Не отвечает на вопрос "почему".

копировать

День добрый.

Дочке 3,5 года. В меру развитая, общительная, очень самостоятельная. Ходит в частный садик. Говорит весьма прилично.

Но я заметила (да и педагоги тоже), что она совершенно не может (не хочет?) ответить на вопрос "почему?". Сейчас разверну.

Например, спросишь: "А где у нас книжка про зайку?" Ответит: "На полке!" или "А я не знаю, где!" или даже: "Ой, а куда это книжка подевалась? Давай вместе ее поищем!" То есть, налицо диалог.

Но если, например, в игре она говорит: "Зайчик хочет к маме!", а ее спросить: "Почему?", то будут два варианта ответа. Либо просто парафраз:"Потому что хочет к маме!", либо, если поднажать, будет случайный неабор слов типа: "Ну потому что тут люстра...бабочка... а вот еще цветочек надо!" или что-то в этом роде. И так на любое "почему?".

Народ, как выцепить, это поведение - просто аналог "Отстань, мама, я не хочу об этом говорить!" или что-то пока недозрело в головушке?

копировать

хм, а вы бы как ответили на вопрос почему зайчик хочет к маме? Если это из области чувств (типа соскучился) - то имхо - рано такие анализы делать, можно только спопугайничть.

копировать

Ну вот сегодня один из педагогов рассказал. Перед началом занятия он разговаривает с детками. И, в частности, спросил, какое у кого настроение. Кись сказала, допустим, хорошее. Он спросил, почему. Она прогнала опять про "стульчик, а еще это... крош и нюша!" ))) или что-то подобное. Он сказал, что можно по-разному ответить на этот вопрос. Например, настроение бывает хорошим, потому что хорошая погода, солнышко на улице. Или потому, что скоро придет мама. Она кивнула. Он повторил вопрос. И получил опять фиг те что )))

копировать

Эээ... Такое подозрение, что Ваш педагог желает воспитать попугайных детей.
- Дети, какое настроение?
- (хором) Хорошее!
- А почему?
- Потому что хорошая погода! Скоро придет мама!

А тут Ваша независимая девочка со своим внутренним миром, где Нюша и Крош. И удобный стульчик. ;)

копировать

Та ни... там как раз супериндивидуальный подход. Даже иногда слишком. Их там вообще двое сидело )) На одного дядьку ))

А про "богатство и невыразимость процессов в глубинах внутреннего мира" мне ее папа (мой любимый муж) периодически говорит ))) вот, думаю, может, пора с младенчества учить с таким внутренним миром справляться )))

копировать

Знаете, я - супертревожная мать-перфекционистка. И я страшно хочу, чтобы мое дитя было социально успешно. Чтобы оно было, как я в его в возрасте - коммуникабельно, эмоционально открыто, социально активно. Я в 4-5 лет вела открытые беседы, никогда не затруднялась в описании своих чувств, рефлексия была развита с детства.

А вот мой сын (как и его отец) - другой. Он тщательно оберегает свой внутренний мир. Он не пустит в него никого, пока сам не разберется.
И поэтому может до сих пор на какой-то вопрос начать нести отсебятину (ну, уже, конечно, не полную, но заметно, что это чистейшей воды отмазы и не имеют отношения к делу). Это не потому, что он не видит причинно-следственных связей (с этим все в норме), не потому, что он не умеет выражать эмоции (на это было мной потрачено много усилий, и когда нужно, сын великолепно саморефлексирует). Обычно это значит - "Я не могу это выразить." Ему нужно время подумать. Это было всегда. В определенном возрасте это выражалось во вспышках ярости, потому что сын не мог выразить то, что внутри него.

Если Вас это так волнует, то учите дочку определять эмоции личным примером. Вы устали после работы, приходите домой и говорите дочери доверительно: "Я так устала, даже немного грустно". Если она балуется: "Я сержусь." Если Вы испытываете гнев, не скрывайте его, признайте "Я в ярости. Я зла". Если она радует Вас: "Я радуюсь! Я счастлива! Я горжусь! Мне хорошо, потому что..." :)
Ну, и не спешите. Педагог обратил Ваше внимание на этот аспект. И все.
Ваша девочка и без того развита отлично, поверьте. :)
Не гоните лошадей.

копировать

А вы всегда можете ответить почему у вас настроение хорошее? явно не из-за солнышка
Ответ на вопрос "почему" есть установление причинно следственной связи, не каждому взрослому это порой под силу.
Ребенок cам спрашивает "почему солнышко светил, почему тучи пришли,и тп"? Если не спрашивает сами пробудите интерес, сами рассказывайте, тогда и она научится на них отвечать.

копировать

В данном случае, сами для себя осознайте, что Вы хотите услышать на вопрос "Почему?" И педагогам было бы неплохо.

В случае вопроса: "Шел дождь, земля мокрая. Почему?" - это будет причинно-следственная связь. Это развивается в возрасте от 3 лет, чаще всего подобные связи формируются автоматически, на основе бытового опыта ребенка. Можете немного поиграть: "Что раньше, что потом". Есть целые дидактические игры на последовательности. Но "обратные" причинно-следственные связи типа "ветер дует, потому что деревья качаются" являются нормальным явлением до 5 лет. :)

В случае вопроса "Мама зайчика ушла, зайчик хочет к маме, почему?" - Вы ждете определения эмоционального состояния зайчика.
В 3-4 года ребенку еще сложно дифференцировать даже свое эмоциональное состояние, а уж об осознанной эмпатии к предполагаемому зайчику и говорить нечего. Ваша дочка должна (внутренне) отождествить себя с зайкой, затем найти в собственном опыте ощущение грусти по маме, затем перенести это на картинку и отразить это вербально. Многовато для 3,5 летнего ребенка. :)
Но и это можно развивать - проговаривать собственные эмоции, расказывать о чувствах и эмоциях. Очень полезно, кстати.

Ну, и может играть вариант "Отстань, мама". :) Иногда дети говорят то, что хотят взрослые. А иногда - только то, что хотят они сами.

копировать

Ну, такая же история с, например: "Мама, я хочу бублик!".

"Почему?" - ответов может быть много. Ну, например:"Потому что я хочу кушать!" или "Потому что он вкусный!".

Это тоже слишком сильная степень абстракции для 3,5 лет? Я просто понять пытаюсь, думаю, может, нейропсихологу показать...

копировать

А может, не задавать ребенку дурацкие вопросы? :) Это же очевидно, почему она хочет бублик. Значит, и ответа не требует :)

копировать

Чойта дурацкие? :) Бублик она может хотеть по совершенно разным причинам:
- хотеть есть
- хотеть вкусненькое
- хотеть бублик, потому что в мультике едят бублик.

и т.п.

копировать

Потому что мама уж знает, голодный ребенок или нет :) Для меня это из разряда ответа на вопрос "а кто это тут у нас такой маленький" :))

копировать

- Мойша, иди домой!
- Мама, я проголодался?
- Нет, ты замерз!!!
(с)

Ну откуда мама знает, голоден или нет ребенок, если ребенок об этом не сообщит?

копировать

ROFL

копировать

Не, ну если не она кормит, может, и не знает :)

копировать

А если она кормит? Откуда она знает, проголодался или нет ребенок? ))

Типа, "не должен бы еще проголодаться! О! А теперь точно проголодался!!!"? :)

копировать

Инга, а Вы всегда можете дифференцировать, почему Вы хотите бублик?
Вот я, если хочу бублик, то мне сложно понять - хочу ли я есть, хочу ли я есть именно бублик, хочу ли я бублик, потому что он есть, а клубники нет... хочу ли я бублик, потому что он колечком, а мне приятно откусывать от колечка... хочу ли я бублик, потому что бублики я ела только в детстве, и это возвращает мне приятные воспоминания...

Вот я это все сказать могу. К примеру... Но предпочту ответить очень просто: "ПОТОМУ ЧТО".
Но мне, слава Богу, в 10 раз больше, чем Вашей дочурке. :D

копировать

вам очень хочется сводить ребенка к доктору и получить прописанное лечение , ведь врач, когда к нему приходят. хоть витамины, да выпишет. Иначе вы скажете,ч то он плохой врач.
У меня сыну 2.5 года. Вопрос почему я ему вообще задаю редко. Это сложный вопрос. Чаще всего он просто ответит - не знаю. А если вы хотите чтоб она у вас логически мыслить училась, стройте цепочки с ней. Хочешь бублик? Бублик вкусный?

копировать

Я что-то где-то говорила о враче?

копировать

А какое, простите, отношение нейропсихолог имеет к врачам???

копировать

Словарно-понятийного запаса не хватает. Она пока умеет облекать только некоторые чувства в слова. То, что она может выразить словами не подходит, поэтому она отказывается отвечать.
Моя старшая сплошь и рядом могла отказаться отвечать если не могла сформулировать или не знала ответ.

копировать

"Не дозрело", ИМХО. У меня старшая и младший такие (в отличие от среднего), старшая дозрела в силу возраста, младший зреет:-)

копировать

а почему еще зайчик хочет хочет к маме?

да ну, имхо вы много хотите от ребенка.

копировать

Старайтесь в разговоре с ребенком чаще сами говорить сложноподчиненными предложениями, где есть "почему". Например: "Мы сейчас пойдем в магазин, потому что надо купить молоко. По дороге зайдем к бабушке, потому что она нас просила. Мы с собой возьмем санки, потому что на улице много снега". Не все подряд, конечно, так осмысленно проговаривать, но хотя бы через несколько фраз. Через месяц-другой прогресс увидете

копировать

А она отвечает на вопрос почему она плачет?

Моей 3 года, двуязычный ребенок, так что наверное разговаривает хуже чем сверстники в России

Когда она начинает плакать я всегда ей говорю, чтобы успокоилась и внятно мне сказала почему плачешь, что случилось или что хочеш

Где-то месяц как я стала получать развернутые ответы - папа поругал и я обиделась. А почему папа поругал? Я его ущипнула, например. Ну и далее разбор ситуации - папе больно, папа тоже обиделся, так нельзя итд

А когда не хочет отвечать, то просто молчит.

копировать

У нас ответ будет примерно таким:

- Почему ты плачешь?
- Потому что папа обидел!
- А чем он тебя обидел?
- Ну потому что обидел!!!!

Кактотаг.

копировать

ИМХО какой вопрос - такой ответ. Чем обидел? Голосом! или Словом! - пойдет такой ответ? :)
Спросите, что такого обидного он сказал или сделал. А лучше, подойдите к чувствам ребенка.
А если не сильно плачет, а больше напоказ и спросить шуточно что-то типа: "Караул, побил тебя?" Будет смеяться или еще больше обидится? Моя, например, будет смеяться, потому я запросто могу, не потревожив ее чувств, прояснить ситуацию так.

копировать

Да она редко плачет и несильно. И на шутку все быстро переводится ))

Меня волнует как раз простройка причинно-следственных связей.

Хотя вчера, начитавшись топа, решила позадавать не открытые, а альтернативные вопросы. Диалог оказался таким:

- Мамочка, я хочу молочко и печеньки!
- А почему ты их хочешь?
- Ну... они там, на кухне!!!
- Ты хочешь потому, что проголодалась или потому, что они вкусные?
- Ну конечно же вкусные!!!

))

копировать

ну так значит пройдет это скоро, поймет, чего от нее хотят эти непонятные взрослые и все уладится :)

копировать

Чего за дурацкий вопрос "почему ты хочешь печеньки и молоко"?
Потому что они и есть на кухне и вкусные, а каша хоть и есть но не вкусная и ее не хочется.
Не там вы ищите связь. Это все равно что спрашивать почему ты спать хочешь, почему ты писать хочешь?
почему ты любишь маму?
Задавайте ребенку нормальные вопросы:
почему деревья качаются?
почему нельзя переходить улицу на красный свет?
почему нельзя брать горячее руками голыми?

копировать

С одной стороны, может и недозрело. А с другой стороны - вопросы какие-то неподьемные для маленького ребенка. Она для себя никогда на них не отвечала. Эти вопросы ставят под вопрос нормы мироздания, то, что человеку хочется есть, хочется к маме, обычно бывает хорошее настроение, - это для нее норма. И вопрос "почему?" ставит в тупик, так же как если спросить ее, например, почему она хочет в туалет.
А если спрашивать о чем-то менее философском и более однозначном, например:
Почему котенок (из мультфильма) разбросал игрушки? Потому, что не получалось собрать картинку из кубиков и он рассердился.
Почему замерз пруд? Оттого, что стало холодно.
И т. д.

копировать

задавайте более простые вопросы, где причина следст. связь очевидна. Ну хотя бы "почему ты плачешь". Если на простые вопросы правильно отвечает, то до более сложных не доросла.

копировать

Не развита эмоциональная сфера. Это нормально для 3-хлетки. Она развивается от 3-х до 6 лет.
Моему младщему 3,3 сейчас. Вот только-только начинается.
Вчера спрашиваю: "Почему ты не играешь с Ростиком", отвечает: "Он мне не дал машину повозить, я обиделся".

копировать

я, думаю, понимаю, чего вы хотите от ребенка, моя старшая тоже ближе к 4-м стала такие связи полностью раскрывать, хотя речь у нее отменная, словарный запас хороший и рот не закрывается, но поначалу несла откровенную чушь из разряда "да отстаньте вы от меня со своими дурацкими вопросами".
Я, во-первых, сама стала использовать чаще описание и причины своего поведения или вопросов, например, "я так хочу пойти скорее гулять на улицу, ПОТОМУ ЧТО там такооое яркое солнышко, так светло и тепло! А ты?" И на каждую ситуацию в разное время разные эмоции и описания. Во-вторых, давала на выбор несколько вариантов и предлагала дополнить своим на вопрос "почему", например: "Ты хочешь эту книжку потому что она красочная или это твой любимый герой?" Иногда предлагала специально абсурдные варианты: "О, мышка выскочила из норки, наверное потому что она хочет съесть кошку! Правда?" Ребенок смеется и начинает думать, что же тут не так и искать свой ответ.
Поиграйте еще в ассоциации, мне кажется это тоже из этой оперы.

копировать

Моему сыну 5,5 лет и он до сих пор не может объяснить почему он плачет. Вот утром не хочет в сад идти - плачет, говорю: "Ну что ты плачешь", а он объяснить не может, потому что плачет не потому что больно, а вот такое настроение. При этом запросто расскажет 3 версии возникновения жизни на Земле и даст кучу доводов почему все они несостоятельны, т.е. словарный запас очень приличный.

копировать

А так всегда бывает, если ребенок в чем то опережает развитие, то в чем то другом он отстает. Никогда не замечали, что гении часто бездушны в некоторых вопросах, а в некоторых областях, как дети малые.

копировать

Да ладно ребенок, мужу 42года вечером говорит: "Хочу вкусненького", а что именно хочет сказать не может, а тут ребенок)
Зы, муж у меня ни разу не гений :) и развитие не опережает.

копировать

Вспомнила :) моя дочька поначалу на вопрос "Почему?" всегда отвечала одним ответом "Потому что ночь наступает" :)

копировать

Почему почему, потому что много вопросов лишних, меня то же прям бесили и я искренне не понимала почему тети такие глупые. Но сказать прямым текстом было как то не удобно, вот и были такие же зайки и стульчики и потому что.

копировать

Моя дочь на все вопросы почему?отвечает "а потому что" правда,ей 2,9 еще

копировать

Моя того же возраста, отвечает "потому что мне нужно!" :)

копировать

Как говорит мой муж, самые идиотские вопросы - это "почему?" и "зачем?"))
Если мне взрослой тетке зададут вопрос, почему я хочу бублик, я подумаю, что спрашивающий не совсем адекватен.

копировать

Это вопросы - самые главные в жизни. Если бы люди почаще их себе задавали - они бы жили в корне иначе.

Впрочем, эта тема - для отдельного обсуждения, не здесь и не сейчас ))

копировать

Инга, возможно, Вы и правы. Но ВАм не кажется странным, требовать от дочери рефлексии на КАЖДОЕ мимолетное желание?
Ведь анализируя и рефлексируя мы часто теряем спонтанность и способность просто ощущать и проживать жизнь. ;)

копировать

Дык я ж не требую )) Я ж общаюсь с ней. Так же, как и с другими людьми ))

Вот меня и заинтересовал вопрос, который я тут задала.

Тем более, что эту особенность заметила не только я, но и педагоги. Значит, это действительно бросается в глаза. Не только при требовании высокого уровня рефлексии, но и на бытовом уровне.