=В
"Осталось"=А-В
1. 8-2=А-В
2. 4-1=А-В
3. 6-3=А-В
Затем делаем вывод, что все задачи такого типа решаются одинаково, по принципу А-В, где А - это сколько было, а В - то, что истратили (съели, отдали и т.д.). И не важно, о чем задача и какие исходные данные. Главное, что принцип один и тот же и он выражается именно буквенно.
Вы не пугайтесь, это только писать так долго, а объяснять и решать гораздо быстрее получится :-)
Спасибо, поняла, что Вы имеете в виду.
Насчет абстрактного мышления - не совсем еще подготовлено оно, конечно. Программа непростая, как я смотрю, некоторые задачи я сама с трудом понимаю. :)
Будем учить, развивать.
А с учителем тоже проблема - он, несмотря на большой опыт работы в школе, работает по этой программе первый год. :( Школа получила грант, участвует в какой-то спецпрограмме. Вся параллель учится по одной программе, учителей срочно "перепрофилировали". Ему эта программа самому не очень нравится, наработок нет, наверное, практических.
В общем, спасибо за совет. Буду пробовать. :)
А если попробовать показать ему наглядно что на место А и Б можно подставить любое число и все равно решение не изменится? Пробовали?