А если ребенок НЕ МОЖЕТ сделать домашнее задание?
Поделитесь, пожалуйста, своим видением проблемы - как вести себя в ситуации, когда ребенок стабильно НЕ МОЖЕТ сделать домашку?
8 лет, идет во 2-ой класс. Школьные уроки проблем не вызывают, если что-то не получается - объясняю, в школе хвалят.
А вот домашки по шахматам, задаваемые репетитором, доводят меня до истерики. Дите сидит, думает, считает, по полтора часа. А сделать не может :-((( Вот не может, и все тут. Вижу старается, если сделает, но оказывается неправильно, расстраивается ОЧЕНЬ.
С одной стороны, заниматься хочет, стремится, интересуется. С другой - с домашними заданиями от репетитора полный затык.
Причем домашку тоже шахматную, но от другого (основного) тренера делает без проблем обычно - то хуже, то лучше, но без такого вот стресса.
И что вот - сказать ну ее, к хренам? И забить? Или пытаться все-таки делать? Репетитор говорит, надо стараться. А я вижу - тут потолок ее. И прошибить головой потолок как-то не выходит :-((((((
И вопрос не только в шахматах, как вообще быть, если ребенку что-то задают, а он НЕ МОЖЕТ сделать???
А что это за репетитор,который не может объяснить свое же задание? Или я чего не поняла?
Поменяйте репетитора..
На следующем занятии он всегда объясняет, и вроде все понятно. А следующая домашка - и опять все по новой, млин.
Тут еще вопрос - репетитора менять, или хобби другое искать.
А если серьезно - меня больше даже вопрос волнует в перспективе - ведь школе тоже может такая ситуация сложиться, особенно в старших классах :-(((
На мой взгляд репетитор должен объяснять так, чтобы ребенок мог выполнить домашнее задание и закрепить материал, пройденный на уроке.
Если ребенок этого не может, то репетитор плохо работает.
ИМХО - я бы поменяла репетитора. У ребенка закрепится режим неудачи, потом вообще может отказаться играть...
В школе такое может быть, тогда и подключают помогающих: кого-то из родственников, кто соображает по данному предмету. Если таких нет - оплачивают репетитора.
В каждом предмете есть своя логика, свои особенности, через которые предмет может раскрыться.
Вот это и должны подсказать, если сам не догадался.
Школа - это обязательная программа, рассчитанная на среднего ребенка. А репетитор должен к ребенку подстроиться, на то он и индивидуальный педагог.
Не знаю насчет шахмат, если просто не может что-то решить в школьной домашке, то вместе производим разбор аналогичного задания(придумываю сама), а потом уже дочка решает сама то, что было задано и что не получалось. Считаю, что нельзя делать за ребенка или помогать в том же задании, важно решить аналоги (если понадобится, то несколько), чтобы убедиться, что ребенок все усвоил и понял.
В вашем случае поговорила бы с репетитором, чтобы он объяснил, в чем проблема, почему ребенок сам не может решить задания, это из-за лени ребенка или непонимания, возможно, надо снизить планку немного, отработать сначала более легкое (не знаю, насколько это актуально в шахматах).
я так поняла, что ребенок в спортшколе занимается шахматами, там же написано про основного тренера. Если что, автор поправит меня))
Да, так. Мы в одной из крупных школ, но чтобы подтянуть пробелы, взяли репетитора. Но на самом деле суть вопроса вообще в том, что я не очень понимаю, где давить на ребенка, а где упрощать домашнее задание :-(((
А это понять бывает порой очень тяжело. Моя старшая тоже в спортшколе и иногда я прям отчетливо вижу, как лениться. На соревнованиях всегда лучше результат или на открытых уроках, когда я смотрю- выкладывается по полной, а на занятиях может лениться. А бывает, что домашку правда не понимает, разберем- она решает потом аналогичное нормально и быстро. Так и у вас. Может, попробовать начистоту поговорить с репетитором и с дочкой тоже, глядишь, что-то и прояснится. А если нет- то отказываться от репетитора или менять его.
Тяжело не то слово. Если я чую, что ленится - в принципе ведь видно, и как на доску смотрит, о чем при этом думает :-)) - тогда проще. А если видно, что ребенок уже кучу вариантов разобрал, позицию обдумал, а вот результат - ноль за час работы... И так стабильно с домашками этого тренера... Уже напрягает...
Я раньше вообще не задумывалась о таких вещах - не сделала домашку - никаких развлекушек, сиди делай. А сейчас выясняется, что не всегда так можно ставить вопрос. С другой стороны - "Не получается, ну и ладно" - тоже не годится... Границу сложно установить :-(((
А я сама помочь ей уже не могу - не тяну этот уровень, потому и репетитор :-((((
Я критически отношусь к домашкам по части возможности выполнения моим ребенком. Я считаю, что домашку надо подбирать под ребенка, а не ребенка прогибать под домашку, особенно в такой фигне, которой вы маетесь,
В данном случае, соглашусь, это отчасти фигня (бросить шахматы, сменить репетитора, просто забить на репетитора, оставив только основного тренера - все можно рассмотреть).
Но я в исходном посте оговаривала - дело не только в шахматах. Дело в том, что я не очень понимаю, как быть вообще в подобных ситуациях, когда ребенок сидит и явно страдает.
Если ребенок не может сделать домашку, значит, на уроке ее не отработали. В данном случае- меняйте репетитора, ищите того, кто будет долбить задания до ПОЛНОГО понимания. Домашка- это закрепление навыка.
И еще... Эта...
Пожалейте ребенка. Уберите на. этого репетитора, пусть лучше погуляет лишний час на воздухе.
Ну как бы я спокойно отношусь к "не может". Ну не может - позже сможет. Вы же понимаете, любой навык в домашке, в данном случае мышление, он в процессе развития находится, причем развивается он не вами, а сам, в процессе роста. "Не может" применительно к ребенку означает, что у него это не развилось пока. Мышление развивается так же, как моторика, например, - можно биться головой апстену, пытаясь научить двухлетнего ребенка вышивать, но мы же с вами понимаем, что это сложно в силу объективных причин. С мышлением примерно тоже. Ну это как цветок : человек рождается бутоном, потом он раскроется; если его не поливать, он совсем загнется, но это не означает, что вы можете повлиять на скорость раскрытия :)
Спокойно можно относиться, если это не обязательно, как шахматы. Ну не может, ну рейтинг упал, ну на Первенство ехать смысла вообще нет, и ладно, мир вокруг в шахматы не уперся.
А вот если так в школе... Там-то, я так понимаю, не сделанная домашка = двойка в дневнике...
как вы себе это представляете?? :) Ребенок силится, но не может решить задачу, вы подключаетесь, возвращаетесь в пройденное на уроке, объясняете, а ребенок все равно совсем никак не может с вашей помощью ее понять, в результате вы идете с несделанной задачей, получаете (о ужас!!) двойку в дневник!!!
Не придумывайте, так не бывает :) Уж насколько мой бестолковый, но двойки у нас пока что были только по одной-единственной причине: не сделал, потому что не делал, потому что не записал.
У меня тоже ребенок занимается шахматами... и тоже часто не может решить какие-то задания, заданные тренером. И это нормально, в шахматах важен не только результат - решенная задача, но и сам процесс просмотра, обсчета и отбора вариантов. В случае, когда сын не может решить задачку - он записывает варианты, которые он рассматривал, оценку позиции (как он сам ее оценивает) и примерный план игры, который ему кажется верным. А потом на занятии они с тренером смотрят - ГДЕ была ошибка? Позиция оценена неверно? Ошибся в расчетах? Вообще не рассматривал выигрышный вариант? И это очень важно, ничуть не менее важно, чем правильный ответ.
Но ваш шахматист МОЖЕТ просчитать варианты, расписать примерный план игры... То есть, даже если он не нашел правильного ответа, он провел какие-то манипуляции с заданием, что назыывается "поразмышлял". А у Автора "сидит и не знает". разница однако...
нет, моя хоть и не записывает, но вполне внятно может рассказать и о позиции, и что рассматривала... и даже почему не может решить... просто ОТВЕТА к задаче в результате нет...
а тренеру прям таки нужен именно ответ? Я просто вижу мнооогих тренеров по шахматам... и никто не загоняется ответами, потому что задачи - это одно, а реальные шахматы - совсем другое. Всех интересуют не ответы, а планы, оценки позиции, ходы-кандидаты с выбором лучшего, глубина обсчета...
Ммм... мне очень нравится такая постановка вопроса... При этом положительный результат - это не только решение, но и сам процесс обсчета (тоже нелегкий). А так, как у нас получается крайне демотивирующе - первый вопрос - решила?
конечно, результат тут совсем не так важен, как вам может показаться. Наоборот ОЧЕНЬ важен процесс работы над позицией или задачей. Ведь в партиях не будет такого - найдите мат в два хода ладьей... все гораздо сложнее. поэтому очень здорово, если ребенок, даже не решив задание, может объяснить как он думал, к каким выводам приходил, какие пути решения рассматривал. В идеале это еще надо сразу записать, чтоб не забыть к моменту разбора домашки с репетитором.
Уффф... Все, до меня дошло наконец-то, ура! :-) Я тупила, мне почему-то казалось, что есть только 2 стадии - домашка сделана/домашка не сделана (ну как школе - либо стих выучил, либо не выучил).
В целом получается надо с ЛЮБЫМИ (не только шахматными) задачами - если не выходит сделать то, что надо, и ребенок видно старается - процесс РАБОТЫ над задачей тоже считать домашкой, оформлять его соответственным образом и идти с этим к учителю.
Да, конечно, вы правы. И это важно не только в шахматах. Например почему на многих олимпиадах требуют подробной записи решения задач, а часто даже и черновики собирают? По той же причине - важнее не результат как таковой, а правильно найденная идея. Ведь причин почему задача (любая, шахматная или нет) не решена - очень много, от банального непонимания до случайного недосчета в конце... И с каждой причиной надо разбираться по-разному, а не просто - сделал - 5, не сделал - 2 :)
Бредовая ситуация, репетитор сам задачу задал, сам же ее и решил, и так из раза в раз. Такая ситуация может возникнуть когда обучение происходит в группе/классе. В этом случае нанимают репетитора. А работа репетитора заключается в том чтобы "подхватить" ученика на том уровне на котором он находится и поднять до нужного уровня. А то чем занимается ваш репетитор...это как начинать изучение английского с Гамлета в оригинале.
Шахматы такой же спорт, как и бег и футбол. Не может сделать того, что требуется- значит пока не готов, нужно тренироваться ддальше на более низком уровне по к ане дотренируется до следующего.
К хренам однозначно!
Тут либо у ребенка действительно потолок и это нормально, значит эти занятия не тянет, пусть занимается в удовольствие и пользу на том, что по ее уровню.
Либо (что я скорей предполагаю по раскладу) репетитор некачественно справляется со своими обязанностями. Он должен дать материал достаточно, чтоб ребенок СМОГ сделать задание.
бедный ребенок...
это после школы и шахмат еще и к репетитору по ним же, а потом еще над домашкой мучатся...родители, вы что?!! лучше поплавать в бассейн ребенка сводите или пусть на велике катается или с горок зимой...
Так не всем это дано)))Ну не всем дано хорошо играть в шахматы-большинство при этом прекрасно живут без репетиторов по этому вопросу.
Скажите-кстати-если уж дело дошло до шахмат-знач все остальное-типа плавать-бегать-лазать-прыгать с трамплина-бросать молот-играть в хоккей- он научился уже супер-пупер?