Что делать с ребенком (про первый класс и соответствие)

копировать

Уважаемые мамы, пишу посоветоваться, так как сама стою перед выбором.
Имеется сын Илья шести лет. На сентябрь этого года ему будет 6,5.
С трех лет ходит в развивающую школу. Сначала школа выполняла функцию социализации в первую очередь, так как в сад не ходит (невыносимо часто болел). В прошлом году пришли после лета - ребенок за лето зачитал, сам, без особого контроля и уж тем более принуждения с нашей стороны. В его старую группу не взяли, отправили в группу на год старше. К концу календарного года оебенок перерешал все учебники по математике и проииси, ему стали давать индивидуальные листочки из учебников. Их ему решать нравится очень.

Я была сторонником не отдавать его в 6.5 в школу, но мамочки из нашей группы заронили зерно сомнений. Сегодня была у зауча начальной школы, принесла его тетрадки, и она твердо сказала что это все - ПРОГРАММА КОНЦА ВТОРОГО КЛАССА!!!! В первом они еще палочки 1+2 складывают и буквы до апреля учат.

Есть еще школа 218 которая к нам территориально не относится, попасть туда можно только через подготовку их но на этот год набор был два года назад, и нас не взяли с подготовку даже в набор следующего года. То есть не просто не взяли, а даже не пропустили дальше охраны к завучу. Как иначе туда попасть, не школа, а бастион...
При всей ребенкиной развитости я отдаю себе отчет, что он психологически маленький, я понятия не имею как он отреагирует на 30 детей в классе, я уверена что он будет болеть так как в сад не ходил и с этой точки зрения лучше отдать в первую школу, плюс она возле дома в пешей доступности. Вторая подальше, но не страшно. Но во второй школе просто бешенная нагрузка с первого класса и дети просто с утра до ночи учатся.

Самый основной вопрос и большая проблема заключается в том, что все, что он знает и умеет далось ему просто. Поэтому навыка научаться у него нет. Если он пойдет в слабую школу, то до третьего класса будет пинать балду, за три года окончательно отупеет и в четвертый придет обалдуем. И любая первая трудность свалит с копыт и учиься для него будет каторгой. Как этого избежать? По физическим и психологическим данным ему бы еще дома год сидеть, а по голове в первой школе завуч всерьез предлагала его в сентябре во второй класс оформить.
Короче я в замешательстве, как бы вы поступили?

копировать

В похожей ситуации (мартовский ребенок) отдала в школу в 6.5. Школа - прогимназия, учительница очень хорошая, нагрузка обычная (не бешеная). Психологически ребенок был готов, учиться очень хотел, мотивация была хорошая, произвольность присутствовала (кстати, у Вас с этим как?), сын очень коммуникабельный и общительный. В общем, сын сейчас заканчивает 3-й класс, учится очень хорошо, один из лучших в классе, схватывает все на лету и да, проблема, которой Вы опасаетесь - отсутствие работоспособности и умения трудиться на достижения результата - у нас была. Выезжаем на доп.занятиях - учит 2 ин.языка и занимается музыкой - тут уж без труда никак.
В общем, к 4-му классу не отупел, да и 3 предыдущих года балду не пинал. Тут уж Ваша задача как родителя обеспечить ребенку нагрузку в соответствии с его потребностями.
У Вашего сына хорошо поставлена рука? Прописи хорошо пишет? Объективно могу сказать, что у моего в 6.5 рука была поставлена хуже, чем у большинства семилеток-одноклассников и прописи ему давались не так уж легко. Более-менее прилично писать он начал только в начале 3-го классе. Так что Вы особо не обольщайтесь, что у развитого ребенка в первом классе все будет прям безоблачно, разные нюансы есть. И буквы в первом классе до апреля не учат, после нового года начинают писать в обычных тетрадях в широкую линейку))
Ну и да, мой болел в первом классе очень много. Он вообще болезненный.
Короче, на Вашем месте, однозначно не стала бы отдавать маленького ребенка в школу с бешеной нагрузкой. Но я вообще противник бешеных нагрузок))
А в обычную школу бы отдала.

копировать

Эх, прописи ему даются достаточно хорошо, но он все это сопровождается феерическим нытьем. Ему писать очень не нравится, скучно. Книжку Перельмана купила, занимательная математика, не могу оторвать, взахлеб решает и задания всякие оттуда делает. Сейчас вот мумми-тролей читал, еле отодрала его от книжки. Выборочно, короче.
С коммуникациями тоже все неплохо, а вот ответить на агрессию не сможет, не понимает ее и сразу рыдать. Цветочек аленькай :(

копировать

Если ребёнок психологически не готов, я бы никогда не отдала рано. (Сама была 6-леткой.) Мальчику быть самым маленьким и слабым - не очень-то....
Моему младшему в сентябре будет 6л. и 3,5мес. Свёкры пытались всю весну продавить, чтобы я его отдала в этом году в 1-й класс. КАТЕГОРИЧЕСКИ нет! В частности и потому, что он никогда не пойдёт на конфликт со старшими. Может либо разреветься, либо пойти нажаловаться. (При этом, сверстники в саду к нему очень уважительно относятся, признают его разные качества. Но это именно сверстники!) А что делают в школе с мальчиками-нытиками-ябедами, да ещё самыми маленькими? Ага... :(

Тут есть по соседству топ про 6-леток в школе. (Да и раз-два в неделю точно появляется новый на эту же тему.) Проблемы у таких "ранних" детей возникают не в 1-м, и не во в-2 классе, а позже. Во-многом - именно из-за возрастной незрелости .
Не понимаю, откуда уверенность у всех мам, что "ребёнок заскучает", "ему будет неинтересно"... Моя старшая, второклашка, тоже мало чего нового в школе узнаёт, т.к. пошла нормально подготовленная. Но не могу сказать, что она "скучает". (Кстати, вот недавно она поймала-таки первую в жизни двойку за то, что просто ЗАБЫЛА наклеить какую-то ерунду в ДЗ. Вы уверены, что ребёнок сам сможет контролировать выполнение ДЗ, сбор портфеля и прочие моменты? Сможет сам решить конфликты?) И я знаю, что когда в 5 классе пойдут доп. предметы (и тем более к концу школы!), этот год может решить многое. Не говоря уже о выпускных классах и поступлении в ВУЗ.
Даже "скучая" на школьных уроках никто не мешает участвовать в различных внешкольных олимпиадах, заниматься в кружках, развивать логику и прочие навыки, получать доп. образование.
Когда родители думают, чтобы отдать ребёнка в 1-й класс раньше, они почему-то и учитывают только этот первый класс. Умеет читать/писать - готов! А есть ещё, например, 7-й класс или 11-й. И вот их-то почему-то никто не учитывает...

копировать

Вы вот очень правильную мысль высказали насчет того, что проблемы возникают потом, да, видимо это так и есть. А насчет того, что ребенок сможет сам контролировать выполнение дз и сбор портфеля - нет, я не уверена. Но объективно, ему голову в этой подготовишке прокачали - будь здоров. Уже жалею, что отдала его туда, кто бы знал, что такие проблемы настигнут.

копировать

Наташ, а если не возникнут потом проблемы? Как сейчас можно гадать,что будет через 5 лет-7 лет. надо смотреть по ситуации,которая складывается сейчас и идти вперед. Просто выбрать оптимальную нагрузку и все будет ОК! Не надо учебу с утра до вечера, надо набирать скорость по нарастающей.

копировать

Да, мне кажется у меня есть решение уже :)

копировать

а что в 7 классе или 11-м происходит? :)
мой не-вундеркинд, обычный ребенок способный пошел в 6 лет, вообще не вижу проблемы с учебой, заканчивает 10 класс. Подчеркну - нет у него талантов особых и даров, кое-какие способности - да, ну хорошая память плюсом, все.
Были проблемы с поведением, но уверена они были бы и пойди он в 7 лет. Не знаю. Учится в гимназии одной левой ногой, на уроки тратит 15 минут в день, хорошист. Зато поступать пробовать будет в 17 а не в 18.
Тем не менее дочь мартовскую решила отдать в 7,5. Просто не хочу эпопею со школой начинать, не вижу смысла торопиться с ней.

копировать

Да не обязательно прям на 100% будут проблемы! Но они возможны. :)
Я, пойдя в 6 лет и 10 дней (:)) в школу, тоже всегда считала, что всё в порядке, и нужно поступать именно так. Уроки делала тоже по 10-15 минут, иногда в автобусе по дороге до школы или на переменке перед уроком. И мама моя была абсолютно уверена всю жизнь, что у меня не было проблем. А их, в принципе, и не было... И только когда встал вопрос, когда отдавать своих детей, я для себя решила, что в 6 не отдам. :) (6,5 и позже - обсуждается. :) ) Муж-6-летка тоже против раннего отдавания. Хотя, он довольно серьёзный физмат и эту нагрузку тянул без больших проблем.
В первом классе моя дочка помимо школы занималась ещё в 4 "кружках", по 2 раза в неделю. В этом году, во 2-м классе, внешкольная нагрузка составляла 12 часов в неделю. К концу каждого учебного года видно, что она выдохлась. Хочет заниматься и ещё много где, но я знаю, что больше не потянет.
Сыну завтра будет 6. :) Я вижу, что если его отдать в этом году в 1-й класс, все силы уйдут только на школу. И будет тяжело. (Психологически тоже.) Больше никаких дополнительных занятий не выдержит. А лично мне важно, чтобы образование детей только школой не ограничивалось. :)
Дочка моя, кстати, в 6 лет была побольше "готова" к школе, но её я не отдала из соображений некоторых не до конца решённых проблем с нервной системой. На тот момент ей было бы трудно.
Все разные. Смотреть по ребёнку надо. Автор топа сначала сказала, что сын по мозгам готов, а психологически - нет. Поэтому я и влезла. :)
И вот сколько я слышу, вижу и читаю, ВСЕ, кто хочет отдать детей в школу на год раньше, учитывают только 1-й, максимум 2-й класс. Типа "там он и так всё знает, проблем на будет". О дальнейшем обучении, до 11-го класса и дальше, никто не задумывается....
(И дочку-то свою Вы не поведёте в 6,5 ;) )

копировать

Ага, все разные
Сын у меня общественный человек, бойкий, его всегда видно и слышно, в любом коллективе ЕМУ всегда комфортно было, в сад с удовольствием ходил, я знала что хотя бы с этим проблем не будет
А дочка нежный цветок, скромная и закрытая, пусть дома посидит еще год :) тем более и ростом она небольшая, а сын высокий всегда был, выглядит старше своих лет

копировать

Нат, привет. А не хочешь психологу ребенка показать? И именно не школьному (для проформы), а думающему! Что он скажет относительно зрелости ребенка и готовности?

С одной стороны, в первых двух классах очень чувствуется разница между детьми (у моей с некоторыми практически год получается, т.к. она октябрьская, а кто-то - январский).
В сильной школе гонят достаточно быстро и с палочками и буквами никто не сидит, читают чуть ли с сентября и складывают строго составом числа (все палочки строго-настрого запрещены у нас были).
С концу первого года все дети (и хорошо подготовленные, и очень хорошо подготовленные, и менее хорошо) приблизительно сравнялись и этой разницы к началу второго года уже не было видно (со слов учитльницы).
С другой- пересиживать дома тоже как-то глупо, тем более раз ребенок так хорошо подготовлен. Если даже и пересиживать, то с прицелом подготовиться в сильную школу (типо 218)

копировать

Привет Нат, ну вот и я тож думаю, что глупо. Я вобще чувствую себя дуро-дуро в этой ситуации. А психологу очень хочу его показать, у тебя нет на примете, кстати?

копировать

Я правильно поняла, что в сильную школу с 7 лет вы его определить найдете способ? Если да, то этот вариант я бы рассматривала как приоритетный.
Идти в слабую школу балду пинать - вы очень правильно возможные последствия описали. А психологическая незрелость только дополнит ворох проблем. Идти туда через год тем более глупо.

Нагрузки вы зря боитесь, по-моему. "Дети учатся с утра до ночи" - это потому, что дети в основном самые обычные, натасканные на поступление через подготовку, им трудно, а способному ребенку просто будет не совсем легко, и это правильно.
Так что вопрос на самом деле один - как определить его в сильную школу через год.

копировать

+100

копировать

Не факт, ох как не факт, но попробую пойти кланяться директору, может что и получится. А что касается нагрузки, то мама и папа детей, которые уже в этой школе учатся, мне говорили, что их дети (я детей знаю обоих, вместе ходим на айкидо) просто головы не поднимая сразу после школы усаживаются за учебники, а рисуют им уже родители по ночам, когда дети засыпают прямо за столом. Нагрузка там очень негуманная, факт. И я совершенно точно не хочу этого всего для своего ребенка не в этом году, не через год. Лобачевского из него делать не планирую, для меня гораздо важнее, чтобы он вырос в нормальном коллективе детей и Учителей (именно так, с большой буквы), а не был застроенным зашуганным ребенком.

копировать

Было бы интересно посмотреть на эти учебники...
У нас, например, программа считается сложной - Эльконин-Давыдов. 1 класс. По математике могут задать 3-4 задачи или упражнения, а могут - 2 страницы по 4-6 заданий на каждой. По русскому - написать небольшое сочинение или переписать с образца на другой разворот тетради (чтоб частично по памяти) 5-7 предложений и сделать разбор, и до кучи еще несколько строк прописи.
Много это или мало?
Соседская девочка - явный гуманитарий, легко и охотно читает, русский делает быстро, а математика - не ее, может час биться над столбиком примеров, общий принцип не схватывает.
Мой сын - технарь, ему 2 страницы по математике на 15-20 минут максимум, без напряга и под разговоры о прошедшем дне. А чтение до сих пор идет тяжело, в сочинении половина слов с ошибками, знаки препинания не чувствует, буквы пропускает, злится, отвлекается постоянно, полтора часа на стандартное задание убить запросто.
И вот как считать эту нагрузку? Что одному тяжело и долго, другой с полпинка делает.

копировать

Кроме индивидуальных листочков - как вообще ребенок занимается? Сколько сидит, какие задания готов выполнять? Как с другими детьми общается? Насколько готов выполнять неинтересное ему задание?

копировать

Что-то интересное - хоть часами. Вот сегодня я уезжала на работу часа в два, они с бабушкой открыли книжку Перельмана с разными задачами и примерами на логику - и до самого моего прихода в 9 вечера - сидели с этой книжкой, с перерывом на прогулку и обед. И сын страшно гордится своими успехами, давал нам с мужем задания вечером. А уж если ему Лего попадется на глаза - рбенка не видно днями. Уже года полтора собирает лего техникс, это самая сложная лего серия.
С другими детками отлично общается, но быстро попадает под дурное влияние. Есть у нас друг, такой жутко расторможенный ребенок, хороший, но такой разбалованный, на которого не имеет влияния не мать никто либо другой. И вот если они вместе, начинается сущий дурдом. Он сына отвлекает (вместе на айкидо ходят), этому постоянно влетает от тренера, да и сам тоже в долгу не остается.
Но есть и друзья с похожим темпераментом, и тут уже идиллия в игре может продолжаться часами.
Неинтересные задания выполняет конечно без удовольствия. Может и не выполнить, но мы стараемся не давить вобще, а то так можно отбить у него всяческое желание учиться.

копировать

Ну так математика это не все, есть еще русский язык, литература, нам рассказы по 10 листов задают читать, пересказать, в тетради ответить на поставленные вопросы.Перед новым годом дети сочинения небольшие писали, на поставленную тему.
счет давно уже до 100

копировать

Ну я ж не говорю что так везде. Я про конкретную школу говорила :) вернее даже не я, а завуч начальных классов.

копировать

Нат, эту книжку http://www.labirint.ru/books/371218/
Моя вообще спросила почему такой толстый журнал "мурзилка" дорешивая 25 страницу :)
Я говорю отдай книжку иди с куклами поиграй, и почесала моя ногти красить)

копировать

Вот ) я выше писала что Перельмана купила. Именно ее и купила прямо в этом издании.

копировать

То что решает Ваш ребенок это сейчас уровень детского сада:)

копировать

Ну зачем же так :) Я не видела чтобы ребенок в саду решал уравнения с х-ом, складывал двух-трех-значные числа в уме, считал столбиком, прилично писал прописью, не ошибался в жи-ши. Это скорее приличный первый класс. И даже не в нашей школе, к сожалению :(

копировать

я хорошо знаю эту книгу, на нашей подготовке к школе дети по ней занимались, так что как раз уровень подготовительной группы получается

копировать

Там очень разного уровня задания, в самом начале и четырехлетка решить сможет. Страницы с 45ой начинаются уже более сложные задания.

копировать

насколько я знаю прорешали все в течении года+Петерсон у них была и тесты Узоровой, Нефедовой

копировать

Значит это не та книга, либо не вся. Там в серединке уже степени начинаются

копировать

А почему Вы считаете что Ваш ребенок в 6 лет может такое решать, а другие дети нет?

копировать

А где я такое написала?

копировать

ну вы же не верите что мы прошли эту книгу, соответственно не верите что такое вообще возможно:)

копировать

Я уверена что вы прошли не все подряд задания, потому что решить примеры со степенью не под силу ребенку 6ти лет. Если бы это было возможно, Ваш малыш был бы уже в книге Гиннеса :)
Я подчеркиваю, что не считаю своего сына ребенком с выдающимися способностями и я не сомневаюсь, что есть дети реально одаренные. Мой - способный малый, но далеко не вундеркинд. Я просто боюсь ошибиться и чего-то не заметить в его наклонностях, чтобы жизнь ему не на те рельсы не поставить.

копировать

ну допустим не 6, а почти 7 на конец учебного года было, насчет книги преподаватель сказала всю, тетрадки не нашла к сожалению отданные, нам домашку не задавали так как подготовка была каждый день кроме пятницы по 4 урока. могу сказать одно, в первом классе уравнения, дециметры и задачи в несколько действий ребенку уже были знакомы когда они их начали проходить, мне об этом учитель сказала. Я своего ребенка вундеркиндом не считаю, он хороший крепкий математик и учителя ему соответствующего искала именно с математическим уклоном, а не гуманитария, у нас учитель из параллельного класса гуманитарий наша математик, программа одна, а методика преподавания разная.
кстати рекомендую купите Узоровой Нефедовой книжки из серии "мини ЕГЭ" у нас математика есть, возможно и другие предметы тоже есть

копировать

Ребенку 7,5- на днях объясняла ему степени. Понял. Задачи с иксами решал в прошлом году. На объяснение темы ушло 2 дня.
Недавно сложение дробей с разными знаменателями объясняли - тоже вроде понял, но надо закрепить. Отрицательные числа знает давно, в смысле 14-23=-9.
Таблицу умножения знал в подготовительной группе сада, трехзначные числа в уме складывал, не всегда правильно правда :) Способности в математике - ну так. Они "есть", но не выдающиеся. Я в его годы была на голову сильнее :) Так что я рада что мозги работают и где-нибудь в жизни сгодятся. Развивать однозначно буду. Но не только эти, а еще длинный список, в котором спорт не на последнем месте.
Ставить во главу угла математику - скорее всего нет.
Детей которые могут то же самое и даже больше, в окружении хватает.
Что за книжку вы обсуждаете? Дайте, попробую ребенку выдать.

копировать

Это в какой программе буквы до апреля учат?

копировать

1+2 они тоже давно не решают))

копировать

Про программу не спрашивала, но это я со слов завуча цитирую.

копировать

Увы, но боюсь вас разочаровать, но в 218 без подготовки попасть нереально, сейчас набор на подготовку на следующий год уже закончен ( там был большой конкурс) и дозаписаться нереально. Попробуйте в 1518, тоже сильная гимназия и набор на подготовку вроде еще не закончен.

копировать

Угу, это была наша вторая запасная школа, у моей тетушки там училась дочь. При том, что девочка достаточно прилично училась, репетиторы у нее были почти по половине предметов. И не удивительно что из состава учителей этой школы. Под маской гос.учреждения там поборы осуществляются именно таким вот способом.

В 218 можно попасть либо через Филиппок, либо по общим спискам как прикрепленный дом. У меня там учится подружка сына, с которой он ходил в развивалку. В этом году был набор на двухлетнюю подготовку, то есть даже не на 14ый учебный, а на 15ый. А пойти в Филиппок на подготовку годовую - шансов никаких так как в этом году - второй год только они на двухлетнюю набирают.

копировать

Наталья, математика и чтение - это хорошо. Это даже очень хорошо!!! В первую очередь потому, что сейчас в школе этим предметам НЕ уделяется должного внимания. Сетка часов по этим предметам сократилась по сравнению с нашим временем.

Как у ребенка с другими школьными предметами - "окружающим миром"? английским? компьютером? Если нет понимания - узнаёте, какая программа в школе - идете в магазин - смотрите с ребенком последние страницы учебников по этим предметам. (англ не обязательный, но во многих школах он есть). Про "палочки и буквы" - это конечно повеселило :):) Палочки и буквы - это какаято искаженная неправдивая картинка современной школы. Современная школа - это маки с первого класса, проекты, языки, постоянные дурацкие тесты, параллельно заданиям в тетрадках еще задания в он-лайн среде (какие-то мат-решки, перволого, создание мультиков) три часа физкультуры вместо литературы :):):) и вообще полный трэш :):):)

Или проще - покупаете итоговые тесты ФГОС по предметам для первого класса - и понимаете, что будет чем заняться в первом классе :):):)

р.с. Слабая школа - это зло. Т.к. это в первую очередь слабый контингент.

Совет идти через год в сильную школу. Особенно мальчику. В школах еще поощрается работа по проектам. http://eva.ru/kids/messages-2763765.htm И еще много чего надо успевать в школе, и еще обычно хочется ребенка водить кроме школы на секции и тыпы, а для всего этого ребенку требуются СИЛЫ.

Копите силы еще годик! они Вам пригодятся! купите тесты ФГОС, попробуйте сделать с ребенком проект (вот представьте, что вы пришли сейчас в первый класс и вам сказали подготовить проект - сможет ли ребенок сам найти для себя интересную тему, сформулировть цель и тыпы и вообще будет ли ему это интересно...)

копировать

Не бойтесь, что будет нечего делать до 3-го класса. У нас такого умного мальчика перевели посреди года из первого во второй класс.

копировать

Вы же понимаете, что вашему ребенку младшая школа УЖЕ ничего дать не может. Если так, то какая разница, во сколько лет он в нее пойдет? Но главное... вот чего почему-то многие не замечают - таких детей - МНОГО. Попробуйте понять, что дело не в уникальности ребенка, дело- в программе, которая соответствует уровню детского сада, по крайней мере по математике для ребенка, который в математике шарит.
Но школа это не только знания. Я бы даже сказала, что младшая школа это вообще не знания. Это в первую очередь та самая "социализация". Только если в саду она идет лишь на начальном уровне, потому что дети еще сами маленькие, кроме того у сада нет никаких явных ориентиров "что хорошо и что плохо" (кроме общедетских), и нет никакой обязаловки-принудиловки, и главное - нет СОРЕВНОВАНИЯ... В саду нет цели и нет соревнования.
То в школе социализация происходит под прессом. Прессинг того что "надо выучить это". Надо "выступить перед классом". Надо "не опозориться перед классом". Начинают хвалить за хорошие оценки и ругать за плохие, начинают сравнивать с Ивановым и Петровым. Ну и еще надо "просидеть 4 урока делая вид что слушаешь учительницу и отвечать на вопросы в такт". А на перемене желательно "не бегать по лестницам", не реагировать на подзуживания одноклассников и т.д.
Одна из проблем моего сына в школе: соседка по парте под партой бьет его линейкой или отбирает у него ручки и ластики. Он не знает что делать, пытается сопротивляться, ему делают замечания.
Вот эти ситуации - это все школьное. В саду ничего такого нет.
Плюс кружки, секции, где тоже будут соревнования.

Именно это будет происходить первые 4 года школы. А знания... ну что там учить, правда? У меня сын задачи с иксами в 6 лет спокойно решал и таблицу умножения знал. Вундеркинд? Совсем нет. Таких много. Я даже не уверена что он "математик". Просто не гуманитарий.
А учеба как получение знаний начнется класса с 5го... как зададут параграф по истории выучить, да два по химии, да в физике разобраться... вот тогда этих 1-2 лет может сильно не хватить. И в коллективе их может не хватить, когда одноклассники подтянуться 10 раз, а младший только 5... Никто ему скидку на возраст делать уже не будет.
Неужели дома заняться больше нечем, и школа единственное лекарство от скуки? Вам в самом деле в школе было интересно и она вас развивала?

копировать

Ой не, ни о какой уникальности я не говорю, ни в коем случае. Я уверена, что есть много способных деток. Знаете как в идеале выглядит школа, в которую я бы отдала сына? Небольшая, с классами человек по 15, и с таким педагогическим составом, который бы с самого первого класса зародил в ребенке любовь и интерес к обучению, где его научили бы добывать недостающие знания и понимать как их можно применить. Чтобы у него в школе появились настоящие друзья на всю жизнь и не превратили его 11 лет обучения - в мучение. Муж у меня говорит, что с самого первого класса считал что ему дали десятку без отсрочки и помилования. Вот этого бы точно не хотелось.
Дома заняться есть чем, но вопрос годовая отсрочка не решает. И на следующий год мне придется решать ту же проблему причем в том же самом ее разрезе: либо 218 (куда еще неизвестно попадешь или нет), либо эта вторая, но туда реально можно прямо во второй класс шагать.

Мне самой в школе было интересно до 3его класса, и потом после 9ого когда я стала небезызвестным в городе человеком, выступая на днях Города, мои песни крутили по радио и поэтому в школе у меня случился потрясающий авторитет :) и тогда, конечно, жизнь заиграла новыми красками. А что касается именно знаний, то мне до сих пор кажется, пойди я в школу начиная с 5ого класса - узнала бы массу нового.

копировать

Может быть отдать его в платную школу или заниматься с репетиторами на дому? Не найдете Вы гос.школу с такими условиями :-(

копировать

Да я и не надеюсь такую найти среди государственных.
Но буду бояться жить в постоянном страхе что вдруг не будет денег оплатить обучение, мало ли, ситуации всякие бывают.

копировать

С репетиторами не вариант, у нас нет никого насколько организованного, который сможет контролировать весь этот процесс. Ну и не Рокфеллеры мы, определенно :)

копировать

Все мечтают о такой школе. Но в началке таких нет. Если честно, я даже не очень верю в то что школа может "зародить в ребенке интерес к обучению" и "научить добывать недостающие знания". Это очень красивая картинка, но она у меня в реальность начальной школы не вписывается.
Вот у меня сын сейчас, 1 класс, если ему нужно что-то узнать, идет в гугл. Это то самое "добывание знаний"? Если да - то к школе это отношения не имеет. А мои родители в моем детстве мне на все вопросы говорили "посмотри в энциклопедии". Но это тоже от семьи. Вы хотите чтобы школа это делала? Мне кажется это не реально. Школа обучает, а не формирует. В школе ребенок проводит не так много времени.
Или как на ваш взгляд это должно выглядеть?
И еще: чтобы детей всех вести такой специфичной программой, требующей у детей потенциала, детей в эту школу нужно отбирать
Итого, вы хотите школу с маленькими классами и гениальными педагогами, в которую тщательно отобраны однотипные развитые первоклассники с потенциалом. Пожелание хорошее, но не реализуемое в принципе, потому что оценить потенциал первоклассника невозможно. Поэтому все профильные школы и начинаются класса с 5го, а некоторые профили - с 8го--9го.
А уж текущий подход к образованию, где тестирование в первый класс запрещено, делает вашу картину административно невозможной.

Годовая отсрочка позволит относиться к этой 10-летней каторге как к досадному недоразумению, если пройти ее с повышенным запасом прочности. У меня хорошие воспоминания только о моей математической школе, в которую я после серьезного отбора попала в 9 класс. А в своей обычной школе - училась. Там русский в меня всадили, история была интересная, физика интересная. Младшую школу в части знаний и интереса не помню. Помню друзей, отношения, коллектив. А чему учили - вообще как чистый лист. И уж точно не прививали никакого интереса. Хвалили потому что получалось - вот и привитие.
Сын сейчас, приходя из школы (1 класс) никогда не рассказывает что проходили. Рассказывает какую игру с одноклассниками придумал, как в футбол сыграл, как стих прочитал. А главное, мне даже в голову не приходит спрашивать что они проходят. Только английский хоть как-то. Да окружающий мир смотрю на предмет что интересного мы можем ему рассказать по теме учебника :)

копировать

Вы же в Москве живете, правильно?! В нашем городе УЙМА возможностей развивать и учить ребенка ВНЕ школы, оставив последней исключительно функцию социализации. Нравится математика? Идите на малый мехмат, там достаточно 6-леток, которые успешно занимаются в кружках ВМЕСТЕ с 2-3-4 классом, и еще и фору им всем дают. БОлее того, у педагогов есть большой опыт работы с такими 6 летками.

копировать

Низкий Вам поклон за пост. Так и сделаем :)

копировать

Передерживать год не стала бы в такой ситуации. Через год не факт, что возьмут в школу с повышенной нагрузкой, а в обычной может еще скучнее показаться, ребенок ведь будет старше. Эти проблемы останутся, если не увеличатся.
Если мальчик часто болеет, то в школу с большой нагрузкой в началке не отдала бы, как и в школу, в которую нужно возить.
Скорее всего, отдала бы в школу возле дома, на первые 2-4 года (по обстоятельствам) + внешкольные занятия. Если очень уж хорошо пойдет, то можно будет и через класс потом шагнуть, когда он уже поймет, что такое школа. Дальше (через 2-4 года)в более сильную школу.

копировать

Большое спасибо за ответ, вы совершенно озвучили мои мысли.

копировать

угу,1+1 и буквы до апреля??у нас уже давно примеры типа 76-52 уравнения с Х, суффиксы и гигантские тексты!школа 2100.я сама в шоке от этой программы, и жалею, что свою в неполные 7 отдала, она оч усидчивая, 5 по контрольным, но психологически ей очень тяжело!

копировать

Я уверена что это все от школы зависит, в нашей районной это, к сожалению так, ну, может чуть утрированно. Я с учительницей начальных классов говорила, она выспрашивала не подрисовывала ли я своей рукой ответы. Короче я в ступоре. Причем многие наши знакомые первоклашки тоже уже в реальном напряге от программы, а тут прям халяву обещают. Но халяву не хочется еще больше, чем сложную программу.

копировать

у Вас в школе наверное Школа России, считается стандартной, как мы когда то учились, да там скукота, у нас 2100, программа достаточно сложная у нас еще учитель много задает на дом причем практически с первой недели, сын сейчас три дня болел, аллергия блин, по математике 5 или 6 задач задано было за это время, литература два огромный рассказа с полным их разбором, русский 4 упражнения, хорошо хоть еще праздники есть, успеем все сделать:), а главное правильно записать, вроде бы клеточки, а с ними такая морока блин( там столько отступи, там столько то, а за не правильное оформление снижают оценки

копировать

Ну у нас Школа России. Глупости не пишите про 1+2, ага? Не, на Еве это модно, но по ШР давно уж не 1+2 и буквы прошли давным-давно)))

копировать

Читайте внимательней я написала что Школа России "считается стандартной", естественно Вы буквы прошли уже и счет если не ошибаюсь до 20(это при стандартной ШР), иначе бы дети итоговый тест не написали.

копировать

Если 6-летний малыш Перельмана решает - я бы задумалась всерьез о семейном обучении.

копировать

Он не все подряд :)) и на какой-то странице его возможности кончатся. Семейно обучать это подвиг, боюсь, что я не смогу взять на себя такую ответственность.

копировать

А общеобразовательная школа ему в этом вопросе не только не поможет, но еще и мешать будет. И отдав ребенка в школу на год раньше, вы лишите его лишнего года решения перельмана в удовольствие.

И мне кажется, что перельман это все же математические способности, а не готовность к школе.

копировать

Началку - вполне потянете. Можно при этом посещать школу 1-2 раза в неделю.
А вот класса с 5 можно думать, куда ребенка отдать, в этом возрасте уже во многих школах начинают учиться всерьез.

копировать

Вот поэтому я сейчас так против раннего развития. Школа, какая бы она не была, затормозит это развитие. Нет таких школ, где началка на другом уровне, где детей развивают дальше, а не на том же уровне, только дают больший объем(не 5 строчек напиши, а 5 листов) Все одинаково проходят буквы и цифры.

копировать

А я на этом основании против раннего отдавания в школу :) Чем с большим запасом будешь ее проходить, тем меньше времени и усилий будет тратиться на эту ерунду :)
А раннее развитие сложная штука. Сейчас очень многие дети лет в 5 уже читают без усилий родителей. Не запретишь же?

копировать

Не, не запретишь) Только "читают" это как навык вами рассматривается или как времяпровождение? По моему они сейчас как раз не читают(умеют читать), а играют в компьютерные игры.

копировать

Если компьютерные игры дозировать, и если половина среди них будет развивающими, то все нормально. У меня сын за компьютером с 1,5 лет, он на горшок еще не ходил и не говорил, а компьютер можно сказать вытребовал и быстро освоил. Но читать начал раньше 5ти лет, сам и не по слогам.
Про навык или времяпровождение - вопроса не поняла. Когда учится - приобретает навык. А когда уже использует - времяпровождение наверное. Сын в 5 лет вовсю энциклопедии читал. Простенькие конечно, где текста не на 2 страницы убористым. Я ему специально покупала где крупный шрифт и много картинок.
Надписи на карте мира он изучил все сам.

копировать

Вот видите, я вроде по русски написала, а вы не поняли)
Так же и ребенок, вроде читает(использует навык), но что в голове остается - неизвестно.

копировать

Может ключевое слово "вроде"? :) Вроде - по русски, но что спросили - не ясно. Еще менее понятно, что именно вы поняли из моего сообщения :)

У моего ребенка в голове понятно что, если он читает энциклопедии, а потом может поделиться своими знаниями

копировать

Рада за вас и вашего ребенка)

копировать

Спасибо. Но я вас все равно не поняла. Если что, я знаю еще десяток детей которые умеют то же самое, так что он не вундеркинд.
По опросам Евы средний возраст начала чтения - 5,5 лет. Есть те кто позже, но есть и те кто раньше.

копировать

У меня в детстве подруга была, которая рано зачитала. Моя мама очень переживала по этому поводу, как же, я отстаю)) Читать я выучилась перед школой буквально за 2 месяца, в школу пошла в 7.5. Читаю до сих пор, дома много книг. Подруга детства закончить смогла только 8 классов, и то еле-еле.

Допишу. Т.к. в сад я не ходила, сидела с бабушкой, то перед школой для таких "домашних детей" проводились подготовительные курсы, не помню сколько по времени, но не меньше месяца. Мне там было все в новинку: дисциплина, сидение за партами, занятия под руководством, лепка из пластилина, рисование. Так я быстро все освоила, занималась с интересом, дома тоже. Т.к. это был новый вид деятельности. В школу пришла подготовленной.

копировать

не туда

копировать

В школе другое чтение, мало просто прочитать, надо текст разобрать, ответить на поставленные вопросы, составить схему

копировать

В школе куча интересных вещей сопровождается дополнительным занудством, тут вы правы :)
Но вы это к чему?

Как раз в тему, сегодня мой первоклашка сидел и решал учебник Петерсон для 2-го. У нас Моро, поэтому учебник Петерсон показался хорошей идеей. Так вот когда я ребенку давала олимпиадные задачи даже и для 4-го класса, или того же Перельмана - ему было интересно. Глаза горели. А когда он решает эти второклассные примеры, видно что это - скучно. Не скажу что просто. Если бы ему было просто - я бы их не давала. Но я вижу, что для части задач ему не хватает базовой математики, вот и решила выдать учебник. А он идет - тягомотно. Мне самой его читать скучно. Жутко нединамичный и не интересный. Это не к Петерсон, у нее в самом деле интересный подход к обучению математике. Это вообще к школьной программе. Скучная нуднятина. Нужная, полезная, но не интересная.

копировать

Это я к тому что в 5 лет уже читают, а читать можно по разному, кстати я не считаю это занудством, для меня занудство и бред это Окружающий мир:)

У нас кстати как раз Петерсон, я очень довольна, учебник Моро видела, сочувствую(Мой школьные задачки с удовольствием решает, у нас учитель еще много тестов разных дает дополнительно, нам еще очень повезло тем, что наша школа одна из пилотных округа, это дает некую свободу учителю в подборе материала и формировании программы

копировать

Видимо мы с вами расходимся :) Я с точки зрения ребенка ничего интересного в учебнике Петерсон не нахожу.
Для себя-то я нахожу там любопытным выбор тем для изучения. Это в самом деле занятно. Но учебник сам по себе все равно нудный, по природе учебника. Если бы я составляла своему ребенку учебник (не "вообще", а именно своему ребенку), я бы его вела не так.
Например: у Петерсон 5 уроков даются задачки на вычитание и сложение отдельно сотен, отдельно десятков и т.д.. Вероятно ребенку, который это изучает, нужно это повторить 5 раз. Но мой-то ребенок давно понимает как числа делятся на десятки и сотни, и такие числа складывает в уме лет с 6. Если бы я ему подбирала материал, я бы проверила эту тему, увидела что он ее знает, и мы бы двинулись дальше. Но я-то решила пройти систематически, по учебнику. Выдав ему учебник и заставляя решать эти уроки. Так оскомина наблюдается и у него при выполнении - делает медленно, видно что ему не интересно. И мне грустно проверять.
Это я не о том, что мой ребенок вундеркинд. Он менее способный чем ребенок автора. Перельман ему не дается, он сразу в ответ лезет. Задачу про пятнашки, где надо чайник передвинуть с чашками, он так и не решил.
Просто ребенку, который обладает хотя бы небольшими(!) математическими способностями, эти учебники все равно скука смертная. Они энтузиазма не вызывают. Потому что слишком много рутины.
Но по факту на решение одного урока из учебника ребенок тратит полчаса. Я не знаю куда он их девает. Но это безумие. За это же время он решает три олимпиадные задачи, которые позволяют сразу выявить его пробелы (например я поняла, что он еще не умеет решать систему из двух уравнений, и его надо учить...) и на следующий день дав 20 примеров на это - научить его этому. Мне этот метод еще в институте нравился: не планомерного изучения темы от начала и до конца, а берешь билет или теорему, начинаешь доказывать, и дальше понимаешь что упустил это и это. Прочитываешь. Если в процессе прочтения видишь что снова упустил - то еще несколько страниц назад откидываешь.
В этой ситуации ты точно пройдешь именно то что тебе нужно, и будешь сразу иметь готовое назначение прочтенного.
А когда читаешь все подряд, оно в голове не откладывается совершенно (у меня), кажется тягомотным. Прочитаешь бегло - вдруг пропустишь что-то важное? а вникать во все подряд - сил не хватит.
В общем, вариант "дать олимпиадные задачки класса для третьего, а потом рассказать ему те области математики, на которых у него возникли трудности", мне кажется более эффективным способом обучения конкретно моего ребенка. Но школа лишает этой возможности, отнимает много времени на рутину.
А к окружающему миру я как раз отношусь хорошо. Правда у нас-то Плешаков, а он в части общего окружающего мира получше чем Вахрушев :) Сын по окружающему миру несколько презентаций делал, ему нравится. И просто домашние работы, где надо рассказать о своей семье, своем районе - тоже готовил с интересом. На мой взгляд это единственный в самом деле интересный предмет в первом классе. Только на нем можно узнать что-то новое, от чего глаза загорятся. Не гореть же им от прописей или разбиения слова? Еще труд может быть и физра :)

копировать

Так учебник составлен не для факультативного изучения математики, а для школы, где есть тема урока и по теме соответственно задачи, кстати у нас учитель дает задания в разнобой в основном, например со страницы 70 №1 и 2, а со страницы 73 № 5 и 6, еще у нас как дополнительный учебник идет "2518 задач по математике Узоровой Нефедовой" На математическом кружке преподаватель моему ребенку за 4 класс дает решать задачки, он тут листочки принес я обалдела:)Кстати я особо в учебный процесс не влезаю, у нас хороший учитель который на родителей не перекладывает процесс обучения, даже домашняя работа за исключением двух дней когда я ребенка из за английского с продленки забираю делаются именно там, под четким ее руководством.

У моего от ОМ глаза не горят, он ничего нового не узнает, у нас полка с энциклопедиями прочитанными по несколько раз, труд ему вообще не интересен, освобождение от физ-ры самое большое счастье:)
А вот насчет прописей у нас отдельная история, после первого триместра когда у него плохо буквы получались, в каникулы ребенок исписал 3 штуки и поправил почерк, причем я особо и не заставляла, ему нравится быть первым во всем, а то как же так по математике первый, а пишет плохо:)
Все детки разные:)

копировать

А мне кажется, школа развитие не тормозит, а выравнивает. Если маленькому ребенку что-то интересно, что-то получается (математика, музыка, биология, астрономия, чтение, языки....), если родители дают ему пищу для ума,его умения и навыки развиваются с большой скоростью, он убегает далеко вперед от сверстников, неизбежно упуская что-то, кажущееся родителям не столь важным и нужным. А школа с ее общеобразовательной программой и учеба со сверстниками перекосы эти выравнивает. Развитие, ИМХО, останавливается в том случае, если ребенка не хватает на то, чтобы развиваться во всех направлениях, если угасает интерес, если исчезает развивающая среда, столько усердно создаваемая родителями почему-то преимущественно для дошкольников.

копировать

Выравнивает это однозначно, а вот слишком "продвинутых" еще до школы, тормозит. И куда могла деться развивающая среда, как была так и осталась. Но букву А проходить -надцатый раз кого угодно утомит.

копировать

ну во первых они не буквы учат, а учат правильно писать прописные, вообще то не рекомендуют до школы учится их писать, каждый учитель учит по своему, во вторых не знаю как в других школах, а наши прошли все прописные за 1,5 триместра, потом уже писали диктанты и сочинения

копировать

не детей выравнивает, знания, а точнее пробелы в них. :) Куда могла деться среда? Да времени на нее теперь мало. Раноразвиваемый ребенок, ну возьмем математику, к примеру, с мамой/папой/бабушкой в несколько заходов день в свое удовольствие и под восхищенные взгляды взрослых решает/разбирает интересные задачки, считает, записывает, читает сам, слушает старших братьев-сестер, все это на диване, на полу, за обедом, на прогулке, за столом "как взрослый", либо среди игрушек. Школьник - до обеда школа, потом внеурочка/кружки, прогулки, прописи, чтение, окружающий с поделками и проектами, и поиграть еще надо. Времени гораздо меньше. И чем старше ребенок, тем больше к нему предъявляют требований, тем дальше отодвигают от него Перельмана, потому что "сначала сделай уроки!"

копировать

Вот в точку.
Сейчас чтобы дать интересные задачки, я жду каникул или праздников. Потому что все рабочие дни загружены выше некуда - не только уроками конечно, есть еще кружки, есть прогулки, но это все тоже нужно. А на выходных надо сделать уроки и просто отдохнуть от этой психологической школьной нагрузки.

копировать

Так это вам интересно дать задачки, а не ребенку взять. Было бы ему интересно, сам бы нашел.

копировать

Вчера посадила детей слушать минуту молчания. Сыну 7,5, дочке 5.
Сын честно эти 5 минут высидел. В руках что-то конечно было, но внимание более-менее держал. То есть в целом смотрел в телевизор.
Дочка сидеть вообще отказалась, отвлекалась, пыталась поиграть, под конец ушла скакать. Ей не интересно.
Я подумала, что это может быть одним из тестов готовности к школе. Дочке явно рано. При том что в целом умница-разумница.
Если вчера не сделали - скачайте где-нибудь минуту молчания (там 5 минут текста диктора и минута собственно молчания). И тема актуальная для 10 мая, и проверить можно.

копировать

Я при похожем варианте отвела к детскому психологу на тестирования по готовности к школе и выводы делала уже после разговора с ней. Сейчас после первого класса не жалею. Тестирование как раз охватывает не только кругозор знаний, но и психологическую готовность ребенка.

копировать

Все дети разные, если сомневаетесь, то можно годик походить на подготовку в выбранную школу + Худ школа + муз школа + спорт, в первом классе что то отпадет, а пока пусть повыбирает, пока есть свободное время;-)

копировать

Я бы отдала в обычную школу , без бешеной нагрузки, так как маленький он у Вас, читать и писать - это не про готовность в школе. А ежели он у вас проявляет математические способности, то это Вам флаг в руки, отдельно будете нагружать сами или может кужа отдадите дополнительно.

копировать

О, как я Вас понимаю! Мой уже заканчивает первый класс, а я все не знаю, что делать. Тоже был в саду очень развитым, с пытливым умом. Плюс было очень скучно в саду. Но психологически не готов совершенно, да еще и с моторикой беда страшная, прописи писать отказывался напрочь. Отдала в 6.5 в простую школу. За год научился писать - и на этом все. Скучно страшно, при этом по характеру не может заниматься скучными вещами, быстро теряет интерес и взрывается. Что имеем сейчас: не учится совсем, т.к. все знает, и все тоска страшная - неинтересно, ведет себя в школе плохо, шумит, дерется. Ходила к учительнице, просила нагружать его по математике - отказала. Ходила к зав, просила перевести в более сильный класс, т.к. ребенок не загружен, и от этого уже начинаются проблемы поведениря - хотят денег за перевод, мы платить не хотим. Гимназию-прогимназию не потянет, т.к. очень плохо пишет, ходили в математическую школу - нет мест. Нахожусь в раздрае, как быть. Я категорически против того, чтобы сын воспринимал школу исключительно как полигон для шалостей и драк.
Возможно, вам все же стоит пойти во второй класс обычной школы?

копировать

во 2 класс в 6,5 лет ни одна школа не возьмет

копировать

А что есть начальные матесатические школы????? Поделитесь информацией, пожалуйста, о чем речь.

копировать

имеется большой риск получить пусечку-мусечку у стеночки... несоциализированного ребенка в первый класс да еще до 7ми лет - ЭТО ОЧЕНЬ ЖЕСТОКО по отношению к ребенку. Школа - это не только знания. Настоящее желание многих родителей , скрывающееся за желанием иметь отличные оценки ребенка в дневнике, желание иметь ребенка - ЛИДЕРА. В Вашем случае, вы заранее делаете ребенка АУТСАЙДЕРОМ.

копировать

а я с другой стороны расскажу. Отдала в 6. Год до этого посетила всех доступных психологов в районе, каждого спросила его мнение...все в голос сказали - готов. И психологически и интеллектуально.

НО - ребенок ОЧЕНЬ активный, очень шумный, любознательный и сообразительный. Какая там пусечка у стеночки...Спортсмен, "ВСЕХНИЙ" друг, на сегодня знаком с половиной школы, куча друзей от 1 до 3 класса, успеваемость приличная.

В саду оставаться еще на год не было никаких сил, там в группе кто говорит плохо, кто пардон... в штаны ходит, короче совсем дети были для него мучительно ниже по уровню. Страдал и скандалил еще в 5 лет.

копировать

ой, у мальчишек спорт - это воще "уважуха-уважуха" :) а в первом классе точно круче чем крючочки-задачки-техника чтения :)

Вощим если автор считает, что физически и психологически немного сынок не дозрел, через годик - и психологически сам собой дозреет и физически на спорт какой нить походит - и через годик будет звезда :):):)

у мальчишек по моим наблюдениям адаптация к школьной жизни несколько тяжелей проходит именно с социальной точки зрения, вот правильно еще и про рост упоминают... у них там как то "все серьезно" - спорт, рост, общение... ну и потом классу к третьему гдето ... оценки и знания подтягиваются к категории "уважуха-уважуха" :):):)

копировать

Могу поделиться своим опытом. У меня ребенок декабрьский, т.е. мог пойти в 6,8.
Мы прошли психолого-медицинскую комиссию (не помню, как это точно называется), консультировались с хорошим психологом и решили идти на год позже - в 7,8.
Сын очень хорошо читал, у него скорость чтения как у взрослого человека, писал, у него хорошо с математикой (занимался в заочном математическом кружке, рассчитанном на школьников), усидчив и прочее. Т.е., интеллектуально он был более, чем готов к школе. Легоман, кстати, как и ваш.
Но были проблемы с коммуникациями со сверстниками, с логопедией (из-за слабости мышц часть звуков очень нечетко выговаривает), не последним доводом стали его физические кондиции - он мелкий, не умеет постоять за себя. Сейчас, в 8 лет его часто принимают за шестилетку.
Я не пожалела о своем решении, и он за год повзрослел, и старшинство среди детей ему на пользу.
Что касается неинтересности и простоты обучения. Да, ему неинтересно в основном. Как ни странно, за 1 класс ему больше всего полюбились всякие фонетические разборы - это, видимо, единственное, что он узнал нового. Но школьная программа построена таким образом, что я не представляю, а кому это может быть интересно, даже если ребенок не умеет ни писать, ни считать, ни читать.
Но вот чтобы было совсем просто - я бы не сказала. Подходы к дошкольным занятиям совсем другие - там можно делать выборочно, только то, что нравится. А при школьном обучении требует усилий и темп записи, и требования к оформлению заданий, и правила какие-то. Да, у сына пятерки, но он не звезда класса, и у меня нет ощущения, что он пинает балду и учится одной левой.
Для меня важно, что учеба - его зона ответственности. Он полностью самостоятельно делает домашние задания, сам собирает портфель (мое дело огрызки время от времени выгребать :-), сам в каникулы рассчитывает время, чтобы выполнить каникулярные задания (у нас задают). Мне кажется, пойди он в школу год назад такого бы не было.
Я не знаю, может это прозвучит глупо, но, мне кажется, очень важен и рост ребенка. Мой, даже будучи старше многих, один из самых мелких в классе (но нам в любом случае дальше некуда было тянуть). Наблюдая детей, я вижу, что во многом сканирование идет по росту. Тех, что ниже, воспринимают как малышей, а при одинаковом росте дети готовы играть и с более младшими детьми. Поэтому при прочих, я бы и на это еще смотрела.

копировать

Наташа, привет. Написала тебе в ЛС про наш опыт