И ещё об образвании

копировать

Разрыв между умными и глупыми нарастает.

Статья целиком тут ( читать обязательно)
http://www.rosbalt.ru/main/2013/12/04/1207437.html

Цитаты из текста:
— Раньше основы понятийного мышления начинали закладываться на природоведении. Теперь у нас вместо природоведения "Окружающий мир". Вы видели, что это такое? Это бессмысленная окрошка. Видеть в этом логику могут только составители, у которых у самих нет понятийного мышления. Якобы это практико-ориентированный, исследовательский предмет. Ничего там этого нет.

- С физикой такая же картина. Тоже рассказы о космосе, о планетах, о законах Ньютона… Вот, сидит у меня мальчик, я его спрашиваю: "Хоть задачки-то решаете на физике?". Он отвечает: "Какие задачки? Мы презентации делаем". Что такое презентация? Это пересказ в картинках. Если нет задач по механике на разложение сил, то о формировании понятийного мышления в физике можно не говорить.

-Интересный пример — Финляндия. Всеми признано, что там сейчас лучшая система образования в Европе. Так вот, они как раз взяли наши советские программы и принципы образования. У нас не так давно была конференция по вопросам образования, и там выступила одна наша высокопоставленная дама, автор многих из последних нововведений. Она с гордостью провозгласила, что наконец-то мы уходим от всех этих мифов о хорошем советском образовании. В ответ выступила представитель Финляндии и сказала – извините, но советская система образования в школе была отличная, и мы как раз у вас и заимствовали многое, что позволило нам улучшить нашу систему. Они и учебники наши перевели, и учителей старой школы с большим удовольствием берут, чтобы они делились с их учителями советским методикам преподавания.

- — За нарастающую неграмотность во многом надо благодарить так называемые фонетические программы обучения, на которые мы перешли в 1985 году — спасибо членкору АПН Даниилу Эльконину. В русском языке мы слышим одно, а должны писать по языковым правилам другое. А в методике Эльконина формируется слуховая доминанта. Произношение первично, а буквы вторичны. У детей, которых учат по этой методике, а сейчас всех так учат, есть так называемая звуковая запись слова и они там пишут "йожык", "агур’эц". И эта звуковая запись идет по седьмой класс. В результате у нас вырос процент якобы дисграфиков и дислексиков. Заговорили о вырождении нации. А на самом деле это просто плоды метода обучения на основе приоритетности фонематического анализа.

копировать

На мой взгляд нынешний "Окружающий мир" 2 кл. намного интереснее, полезнее, шире и глубже природоведения, коорое было в моё время.

копировать

А вы про какого автора?
У Плешакова ересь какая-то...
То проходим что такое бытовая техника, то резко перескаиваем на изучение шерсти и перьев животных.
То начинаем изучать что-то типа основ картографии - дети учатся план квартиры и план дороги до школы рисовать и тут же это бросаем..
Нашла свою тетрадку по природоведению за третий класс, там как раз условные значки в самом начале. Как обозначаются дороги, поля, леса, болота.
Понятие масштаба.. Короче полноценная тема на несколько уроков.
А тут один урок и прыг - уже "Что умеет компьютер" ?

копировать

У нас к Плешакову в нагрузку была еще "литературв" и русский от Бунеева. В комплексе - это просто ахтунг! Лучше бы мы вообще ничего не читали, чем эту ахинею. :-(

копировать

А мне нравилась бунеевская литература! зачем детей в началке мучать бесконечным Тютчевым-Тургеневым?!Достаточно просто познакомить! Они прекрасно все это прочитают позже, и поймут, кстати, лучше! Пусть читают нормальные детские книжки!

копировать

а Хоббита зачем во 2 классе читать?

копировать

Не просто Хоббита, а отрывок из него, в котором ничего не понятно. Мы сие произведение целиком не читали ни до, ни после. А от отрывка обплевались в итоге - редкостная чушь. :-(

копировать

Ну так очень хороший повод взять и почитать. Мой тоже мало чего понял из отрывка, как и многие в классе. Взяли книжки и прочитали целиком-очень как раз удобно!:)

копировать

А в каком классе его надо читать?!:)

копировать

явно не во втором и не вырванным непонятным куском

копировать

Если про "Хоббита туда и обратно", то его как раз можно и во втором. А Властелина Колец наверное стоит попозже.

копировать

я без понятия, там неопознанный кусок про пауков, у нас даже учительница от этого не в восторге

копировать

это у кого? У Бунеева?
Одну фразу про этих пауков оттуда можно?

копировать

Ага Бунеевы
в заголовке просто написано"Хоббит"(отрывки)
Пауки и мухи
Они вошли в лес, словно в мрачный туннель, пройдя гуськом под аркой, которую образовывали два высоких дерева, склонившихся друг к другу...

Они там еще эльфов встретили играющих на арфах, а потом их схватили пауки

копировать

Перечитала... выбор главы конечно совершенно странный. Ощущение, что авторы не знали что именно из данного произведения следует взять, и решили методом тыка - на какой странице откроется книга, ту и берем в учебник :) Другого объяснения выбора у меня нет.
Но тем не менее это Хоббит, Туда и обратно. Глава 8.

копировать

наверное, а сейчас ребенок Винни-Пуха проходит в школе

копировать

Ну а что мешает-то целиком дома прочитать? В школе вообще редко что целиком дается в учебнике, и в старших классах тоже.

копировать

моему ребенку, да и мне данное произведение не интересно, для чтения не по программе к сожалению не так много времени, поэтому у меня сын предпочитает читать то что ему действительно нравится

копировать

Ну. моему ребенку и мне тоже какие-то произведения неинтересны или малоинтересны. И что. подстраивать программу под вкус каждой конкретной мамы?!:) Мне вот искренне непонятно зачем в 5 классе впихивать в детей "Муму". У всех после этого одно впечатление-что Тургенев писал "про то, как собачку утопили". На другом ребенок в таком возрасте просто неспособен зафиксироваться.

копировать

просто игнорировать
мой ребенок вампирами интересуется, собачки утопленные в данном случае цветочки

копировать

+100
Сколько удовольствия было в составлении розы ветров)))) Наблюдали всем классом, записывали.

копировать

+++++++++ это точно

копировать

А что еще кроме карты вы помните из того времени?
Карта помнится была каким-то примитивом. Ну так, с планшетом по улице побегать, на пару уроков. И то не скажи вы мне сейчас, ни в жизнь бы не вспомнила.
Помню все уроки природоведения изучали про токи воздуха восходящие, нисходящие и атмосферные осадки. По-моему ничего больше не учили.
а современный окружающий мир мне как раз нравится своими скачущими темами. Можно во многие области углубиться, про которые и не подумаешь что нужно ребенку рассказать. В наше время слишком много информации, надо ее фильтровать. И все идет в ущерб знаниям об окружающем мир. Предмет это и восполняет. Во всех областях... 10 уроков учить картографию большая роскошь.

копировать

А я вообще всю школьную программу помню.
И природоведение особенно. Обожала его.
Мир растений, животный мир, полезные ископаемые, типы почв, наш край, глобус и карта... Леса нашей родины, сезонные работы в поле, закалка, зарядка :)
Я даже картинки оттуда могу некоторые по памяти воспроизвести :)

копировать

расскажите, если не сложно :) может я хоть вспомню чего мы там изучали. Краснозем, серозем и чернозем я тоже помню. Списочно. Шут знает зачем.
Леса нашей родины - это о чем?
Полезные ископаемые это кажется уже география?

копировать

А смысл? Я реально могу вам парочку параграфов отшпарить.
Долго писать.
В географии многие темы повторялись.

копировать

вам конечно смысла нет, а мне правда интересно :)
вот с удивлением вспомнила, что правда что-то про эти глиноземы читала. Только вот зачем мне это в жизни?...

копировать

Так это из разряда : зачем мне считать, у меня калькулятор есть. Зачем мне Толстой - он жил давно и неправда.
А уж логарифмы с дифференциалами... Как пользоваться ТВ-пультом я и без них разберусь...

копировать

В чем-то вы правы, и 30 лет назад это была любимая фраза интеллигенции. Но времена в самом деле изменились. Сейчас наше время уже официально во всей умной литературе называют "информационным". Информации стало во много раз больше чем было в нашем детстве. Поэтому главное в современном мире (на мой взгляд) - не найти информацию, и уж тем более не изучить ее. А научиться фильтровать. И думаю что логорифмы с дифференциалами в самом деле попадут в разряд не нужного для большинства. И если Толстого наверное еще нужно прочитать, то до Чехова у современного ребенка руки могут уже и не дойти.. Не влезает все, хоть тресни.

копировать

Не согласна.Надёргано очень поверхносто из разных тем,производит впечатление затянувшегося бреда.

копировать

я бы так категорично не стала утверждать, зависит и от школы. Есть у нас предмет естествознание, я сначала напрягалась, пока смысл не уловила, они реально делают(ну с мамой-папой) весы, пульверизатор, флигель, выращивают лук и традесканцию, ведут учителя физики. Это тоже метод, пощупать руками физику, задачи хорошо,но нужно понимать, что физика это прежде всего описание реального процесса формулами, а не подставьте цифры в формулу.

копировать

Автор, извините, конечно, а вы сами получали "образвание" (как в названии топа) или все же образование?

копировать

Клава заедает. Надеюсь все поймут.
Неужели по западающей букве уже можно сделать вывод о качестве образования?

копировать

Нет, но приебаться-то хочется..

копировать

мне к вам тоже,а ухватиться не за что

копировать

.

копировать

А вы куда спрятались? Вы же начали неанонимно.

копировать

Перелогиниваться лень.

копировать

А про флигель уточните, плиз - это как?

копировать

исправил зараза, флюгер :-)

копировать

Есть над чем задуматься.

копировать

Откуда такая лажа про Финляндию? Да, они в Европе лучшие, как и норвеги. Но у них свои учебники, не переведенные. И система с советской ничего общего не имеет.
А в мире самые лучшие школьники из Ю.Кореи, Японии, Китая и Сингапура. Они тоже советские учебники перевели?

копировать

лучше бы на физике тоже наглядные презентации делали - так было бы все нагляднее и понятнее, а вот задачи ... Я гуманитарий, для меня от этих задач толку ноль

копировать

Человек помоему не очень понимает в современной системе образования и совсем не знает ничего о финской, позабыла несколько и ту в которой училась. Точнее, не позабыла совсем, а забыла, что после того как она училась, уже 100 раз были реформы, и те кто учился уже от 70 имели другую систему, а от 80 еще другую:) Напримеры, у нас, в начале 80, был отвратный учебник,вот честно из него ничего не вынесла и не помню, только розу ветров, не не саму, а ее рисование:)) ну высказался и высказался, каждая бабушка имеет право поворчать на тему, аж, уж эти современные дети и систем:)

копировать

Прообразом современной финской школьной системы была школьная система Швеции и ГДР, вообще-то
Ну, я об этом читала в свое время)

копировать

По моему, по физике как раз задачек куда больше и куда более сложные решают. Другое дело, что не все дети эти задачки тянут.

копировать

У меня дочка учится по гармонии, йожик не пишет, учительница, которая уже отучила по гармонии предыдущий класс, говорит, что в средней школе ее дети очень хорошо учатся по русскому языку.

Я в 90 м году закончила обычную школу, меня учили в 100 раз хуже, чем дочку, но и школа у меня, к слову, была жуткая.

копировать

То, что говорит учительница, надо делить на 10. Программа "Гармония" ужасна, причем видно это было с первого класса. Сейчас четвертый, срочно подтягиваем знания по всем предметам, используя учебники "2100", чтобы спокойно влиться в программы пятого класса. Хотя по "гармонии" - отличница.
Эта "Гармония" к пятому классу наращивает разрыв в уровне знаний почти на год. Очень советую задуматься уже сейчас.

копировать

Ерунду написали. Все индивидуально. Мой старший уже в 7 (учился по Гармонии), учится без троек. Кстати, все учителя в 5 классе отмечали, что наш класс очень сильный пришел и подготовленный. Именно их класс до сих пор все учителя на открытые уроки берут.
Младшую целенаправленно отдавала именно на "Гармонию", ибо видела результат. Пишет сейчас очень грамотно,поверьте, мне есть с чем сравнивать...

копировать

На мой взгляд, нынешний окр мир интереснее нашего советского природоведения. У дочери это любимый предмет.

копировать

Мне тоже так кажется.

копировать

Про русский с йожиком согласна на все 100. Мы не иностранцы, изучающие русский, это наш родной язык :-(

копировать

А как вам "глокая куздра" в программе русского для четвертого класса? Вот НАХРЕНА?

копировать

А вот это как раз отлично.

копировать

Это уже из области извращений. Филологических.Для любителей- на здоровье, но не в программе 4-го класса одним невнятным обрывком.

копировать

Не скажите. Моему как раз 10 лет, 4-й класс. Благодаря этой кудре подсел на Л.Успенского. Сначала "Слово о словах" прочел, а сейчас уже все, что было доступно, купили и скачали. В восторге полном, увлекся , можно сказать, языкознанием ребенок. Кстати, мой по русскому не блистал, так что я очень рада, что заинтересовался.

копировать

Успенского читаем с дочкиного третьего класса.
Причём и я с огромным удовольствием.
ОЧЕНЬ познавательная и полезная штука.

копировать

а это что такое?

копировать

Это спрашивают уже новые "продукты" системы образования?

копировать

в том то и дело, что ничего, набор букв, слов
Глокая куздра (полностью фраза звучит, как «Гло́кая ку́здра ште́ко будлану́ла бо́кра и курдя́чит бокрёнка») — древнейший мем, придуманный аж в 1928 году филологом Л. В. Щербой как пример искусственной фразы, в которой все корневые морфемы заменены на бессмысленные сочетания звуков. Фраза создана для иллюстрации того, что многие семантические признаки слова можно понять из его морфологии.

копировать

Предшественник "Олбанского"

копировать

Не несите ахинею, если не понимаете сути.

копировать

Как раз нет. Потому что "куздра" - это как раз помощь в понимании семантики. ну вроде хливких шорьков у Кэролла. То есть у Кэролла они были slythy toves, но служили той же цели. ПРАВИЛЬНЫЕ грамматически и логически фразы из фонетически правильно написанных слов - которые не существуют в языке, но могут существовать согласно логике и правилам языка.
А "олбанский" или "падонкавский" - это нарочно (а потом уже и ненарочно) искалеченные СУЩЕСТВУЮЩИЕ слова и фразы и явная примитивизация языка
Можно было понять, когда так делали малограмотные крестьяне, не знающие настоящих значений и написаний "мудреных" слов, но современные грамотные люди такое делать могут только с целью...в общем неуважения. .

копировать

"Вначале было слово, и слово это было "КУЗДРА!"

копировать

а я люблю всякое куздрообразие

копировать

Серьезно? Супер! Особенно если рассказать, как надо.

копировать

Я училась хорошо и с удовольствием (мне 43), мои дети тоже. И читают с раннего детства много, как я, а знают так вообще больше, чем я в их возрасте знала. Сын отличник по математике, помогает "прикрепленному" к нему более слабому однокласснику.
80% в семье закладывается. А школа уже на базе, заложенной в семье, дальше учит.
И "Глокая куздра" - а что тут такого? ШиршЕ мыслить надо, не по шаблону, на зацикливаться только на подставлениях пропущенных окончаний в словах.

копировать

Абсолютно согласна с Вами...

копировать

Народ, про "йожика" - это серьезно? :-0

копировать

Да, к сожалению. Детей сначала учат-учат записывать слова фонетически, а через несколько лет начинают учить писать нормально, с закономерным результатом.

копировать

Не, ну это пестетс какой-то (простите мой подонковский). Потому что к примеру такой язык, как английский, где написание и произношение отличается куда больше, чем у вполне себе фонетичного русского - дети в младших классов учатся писать и произносить по буквам (spelling). И к примеру любое слово с малолетства приучены не только проговаривать, но и spell - в данном случае произносить по буквам. Например, ребенок может сказать fox - и произнести по буквам: ef, ou, eks. Особенно это помогает, когда надо записать имя или название, которое и не угадаешь по звучанию. Ну например, имя (или фамилия Ли) может писаться как Li, Leigh, Lee и еще парочкой мудреных вариантов.
Так если даже "тупые америкосы" могут в детстве выучить свой запутанный английский, то уж русский-то должен быть "фигня вопрос". Ну и помнится, в нашем детстве о таких проблемах как дислексия и дисграфия слызом не слыхивали, слова относились к тяжелым расстройствам, и к окончанию школы, даже к средней школе практически все писали мало-мальски грамотно.

копировать

да не верьте, скорее всего у этих детей и родители такие же... Мои в 4 и во 2 классах, программа русского языка мало чем отличается от той, по которой училась я. Старший уже пишет грамотно

копировать

Дислексия и дисграфия были всегда, только раньше это не считалось расстройством. За это дрючили, как за раздолбайство.

копировать

мы уже замучились с этой фонетикой((

копировать

Увы, да...
Я все не понимала, откуда ноги у этой хрени растут, я успела проскочить это безобразие в школе. Статья мне все объяснила. Причем я надеялась, что это осталось в первом классе, а вчера сын-второклассник меня спросил, сколько звуков в слове "сейчас".
Я посчитала как-то. Оказалось неправильно, потому что звуки надо считать по произношению СИ-ЧАС. Типа все именно так произносят.
На что я сказала сыну "ага, ЩАЗ!, там вообще 3 звука, если для идиотов... - [ЩАЗ]. А у меня там сеЙчас..."...

Еще помню на такую же ерунду натыкалась, когда учительница исправила сыну звуковой состав слова с нормального, на такой вот разговорный не ясно какого диалекта. Интересно, москвичи должны будут писать что молоко это [мАлАко]? а волжане, что [мОлОко]? и им оценку снижать будут? Дикость какая-то...

копировать

Вы меня пугаете. СИЧАС - у моих детей такого нет в школе (2 и 8 класс). Звуко-буквенный анализ был в советской школе. Моим детям его преподают так же, как и 30 лет назад. Слово "молоко" и 30 лет назад мы разбирали на звуки как "малако", мы даже оговаривали, что в безударном положении слышится среднее между "А" и "О", даже какое-то обозначение было для таких ситуаций.
Но "сейчас" - СИЧАС! Вот где ужас то.

копировать

В статье написано, что звуковой анализ в школу ввели в 83-85 годах. Вы в это время учились? Я к этим годам уже закончила младшую школу, так что у меня этого вообще не было. малако мы упоминали исключительно потому, что в слове безударные гласные, которые нужно было проверить или запомнить. Поэтому для меня весь этот звуковой анализ дикость.

копировать

Я пошла в школу в 1979-м. Звукобуквенный анализ у нас был в начальной школе, во 2-м или 3-м классе, точно не помню. Учительница, которая нас этому учила в нач.школе взяла наш класс во 2-м классе. С 4 класса по 8 класс звуко-буквенный анализ был всегда и обязательно входил в задания после диктанта. Кстати, звуковые схемки были в подготовительной группе д/с и даже использовались такие же цвета. Школа была самая обычная, московская.

копировать

хм.. я в 80. как же меня-то это миновало? или моя память стерла это намертво? Не помню такого. Школа была московская, приличная.

копировать

Возможно что и стерла. Я пошла в школу в 84, звукобуквенный анализ помню очень отчетливо всю началку.

копировать

Неа, сeрьезно - "йожык"

копировать

Ну не пишуцт они йожик! Моя дочь учится в школе и русский у них по так тут любимой Соловейчик. Они пишут как все русские буквы, русскими буквами. Иногда делают звуко-буквенный разбор, и вот тут уже они пишут ёжик и разбирают его на звуки! т.е буква ё не имеет звука в русском языке, также как и Я, Ю и е. Все. Диктанты, домашку, классные задания они пишут так же как и все, да подход к подаче материала другой, но, ребенку все понятно. Да и из 28 человек в калссе ни у кого проблем не возникало с русским.

копировать

Они не пишут йожик в тексте, но они регулярно пишут йожик в разных заданиях. А что у кого в голове отложится, зависит от ребенка. Вероятность что отложится именно йожик, многократно повышается. Когда такого написания в жизни не видел, оно в голову и не придет. А когда сто раз на звуковом разборе прописал - то потом память и подкинет.
Я, главное, смысла в этом не понимаю. Какие-то задачки на сообразительность - разобрать слово на звуки. И желательно угадать, какое произношение закладывали разработчики учебника или тестов. Или учитель.

копировать

вы по Солвейчик учитесь? Мы да! ну было у нас штук 5-6 звуко-буквенных разборов с йотироваными звуками! и все. Остальные задания в учебнике на обозначение орфогамм. Написали текст, отметили те правила которые знаешь, где можно сделать ошибку. ну и остальные, не с глаголами, безударные гласные, слова, образование множественного числа и т.д...

копировать

Нет, мы Школа России, у нас Горецкий-Канакина. И собственно фонетическому разбору там посвящено всего страниц 10 из учебника. Но ребенок говорит что занимаются этим четверть времени.
Дал тетрадку в доказательство. Нет, в тетрадке увидела всего лишь 3 упражнения на данную тему, то есть мало.
Но какие шедевры!

свеча [свича]
вороны [вароны]
козёл [каз'ол]
ежи [йэжы]
лягушка [лигушка]
лето [л'эта]

Многие мои ровесники проверяют слова написанием. Когда не уверен, как слово пишется - надо его написать и посмотреть на него... и просто на взгляд поймешь, как правильно.
Но после таких вот шедевров как [каз'ол] или [лигушка ] страшно представить что может подбросить зрительная память.

копировать

ну это же фонетика! она и у меня в школе была, помню я ее, мыгкие согласные, звонкие, гласные, ударные, звуки, буквы и прочее. Грмотоность - это другое. В ЕГЭ по русскому в 11 классе, очень много этой фонетики, на разбор слов, я вот например закончив школу 20 лет назад уже и забыла, что букв гласных 10, а звуков всего 6! теперь вспоминаю с ребенком.

копировать

Про гласные и согласные, звуки и буквы, я в курсе, проходила. Именно на уровне что это существует, и что ч всегда мягкое, а ж всегда твердое. И что буквы могут озвончаться и оглушаться.
А для чего русскому человеку нужна транскрипция русских слов - я так и не поняла. И уж тем более мне не ясно, как можно стандартизировать произношение слов, если в разных районах страны оно разное.
почему собственно лИгушка? Я так не произношу, у меня она все же лЯ.. и кто сказал что мое "е" в слове "свеча" ближе к И, чем к Е?... мне кажется оно где-то посередине. Оно конечно не "е", но и не "и" точно. Потому что слово "свича" я бы произносила немного иначе. Так почему же в транскрипции нужно писать свИча?

копировать

у нас второй класс если что. и этот звуко-буквенный разбор слов в большом количестве пристутсвует в ЕГЭ по русскому, вот где абсурд!

копировать

Все зависит от учителя. 30 лет назад я училась в 10м классе. В нашем 10б классе был один учитель физики, а в параллельном 10а - другой. Учебники, сами понимаете, одни и те же. Но наш учитель был талантливый как педагого и преподаватель, к тому же строгий – мы готовились к каждому уроку и знали все..И уроки были интересные. А в параллельном классе учитель «досиживал» последние годы до пенсии. И «àки» нифига не знали по физике.
на олимпиады ездили мы, а не они. Я даже на городской олимпиаде первое место заняла.
Мы им завидовали, что их так не "истязают" по физике, а позже поняли, что именно нам повезло.

копировать

И я ровно 30 лет назад была в 10 классе:-)И почему -то так попадало всегда,что замечательные учителя у нас были во всех 3 школах именно по-русскому и литературе.(папа военный, я училась в 3 разных городах, 9-10 кл. в Москве-последней)И совершенно ужасные по физике( я ее ненавидела)и иностранному.ПОэтому эти предметы я практически не знала:-(Один только раз пришла на неск. месяцев учительница по физике(новая) и я через неделю стала этот предмет понимать.Он мне даже понравился.Потом она уволилась-и все вернулось на круги своя:-)А вот русский обожаю по сей день( у моего мужа с предметами было все четко наоборот).Так что согласна, на учителе все держится:-)У дочке в школе 4 четвертых класса, в ее "А" и в "Б" строгие и требовательные учителя, в других пришли молоденькие и неопытные.В результате они сильно отстают по программе, да и не совсем "тянут" по предметам( я про другие классы)

копировать

я была в 10-м классе целых 32 года назад) И у меня практически не было плохих учителей. Повезло, в общем)

копировать

а я была в 10 классе 20 лет назад, и у нас в средней школе, к сожалению, были слабые учителя, по той же физике:( Хотя школа была на хорошем счету! да и история через пень колоду преподавали. Мы даже на последнем звонке частушку посвятили историчке: "Революцию не сдали, до войны мы не дошли и за это получили мы красивые колы!".