Помогите вытянуть детей...

копировать

Здравствуйте. Мне нужна помощь. Специалистов не потяну финансово, да и не знаю где их тут искать.

Постараюсь коротко описать ситуацию. Есть двое мальчиков 8 лет. Похоже существуют некоторые проблемы с речью, возможно и неврологические. Мне нужно их подтянуть до уровня, когда они будут хорошо читать, внятно разговаривать и сносно общаться друг с другом. Ситуация осложняется тем, что они попали в другую страну, изучают местный язык. Понимают уже достаточно и ходят в школу, а затем в некое подобие продленки. Продленка отчасти помогает изучать язык.

У меня есть возможность несколько часов в день заниматься с ними. Но это очень сложно. Пытаюсь держать себя в руках, но похоже плохой из меня педагог.

Один из мальчиков очень плохо читает, что сказывается сильно на успеваемости в школе. А это в свою очередь на самооценке, которая и так хромает. Так вот он читает, буквы вроде складывает даже в слова, но совершенно не помнит то, что прочитал. Даже предложение прочитанное только что. Если сидеть с ним рядом, то он вроде читает, произносит слова, но после не может назвать ничего из прочитанного. Что делать в такой ситуации?

Пробовала читать с ним по одному предложению и повторять его. Он вроде повторит. Прочтем еще одно и он уже не помнит предыдущее. При этом на просьбу прочесть его еще раз - КРИЧИТ. Надувается, вздыхает, фыркает, подпирает голову рукой и всячески показывает что его насилуют. Очень трудно мне в таких условиях :( Вот как? Как его замотивировать? Как развить память и интерес к содержанию книги?

Пытаюсь брать книги для малышей, где мало текста, крупные понятные буквы и большие картинки. Плохо то, что им уже такие книги по содержанию не интересны, а те, что интересны их пугают.

копировать

Вы правильно заметили, что мальчик "буквы вроде даже складывает в слова". Другими словами ребёнок НЕ читает. Исходите из этого. Нарабатывайте навык складывания букв в слова. Подойдёт любой материал: вывески, этикетки, ценники, комиксы. Ходите вместе в магазины, давайте список, написанный печатными буквами, просите помогать с покупками, находить нужные товары, проверять чеки и т.д. Читайте вместе. Техника элементарная, как с трёхлетками: садитесь рядышком, берёте заведомо очень интересную книгу с хорошим шрифтом и читаете сами неторопливо, водя пальцем по словам. Подсматривайте за ребёнком: должен следить за Вашим пальцем. Как начинает отвлекаться, откладывайте книгу. Немного позже подключите к игре: Вы читаете предложение, а сын последнее слово в предложении. За каждое прочитанное верно и вовремя слово поощряйте (наклейка, цент и т.п., что замотивирует). Смысл в том, что ребёнок должен научиться читать "про себя". Через пару месяцев и вслух довольно успешно будет читать.

копировать

Не соглашусь про чтение "про себя". Ребенок должен читать вслух. В идеале лет до 12. Кроме навыка чтения, это формирует правильную речь.

копировать

Будет он читать вслух, будет :-) Как только навык буклосложения отработает до автоматизма, так и зачитает вслух легко и свободно.

копировать

Спасибо за ответ. Беда в том, что это уже второй класс в школе и остальные дети читают лучше и без страха. Отставание с каждым днем все ощутимее, причем ладно бы только мне или учителям, но и дети это ощущают. Еще проблема в недостаточном словарном запасе, бывает так, что слово вроде и прочел, но не знает значения и не понимает прочел правильно или где-то ошибся. :(

Спасибо за упражнение с ведением пальцем по словам, попробую обязательно.

Стараюсь заниматься с ними каждый день, пытаюсь тренировать память, но либо я делаю что-то не так, либо случай очень запущенный. Сегодня точно знаю, что в школе они повторяли что такое глагол и узнали что такое прилагательное. Спросила что означает прилагательное, так они вообще удивились что это за слово такое новое. И глагол... туда же... Правда помнят, что в школе вырезали фигурки троллей, обрадовали прямо.

копировать

Вы паникуете. Ну и что, что второй класс? Ну и что, что другие дети читают и т.д. лучше? Это не значит ровным счетом НИЧЕГО... для Вашего конкретного ребёнка. Вы напрочь упускаете из виду, что дети учатся в чужой стране и на чужом языке. А это нехилый такой стресс :-0 Хорошо хоть вообще учатся!

Для того, чтобы тренировать память, надо определиться с типом памяти. Как минимум: зрительная, слуховая, тактильная, эмоциональная. Возможны и часто встречаются их комбинации. Понаблюдайте за детьми: каким образом они наиболее эффективно усваивают информацию, в каком представлении или темпе? Например, нашему старшему сыну требовалось подетально разобрать тему, идти от основ, заострять внимание на мелочах, привлекая больше зрительное восприятие. А вот младшей можно быстренько-быстренько по верхам пробежаться. И, немного погодя, она, переварив вводные, сама подойдёт с конкретными вопросами. И тактильные ощущения к неё сильнее развиты, эмоциональная составляющая большое значение имеет... ну это как пример: дети-то разные, к каждому надо приспосабливаться :-)

копировать

Да, я делаю скидку на страну и второй язык. Обязательно. Но в любом случае меня ситуация несколько пугает. И из-за конфликтов между ними, из-за слабой памяти и концентрации у них (я много детей видела, да и сама себя помню, ну не было такого, что повторяешь, а ребенок смотрит на тебя и не слышит). И им сложно, и мне :(

Спасибо за информацию о видах памяти, попробую определить в ближайшие дни. Сейчас уже к ночи устала, 5 часов с ними вечером - выжата как лимон.

копировать

Утки C.S. написал(а): >> Немного позже подключите к игре: Вы читаете предложение, а сын последнее слово в предложении. За каждое прочитанное верно и вовремя слово поощряйте (наклейка, цент и т.п., что замотивирует). Смысл в том, что ребёнок должен научиться читать "про себя". Через пару месяцев и вслух довольно успешно будет читать.

А сколько часов в день нужно так заниматься, чтобы через пару месяцев он начал читать? Просто я давно уже с ними занимаюсь, довольно активно, часто пишу записки, вот недавно скраббл приобрели, вроде интересно играть им по чуть-чуть. В игровой форме в записках короткими предложениями даю задания, призы и прочее. Дело еще в том, что они друг другу мешают заниматься. Второй мальчик всегда быстро читает за этого, ну а этот соответственно расслабился и просто ждет, когда брат прочтет. В рождественский календарь каждый день подкладывала записки, в результате за двоих читал всегда один.

Я уже и в ванной активно стену использую, купила маркеры для доски и там пишу слова, а им предлагается нарисовать рисунок. Или наоборот (я рисую, а они подписывают). Но прогресса не видать :(

копировать

Какие часы, Вы что? Концентрация внимания сохраняется минут 15ть подряд. Примерно это время и нужно тратить на занятия несколько раз в день... 3-4 раза будет достаточно. Плюс "быстрого" брата прессингануть надо, поругать за то, что оказывает медвежью услугу и попросить проявить больше терпения или отправлять в другую комнату... лень, матушка, корень проблемы. По крайней мере из того, что лежит на поверхности: у нас младшая один в один: пашет старший брат, а она лавры пожинает. По-строже часто с ней себя веду, тогда эффект есть. Так и пытаемся сочетать строгость и игровые формы обучения... но младшая у нас маленькая ещё. А старший в своё время конкретно от буквосложения к чтению месяца за 3-4 перешёл. Мы, правда, с ним ещё и по методике Зайцева немного занимались и глобальным чтением на примитивном уровне баловались: он визуал и хорошо усваивает зрительные образы. Так что и то и другое хорошо подошло. Но ребёнок помладше был.

копировать

:) Я имела в виду вообще кол-во часов, чтобы примерно объемы определить. Понятно, что больше 15 минут нельзя, ну 25 если сильно увлекаются. Иначе они возненавидят и меня и чтение :)

Брата прессингую, но он особо не слышит. Тут тоже проблема, у них в одно ухо влетает, а во второе...

Звучит словно я ною, хотя ною и правда.

А как можно строже? Вот сегодня мы читали, он сидит и дуется и не читает. То есть он согласен "читать", но только чтобы я не спрашивала о чем в книге. Его это раздражает ужасно. А строгость приводит к тому, что он уходит в другую комнату и хлопает дверью. На наказания в виде лишения бонусов (телевизор, плейстейшн, сладкое и тп) расстраивается, кричит, потом смиряется, но это его не мотивирует в будущем.

копировать

Тут я пас... я не знаю конкретнго ребёнка. С младшей упрямицей был пиковый случай: 3 с половиной года девице, а она карандаш в кулаке держит и кричит, извините, дурниной, если пытаешься переложить. В один непрекрасный вечер, я решила на неё насесть и не слезать до тех пор, пока правильно не выучится... ибо было понятно, что основной мотиватор упрямство. В итоге она плакала, падала на пол, бросала в меня чем под руку попало, кричала и ругалась, звала на помощь... пытка обоих длилась около часа. В конце концов сдалась и держит карандаш правильно... плюс чрезвычайно довольна собой и своими успехами в рисовании/раскрашивании (там же моторика совершенно разная когда в кулачке и когда пальчиками держишь). Т.е. в этой ситуации, для достижения прогресса нужен был, на мой взгляд, толчок, рывок, навык преодоления. Так что и подобный подход тоже может быть методом... но я их стараюсь избегать до последнего, до самой последней возможности.

То, что Вы описываете насчет "дуется и не читает" скорее похоже на нашего старшего. С ним я и не настаивала на пересказе: как прочитал, так и хорошо, хвалила. Если откровенная халтура, журила, на сознательность давила: "Заяц, ну ты же САМ понимаешь когда работа сделана хорошо, а когда так себе? Давай не будем спорить, мне это неприятно. Я хочу, чтобы ты сделал выводы на будущее и немного постарался ради меня. Хорошо?" С ним этот подход гораздо лучше работает, чем тупая упёртость. Однако, сын точно знает, что "хлопать дверью" на маму ему точно не стоит :-) Кстати, у сына налицо отставание в психоэмоциональном развитии. Мозги в порядке, а вот поведение с младшей сестрой (разница 3 года почти) ... в общем она часто разумнее, оказывает на брата благоприятное влияние. Может быть тренинги для деток с проблемами в поведении поискать? Мне кажется, групповые игры, в т.ч. игровые командные виды спорта, должны помочь.

копировать

Спасибо за развернутый ответ и желание помочь. От того что я выговариваюсь, уже чуточку легче.

Вот думаю уже о жестком способе, пусть через ненависть и крики, но заставить, но сомневаюсь еще. Сейчас он по крайней мере не сильно пытается избежать занятия, тк надеется, что обойдется легкой кровью и быстро отмучается. А потом бонусы, да еще и похвалят может и вообще он как все. А после жесткача может сильно начать отлынивать. Вот блин!

Второй метод не подходит в нашем случае, тк они сразу начинают манипулировать. Кстати, когда они ругаются или манипулируют, то речь у них не с задержками, а очень даже шустрая. Интересно, вот только что осознала эту особенность. Другое дело, что манипулируют они нелогичными доводами, но очень нагло и уверенно.

копировать

О репетиторе не думали? Подруга не находит общего языка с сыном на тему уроков. Однако, у репетитора дела идут неплохо... бедные мамины нервы когда делаются ДЗ :-0 Но не сделать парню гордость не позволяет + слабое место есть: занимается хоккеем с большим удовольствием, а с трояками на тренировки не пускают ;-)

копировать

Финансово не потяну, по крайней мере сейчас. :( Продленка + футбол пока тянут очень крупную сумму. Возможно чуть позже, но пока еще надеюсь справиться своими силами. Хочется найти способы, упражнения, которые быстро и существенно дадут толчок, а дальше может быть дети почувствуют, что могут и станет легче. Надеюсь на это.

Утки C.S. написал(а): >> слабое место есть: занимается хоккеем с большим удовольствием, а с трояками на тренировки не пускают ;-)

Вот найти бы такое что-то! Пока что лишение любого из "пряников" их не особо огорчает

копировать

не очень понятно на каком языке вы их собираетесь научить читать? На русском? или на языке другой страны (каком?). На англ например не учат читать по буквам, сразу учат слова целиком, начиная с коротких слов.
Поговорите со школьным учителем, наверняка он даст вам совет как подтянуть мальчиков, может у него тоже есть возможность уделить им больше внимания в школе, если он увидит вашу заинтересованность.

Ищите книги с простым текстом, адаптирванные для детей классические произведения, они, как правило, интересны по содержанию и легко читаются.

копировать

Стараемся и тот, и другой поддерживать, но в приоритете естественно местный язык, тк необходим для обучения и общения. На русском они получают иногда записки (например, где найти сладости) и список покупок, если им позволю самостоятельно сходить в магазин. В общем, русский по мелочи.

С учительницей взаимодействуем, не особо плотно, но все же. Особо возможности с ними дополнительно заниматься у нее нет. Она отмечает, что дети словно младше своего возраста, могут заплакать из-за любой мелочи, скорее даже не заплакать, а громко кричать. В играх с другими детьми у них не ладится, тк хотят придумывать правила и чтобы играли по ним, а другим детям это не нравится. Тут вообще не очень приветливы к иностранцам, что тоже усугубляет... Пытаюсь и социализировать их, но сложно. Они постоянно в конфронтации друг с другом, могут подраться при всех и другие дети их не очень... Это я уже так, о наболевшем.

Книги с простым текстом как раз берем, ходим в библиотеку и выбираем книги для самых малышей. Но так как прогресса особо нет (особенно у одного из мальчиков), то я заволновалась.

копировать

Вы одна не справитесь. И ведь проблема не только в чтении. Не поняла, почему не пишите в какой вы стране? Может быть здесь есть кто то, кто может Вам помочь. Вам нужно показать детей логопеду как минимум, специалист может дать хотя бы оценку проблемы. А затем можете поискать специализированную литературу и начать действовать. На вскидку еще я увидела незрелость нервной системы, это может быть органика и тогда нужно неврологическое обследование, или психология и тогда нужна консультация психолога.

копировать

:( С ними занимался логопед в школе, но сейчас логопеда перебросили на других детишек и у наших его убрали. Надеюсь, что вернут, попробую поговорить с учительницей об этом еще.

По поводу неврологии здесь вряд ли врачи примут во внимание мои опасения, скажут, что дети говорят на двух языках и это просто особенности характера.

Думаю какие еще упражнения можно ввести. Вот пишем ежевечерне дневник, вспоминаем события за день. К сожалению, вспоминаю в основном я, иногда пользуясь информацией из школы. Но может это поможет постепенно. Хотя воспоминания дня прерываются постоянно скандалами их, каждый раздражается, если брат вдруг прерывает его и начинает говорить. А брату тяжело вытерпеть, тк мысли формулируют они очень долго. Иногда могут начать фразу и тянуть, и "экать" так долго, что и начало забывают. Пишу и очень грустно становится. Вроде и нормально все у них (язык второй, учатся все-таки, интересы по возрасту), а вроде и нет.

Еще придумала им каждый день вечером выдавать по несколько деталек лего, что они в результате соберут для них сюрприз будет. Но за усердие и мир в доме по вечерам получают по 2 детали, иногда больше. Надеюсь, что это поможет их замотивировать и возможно командной работе научит чуть-чуть.

Про страну не хотела бы писать, это особо ничего не даст, могу в личку написать, тогда понятно будет.

копировать

Второй язык по началу дает откат назад, так как ребенок чувствует себя неуверенным, что то не понимает и расстраивается. И не все дети умело могут дать понять о своих проблемах родителям и учителю, как правило закрываются. Плюс у Вас дети близнецы и в одном классе, эх. Разделить бы их по классам. Я в Италии живу, и здесь близнецов и братьев/сестер разделяют по разным классам, так как считается, что это мешает им развиваться и осваивать нужные навыки.

Мне кажется, Вам нужно взять за основу один язык, по нему и заниматься, читать, писать. Навыки они потом будут легко использовать в другом языке. Плюс, это очень важно, я бы занималась с ними по отдельности. Чтобы не было конкуренции, так будет больше толку. Мой сын на 2 года младше ваших мальчишек, я из Росии привожу пособия Ломоносовской школы и занимаемся мы по ним не больше 15 минут в день. У моего дефицит внимания, уже несколько лет работаем с психологом, не знаю что будет дальше. Мне тоже страшно, в этом году начнется школа.

А музыка Вашим детям нравится? Очень хорошо развивает память занятия в хоре и на инструменте. Вы писали еще про шахматы, тоже идеально.

Еще можно дома повестить доску, где дети могут сами писать план на завтра, а вечером проверять все ли сделано. И Вы можете ввести систему поощрений, типа выдавать звездочки, а потом делать небольшие подарки, это Вы уже сами смотрите. Такая система хорошо помогает навести порядок в голове.

И еще, держитесь. Первый год самый сложный, привыкнут, освоятся, появятся новые друзья и все устаканется. Ведь нет ни одного взрослого человека, не умеющего читать. И, я там выше писала, занимайтесь с детьми отдельно, по 15 минут с каждым.

копировать

Вы читаете на "новом" языке или на родном? Если на новом, то я бы посоветовала побольше читать на родном, где все понятно. А новый подтянется по мере развития навыков чтения. Понимаете, неважно, на каком языке ребенок научится хорошо читать, навыки легко переносятся с языка на язык, останется только лексику подтянуть.

копировать

Спасибо, очень ценную вещь вы сказали. Попробую, у меня как раз лежит ящик книг "малышек", попробуем перечитать их.

копировать

+1. Обучаю ребенка чтению на русском, очень удивилась, как он быстро перенес нывыки чтения на второй язык.

копировать

А почему вытягиваете вы с помощью форума? Где логопеды и психологи?
старшего перестаньте мучить. Не надо ему читать все обязательно вслух о и повторять. Лучше обсуждайте с ним каждый кусочек - почему Дядя Федор сказал Матроскину, то-то и это? что сделал Шарик? почему он это сделал?

копировать

Страна как раз имеет значение. В Германии есть практика разведения близнецов по разным классам, чтоб они не замыкались своей маленькой группо и вынуждены были общаться с другими детьми. Так они учаться другой речи, а не только понимаемой с полузвука речи брата-сестры. Потом для интеграции иностранцев в школах есть дополнительные уроки языка. Занятия с эрготерпевтом и логопедом. Ну и ваше терпение, понимание, что уровень до которого вы хотите "вытянуть" нужно подкорректировать на двуязычных и близнецов к томуж

копировать

причем логопед и эрготерапевт бесплатно (по страховке)

копировать

Здесь о таком не слышала. Есть педагог дополнительный, которого выделяют, когда ребенок идет в школу и говорит очень плохо. Сейчас в школе появились несколько детей, которые не знают языка вообще и педагога перебросили на них.

копировать

Начните с детского врача, он направит на реабилитацию посредством Лого- и эрго, если заметит отставание.

копировать

Требуйте педагога и на продленке обратите внимание, что у детей проблемы с концентрацией и обучением. На нашей продленке я об этом сказала, с ребенком очень много играли в настольные игры, 5-6 лет нам.

копировать

Я настаивала на разведении в разные классы, но отказали, мотивируя, нюансом с продленками и несколько агрессивным и при этом перегруженным параллельным классом.

Правда через 4 месяца учительница сказала, что это была ошибка, что тяжело и предложила детей перевести в 1 класс (сейчас они во втором). Я отказалась на тот момент, тк для них было бы еще большим стрессом, если бы их отправили к малышам, тем более, что все остальные проблемы оставались на месте. Мы долго беседовали, обсуждали все за и против, но против было много, а за всего несколько и самое крупное - облегчение для учительницы.

Страна - Дания.

копировать

В Швейцарии тоже есть такая практика. Но у дочки в группе польские близнецы, 4-5 лет, девочка с мальчиком. Я реально вижу, что им так лучше. Они чувствуют себя увереннее и это им помогает. Они не висят друг на друге.

копировать

Выскажу альтернативное мнение: прежде, чем "вытягивать" технику чтения, нужно выправить самооценку, которая никак не должна и не может зависеть от качества навыка чтения. Неуверенный в себе человек, у которого "руки опустились" учится чему бы то ни было в разы хуже и медленнее. имхо

копировать

Утрочка, я с радостью бы им помогла, но как? Я наверняка что-то упускаю.

Хвалю их обязательно. Успехи всегда стараюсь замечать и выделять. С критикой очень осторожна. Они очень болезненно реагируют на любое замечание, особенно, если рядом брат. А брат рядом всегда. Они никогда не упустят возможности побыть рядом, словно соперничество, что брату достанется больше. И не важно чего. Внимания других людей, на миллиметр больше чая в стакане, булочка крупнее и прочее.

Приглашаем иногда детей из школы домой, хотя одноклассников сложно приглашать, они не горят желанием общаться... Зато дети из младших классов, которые ходят вместе в продленку, бывают часто. Как же помочь им с одноклассниками-то. Стараюсь следить, чтобы они были одеты "круто" (у них среди одноклассников это ценится), игры по моде у них практически все есть, разве что в айфоне отказано, хотя очень просят.

копировать

Эх, если бы мама могла заменить собой весь мир... Детям не хватает одного нашего единоличного восхваления. Плюс - дети "секут", на раз, что мы пытаемся купить им успех и уверенность в себе, пытаясь "прикормить" одноклассников. Нужна какая-то сторонняя ниша, в которой ребенок бы естественным образом занял место выше среднего.

копировать

:) Вы - чудо! Были у меня мысли о шахматах для одного и танцах для другого. Ну и пусть, что они оба просятся на плавание, тк все одноклассники туда ходят.

Сделаю на этой неделе.

копировать

Безусловно - попробуйте, они просто пока не в курсе, что шахматы и танцы - это классно, а плавать просятся с чужих слов. Не понравится - пусть попробуют поплавать, да что угодно. Обязательно найдут свое.

копировать

Дома можно ставить диски для изучающих язык. Просто фоном. Диски к учебникам начального уровня, мультики обучающие.

копировать

Пантокальцин хорошая вещь

копировать

Если читает плохо и без желания, ничните писать! Мелкие записки, списки что нужно купить в магазине, сладости и шоколадки приветсвуются. ЧТо записано то должно быть куплено:))