Староста в 1 классе-нормально?

копировать

Имеем - 1 класс, лицей, 20 человек детей. Неделю назад вот такое нововведение случилось - в классе учителем назначен староста (к слову сказать, самая маленькая девочка, 6 только в августе исполнилось, никакой не лидер и не авторитет, зато авторитет у нее папа…). В обязанности старосты входит осматривать внешний вид детей - как причесан, одет; осматривать парты и следить за порядком в них; следит за поведением детей - кто бегает, или кричит. Сами понимаете, в 6,5 лет мало кто может объективно и справедливо оценивать и при этом не злоупотреблять властью… Началось: "А я староста, я запрещаю тебе бегать!", "А ты плохо причесана, так нельзя ходить!" и так далее. Ну, и все замечания передаются незамедлительно учителю, а если "провинившийся" ребенок сопротивляется или огрызается ("да ты сама кричишь громче меня!"), то учитель сообщает, что старосту надо слушаться, что она имеет право. У старосты есть еще 3-4 помощницы, которые занимаются тем же, но подчиняются все равно ей, так что если потом девочка скажет: "Да ладно, аккуратно здесь все сложено", то отстают от виноватого.
Вот на мой взгляд это жуть жуткая… Поощрение ябедничества, доносительства, никакой дружбы и взаимовыручки. Плюс я просто не понимаю, зачем это. Вопрос учителю задан, а как же… Ответ: "Это развитие самоконтроля, чувства коллективизма, у нас в детстве было то же самое - звездочки, командиры звездочек. Если ребенок ведет себя хорошо, в парте порядок, одет и причесан аккуратно, замечаний и нет. Вот к этому и стремимся, чтобы контролировали друг друга и сами себя." Я пыталась возражать, но безуспешно.
Как на ваш взгляд? Я не права и так можно? но первый класс… Да еще и 6,5 лет командиру-то… Ну как она может быть справедливой и корректной? Почему учитель сам не выполняет эти обязанности? Почему создает искусственную иерархию, построенную на страхе перед жалобами учителю? Или все не так, как я вижу?
И - те, кто согласен с моим мнением - как мне поступить? Беседа с учителем результата не дала. Идти к заучу? Что предъявлять, чем мотивировать? "Мне не нравится" - понятно, не катит. А то, что здесь перечислила, слишком длинно и эмоционально - зауч там тоже ведьма та еще, учителей поддерживает в любом случае, ответ родителям обычно: "Не нравится - ищите другую школу!". Т.е. должны быть действительно твердые аргументы, почему это плохо. Помогите, а? Или просто плюнуть и менять школу, раз тут такое?

копировать

"Беседа с учителем результата не дала"
А что учитель-то сказала?

копировать

Да вроде написано…
"Ответ: "Это развитие самоконтроля, чувства коллективизма, у нас в детстве было то же самое - звездочки, командиры звездочек. Если ребенок ведет себя хорошо, в парте порядок, одет и причесан аккуратно, замечаний и нет. Вот к этому и стремимся, чтобы контролировали друг друга и сами себя.""
Это коротко суть ее ответов. Я еще задавала вопросы, примерно как в первом посте писала, ответы - вариации вышеприведенного...

копировать

Если по таким пустякам будете менять школу, то концу 11 класса переберете все школы в Москве.;))
А если серьезно- не тратьте нервы на вещи, нестоящие выеденного яйца. И спокойней к школе относитесь, сколько еще более серьезных вещей будет, вот если одного ребенка травят в классе - это проблема.

копировать

Автор, у нас нечто подобное, отдаленно, 2 класс,на весь день на перемены назначаются дежурные, в чьи обязанности входит следить чтобы никто не бегал, и т.д. по коридорам, классу, не хулиганил, не дрался. В конце каждой перемены дежурные (2 чел.) подают учителю записки кто именно бегал и дрался. Мне кажется это дурдом на выгуле, но учитель считает что это вот так надо. Что с этим делать не знаю, в остальном учитель замечательный. Моему ребенку никто замечаний не делает, тихий ботаник сидит за партой, но другим делают по 10 за день, потом учитель их наказывает, (ругает, не выводит гулять и получается наказывает весь класс сразу), маразм, к чему это все приведет в более старших классах, не знаю:(

копировать

Я против такого колхоза. У нас только дежурные по классу и столовой., помогают учителю.

копировать

Автор, а если ваш ребёнок с кем-то на переменке поссориться, кто-то ему скажет что он "лохматый", "рыжий", "белобрысый", "беззубый", "шепилявый", "малявка" "дылда", что у него пенал "фиговый", "девчачий" или что-то ещё такое же "приятненькое", вы тоже помчитесь к учительнице отношение выяснять и будете у нас спрашивать, какую вам "позицию" по этому вопросу занять? И до какого класса вы так "вникать" планируете?
Какая трагедия, если к мальчику на перемени подошли девочки и сказали "поправь учебники"? Можно поправить. Можно в коридор убежать и ещё и язык из-за двери противным девчонкам показать. На мой взгляд и так, и так будет абсолютно нормально для нормального первоклассника :). Разве учитель "устраивает гонения" на тех, кому эти девочки сделали замечания? Да они поиграют в "важных персон" недельку другую, и всё скорее всего рассосётся. Вы сами, что, никогда маленькой девочкой не были что ли?
Поймите, что ваш первоклассник от вас отпочковался уже, и теперь ему самому надо научиться взаимодействовать с другими детьми: вредными, добрыми, сильнее его, слабее его. Дружить с ними. И не дружить. Уметь конфликтовать грамотно. Уметь ответить, если надо постоять за себя. Уметь подчиниться не потеряв лицо, если этого требует субординация :). Ну не возможно ребёнка всю жизнь "под юбкой" держать.

копировать

А низя старосту на неделю выбирать? По кругу? Есть конечно обратная сторона в злопамятстве и мести тем, кто уже отдежурил...но хоть какое-то равноправие в развитии самоконтроля и чувства коллективизма. Предложите завучу.

копировать

Плюсанусь.Или всем по очереди быть "старостой на день!":) И дисциплинирует,и чувство коллективизма развивает!))) Я бы такой вариант предложила.

копировать

Я спросила про старосту, что, мол, ребенок все же маловат, минимум на год моложе всего класса, а некоторых и на полтора года, по словам моего ребенка, авторитетом и лидером не является ни разу, наоборот, пытается всем что-то доказать и придирается несправедливо (последнее не говорила, только про маловат и отсутствие авторитета). Учительница оскорбилась и за себя - " тоже не с потолка назначила, мне виднее, кто в классе пользуется уважением, в ком есть задатки лидера, кто сможет справиться с этой обязанностью", и за старосту - "Она поумнее и повзрослее многих старших" (что неправда). Так что я даже не знаю, как она отреагирует, если я предложу столь прекрасного ребенка с поста сместить.
Папа девочки - депутат Думы, хороший знакомый директора школы и помощник ему во всех вопросах, связанных с Министерством, Департаментом и прочими органами, о чем сам директор на собрании и рассказывал, умильно благодаря и прося дальнейшего содействия...

копировать

Как меня бесят мамы,которые вот таким бездарным и хамским образом лезут в то,что никак не касается их...

копировать

Что меня не касается? Что мелкий недоросший ребенок самоутверждается за счет других? Что учитель говорит остальным детям, что вы должны ее слушаться, она мой заместитель? Что этот ребенок в силу возраста не видит разницы между корректными советами или грубыми насмешками? Что иногда со своими советами и насмешками лезет туда, куда лезть запрещено ("А как это мама тебя неаккуратно причесала", "А кто тебе разрешил громко смеяться")? Или вы тоже их небожителями считаете и дела августейших особ черни обсуждать не дозволено?
С хрена ли оно меня не касается? Меня оно напрямую касается. И я имею право поинтересоваться, на каком основании в классе назначен один из детей главным, на каком основании он имеет права, ограниченные разве что физическим воздействием, с какой целью дети должны ей подчиняться, если они не хотят. Про депутата написала, чтобы был понятен мотив учителя. Если уж о нем, то этот самый депутат (формально просто отец одного из детей) на род.собрании отчитал маму, не желающую сдавать деньги на экскурсии, и пригрозил пойти к директору и настоять на отчислении ребенка данной мамы, потому что "таким в нашем лицее не место". На собрании меня не было, к сожалению, была бабушка, она, конечно, вступилась, но осторожно, я бы так не церемонилась. Да, меня бесят такие люди, как он, и такие учителя, которые в ответ на такие угрозы хихикают и мямлят, а не ставят наглеца на место. И через 2-3 дня назначают его дочку "самой главной в классе после учителя", чтобы папа был доволен.
Вас такие вещи не касаются? Предпочитаете утираться и молча жевать? Да дело ваше, только зачем других-то пытаться научить жить также, не всем такое нравится…

копировать

Вы слишком трепетно воспринимаете, ИМХО. То что для Вас "утираться" - для многих просто не обращать внимания, не придавать значения по типу "послушал, про себя послал, и забыл". На мой взгляд то, что Вы описываете, отнюдь не принципиальные вещи, а какие-то элементы мышиной возни, в которой можно просто не участвовать. Но это, конечно, виртуальное впечатление. Может быть, в реале всё и серьезнее.

копировать

А как не участвовать? Я серьезно, вот в описанных ситуациях? Приходит расстроенный ребенок, говорит, что выговорила девочка за "неправильную" блузку. Сказать "плюнь и разотри" я могу, и даже, может, она и послушает, но завтра ситуация повторится, потому что я не завязываю банты, например, надеваю колготки пусть с неярким и мелким, но все же рисунком-узором. Выкинуть все и четко следовать инструкциям? Как-то неэкономично :)
Ну, пусть я четко начну следовать всем правилам по внешнему виду (хотя я совершенно честно не хотела нарушать правила, придя в блузке в горошек, я специально я выбрала, а не розовую такую же, потому что строгий и симпатичный вид, и в голову не пришло про "однотонность", кто знает, что я завтра еще не так пойму и не так ей надену). Но все равно тогда остается - громкий смех, громкий голос (не на уроке, разумеется), ненулевая вероятность беготни, каких-то еще дурачеств и т.д. И за все это она будет получать от одноклассницы, с которой не дружит и которую авторитетом признавать не желает, замечания, жалобы учителю, выговоры самого учителя (учитель рьяно выговаривает сейчас, может, поначалу только, пытаясь приучить детей к тому, что жалобы старосты имеют вес и что ее надо слушать и подчиняться). Некрасивая ситуация и чревата последствиями нехорошими…
Да, я также была бы против, если моего ребенка старостой назначили. Я просто против этой системы доносительства и угроз, главенства и подчинения. И ненужная власть и возможности для ребенка также пагубны как и подчинение и выговоры постоянные. Может, задумка у учителя была неплохая, но реализация пока такова, что ребенок назначен "главным" и ведет себя, подражая учителю, что приводит к перегибам, преувеличениям и грубостям…
Как абстрагироваться от этого? Говорить, чтоб не подчинялась? Так станет изгоем… Подчинялась, но про себя посылала (образно)? Тоже какой-то дурной пример несправедливости и трусости. Или как?

копировать

Для одноклассницы я бы использовала какую-нибудь вежливо-равнодушную фразу в ответ на замечания ("Учту, исправлюсь"). Учителя тем более не переделаете, если она склонна к рьяным выговорам, она бы и без старосты выговаривала в привычном ей формате. Имеет смысл еще понаблюдать за развитием ситуации, прежде, чем бросаться на амбразуру. А то тоже может получиться неэкономично;-)

копировать

Своего ребенка научила бы отвечать такой старосте "ты не можешь мне делать замечания", поворачиваться и уходить.
Учителя корректно и настойчиво попросила бы все замечания по внешнему виду ребенка высказывать исключительно родителям, т.к. в 1-м классе одежду ребенку выбирают именно родители.

копировать

"Выговорила девочка за неправильную блузку" - плюнь и разотри однозначно. И пусть выговаривающий утирается.
Вы, мне кажется, сама как-то неадекватно близко к сердцу восприняли выговор за "неправильную" блузку. Не хотите выговоров - перестаньте нарушать правила. И всего-то.
Громкий смех и громкий голос - вообще фигня, ни о чем. И может быть вы ещё не знаете, но никакая учительница не может приучить детей уважать того, кого они не уважают. Авторитет в детском коллективе назначением учителя не достигается. Как абстрагироваться - язык показать. Вы сама в какой колбе выросли, что совершенно не представляете, как первоклассники друг с другом взаимодействуют?

копировать

Именно это вас и не касается.

копировать

Насколько я помню - были "звездочки", но там не было старост. Мы были разделены на несколько "звездочек", но тогда у всех была школьная форма единая, девочки все были с косичками или короткой стрижкой и были соревнования в плане учебы и поведения. Сколько лет учительнице?

копировать

Учительнице около 50. А требования такие же как в советской школе, даже хуже, все же в советских школах больше было оставлено на усмотрение родителей… Форма единая, куплена в одном месте. Прически требуют (именно требуют) тоже только косы, хвосты нельзя, распущенные и подавно, и причем не с резинками, а с бантами-лентами (тут родители пока далеко не все исполняют). Колготки белые или телесные, туфли черные или темно-синие, не балетки и не сандалии (тут тоже многие забили). Блузка под формой должна быть именно блузкой, а не водолазкой или, упаси боже, поло. Причем только однотонной - за это вчера выговор от старосты и получил ребенок, блузка была белая и строгого покроя, но в мелкий черный горошек. Учитель уверил меня, что так нельзя, это нарушение правил, в правилах "однотонная" и точка. На мои призывы не подходить столь формально, что белая в мелкую точку ничуть не менее строже и не хуже (а уж тем более не влияет на процесс учебы), чем любая бежевая, голубая, розовая (особенно розовая…), учительница уперлась рогом и продолжала твердить, что это нарушение, что если я не выполняю правил, значит, замечания будет получать ребенок...

копировать

В моей советской школе вообще ничего на усмотрение родителей не было оставлено.

копировать

Я тоже при СССР училась, у нас такого не было, и хвосты можно было, и обувь+цвет колгот любой мог быть, я в 3 классе вообще год в темно синем форменном платье ходила, крестная если не ошибаюсь из ГДР привезла, фартуков разных штук 6 было, и кружевные и атласные

копировать

Ну да, у меня закалка покруче:-)

копировать

Ну у нас так было, за всю страну поручиться не могу, конечно. Форму покупали какую получится. Да, коричневую (позже и синяя появилась), но какую удалось - могла быть и с юбкой-плиссе и в складочку, и рукава фонариком, и с защипами и т.д., т.е. обязательным был только цвет-вид ткани, да длина не сильно выше колена, остальное родитель мог выбрать сам. И фартук какой купили, такой и хорошо, главное - черный, а праздничный - лишь бы белый, были и хлопок и гипюр… И воротнички с манжетами тоже были любых форм, размеров и фасонов, кому-то и мамы-бабушки их вязали-шили, вообще эксклюзив, лишь бы белые и без блестяшек. Колготки вообще никто не оговаривал, лишь бы не сетка (да и не было их еще тогда), цвет любой, что удалось достать, всему рады были. Про туфли вообще молчу - запрет был только на каблуки класса до 7-8, да чтобы не кеды… А в 90-е вообще 2/3 класса в мыльницах ходили или в китайских тряпочных тапочках… А прически и подавно - не растрепа и отлично, а так - хоть хвосты, хоть косы, хоть "мальвинку" (верхние волосы собраны в хвост, нижние распущены), хоть банты (любого причем цвета), хоть резинки, хоть заколки.

копировать

Про форму и обувь согласна: кто что в магазине купил, то и носили, разнообразие было чисто условным. А со всем остальным, начиная с причесок, нас дрючили по полной.

копировать

а что по поводу формы и причесок прописано в уставе? У нас тоже есть общие требования, именно общие, учительница когда пришли к ней в 1 класс высказала свои пожелания, не более того, например не любит на мальчиках пестрые жилеты, собственно совсем не трудно купить однотонные, но если у меня ребенок раз в месяц придет в жилете с ромбами, трагедии из этого устраивать не будет и замечание не сделает.
в уставе прописан деловой стиль темных тонов, блузки/рубашки не яркие, тоже самое с колготками девочкам.

копировать

ИМХО, с незапамятных времен традиционная школа такой фигней страдала (и никто не умер). Вы традиционную школу хотите переделать? ИМХО, проще приспособиться так или иначе.

копировать

У нас учительница закрепила за каждым учеником обязанности ( 3 класс). Один собирает тетради, второй подбирает мусор, третий руки смотрит, четвёртый моет доску и т. д. Каждую неделю обязанности меняет. На доске висит график и цветом обозначено кто как справился с должностными обязанностями. Нашим нравится.

копировать

Да, я буду тоже настаивать на чем-то вроде "дежурства". Может, и не так демократично как у вас, хотя бы что-то изменить в этой ситуации хочу. Если уж так им хочется, пусть будет "самый главный ребенок в классе", но по 1 дню каждый. Вот тогда это и будет развитие самоконтроля, коллективизма, навыков управления, товарищества и прочего. Хотя все равно идея "самого главного" мне категорически не нравится. Не может ребенок выполнять функции взрослого… Помочь собрать тетради, сходить с поручением, помочь в столовой, следить за порядком на столах - да, нормально. А быть "заместителем учителя", его "глазами и ушами", доносить о любом случае и неосторожном слове, и распекать за не ту блузку, за не ту резинку, за громкий смех, за непочтительный ответ и угрожать, что "если ты со мной будешь так разговаривать, я пожалуюсь" - это перебор, я считаю...

копировать

Мнение одного родителя в данной ситуации ничего не решит, тем более, если в папе ребенка-старосты очень заинтересованы и учитель и администрация школы. Вам надо попытаться переговорить с остальными родителями класса и написать коллективную жалобу, что вас конкретно не устраивает, почему, и ваши предложения по разрешению кофликта (лучше, чтобы идея учителя осталась, но в другой форме, удобное вам, чтобы уж совсем без обид, ну, например, как здесь предлагали староста на день или неделю). К коллективной жалобе, возможно, как-то прислушаются, все-таки недоволен весь класс. А одно ваше недовольство вряд ли что-то даст.
Одно дело слить свое недовольству знакомому родителю, совсем другое сказать то же самое на собрании. Сколько раз сталкивалась с этим: на улице все громко возмущаются, как собрание, так все молчат, всех все устривает. Поэтому коллективная письменная жалоба в таком случае - это вариант.

копировать

Да, этим тоже занимаюсь. Пока родители, с кем разговаривала, удивлены, не сильно довольны, но ничего ужасного не видят - их дети не жалуются, значит, проблемы пока нет. Моя-то тоже не очень жалуется, реально не понравилось ей только одно замечание, на остальное она пока внимание не обращает. Разве что удивляется, почему учительница стала так к ним придираться и ругать по указке старосты за малейшие "несоответствия". Это я шум поднимаю, потому что проще сразу что-то изменить, пока в правило не вошло, направить в нужное русло, а не ждать, пока проблемы возникнут и мужественно их исправлять.
Так что пока родители ничего делать не хотят, вот, типа, если начнут моего ругать, а он плакать, тогда и будем что-то делать. Аргументы, что такая ситуация может привести к неприятностям, так что лучше исправить сразу, не действуют. Многие и боятся банально стать на место мамы того ребенка, которого депутат за ее слова (всего лишь о том, что они не хотят ездить на экскурсии и сдавать деньги) пообещал "отчислить"…

копировать

у нас с 1 класса в школе старосты.меняются каждый год.Дети мечтают старостой побыть, их уважают очень.А что тут такого?Никто полномочия не превышает:-)Наоборот, на старосту такая нагрузка-на советы школы ходили, задания получали, большую часть делали сами...Считаю, что все зависит от моральной обстановки в школе и классе.

копировать

Автор, вот честное слово, я бы возмущалась, если бы моего ребенка старостой назначили. Правильно, на Еве все время говорят, что заниматься надо своим ребенком, а не чужих воспитывать.

копировать

а почему бы возмущались?Я дочкой гордилась во втором кл, когда она была старостой.Особенно, когда ей и классу (отдельно)дали грамоту за первое место среди всех классов по итогам года.А все потом мечтали стать старостами тоже...

копировать

Потому что должность старосты (особенно в том варианте, про который автор говорит) противопоставляет ребенка и остальных детей. Я не хочу, чтобы мой ребенок был глазами и ушами учителя. Я не хочу потом разгребать слезы, конфликты, бойкоты и т.п. в адрес своего ребенка.